Главная   Добавить в избранное Опыт организационно административной работы в учреждениях социальной защиты г. Тольятти | курсовая работа


Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады - скачать бесплатно Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады и т.п - скачать бесплатно.
 Поиск: 


Категории работ:
Рефераты
Дипломные работы
Курсовые работы
Контрольные работы
Доклады
Практические работы
Шпаргалки
Аттестационные работы
Отчеты по практике
Научные работы
Авторефераты
Учебные пособия
Статьи
Книги
Тесты
Лекции
Творческие работы
Презентации
Биографии
Монографии
Методички
Курсы лекций
Лабораторные работы
Задачи
Бизнес Планы
Диссертации
Разработки уроков
Конспекты уроков
Магистерские работы
Конспекты произведений
Анализы учебных пособий
Краткие изложения
Материалы конференций
Сочинения
Эссе
Анализы книг
Топики
Тезисы
Истории болезней


 





Опыт организационно административной работы в учреждениях социальной защиты г. Тольятти - курсовая работа


Категория: Курсовые работы
Рубрика: Социология и обществознание
Размер файла: 892 Kb
Количество загрузок:
99
Количество просмотров:
4871
Описание работы: курсовая работа на тему Опыт организационно административной работы в учреждениях социальной защиты г. Тольятти
Подробнее о работе: Читать или Скачать
Смотреть
Скачать



1

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Теоретические аспекты организационно-административной работы

1.1.Понятие социальной зашиты населения Российской Федерации

1.2. История становления системы социальной защиты

Глава II. Нормативно-правовая и структурная организация организационно-административной работы

2.1. Государственные органы социальной защиты населения

2.1.1. Источники финансирования социальной защиты населения. Негосударственные пенсионные фонды

2.1.2. Министерство труда и социального развития Российской Федерации

2.1.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2.1.4. Районные (городские) органы социальной защиты населения

2.1.5. Отдел по труду и социальным вопросам

2.1.6. Пенсионный отдел города или района

2.2. Организация работы районных (городских) органов социальной защиты населения

2.2.1. Основы научной организации труда в системе социальной защиты населения

2.2.2. Планирование работы районных (городских) органов социальной защиты населения

Глава III. Программа социальной поддержки населения г.Тольятти

3.1. Муниципальное законодательство в области социальной поддержки населения. Программа социальной поддержки населения г.Тольятти

3.2. Анализ реализации программы социальной поддержки населения г.Тольятти

3.3. Повышение эффективности системы социальной защиты

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 1

Приложение 2

Введение

Социальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на общее самочувствие общества и про-исходящие в нем экономические и политические процессы.

Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям.

Целью деятельности организаций социальной работы в систе-ме социальной защиты населения является установление устойчи-вых и упорядоченных связей между различными уровнями систе-мы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жиз-ненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом.

Выделяя систему социальной защиты населения как гаранта его благосостояния, нужно отметить, что фактически все структу-ры общества, т. е. институты государственной власти обществен-ного управления, многопланово занимаются проблемами социальной работы. Однако социальная работа в узком смысле осуще-ствляется организациями, учреждениями и ведомствами сферы, где затрагиваются такие аспекты жизнедеятельности, как условия труда, быта, досуга, охраны здоровья, трудоустройства, безопасно-сти и др.

Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации -- прежде всего, это государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также приня-тие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государ-ственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвали-дов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, разви-тие системы социальных служб, реализацию государственной по-литики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

Целью данной курсовой работы является анализ опыта организационно-административной работы в управлении системой социальной защиты населения.

В связи с поставленной целью курсовой работы выделим следующие задачи:

- определить основные понятия социальной поддержки, обеспечения населения и системы социальной защиты;

- выделить проблемные области в организационно-административной работе органов системы социальной защиты;

- описать нормативно-правовую и структурную организацию организационно-административной работы государственных и районных органов социальной защиты;

- рассмотреть программу социальной поддержки населения г.Тольятти.

Объектом исследования в данной курсовой работе является опыт организационно-административной работы системы социальной защиты населения и ее нормативно-правовое регулирование.

Предмет - анализ системы социальной защиты населения государственных и районных органов социальной защиты.

Глава I. Теоретические аспекты организационно-административной работы.

1.1. Понятие социальной зашиты населения Российской Федерации.

