Главная   Добавить в избранное Особенности современного этапа формирования этико-аксиологических оснований социальной работы | дипломная работа


Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады - скачать бесплатно Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады и т.п - скачать бесплатно.
 Поиск: 


Категории работ:
Рефераты
Дипломные работы
Курсовые работы
Контрольные работы
Доклады
Практические работы
Шпаргалки
Аттестационные работы
Отчеты по практике
Научные работы
Авторефераты
Учебные пособия
Статьи
Книги
Тесты
Лекции
Творческие работы
Презентации
Биографии
Монографии
Методички
Курсы лекций
Лабораторные работы
Задачи
Бизнес Планы
Диссертации
Разработки уроков
Конспекты уроков
Магистерские работы
Конспекты произведений
Анализы учебных пособий
Краткие изложения
Материалы конференций
Сочинения
Эссе
Анализы книг
Топики
Тезисы
Истории болезней


 





Особенности современного этапа формирования этико-аксиологических оснований социальной работы - дипломная работа


Категория: Дипломные работы
Рубрика: Социология и обществознание
Размер файла: 18 Kb
Количество загрузок:
61
Количество просмотров:
2549
Описание работы: дипломная работа на тему Особенности современного этапа формирования этико-аксиологических оснований социальной работы
Подробнее о работе: Читать или Скачать
Смотреть
Скачать



Содержание

Введение

1 Научная парадигма новой реальности и проблемы социальной работы

2 Актуальные направления исследования практики социальной работы в современном российском обществе

3 Теория и практика социальной работы: проблемы взаимодействия

4 Основные направления научных исследований в области теории социальной работы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Этико-аксиологические корни социальной работы в современной техногенной цивилизации лежат в культе потребительских ценностей, в эгоизме человеческого рода. Выход из кризиса видится в освоении новых ценностно-нормативных стратегий, позволяющих повысить ценность социальной работы, преодолеть отчуждение человека от природы, соединить мир природы и мир человека, выработать новое мировоззрение и новую социальную этику.

Социальная этика есть та этика, которая формулирует ценностные предпосылки такого способа человеческой жизнедеятельности, который не ведет к социальной катастрофе.

Необходимо возродить чувство «сопричастности» (К. Юнг) человека к миру природы, восстановить духовно-символическую связь человека друг с другом.

Социальная этика имманентна духу социально-философской мысли: - существуют концептуальные предпосылки и основания, которые делают ее вполне органичной частью интеллектуального движения современности. Это, прежде всего, этика ненасилия Л.Н. Толстого, этика благоговения перед жизнью Альберта Швейцера, метаэтика Джорджа Мура.

Наука и религия - это два столпа, на которых зиждется ценностная ось социальной этики. Тот, кто найдет научную истину о сущности материи и сумеет соединить ее с духовным предназначением человека придет к подлинной социальной этике, которая поможет нам соблюдать надлежащую меру в отношениях с друг с другом.

Аксиология социальной этики охватывает материальные и духовные ценности, природные и человеческие ценности. Конвергенция природных и человеческих ценностей образует аксиологическое ядро социальной этики.

1 Научная парадигма новой реальности и проблемы социальной работы

Последняя треть XX в. знаменуется рождением новой пост-неклассической науки. Причиной тому стали революционные открытия в разных отраслях научного знания, значительно изменившие научную картину мира в целом.

Базисные принципы современного миропонимания:

Новое понимание категорий времени и пространства: согласно теории относительности Эйнштейна, пространство и время не абсолютны (могут претерпевать изменения) и не существуют как независимые реальности, а образуют четырехмерный континуум «пространство -- время».

Принципы целостной картины мира не подчинены логике линейности и иерархии. Простое и сложное могут сосуществовать, не будучи связаны между собой иерархически, развитие сложной системы многоальтернативно (человек имеет дело с «созвездиями возможностей»).

Эволюция -- система закономерных и случайных факторов. Возрос интерес к неустойчивым (неравновесным) динамическим системам, конструктивной роли случая, процессам самоорганизации и самодезорганизации.

Хаос может выступать в качестве самоорганизующего начала системы.

Необратимость и вероятность -- объективные свойства реальности.

В контексте нового миропонимания интенсивно развивается гуманитарное знание: переосмысливаются проблемы индивидуального и социального бытия, характер социальных отношений, в том числе -- отношений по поводу помощи и взаимопомощи, социальной защите и поддержке тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Эту тенденция принципиальных изменений проявляет себя при сравнительном анализе структурных сценариев социальной работы.

В процессе становления общенаучной парадигмы новой реальности видоизменяется и парадигма научного знания в области социальной работы.

