ПРОГРАММА
По предмету
"КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС"
1. Цель и задачи дисциплины
Цель дисциплины - воспитание современного учителя-музыканта широкого профиля, обладающего высокой общей культурой, объемными знаниями в области музыкальной литературы, серьезного профессионала с хорошими концертмейстерскими навыками.
Задачи дисциплины
- развитие музыкальных способностей, мышления, воображения;
- формирование концертмейстерских умений (аккомпанирование; пение под собственный аккомпанемент; чтение с листа и транспонирование; объединение вокальной партии с сопровождением; подбор по слуху);
- развитие самостоятельности во всех видах концертмейстерской работы;
- накопление концертмейстерского репертуара для работы с детьми;
формирование готовности к практической деятельности в школе.
Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры. Поэтому в структуре курса для пианистов и баянистов-аккордеонистов предусмотрена работа в фортепианном ансамбле и, соответственно, в ансамбле народных инструментов.
Рекомендуется проходить ансамбль на всем протяжении преподавания дисциплины и включать в программу зачета. Игра одного произведения в ансамбле может стать частью программы государственного экзамена по музыкальному инструменту.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
При подготовке специалиста необходимо организовать обучение следующим концертмейстерским навыкам:
- аккомпанирование солисту, ансамблю, хору;
- транспонирование, творческое обращение с нотным текстом;
- объединение аккомпанемента с партией солиста;
- подбор по слуху мелодий и аккомпанементов к ним;
кроме того, специальным концертмейстерским (педагогическим) умениям:
- управление при аккомпанировании детским хором-классом с использованием элементов дирижерской техники;
- исполнение-показ классу или солисту нового произведения с одновременным пением;
- разучивание нового произведения с солистом, хором-классом;
самостоятельная работа с вокалистом, инструменталистом.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
|
Виды учебной работы
|
Всего часов
|
Семестры
|
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
140
|
5
|
|
Аудиторные занятия
|
30
|
30
|
|
Лекции
|
-
|
-
|
|
Практические занятия
|
30
|
30
|
|
Семинары
|
-
|
-
|
|
Лабораторные работы
|
-
|
-
|
|
И (или) другие виды аудиторных занятий
|
-
|
-
|
|
Самостоятельная работа
|
110
|
110
|
|
Курсовой проект (работа)
|
-
|
-
|
|
Расчетно-графические работы
|
-
|
-
|
|
Реферат
|
-
|
-
|
|
И (или другие виды самостоятельной работы)
|
-
|
-
|
|
Вид итогового контроля
(экзамен, зачет)
|
экзамен
|
Э
|
|
|
4. Содержание дисциплины
Содержание дисциплины по ГОС
Музыкально-исполнительские навыки аккомпанемента на примерах изучения произведений различных стилей, эпох, композиторов. Специфика исполнения аккомпанемента, вокальных и инструментальных произведений. Собственно исполнительская задача. Работа над фортепианной партитурой.
Содержание, композиционная структура, характер фактуры аккомпанемента. Особенности поэтического текста, связь слова и звука. Работа с солистом. Чтение с листа. Транспонирование
Тематический план дисциплины
|
№ п/п
|
Разделы и темы дисциплины
|
Практические, семинарские занятия (ч.)
|
Самостоятельная работа (ч.)
|
|
1.
|
Элементы концертмейстерской работы
|
4
|
12
|
|
2.
|
Аккомпанирование солисту и концертмейстерская работа с ним
|
6
|
14
|
|
3.
|
Произведения школьного репертуара: пение под собственный аккомпанемент
|
4
|
14
|
|
4.
|
Эскизная работа над аккомпанементами вокальных произведений
|
3
|
14
|
|
5.
|
Чтение с листа и транспонирование
|
3
|
14
|
|
6.
|
Подбор по слуху
|
4
|
14
|
|
7.
|
Навыки концертного исполнительства
|
4
|
14
|
|
8.
|
Игра в ансамбле
|
2
|
14
|
|
ИТОГО
|
30
|
110
|
|
|
Содержание разделов дисциплины
1. Элементы концертмейстерской работы
Партия сопровождения как равноценная часть произведения, способствующая раскрытию его содержания. Содержание, композиционная структура, характер фактуры аккомпанемента. Специфика аккомпанемента вокальных и инструментальных произведений. Особенности поэтического текста, связь слова и звука.
2. Аккомпанирование солисту и концертмейстерская работа с ним
Музыкально-исполнительские навыки аккомпанемента. Формирование умений следовать динамике солирующей мелодии, выполнять агогические оттенки, уверенно держать партнера в заданном темпе, создавать ритмическую пульсацию. Сочетание исполнения аккомпанемента с одновременным подпеванием вокальной партии. Формирование исполнительского умения аккомпанировать солисту-партнеру. Изучения произведений различных стилей, эпох, композиторов.
3. Произведения школьного репертуара: пение под собственный аккомпанемент
Обучение пению под собственный аккомпанемент происходит в процессе изучения школьных песен и классических вокальных произведений для школьной аудитории. Студент должен уверенно исполнять партию солиста с сопровождением, осуществляя слуховой контроль за правильным соотношением звучания голоса и аккомпанемента, при этом следя за классом, а также используя элементы дирижерской техники. показывать вступление и дыхание головой или рукой).
4. Эскизная работа над аккомпанементами вокальных произведений
В эскизной работе над произведениями решаются концертмейстерские задачи: развитие чувства ансамбля, умение слышать себя в сочетании с солирующей партией и осуществлять контроль за звучностью аккомпанемента, преодоление технических трудностей сопровождения. Изучение относительно несложных произведений различных стилей, эпох, композиторов. Изучение фортепианных партитур и клавирных переложений.
5. Чтение с листа и транспонирование
Свободное чтение нотного текста с листа. Самостоятельно и под контролем преподавателя ознакомление с различной музыкальной литературой, пополнение исполнительского репертуара, расширение музыкального кругозора. Посильности и постепенность усложнения репертуара при чтении с листа. Опережение взглядом процесса игры. Охватывание всего текста и выделение главного. Овладение принципами партнерства, расширенного видения (исполнения не только аккомпанемента, но и партий), непрерывности исполнения. Навыки чтения 3-х строчного текста.
При чтении с листа и транспонировании допускаются упрощения фактуры: не исполняются подголоски и украшения, облегчаются и перемещаются аккорды и т.д.
6. Подбор по слуху
В подборе по слуху на первом этапе определяется план произведения, его стилистические и жанровые особенности, вычленяются главные элементы сопровождения. На 2 м этапе песня фактурно оформляется. Затем на основе определенных жанровых особенностей обогащается звучание мелодии в правой руке: добавляются подголоски, двойные ноты. Партия левой руки делится на бас и аккорд, либо раскладывается на гармонические фигурации. Умение самостоятельно подобрать мелодию и развернутый аккомпанемент к ней. Умение сыграть песню в различных тональностях, что продиктовано практической деятельностью в школе (возможная неудобная для детей тесситура, интонационные трудности произведения) и методическими задачами обучения.
7. Навыки концертного исполнительства
Постановка и решение собственно исполнительских задач концертмейстерской работы: подготовка к выступлениям и участие в концертах с аккомпанементами вокальной, инструментальной музыке и с игрой в ансамбле.
9. Игра в ансамбле
Изучение четырехручных переложений и сочинений для двух фортепиано различных стилей и жанров. Игра в камерном инструментальном ансамбле (скрипка - фортепиано). Игра в ансамбле народных музыкальных инструментов.
|