Социальная защита населения в широком смысле этого поня-тия -- это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетру-доспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсия-ми по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение, оказание адресной помо-щи малоимущим слоям населения, помощи гражданам, попав-шим в экстремальные ситуации, в том числе беженцам и пересе-ленцам, на санаторно-курортное лечение, содержание в домах для престарелых и инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, профессио-нальное обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, на создание комплекса новых социальных служб -- Центров соци-ального обслуживания населения, социальную помощь на дому, социальные приюты для детей, социальные гостиницы и т. д.

Социальное обеспечение -- это основная часть социальной защи-ты населения. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии, поощряется добровольное социальное стра-хование, создание дополнительных форм социального обеспече-ния и благотворительности [13, 62].

Изменение модели социальной политики сопровождается фор-мированием принципиально новой институциональной системы. Старая система социального обеспечения заменяется новой сис-темой социальной защиты населения, основными элементами ко-торой являются:

* государственные социальные гарантии, включая льготы отдель-ным категориям населения (категориальные социальные услуги);

* социальная помощь (государственное вспомоществование);

* социальное страхование.

Система социальных гарантий обеспечивает предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. В ней реализуется прин-цип распределения по потребностям с учетом ресурсных возмож-ностей государства, что и определяет меру этих гарантий. Мини-мальный набор и уровень этих гарантий носит конкретно-истори-ческий характер и определяется конкретными условиями каждой страны. Эта форма социальной защиты граждан реализуется на основе общего налогообложения и бюджетного финансирования.

К системе социальных гарантий примыкают социальные льго-ты -- социальные гарантии отдельным категориям населения. Для этой формы социальной защиты характерны универсальность пре-доставления социальных благ и услуг в рамках определенной со-циально-демографической группы населения (инвалиды, ветера-ны войны и т.д.) и обеспечение за счет государственной налогово-бюджетной системы.

Социальная помощь как форма социальной защиты населения обеспечивает предоставление социальных благ и услуг социально уязвимым слоям населения на основе проверки нуждаемости. В традиционном понимании объектом социальной помощи явля-ются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже чер-ты бедности. Смысл системы социальной помощи -- обеспечение минимально гарантированного дохода всем слоям населения.

Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связан-ных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе принципа коллективной солидарности. Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюд-жетных фондов, которые формируются на основе принципа соли-дарного участия из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства. Эти фонды функционируют на прин-ципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Суще-ствует обязательное и добровольное страхование.

Обязательное социальное страхование обеспечивается через целевые внебюджетные фонды и гарантируется государством, что превращает его в особую разновидность государственных соци-альных гарантий. Оно призвано обеспечить всем гражданам, неза-висимо от их возраста, социального положения, места жительства, уровня доходов и т.п., равные возможности в получении опреде-ленного уровня страховых социальных гарантий (пенсий, пособий, услуг). Обязательное социальное страхование рассматривается как гарантированная государством система мер материального обес-печения трудящихся и членов их семей в старости, при болезни, потере трудоспособности, поддержки материнства и детства, а так-же охраны здоровья членов общества.

Добровольное социальное страхование строится на принципах коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии стра-ховой поддержки государства (госбюджета). Оно призвано обес-печить дополнительный уровень социальной защиты граждан по сравнению с обязательным социальным страхованием. Поэтому добровольное социальное страхование рассматривается не как аль-тернатива обязательного страхования, а как его дополнение, обес-печивающее более высокий уровень страховой защиты населения (поскольку уровень государственных гарантий в системе обязатель-ного социального страхования оказывается недостаточным).

Помимо этого в рыночной экономике существуют разнообраз-ные формы частного страхования от социальных рисков -- разно-видности добровольного личного страхования граждан. Доброволь-ное социальное страхование граждан относится к системе неком-мерческого страхования как важного элемента функционирования рынка страховых услуг.

Таким образом, в сфере социального страхования существует как рынок страховых услуг, так и система государственного соци-ального страхования, общественный сектор. Частный рынок не обеспечивает полного удовлетворения потребностей населения в страховых услугах. Возникает проблема неполного рынка страхо-вания, когда его покидают неплатежеспособные слои. Обязательное государственное страхование обеспечивает всем социальное страхование как социально значимое благо.

Появление системы социального страхования в России связа-но с принятием следующих законов:

* «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (1990 г.);

* «О занятости населения в Российской Федерации» (1991 г.);

* «О медицинском страховании граждан в Российской Федера-ции» (1991 г.).