Ее существенные характеристики:

сосуществование, «диалог» различных методологических подходов в теории социальной работы (холизм -- индивидуалистский подход);

новое проблемное поле социальной работы -- «пандемическая среда», общности и система поддержки, помощи в этих обстоятельствах;

формы помощи носят не локализованный (социоэкономический, социально-психологический), а макроэкологический характер;

приоритетное развитие комплексно-ориентированных теоретико-практических моделей социальной работы;

- базовое понятие -- «жизненный сценарий личности».

2 Актуальные направления исследования практики социальной работы в современном российском обществе

Приоритетные задачи практики социальной работы:

совершенствование правовой основы системы социальной защиты нетрудоспособных граждан и семей с детьми;

поддержка и помощь наименее защищенных категорий населения в получении ими тех социальных гарантий, которые определяются новыми нормативными документами;

создание информационных центров, ориентированных на систематическое выявление особенностей социального положения нетрудоспособных граждан и семей с детьми;

разработка государственных стандартов социального обслуживания;

паспортизация социальных объектов и социальных служб, включенных в систему оказания социальной помощи населению;

разработка и реализация социальных проектов, программ федерального и регионального значения;

формирование эффективной социальной политики в регионах;

интеграция всех форм и направлений как профессиональной, так и непрофессиональной социальной работы в единую систему;

учет экологической ситуации, складывающейся в различных регионах России, выявление социально-экономических зон, опасных для проживающего в них населения;

совершенствование технологий социальной работы с различными категориями населения и на индивидуальном уровне;

организация рекламы по пропаганде конкретных видов срочной социальной помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

развитие системы подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе

3 Теория и практика социальной работы: проблемы взаимодействия

Интеграция теории и практики социальной работы в единую непротиворечивую систему научного знания -- необходимое условие эффективности социальной работы как профессиональной деятельности.

Теория дает описание каких-либо аспектов действительности, объясняет известные факты, указывая на существующие связи, которые лежат в основе этих фактов, предсказывает новые факты. Она предписывает, что следует делать социальным работникам в разных ситуациях при решении проблем клиента. В свою очередь, содержание теории социальной работы и ее основные направления как профессиональной деятельности определяются главным образом социальной практикой.

Тем не менее, возникают определенные трудности в использовании теорий социальной работы на практике. Вероятно, это можно объяснить следующим образом:

многие социальные работники сугубо прагматически подходят к возможностям использования теорий социальной работы в социальной практике, важным критерием их пользы считая немедленный эффект;

определяются существующими традициями социальной помощи населению, инерцией в восприятии инновационных моделей практики;

«удобная» теория может сознательно использоваться конкурирующими социальными структурами с целью контроля за практикой социальной работы;

отдельные теории социальной работы находятся еще на начальном этапе своего становления и существующий понятийный аппарат этой новой отрасли научного знания не позволяет еще объяснить и прогнозировать действия социального работника;

из-за отсутствия достаточного количества профессионально подготовленных социальных работников на практике происходит эклектическое соединение разных теорий, что приводит, порой, к противоположно ожидаемым результатам.

4 Основные направления научных исследований в области теории социальной работы

Можно выделить следующие группы проблем, задающих направленность научным исследованиям в области теории социальной работы:

исследования методологических проблем теории социальной работы (предметно-объектные связи, структура научного знания в области социальной работы, научный статус теории и ее место в общей системе наук);

комплексные исследования социальных проблем различных групп населения, выделенных по половозрастному признаку;

многоаспектное изучение процессов социальных девиаций в обществе (бедность, бездомность, социальное сиротство, безработица, насилие, алкоголизм, наркомания, проституция и т. д.)

разработка технологий профилактики, социальной поддержки и реабилитации лиц и семей, относящихся к «группе социального риска» (малообеспеченные, неполные, многодетные семьи, семьи с асоциальным поведением и педагогической несостоятельностью родителей, юные матери, бродяги, бездомные и т.д.);

междисциплинарные исследования теории и практики социальной работы (социально-экономическая поддержка, медико-социальная, психолого-социальная, социально-педагогическая, социально-правовая, социально-бытовая работа);

исследования в области теории и методики социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека (социальная работа по месту жительства, на производстве, в армии, учреждениях здравоохранения, культуры, в школах и т. д.);

исследования проблем социальной работы в рамках различных ведомств;

исследования в области социального администрирования (разработка социальных программ и проектов, научных основ структуры социальных служб, ее финансирования, кадрового, научно-методического и информационного обеспечения);

исследования проблем профессиональной деятельности и профессионального мастерства специалистов по социальной работе, социальных педагогов и других работников социальных учреждений;

осмысление отечественной практики социальной работы;

исследование мирового опыта социальной работы, анализ механизмов адаптации к условиям российской действительности.

