МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ КОНФЛИКТА И КОНФЛИКТНОСТИ
Посмотрите на изображенные фигуры и опишите их соотношения друг с другом.
Что вам бросилось в глаза? Заметили ли вы, что все фигуры подобны, т.е. что все они овалы, или вы заметили, что две из них вытянуты по вертикали, а одна по горизонтали? В сущности, важно то, что вы старались обнаружить: их сходство или их различие.
Человек, склонный искать подобие, будет думать о сходстве людей, сходстве ситуаций или о том, какие у них есть общие черты, исходя при этом из своего жизненного опыта. Если человек склонен искать различия, то он будет стремиться определить, чем отличаются люди или ситуации, сравнивая их с другими ситуациями и с самим собой.
Понятие «конфликт» в тезаурусе
Известно, что выработанные обществом значения слов, усваиваясь, приобретают новую жизнь в сознании каждого человека. Исследования психологов свидетельствуют о том, что человек активно структурирует мир, создавая свой тезаурус и тем самым собственную проекцию этого мира. Восприятие партнеров по конфликту характеризуется особенностями их тезаурусов, связями между словами, а также эмоциональными и оценочными характеристиками.
Засеките время и запишите все слова, связанные с термином «конфликт».
Обратите внимание на то, сколько слов пришло в голову сразу в течение первых 3 минут. Отделите их линией, когда вам покажется, что список исчерпан.
Отложите список и вернитесь к нему через некоторое время (через пару часов, на следующий день) и попытайтесь его дополнить. По окончании проанализируйте, каких слов здесь оказалось больше:
а) отражающих противостояние, противоборство;
б) отражающих конфликтные действия (драка, война);
в) что-то другое.
Какие чувства вызывает конфликт?
Структурируйте поле понятия «конфликт», разделив все слова на две части: слева будут располагаться синонимы слова «конфликт» (по степени близости для вас к «конфликту»), начиная от самого близкого к самому отдаленному; справа -- антонимы (противоположные по смыслу слова).
Взгляните на предлагаемый ниже список и распределите все слова на отрезке прямой (лучше это проделать на большом листе бумаги, формата А4).
Конфликт
В центре -- слово «конфликт», а влево и вправо от него будут располагаться слова по степени близости к этому термину. Причем между словами должны быть расстояния, отделяющие их друг от друга в соответствии с их смыслом, с вашей точки зрения. Может оказаться, что в одной точке будет располагаться сразу несколько слов, если вы сочтете, что они настолько близки.
Расположите в три столбика те же слова, но по эмоциональным характеристикам. Каждое слово проверяйте на те чувства, которые оно у вас вызывает: негативные эмоции, позитивные и нейтральные.
Диспут.
Стычка.
Раздор.
Перебранка.
Столкновение.
Распри.
Брань.
Размолвка.
Сражение.
Несогласие.
Дискуссия.
Разлад.
Скандал.
Нелады.
Разногласия.
Ссора.
Схватка.
Неполадки.
Перепалка.
Драка.
Спор.
Потасовка.
Битва.
Свалка.
Рукопашная.
Война.
Переговоры.
Подумайте и определите на основе проделанных упражнений, что такое для вас конфликт.
Попытайтесь в группе обсудить результаты сначала с близким другом (подругой), а затем с тем, кто наименее вам близок.
Ваше отношение к конфликтам в ближайшем окружении
1. Есть ли в вашей группе люди, которые постоянно (часто) оказываются участниками конфликтов? Кто это?
Мальчик.
Девочка.
Зачинщик.
Жертва.
Коренной житель (русский).
Мигрант, приезжий (иностранец).
2. Какие конфликты наиболее характерны для вашей группы (класса)?
Во время замятий. Во время перемены. После занятий.
Есть ли среди ваших знакомых ребята, совершенно неспособные защищаться в конфликтных ситуациях?
Кого можно назвать в вашей группе положительным, уважаемым всеми человеком?
Мальчик.
Девочка.
Зачинщик.
Жертва.
Коренной житель (русский).
Мигрант, приезжий (иностранец).
5. Из-за чего* ссорятся в вашей группе?
Мальчики. Девочки. Мальчики с девочками.
6. Какие конфликты особенно болезненны, неприятны, вызывают опасения ?
7. Какова в целом атмосфера в группе?
Дружелюбная. Агрессивная. Равнодушная.
