- Facebook
- Мой мир
- Вконтакте
- Одноклассники
- LiveJournal
-
Экспериментальная психология - шпаргалки
Категория: |
Шпаргалки |
Рубрика: |
Психология |
Размер файла: |
43 Kb |
Количество загрузок: |
2330
|
Количество просмотров: |
58018
|
Описание работы: |
шпаргалки на тему Экспериментальная психология |
Подробнее о работе: |
Читать или Скачать |
ВНИМАНИЕ: |
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные Шпаргалки для сдачи преподавателю, чтобы заказать уникальные Шпаргалки, перейдите по ссылке Заказать Шпаргалки недорого |
|
Смотреть
Скачать
Заказать |
|
Научное знание и его критерии
Наука -- это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практич-ность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности.
Метод научного исследования рационален. Человек, претендующий на членство в научном сообществе, должен не только разделять ценности этой сферы человеческой деятельности, но и применять научный метод как единственно допустимый. Совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности наз. «методом». Следует лишь добавить, что эта система приемов и операций должна быть признана научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей поведение исследования.
Кун выделяет 2 различных состояния науки: революционную фазу и фазу «нормальной науки», последняя фаза означает исследование, прочно опирающееся на одно или не-сколько прошлых научных достижений. С понятием «нормальная наука» связано понятие «парадигма». Парадигма -- это общепризнанный эталон, пример научного исследования, вклю-чающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование и пр. Это -- правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на сегодняшний день, до очередной научной революции, которая ломает старую па-радигму, заменяя ее новой.
Существование парадигмы является признаком зрелости науки или отдельной научной дисциплины. В научной психологии проблема становления парадигмы от-ражена в работах В. Вундта и его научной школы. Взяв за образец естественнонауч-ный эксперимент, психологи конца XIX -- начала XX в. перенесли основные требо-вания к экспериментальному методу на почву психологии. И до сих пор, какие бы возражения ни выдвигались критиками против правомерности использования лабо-раторного эксперимента в психологических исследованиях, научные работники про-должают ориентироваться на принципы организации естественнонаучного иссле-дования. На основе этих принципов проводятся диссертационные исследования, пишутся научные отчеты, статьи и монографии.
Любая теория есть временное со-оружение и может быть разрушена. Отсю-да -- критерий научности знания: научным признается такое знание, которое может быть опровергнуто (признано ложным) в процессе эмпирической проверки. Знание, для опровержения которого нельзя приду-мать соответствующую процедуру, не мо-жет быть научным.
|
2. виды научного исследования.
Различают эмпирическое и теоретическое исследования, хотя разграничение это условно. Как правило, большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер. Любое исследование осуществляется не изолированно, а в рамках целост-ной научной программы или в целях развития научного направления. Изучение осо-бенностей нарциссической личности Э. Фромм проводил в рамках научной програм-мы исследования причин «злокачественной агрессии». Программа К. Левина послу-жила основой для постановки исследований уровня притязаний, мотивации достижений, квазипотребностей, групповой динамики и пр. Предложенная Б. Ф. Ломо-вым программа изучения влияния процесса общения на когнитивные процессы по-родила исследования динамики и эффективности совместного решения сенсорных задач, запоминания материала, сравнения процессов индивидуального и группово-го мышления и т. д.
Исследования по их характеру можно разделить на фундаментальные и приклад-ные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные и т. д. Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без уче-та практического эффекта от применения знании. Прикладное исследование про-водится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи. Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае -- психологии). Как и междисциплинар-ные, эти исследования требуют участия специалистов различных областей и прово-дятся на стыке нескольких научных дисциплин. К этой группе можно отнести гене-тические исследования, исследования в области инженерной психофизиологии, а также исследования на стыке этнопсихологии и социологии. Комплексные иссле-дования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значи-мых параметров изучаемой реальности. Однофакторное, или аналитическое, ис-следование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.
|
. классификация методов психологического исследования.
Б.Г. Ананьев все методы он разделил на: 1) организационные (сравнительный, лонгитюдный и комплексный); 2) эмпирические (обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод); 3) способы обработки данных (математико-статистического анализа данных и качественного описания) и 4) интерпретационные (генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.). Генетический метод интерпретирует весь материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических функций, образований и свойств личности. Структурный метод интерпретирует весь собранный материал в характеристиках систем и типах связи между ними, образующих личности, либо социальную группу.
Классификация эмпирических методов Водолева-Столена. 1 группа: 2 основных признака: 1. На основании сопоставления методологических признаков (объективные тесты, стандартизированные самоотчеты, тесты-опростники, открытые опросники, шкальные техники, субъективная классификация), индивидуально ориентированные техники (методика ролевых репертуарных решеток), прооективные техники, диалогические техники (беседа, интервью, диагностические игры). 2. Основание мер вовлеченности в психодиагностическую процедуру самого психолога и степени его влияния на результат диагностики (объективные методы - тесты, опросники, шкальные техники). 2 группа: диалогические (беседа, интервью, диагностические игры, патопсихологичекий эксперимент и некоторые из проективных методик).
|
5. подготовительный этап психологического исследования.
