МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
301 ГРУППА
ВИНИЦКАЯ Александра Вячеславовна
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
Курсовая работа
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры
социальной педагогики
Прокопьева З.И.
Минск 2006
Содержание:
- Введение 4
- Глава I. Структура профессиональной культуры социального педагога 9
-
- 1. Личный социально-педагогический опыт социального педагога как внутренняя составляющая педагогической культуры 9
-
- 1.1. Профессионально важные качества социального педагога 10
- 2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста. 15
- 3. Этический и профессиональный кодекс социального педагога. 16
- Глава II. Профессиональное становление социального педагога 19
-
- 1. Развитие профессиональной культуры социального педагога в процессе практической работы и самообразования 19
-
- 1.1. Непрерывное образование социального педагога 20
- 2. Профессиональное становление социального педагога и его этапы 23
- 3. Основные значимые факторы и условия развития профессиональной культуры социального педагога 25
-
- 3.1 Альтруизм--один из ведущих факторов развития профессиональной культуры социального педагога 25
- 3.2. Предоставление самостоятельности и творчества в работе социального педагога как условие развития профессионализма 26
- 3.3. Развитие профессионального самосознания - условие повышения качества подготовки специалистов социальной работы. 28
- 3.4. Системно-синергетическая концепция педагогики как один из подходов к процессу формирования профессиональной культуры социального педагога 30
- 4. Определение готовности студентов к социально-педагогической деятельности по методике В. А. Сластенина 34
- Заключение 38
- Приложение 42
- Список литературы 45
Введение
Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры практикующего социального педагога требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, совершенствующего владение социально-педагогическими методиками, позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику системы общих технологий, которая включает в себя осуществление диагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, коррекции, социальной терапии, социальной экспертизы, проявлять их в повседневной жизни и практической деятель-ности. Данный факт свидетельствует о том, что уровень зва-ний и умений характеризует всего лишь компетентность человека в соответствующей области.
Внутренняя культура социального педагога-- это тот стержень, та основа, которая во многом определя-ет его поведение в различных жизненных ситуациях, профес-сиональной деятельности» Следовательно, речь идет не только об уровне знаний и умений человека в области педагогики, но и о сформированных личностных установках, идеалах, по-требностях и мотивах, определяющих сферу и условия их по-вседневного проявления. Изложенное позволяет выделить ос-новные компоненты внутренней культуры специалиста соци-альной сферы:
а) личность специалиста (внутреннее своеобразие) с его ин-дивидуально-психологическими и социально-педагогически-ми достоинствами и недостатками -- индивидуально-личност-ный уровень;
б) объем и степень усвоения специалистом накопленного в профессиональной деятельности педагогического опыта, эту часть внутренней составляющей называют теоретическим (ми-ровоззренческим) уровнем педагогической культуры. Он опре-деляет рациональный уровень (компонент) и показывает, ка-кие психолого-педагогические знания и как усвоены специа-листом, в какой степени они могут быть им использованы в профессиональной деятельности;
в) сформированное чувственное отношение у специалиста к объекту, социальной работе, ее результатам, и самосовершенствованию в педагогической области. Данная часть внутрен-ней составляющей называется чувственным (эмоциональным) уровнем педагогической культуры, ее эмоциональным компо-нентом. Данный компонент формируется и укрепляется в про-цессе овладения опытом социально-педагогической деятельно-сти. Он включает в себя: испытываемые специалистом чувства (симпатии или антипатии, уважения, безразличия или прене-брежения и пр.) к объекту социальной работы, самой деятель-ности; его переживания в процессе деятельности, а также в оценке достигаемых результатов; развитие потребности в по-знании и овладении новым опытом социальной работы- Чувст-венный уровень часто определяет внутреннее отношение спе-циалиста к педагогической деятельности, потребность в педа-гогическом самосовершенствовании. Он во многом характери-зует его внутреннюю нравственную культуру.
Рациональный и эмоциональный компоненты педагогической культуры специалиста реализуются самой личностью, через ее волевой компонент. Он характеризуется сформированными нравственно-волевыми качествами специалиста определяющими его способность реализовать свой личный социально-педагогический опыт в профессиональной деятельности.