Заключение

В завершении хотелось бы подчеркнуть некоторые важные аспекты, которые были изложены в данной работе.

1) Социальная этика есть та этика, которая формулирует ценностные предпосылки такого способа человеческой жизнедеятельности, который не ведет к социальной катастрофе.

2) Аксиология социальной этики охватывает материальные и духовные ценности, природные и человеческие ценности. Конвергенция природных и человеческих ценностей образует аксиологическое ядро социальной этики.

3) В контексте нового миропонимания интенсивно развивается гуманитарное знание: переосмысливаются проблемы индивидуального и социального бытия, характер социальных отношений, в том числе -- отношений по поводу помощи и взаимопомощи, социальной защите и поддержке тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Эту тенденция принципиальных изменений проявляет себя при сравнительном анализе структурных сценариев социальной работы.

Список использованной литературы

1 Антология социальной работы. В 3-х тт. Сост. М.В.Фирсов. - М., 1994

2 Профессионально-этические нормы социальной работы. - М., 1993

3 Социальная работа./ Под ред. В.И.Курбатова. - Ростов-на-Дону, 1999

4 Теория социальной работы./ Под ред. Е.И.Холостовой. - М., 1999

5 Фирсов М.В. Введение в специальность и профессиональная этика социального работника. - М., 1993

6 Бердяев Н.А. Судьба России. - М., 1990

7 Гумилёв Л.Н. От Руси до России. - М., 1995

8 Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М., 2002

9 Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. - М., 1990

10 Милосердие./Под ред. М.П.Мчедлова. - М., 1998

11 Соловьев В.С. Духовные основы жизни.//Собр. Соч. В 10 тт. - М., 1988. Т.2

12 Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990

13 Колков В.В. Социальная безопасность. - М., 1998

14 Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М., 2002

15 Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы.// Под ред. А.А.Козлова. - М., 1996

16 Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. В 3-х тт. Т.3. - М., 1993

17 Этика социальной работы: принципы и стандарты (принято на общем собрании МФСР)//Российский журнал социальной работы. - 1995, № 2

18 ербешкина З.А. Этика социального работника.// Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. - М., 1993

19 Лаврененко И.М. Личность и профессиональная деятельность социального работника: международный опыт.// Российский журнал социальной работы. - 1996, № 2

20 Фирсов М.В. Введение в специальность и профессиональная этика социального работника. - М., 1993

21 Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. - М., 1993

22 Шмелева Н.Б. Профессионально-личностное развитие социального работника. - М., 1998

23 Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость, этикет. - М., 1992

24 Основы социальной работы. / Под ред. П.Д. Павленка. - М., 2003

25 Социальная работа./ Под ред. В.И.Курбатова. - Ростов-на-Дону, 1999

26 Станкин М.И. Психология общения. - М., 1996

27 Бербешкина З.А. Этика социального работника// Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. - М.,1993

28 Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М., 2002

29 Профессионально-этические нормы социальной работы. - М. , 1993

30 Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы./Под ред. А.А. Козлова. - М., 1993

31 Фирсов М.В. Введение в специальность и профессиональная этика социального работника. - М., 1993

32 Этика социальной работы: принципы и стандарты. // Российский журнал социальной работы. 1995, № 2.

33 Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы. 1995, № 1

34 Демидов Н.В. Деловой протокол и этикет. - М., 1994

35 Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника. - М., 1994

36 Шейнов П.В. Психология и этика делового контакта. - Минск, 1996

37 Шмелева Н.Б. Профессионально-личностное развитие социального работника. - М., 1998

38 Теория социальной работы. / Под ред. Е.И.Холостовой. - М., 1998

39 Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы. - М., 1998

40 Козлов А.А., Иванова Т.Б. Практикум социального работника. Ростов-на-Дону, 2001

41 Колков В.В. Социальная безопасность. - М., 1998

42 Новикова С.С. Методика составления социологической анкеты: Курс практической социологии. - М., 1993








 
Показывать только:


Портфель:
Выбранных работ  


Рубрики по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З
И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

 

 

Ключевые слова страницы: Особенности современного этапа формирования этико-аксиологических оснований социальной работы | дипломная работа

СтудентБанк.ру © 2015 - Банк рефератов, база студенческих работ, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по различным дисциплинам, а также отчеты по практике и многое другое - бесплатно.
Лучшие лицензионные казино с выводом денег