Проблема: возникает тогда, когда старое знание не показало свою состоятельность, а новое еще не приняло развернутую форму. В связи с этим научная проблема - противоречивая ситуация, требующая разрешения. Постановка научной проблемы предполагает: обнаружение существования дефицита в данной области, осознание потребности в устранении дефицита, описание проблемной ситуации в научных терминах, формулировка проблемы.
Гипотеза: - научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. Бывает: теоретическая (входит в структуру теорий в качестве основных частей для устранения внутренних противоречий в теории, для преодоления рассогласования теорий и экспериментальных результатов), эмпирическая (предположение, подлежащее экспериментальной проверке), экспериментальная (выдвигается для решения проблемы методом экспериментального исследования).
Предмет и объект: через отношение общего и частного: объект - процесс, либо явление, поражающее проблемную ситуацию, предмет - то, что находится на границе объекта. Через испытуемого: объект - тот, кто исследуется, предмет - то, что познается.
|
6. планирование исследования.
Цель: - осознанный образ предвосхищаемого, желаемого результата, на достижение коего направлено исследование.
Виды целей:1. Определение характеристики и явлений. 2.Выявление взаимосвязи психических явлений. 3.Изучение возрастной динамики явлений. 4.Описание нового феномена эффекта. 5.Открытие новой природы явления. 6.Обобщение. 7.Создание классификаций, типологий. 8.Создание методики. 9.Адаптация психодиагностической методики.
Задачи: выявление с помощью экспериментальных методов причинно-следственной зависимости между психическими явлениями, а также между ними и другими факторами.
Выборка: Идеальным объектом психологического исследования может выступать либо от-дельный индивид, либо группа. В первом случае мы говорим об общепсихологиче-ском эксперименте, во втором -- о социально-психологическом. формирование выборки испытуемых -- экспериментальной группы -- должно подчиняться ряду правил.
1.Содержательный критерий (критерий операциональной валидности). Подбор экспериментальной группы должен определяться предметом и гипотезой исследования. экспериментатор должен создать модель идеального объекта экс-периментального исследования для своего частного случая и по возможности его описать, следуя этому описанию при формировании экспериментальной группы. Характеристики реальной экспериментальной группы должны минимально откло-няться от характеристик идеальной экспериментальной группы.
2.Критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутренней валидности). Результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, должны распространяться на каждого ее члена. То есть мы должны учесть все значимые характеристики объекта исследования, различия в выраженности которых могут су-щественно повлиять на зависимую переменную.
3.Критерий репрезентативности (критерий внешней валидности). Существуют теоретические статистические критерии репрезентативности (представленности) выборки испытуемых. Группа лиц, участвующих в эксперименте, должна представ-лять всю часть популяции, по отношению к которой мы можем применять данные, полученные в эксперименте. Величина экспериментальной выборки определяется видом статистических мер и выбранной точностью (достоверностью) принятия или отвержения экспериментальной гипотезы.
Метод:1.способ выполнения ч-либо, работа с фактами и концепциями в систематическом режиме. 2.способы, посредством которых познается предмет науки.
Методика: довольно определенная, усвоенная процедура или набор процедур для достижения некоторой специфической цели.
|
|
|
|
|
30. классификация эксперим. планов по Кемпбеллу.
Выделил 3 группы: доэкспериментальный план, экспериментальный план и квази-эксперимент. 1 и 2 группу выделил на 2 основаниях: 1.наличие/отсутствие контрольной группы, 2.наличие/отсутствие тестирования до экспериментального воздействия и после него. Эти 2 показателя рассматриваются Кемпбеллом как 2 основных способа контроля в экспериментальных исследованиях. Введение в экспериментальные планы этих способов контроля увеличивает достоверность приписывания появления эффекта экспериментального воздействия ч/з сравнение р-тов тестирования, которые были получены до экспериментального воздействия и после него. Использование контрольной группы выделяет влияние экспериментального воздействия ч/з сравнение результатов в 2х группах.
|
|
|
9. интерпретация, анализ и представление результатов исследования.
Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровер-жение гипотезы о причинной зависимости между переменными: «Если А, то В».
