2
Содержание
- О "русских" и "нерусских" в России: размышления о причинах российского национализма
-
- К проблеме современной этноязыковой ситуации
- Характеристики социального института, способы их изучения
- Образы туристов в представлениях студенческой молодёжи
- Заключение
- Список литературы
Введение
Надо отдать должное российским правоохранительным органам, за последние годы ими было сделано многое для борьбы с националистическими организациями. Было отправлено в тюрьму очень много молодых людей, нападавших на мигрантов или граждан России с "нерусской" внешностью, многие другие были оштрафованы, изъяты сотни националистических книг. Однако, когда начинаешь более-менее серьезно анализировать обстановку в российском обществе, почти невольно приходишь к выводу: проблема кроется в другом. Сажая в тюрьму воинственно настроенных молодых людей и мало что делая для того, чтоб они не появлялись в принципе, мы все сильнее становимся похожи на Геракла, борющегося с гидрой. Мы отрубаем одну голову и на ее месте вырастает две. А бороться надо, видимо, с совершенно другим монстром.
О "русских" и "нерусских" в России: размышления о причинах российского национализма
Начнем с того, что роль скинхедов и подобных им организаций в нашем обществе весьма преувеличена. По данным экспертов, в разных регионах России существует около десятка таких организаций. Численность отдельных из них насчитывает 8-10 тысяч человек (с учетом того, что эти организации ? межрегиональные). То есть, если суммировать их численность, получается около 40-45 тысяч человек.
Число, конечно, может показаться немаленьким, но надо учесть, что эти 40-45 тысяч рассеяны по разным, в том числе и очень удаленным друг от друга регионам. К тому же это составляет меньше процента от общей численности молодых людей в возрасте от 15 до 34 лет по результатам переписи населения 2002 года. Да и поддержку населением действий этих организаций нельзя назвать высокой. Опрос ВЦИОМ 2004 года выявил, что им симпатизируют лишь 4,6% россиян (правда, среди респондентов младше 20 лет эта доля была вдвое выше). Поэтому говорить, что источник напряженных отношений между разными народами в России - скинхеды и близкие им по духу организации все же не стоит.
Если на то пошло, то скинхеды - скорее следствие того негативного отношения, что сидит во многих жителях нашей страны, своего рода "гнойник". А "воспалительный процесс", по данным исследований последних лет, засел намного глубже. Вот, например, какие данные были получены исследователями ВЦИОМ в конце 2006 года: мнение, что русские должны иметь в России больше прав, чем другие народы, совсем немного отстало от позиции, что ни у кого преимуществ быть не должно (соответственно, 36% и 44% опрошенных). Еще дальше пошли участники опроса 2004 года в Екатеринбурге, 25% которых и вовсе высказались за то, что всех, кто не относится к русскому народу, нужно селить в специальных районах городов, чтобы свести их контакты с русскими к минимуму. Выборка в обоих случаях была репрезентативной, то есть представительной для населения в целом. Выходит, россияне в большинстве своем настроены достаточно негативно.
Тут мы подходим к очень важному вопросу: а кого, собственно, в современной России можно назвать русским? То, что в нашей стране веками жили бок о бок представители самых разных национальностей, сделало невозможной трактовку понятия "русский" с чисто биологических позиций - за это время народы, живущие в России, просто перемешались. Однако, как показывают те же опросы, определение "русского" носит в массовом сознании совершенно конкретный характер. Упомянутый опрос ВЦИОМ 2006 года предлагал тем, кто выступал за увеличение прав представителям русского народа, ответить на вопрос, кого именно, по их мнению, стоит наградить привилегиями. С подавляющим отрывом первое место тут занял вариант ответа "Тех, кто вырос и воспитан в российских традициях".