Внешняя составляющая педагогической культуры специалиста -- это то, что находит повседневное проявление в его от ношении к объекту, социальной работе, социально-педагоги-ческой деятельности, их результатам. Она включает:
а) внешние достоинства и недостатки специалиста как чело-века (внешний вид, привычки, манеры и прочее) -- личност-ный уровень проявления педагогической культуры. Он харак-теризует педагогическую сторону личности как специалиста;
б) собственно проявляемые педагогические аспекты дея-тельности специалиста в процессе социальной работы (поведе-ние, действия, поступки, оказывающие педагогическое воз-действие на объект) специалиста -- поведенческий уровень пе-дагогической культуры. Данный уровень характеризует по-вседневное педагогическое проявление специалиста в общении с людьми, клиентами;
в) проявление уровня владения педагогическими техноло-гиями, методами и методиками, средствами и приемами -- практико-педагогический уровень специалиста как педагога. Он показывает степень владения специалистом реальным пе-дагогическим опытом, искусством педагогической деятельнос-ти, его педагогические возможности в работе с клиентом, а также результативность его профессиональной деятельности;
г) отношение специалиста к объекту социальной работы -- уровень внешнего отношения. Специалист может уметь эф-фективно выполнять ту или иную социальную работу, эффек-тивно реализовывать ее педагогические аспекты, но отноше-ние к ней и ее результативность часто зависят от его личност-ной позиции. Внешнее отношение показывает внимание спе-циалиста к человеку - объекту его социальной работы, - осо-бенности взаимодействия с другими людьми, заинтересованность или безразличие к результатам своей деятельности. Оно выступает важной характеристикой проявления педагогической культуры специалиста. Как показывает практика, внешнее отношение специалиста во многом является проявлением его чувственного (эмоционального) уровня--внутренней педагогической культуры.
В условиях роста экономической обусловленности взаимо-отношений людей в профессиональной сфере проблема отно-шения к объекту, самой социальной работе и ее результатив-ности становится особенно актуальной. Социальная работа является сферой преимущественно не коммерческой, а госу-дарственной и волонтерской деятельности. Данный факт сви-детельствует о том, что в новых условиях нравственная пози-ция личности социального работника приобретает особое зна-чение как показатель его профессиональной и педагогической культуры.
По своей сути внутренняя педагогическая культура специа-листа - - это накопленный им социально-педагогический опыт как составная часть социальной работы и эмоционально-чувст-венное отношение к ней; внешняя культура -- индивидуаль-ный стиль профессиональной деятельности этого же специали-ста, включающий социально-педагогический компонент и отношение к ней[1,232]
Актуальность исследования:
В связи с увеличением заказа в сфере социально педагогики актуальной является проблема качества профессиональной подготовки социальных педагогов. Работа посвящена профессиональной деятельности социального педагога, изучению структуре и путей формирования его профессиональной культуры, поскольку именно составляющие профессиональной культуры во многом определяют успешность социально-педагогической консультативной деятельности.
Тема: профессиональная культура социального педагога и пути ее формирования
Цель: определить пути формирования профессиональной культуры социального педагога.
Объект: профессиональная деятельность социального педагога.
Предмет: процесс совершенствования профессиональной культуры социального педагога.
Задачи исследования:
1. Выявить условия и закономерности формирования профессиональной культуры социального педагога.
2. Определить способы и средства, способствующие и препятствующие повышению профессиональной культуры социального педагога.
3. Обосновать практические рекомендации по повышению общей культуры специалиста, совершенствованию профессиональной культуры социального педагога в его практической деятельности.
Гипотеза исследования:
Формирование профессиональной культуры в социально-педагогической деятельности социального педагога возможно при создании следующих условий:
1) Приобретение собственного опыта на основе непрерывного образования социального педагога, систематизации теоретических и практических профессиональных знаний.
2) Развитие профессионального самосознания, самообразования и целе
направленности работы по самосовершенствованию, профессиональному самообразованию.
3) Предоставления, организации и поддержки коллективом самостоятель-
ности и творчества социального педагога.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературных источников по теме.
2. Методика определения готовности студентов к социально-педагогической деятельности.
3. Анкетирование.
Глава I. Структура профессиональной культуры социального педагога
1. Личный социально-педагогический опыт социального педагога как вну-тренняя составляющая педагогической культуры
Рассмотрим содержание основных структурных компонен-тов, составляющих педагогическую культуру специалиста со-циальной сферы.
Прежде всего -- это сам специалист как личность, как носи-тель реальной педагогической культуры. При оценке педаго-гической культуры специалиста видят прежде всего проявле-ние в профессиональной деятельности конкретного челове-ка -- социального педагога.
Личный социально-педагогический опыт специалиста как основа, стержень педагогической культуры включает такие составляющие, как личность самого социального педагога, его теоретический и практический опыт, личностные социаль-но-педагогические качества.
Личность специалиста --это тот внутренний мир, в котором происходит усвоение и накопление личностного социально-пе-дагогического опыта специалиста. Именно через призму лич-ности с ее индивидуально-психологическими и социальными особенностями происходит усвоение теоретического и практи-ческого опыта.