Кроме того, нормативными основаниями формирования сис-темы социального страхования были Указы Президента РФ о Фон-де социального страхования в РФ, о негосударственных пенсион-ных фондах, а также постановления Правительства РФ о государ-ственных внебюджетных социальных фондах, к которым относятся:

* Пенсионный фонд Российской Федерации (образован поста-новлением Парламента России от 22 декабря 1990 г.);

* Фонд социального страхования РФ;

* Фонды обязательного медицинского страхования;

* Государственный фонд занятости населения России. Становление в 1991 -- 1993 гг. государственных внебюджетных фондов социального страхования привело к сокращению роли го-сударственного бюджета в финансировании социальных расходов.

Так, в 1994 г. объем фондов социального страхования составил 46,7% всех социальных расходов государства, а социальный бюджет был равен 53,3%. В 1995 г. объем фондов социального страхования превысил объем социального бюджета РФ, составив, соответственно, 52,2 и 47,8%.

В течение переходного периода к рыночной экономике в Рос-сии значение государственных внебюджетных фондов социально-го страхования в системе социальной защиты населения возраста-ет. Политика децентрализации государственных социальных рас-ходов ведет к росту региональных и местных социальных бюджетов, внебюджетных фондов и их доли в общих социальных расходах государства. Сегодня доля федерального бюджета в общем объеме государственных социальных расходов составляет 20%, а общая доля региональных бюджетов и внебюджетных социальных фон-дов достигла 80%, в том числе доля фондов социального страхова-ния в общем объеме государственных социальных расходов пре-высила 50%.

1.2. История становления системы социальной защиты.

Принимая на себя обязанность помогать нуждающимся, государство должно выявить лица, которым требу-ется такая защита. Поскольку оно достаточно далеко от этих лиц, а чис-ло их велико, в основание отбора мо-гут быть положены исключительно формальные, анкетные признаки: возраст, величина дохода, рабочий стаж и т.п. Создав вместо привычных - сословных или классовых - социаль-ные группы населения, государство приступает к традиционному распре-делению выделенных на цели соци-альной защиты средств. При таком распределении помощь строится не на основании ее эффективности, но исходя из имеющихся ресурсов, а по-тому нередко оказывается лишенной практического смысла.

Пагубным последствием все-общего выравнивания может стать развитие привычки к иждивенчеству и псевдоравенству. Такая угроза суще-ствует не только в России. В странах Европы и даже в США сложились це-лые группы граждан, поколениями живущих на пособие. В некоторых странах Латинской Америки люмпе-низированные слои населения созда-ли уже не просто банды, но подполь-ные армии, и правительства этих стран всерьез задумываются над тем,

не применить ли к ним те самые «выс-шие меры социальной защиты», о ко-торых говорится в эпиграфе к настоя-щей статье.

Начиная с Древней Руси, как и во всей средневековой Европе, органами об-щественного призрения служили церкви и монастыри. «Около со-боров, церквей и монастырей сосре-дотачивалась общественная благот-ворительность, содержались больни-цы, богадельни, странноприимницы и школы». На эти цели Церковь ис-пользовала не только пожертвования, но и переданное ей доходное иму-щество и «десятину» от налогов. По пути поддержки церковной благотво-рительности пошли не только удель-ные князья, но и крестьянские миры. При этом благотворительность осуществлялась в соответствии с во-леизъявлением прихожан, хотя и ини-циировалась церковными иерархами. Кроме того, взаимопомощь осуществлялась в рамках семьи, крестьянского мира, сословных орга-низаций - на основе традиции и не нуждалась в государственном регу-лировании. В отличие от человека на-шего времени, зачастую остающего-ся один на один со своими проблема-ми, человек Средневековья от рожде-ния был включен в целую сеть семей-ных, сословных и религиозных корпо-раций, на помощь которых он мог рассчитывать [8, 31].

Эпоха позднего Средневековья и перехода к Новому времени по-родила государство современного ти-па, обладающего государственным аппаратом, регулярной армией, бюд-жетом, систематизированным зако-нодательством и т.д. Не могло остать-ся вне государственного регулирова-ния и общественное призрение.

