41
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СУПЕРБОРЬБА
Революционные предпосылки
Основная идея
Волны будущего
ГЛАВА II. КОНФЛИКТЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Борьба за сферы влияния
Индивидуализированные общества
ГЛАВА III. ОСНОВНОЙ РЕСУРС
Алхимия информации
Знания и капитал
ГЛАВА IV. КАК МЫ ДЕЛАЕМ ДЕНЬГИ
Факторы производства
Неосязаемые ценности
Индивидуализация
Работа
Новшества
Масштаб
Организация
Интеграция систем
Инфраструктура
Ускорение
ГЛАВА V. МАТЕРИАЛИЗМ!
Новое значение безработицы
Спектр умственного труда
“Узколобые” против “широколобых”
Идеология “узколобых”
Идеология “широколобых”
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Революция вырастает из целого комплекса причин. Общество, которое не знает, как ему, жить, которое не способно развиваться, постепенно реформируясь, неожиданно проходит через взрыв. Каждое стабильное общество, сколь бы несовершенным оно ни казалось с точки зрения "незрелого" радикализма, тем не менее, является результатом огромной конденсации национального опыта, итогом бесчисленных попыток, усилий, экспериментов многих поколений в поисках наиболее приемлемых социальных форм.
Как же соотнести теорию революции с тоффлеровской концепцией смены волн? Разве очередная волна, как ее описывает Тоффлер, не является грандиозным поворотом истории, величайшей трансформацией, всесторонним преобразованием всех форм социального и индивидуального бытия? Безусловно, это так. Однако, по мнению Тоффлера, эти исторические сдвиги, захватывая все стороны жизни людей, тем не менее во многом бескровны. Ведь речь идет не о социальной революции, направленной в основном на смену политического режима, а о технологических изменениях, которые вызревают медленно, эволюционно. Однако впоследствии они рождают глубинные потрясения. Чем скорее человечество осознает потребность в переходе к новой волне, тем меньше будет опасность насилия, диктата и других бед.
По мнению Э. Тоффлера, развитие науки и техники осуществляется рывками, по его терминологии, - волнами. Почему в так называемый век информации, спрашивает он, мы вступаем именно сегодня, а не сто лет назад? Отчего этот процесс не мог "опоздать" еще на столетие? Современные исследователи, отвечая на эти вопросы, ссылаются в основном на внешние факторы: стремительное нарастание изменений вообще, отчетливое обозначение тенденции к многообразию в экономике и всей социальной жизни. Концепция "информационного общества" - это разновидность теории постиндустриализма, основу которой заложили 3. Бжезинский, Д. Белл, Э. Тоффлер. Рассматривая общественное развитие как "смену стадий", сторонники этой теории связывают его становление с преобладанием "четвертого", информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Революционизирующее действие нформационной технологии приводит к тому, что в информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными "информационными сообществами" (Ё. Масуда).
Сначала, по определению Тоффлера, была Первая волна, которую он называет "сельскохозяйственной цивилизацией". От Китая и Индии до Бенина и Мексики, от Греции до Рима возникали и приходили в упадок цивилизации, у которых, несмотря на внешние различия, были фундаментальные общие черты. Везде земля была основой экономики, жизни, культуры, семейной организации и политики. Везде господствовало простое разделение труда и существовало несколько четко определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы или крепостные. Везде власть была жестко авторитарной. Везде социальное происхождение человека определяло его место в жизни. Везде экономика была децентрализованной, каждая община производила большую часть необходимого.
Триста лет назад - плюс-минус полстолетия - произошел взрыв, ударные волны от которого обошли всю землю, разрушая древние общества и порождая совершенно новую цивилизацию. Таким взрывом была, конечно, промышленная революция. Высвобожденная ею гигантская сила, распространившаяся по миру - Вторая волна, - пришла в соприкосновение с институтами прошлого и изменила образ жизни миллионов.
К середине XX в. силы Первой волны были разбиты, и на земле воцарилась "индустриальная цивилизация". Однако всевластие ее было недолгим, ибо чуть ли не одновременно с ее победой на мир начала накатываться новая - третья посчету - "волна", несущая с собой новые институты, отношения, ценности.
Тоффлер отмечает, что примерно с середины 50-х годов
промышленное производство стало приобретать новые черты. Во множестве областей технологии возросло разнообразие типов техники, образцов товаров, видов услуг. Все большее дробление получает специализация труда. Расширяются организационные формы управления. Возрастает объем публикаций. По мнению Тоффлера, все это привело к чрезвычайной дробности показателей, что и обусловило появление информатики.
Не подлежит сомнению, что разнообразие, на которое обращает внимание Тоффлер, действительно расшатывает традиционные структуры индустриального века. Капиталистическое общество прежде всего основывалось на массовом производстве, массовом распределении, массовом распространении культурных стандартов. Во всех промышленных странах - от США до Японии - до недавнего времени ценилось то, что можно назвать унификацией, единообразием. Тиражированный продукт стоит дешевле. Индустриальные структуры, учитывая это, стремились к массовому производству и распределению.
