Главная   Добавить в избранное Исследование трудовой мотивации школьников в условиях технологического образования | статья


Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады - скачать бесплатно Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады и т.п - скачать бесплатно.
 Поиск: 


Категории работ:
Рефераты
Дипломные работы
Курсовые работы
Контрольные работы
Доклады
Практические работы
Шпаргалки
Аттестационные работы
Отчеты по практике
Научные работы
Авторефераты
Учебные пособия
Статьи
Книги
Тесты
Лекции
Творческие работы
Презентации
Биографии
Монографии
Методички
Курсы лекций
Лабораторные работы
Задачи
Бизнес Планы
Диссертации
Разработки уроков
Конспекты уроков
Магистерские работы
Конспекты произведений
Анализы учебных пособий
Краткие изложения
Материалы конференций
Сочинения
Эссе
Анализы книг
Топики
Тезисы
Истории болезней


 





Исследование трудовой мотивации школьников в условиях технологического образования - статья


Категория: Статьи
Рубрика: Педагогика
Размер файла: 7 Kb
Количество загрузок:
52
Количество просмотров:
929
Описание работы: статья на тему Исследование трудовой мотивации школьников в условиях технологического образования
Подробнее о работе: Читать или Скачать
Смотреть
Скачать



ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время определены приоритеты дальнейшего развития Российского государства, что позволяет конкретизировать образовательные цели, в том числе и в сельском социуме, среди которых значимыми являются цели, ориентирующие на развитие адекватной трудовой мотивации школьников.

С целью изучения мотивационно-потребностной сферы школьников в условиях сельского и городского социума нами было осуществлено пилотажное исследование по теме «Роль учителя технологии и предпринимательства в формировании трудовой мотивации школьников», которое проводилось в 2008-2009 г.

Генеральная совокупность исследования представлена субъектами образовательного процесса, вовлеченными в обозначенную проблему в школах города Брянска и района, общий объем выборки представлен 225 единицами, из них: 112 подростков городских школ и 113 сельских подростков.

Исходя из теоретических положений о том, что содержательную сторону жизненной перспективы составляет система ценностных ориентаций, с помощью методики Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» были исследованы ценностные ориентации подростков. Выражая личностную значимость тех или иных областей жизни, и раскрывая потребностно-мотивационную сферу личности, ценностные ориентации определяют основные мотивы устремлений и поведения индивида, оказывая влияние на все сферы его жизнедеятельности. Данная методика позволяет выявить приоритеты в структуре ценностей и определить наличие внутренних конфликтов, вызванных расхождением желаемого и доступного.

Результаты ранжирования 12 терминальных ценностей показали, что среди наиболее значимых подростками были названы такие ценности, как счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, материальное благополучие, любовь, здоровье и свобода как независимость в поступках и действиях. Такие важнейшие социально-значимые ценности, как творчество, активная деятельная жизнь, интересная работа и познание, - отвергаются большинством подростков. В то же время соотнесение желаемого и доступного позволяет предположить наличие внутренних конфликтов по таким категориям, как свобода, материальное благополучие, активная жизнь, любовь, творчество, что вполне объяснимо с позиции возрастных особенностей, возрастающей потребностью в самостоятельности, свободе, эмансипации. Утверждение внутренней позиции взрослости достижимо посредством активной жизненной позиции, деятельной жизни.

В то же время обнаружено наличие зоны конфликтности в диаде «материальное благополучие - активная жизнь» позволяет предположить, что у современных подростков труд не занимает значимую позицию, достаточную для того, чтобы реально осознавать его значимость в жизни человека. Преобладание иждивенческой позиции, когда человек желает максимум материальных ценностей при минимальных личностных затратах, обостряет внутренние противоречия подростков.

В выборке сельских школьников были выявлены те же зоны конфликтности, что и у городских школьников, но они имеют разную степень выраженности. Наиболее проблемными остаются такие сферы жизни, как материальное благополучие, свобода. Но у сельских школьников отмечена еще одна проблемная зона, связанная с познанием. Согласно полученным результатам, данная ценность не занимает высокого рангового положения, а доступность ее в представлении сельских школьников маловероятна. Сфера жизнедеятельности, связанная с творчеством, в сознании подростков доступна, но не значима.

В ходе исследования выявлено, что проблема развития трудолюбия и усиления мотивации трудовой деятельности является чрезвычайно актуальной в настоящее время: во-первых, трудовая деятельность необходима для полноценного физического и психического развития человека; во-вторых, человек с низким уровнем трудолюбия оказывается неадаптированным к профессиональной деятельности, к самостоятельной жизни; в-третьих, отсутствие потребности в посильном, систематическом труде лишает человека радости жизни и нередко приводит к деградации личности.

Колоссальный развивающий и воспитательный потенциал в становлении данной характеристики личности содержит образовательная область «Технология», гибкое содержание и формы организации которой позволяют индивидуализировать процесс обучения в соответствии с целями воспитательных воздействий. Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и содержания технологического обучения.

Прежде всего, здесь следует выделить психологический механизм в формировании трудовой мотивации школьников в технологическом обучении. Ссылаясь на исследования Т.В. Кудрявцева, Э.А. Фарапоновой и других психологов, можно предположить, что суть этого механизма составляют формирование общетрудовых умений интеллектуального характера, умений выполнить задачу не только индивидуально, но и в условиях совместного труда, развитие положительной мотивации труда школьников, их творческие способности и другие качества личности, важные для профессионального и личностного самоопределения.

Особенно важным в технологическом обучении школьников являются мотивы, побуждающие детей трудиться. Именно с мотивами связано формирование адекватного отношения к труду.

Учитель технологии, владеющий необходимым дидактическим инструментарием, оказывает существенное влияние на формирование трудовых характеристик учащихся.








 
Показывать только:


Портфель:
Выбранных работ  


Рубрики по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З
И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

 

 

Ключевые слова страницы: Исследование трудовой мотивации школьников в условиях технологического образования | статья

СтудентБанк.ру © 2015 - Банк рефератов, база студенческих работ, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по различным дисциплинам, а также отчеты по практике и многое другое - бесплатно.
Лучшие лицензионные казино с выводом денег