Именно это четко показывает нам, в чем же тот самый "воспалительный процесс", о котором мы говорим. В стране существует базовая, общая для большинства культура и те, кто в эту культуру по каким-то причинам не вписывается. Это достаточно красноречиво подтверждают результаты серии опросов, которые проводила петербургский социолог З.В. Сикевич в конце 90-х годов. Почти половина опрошенных (48%) отметили, что на национальность окружающих людей обращают внимание только в том случае, если эти люди им несимпатичны своими поступками. Следовательно, людям зачастую вообще не свойственно воспринимать представителей другого народа как чужих, если поведение последних не идет вразрез с их нормами. В марте 2007 года нами был проведен опрос среди студенческой молодежи г. Екатеринбурга, который показал: эта тенденция до сих пор существует. Получается, что людям зачастую вообще не свойственно воспринимать представителей другого народа как чужих, враждебных, если поведение последних не идет вразрез с их нормами.
К проблеме современной этноязыковой ситуации
Особое место языка в культуре и обществе предопределяется тем, что он выступает основным носителем и мощным ретранслятором культурных ценностей, социальных значений, служит эффективным регулятором и координатором общественных отношений, т.е. взаимоотношений внутри социально-групповых, национально-этнических образований и между ними.
Вместе с тем, независимо от нашего желания и попыток сохранить своеобразную культуру своего народа, неумолимо идут процессы слияния культур и стирания особенностей культур малочисленных народов нашей страны. Ни один этнос не развивается сам по себе - он всегда включен во всемирную цепь культурных связей.
Современная этноязыковая ситуация в республике сформировалась в условиях активно протекавших урбанизационных процессов, сопровождавшихся интенсивными межэтническими контактами. Согласно итогам Всесоюзных переписей населения, в течение 1959-1989 тт. общая численность инонационального населения республики возросла в 2,8 раз.
В настоящее время в республике сложилась типичная для многих национальных регионов страны языковая ситуация - одностороннего (якутско-русского) двуязычия, другой вид двуязычия (русско-якутский) не развит. В местах проживания малочисленных народов Севера наблюдается ситуация трехъязычия и многоязычия. Коренное население Якутии свободно владеет русским языком.
Конкретная ситуация перехода на русский язык представителей коренных народов региона, в том числе 5% населения саха, то это можно объяснить явлениями социального порядка: смешанные браки, городская, подавляющая русскоязычная среда, отсутствие детских учреждений, школ на родном языке в городах и рабочих поселках, итог сознательной социально-культурной ориентации родителей.
Языковая компонента этнической культуры включает в себя такие языковые показатели, как родной язык, язык детства, степень знания языков этнических партнеров, язык, используемый человеком дома, в образовательном учреждении, в сфере формального и неформального общения.
Даже лингвисты, сомневающиеся в возможности сохранения исчезающих языков, силами, которые могут дать языку второе дыхание, считают национальное самосознание, стремление к национальному возрождению и любовь каждого к своему родному языку. Решающим условием возрождения, сохранения и развития языков коренных народов является планомерное, целенаправленное расширение их общественных и культурных функций. В настоящее время такая работа ведется в основном только в порядке расширения функции языков как языков обучения и воспитания в младших и средних звеньях национального общего образования.
В наше время, когда активно идет процесс глобализации, во время, когда все унифицируется, чтобы не потеряться среди миллиардов похожих на нас людей, каждому народу необходимо стараться сохранять свою этническую самодостаточность. Иначе произойдет утрата этнической самоидентификации. Но одновременно происходит возрождение патриотизма и укорененности национальной культуры. У. Бек выделяет "этнический парадокс глобализации".
Современная якутская молодежь в большинстве своем предпочитает говорить на русском. Для выявления причин, почему студенты саха чаще общаются между собой на русском языке, нами было проведено конкретное социологическое исследование в октябре 2007г. среди 50 студентов Финансово-экономического института Якутского государственного университета.
Опрошенные студенты указали, что все владеют родным языком, хотя некоторая часть только на разговорном уровне. И могут при необходимости общаться на нем.
Большинство студентов считают, что социальные обстоятельства сильнее человека. Это автоматически означает, что в определенных случаях студент будет вести себя по нормам, приемлемых в данных обстоятельствах. "С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык объединяет людей. С другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке…".