Тоффлер разработал концепцию "третьей волны". По мнению ученого, "первая волна" соответствует сельскохозяйственной революции, "вторая волна", возникшая в XVII веке, соответствует эпохе индустриальной цивилизации. Теперь, по мысли Тоффлера, пришло время нового вида экономики, зародившейся на использовании информационных технологий, экономики, основанной на знании. "Третья волна" создает реальную угрозу индустриальной цивилизации, грозит уничтожить ее институты, методы и ценности. В новой книге ученый пытается анализировать динамику, порождаемую противодействием движущих сил "второй" и "третьей волн", пытается объяснить наиболее важные тенденции развития современного общества. "В книге говорится о разных реакциях, в частности в Китае, Европе, Америке", - отметил Тоффлер, подчеркнув, что опыт Европы и Китая "контрастный", Китай более быстрыми шагами стремится в "общество знаний".
"Индустриальная революция сильно изменила не только экономику, но и общество. Развивалось массовое производство, возникла продукция массового потребления, средства массовой информации, массовое образование, спорт для масс. Социологи начали говорить о законах толпы, законах масс", - сказал Тоффлер. "Теперь мы считаем, что начинают действовать законы демассификации, когда законы, по которым якобы живут массы, не всегда работают. В промышленности идет развитие нишевых рынков. Новые технические средства дают возможности для самовыражения на любом уровне", - сказал ученый. "Новое общество - общество индивидуализированное", - полагает Тоффлер. И это, по мнению ученого, влечет изменения в сфере образования, политики, практически всех аспектов жизни.
"В каждой стране мира, где я ни бываю, а я много путешествую, я вижу, что школа в кризисе. Сейчас в школах требуют, чтобы ученики приходили вовремя, зубрят, школы превратились в фабрики по производству обученных людей", - заявил Тоффлер, подчеркнув, что школа превратилась в конвейер, символизирующий индустриальную цивилизацию. "Но это противоречит современным требованиям развития. Идет процесс демассификации, и этот процесс нужно внедрить в образование", - сказал он.
Говоря о социальных процессах, Тоффлер отметил, что структура общества усложняется. "Возникает новая социальная система, которую мы в США еще не полностью понимаем", - сказал Тоффлер. По словам ученого, многие явления, в частности бюрократия, становятся неактуальными. "Бюрократия эффективна в индустриальном обществе. В высокотехнологическом обществе бюрократия неэффективна", - полагает Тоффлер. Так, ученый отметил, что после событий 11 сентября конгрессом США было принято решение усилить разведку. "У нас 15 разведывательных агентств, которые были объединены в одну пирамиду - Homeline security. Теперь мы видим огромную неэффективную бюрократию - это глупо. Сегодня актуально дробление бюрократий и создание сетей, с помощью которых можно решить те проблемы, с которыми не справляется бюрократия", - сказал ученый. "Если не изменим старые структуры, нельзя эффективно использовать новые технологии. Если изменим все параметры - социальный, промышленность, образование - получим новый тип общества", - заявил Тоффлер.
ГЛАВА I. СУПЕРБОРЬБА
Наша цивилизация входит и в нашу жизнь, но слепой человек всюду старается подавить ее. Она приносит с собой новые семейные отношения, изменения в стиле работы, в любви, в жизни, новую экономику, новые политические конфликты и, кроме того, изменения в сознании.
Человечество стоит перед гигантским прыжком вперед. Оно оказалось перед лицом глубочайших социальных переворотов и творческого переустройства всей эпохи. Мы неосознанно начали строительство новой цивилизации с самого ее основания. Это и есть смысл Третьей Волны.
До сих пор человечество пережило две великие Волны перемен, каждая из которых практически уничтожала предыдущие культуры или цивилизации и создавала условия жизни, немыслимые для тех, кто жил раньше. Первая Волна перемен - аграрная революция - заняла целое тысячелетие. Вторая Волна - становление индустриальной цивилизации - по меньшей мере, три столетия. В последнее время темпы развития истории сильно возросли, и похоже, что Третья Волна закончится через несколько десятилетий. Тем из нас, кому случится разделить с планетой этот переломный момент, в дальнейшем предстоит почувствовать влияние Третьей Волны на собственных судьбах.
Третья Волна принесла с собой совершенно новый стиль жизни, основанный на возобновляемых энергетических источниках, на методах производства, которые доказали несовременность большинства производственных линий, на новом общественном институте, который можно назвать "электронный коттедж", и на радикально измененных школах и корпорациях будущего. Приходящая цивилизация готовит для нас новый кодекс поведения и уводит нас от стандартизации, синхронизации и централизации, от концентрации энергии, денег и сил.
Новая цивилизация имеет свое специфическое мировоззрение, свои способы контакта со временем, пространством, логикой и причинно-следственными связям и, а также собственные принципы у правления будущим.
Революционные предпосылки
Сегодня воображением людей владеют два противоположных друг другу образа будущего. Большинство людей если и задумывается о будущем, то предполагают, что мир, который они знают, будет вечен. Им трудно даже представить образ жизни, отличный от их собственного. Конечно, они признают, что все меняется, но полагают, что сегодняшние перемены не затронут привычный им образ жизни, а с экономикой и политической структурой ничего не произойдет. Они уверенно ожидают будущего - для них это продолжение настоящего.
События последнего времени серьезно пошатнули это самоуверенное представление о будущем. Распространяется более пессимистический взгляд. Многие люди, привыкшие к постоянному набору плохих новостей, фильмов ужасов и кошмаров, окончательно решили, что у сегодняшнего общества нет будущего. Для них события Армагеддона могут повториться в любую минуту. Земля решительно движется к финальному катаклизму.