Теоретический социально-педагогический опыт это те медицинские, психолого-педагогические, социальные, про-фессиональные знания, которые необходимы специалисту для квалифицированной деятельности, в том числе и педагогичес-кой, так как она представляет естественную составную часть социальной работы. Психолого-педагогические знания составляют основу собственно педагогической деятельности; медицинские и социальные знания -- необходимый компонент -- предрасположения и предостережения, которые надо учиты-вать специалисту; профессиональные -- особенности, сферы проявления и пр. Совокупность знаний показывает то, на чем основывается действенность всей профессиональной деятель-ности специалиста социальной сферы.
Практический опыт представляет собой усвоенные умения и навыки -- это получившая закрепление на практике реали-зация педагогического аспекта профессиональной деятельнос-ти специалиста социальной сферы с различными категориями клиентов при решении тех или иных социальных проблем. По своей сути он представляет тот «капитал», который прошел апробацию на практике специалиста и может быть им исполь-зован в типичных ситуациях.
Педагогический опыт по содер-жанию включает в себя:
-- уровень владения специалистом искусством педагогичес-кой деятельности (педагогическое мастерство);
-- развитие профессионально-важных (с позиции педагоги-ки) личностных качеств, позволяющих специалисту наиболее полно реализовать педагогический аспект в процессе социаль-ной работы в интересах эффективности профессиональной дея-тельности.
Педагогическое мастерство складывается из:
-- владения специалистом педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приемами;
-- развития у него педагогической техники: самоуправле-ния, вербального и невербального, непосредственного и опо-средованного воздействия на человека, культуры общения, культуры речи.
1.1. Профессионально важные качества социального педагога
Профессионально важные качества выделяют то индивиду-альное своеобразие специалиста, которое накладывает на него специфика профессиональной деятельности социального ра-ботника. К таким качествам относятся:
Педагогическая направленность -- это особенности разви-тия и воспитания личности, характеризующие ее предраспо-ложенность к педагогической деятельности, в том числе и в от-ношении людей -- объектов социальной работы. Она проявля-ется в интересах, потребностях человека, его мотивах, целях, идеалах.
Нравственные качества -- это усвоенные нормы морали, выражающие общечеловеческие ценности в отношении к человеку, в общении, социальной работе, социально-педагоги-ческой деятельности; нравственные чувства -- удовлетворе-ние от повседневного проявления нравственности (уважения к человеку, его достоинству), стремления помочь, поддержать клиента в решении социальных проблем. Это удовлетворен-ность от добросовестного выполнения социальной работы, со-циально-педагогической деятельности, своей профессиональ-ной деятельности, нравственной по своей сути. Моральным является чувство неудовлетворенности в результате нерешен-ности социальных проблем человека, несоблюдение мораль-ных норм как самим педагогом, так и другими участниками воспитательного процесса. Нравственные качества проявля-ются в таких чувствах специалиста, как долг, совесть, честь. Именно эти чувства способствуют формированию нравствен-ных привычек.
Коммуникативные качества (от лат. communico-- делаю об-щим, связываю, общаюсь) -- способность быстро и правильно строить общение. Социальный педагог постоянно находится во взаимодействии, общении с клиентом -- тем человеком, ко-му нужна его помощь. Действенность его деятельности зави-сит от искусства его общения с клиентом. К коммуникатив-ным качествам относятся:
-- контактность в общении -- способность входить в обще-ние с клиентом и обеспечивать наиболее целесообразное взаи-модействие. Данные способности имеют важное профессио-нально значение для социального работника;
-- каждый человек способен в той или иной степени влиять на другого (клиента). Существует даже термин «суггестопе-дия», введенный Г.К. Лозановым. Он означает использование внушения в процессе обучения. По отношению к социальному работнику суггестопедийность означает способность специали-ста к вербальному или невербальному доминированию в про-цессе социальной работы с клиентом (внушение словом, инто-нацией или мимикой, жестами, действиями). Другими слова-ми, это способность (предрасположенность) специалиста к внушающему воздействию на клиента в процессе социальной ра-боты с ним. Такая способность проявляется в виде действенности авторитета специалиста, его личности, владения им искус-ством общения с клиентом, убеждать, увлекать его, заражать идеями самореализации.