Подтверждение статистических гипотез (о различиях, связи и пр.) -- решающий, но не единственный аргумент в пользу принятия экспериментальной гипотезы. Ис-следователь сопоставляет свои выводы с выводами других авторов, высказывает ги-потезы о причинах сходства или различия между данными, полученными им самим, и результатами предшественников. И наконец, он интерпретирует свои выводы в терминах теоретической гипотезы. Он должен ответить на вопрос: можно ли счи-тать подтверждение или опровержение эмпирической гипотезы подтверждением или опровержением той или иной теории. Возможно, что ни одна теория не может объяснить полученные в эксперименте результаты. Тогда экспериментатор, если он склонен к теоретизированию, пытается сам теоретически объяснить полученные в эксперименте результаты. Кроме того, он высказывает предположения о возможно-сти обобщения и переноса полученных им данных на другие ситуации, популяции и т.д.
Конечным продуктом исследования являются научный отчет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного журнала.
Существуют определенные требования к оформлению рукописной научной ра-боты, наглядному представлению результатов и структуре изложения.
|
понятие метода наблюдения
Наблюдением называется целенаправленное, организованное вос-приятие и регистрация поведения объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяется с конца XIX в. в клинической, социальной, педа-гогической психологии, психологии развития, а с начала XX в. -- в психологии тру-да, т. е. в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естествен-ного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспе-риментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой. Тем самым для наблюдения особое значение имеет сохранение «внешней» валидности.
А. А. Ершов (1977) выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:
1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприя-тию поведения, игнорированию тонких различий.
2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку про-исходящему.
3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследо-вать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассмат-риваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты на-блюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания яв-ляются важнейшей дополнительной информацией для исследователя. Не случайно величайшие естествоиспытатели, такие как Ч. Дарвин, В. Гумбольдт, И. П. Павлов, К. Лоренц и многие другие, считали метод наблюдения главным источником науч-ных фактов.
|
11. классификация видов психологического наблюдения
Различают несистематическое и систематическое наблюдение. Несистема-тическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применя-ется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследо-вателя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причин-ных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.
Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследова-тель выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифи-цирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует схеме квазиэксперимента или корреляционного исследования.
Различают «сплошное» и выборочное наблюдение. В первом случае исследова-тель (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступ-ные для максимально подробного наблюдения. Во втором случае он обращает вни-мание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодей-ствия матери и ребенка в течение дня и т. д.
Наблюдение может проводиться непосредственно либо с использованием наблю-дательных приборов и средств фиксации результатов. К их числу относятся аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.
Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюде-ния либо по прошествии времени. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, «страдает» полнота и надежность регистрации поведения, а следова-тельно, и достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель не-известен группе или индивиду, если он авторитетен, значим и может компетентно оценить поведение испытуемых. Особенно сильно эффект наблюдателя проявляет-ся при обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач, а также в ходе групповой деятельности. В некоторых случаях, например при исследовании «закрытых групп» (банд, воинских коллективов, подростковых группировок и т. д.), внешнее наблюдение исключено. Включенное наблюдение предполагает, что наблю-датель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследо-вании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном есте-ственном общении с ним.
Есть два варианта включенного наблюдения: 1) наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (например, при изучении динамики по-ведения в группе альпинистов или экипажа подводной лодки); 2) наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (например, дети, играющие в комнате, одна стена которой -- зеркало Гезелла; группа заключенных в общей камере и т. д.).
|
12. психологическое измерение.
Измерением называется операция установле-ния взаимно однозначного соответствия множества объектов и символов (как част-ный случай -- чисел). Символы (числа) приписываются вещам по определенным правилам.
Шкала наименований. Шкала наименований получается путем присвоения «имен» объек-там. При этом нужно разделить множество объектов на непересекающиеся подмно-жества. Иными словами, объекты сравниваются друг с другом и определяется их эквива-лентность--неэквивалентность. В результате данной процедуры образуется сово-купность классов эквивалентности. Объекты, принадлежащие к одному классу, эк-вивалентны друг другу и отличны от объектов, относящихся к другим классам. Эк-вивалентным объектам присваиваются одинаковые имена. Исследователь, пользующийся шкалой наименований, может применять следу-ющие инвариантные статистики: относительные частоты, моду, корреляции случай-ных событий, критерий x2.
Шкала порядка. Порядковая шкала образуется, если на множестве реализовано одно бинарное отношение -- порядок (отношения «не больше» и «меньше»). Шкалы порядка широко используются в психологии познавательных процессов, экспериментальной психосемантике, социальной психологии: ранжирование, оце-нивание, в том числе педагогическое, дают порядковые шкалы.
Шкала интервалов. Шкала интервалов определяет вели-чину различий между объектами в проявлении свойства. С помощью шкалы интер-валов можно сравнивать два объекта. При этом выясняют, насколько более или менее выражено определенное свойство у одного объекта, чем у другого.
Шкала отношений. -- наиболее часто используемая в физике шка-ла. По крайней мере, идеалом измерительной процедуры является получение таких данных о выраженности свойств объектов, когда можно сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого.