Наше предположение основано на том, что мы называем "революционными предпосылками". Они исходят из того, что, даже если последующие десятилетия будут полны переворотов и беспорядков, даже если насилие получит широкое распространение, мы все-таки не уничтожим сами себя. Они предполагают, что перемены, которые мы сейчас переживаем, являются не хаотичными или случайными, а фактически складываются в точную и ясную модель. Они основаны на том, что эти перемены приближают нас к полному изменению образа жизни, стиля работы, правил игры и самого мышления и что нормальное и желаемое будущее возможно. Из предпосылок следует, что все то, что сейчас происходит - не что иное, как глобальная революция, гигантский скачок.
С другой стороны, наше предположение исходит из гипотезы, что мы - последнее поколение старой цивилизации и первое поколение новой. Таким образом, большую часть наших личных проблем, боли и неопределенности можно прямо отнести к конфликту, происходящему внутри нас и внутри политических учреждений, к конфликту между умирающей цивилизацией Второй Волны и возникающей цивилизацией Третьей Волны, которая уже нагрянула, чтобы занять свое место.
Когда мы, наконец, поймем это, многие события, казавшиеся нам ранее бессмысленными, станут вдруг понятными. Обширные модели перемен начнут отчетливо выявляться. Выживание вновь окажется возможным и правдоподобным. Словом, революционные предпосылки освобождают наш ум и волю.
Основная идея
Один из новых получивших широкое распространение подходов может быть назван анализом социальных течений. Этот подход рассматривает историю как последовательность волн, несущих перемены, и ставит вопрос о главной идее каждой из волн. Он фокусирует наше внимание не столько на самом течении истории (как бы важно это не было), сколько на переломных моментах и нововведениях. Этот подход определяет возникновение моделей основных изменений с позиции наших возможностей воздействия на них.
Подход исходит из простой идеи о том, что подъем сельского хозяйства явился первым поворотным пунктом в социальном развитии общества, а следующим стала индустриальная революция. Он рассматривает каждый из этих моментов не как отдельное событие, а как поток перемен, движущийся с определенной скоростью.
До Первой Волны, принесшей изменения, большинство людей жило в маленьких, зачастую мигрирующих группах, питаясь растительной пищей и рыбой, занимаясь охотой и скотоводством.
В то же время, примерно десять тысячелетий назад, началась и медленно распространилась по всей планете сельскохозяйственная революция, создавшая поселения, деревни, возделываемые земли и новый образ жизни.
Между тем Вторая Волна, перевернувшая за несколько коротких столетий жизнь в Европе, Северной Америке и некоторых других частях земного шара, продолжает еще распространяться: множество стран, до сегодняшнего дня являвшихся по сути своей аграрными, сейчас вовсю строят машиностроительные и сталелитейные заводы, текстильные и пищевые фабрики, железные дороги. Силы Второй Волны до сих пор еще не исчерпаны.
Но несмотря на то, что этот процесс продолжается, уже начался процесс более значительный. Как только в первые десятилетия после Второй Мировой войны прилив индустриализации достиг своей вершины, начала подниматься Третья, еще не совсем понятная волна, изменяя все, с чем она соприкасалась.
Многие страны, таким образом, ощущают одновременное влияние двух, даже трех совершенно разных волн перемен, которые движутся с разными скоростями и с разной силой.
Для удобства будем считать, что эра Первой Волны началась где-то около 8 тысяч лет до нашей эры и доминировала в мире вплоть до 1650-1750 гг. С этого момента Первая Волна потеряла свою силу, а Вторая Волна, наоборот, стала ее приобретать. Индустриальная цивилизация, продукт этой Второй Волны, доминировала на нашей планете, пока не потерпела крах.
Последний поворотный пункт истории имел место в США, и время его определяется где-то в районе десятилетия, берущего свое начало с 1955 года - десятилетия, когда впервые количество служащих превысило количество рабочих. Это было то самое десятилетие, когда появились компьютеры, противозачаточные таблетки и другие нововведения. Именно в течение этого десятилетия Третья Волна начала набирать силу в США. С тех пор она проникла и в другие индустриальные державы. Сегодня позиции всех высокоразвитых индустриальных стран пошатнулись из-за столкновения Третьей Волны с устаревшими экономическими институтами Второй.
В осознании этого кроется секрет понимания многих политических и общественных конфликтов, имеющих место в современном мире.
Волны будущего
Всякий раз, когда в данном обществе преобладает отдельная волна перемен, модель будущего развития сравнительно легко распознать. Писатели, художники, журналисты и другие распознают "волну будущего". Поэтому в XIX веке многие западные мыслители, бизнесмены, политики и обычные люди имели ясные, в основном правильные представления о будущем. Они чувствовали, что история движется к окончательному триумфу индустриализации через механизацию сельского хозяйства, и с большой точностью предвидели многие изменения, которые принесет с собой Вторая Волна - более мощные технологии, города больших размеров, более быстрый транспорт, массовое образование и т.д.
Эта ясность видения имела непосредственное политическое значение. Партии и политические движения смогли определить свои позиции в расчете на будущее. Доиндустриальные аграрные интересы вели арьергардную деятельность против индустриализма, против "большого бизнеса", против объединения боссов и "греховных городов". Труд и менеджмент боролись за контроль над основными рычагами управления в возникающем индустриальном обществе. Этнические и расовые меньшинства, определяя свои права в условиях увеличения их роли в индустриальном мире, требовали доступа к работе, корпоративным позициям, жилью в черте города, увеличению оклада и массовому общему образованию.
Такое индустриальное видение будущего имело значительный психологический эффект. Общее представление об индустриальном будущем определяло выбор, помогало людям понять не только то, кем они являются и кем они были, но и то, кем они, вероятно, станут. Это обеспечивало стабильность и чувство самосознания даже в условиях экстремальных социальных перемен.