С 1721 года Русская правос-лавная церковь, введенная в систему государства через Синод, получила предписание к обязательному испол-нению призрения и устройству в гу-берниях богаделен, а в городах - смирительных домов для профессио-нальных нищих. Церковное имущест-во было передано в управление госу-дарства, доходы, полученные от его использования, выдавались строго по смете, с четкой росписью статей рас-ходов. Ранее свободная церковная благотворительность стала госу-дарственной повинностью. В свою очередь, «общественная благотвори-тельность была приурочена к единице казенной» и потому вводить ее прихо-дилось принудительными мерами. Частная благотворительность в обход церковной была запрещена законо-дательно, нарушение сурово кара-лось. Отсюда - один шаг до оконча-тельной передачи призрения в веде-ние государства. Что и происходит в последней четверти XVIII века в ре-зультате реформ Екатерины Великой, последовавших за секуляризацией церковной собственности при Елиза-вете Петровне. С этого времени и до второй половины XIX века Русская православная церковь вынуждена ог-раничить свою деятельность сослов-ным призрением (церковного причта и членов их семей), а также отдельны-ми мероприятиями, проводимыми по личной инициативе иерархов или свя-щеннослужителей.

Отсутствие гражданских об-ществ на местах и слабые хозяй-ственные навыки в губерниях вызыва-ют централизацию губернской де-ятельности административного призрения и государственный контроль за нею. В 1802 году соз-дается Министерство внутренних дел России, принимающее на себя функции такого контроля. Однако при этом сохраняются собственность Приказов общественного призрения и относительная автономия их хозяй-ства.

Второе событие 1802 года - создание по инициативе Российс-кого Императорского дома Чело-веколюбивого общества, действо-вавшего вплоть до 1917 года. Частная независимая благотворительность, запрет на которую был снят уже ре-формами Екатерины II, получает свое первое организационное оформле-ние. Как видим, хотя формально Общество с министерством не связа-но, но именно МВД формирует прави-ла гражданской инициативы, а его нижележащие полицейские уп-равления обязаны контролировать их исполнение. Таким образом, к цер-ковной и административной благот-ворительности присоединяется но-вое ее направление - гражданское.

Последствиями октябрьского переворота 1917-го стали решитель-ный отказ от общественного призре-ния и признание социального страхования в качестве единственного средства разрешения социальных проблем. Формирование такого страхования проходит через ряд этапов, последовательно приво-дящих к социальной защите, изве-стной ныне, причем его основные принципы влияют и на современное сознание.

На первом этапе формирова-ния в № 3 газеты «Временного рабо-че-крестьянского правительства» (а таковым оно останется до разгона Уч-редительного собрания в январе 1918 года) декларируются планы новой власти в отношении всех наемных ра-бочих, городской и сельской бедно-ты. Пять основных принципов рабо-чей страховой программы включали:

* полное самоуправление застрахованных;

* распространение социально-го страхования на все виды потери работоспособности и безработицу;

* возложение всех расходов по страхованию на предпринимателей;

* расширение круга страхуе-мых за счет городской и сельской бедноты;

* возмещение полного зара-ботка при страховании.

Пункты эти были приняты еще на VI (Пражской) Всероссийской кон-ференции РСДРП 5-17 января 1912 года. Ни один из этих принци-пов не был осуществлен, даже со-ответствующее законодательство не было принято, а отдельные «дробные» декреты носили малосогласованный характер.

Следующий этап предусматри-вал полное разрушение ранее действовавшей системы страхования и формирование нового советского подхода: «Обеспечению подлежат все лица, источником существования ко-торых является собственный труд, без эксплуатации чужого». Уже в сен-тябре 1918 года ликвидированы все прежние органы страхования (вслед за ликвидацией местного самоуправ-ления в августе 1918 года). Обнаро-довано «Положение о социальном обеспечении (не помощи!) трудя-щихся». В нем перечислены все случаи, требующие обеспечения, взя-того на себя государством:

* оказание всех видов врачеб-ной помощи и родовспоможения;

* обеспечение средств к суще-ствованию для временно утративших трудоспособность, независимо от причины, вызвавшей утрату (общие заболевания, увечья и т.п.);

* обеспечение всех или части средств к существованию для посто-

янно утративших работоспособность в результате увечья, болезни, старос-ти, обеспечение средств к существо-ванию для безработных. Определены круг лиц (трудящи-еся) и случаи необходимости обеспе-чения со стороны государства. Однако и это пока лишь декларация.

На третьем этапе Декретом, принятым в апреле 1919 года, вводится единый источник обеспе-чения: «средства на оказание всех видов социального обеспечения и на охрану труда отпускаются из Госуда-рственного казначейства в сметном порядке по смете Наркомтруда».