Другие шкалы. 1. Дихотомическая классификация часто рассматривается как вариант шкалы наименований. Это верно, за исключением одного случая, когда мы измеряем свойство, имеющее всего лишь два уровня выраженности: «есть--нет», так называемое «точечное» свойство. 2. Шкала разностей, в отличие от шкалы отношений, не имеет естественного нуля, но имеет естественную масштабную единицу измерения. Ей соответствует ад-дитивная группа действительных чисел. 3. Абсолютная шкала является развитием шкалы отношении и отличается от нее тем, что обладает естественной единицей измерения. В этом ее сходство со шка-лой разностей. Число решенных задач («сырой» балл), если задачи эквивалентны, -- одно из проявлений абсолютной шкалы.
|
13. эксперимент как активный метод психологического исследования.
Эксперимент - проводимый в специальных условиях опыт с целью научных знаний, главной особенностью которого выступает целенаправленное вмешательство исследователя в изучаемый объект. Главное отличие психологического эксперимента от других психологических методов заключается в том, что он дает возможность внутр. Ps явлению адекватно и однозначно проявиться во внешнем поведении, доступном объективному наблюдению. Адекватность и однозначность объективизации экспериментально вызываемых Ps явлений достигается за счет целенаправленного жесткого контроля, условий их возникновения и протекания.
Рубинштейн: основная задача психологического эксперимента заключ. в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения сущ. особенности внутреннего Ps процесса; для этого нужно варьируя условиями среды найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражено бы его внутреннее Ps содержание, т.е. задача экспериментальное варьирование условий при психологическом эксперименте заключается прежде всего в том, чтобы вскрыть правильность одной единственной психологической интерпретации действия и поступка, исключая возможность всех остальных.
|
|
|
|
|
|
5. переменная и ее виды.
Переменная - любая реальность, наблюдающая изменения, которые могут быть зафиксированы и измерены в какой-либо шкале.
НП - экспериментальное воздействие/ экспериментальный фактор - управляемая, т.е. активно изменяемая исследователем переменная.
ЗП - представлена показателями деятельности испытуемого любыми формами оценки его субъективных суждений и отчетов.
Побочные переменные порождают систематическое смешение, ведущее к появлению ненадежных данных (фактор времени, задачи, индивидуальные особенности испытуемых).
Дополнительная переменная существенна для изучаемой связи между причиной и следствием.
|
|
14. виды эксперимента.
По формальным основаниям выделяется несколько типов экспериментального исследования. Различают исследовательский (поисковый) и подтверждающий эксперимент. Различие их обусловлено уровнем разработанности проблемы и наличием знаний о связи зависимой и независимой переменных.
Поисковый (эксплораторный) эксперимент проводится тогда, когда неизвестно, существует ли причинная связь между независимой и зависимой переменными. Поэтому поисковое исследование направлено на проверку гипотезы о наличии или отсутствии причинной зависимости между переменными А и В.
В случае, если существует информация о качественной связи между двумя пере-менными, выдвигается гипотеза о виде этой связи. Тогда исследователь проводит подтверждающий (конфирматорный) эксперимент, в котором выявляется вид функ-циональной количественной связи между независимой и зависимой переменными.
Алгоритм исследования в целом выглядит так:
1. Выдвигается гипотеза о качественной причинной связи А и В.
2. Проводится поисковый эксперимент.
3. В случае неподтверждения гипотезы выдвигается другая качественная гипотеза и проводится новый поисковый эксперимент; если же качественная гипотеза подтверждается, выдвигается количественная функциональная гипотеза.
4. Проводится подтверждающий эксперимент.
5. Принимается (или отвергается) и уточняется гипотеза о виде связи между пере-менными.
В психологической исследовательской практике для характеристики различных видов экспериментального исследования используются также понятия «критиче-ский эксперимент», «пилотажное исследование», или «пилотажный эксперимент», «полевое исследование», или «естественный эксперимент».
|
20. понятие о валидности эксперимента и ее виды.
Валидность - свойство эксперимента, которое обеспечивает достоверность полученных результатов.