Есть ли в группе люди, которые вам очень не нравятся?
Есть ли в группе люди, которым вы очень не нравитесь?
10. Есть ли в? группе люди, чье поведение хотелось бы изменить?
П. Что бы вы хотели изменить в своем поведении? Что для этого нужно?
Ценности и цели
1. Какая жизнь, по вашему мнению, дает человеку наибольшее удовлетворение?
Добросовестное исполнение своих обязанностей, работа по избранной специальности.
Свободная жизнь, полная ярких впечатлений, ничем не связанная.
Спокойная и тихая жизнь в любящей семье.
Слава, признание, выдающиеся успехи.
Жизнь среди верных, понимающих тебя друзей.
Мир прекрасного, созерцание красоты природы и произведений искусства.
Объединять усилия с передовыми людьми, совершенствовать общество.
Самостоятельность в суждениях и поступках, полная независимость
Познавать новое, изучать тайны природы и общества.
Ваш вариант ответа.
Затрудняюсь ответить.
2. Кем вы хотели бы стать в будущем, и какой уровень вам подходит?
Рядовой специалист.
Руководитель подразделения (отдел, сектор, кафедра, институт).
Руководитель государственного предприятия.
Глава фирмы, компании.
Руководитель более высоких звеньев.
Президент страны.
Затрудняюсь с ответом.
3. Что для вас является показателем успешности? (Раскройте подробнее.)
Дом, дача, машина...
Дружная семья.
Верные друзья.
Здоровье, занятие спортом...
Любовь, привязанности...
Позитивные изменения в обществе.
Авторитет, мудрость.
Развлечения, отсутствие обязанностей, необременительное времяпрепровождение.
Отношения людей в обществе, терпимость.
Материальный уровень общества.
Продуктивная жизнь (максимальное использование сил и возможностей).
Уверенность в себе, внутренняя гармония.
Творчество (возможность творческой деятельности).
Счастье других, всего народа.
Затрудняюсь с ответом.
4. Какова моя жизнь сегодня?
Моя жизнь начинается только тогда, когда я выхожу из колледжа (школы).
Как учеба, так и досуг для меня одинаково важны.
Без школы я себя не мыслю, а досуг -- дело второстепенное. 5. Как вам кажется, какие из жизненных проблем наиболее трудны для ваших сверстников?
Отношения с друзьями. Отношения с родителями. Отношения с учителями. Отношения с самим собой. Материальные проблемы. Противоречия внутри себя. Неопределенность в обществе, в мире. Ваш вариант ответа. Затрудняюсь с ответом.
Восприятие конфликта
Что такое конфликт, с вашей точки зрения? (Определите как можете.)
Как и у кого вы учились действовать в конфликтах? У родителей.
У друзей.
На собственном опыте.
У литературных героев.
В средствах массовой информации.
Ваш вариант ответа.
Каким образом справляются с конфликтами в вашей семье?
Как родители справляются со своими конфликтами?
5. Что вы думаете о своем поведении в конфликте? Довольны ли вы собой?
6. Какое поведение типично для вас в конфликтной ситуации?
Возмущаюсь, раздражаюсь.
Делаю вид, что все в порядке.
Сразу уступаю.
Бью кого-нибудь.
Стараюсь доказать свою правоту.
Молчу (использую молчание как средство воздействия).
Кричу, ругаюсь.
Жалуюсь кому-нибудь.
Отшучиваюсь или подшучиваю над окружающими.
Договариваюсь обсудить проблему.
Сдерживаюсь внешне, но весь киплю внутри.
Действую по обстоятельствам, оценивая силы партнера.
Плачу от обиды или несправедливости.
Ухожу и чувствую себя несчастным.
Прошу прощения, извиняюсь.
Упрекаю.
Вспоминаю все прошлые грехи.
Дуюсь.
Стремлюсь отомстить.
Стараюсь об этом не вспоминать и не думать.
Стараюсь быть благоразумным и прекратить конфликт.
Пишу записку.
Бесконечно перебираю в памяти случившееся и переживаю.
Предлагаю компромисс.
Игнорирую проблему.
Думаю, что необходимо что-то в себе изменить.
Стараюсь доказать партнеру, что ему следует меняться.
7. Что бы вы посоветовали человеку, если нарушаются его права?
Не портить нервы, отвлечься.
Высказать возмущение в кругу друзей.