Освобождение дворянства Ека-териной II среди прочих имело важное следствие в виде появления думаю-щего «праздного класса». Примеча-тельно, что в результате в России общественное сознание взрастает на фундаменте призрения. Первоначально призрение фрагментарно и сословно. К середи-не XIX века начинается создание все-сословных обществ, укрепляя един-ство гражданского общества. Пос-тепенно расширяется круг лиц, получающих помощь от общества в той или иной форме. Помощь ма-лоимущим начинает рассматривать-ся не как самоцель, а как средство возврата «сирых и убогих» к нор-мальному гражданскому состоянию, не требующему общественных пода-чек. Все более важную роль начина-ют играть формы взаимопомощи граждан как в области финансовой поддержки, так и в кооперации мало-имущих и среднеимущих.

Таким образом, к началу XX ве-ка общество, все более объединяясь, выделяет как минимум три уровня благотворительности:

* имущие и среднеимущие по-лучают ее как поддержку в виде кре-дитов и страхования;

* малоимущие трудоспособ-ные используют помощь для возвра-та в нормальное гражданское состоя-ние;

* недееспособным обществе оказывает опеку и берет на себя приз-рение условий их существования.

Необходимо понять, что инсти-тут призрения не самостоятелен. Он является следствием гражданскогс развития, которое ныне находится в самом зачаточном состоянии. Он предполагает наличие свободных средств у части населения (имеющей достаточно высокий уровень жизни), которых нет в нашей сегодняшней действительности. Он может быть обеспечен лишь при условии сущест-вования развитой многоукладной собственности, что сегодня не реали-зовано. Он требует высокого уровня образования и культуры. Сегодня уровень образования достаточно высок, а уровень культуры доста-точно низок, что, в свою очередь, обесценивает образование. Нако-нец, институт призрения невозможно представить вне развитой нравствен-ности и морали, само упоминание о которых выпало из традиций советс-кого аппарата всех уровней. Не идеализируя путь, пройден-ный Россией, приходится признать, что институт призрения сыграл ог-ромную роль в истории ее, и не столь-ко в объеме и результатах конкретной помощи, сколько в побуждении раз-вития государства, вышедшего к 1913 году на рубежи формирования круп-ной державы мирового масштаба. Все институты, следствием которых стало призрение, и все организации, ставшие результатом его созревания, оказались соединенными в едином итоге эволюции.

Глава II. Нормативно-правовая и структурная организация организационно-административной работы.

Социальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на общее самочувствие общества и про-исходящие в нем экономические и политические процессы.

Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям.

Институт учреждений и организаций социальной работы явля-ется многоуровневой подсистемой и органично входит в общую систему социальной защиты населения.

Целью деятельности организаций социальной работы в систе-ме социальной защиты населения является установление устойчи-вых и упорядоченных связей между различными уровнями систе-мы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жиз-ненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом [11, 126].

Выделяя систему социальной защиты населения как гаранта его благосостояния, нужно отметить что фактически все структу-ры общества, т. е. институты государственной власти обществен-ного управления, многопланово занимаются проблемами социальной работы. Однако социальная работа в узком смысле осуще-ствляется организациями, учреждениями и ведомствами сферы, где затрагиваются такие аспекты жизнедеятельности, как условия труда, быта, досуга, охраны здоровья, трудоустройства, безопасно-сти и др.

В общем виде организационную структуру институтов социаль-ной защиты населения можно охарактеризовать как устойчивую и упорядоченную систему взаимодействия организаций социальной работы и ее субъектов, обеспечивающую общие условия полноцен-ной жизнедеятельности и рациональной организации социальной защиты нуждающихся в помощи людей в соответствии с их инте-ресами и потребностями.

В структуре реализации механизмов системы социальной по-мощи населению выделяются два глобальных уровня: законода-тельный и исполнительный, компетенция которых определяется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровне. Вся система выглядит следующим образом: высшие орга-ны власти республик, краев и областей, входящих в РФ, и систе-ма местных администраций всех уровней; президент РФ и его администрация; Правительство Российской Федерации. Эти за-конодательные и исполнительные органы определяют основные принципы социальной политики государства по социальной за-щите населения, обязательные социальные гарантии, которые осуществляются в пределах и формах, установленных Кон-ституцией РФ и федеральными законами.

Важнейшим условием создания эффективной системы соци-альной защиты является деятельность органов социальной защи-ты на уровне Федерации, региона, трудового коллектива и негосу-дарственных общественных организаций. Вниманию читателя предлагаются структурные подразделения 2-го и 3-го уровней со-циальной работы.

Говоря о системе социальной защиты, необходимо выделить объекты и субъекты системы, чтобы лучше представить логику их развития, потенциальные механизмы воздействия на процессы социальной практики.

Объектами управления в системе социальной защиты населе-ния являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы, различные социальные группы, а также система взаи-моотношений, которая складывается между людьми, нуждающи-мися в помощи.