Выделяют: 1.внешнюю - соответствие конкретного исследования природной реальности и/или другим подобным исследованиям. Определяет возможность переноса и / или обоб-щения результатов на другие объекты и условия исследования. Зависит от репрезента-тивности выборки и соответствия контролируемых в исследовании дополнительных пе-ременных, их вариативности в других условиях. Частной формой внешней валидности является экологическая валидность, определяющая возможность распространить выво-ды конкретного исследования на реальные условия, а не на иные лабораторные условия; 2. Внутреннюю - соответствие конкретного исследования идеальному; оцени-вает изменение зависимой переменной, определяется влиянием независимой перемен-ной, а не другими причинами. Внутренняя валидность зависит от систематического изме-нения влияния независимой и других переменных от неэквивалентности и изменения сравниваемых групп в ходе эксперимента; 3. Критериальную - отражает соответствие диагноза и прогноза, полученного на основе данных тестирования, деятельностным и жизненным показателям; включает в себя текущую и прогностическую валидность; 4. Конструктную - характеризует точность реализации теоретической гипоте-зы в процедуре эксперимента. Является одним из проявлений внутренней валидности. Определяет область явлений, исследуемых в эксперименте. В психологической диагнос-тике конструктная валидность характеризует степень измеряемого свойства в результа-тах тестирования; 5. Операциональную - соответствие операций экспериментатора теоретиче-скому описанию переменных, контролируемых в исследовании. Варьируемые экспери-ментатором условия должны соответствовать независимой переменной. Операциональ-ная валидность является одним из проявлений внутренней валидности; 6. Содержательную (очевидную) - соответствие целей и процедуры исследова-ния обыденным представлениям испытуемого о природе изучаемого явления. Имеет мотивационное значение для испытуемых и является в некоторых исследованиях одной из составляющих внешней валидности; 7. Экологическую - вид внешней валидности, характеризует соответствие про-цедуры и условий лабораторного исследования «естественной» реальности и другие.
|
16. научная гипотеза
-- предположение, выдвигаемое как времен-ное на основе наличных наблюдений и уточняемое последующими экспе-риментами. Касается связей, закономерностей и существенных свойств определенных областей действительности, наиболее вероятных с пози-ций теории, коей придерживаются ученые-исследователи, ответ на постав-ленный вопрос-проблему. Может формулироваться на различных уров-нях обобщения, но формулировка должна быть конкретной, соотносясь с конкретными явлениями. Основное требование к гипотезе -- ее проверя-емость. Возможна постановка нескольких равновозможных гипотез од-новременно -- тогда они проверяются последовательно. Когда гипотеза сформулирована, переходят к ее проверке на опытном материале. Здесь тоже можно выделить несколько этапов. Так, нужно определить общую стратегию и тактику исследования -- те общие принципы, по коим оно будет строиться. Этот этап можно назвать организационным; здесь при-меняются соответственные методы организационные, и как основной -- метод сравнительный. Гипотеза, проверяемая экспериментально, форму-лируется как предполагаемая связь между переменными независимыми и переменными зависимыми. Для ее проверки нужно ввести переменную независимую и выяснить, что будет происходить с переменной зависи-мой.
|
17. принцип верификации и фальсификации
Верификация - при проверке научных понятий - доказательство или иная убедительная демонстрация того, что явления, включенные в объем и содержание данного понятий, действительно существуют и соответствуют определению понятия. Это же предполагает наличие методики опытной проверки явления, описываемого понятием. Проверка выполняется посредством соответственной психодиагностической процедуры.
Поппер принципом фальсификации назвал принцип потенциальной опровержимости научной теории. Т.е. любая теория есть временное со-оружение и может быть разрушена. Отсю-да -- критерий научности знания: научным признается такое знание, которое может быть опровергнуто (признано ложным) в процессе эмпирической проверки. Знание, для опровержения которого нельзя приду-мать соответствующую процедуру, не мо-жет быть научным.
В логике следствие истинного утверждения может быть только истинным, а сре-ди следствий ложного утверждения встречаются как истинные, так и ложные. Каж-дая теория -- всего лишь предположение и может быть опровергнута эксперимен-том. К. Поппер сформулировал правило: «Мы не знаем -- мы можем только предпо-лагать».
С позиций критического рационализма (так характеризовали свое мировоззре-ние Поппер и его последователи) эксперимент -- это метод опровержения правдо-подобных гипотез. Из логики критического рационализма исходят современная тео-рия статистической проверки гипотез и планирование эксперимента.
|
18. экспериментальная гипотеза. Виды ЭГ.
Гипотеза -- это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.
В методологии науки различают теоретические гипотезы и гипотезы как эмпири-ческие предположения, которые подлежат экспериментальной проверке.
