УДК 343.91-057.36(477)
ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Мартыненко О.А., профессор кафедры уголовного права
и криминологии, канд.юрид.наук, доцент
Национальный университет внутренних дел
Осознание реальных возможностей полиции привело к тому, что сегодня на уровне правительств США и Западной Европы признана ошибочность требований, ранее предъявляемых к полиции. Отечественные же подразделения ОВД, невзирая на явные противоречия между декларируемой социальной миссией «борьбы с преступностью» и возможностями ее реализации, по-прежнему остаются в рамках традиционной силовой модели, которая, в свою очередь, является фундаментальной с точки зрения определения ведомственной идеологии правоохранительных органов.
Выше было отмечено, что отрицательным последствием идеологии, провозглашающей «борьбу с преступностью», является осознание преступника в качестве противника, с которым нужно вести борьбу или войну. В реальной жизни это неизменно приводит правоохранителя к необходимости идентифицировать себя с человеком, находящимся в условиях вооруженного конфликта, в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости. Данная ролевая позиция, в свою очередь, требует быстрых, решительных и бескомпромиссных действий, подчиненных единственной цели - выжить и победить противника [1].
Полицейские подразделения, делающие ставку на борьбу с преступностью, как на основной стиль деятельности, довольно быстро переходят к репрессивным формам социального контроля и фокусируют свои усилия не на средствах ведения борьбы, а на достижении конечного результата - победы [2, c.184]. По справедливому замечанию А.И. Долговой, подобная тактика зачастую чревата незаконным принуждением и случаями расправы над преступниками [3, c.322]. Именно в рамках такого подхода появляется и существует упомянутый ранее феномен «Грязного Гарри» - защита закона незаконными способами, поскольку сама цель «оправдывает» любые средства.
Кроме того, деятельность полиции в рамках силового подхода не прогрессирует, а неизбежно замыкается в порочный круг, где прослеживается четыре основных стадии, как это демонстрируют в своей работе П. Нейрод и А. Бекли (рис. 1):
Рис.1. Функционирование полиции в рамках «борьбы с преступностью» как основного стиля деятельности [4, c.10]
Выход из сложившейся практики для криминологов и полицейских видится в переходе от реактивного к проактивному способу воздействия на преступность. В качестве основной функции полиции предлагается не «борьба с преступностью», а «служба обществу», «обеспечение общественной безопасности», что предполагает отказ от агрессивной политики и восприятия преступников не как врагов общества, а как граждан с деформированным поведением, подлежащим коррекции [5; 6].
В связи с этим в европейской криминологии все более четкое оформление получает идея приоритетного развития ведомственной полицейской этики как теоретического базиса высокоморального поведения личности [7; 8]. В немалой степени подобной переоценке стратегических ценностей способствовала работа Экспертного комитета по полицейской этике и проблемам, связанным с осуществлением функций полиции (The Committee for Experts on Police Ethics and Problems of Policing), созданного в составе Комитета Совета Европы по проблемам преступности (The European Committee on Crime Problems - CDPC). Первые результаты его работы, представленные на 12-м Коллоквиуме по криминологии 1999 г., организованном Советом Европы по теме «Полномочия и ответственность полиции в демократическом обществе», рассматривали роль полиции в демократическом обществе и ее место в системе уголовной юстиции, задачи полиции в соответствии с верховенством закона, контроль над полицией, а также непосредственно этические аспекты управленческой деятельности полиции [9, c.21-23].
К числу основных аргументов в пользу первоочередного развития именно этических принципов зарубежные криминологи относят следующие особенности деятельности работников правоохранительных органов:
- работники полиции (милиции) имеют право выбора при принятии решений относительно жизни, свободы и собственности других граждан;
- именно на них ложится непосредственная обязанность по поддержанию правопорядка;
- они обязаны защищать права граждан;
- как служители и защитники интересов общества, они обязаны демонстрировать лучшие стандарты поведения (рассудительность, честность, объективность, высокий уровень нравственности);
- полиция (милиция) имеет право использовать непубличные, оперативно-розыскные методы работы, где надлежащее использование конфиденциальной информации полностью зависит от личных качеств сотрудников;
- для представителей этнических меньшинств работники полиции (милиции) часто являются олицетворением всех органов власти и общества в целом;
- неквалифицированные и противоправные действия работников полиции (милиции) наносят моментальный и значительный ущерб для имиджа всей правоохранительной системы и органов государственной власти [5, c.3-4].