Субъектами управления в системе социальной защиты населе-ния являются организации, непосредственно занимающиеся про-блемами социальной помощи населению: министерства, главки, комитеты, производственные коллективы. Человек, являясь объек-том воздействия со стороны органов социальной работы, сам яв-ляется субъектом социального управления, так как генерирует и формирует через свои интересы и потребности структурно-функ-циональные задачи системы социальной защиты.

Функции органов социальной работы -- это объективно необ-ходимая, относительно самостоятельная часть управленческой де-ятельности, характеризующаяся специфическим содержанием, универсальностью осуществления, особой пространственно-вре-менной формой выражения. Для органов социальной работы ха-рактерными функциями являются:

¦ осуществление защищенности, страховки и гарантии соци-альной обеспеченности, покровительства;

¦ реализация государственной политики по созданию необхо-димых предпосылок для улучшения материального положе-ния и условий жуизни различных слоев и групп населения, нуждающихся в помощи.

2.1. Государственные органы социальной защиты населения.

Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации от 12.12.93 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является соци-альным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспи-тания детей и иных случаях, установленных законом. [1]

Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Кон-ституция возлагает обязанность на государство создавать все необ-ходимые условия для осуществления этого права.

Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации -- прежде всего, это государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также приня-тие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав: 02.08.95 г. был принят Федеральный закон «О социальном обслу-живании граждан пожилого возраста и инвалидов»[5], 10.12.95 г. -- «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»[6], 24.11.95 г. -- «О социальной защите инвалидов в Рос-сийской Федерации»[7].

В первоочередном порядке в социальной защите в Российской Федерации нуждаются:

граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие (в том числе и одинокие супружеские пары);

инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;

инвалиды, в том числе с детства, и дети-инвалиды;

инвалиды из числа воинов-интернационалистов;

граждане, пострадавшие от последствий аварии на Черно-быльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;

безработные;

вынужденные беженцы и переселенцы;

дети -- круглые сироты;

дети с девиантным поведением;

семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети -- круг-лые сироты, алкоголики и наркоманы;

малообеспеченные семьи;

многодетные семьи;

одинокие матери;

молодые, студенческие, семьи;

граждане, инфицированные ВИЧ и больные СПИДом;

лица с ограниченными возможностями;

бомжи.

Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государ-ственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвали-дов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, разви-тие системы социальных служб, реализацию государственной по-литики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

2.1.1. Источники финансирования социальной защиты населения. Негосударственные пенсионные фонды.

Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского стра-хования.

Фонд социального страхования Российской Федерации -- специа-лизированное финансово-кредитное учреждение при Правитель-стве Российской Федерации. Основная задача Фонда социально-го страхования -- обеспечение гарантированных государством по-собий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения по-лутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановле-нием Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г. в целях государ-ственного управления финансами пенсионного обеспечения в Рос-сийской Федерации [2]. Пенсионный фонд России является самосто-ятельным финансово-кредитным учреждением и находится в ве-дении Правительства Российской Федерации и ему подотчетен. Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:

страховых взносов работодателей;

страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью;

страховых взносов иных категорий работающих граждан;

ассигнований из федерального бюджета и др.

Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России опреде-ляется Федеральным законом Российской Федерации.

Фонд занятости -- государственный внебюджетный фонд Рос-сийской Федерации, предназначенный для финансирования ме-роприятий, связанных с разработкой и реализацией государствен-ной политики занятости населения.

Фонд занятости не является юридическим лицом и находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости.

Фонд занятости образуется за счет следующих поступлений:

обязательных страховых взносов работодателей;

обязательных страховых взносов с заработка работающих;

ассигнований из федерального бюджета Российской Феде-рации.

Средства Фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан; организацию общественных работ; вы-плату пособий по безработице, компенсаций; оказание матери-альной и иной помощи.

Фонд обязательного медицинского страхования представляет из себя систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориального Фондов обяза-тельного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

Страховой тариф взносов на обязательное медицинское стра-хование, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется Федеральным законом Российской Федерации.

Фонды социальной поддержки населения -- это один из источни-ков финансовых средств для осуществления деятельности по со-циальному обслуживанию населения.

Это самостоятельные государственные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной под-держки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной со-циальной защиты малообеспеченным группам населения.

Система Фондов социальной поддержки населения состоит из Республиканского (Федерального) и территориальных фондов.