Каждый из нас рос с русским языком. Для многих русский язык - это язык, на котором принято говорить в общественных местах, с незнакомыми людьми. Поэтому большинству студентов она даже более близка при разговоре, чем якутский язык. В наше время практически никто уже не может прочесть десяток другой страниц якутского эпоса "олонхо" и понять суть описанного. Якутский язык является сложным языком и по грамматике и по фонетике. Зато каждый сможет понять красоту слова у А.С. Пушкина.
В наше время, когда многие грани между народами в силу интенсивной глобализации начинают стираться, сохранение родного языка должно являться одним главных приоритетов этого народа. Однако, почему то этого нельзя сказать о нашей молодежи, которая живет по правилам и законам навязанной иностранной субкультуры.
Для решения данной социальной проблемы необходимо, разработать такие программы социального развития, при котором молодежь будет стремиться изучать и познавать свою культуру.
Есть определенная необходимость в том, чтобы рассматривать два уровня языковой политики - институциональный и личностный (индивидуальный). На институциональном уровне языковая политика в Республике Саха ориентирована на обеспечение равноправного двуязычия - на паритет, правовое равенство функционирования в различных социальных сферах. Однако на индивидуальном (личностном) уровне необходимо обеспечивать приоритет родного языка в социализации. Только личность, сформировавшаяся в основном в собственной языково-культурной среде, получившая профессиональное становление на родном языке, способна поднять свое языковое самосознание до уровня, обеспечивающего языку реальное функционирование во всех сферах социальной жизни (образование, властные структуры, научная деятельность), и тем самым стать основой сохранения и развития родного языка.
Характеристики социального института, способы их изучения
Если взять исследования непосредственно социальной структуры, мы увидим, что "социальный институт" выступает здесь в качестве центрального звена, с помощью которого моделируют социальную реальность. Функционирование социальных институтов считают прямым показателем социальной жизни вообще, существования всего общества.
Все исследователи сходятся на том, что ключевым понятием социального института является шаблон, стереотип действий, мы, в свою очередь предлагаем разделить шаблоны и стереотипы поведения на: уже существующие, поощряемые (нормы, правила, предпочтительные или одобряемые способы действий), которые мы условно назовём ценностями действий; существующие отрицаемые (действия, наказуемые, не принимаемые данным институтом); воспринимаемые (действия, которые не признаны, однако поощряемые, и потому некоторые совершающие их индивиды могут добиться успеха); вспомогательные (действия, не идущие вразрез с общепринятыми нормами поведения, однако, не поощряемые ими).
Эмпирическими исследованиями было доказано, что социальные институты, выполняющие одну и ту же функцию, но в разных странах (к примеру, институты образования в США и в России) различаются не формально, но содержательно. Иначе говоря, все названные характеристики структуры социального института конечно же присутствуют, но выражаются по-разному. Мы определили ведущие шаблоны действий, характеризующие социальный институт, обнаружив совпадение некоторых признаков с информационными признаками-дихотомиями (1,5). В дальнейшем это может послужить более углубленным исследованиям внешней политики государства, характеристикой взаимоотношений внутри страны, изучении общей линии развития и т.д.
Исследования были основаны на нескольких принципах: исследования ценностных предпочтений (ценности являются ярчайшим доказательством различий, именно ценности определяют выбор и направление действий); исследования повторяющихся форм и способов действий (моделирование социальных ситуаций и отслеживание последующий реакции); документальный и статистический анализ социальных структур (исследования системы управления учреждения).
Таким образом, мы выяснили схожесть и различие некоторых параметром религиозных институтов указанных стран.
Россия - иррациональность (отсутствие жёсткого контроля, приспособление к ситуации, выбор, отсутствие принципов), динамика (постоянная изменчивость, нестабильность организаций), закрытость (яркие переживания, остающиеся внутри страны, ненавязчивость своих стремлений другим государствам), эмоции, ценность безвременья.