Когда же общество, напротив, подвергается ударам двух или более волн перемен и ни одна еще явно не преобладает, образ будущего ломается. Становится очень трудно определять смысл перемен и возникающих конфликтов. Столкновение волн порождает бушующий океан, полный схлестывающихся потоков, водоворотов и вихрей, в которых кроются более глубокие и значительные исторические течения.
В США - и во многих других странах - столкновение Второй и Третьей Волн создает социальное напряжение, опасные конфликты и новые странные политические волны, которые не совпадают с обычным классовым делением, разделением по расовому или половому признаку и принадлежностью к разным партиям. Это столкновение вносит хаос в традиционную политическую терминологию и очень затрудняет разделение па новаторов и реакционеров, на друзей и врагов. Все старые разделения и коалиции ломаются.
Очевидная бессвязность политической жизни вызывает распад личности. Психотерапевты и гуру занимаются земельным бизнесом, а люди бесцельно слоняются среди соревнующихся тираний. Они становятся приверженцами культов истории или впадают в патологический приватизм, уверенные, что действительность - это абсурд, безумие или бессмыслица. Жизнь действительно может быть абсурдной в более широком, космическом смысле, но вряд ли это доказывает бессвязность сегодняшних событий. Вообще, существует определенный скрытый порядок, который станет очевидным, как только мы научимся отличать перемены Третьей Волны от перемен Второй Волны.
События, вызванные этими волнами, влияют на нашу работу, семейную жизнь, сексуальные отношения и личностную мораль. Они выявляются в образе жизни и в выборе поведения. Судя по нашей личной жизни и политическим событиям, знаем мы это или нет, но большинство, живущее в богатых странах, является в основном людьми Второй Волны, продолжающими поддерживать умирающий порядок. А люди Третьей Волны создают радикально другое завтра или спутанную самоотрицающую смесь обеих воли.
Конфликт между Второй и Третьей Волной является, в сущности, основной причиной политического напряжения в сегодняшнем обществе. Наиболее важный политический вопрос, как мы увидим, состоит не в том, кто контролирует последние дни индустриального общества, а в том, кто формирует новую цивилизацию, быстро растущую на смену старой. С одной стороны, мы видим приверженцев - индустриального прошлого, с другой - растущие миллионы тех, кто понимает, что большинство важных мировых проблем больше не могут быть разрешены в рамках индустриального порядка. Этот конфликт и есть "суперборьба" завтрашнего дня. Эта конфронтация между интересами Второй Волны и людьми Третьей пронизывает как электрический ток, политическую жизнь каждой страны. Даже в неиндустриальных странах мира все старые войны прекратились с приходом Третьей Волны.
Старая война аграрных, часто феодальных интересов против индустриальных элит, как капиталистических, так и социалистических, принимает иные размеры и в свете нынешнего устаревания индустриализма. Теперь, когда возникает цивилизация Третьей Волны, подразумевает ли быстрая индустриализация освобождение от неоколониализма и бедности или она, фактически, гарантирует окончательную зависимость?
Этими широким предпосылкам только противоречит то, что мы начнем придавать смысл заголовкам, выбирать наши приоритеты, вырабатывать разумные стратегии для контроля над изменениями в нашей жизни. Теперь, когда мы осознали, что между сторонниками сохранения индустриализма и сторонниками его вытеснения бушует ожесточенная борьба, у нас есть новый инструмент для изменения мира. Однако, чтобы использовать этот инструмент, мы должны научиться четко различать те перемены, которые относятся к старой индустриальной цивилизации от тех, которые содействуют возникновению новой. Иными словами, мы должны различать как старую, так и новую индустриальную систему Второй Волны, во время которой многие из нас родились, и цивилизацию Третьей Волны, в которой нам и нашим детям предстоит жить.
ГЛАВА II. КОНФЛИКТ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Лишь недавно люди начали осознавать, что индустриальная цивилизация подходит к своему закату. Разгадка этого была очевидна уже в 1970 году, когда вышла книга «Шок от Будущего», об "общем кризисе промышленности", который приносит с собой угрозу неограниченного числа войн нового типа.
Многочисленные перемены в обществе не могут происходить без конфликтов, поэтому мы считаем, что метафора "история как волны перемен" более динамична и показательна, чем разговор о переходе к "постмодернизму". Волны динамичны, поэтому при их столкновении происходят мощные переходные процессы; когда же сталкиваются волны истории, возникает конфликт цивилизации. Это проливает свет на многое, что в других условиях кажется в сегодняшнем мире лишенным смысла или случайным.
Волновая теория конфликтов предсказывает, что основной конфликт произойдет не между Востоком и Западом или "Между Западом и остальными", как недавно предположил Самуэль Хантингтон. Это не будет и упадком Америки, как заявил Пол Кеннеди, или "концом истории", по выражению Френсиса Фукуямы. Всеобщие глубокие экономические и стратегические перемены приведут к разделению мира на три отдельные, потенциально конфликтующие цивилизации, которые не могут быть охарактеризованы традиционными определениями.
Цивилизация Первой Волны была и всегда будет тесно связана с землей. Какую бы локальную форму она не принимала, на каком бы языке ни разговаривали люди, какой бы ни была их религия - это результат аграрной революции. Даже сейчас множество людей живут и умирают, роясь в неплодородной земле, подобно тому, как это делали их предки.