Готтсданкер выделяет следующие варианты экспериментальных гипотез:
-- контргипотеза -- экспериментальная гипотеза, альтернативная к основному предположению; возникает автоматически;
-- третья конкурирующая экспериментальная гипотеза -- экспериментальная ги-потеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую; проверя-ется только в лабораторном эксперименте;
-- точная экспериментальная гипотеза -- предположение об отношении между еди-ничной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте; проверка требует выделения независимой переменной и «очищения» ее условий;
-- экспериментальная гипотеза о максимальной (или минимальной) величине -- предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая при-нимает максимальное (или минимальное) значение. «Негативный» процесс, ос-нованный на представлении о двух базисных процессах, оказывающих противо-положное действие на зависимую переменную, при достижении определенного (высокого) уровня независимой переменной становится сильнее «позитивного»; проверяется только в многоуровневом эксперименте;
-- экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношени-ях -- точное предположение о характере постепенного (количественного) изме-нения зависимой переменной с постепенным (количественным) изменением не-зависимой; проверяется в многоуровневом эксперименте;
-- экспериментальная гипотеза с одним отношением -- предположение об отноше-нии между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки экспериментальной гипотезы с одним отношением может быть использован и факторный эксперимент, но вторая независимая переменная является при этом контрольной;
комбинированная экспериментальная гипотеза -- предположение об отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) незави-симых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной -- с другой; про-веряется только в факторном эксперименте. Исследователи различают научные и статистические гипотезы. Научные гипоте-зы формулируются как предполагаемое решение проблемы.
статистическая гипо-теза -- утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики.
Гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для последующей проверки.
|
|
22. фактора, нарушающие валидность.
Кэмпбелл называет главные причины нарушения внешней валидности:
1. Эффект тестирования -- уменьшение или увеличение восприимчивости испы-туемых к экспериментальному воздействию под влиянием тестирования. Напри-мер, предварительный контроль знаний учеников может повысить их интерес к новому учебному материалу. Поскольку генеральная совокупность предвари-тельному тестированию не подвергается, то результаты для нее могут быть не-репрезентативными.
2. Условия проведения исследования. Они вызывают реакцию испытуемого на экс-перимент. Следовательно, его данные нельзя переносить на лиц, не принимав-ших участия в эксперименте, этими лицами является вся генеральная совокуп-ность, кроме экспериментальной выборки.
3. Взаимодействие факторов отбора и содержания экспериментального воздей-ствия. Их следствия -- артефакты (в экспериментах с добровольцами или испы-туемыми, участвующими по принуждению).
4. Интерференция экспериментальных воздействий. Испытуемые обладают памя-тью и обучаемостью. Если эксперимент состоит из нескольких серий, то первые воздействия не проходят для них бесследно и сказываются на появлении эффек-тов от последующих воздействий.
Большинство причин нарушения внешней валидности связано с особенностями психологического эксперимента, проводимого с участием человека, которые отли-чают психологическое исследование от эксперимента, осуществляемого специали-стами других естественных наук.
Кэмпбелл выделил восемь основных факторов, нарушающих внутреннюю валид-ность эксперимента. Перечислим их. Первую группу можно назвать факторами выборки:
1. Селекция -- неэквивалентность групп по составу, которая вызывает системати-ческую ошибку в результатах.
2. Статистическая регрессия -- частный случай ошибки селекции, когда группы отбирались на основе «крайних» показателей (иначе -- корреляция из-за не-однородности группы).
3. Экспериментальный отсев -- неравномерное выбывание испытуемых из сравни-ваемых групп, приводящее к неэквивалентности групп по составу.
4. Естественное развитие -- изменение испытуемых, являющееся следствием те-чения времени, без связи с конкретными событиями изменение состояния (голод, усталость, болезнь и др.), свойств индивида (возрастные перемены, накоп-ление опыта и др.).
Вторая группа -- побочные переменные, влияние которых приводит к следую-щим эффектам:
1. Эффект «истории»-- конкретные события, происходящие в период меж-ду начальным и итоговым тестированием помимо экспериментального воздей-ствия.
2. Эффект тестирования -- влияние предварительного тестирования на результат итогового.
3. Инструментальная погрешность -- определяется надежностью метода фиксации поведения испытуемого, т. е. надежностью теста; именно надежность влияет на валидность, по утверждению Кэмпбелла, а не наоборот.
4. Взаимодействие факторов: отбора; естественного развития; истории (разные ис-тории экспериментальных групп) и др.
Позже Кэмпбелл описал еще ряд источников нарушения внутренней валидности. Наиболее существенные относятся к экспериментальной процедуре, а именно: компенсаторное сопоставление эффектов различных воздействий, имитация воздей-ствия, когда его на самом деле не происходит и др.
|
37. факторный эксперимент
Факторные эксперименты применяются тогда, когда необходимо проверить сложные гипотезы о взаимосвязях между переменными. Общий вид по-добной гипотезы: «Если А1, А2,..., Аn, то В». Такие гипотезы называются комплексными, комбинированными и др. При этом между независимыми переменными могут быть различные отношения: конъюнкции, дизъюнкции, линейной независимости, аддитивные или мультипликативные и др. Факторные эксперименты являются част-ным случаем многомерного исследования, в ходе проведения которого пытаются ус-тановить отношения между несколькими независимыми и несколькими зависимы-ми переменными. В факторном эксперименте проверяются одновременно, как пра-вило, два типа гипотез:
1) гипотезы о раздельном влиянии каждой из независимых переменных;
2) гипотезы о взаимодействии переменных, а именно -- как присутствие одной из независимых переменных влияет на эффект воздействия на другой.