Министерство труда и социального развития определяет основ-ные направления расходования средств этого фонда. На террито-рии субъектов Российской Федерации Фонды поддержки населе-ния действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения.

Право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, ин-валидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособ-ным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.

Средства Фондов социальной поддержки населения расходу-ются на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование ме-роприятий по следующим направлениям:

предоставление натуральной помощи в виде предметов пер-вой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви) бесплатно или по льготным ценам;

оказание социальных услуг, в том числе и на дому;

организация бесплатного питания;

предоставление дотаций на приобретение лекарств, протез-но-ортопедических изделий, на оплату коммунальных и бытовых услуг;

обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

создание собственных предприятий;

содействие в предоставлении кредитов и прочее.

Правительство Российской Федерации содействует развитию негосударственных систем пенсионного обеспечения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О негосударствен-ных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд -- социально-финансовая некоммерческая организация, осуществ-ляющая деятельность по формированию активов путем привлече-ния добровольных целевых денежных взносов юридических и фи-зических лиц, передачу этих средств компании по управлению активами негосударственного пенсионного фонда, осуществлению пожизненных или в течение длительного периода регулярных вып-лат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению социальных обязательств перед гражданами.

Негосударственные пенсионные фонды действуют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплата из этих фондов осуществляется наряду с выплатами государственных пенсий. Перечисление работодателями и работниками средств в негосударственные пенсионные фонды не освобождает их от обя-занности производить обязательные отчисления в государствен-ный Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды.

Размер, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пен-сионным фондом и страхователем.

2.1.2. Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Основным федеральным органом исполнительной власти, про-водящим государственную политику и управление в области тру-да, занятости и социальной защиты населения, является Мини-стерство труда и социального развития Российской Федерации.

Министерство в своей деятельности руководствуется Консти-туцией Российской Федерации, Указами и распоряжениями Пре-зидента Российской Федерации, постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации и Положением о Мини-стерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Феде-рации от 23.04.97 г. № 480 с изменениями и дополнениями [3].

Министерство труда и социального развития Российской Фе-дерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с дру-гими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными объе-динениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.

В соответствии с задачами, поставленными перед министер-ством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуще-ствляет свои функции в следующих областях: решение комплекс-ных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; соци-альное партнерство в трудовых отношениях; народонаселение; за-нятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная защита насе-ления; социальное обслуживание населения; государственная служ-ба; законодательство о труде, занятости и социальной защите на-селения; международное партнерство [14, 58].

Министерство труда и социального развития Российской Фе-дерации возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности Президент Российской Федерации по представле-нию Председателя Правительства Российской Федерации. Предсе-датель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социального развития задач и осуществление им своих функций.

2.1.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В различных регионах, субъектах Российской Федерации орга-ны социальной защиты населения области, края называются по-разному, например, Департаменты, Управления, Отделы, Коми-теты, Министерства, но основные задачи и функции этих органов одинаковые.

Органы социальной защиты населения области, края находят-ся в двойном подчинении -- подчиняются администрации облас-ти, края, а также Министерству труда и социального развития Российской Федерации. На примере Департамента по социальной защите населения Краснодарского края рассмотрим основные за-дачи Департамента, его структуру.

Департамент, подведомственные ему предприятия, учреждения, организации, а также территориальные органы социальной защи-ты населения образуют единую краевую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие систе-мы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

Департамент является юридическим лицом, имеет самостоя-тельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением государственного герба Российской Феде-рации и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки.

Основные задачи Департамента

Организация совместно с территориальными органами ис-полнительной власти государственного пенсионного обеспечения.

Создание государственной системы социального обслужива-ния населения, содействие ее развитию.

Организация медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, протезно-ортопедической помощи населению.

Организация социальной поддержки семьи, пожилых граж-дан и ветеранов.

Участие в обеспечении функционирования и совершенство-вания системы социальной защиты граждан, уволенных с воен-ной службы, и членов их семей.

Участие в формировании и проведение финансово-экономи-ческой и инвестиционной политики, направленной на реализа-цию программ и мероприятий по социальной защите населения.

Осуществление контроля за профессиональной подготовкой кадров для работы в сфере социального обслуживания населения.

Защита прав граждан, их интересов, государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам охраны условий труда.

Осуществление контроля за правильным применением дей-ствующего законодательства в подведомственных учреждениях, организациях и в органах системы социальной защиты населения.

Привлечение на договорной основе юридических и физичес-ких лиц, высококвалифицированных специалистов к разработке программ, проектов законодательных и нормативных актов по воп-росам социальной защиты.