Выступить на собрании.
Обратиться к общественности.
Обратиться к вышестоящему руководству.
Обратиться в средства массовой информации.
Свой вариант ответа.
Конфликты учителя
Довольны ли вы собой как учителем?
Как бы вы охарактеризовали отношения между вами и учениками?
Взаимопонимание. Искренне теплые. Дистанцированные. Прохладные. Враждебные.
3. Как бы вы охарактеризовали отношения между вами и коллегами ?
Взаимопонимание. Искренне теплые. Дистанцированные. Прохладные. Враждебные.
4. Как бы вы охарактеризовали отношения между вами и администрацией ?
Взаимопонимание. Искренне теплые. Дистанцированные. Прохладные. Враждебные.
Есть ли среди учеников те, с кем вы особенно часто вступаете в конфликт ?
Существуют ли принципиальные разногласия между учителем и группой?
Бывали ли у вас конфликты с родителями учащихся?
Какие поступки или действия учеников могут вызвать вашу агрессивную реакцию?
9. В какой мере ваши личные проблемы влияют на ваше поведение в колледже?
10. Что вам хотелось бы изменить в своем поведении?
Умеете ли вы слушать?
Отвечая на вопросы данного теста, оцените по девятибалльной шкале, в какой мере вы обладаете этим качеством:
9 баллов -- это качество выражено в наивысшей степени;
1 балл -- это качество присуще вам в наименьшей степени;
5 баллов -- средний уровень проявления соответствующего качества.
При ответе на вопросы теста будьте предельно искренни, если вас интересует истинное положение вещей.
|
Вопросы теста
|
Баллы
|
|
Как часто вы делаете вид, что слушаете, а сами думаете о чем-то другом?
|
1 23456789
|
|
Как часто вам приходится «закруглять» тему беседы, разговора, если собеседник вам не интересен?
|
1 23456789
|
|
Как часто манера речи и поведения вашего собеседника вас раздражает?
|
1 23456789
|
|
Как часто в процессе общения у вас возникают конфликтные ситуации?
|
1 23456789
|
|
Как часто вы прерываете своего собеседника, чтобы вставить свою реплику, акцентировать внимание на существе обсуждаемого вопроса?
|
1 23456789
|
|
Как часто вам приходится поправлять собеседника, если он неправильно использует термины, ударения?
|
1 23456789
|
|
Как часто в процессе беседы, общения вас провоцируют на то, чтобы вы повысили голос или грубо ответили?
|
1 23456789
|
|
Как часто вы перебиваете собеседника в разговоре и не превратилась ли эта особенность у вас в привычку?
|
1 23456789
|
|
Как часто вам приходится говорить с собеседником в назидательном тоне?
|
1 2 3456789
|
|
Как часто вам приходится уходить от разговора, если ваш собеседник касается тем, проблем, которые вам неприятны?
|
1 23456789
|
|
|
Подсчитайте сумму баллов, которую вы набрали, и определите степень умения выслушать вашего собеседника.
Сумма баллов
Степень умения выслушать собеседника
79-90
71-78 63-70 55-62 47-54 39-46 31-38 23-30 10-22
-- очень низкая
-- низкая
-- ниже средней
-- чуть ниже средней
-- средняя
-- чуть выше средней
-- выше средней
-- высокая
-- очень высокая
После того как вы определите свое умение слушать собеседника,] проанализируйте, каковы ваши недостатки, и постарайтесь их исправить.
Я - высказывания
Проанализируйте следующие ситуации, сообщая воображаемому партнеру о своих чувствах и мыслях.
1. Вы одолжили на время свои конспекты студенту из вашей группы. Он обещал вернуть их на следующий день. Два дня спустя, когда вам понадобились конспекты, обнаружилось, что ваш приятель их еще не вернул.
Я чувствую
Когда ты _
Потому что
Я хотел бы
Мне важно
2. Два студента из вашей группы разговаривают, когда объясняют новый материал, и мешают слушать.
Я чувствую
Когда ты _
Потому что
И я хочу/мне надо
3. Ваш друг уже третий раз на этой неделе опаздывает на встречу, из за чего сначала не удается попасть на спектакль, затем отказаться от интересной встречи, а затем получить нагоняй от мамы.
Я чувствую
Когда ты
Потому что
И я хочу/мне надо
4. Собака соседа лает на любой звук. Последние две ночи ее лай не давал вам спать почти всю ночь.