Факторный эксперимент строится по факторному плану. Факторное планирова-ние эксперимента заключается в том, чтобы все уровни независимых переменных сочетались друг с другом. Число экспериментальных групп равно числу сочетаний уровней всех независимых переменных.
Сегодня факторные планы наиболее распространены в психологии, поскольку простые зависимости между двумя переменными в ней практически не встречаются.
Существует множество вариантов факторных планов, но на практике применя-ются далеко не все. Чаще всего используются факторные планы для двух незави-симых переменных и двух уровней типа 2х2. Для составления плана применяет-ся принцип балансировки. План 2х2 используется для выявления эффекта воздей-ствия двух независимых переменных на одну зависимую. Экспериментатор манипу-лирует возможными сочетаниями переменных и уровней. Данные приведены в простейшей таблице.
Реже используются четыре независимые рандомизированные группы. Для обра-ботки результатов применяется дисперсионный анализ по Фишеру.
Так же редко используются другие версии факторного плана, а именно: 3х2 или 3х3. План 3х2 применяется в тех случаях, когда нужно установить вид зависимо-сти одной зависимой переменной от одной независимой, а одна из независимых переменных представлена дихотомическим параметром. Пример такого плана -- эксперимент по выявлению воздействия внешнего наблюдения на успех решения интеллектуальных задач. Первая независимая переменная варьируется просто: есть наблюдатель, нет наблюдателя. Вторая независимая переменная -- уровни трудно-сти задачи. В этом случае мы получаем план 3х2.
Вариант плана 3х3 применяется в том случае, если обе независимые перемен-ные имеют несколько уровней и есть возможность выявить виды связи зависимой переменной от независимых. Этот план позволяет выявлять влияние подкрепления на успешность выполнения задании разной трудности.
|
27. стратегии формирования выборки и распределения испытуемых по группам.
Существует шесть стратегий построения групп:
1) рандомизация (стратегия случайного отбора или распределения испытуемых, при кото-рой все субъекты имеют равные шансы попасть в группу. Применяется при отборе чле-нов популяции в экспериментальную выборку, а также при распределении испытуемых по экспериментальным и контрольным группам. Обеспечивает внутреннюю валидность, контролирует эффект смешения); 2) попарный отбор; 3) рандомизация с выделением страт (стратометрический отбор); 4) приближенное моделирование; 5) репрезентативное моделирование; 6) привлечение реальных групп.
Различают два основных типа привлечения испытуемых в группу: а) отбор, б) распределение. Отбор проводят при рандомизации, рандомизации с выделением страт, при репрезентативном и приближенном моделировании. Распределение осу-ществляется при способе составления групп из эквивалентных пар и исследовани-ях с участием реальных групп.
Считается, что наилучшая внешняя и внутренняя валидность достигается при стратегии подбора эквивалентных пар и стратометрической рандомизации: индиви-дуальные особенности испытуемых с помощью этих стратегий контролируются мак-симально. В остальных же случаях нет никаких гарантий эквивалентности испытуе-мых, контролируемости индивидуальных различий и представительности группы.
|
31. характеристика доэкспериментальных планов.
К доэкспериментальным планам относятся: а) исследование единичного случая; б) план с предварительным и итоговым тестированием одной группы и в) сравнение статистических групп.
Исследование единичного случая относится к области прошлого. Однократно те-стируется одна группа, подвергнутая воздействию по плану: Х О. Контроль внешних переменных и независимой переменной полностью отсутствует. В таком «исследо-вании» нет никакого материала для сравнения. А ведь с него обычно начинается любая научная работа. Такого рода исследования, как правило, проводятся на пер-вых этапах научной деятельности для сопоставления их результатов с обыденными представлениями о реальности. Но научной информации они не несут.
План с предварительным и итоговым тестированием одной группы часто приме-няется в социологических, социально-психологических и педагогических исследо-ваниях: О1 Х О2 . В этом плане отсутствует контрольная выборка, поэтому нельзя утверждать, что изменения (разница О1 и О2) зависимой переменной, регистрируе-мые в ходе тестирования, вызваны именно изменением независимой переменной. Между начальным и конечным тестированием происходят и другие «фоновые» со-бытия, воздействующие на испытуемых наравне с независимой переменной. Кроме того, этот план не позволяет контролировать эффект «естественного развития»: в течение короткого времени -- изменение состояния испытуемого (утомление, монотония, скука и др.), а в течение длительного времени -- изменения личностных черт. Наконец, эффект тестирования -- воздействие предыдущего обследования на последующее -- может быть еще одним неконтролируемым фактором, влияющим на изменение зависимой переменной. Можно перечислить и другие источники ар-тефактов -- внешние переменные, которые не контролируются этим планом.