Информирование населения по вопросам социальной защи-ты и трудовых отношений.

Функции Департамента

А. В области пенсионного обеспечения:

организует работу органов социальной защиты населения по назначению, перерасчету, выплате и доставке государственных пенсий и осуществляет ее методическое обеспечение;

создает и развивает автоматизированные системы назначе-ния и выплаты государственных пенсий;

организует и осуществляет контроль за правильностью на-значения и выплаты государственных пенсий, пособий и компен-саций, выделяемых из федерального, краевого бюджетов, а также из Пенсионного фонда Российской Федерации органам социаль-ной защиты населения;

осуществляет совместно с Пенсионным фондом Краснодар-ского края выплату пенсий гражданам, находящимся за предела-ми Российской Федерации.

Б. В области социального обслуживания населения:

организует и развивает совместно с органами исполнитель-ной власти с учетом социально-демографических особенностей регионов и потребностей различных категорий и групп населения разветвленную сеть комплексных и специализированных государ-ственных, а также муниципальных и иных служб, осуществляю-щих социальное обслуживание населения, учреждений по реаби-литации и социальному обслуживанию инвалидов, пожилых и нетрудоспособных граждан, отделений социальной помощи на дому, помощи семье и детям, социальных приютов для детей и подростков, Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями и т. д.;

участвует в оказании помощи гражданам, оказавшимся в эк-стремальных ситуациях, в том числе лицам без определенного мес-та жительства и занятий, беженцам, вынужденным переселенцам.

В, В области медико-социальной экспертизы, реабилитации инва-лидов и оказания населению протезно-ортопедической помощи:

разрабатывает предложения по формированию государствен-ной политики по проблемам инвалидов и реализует ее во взаимо-действии с органами исполнительной власти; осуществляет меры по организации и развитию службы ме-дико-социальной экспертизы и государственной системы реаби-литации инвалидов, а также по обеспечению их специальными транспортными средствами реабилитации и ухода за ними; обеспечивает организацию протезно-ортопедической помо-щи населению, контроль за соблюдением льгот и преимуществ, предоставляемых гражданам при протезировании;

содействуют созданию и совершенствованию деятельности Центров медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и иных предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих социальную защиту инвалидов;

оказывает помощь общественным объединениям инвалидов в их деятельности, в вопросах улучшения социального положения инвалидов, воинов-интернационалистов.

Г. В области социальной поддержки пожилых граждан и вете-ранов:

разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области социальной поддержки пожилых граждан и ветеранов и реализует ее во взаимодействии с органами испол-нительной власти; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за ре-ализацией социальных гарантий, установленных для пожилых граж-дан и ветеранов действующим законодательством.

Д. В области социальной поддержки семьи, материнства, отцов-ства и детства:

разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области социальной поддержки семьи, материн-ства, отцовства и детства и реализует ее во взаимодействии с орга-нами исполнительной власти;

осуществляет контроль за реализацией социальных гарантий, установленных для семьи, женщин и детей действующим законо-дательством;

осуществляет социальную поддержку выпускников детских домов и школ-интернатов, не имеющих родителей или оставших-ся без их попечения на начальном этапе самостоятельной жизни.

Е. В области социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов их семей:

подготавливает проекты нормативных актов, краевых про-грамм, а также обеспечивает организацию социальной поддержки членов семей военнослужащих, погибших при прохождении воен-ной службы, ветеранов войны и военной службы;

координирует создание и совершенствование системы соци-альной реабилитации инвалидов военной службы.

Ж. В области финансово-экономической и инвестиционной поли-тики:

финансирует подведомственные Департаменту учреждения и организации, краевые программы и мероприятия по социальной защите населения в пределах средств, выделяемых на эти цели из краевого бюджета, а также осуществляет анализ расходов на реа-лизацию краевых программ и мероприятий по социальной защите населения;

рассматривает балансы и отчеты о финансово-хозяйственной деятельности подведомственных ему учрежден ...........



Страницы: [1] | 2 | 3 |







 
Показывать только:


Портфель:
Выбранных работ  


Рубрики по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З
И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

 

 

Ключевые слова страницы: Опыт организационно административной работы в учреждениях социальной защиты г. Тольятти | курсовая работа

СтудентБанк.ру © 2015 - Банк рефератов, база студенческих работ, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по различным дисциплинам, а также отчеты по практике и многое другое - бесплатно.
Лучшие лицензионные казино с выводом денег