Я чувствую
Когда вы _
Потому что
И я хочу/мне надо
Невербальная коммуникация
Метод восприятия фотографий незнакомых людей (что замечает в фотографиях).
Можно использовать картинки для выявления стереотипов. Метод получения субъективных портретов.
Стратегии поведения в конфликте К.Томаса
Вам предлагается 30 пар вопросов, содержащих в разных комбинациях 12 суждений о стратегиях поведения человека в конфликтной ситуации. В каждой из пар надо выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для вашего собственного поведения.
Читая подряд эти суждения, отмечайте характерные для вас.
ОПРОСНИК
1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все тронутые интересы и вопросы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Подсчитайте количество баллов по каждой шкале, проверяя совпадение по ключу.
Ключ
|
№ п/п
|
Соперничество
|
Сотрудничество
|
Компромисс
|
Избегание
|
Уступчивость
|
|
1
|
|
|
|
А .
|
Б
|
|
2
|
|
Б
|
А
|
|
|
|
3
|
А
|
|
|
|
Б
|
|
4
|
|
|
А
|
|
Б
|
|
5
|
|
А
|
|
Б
|
|
|
6
|
Б
|
|
|
А
|
|
|
7
|
|
|
Б
|
А
|
|
|
8
|
А
|
Б
|
|
|
|
|
9
|
Б
|
|
|
А
|
|
|
10
|
А
|
|
Б
|
|
|
|
11
|
|
А
|
|
|
Б
|
|
12
|
|
|
Б
|
А
|
|
|
13
|
Б
|
|
А
|
|
|
|
14
|
Б
|
А
|
|
|
|
|
15
|
|
|
|
Б
|
А
|
|
16
|
Б
|
|
|
|
А
|
|
17
|
А
|
|
|
Б
|
|
|
18
|
|
|
Б
|
|
А
|
|
19
|
|
А
|
|
Б
|
|
|
20
|
|
А
|
Б
|
|
|
|
21
|
|
Б
|
|
|
А
|
|
22
|
Б
|
|
А
|
|
|
|
23
|
|
А
|
|
Б
|
|
|
24
|
|
|
Б
|
|
А
|
|
25
|
А
|
|
|
|
Б
|
|
26
|
|
Б
|
А
|
|
|
|
27
|
|
|
|
А
|
Б
|
|
28
|
А
|
Б
|
|
|
|
|
29
|
|
|
А
|
Б
|
|
|
30
|
|
Б
|
|
А
|
|
|
|
Подсчитав суммы (совпавших значков) по каждому столбцу, составьте график предпочитаемых вами стратегий, пользуясь предложенной сеткой.
|
Соперничество
|
Сотрудничество
|
Компромисс
|
Избегание
|
Уступчивость
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Каждая клеточка соответствует двум совпадениям. Итак, если в стратегии «соперничество» у вас семь совпадений, то ставите точку в середине четвертой снизу клетки. В «сотрудничестве», предположим, вы набрали пять, тогда следующая точка будет в середине третьей снизу клеточки второго столбца и т.д.
Соперничество. Человек, прибегающий к данной стратегии поведения, склонен к давлению, а иногда и к принуждению партнера. Он напорист, идет своим путем, не проявляя особой заинтересованности в других людях, открыто борется за свои интересы, упорно отстаивает свои позиции.
Данная стратегия, тем не менее, оправдана при определенных условиях:
если требуются быстрые и решительные меры в случае непредвиденных и опасных (экстремальных) ситуаций и если человек готов взять на себя всю ответственность;
если решение необходимо принять быстро (времени на дискуссии нет) и имеется достаточно полномочий или устойчивый авторитет;
если другие оказывают чрезмерное давление на вас и все средства уже исчерпаны; могут быть нарушены границы вашей толерантности; необходимо обособление.
Недостатком данной стратегии является то, что в обычных условиях она подавляет инициативу других людей, создает большую вероятность ошибок, поскольку не учитываются все необходимые при принятии решения факторы, так как представлена лишь одна (ваша!) точка зрения. Хорошо, если такая стратегия сопровождается сохранением нормальных эмоциональных отношений. И все же соперничество не та стратегия, которую следует культивировать в личных отношениях, с близкими людьми. Даже если приходится ее использовать, необходимо «разбавлять» ее юмором, шутками, самоиронией.