Третий вариант доэкспериментального плана -- сравнение статистических групп, или, точнее, план для двух неэквивалентных групп с тестированием после воздействия.
Х О1
О2
Этот план лучше предыдущего хотя бы тем, что позволяет учитывать эффект те-стирования благодаря введению контрольной группы, а также отчасти контролиро-вать влияние «истории» -- фоновых воздействий на испытуемых, и ряд других внеш-них переменных (инструментальную погрешность, регрессию и др.). Но с помощью этого плана невозможно учесть эффект естественного развития, так как нет мате-риала для сравнения состояния испытуемых на данный момент с их начальным со-стоянием (нет предварительного тестирования).
Этот доэкспериментальный план распространен в психологической исследова-тельской практике. Для сравнения результатов контрольной и экспериментальной групп используется t-критерий Стьюдента. Всегда надо иметь в виду, что различия в результатах тестирования могут быть обусловлены не экспериментальным воздей-ствием, а различием состава групп. Этот план, если отбросить экспериментальное воздействие, вполне применим в корреляционном исследовании, но его не следует использовать для проверки гипотез о причинной связи двух переменных.
|
33. квазиэкспериментальные планы и планы ex-post-facto.
Квазиэкспериментом является любое исследование, направленное на установ-ление причинной зависимости между двумя переменными («если А, то В»), в кото-ром отсутствует предварительная процедура уравнивания групп или «параллельный контроль» с участием контрольной группы заменен сравнением результатов не-однократного тестирования группы (или групп) до и после воздействия.
Для классификации этих планов можно выделить два основания: иссле-дование проводится 1) с участием одной группы или нескольких; 2) с одним воздей-ствием либо серией. Следует заметить, что планы, в которых реализуется серия од-нородных или разнородных воздействий с тестированием после каждого воздействия, получили в советской и российской психологической науке по традиции на-звание «формирующие эксперименты». По своей сути они, конечно, являются ква-зиэкспериментами со всеми присущими таким исследованиям нарушениями внеш-ней и внутренней валидности.
Используя такие планы, мы с самого начала должны отдавать себе отчет в том, что в них отсутствуют средства контроля внешней валидности. Невозможно про-контролировать взаимодействие предварительного тестирования и эксперименталь-ного воздействия, ликвидировать эффект систематического смешения (взаимодей-ствия состава групп и экспериментального воздействия), проконтролировать реак-цию испытуемых на эксперимент и определить эффект взаимодействия между различными экспериментальными воздействиями.
Квазиэксперимент позволяет контролировать действие фактора фоновых воздей-ствий (эффект «истории»). Обычно именно этот план рекомендуется исследовате-лям, проводящим эксперименты с участием естественных групп в детских садах, школах, клиниках или на производстве. Его можно назвать планом формирующего эксперимента с контрольной выборкой. Реализовать этот план весьма трудно, но в том случае, если удается провести рандомизацию групп, он превращается в план «истинного формирующего эксперимента».
Ex-post-facto. Экспериментатор сам не воздействует на испытуемых. В качестве воздействия (по-зитивного значения независимой переменной) выступает некоторое реальное собы-тие из их жизни. Отбирается группа «испытуемых», подвергшаяся воздействию, и группа, не испытавшая его. Отбор осуществляется на основании данных об особен-ностях «испытуемых» до воздействия; в качестве сведений могут выступать личные воспоминания и автобиографии, сведения из архивов, анкетные данные, медицин-ские карты и т.д. Затем проводится тестирование зависимой переменной у предста-вителей «экспериментальной» и контрольной групп. Данные, полученные в резуль-тате тестирования групп, сопоставляются и делается вывод о влиянии «естествен-ного» воздействия на дальнейшее поведение испытуемых. Тем самым план ex-post-facto имитирует схему эксперимента для двух групп с их уравниванием (лучше -- рандомизацией) и тестированием после воздействия.
Эквивалентность групп достигается либо методом рандомизации, либо методом попарного уравнивания, при котором сходные индивиды относятся к разным груп-пам. Метод рандомизации дает более надежные результаты, но применим лишь то-гда, когда выборка, из которой мы формируем контрольную и основную группы, до-статочно велика.
|
|
34. понятие корреляционного исследования.
Корреляционным называется исследование, проводимое для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими (двумя и более) переменными. В психологии в качестве переменных могут выступать психи-ческие свойства, процессы, состояния и др.
«Корреляция» в прямом переводе означает «соотношение». Если изменение од-ной переменной сопровождается изменением другой, то можно говорить о корреля-ции этих переменных. Наличие корреляции двух переменных ничего не говорит о причинно-следственных зависимостях между ними, но ...........
|
Страницы: [1] | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Портфель:
Выбранных работ
Рубрики по алфавиту:
|