Перцептивные, социально-перцептивные качества (от лат. реrсерcio- - восприятие и socialis -- общественный) -- восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (дру-гих людей, самих себя, групп и т.п.). Термин «перцепция со-циальная» введен американским психологом Дж. Брунером (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик сти-мула -- объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей и намерений. Социально-перцептивные качества социального педагога отражают его способность видеть и понимать внут-реннее состояние себя и клиента, с которым он работает. К ним относятся:
-- педагогическая наблюдательность.-- видение своих осо-бенностей и клиента, динамики их проявления. Для социаль-ного работника исключительно важным фактором выступает, что и как он способен наблюдать в себе и в другой личности;
-- педагогическая интуиция -- способность видеть взаимо-связь проявления особенностей личности и ее внутреннего со-стояния, его индивидуальных черт, перспектив их измене-ния, а также возможности решения стоящих перед ним социальных проблем. Она формируется на основе практического опыта социальной работы с различными типами клиентов. Характерный пример проявления перцептивных способнос-тей воспитателя привел А.С. Макаренко в «Педагогической поэме»: «Мой глаз в то время был уже достаточно набит, и я умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неулови-мым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по ка-ким-то мельчайшим завиткам личности, может быть, даже по запаху, сравнительно точно предсказать, какая продукция может получиться в каждом отдельном случае из этого сы-рья». Для социального педагога исключительно важно уметь видеть своеобразие клиента, его социальные проблемы и возможности их решения с помощью целенаправленной са-мореализации;
-- рефлексия -- умение видеть себя глазами другого челове-ка. Специалист социальной сферы работает с людьми, и умение видеть себя со стороны позволяет ему критически относиться к своему поведению и к тому, что и как он делает, более ответст-венно относиться к своей профессиональной деятельности. Ре-флексия позволяет видеть свои недостатки и целенаправленно работать над собой по самосовершенствованию. Рефлексия дает возможность понимать свое состояние и волевым усилием доби-ваться целесообразного самоуправления в процессе профессио-нальной деятельности, общении, взаимодействии;
-- педагогическое мышление -- это способность социаль-ного работника осознанно использовать психолого-педагоги-ческие знания в процессе профессиональной деятельности, осмысливать педагогические ситуации и способы их реше-ния;
-- педагогическое воображение -- это способность специали-ста в процессе социальной работы представлять поведение свое, клиента, динамику их изменения. Оно позволяет ему оп-ределять наиболее целесообразное поведение и выбирать спо-соб решения социальной проблемы клиента.
Педагогическое мышление и воображение развиваются в процессе накопления знаний, их осмысления, решения педа-гогических задач, накопления опыта наиболее целесообразно-го разрешения педагогических ситуаций по отношению к раз-личным категориям клиентов.
Эмоциональные качества личности характеризуют пережи-вания специалиста, которые он испытывает при встрече с со-циальными проблемами человека в процессе социальной рабо-ты и оказывающие существенное влияние на его профессио-нальную деятельность. К ним относятся:
-- эмоциональная устойчивость -- самообладание, способ-ность к саморегуляции позволяет социальному работнику вла-деть собой в различных ситуациях профессиональной деятель-ности. Она выступает важным условием действенности усилий социального работника, так как позволяет ему управлять сво-им состоянием в различных условиях профессиональной дея-тельности и этим помогает принимать взвешенные, осмыслен-ные решения, добиваться достижения цели;
-- эмпатия--- способность эмоционально отзываться на переживания клиента, сопереживать с ним в процессе взаимо-действия, общения. Социальный работник работает с челове-ком, живым существом. В этих условиях способность к сопе-реживанию позволяет ему с большей душевной теплотой от-носиться к внутреннему состоянию клиента, к тем реальным социальным проблемам, которые он имеет, лучше понимать его внутренний мир, переживания. Эмпатия в этом случае позволяет специалисту подбирать и использовать необходи-мые именно в данной ситуации средства и приемы взаимодей-ствия, которые в большей степени помогут ему в работе с этим клиентом.
Практика работы специалистов социальной сферы показы-вает необходимость учета особенностей эмоциональной устой-чивости и эмпатии социального работника. С этой целью реко-мендуется:
-- проводить профессиональный отбор специалистов, реко-мендуемых для работы в социальной сфере: здесь не могут ра-ботать люди, чуждые эмпатии, -- и в то же время в зависимос-ти от глубины выраженности эмпатии необходимо определять сферу целесообразного использования специалиста. Людям глубоко эмпатичным не рекомендуется работать с теми, кто г находится в особенно тяжелом состоянии и вызывает соответ-ствующие сострадания. Для этой категории специалистов, осо-бенно если исход их работы может быть трагичным, возможны деформационные последствия;
-- сопереживания специалиста в работе с клиентом долж-ны носить внешне-эмоциональное проявление, не переноси-мые вовнутрь. Это профессиональная деятельность, и если каждый раз специалист будет все до глубины души пережи-вать сам, он не сможет выдерживать. Элемент профессиональ-ного актерства в деятельности вполне может иметь место. Он может проявляться в искреннем сочувствии клиенту, реаль-ной деятельности по оказанию помощи в решении его соци-альных проблем;
-- активно учиться управлять своими чувствами и при воз-растании переживания уметь переключаться, снимать возрас-тающее эмоциональное напряжение;
-- добиваться внедрения правила жизни: состояние в рабо-те с клиентом переключать на иное в общении с другим клиентом, сотрудниками и особенно в поведении в семье. К этому надо постоянно стремиться и контролировать себя.