Компромисс -- торг о взаимных уступках. Данная стратегия часто необходима для сохранения отношений, особенно в тех случаях, когда интересы сторон действительно невозможно совместить. Компромисс редко приносит истинное удовлетворение результатом, поскольку каждая из сторон что-то принесла в жертву. Любые варианты дележа (пополам, поровну, по-братски) создают напряжение. Эта стратегия эффективна в ситуациях, когда в данный момент нет иного выхода и когда необходимо быстрое решение.
Сотрудничество -- идеал, «высший пилотаж» бесконфликтного взаимодействия и выработанная толерантность. Иными словами, не всегда достижимый, но вечно желаемый исход конфликта. Сотрудничество мало кому дано как естественное природное качество, но всем надо учиться, прививать себе простую человеческую мысль: другой имеет полное право быть таким, каким он хочет быть, и только от нас вместе зависит наше согласие. Если мы будем стараться, наши цели окажутся вполне совместимыми, а отношения в процессе разрешения этого маленького противоречия станут более ясными и прочными.
Агрессивны ли вы?
Методика диагностики агрессии по А. Бассу и А.Дарки (Адаптация А. К. Осницкого)
Прочитывая или прослушивая утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют стилю вашего поведения, образу жизни, и отвечайте одним из четырех возможных ответов:
«да», «пожалуй, да», «пожалуй, нет», «нет».
Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.
Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.
Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.
Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.
Не всегда получаю то, что мне положено.
Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.
Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.
Мне кажется, что я не способен ударить человека.
Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.
Всегда снисходителен к чужим недостаткам.
Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.
Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.
Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.
Часто бываю не согласен с людьми.
Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.
В раздражении хлопаю дверьми.
Я более раздражителен, чем кажется со стороны.
Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.
Меня немного огорчает моя судьба.
Думаю, что многие люди не любят меня.
Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.
Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
Я не способен на грубые шутки.
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.
Довольно многие завидуют мне.
Требую, чтобы люди уважали мои права.
Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.
Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
От злости иногда бываю мрачным.
Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.
Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.
Хочется, чтобы мои грехи были прощены.
Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.
Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему, что о нем думаю.
Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
С десяти лет у меня не было вспышек гнева.
Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
Когда кричат на меня, кричу в ответ.
Неудачи огорчают меня.
Дерусь не реже и не чаще других.
Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал.
Иногда чувствую, что готов первым начать драку.
Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.
Раньше думал, что большинство людей говорят правду, теперь этому не верю.
Ругаюсь только от злости.
Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.
Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.
Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.
Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
Часто думаю, что живу неправильно.
Знаю людей, которые способны довести меня до драки.
Не огорчаюсь из-за мелочей.
Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.
В последнее время я стал занудой.
В споре часто повышаю голос.
Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
При обработке данных в обычных условиях ответы «да» и «пожалуй, да» объединяются (суммируются как ответы «да»), так же как и ответы «нет» и «пожалуй, нет» (суммируются как ответы «нет»).
Ключ 1 для обработки результатов испытания по опроснику
«1». ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ (к = 11):
1+, 9-, 17-, 25+, 33+, 41 + , 48+, 55+, 62+, 68+.
«2». ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ (к = 8):
7+, 15+, 23+, 31+, 39-, 46+, 53+, 60+, 66-, 71+, 73+, 74-, 75-.
«3». КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ (к = 13):
2+, 10+, 18+, 26-, 34+, 42+, 49-, 56+, 63+.
«4». НЕГАТИВИЗМ (к = 20):4+, 12+, 20+, 28+, 36-.
«5». РАЗДРАЖЕНИЕ (к = 9):3+, 11-, 19+, 27+, 35-, 43+, 50+, 57+, 64+, 69-, 72+.
«6». ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ (к = 11):
6+, 14+, 22+, 30+, 38+, 45+, 52+, 59+, 65-, 70-.
«7». ОБИДА (к = 13):
5+, 13+, 21+, 29+, 37+, 44+, 51+, 58+.
«8». ЧУВСТВО ВИНЫ (к = 11):
8+, 16+, 24+, 32+, 40+, 47+, 54+, 61+, 67+.