Время появления цивилизации Второй Волны находится под вопросом. Для многих людей жизнь радикально изменилась примерно триста лет назад. В это время появилась ньютоновская наука, паровой двигатель был впервые использован в экономических целях и в Англии, Франции и Италии начали появляться первые фабрики. Крестьяне стали переезжать в города. Начали распространяться смелые идеи: идея прогресса, доктрина личных прав, руссоистское понятие социального договора, идея отделения школы от церкви, отделения церкви от государства и новая идея о том, что руководители должны выбираться общественностью, а не волей Божьей.
Движущей силой многих из этих перемен был новый способ обогащения - фабричное производство. Задолго до этого множество элементов должны были соединиться и сформировать систему массового производства, потребления, массового образования и средств информации, объединенных вместе и обслуживаемых специализированными институтами: школами, корпорациями и политическими партиями. Изменилась даже структура семьи: из большой, вместе занимающейся домашним хозяйством семьи аграрного типа, объединяющей несколько поколений, она превратилась в уменьшенную семью нового типа, типичную для индустриального общества.
Людям, вовлеченным в эти перемены, жизнь должна была казаться хаотичной. Тем не менее, все перемены были тесно взаимосвязаны. Они явились шагами к высшему развитию того, что мы называем современностью - обществ массовой индустрии, цивилизаций Второй Волны.
Термин "цивилизация" может звучать претенциозно, особенно для многих американцев, но никакой другой термин не может быть достаточно всеобъемлющим, чтобы включать в себя такие понятия, как технология, семья, религия, культура, политика, бизнес, иерархия, лидерство, системы ценностей, мораль и теория познания. Сдвиги и радикальные перемены присутствуют на всех этих уровнях общества. При изменении стольких социальных, технологических и культурных параметров одновременно возникает не только сдвиги, но и изменения, не только новое общество, но и зачатки абсолютно новой цивилизации.
Эта новая цивилизация с шумом вошла с историю Западной Европы, встречая на каждом шагу сильнейшее сопротивление.
Борьба за сферы влияния
В каждой стране, становящейся на путь индустриального развития, разразились ожесточенные кровавые войны между промышленными и коммерческими группами Второй Волны и землевладельцами Первой Волны, часто в союзе с церковью (тоже являющейся крупным землевладельцем). Множество крестьян было согнано с земель, чтобы стать рабочими на "дьявольских мельницах" и фабриках, которые занимали все новые территории.
Стычки и бунты, гражданские войны, территориальные споры, национальные восстания начали происходить, когда война Первой и Второй Волны за интересы переросла в борьбу за сферы влияния - основной конфликт, ставший причиной многих других. Подобная ситуация повторялась во всех странах, вступающих в индустриальную эпоху. В США для этого понадобилась ужасная гражданская война индустриально-коммерческого Севера против аграрной элиты Юга. Всего несколько лет спустя в Японии разразилась революция Мэйдзи. Модернисты Второй Волны в очередной раз восторжествовали над приверженцами традиций Первой Волны.
Распространение цивилизации Второй Волны с ее новыми методами обогащения дестабилизировало отношения между странами, образуя пробелы в сферах влияния.
Индустриальная цивилизация, результат Второй Волны перемен, быстрее всего стала распространяться на северных берегах огромного Атлантического бассейна. Атлантические державы, вступив в индустриальную эпоху, требовали новых рынков сбыта и дешевого сырья из отдаленных регионов. Поэтому передовые державы Второй Волны вели колонизаторские войны и добились господства над оставшимися державами Первой Волны и племенами по всей Азии и Африке.
Это снова была борьба за сферы влияния - индустриальных держав Второй Волны против аграрных держав Первой Волны - но на этот раз на более глобальном, а не на внутригосударственном уровне. Это сопротивление до последнего времени в основном определяло международное положение.
Племенные и территориальные войны между разными аграрными группами продолжались, как и раньше, на протяжении всего последнего тысячелетия, но важность этих войн была невелика, и они обычно просто ослабляли обе стороны, делая их легкой добычей для колонизатора - индустриальной державы. Так случилось, например, в Южной Африке, когда Сесиль Родс со своими вооруженными силами захватил огромные территории, принадлежавшие местным племенам, которые в это время были заняты войной друг с другом, используя примитивное оружие. Где-нибудь в другом месте множество, казалось бы, не связанных друг с другом войн на самом деле были проявлением одного глобального конфликта не между враждующими странами, а между враждующими цивилизациями.
Но самыми большими и кровопролитными войнами эпохи индустриализации были войны друг против друга, спровоцированные державами Второй Волны, такими как Германия и Англия, при том что каждая из них боролась за мировое господство, оставляя при этом в подчинении мировые популяции Первой Волны.
Окончательным результатом стало четкое разделение. Индустриальная эра поделила мир на доминирующую цивилизацию Второй Волны и зависимые колонии Первой Волны. Многие из нас выросли в мире, разделенном между этими цивилизациями. И наиболее влиятельная из них очевидна.
Сегодня расстановка сил в мире изменилась. Мы движемся к совершенно другой структуре сил, разделяющей мир не на две, а на три четко определенные противоположные враждующие цивилизации. Символ Первой, как и прежде, - мотыга, Второй - конвейер, а Третьей - компьютер.
В разделенном натрое мире сектор Первой Волны поддерживает сельскохозяйственные и минеральные ресурсы, сектор Второй Волны обеспечивает дешевый труд и производит массовую продукцию, а быстро растущий сектор Третьей Волны использует новый способ доминирования - создание и эксплуатацию знаний.