Своеобразие усвоенного практического опыта специалиста, развитие его профессионально важных качеств находят прояв-ление в его личном социально-педагогическом опыте -- во вну-тренней составляющей педагогической культуры этого социального педагога.
2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста.
Внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста есть не что иное, как проявление опыта в индивидуальном стиле его деятельности.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности -- это своеобразие индивидуального проявления педагогического мастерства и техники в процессе социальной работы. Он обусловливает особенности профессиональной деятельности социального работника и его результативность. Индивидуальные стиль педагогической деятельности социального педагога включает:
а) проявление специалистом себя как личности специалиста-профессионала. Как уже подчеркивалось, в деятельности проявляется конкретный человек;
б) нравственный идеал специалиста в профессиональной де-ятельности, определяет сформировавшееся у него отношение в социальной работе. Каждый специалист в своей профессио-нальной деятельности выражает определенное отношение и образ действий, которые характеризуют его как личность и сформировавшуюся установку в социальной работе. Измене-ние стиля действий может иметь место при профессиональной деформации его личности;
в) отношение специалиста к самому себе, клиенту, своей ра-боте с ним;
г) своеобразие реализации (проявления) педагогического мастерства в процессе профессиональной деятельности соци-ального работника через:
-- реализацию педагогических технологий, методов и мето-дик, средств и приемов педагогической деятельности. Педаго-гическая подготовка способствует наиболее полному проявле-нию педагогических аспектов в процессе профессиональной деятельности специалиста социальной работы и оказывает су-щественное влияние на ее результативность;
-- проявление в социальной работе педагогической техники специалиста (самоуправления, вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека, культуры общения, культуры речи).Именно через педагогическую технику специалист реализует свой педагогический потенциал
д) педагогический такт и этика в процессе социально-педагогической работы
е) достигаемые результаты в работе специалиста [1, 240].
3. Этический и профессиональный кодекс социального педагога.
Выход на профессиональный уровень постановки социально-педагогической работы в стране требует, чтобы профессию социального педагога избирали люди особых личностных качеств.
Деятельность социального педагога --это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, взаимопомощи, взаимоответственности. Обязательные личностные качества социального педагога--эмпатийность, психологическая грамотность, деликатность. Человек, избирающий эту профессию, должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной и общей культурой, чувством такта, уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою активную роль в защите прав человека на достойную жизнь, твердые нравственные принципы.
Специфика функций социального педагога предполагает органичное сочетание личностных и профессиональных качеств, широкой образованности, ибо подготовка социального педагога должна стать практически человековедением, отражающим многообразные отделы современного человековедения.
В ходе исторического становления профессии социального педагога в мировой и отечественной практике сформировались определенные этические нормы, которые с полным правом могут быть названы профессионально-этческим кодексом социального педагога. Он содержит следующие основные
положения:
· Приоритет личности по отношению к обществу на основе признания уникальности каждого человека, его прав и возможностей. Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание.
· Стремление к социальным изменениям, соответствующим позитивным тенденциям развития личности и общества. Стремление к социальной справедливости, к экономическому, физическому, духовному благосостоянию для всех членов социума.
· Готовность к передаче знаний и умений другим. Стремление к развитию
способности подопечного(клиента) самостоятельно решать возникающие
жизненные проблемы.
· Готовность действовать от имени подопечного. Готовность отделить
личные чувства от профессиональных отношений. Конфиденциальность
во взаимоотношениях.
· Социальный педагог обязан поддерживать высокие мораль-но-нравственные стандарты своего положения, исключая нечест-ные действия, всевозможные уловки, введение кого-либо в заблу-ждение; он должен четко различать заявления и действия, сделан-ные им как частным лицом и как представителем этой профессии.
Эти этические нормы--ориентир в повседневной практической работе социального педагога, в определении профессиональных стандартов, в оценке качества его труда. В соответствии с этим социальный педагог рассматривается как сотрудник социальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества жизни людей[7, 14].
Глава II. Профессиональное становление социального педагога
1. Развитие профессиональной культуры социального педагога
в процессе практической работы и самообразования
Профессиональная культура -- сложный жизнедействующий организм, сложная многоаспектная целостность. По существующей теории любая активно функционирующая система требует постоянной энергетической подпитки. В социально-педагогической работе это имеет особую значимость, поскольку на первый план здесь выходят психо-эмоциональные ингредиенты, а человеческое общение выступает как основа профессиональной деятельности. Для социального педагога такая подпитка видится прежде всего в постоянном самосовершенствовании как специалиста, в переос-мыслении имеющихся знаний, расширению и углублении социаль-но-педагогического опыта, наращивании арсенала актуальных ме-тодов и методик.
