Франция - одна из крупнейших капиталистических держав. Она расположена в западной части Европейского материка. Столица Франции Париж - огромный, многоликий город. Население Парижа вместе с пригородами достигает 7 млн. человек. “Большой Париж” раскинулся на площади в 1500 км2. Он возник 2000 лет назад из небольшого поселка Лютеции на острове Сите, посредине Сены. Теперь на этом острове находится знаменитый собор Парижской богоматери.
Территория Франции была заселена около миллиона лет назад и долгое время не меняла состав своего населения, пока 3 тыс. лет назад сюда не пришли арийские племена кельтов (галлов). Их многовековое господство закончилось в 140-х годах до нашей эры, когда легионы Юлия Цезаря завершили присоединение Галлии к Риму. В период римского владычества здесь активно распространялся латинский язык. В первые века нашей эры он окончательно вытеснил кельтскую речь и положил начало современному французскому языку.
Территория Франции - 552 тыс. км2, а население - около 46 млн. чел. С юга страна омывается теплыми водами Средиземного моря, в котором Франции принадлежит о-в Корсика. У западных берегов страны ни днем, ни ночью не смолкает шумное дыхание волн Атлантического океана. А от северной соседки - Великобритании - Францию отделяют морские проливы Ла-Манш и Па-де-Кале. На северо-востоке, во Фландрии и Арденнах, Франция граничит с Бельгией и Люксембургом. Далее, к востоку, высятся куполообразные вершины Вогезов. Здесь проходит франко-германская граница. Достигнув р. Рейна, пограничные столбы круто поворачивают к югу, поднимаясь все выше и выше: сначала на горные склоны Юры, по которым проходит граница со Швейцарией, а затем на покрытые снегами хребты Альп, отделяющие Францию от Италии. Здесь находится самая высокая гора Западной Европы - Монблан (4810 м). Альпийские хребты прорезаны глубокими и довольно широкими долинами, удобными для сообщения. На юго-западе лежит менее высокая, но труднодоступная горная система Пиренеев. Она образует естественную границу Франции с Испанией и небольшим государством Андоррой.
Во время, предшествующее второй мировой войне правительство Франции совместно с правительствами Великобритании и США потворствовало агрессивной политике фашистской Германии. Оно не препятствовало германским фашистам оккупировать Австрию и Чехословакию и этим способствовало развязыванию второй мировой войны. После того, как Германия в 1939 г. напала на союзницу Франции - Польшу, возмущение французского народа вынудило правительство объявить войну Германии. Но это была “странная война”. Французское военное командование не собиралось воевать с Гитлером, и, когда в мае 1940 г. гитлеровские войска вторглись во Францию, реакционное французское правительство сдало Париж и капитулировало перед фашистскими агрессорами. Но в конце 1944 г. французские патриоты, воодушевленные победами СССР и его союзников над гитлеровской Германией, с помощью англо-американских войск освободили свою страну от германских оккупантов. Еще было много военных конфликтов, в которых Франция принимала участие. Несколько лет французские империалисты вели войну в против восставшего Вьетнама. 7 лет они вели войну в Алжире, народ которого требовал независимости. В 1956 г. Франция совместно с Великобританией и Израилем начала вооруженную интервенцию в Египет. Но Египет был поддержан многими миролюбивыми странами (в т. ч. и СССР). В 1961 г. во Франции резко активизировала свою деятельность Секретная вооруженная организация (оас). В стране возникла угроза фашизма, но правительстве удалось разрешить эту трудную ситуацию.
Франция - высокоразвитая индустриально-аграрная страна. По объему промышленного производства она занимает четвертое место после США, Англии и бывшей ФРГ. Ее промышленность и сельское хозяйство очень разнообразны, как разнообразны природные условия страны.
На рудниках Франции добывают много железной руды и бокситов, уголь и калийные соли; на горных реках построены гидроэлектростанции. На машиностроительных заводах умелыми руками французских рабочих создаются автомобили и локомотивы, станки и тракторы, моторы и различное оборудование; на верфях портовых городов строят суда. Химические предприятия производят кислоты, искусственное волокно, красители, пластмассы, медикаменты. Издавна Франция славится парфюмерными изделиями. Текстильные фабрики выпускают ткани хлопчатобумажные и льняные, из синтетического и натурального шелка.
Во Франции возделываются почти все сельскохозяйственные культуры умеренного пояса; пшеница и ячмень, кукуруза и овес, сахарная свекла и картофель. Виноградники и сады есть почти во всех районах Франции. На солнечном побережье Средиземного моря созревают маслины, апельсины, лимоны и другие фрукты; здесь же разводят много цветов, особенно роз. На севре страны расположен важнейший угольный бассейн Франции. Он дает почти половину добываемого в стране угля. Собственного угля Франции не хватает, зато железной руды так много, что значительная часть ее идет на экспорт. Главные залежи железной руды находятся на северо-востоке страны - в Лотарингии. Там сосредоточено и большинство металлургических заводов.
Франция - морская страна. У северных границ ее холодные, со свинцовым отливом волны плещутся у крутых берегов, вымывают мягкие известняковые породы и образуют скалы самой причудливой формы. Людям пришлось много потрудиться, чтобы создать удобные для морских судов порты. Самый крупный из них - Гавр - расположен в широком устье р. Сены. Мощная бетонная дамба защищает многочисленные причалы и доки от морской стихии. В дамбе оставлены лишь “ворота”, через них юркие буксиры тянут на длинных канатах океанские корабли в порт. Суда под флагами различных стран привозят в Гаврский порт тюки хлопка и шерсти, мешки кофе и риса, каучук, красное дерево для изготовления дорогой мебели, пряности и другие товары.
На фабриках и заводах Парижа и его пригородов занято 13 тыс. рабочих. Здесь производится 70% всех французских автомобилей, 90% авиамоторов, более 70% тракторов в районе столицы находятся многочисленные химические заводы, предприятия, производящие станки, электрооборудование и различные приборы. Швейные фабрики и ателье создали Парижу ”законодателя мод”.
Париж - не только промышленный, но и транспортный центр страны. К столице со всех концов страны сходится 11 главных железнодорожных магистралей и свыше полутора десятков важных шоссейных дорог. Железным дорогам во Франции трудно соперничать с автомобильным транспортом. Протяженность основных железнодорожных линий в стране немногим более 45 тыс. км., а густая сеть шоссейных дорог, покрытых бетоном или асфальтом, достигла уже 500 тыс. км. Воздушные “ворота” Парижа - аэропорты Орли и Бурже - ежегодно пропускают свыше 3 млн. пассажиров и большое количество грузов.
|