Народы цивилизации Третьей Волны продают информацию и нововведения, менеджмент, культуру и поп-культуру, новые технологии, программное обеспечение, образование, педагогику, медицинские, финансовые и другие услуги всему миру. Одной из этих услуг может оказаться военная защита, так как силы Третьей Волны являются лучшими. (Это то, что высокоразвитые страны сделали для Кувейта и Саудовской Аравии в войне в Персидском заливе).
Индивидуализированные общества
Вторая Волна породила массовые общества, которые производили массовую продукцию и нуждались в ней. В Третьей Волне научно обоснованная экономика и массовое производство (которое может быть признано отличительной чертой индустриального общества) уже являются устаревшими. Появился новый способ - немассовое производство небольших партий товаров высокого спроса. Массовая торговля делает возможным разделение и "частичный маркетинг", с параллельным изменением производства. Старые индустриальные громадины терпят крушение. Средства массовой информации делятся параллельно с производством, и гигантские телевизионные сети становятся ненужными с увеличением числа новых каналов независимых телекомпаний. Семья также становится малочисленной: семьи нового типа, бывшие прежде стандартом нашего времени, остаются в меньшинстве, в то время как увеличивается число родителей-одиночек, разведенных, бездетных семей и одиноких людей. Поэтому вся структура общества меняется, когда однородность общества Второй Волны заменяется разнородностью цивилизации Третьей Волны. Массовость заменяется раздробленностью.
В свою очередь, сама сложность новой системы требует все большего обмена информацией между ее частями - компаниями, органами власти, больницами, ассоциациями, другими институтами, даже отдельными лицами. Это создаст огромную потребность в компьютерах, цифровых телекоммуникационных сетях и новых средствах информации.
Одновременно увеличиваются темпы технологического обмена, деловой повседневной жизни. Фактически, экономика Третьей Волны оперирует с такими высокими скоростями, что ее основные поставщики едва удерживают темп. Более того, поскольку информация все больше заменяет сырье, труд и другие ресурсы, то страны Третьей Волны становятся менее зависимыми от партнеров Первой и Второй Волны (мы не имеем в виду торговлю). Они все больше стремятся сотрудничать друг с другом. Со временем многие работы, выполняемые сейчас в странах с дешевой рабочей силой, станут областью применения высоких технологий, да и в настоящее время они уже выполняются там быстрее, лучше и дешевле.
Другими словами, эти перемены ставят под угрозу множество существующих экономических связей между передовыми и развивающимися странами.
Но, тем не менее, полный разрыв маловероятен. Невозможно остановить загрязнение окружающей среды, болезни и иммиграцию в страны Третьей Волны. Богатые страны не смогут выжить, если бедные страны будут вести экологическую войну. По этим причинам напряженность между цивилизацией Третьей Волны и двумя более ранними цивилизациями будет нарастать, и новая цивилизация может с успехом бороться за глобальную гегемонию так же, как это делали модернизаторы Второй Волны по отношению к своим предшественникам - представителям Первой Волны - несколько веков назад.
Будучи осознанной, эта концепция конфликта цивилизаций поможет нам понять смысл многих, казалось бы, случайных явлений, например, сегодняшних вспышек национализма. Национализм - это идеология национального превосходства, являющаяся порождением индустриальной революции. Так, как только аграрные общества Первой Волны пытаются начать или закончить свою индустриализацию, они испытывают необходимость в атрибутах национального статуса. Бывшие советские республики, такие как Украина, Эстония или Грузия настаивают на самоопределении и нуждаются в устаревших символах государства: флагах, армиях и валютах, которые определяли статус нации во время Второй Волны или индустриальной эры.
Миру высоких технологий трудно понять мотивации ультра-националистов. Их самодовольный патриотизм производит смешное впечатление. Это напоминает страну Фридонию в фильме братьев Маркс Утиный суп, в котором высмеиваются чувства национального превосходства у воюющих вымышленных наций.
Напротив, националистам непонятно, почему некоторые нации позволяют другим посягать на их "священную" свободу. Однако "глобализация" бизнеса и финансов, необходимая для развивающейся экономики Третьей Волны постоянно ломает национальные "суверенитеты", так бережно охраняемые новыми националистами.
Экономика изменяется под воздействием Третьей Волны, поэтому националисты вынуждены отказываться от части своего суверенитета и принимать все возрастающее экономическое и культурное вторжение стран Третьей Волны. В то время как поэты и интеллектуалы экономически отсталых регионов сочиняют национальные гимны, поэты и интеллектуалы стран Третьей Волны воспевают достоинства "мира без границ" и "мирового самосознания". В результате, столкновения, отражающие острое различие интересов двух противоположных цивилизаций, могут спровоцировать в будущем самые ужасные кровопролития.
Если сегодняшний передел мира из двух на три части кажется сейчас менее чем очевидным, то это лишь потому, что переход от экономики Второй Волны, основанной на тягловой силе, к экономике Третьей Волны, основанной на силе интеллекта, еще нигде не закончился.
Даже в США, Японии и Европе локальная борьба за власть между элитами Второй и Третьей Волн еще не завершена. Важные институты и секторы Второй Волны остались, и политические лобби Второй Волны до сих пор держатся у власти.
Смесь из элементов Второй и Третьей Волн в каждой высокоразвитой стране дает свои характерные формации. Тем не менее, общее направление вполне ясно. Глобальная гонка будет выиграна странами, которые закончат свой переход к Третьей Волне с минимальными внутренними неувязками и беспорядками.