Деятельность социального педагога на-правлена на изменение тех обстоятельств в жизни человека, кото-рые характеризуются проблемами его здоровья, способностями, привычками, характером, взаимоотношениями, отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо, потребностью в чем-либо.
Нередко ему приходится прибегать даже к патерналистским действиям, когда происходит вмешательство в желания или свобо-ду подопечных, чтобы ограничить их псевдоблагие устремления, саморазрушительные действия. Речь идет об усилиях социального педагога по защите своих подопечных от них самих, когда в ре-зультате извращенного восприятия ими действительности или неадекватных решений создается угроза их благополучию. И если в каких-то сложных, экстремальных ситуациях представители большинства профессий сосредоточиваются только на каком-то измерении человеческой личности (врачи занимаются физическим состоянием, учителя - интеллектуальным развитием, психологи--эмоционально-психическими процессами, адвокаты--защитой прав и т.п.), то работа социального педагога, социального работника направлена на человека целостного - его биологическое, психологическое, социальное и душевное состояние. Более того, ему не только приходится действовать самому, но выступать посредником и координатором взаимоотношений и взаимодействий клиента с представителями других более узких и конкретных профессий: психологами, медиками, учителями, представителями местных администраций, правоохранительных органов и других, что также требует специальных подходов, знаний, умений, навы-ков, опыта, авторитета.
Как видим, все перечисленное весьма и весьма сложно, поскольку целиком замыкается на многоходовых человеческих взаимоотношени-ях и в результате получается, что первичным «рабочим инструментом» социального педагога, социального работника, является он сам, его личностные качества, профессиональная культура.
На основании данной констатации подтверждается вывод, что социальный педагог--высококультурный, ответственный, широкопрофильный, постоянно самосовершенст-вующийся профессионал. Если из данного личностно-профессионального набора что-то безнадежно выпадает, значит мы имеем дело с каким-то временным недоразумением, случайностью, ошибкой выбора, которая чем раньше будет исправлена, тем будет лучше и для самого несостоявшегося социального работника, и для всех тех, кто входит в сферу его деятельностной компетенции[16, 130].
1.1. Непрерывное образование социального педагога
На протяжении всей деятельности социального педагога, соци-ального работника должна осуществляться его личностная и про-изводственная многоканальная самоподстройка и саморегуляция с учетом возможных изменений социальной среды в направлении утверждения гуманистических принципов и культурных ценностей, развития социально-психолого-педагогической науки -практики.
Социальный педагог должен постоянно рефлексировать соответственные профессиональные знания и умения с позиций соответствия-несоответствия требованиям реальной социо- культурной среды, накапливать, апробировать, закреплять, селекционировать новый опыт, стараясь постоянно удерживать себя на" поле" профессиональных инноваций.
По выражению Н Рубакина, "всякое настоящее образование добывается путем самообразования...все, что делаешь и чего добиваешься самолично, по своей воле и желанию, --это залезает в голову всего крепче". Известный философ Гельвеций по этому поводу писал:" Я продолжаю учиться, мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание.
Авторитет мировой педагогики и социальной педагогики А. Дистервег выразился не менее убедительно: "Развитие и образование человека не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью ,собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому самодеятельность--средство и одновременно результат образования...».
В декларации регионального собрания в Гаванне (ноябрь,1996), принятой в связи с подготовкой Всемирной конференции по высшему образованию в XXI веке, проводившейся под эгидой ЮНЕСКО, говорится:«Сама природа современных знаний, находящихся в процессе постоянного обновления и самого неожиданного и бурного роста, полностью согласуется с существующим ныне понятием непрерывного образования... Непрерывное образование должно давать возможность всем, вне зависимости от воз-раста, вернуться в классные комнаты, чтобы вновь получить воз-можность учиться или подняться на новый уровень профессио-нальной подготовки» (58).
На аналогичной региональной подготовительной конференции в Токио (июнь 1997 г.) в пункте 5 Декларации записано: «Новая политика и новые парадигмы высшего образования должны, таким образом, найти свою концептуальную основу в образовании в те-чение всей жизни человека» (58).
Интерпретируя приводимые высказывания с наших реальных позиций, можно выделить два основных направления осуществления непрерывного образования.
Во-первых, работа высших учеб-ных заведений должна быть построена таким образом, чтобы лю-бой человек мог самостоятельно управлять своей подготовкой не-зависимо от ее степени и в различные периоды своего профессио-нального становления и социокультурного роста. Во-вторых, сам специалист должен располагать уровнем культуры, предполагающим достаточную мотивацию для самообразования и профессио-нального самосовершенствования. При всей важности первого, понятно, что без должной выраженности второго оно немного будет значить.