США - рациональность (чёткий контроль, планомерность развития, осознанность, принципиальность), динамика (приспособление к требованиям общества), открытость (активность извне, навязчивость), работа, ценность времени.
Япония - рациональность, статика (неизменность, постоянная стабильность, общество приспосабливается к нормам), закрытость (вера внутри личности, страны, отсутствие каких-либо контактов, навязчивости, свой путь), структура, ценность логики и силы.
Образы туристов в представлениях студенческой молодёжи
Социальное развитие современных обществ обусловлено влиянием различных факторов глобального и локального характера. Одни факторы оказывают позитивное воздействие на развитие обществ и отдельных сфер общественной жизни, другие - препятствуют интенсивному развертыванию социальных процессов. Одним из факторов, способствующих прогрессивному социальному развитию и решению многих социальных проблем, является туризм.
Туризм в настоящее время рассматривается как сложное политическое и социально-экономическое явление, имеющее значительное влияние на мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира. Он является высокодоходной отраслью экономики, так как в этой сфере тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, ресторанного, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Развиваясь как отрасль экономики, туризм, тем не менее, имеет огромный социальный эффект. Это создание большого числа рабочих мест, обеспечение возможности рекреации, отдыха и лечения различных групп населения, в том числе и социально незащищенных слоев общества, решение проблемы гендерного неравенства и т.д.
Исследователями и практиками отмечается, что наибольшее значение в развитии современных обществ приобретает въездной туризм. Но производство качественного, высокодоходного туристского продукта возможно лишь на основе анализа личностных типических черт, потребностей и интересов потенциальных потребителей - туристов. Поэтому изучение характерных черт туристов различной этнической принадлежности, их образа, формирующегося у производителей туристского продукта, представляется весьма актуальным.
Черты, присущие представителям определенной этнической группы, обозначаются в науке целой группой понятий: "менталитет", "национальный характер" и другие. Менталитет, в частности, характеризует национальные особенности больших общностей людей (этносов, наций, различных социальных слоев), живущих в определенный исторический период, формируется путем их социализации и обнаруживает прямую зависимость от целенаправленности воспитания, средств массовой коммуникации, традиций и обычаев, а также других факторов общественной жизни. Усвоение в онтогенезе существующего в обществе менталитета обеспечивает преемственность поколений.
Отражая специфику психологической жизни людей, менталитет раскрывается через систему взглядов, оценок, норм и умонастроений, основывающуюся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающую вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит и характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы, социальные установки, а также предпочтения мест отдыха, видов занятий на отдыхе, форм общения с местным населением во время отдыха и т.п., отличающие указанную общность от других.
В современной России в связи с интенсивным развитием туризма, стремлением ориентировать туристский продукт на привлечение иностранных туристов, особенно "европейцев" и "американцев", способных обеспечить приток значительных денежных средств в туристскую дестинацию, изучение этнических особенностей туристов, а также представлений о данных особенностях российских граждан - поставщиков национального туристского продукта, представляется особенно актуальным. Исследование данной проблемы и использование результатов научного анализа в практической деятельности позволит, на наш взгляд, привлечь в Россию с целью отдыха и знакомства с достижениями национальной культуры большое число американских и европейских туристов.
С целью изучения обобщенных образов "американского" и "европейского" туристов в представлениях студенческой молодежи в ноябре-декабре 2007 года нами было проведено прикладное социологическое исследование с использованием метода анкетирования. Объектом исследования явились студенты Тверского государственного технического университета. Объем выборочной совокупности составил 100 человек, из них 47% - юноши, 53% - девушки. В ходе исследования были получены следующие результаты.