Тем временем исторический переход от двухчастного мира к трехчастному может привести в движение ожесточеннейшую борьбу на планете, так как каждая страна постарается найти себе место в возникающей трехъярусной структуре влияний. За всем этим монументальным распределением сил лежит изменение ролей, приоритетов и природы знаний.
ГЛАВА III. ОСНОВНОЙ РЕСУРС
Если вы читаете эту страницу, вы обладаете потрясающей способностью - грамотностью. Иногда нам кажется странным тот факт, что наши предки были безграмотными. Нет, не глупыми и невежественными, а просто безграмотными. Они не могли ни читать, ни считать, а те немногие, постигшие эту нехитрую "науку", сразу объявлялись опасными для общества. Например, в обращении Августина ко всем христианам содержалось совершенно удивительное предостережение держаться подальше от людей, которые могут складывать или вычитать. Считалось очевидным, что они "поддерживают связь с дьяволом".
А всего тысячу лет спустя мы наблюдаем, как "мастера счета", преподают своим ученикам основы коммерческих дел.
О чем это говорит? О том, что те простейшие навыки, которые нам зачастую кажутся абсолютно естественными в сегодняшней работе - это плод многовекового, тысячелетнего культурного развития. Традиции китайских, индийских, арабских торговцев сочетаются с западным опытом, и все это представляет собой бесценное наследие, которое служит опорой современным дельцам всего мира. Многие поколения потрудились над тем, чтобы собственным трудом, применяя и адаптируя накопленные знания, мало-помалу добиться этого. Знание - вот то, на чем основана вся экономическая система. И все деловые объединения в определенной мере зависят от этого фактора, сформировавшегося в обществе.
В отличие от капитала, рабочей силы и земли, этот фактор обычно не упоминается экономистами и деловыми людьми при подсчете затрат па производство продукции. Однако в наше время это одни из важнейших ресурсов. Мы с вами живем в то время, когда вся структура человеческих знаний пошатнулась. В ходе таких перемен разрушились старые барьеры. Теперь человечество не просто накапливает новые факты. Мы подвергаем реконструкции не только отдельные фирмы и компании, но и целые экономические системы. Идет полная реорганизация "производства и распределения" знаний, меняются и знаковые системы, используемые для их передачи.
Что это значит? Это значит, что мы создаем новые информационные сети, используя удивительные способы взаимодействия друг с другом, строя непостижимые последовательности, создавая новые теории, тезисы и образы, основываясь на неизведанных предположениях, новых языках, кодах и логических заключениях. Экономические и политические структуры, а также и отдельные люди обладают таким количеством избыточных данных, какое и не снилось предыдущим поколениям.
Но важнее всего то, что мы научились согласовывать имеющиеся данные, рассматривая их в определенном контексте, и тем самым превращать их в информацию; получившиеся горы информации мы снова обобщаем, выстраивая все больше и больше новых структур информации, превращая информацию в знания. Конечно, не все эти знания можно назвать "правильными", фактическими или даже обоснованными.
Огромная часть наших, как мы это называем, знаний состоит из ничем не подтвержденных предположений, отрывочных сведений, незаметно проведенных аналогий и включает в себя не только логичную, беспристрастную информацию, но также наши личные ценности, эмоции, не говоря уже о воображении и интуиции. Именно этот гигантский скачок в интеллектуальной сфере общества - а не компьютеризация и не финансовые манипуляции - объясняет развитие так называемой экономики Третьей Волны.
Алхимия информации
Многие изменения в интеллектуальной системе общества вызывают прямые изменения в сфере бизнеса. Эта "система знаний" более важна для нормального существования любой фирмы, чем банковская, политическая или энергетическая система.
Мало того, что ни одни бизнес не открылся бы, если бы не существовало языка, культуры, информации и технологии. Существует еще более глубокая зависимость: из всех ресурсов, необходимых для того чтобы разбогатеть, знания - самый подвижный.
Возьмем, к примеру, массовую продукцию Второй Волны. Этим загрязняющим окружающую среду фабрикам, казалось, было бессмысленно перестраиваться на выпуск новой продукции. Для этого требовались дорогостоящие средства производства и материалы, квалифицированные наладчики и другие специалисты, а в результате - время, в течение которого оборудование не было задействовано и приносило одни лишь расходы. Вот почему цена на продукцию, выпускаемую огромными партиями, постоянно снижалась. Это породило теорию об экономии на масштабе. Но новые технологии перевернули теории Второй Волны с ног на голову. Вместо массовых выпусков мы теперь стремимся к индивидуализации. Результатом этого стали компании, производящие товары или услуги, ориентируясь на определенного постоянного или почти постоянного потребителя. Новейшие компьютерные разработки позволяют создавать бесконечно разнообразную и недорогую продукцию. А информационные технологии фактически аннулируют цену этого разнообразия и уменьшают значение некогда основного правила экономии на масштабе. Или, например, материалы. Если к станку подключить компьютер и задать ему соответствующую программу, он сможет сделать больше деталей, чем любой человек из такого же куска метала.
Миниатюризация, когда детали и товары становятся меньше по размерам и легче по весу, ведет к экономии при перевозке и хранении. Рассчитанная но минутам транспортировка, с помощью все той же информации, означает дальнейшее снижение расходов.