Непрерывность образования в целом С. Расчетина представляет в виде поэтапного процесса.
На первом, довузовском этапе, профессионального вы-бора происходит достижение уровня социальной зрелости, доста-точного для решения проблем морально-профессионального само-определения и выбора образовательного маршрута в области «че-ловек--человек».
Результатом второго, вузовского этапа, является достижение уровня профессиональной зрелости, достаточного для реализации потенциала собственной личности в области социальной педагоги-ки, социальной работы.
Третий этап предполагает достижение специалистом уровня профессиональной зрелости, достаточной для реализации потен-циала своей личности в разных сферах социально-педагогической работы и избранной специализации (215).
Непрерывному профессиональному образованию в значительной мере содействует систематическая курсовая переподготовка специалистов.
Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры практикующего социального педагога требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, со- вершенствующего владение социально-педагогическими методиками, позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику.
Система общих технологий, которая включает в себя осуществление диагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, коррекции, социальной терапии, социальной экспертизы, прогнозирования, проектирования, посредничества, консультирования, социального обеспечения, социального страхования, опеки, попечительства и др., требует глубокого аналитического осмысления, достаточно продолжительного времени и постоянного «прокатывания» их на протяжении всего периода профессиональной деятельности.
Каждая из всевозможных частных методик также тре-бует постоянного подкрепления практикой. Таким образом, высо-кая профессиональная культура социального педагога невозможна без повседневной социально-педагогической практики[13, 132-135]
2. Профессиональное становление социального педа-гога и его этапы
Каждый из этапов профессионального становления спе-циалиста имеет свои задачи и цели, и независимо оттого, кто включается в него -- педагог, психолог, социальный пе-дагог или куратор, они будут одинаковы, отличаются лишь методы, техники, способы их реализации:
1. формирование профессиональных намерений и со-знательный выбор профессии;
2. продуктивное усвоение профессиональных знаний, навыков и умений и взаимодействие обучающего и обуча-ющихся в процессе воспитания;
3. активное вхождение в профессию;
4. полная реализация личности в труде.
Первый этап -- формирование профессиональных на-мерений и сознательный выбор профессии -- связан с профориентационной работой, особенность которой состоит в знакомстве абитуриентов с ценностными представлени-ями о самой профессии, о значимости ее для общества в современных условиях, выявлении личностных особенно-стей абитуриентов и профессиональной направленности как системы эмоционально-ценнностных отношений.. Здесь важна эффективная профориентационная работа в школах, в системе довузовской подготовки.
Этот период очень важен, ведь именно на начальном этапе профессионального обучения особую роль играет мо-тивация выбора профессии. Важно определить к чему че-ловек имеет способности, чем ему нравится заниматься, и если выбор сделан правильно, то задачи следующего пери-ода становятся более конкретны.
Второй этап -- усвоение профессиональных знаний, на-выков и умений -- будет проходить эффективнее при на-личии сформированной мотивации к обучению данной про-фессии.
Следующий, третий этап -- активное вхождение в профессию -- предполагает самостоятельную профессионально-учеб-ную деятельность студентов, к которой можно отнести как практическую, так и научную деятельность.
Вхождение в профессию -- очень важный этап для бу-дущего профессионала, так как практика показывает, на-сколько студент владеет необходимыми знаниями, умени-ями, практика позволяет сверить свои ожидания с реаль-ной профессиональной деятельностью.
Последний этап -- полная реализация личности в тру-де.
Профессиональное становление личности -- сложный процесс, проходя который, человек преодолевает трудно-сти, находит выход из кризисных ситуаций возрастного и личностного характера и тем самым получаст способность при поддержке внешних и внутренних условий ценностно изменить самого себя или ценностно-духовно поддержать другого человека[2,53-54].
3. Основные значимые факторы и условия развития профессиональной культуры социального педагога
3.1 Альтруизм--один из ведущих факторов развития профессиональной культуры социального педагога
Вместе с тем, характеризуя понятие непрерывного социально-педагогического образования, следует подчеркнуть альтруистические потребности социального педагога, социального работника. Согласно утверждениям психологов, эта потребность является врожденной и мера ее выраженности у разных людей разная Идеальной нормой для обращения к социально-педагогическому образованию является альтруистически настроенный человек, жизнь которого лишается некоторого смысла, если не создаются условия для проявления его бескорыстных гуманистических эмоций и их воплощения в практическую деятельность.