Хотя в научном плане данная проблема, к сожалению, подробно рассматривается лишь в единичных отечественных работах, мы согласны с тем, что вопрос о формировании ведомственных этических принципов, применимых для повседневной деятельности, действительно относится к разряду насущных. Поскольку этические принципы правоохранительной деятельности в немалой степени формируют особенности служебного менталитета, определяющем конкретные действия работников ОВД в ситуациях морального выбора, их развитие с точки зрения соблюдения прав человека представляется не менее важным, нежели решение задач материально-технической, кадровой и социальной обеспеченности ОВД Украины [10; 11, c.68-71].
Сегодня схема деятельности органов внутренних дел Украины, хотя и подверглась значительному реформированию, однако по-прежнему остается в рамках традиционного подхода, ориентированного на борьбу с преступностью как на основной вид правоохранительной деятельности. Такой подход характерен для большинства постсоциалистических стран и достаточно полно отражает представление нашего общества о функции и задачах милиции как центрального «борца с преступностью». Подразделения милиции представляют собой обученный профессиональный контингент, основным предназначением которого является борьба с преступностью и эффективная охрана правопорядка. Общая их деятельность сфокусирована на расследовании и пресечении преступлений. Второстепенные функции, непосредственно не подчиненные данной цели, постепенно передаются в частнопредпринимательский сектор.
Среди подразделений милиции в высшей мере развита специализация и разделение следователей и оперативного состава на отдельные службы и ведомства. Патрульно-постовая служба ориентирована в первую очередь на систематическое и целенаправленное упреждение преступности в криминально-опасных районах путем личного досмотра граждан, проверки автотранспорта и помещений. Значительное внимание уделяется развитию высокотехнологичных систем наблюдения, розыска и идентификации преступников, методов оперативно-розыскной деятельности.
Отдавая должное положительным сторонам данной модели, европейские наблюдатели отмечают и ряд ее недостатков. Во-первых, работа с населением осуществляется не для равноправного участия в охране правопорядка, а преимущественно как средство сбора оперативной информации и негласного контроля за правонарушителями.
Во-вторых, отдавая предпочтение развитию технологических средств контроля над преступностью и методам оперативно-розыскной деятельности, милиция не может стать достаточно открытой в своей работе для гражданского контроля. Все это значительно повышает риск возникновения среди сотрудников коррупции и неэтичного поведения.
И, в-третьих, стратегия правоохранительных органов, направленная не на устранение причин преступности, а только на работу с ее внешними проявлениями, не может считаться эффективной с точки зрения долговременной перспективы [4, c.30-33].
Поэтому, ориентируясь на процессы европейской интеграции, отечественным законодателям следует принимать в расчет такие принципы взаимоотношений правоохранительных органов с обществом, как равноправие, распределение властных полномочий, быстрое и эффективное реагирование, открытость информации, компенсация ущерба, совместное участие и партнерство.
Следует остановиться на том, что по мере развития демократических устоев нашего государства милиция должна не просто демонстрировать высокий профессионализм сотрудников, но и превращаться в открытую организацию, служащую украинскому обществу, выполнять свои задачи приемлемыми с этической точки зрения способами для упрочения демократических ценностей. При таком условии население сможет рассматривать милицию не как навязываемую ему силовую структуру, но как службу, находящуюся в его распоряжении. Стоит отметить тот факт, что еще в начале ХХ века российскими учеными в области полицейского права обосновывался тезис о закономерности превращения полиции из закрытой организации в публичную службу по мере развития правового государства [12, с.21].
Вопрос о переоценке статуса милиции в украинском обществе и превращения ее в систему социального обслуживания, призванной предоставлять населению качественные услуги в области охраны правопорядка, обеспечении прав и свобод граждан, также является предметом активного обсуждения в научной литературе.
В связи с изложенным, на повестку дня ставятся и вопросы практического применения этических принципов. К сожалению, даже в наиболее развитых странах учебные программы для обучения правоохранительного персонала ориентированы только на формирование знаний, навыков, отработки процессуальных действий. Этическая подоплека работы полицейского остается вне поля основной учебной деятельности, в виде кратких факультативных курсов и наставлений. Однако, сегодняшний уровень взаимоотношений общества и силовых структур требует от правоохранительных органов не только правильного исполнения установленных правил и процедур с точки зрения закона, но и того, чтобы эти действия основывались на морально оправданных с точки зрения общества решениях. Служитель закона, таким образом, должен нести ответственность не только за принятые решения, но и быть подотчетным за моральную подоплеку принятого решения [13; 14].