Образ "европейского" туриста в представлениях студентов ТГТУ характеризуется, прежде всего, такими чертами как педантичность и аккуратность (22% от общего числа ответов), расчетливость и экономность (17,5%), любовь к комфорту (20%). В своих туристских предпочтениях, считают студенты, "европеец" руководствуется интересом ко всему новому (18,5% от общего числа ответов), к чужим культурам (21,5%) и любовью к комфорту (23%). Европейский турист предпочитает экскурсионный (20%), познавательный (15,5%) и пляжный (13%) виды туризма, а отдыхать любит в соседних европейских странах (43%), либо в Турции и на Кипре (24% от общего числа упоминаний).
В свою очередь, "американский" турист является патриотом (31,5%), его характеризует целеустремлённость (19%) и, как и "европейского" туриста, любовь к комфорту (30%). В своих туристских предпочтениях "американец" также руководствуется любовью к комфорту (27,5%) и интересом к различным культурам (22,5%). Он, в отличие от "европейца", предпочитает, прежде всего, развлекательный (20% от общего числа ответов), экстремальный (15%), деловой (13%) виды туризма, и лишь затем - экскурсионный (12,4%). Отдыхает "американский" турист преимущественно на территории своей страны (22,5%) и в странах Карибского бассейна (35%).
В ходе исследования также была получена информация о требованиях, предъявляемых, как считают студенты, "европейскими" и "американскими" туристами к отдыху. Было выявлено, что как для "европейцев", так и для "американцев" наиболее значимыми являются высокий уровень сервиса (соответственно, 22,5% и 30% от общего числа ответов) и комфортность размещения (соответственно, 20,5% и 21%). Для "европейцев" более, чем для "американцев" значима экологичность окружающих территорий (соответственно, 11,5% и 5,5%), в то время как для "американцев" важнее, чем для "европейцев" наличие известных достопримечательностей на маршруте (соответственно, 7,5% и 10%).
Таким образом, анализ научной литературы и результатов прикладного социологического исследования позволяет констатировать, что представления студентов о чертах национального характера, туристских предпочтениях "европейцев" и "американцев", в целом, соответствуют действительности, хотя и базируются, в значительной степени, на существующих этнических стереотипах, а не на личном опыте.
Заключение
Таким образом, напряженность в отношениях русских и нерусских в России действительно есть. Но носит она немного неожиданный характер. Идет противостояние не народов, а культур, характерных для этих народов. Очевидно, то есть, что противоречие "русские - нерусские" в России есть, но трактовать его следует как "вписывающиеся в российскую культуру - невписывающиеся". И именно на разрешение культурных противоречий между "русским" и "нерусскими" есть смысл направить все силы. При удачном разрешении этих культурных противоречий проблема напряженности в этнических отношениях и, соответственно, актов насилия, с которыми мы сейчас боремся, должна сама сойти на нет.
Список литературы
1. Республика Саха (Якутия): путь к суверенитету. - Якутск: ИГИ АН РС (Я), 2007.
2. Бек У. Космополитическое общество и его враги // Журнал социологии и социальной Абрамова М.А., Неустроев Н.Д. Гуманистические представления в культуре народов Якутии. - М.: Академия, 2007.
3. Круль А.С., Проблемы внедрения соционической инновации: Материалы международной конференции. Уфа, 2007, 74 - 85
4. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М., 2008.
5. Когнитивные модели и социальные институты // Сергеев В.М. Доклады международной конференции Диалог, стр.1 - 4, 2007.
6. Формы информации и их влияние на коммуникационные процессы // Круль А.С. Известия СПбГЭТУ "ЛЭТИ", спец. выпуск. Проблемы информатики: философия, науковедение, образование. С-Пб, 2007.
7. Доронин А. Куда любят ездить американцы (2008) // Туризм. №8.
8. Симонова Ю. Лето-2007: предпочтения профессионалов (2007) // Туризм. №5.
9. Бызов Л.Г. (2007) Ждет ли Россию всплеск русского нацизма? // Мониторинг общественного мнения № 4, 2007.
10. Власть и культура толерантности в Свердловской области. Колл. Монография. - Екатеринбург, 2007.
11. Нестерова О. (2007) Идет Мулат по городу // Труд, № 4, 2007.
12. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2008 года. М., 2008.
|