Альтруистическая эмоция лежит в основе социальной направленности личности и ее высшим выражением является способность к социальному творчеству -- к решению социальных проблем нуждающегося человека на высшем профессиональном уровне Эта постоянно возобновляемая потребность может рассматриваться как психологическое внутриличностное русло образовательного про-цесса. Человек образовывает себя сам и в меру своих возможно-стей помогает другому человеку, попавшему в беду (215).
Таким образом, ведущим фактором, стимулирующим повыше-ние образования, развитие профессиональной культуры социально-го педагога, является его стремление к расширению поступков добродеяния, благотворительности и милосердия.
3.2. Предоставление самостоятельности и творчества в работе социального педагога как условие развития профессионализма
Работа социального педагога достаточно специфична, деликатна и не терпит непрофессионального вмешательства. Тем не менее, являясь государственной службой, она не может быть избавлена от управленческой подчиненности, руководства. Как правило, начальник, руководитель, которому подчиняется социально-педагогическая служба, чаще всего не является социаль-ным педагогом, а поэтому издаваемые им поручения и управленческие директивы могут в той или иной степени быть некорректными с точки зрения профессиональных социально-педагогических подходов. Общественное объединение в таких случаях может защитой и профессионально-методическим катализатором..
Есть необходимость особо подчеркнуть, что полноценная про-фессиональная деятельность социального педагога возможна не иначе как при условии самостоятельного и творческого отношения к осуществлению своих должностных обязанностей. Отсутствие соответствующих условий, несвобода в принятии решений, пону-кание, игнорирование и другие некорректные вмешательства в дея-тельность социального педагога, социального работника, способны вызвать отрицательную профессиональную динамику, депрофес-сионализацию специалиста.
Полноценная профессиональная деятельность выражается в том, что социальный работник как субъект труда призван само-стоятельно и творчески подходить к определению и решению про-фессиональных задач, достигать результатов, соответствующих стандартам, уметь анализировать и регулировать технологические процессы и т.д.
Отсутствие условий для нормального осуществления социаль-но-педагогической деятельности вызывает профессиональную де-формацию личности, состояние психической усталости, эмоцио-нальной напряженности, способно вызвать рассогласование разных систем организма и психики.
Завершая и обобщая рассуждения о профессиональном и куль-турном восхождении социального педагога, подчеркнем, что про-фессиональная культура формируется как параллель его акмеограммы (движение и достижение наивысшей точки психофизиче-ского развития профессиональной деятельности). Как показывает практика, здесь особую значимость имеют внутренние факторы: мотивы, уровень притязаний, самооценка, физическое здоровье, психо-эмоциональный настрой и т. д.
Все это в значительной степени может регулироваться и фор-мироваться самим социальным педагогом, и в большей степени тем, кто является более зрелым и соответствующим как профес-сионал и как личность. Мы показали сколь значимой в осуществ-лении социально-педагогической деятельности может быть про-фессиональная среда, тип профессиональной организации. Однако эти факторы также подвержены развороту в благоприятном на-правлении тем же социальным педагогом, при условии достижения им должного уровня профессиональной культуры.
Таким образом, мы имеем возможность подчеркнуть самораз-вивающую способность профессиональной культуры, которая мо-жет и должна иметь место в практической деятельности, самообра-зовании социального педагога, социального работника[13, 133].
3.3. Развитие профессионального самосознания - условие
повышения качества подготовки специалистов социальной работы.
Ведущим условием повышения качества подготовки социальных педагогов является профессиональное самосознание личности субъектов социально-педагогической деятельности.
Под профессиональным самосознанием понимают не только профессиональные знания и специальные знания о том как надо применить профессиональные знания, а прежде всего это субъективный опыт человека, в том числе и в профессиональном плане (А. А. Деркач, О. В. Москаленко, 1999).
Иными словами, профессиональным самосознанием называется совокупность психических процессов, посредством которых специалист осознает себя в качестве субъекта деятельности.
Проблема устойчивости качества и развития профессионального самосознания, так же зависит от того, насколько профессия соответствует требованиям личности, ее склонностям, насколько человек удовлетворен профессиональной деятельностью.
Показатели развития профессионального качества - профессионализма, является гуманистическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентаций, позитивное отношение к себе как к профессионалу, отсутствие личностных деформаций.
Профессиональное становление специалиста- сложный , непрерывный процесс « проектирования личности». ( М.В. Фирсов).
В связи с этим одной из актуальных задач, которую необходимо решать в ВУЗе , является организация профессионального становления специалиста социального педагога через формирование личностной модели самосознания, самодвижения к профессиональным вершинам, профессиональному мастерству.
Как показывает исследование, проведенное на курсах подготовки, центре и т.д. для эффективного развития профессионализма социального пе ...........
Страницы: [1] | 2 |
|