Каковы же должны быть основополагающие этические принципы правоохранительной деятельности ОВД? Исчерпывающий перечень таких принципов пока не встречается в работах зарубежных и отечественных авторов. Анализ изученных нами работ в области служебной и корпоративной этики позволяет говорить о наличии всего нескольких, наиболее общих и фундаментальных принципов:
1. Уважение к личности другого человека
2. Доброжелательность
3. Эффективность и профессионализм
4. Соблюдение принципов законности и верховенства закона
5. Ответственность
6. Забота об окружающих
7. Честность по отношению к себе и другим
8. Самоотверженное служение обществу.
Иными словами, при осуществлении своих функций милиция (полиция) должна соблюдать личные права граждан и не совершать произвольных или противоправных действий. Это является основополагающим принципом для правового государства и деятельности силовых структур в условиях демократии. Обеспеченное таким образом верховенство закона в деятельности милиции должно фокусировать внимание не только на том, что делается, но и на том, как это делается. Это также предполагает, что те, кто создает, толкует или применяет закон, сами ему подчиняются. От милиции ожидается, тем самым, что она будет показывать пример в подчинении законам, применение которых она обеспечивает.
С учетом изложенного нам представляется совершенно необходимым на уровне правительства приступить к изучению вопроса о ратификации таких фундаментальных программных документов в области работы правоохранительных органов, как «Декларация о полиции», принятая в мае 1979 г. Ассамблеей Совета Европы и «Европейский кодекс полицейской этики», принятый Комитетом министров Совета Европы 19 сентября 2001 года.
Одновременно требует своего разрешения вопрос о пересмотре Закона Украины «О милиции», где были бы закреплены не только перечисленные выше основные принципы работы милиции в современном обществе, но и были бы четко закреплены права, полномочия, обязанности работников и условия их реализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Glover J. Humanity, a moral history of the twentieth century. London: Jonathon Cape, 1999;
2. Braithwaite, J. Crime, Shame and Reintegration. Cambridge: Cambridge University Press, 1989;
3. Криминология. Под общ. ред. А.И. Долговой. - М.: ИНФРА М - НОРМА, 1997. - 784 с.;
4. Neyroud P., Beckley A. Policing, Ethics and Human Rights. Cullompton, Devon: Willan Publishing. 2001, 235 p.;
5. Pollock J.M. Ethics in Crime and Justice. 3rd ed. Belmont, California: Wadsworth, 1998;
6. Kleinig J. Handled with Discretion: ethical issues in police decision-making. Lanham, Maryland: Rowman and Littlefield, 1996;
7. IASP. Ethics Training in Law Enforcement. 1999. http:// www.theiasp.org/pubinfo/ ethicstraining.html;
8. Delattre E.J. Character and Cops: ethics in policing. 1989. Washington D.C.: American Enterprise Institute for Public Policy Research.
9. Европейский кодекс полицейской этики. Серия «Права человека» - СПб.: СПб ОО «Гражданский контроль», 2003. - 76 с.
10. Строков І.В. Правові та моральні основи забезпечення справедливості й законності в слідчій діяльності: Автореф. канд.юрид.наук: 12.00.12/ НАВСУ. - К., 1998. - 16 с.;
11. Зеленецький В.С., Кальман О.Г. Аналіз факторів, що обумовлюють менталітет правоохоронних органів // Вісті Кримінологічної асоціації України. Альманах. Випуск 1: Мат-ли наук.-практич.конференції “Економічна злочинність в Україні: причини та заходи протидії”, 19 червня 2004 - Х.: Нац. ун-т внутр. справ, 2004, С.68-72.;
12. Гессен В.М. Лекции по полицейскому праву. - СПб., 1907-1908; 13. Mackenzie I. `The dynamics of integrity: managerial and psychological perspectives in Williams S. and Williams G. (eds.) Policing Integrity. St.Catherines House Conference Report, 1999, No.69; 14. Beckley A. Operational Policing: Liabilities and Entitlements. London: Police Review Publishing Company. 1997.
|