Последние открытия также приводят к созданию совершенно новых материалов, используемых в различных областях, от авиастроения до медицины, и создают возможность замены одного материала другим. Глубокие знания позволяют нам изучать материалы на молекулярном уровне и придавать им требуемые термические, электрические или механические характеристики. Единственная причина того, что мы до сих пор возим огромное количество сырья типа бокситов, меди или никеля через всю планету, - это отсутствие технологий по переработке существующих в данной местности природных ресурсов в необходимые заменители. Как только мы обретем такую возможность, отпадет необходимость этих перевозок, а в результате снова экономия. В общем, знания заменяют и ресурсы, и транспортировку. То же самое можно сказать и об энергии. Лучшим доказательством того, что знания заменяют любые ресурсы, стали недавние изобретения в области сверхпроводников, которые, как минимум, уменьшают количество энергии, столь необходимой для выпуска каждой единицы продукции.
Вдобавок ко всему этому, знания также экономят время. Само по себе время является одним из важнейших экономических ресурсов, хотя о нем ничего не говорится в балансе любой компании Второй Волны. Время, по сути, остается как бы незаметным вкладом. Но в нашу эру быстрых перемен возможность сэкономить время (например, путем скоростных коммуникаций или опережая конкурента в поставке товара на рынок) может стать решающим фактором, тем самым шагом, разделяющим победу и поражение.
Новые знания ускоряют ход событий, ведут нас в эпоху "реального времени" и молниеносной экономики, толкают время вперед.
Пространство тоже сохранено и завоевано с помощью знаний. Отдел транспортировки компании Genега1 Е1есtгiс занимался строительством локомотивов. Затем, начав применение усовершенствованных способов передачи информации и присоединившись к своим поставщикам, корпорация смогла ускорить прохождение инвентаризации в 12 раз и сэкономить целый акр складских помещений.
Но это еще не все: усовершенствование информационных технологий, в том числе передача документов на расстояние и новые возможности телекоммуникаций, основанных на компьютерной сети и других открытиях, сделали возможным размещение производств вдали от городских центров, при этом, тем не менее, снижая расходы на транспорт и энергию.
Знания и капитал
Постоянно говоря о том, что компьютер во многом заменяет человека, мы порой забываем упомянуть, что он зачастую заменяет средства производства. В самом деле, знания являются гораздо более мощным противовесом силе капитала, чем организованный труд или антикапиталистические политические партии. Ведь, образно говоря, информационный переворот в капиталистической экономике уменьшает расходы капитала на единицу товара. Это ли не поистине революционно?
Витторио Мерлони (61 год) - итальянский бизнесмен. Его фирма выпускает 10% всех стиральных и моющих машин, холодильников и другого домашнего оборудования. Его главными конкурентами являются шведская компания Electrolux и голландская Рhilips. По словам Мерлони, "теперь нам нужно меньше капитала, чем требовалось раньше", чтобы остаться на том же уровне. "Это значит, что даже небогатая страна может быть на высоте с тем же объемом капитала, что и 5 лет назад".
Он говорит, что причиной тому - с умом разработанные технологии, уменьшающие количество капитала, требуемого для производства посудомоечных машин, электроплит и пылесосов.
Начнем с того, замечает Мерлони, что интеллектуальный капитал заменяет дорогостоящее оборудование. Ускоряя процесс взаимодействия заводов и фабрик с рынком и позволяя экономить на небольших партиях товара, достижения в области информации открыли новые пути к уменьшению количества деталей и готовых товаров на складах и железнодорожных перегонах. И в один прекрасный день те ужасающие расходы на хранение, что раньше насчитывали 60%, были урезаны.
Опыт Мерлони переняли ведущие компании США, Японии и Германии; ускоренная схема доставки, основанная на компьютерных информационных сетях, нанесла сокрушительный удар по имущественным расходам.
Уменьшение количества товаров на складах, конечно же, влияет не только на складское пространство и плату за недвижимость, но также значительно уменьшает налоги, страховки и другие платежи.
И хотя стоимость компьютеров, оргтехники и программного обеспечения может быть высока, Мерлони считает, что общая экономия обеспечивает его фирме меньшие расходы капитала на ту же работу, которую он совершал в прошлом.
Майкл Милкен, обладающий незаурядным опытом в сфере инвестирования, обобщил все это в пяти словах: "Человеческий капитал заменил денежный капитал". И все это потому, что знания уменьшают потребность в сырье, труде, времени, пространстве, капитале и других ресурсах, становясь незаменимым средством - основным ресурсом современной экономики, ценность которого постоянно растет.
ГЛАВА IV. КАК МЫ ДЕЛАЕМ ДЕНЬГИ
В 1956 году властный советский лидер Никита Хрущев произнес самое известное изречение: "Мы похороним вас". Он имел в виду, что через несколько лет коммунизм исторически перегонит капитализм. Изречение также повлекло за собой угрозу военного поражения и разнеслось по всему миру.
Еще не многие в то время могли предполагать насколько именно революция в западной системе создания капитала изменит мировой военный баланс и природу войны как таковую.
Хрущев (как и многие американцы) не знал, что 1956 год был также первым годом, когда в Соединенных Штатах "белые воротнички" и служащие численно превзошли заводских рабочих с "голубыми воротничками" - ранний показатель того, что экономика дымящих труб Второй Волны исчезает, и рождается новая экономика Третьей Волны.
Чтобы понять незаурядность происходящих перемен и осознать более серьезные изменения, которые лежат впереди, нужно рассмотреть основные черты экономики Третьей Волны. Здесь (с риском незначите ...........
Страницы: [1] | 2 |
|