Номера вопросов со знаком «--» требуют регистрации ответа с противоположным знаком: если был ответ «да», то мы его регистрируем как ответ «нет»; если был ответ «нет», регистрируем как ответ «да». Сумма баллов, умноженная на коэффициент, указанный в скобках при каждом параметре агрессивности, позволяет получить удобные для сопоставления -- нормированные -- показатели, характеризующие индивидуальные и групповые результаты (нулевые значения не просчитываются).
Ключ 2 с бланком для анализа результатов.
|
«1»
|
«3»
|
«5»
|
«4»
|
«7»
|
«6»
|
«2»
|
«8»
|
|
1 +
|
2+
|
3+
|
4+
|
5+
|
6+
|
7+
|
8+
|
|
9-
|
10+
|
11-
|
12+
|
13+
|
14+
|
15+
|
16+
|
|
17-
|
18+
|
19+
|
20+
|
21 +
|
22+
|
23+
|
24+
|
|
25+
|
26-
|
27+
|
28+
|
29+
|
30+
|
31 +
|
32+
|
|
33+
|
34+
|
35-
|
36-
|
37+
|
38+
|
39-
|
40+
|
|
41 +
|
42+
|
43+
|
|
44+
|
45+
|
46+
|
47+
|
|
48+
|
49-
|
50+
|
|
51 +
|
52+
|
53 +
|
54+
|
|
55+
|
56+
|
57+
|
|
58+
|
59+
|
60+
|
61 +
|
|
62+
|
63+
|
64+
|
|
|
65+
|
66+
|
67+
|
|
68+
|
|
69-
|
|
|
70-
|
71 +
|
|
|
|
|
72+
|
|
|
|
-73+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
74-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
75-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11
|
13
|
9
|
20
|
13
|
11
|
8
|
11
|
|
|
Суммарные показатели:
(«1» + «2» + «3») : 3 = ИА -- индекс агрессивности. («6» + «7») : 2 = ИВ -- индекс враждебности.
А. Басе и А. Дарки предложили опросник для выявления важных, по их мнению, показателей и форм агрессии.
Использование физической силы против другого лица -- ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ.
Выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань) -- ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ.
Использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости (в крике, топаний ногами и т.п.) -- КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ.
Оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов, - НЕГАТИВИЗМ.
Склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости -- РАЗДРАЖЕНИЕ.
Склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред, - ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ.
Проявления зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания, -- ОБИДА.
Отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно, - АУТОАГРЕССИЯ, или ЧУВСТВО ВИНЫ.
Опросник не свободен от мотивационных искажений (например, в связи с социальной желательностью), требует дополнительной проверки на надежность полученных результатов (либо повторно, либо с помощью других методик). Применение данного метода в работе с учащимися школы (с шестого класса и выше) и с учителями (предметниками и проходящими подготовку по специальности «практический психолог») показало достаточную диагностичность.
Кто я?
На предлагаемом ниже бланке вы видите 20 пронумерованных пустых линеек. Напишите, пожалуйста, на каждой из них краткий ответ на вопрос: «Кто я?» Употребите просто 20 различных существительных (можно с прилагательными). Отвечайте так, как будто отвечаете самому себе, а не кому-то другому. Располагайте ответы в том порядке, в котором они приходят вам в голову. Не заботьтесь об их логичности. Пишите быстро, так как время ограничено.
Я-концепция -- одно из важнейших новообразований подросткового возраста. Оно связано с развитием социальных установок личности. Число и характер собственных качеств, осознаваемых личностью, определяют уровень развития Я-концепции, т.е. чем больше качеств личность осознает, чем обобщеннее эти качества, чем более цельной и последовательной эта концепция выражена, тем выше уровень развития личности. Я-концепция представляет собой целостный, но не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я. Важно обратить внимание на то, какие критерии самоидентификации используются.
Социальная принадлежность (ученик, студент и т.д.).
Нравственные характеристики (добрый человек, неуживчивый, целеустремленный и т.д.).
Семья (дочь, сын, внук и т.д.).
Значимая деятельность, профессия (будущий психолог, учитель, воспитатель, рыболов, собаковод и т.д.).
Особенности мироощущения (счастливый, гармоничный, мечтатель, философ и т.д.).
Лидерская позиция (староста, ответственный, готовый принимать решения и т.д.).
Эмоциональные проявления (влюбленный, ласковый).
Сам собой (совестливый, бессовестный, ловкий, хвастун).
9. Физические данные (красивый, высокий, толстая, блондинка).
Иногда ...........
Страницы: [1] | 2 | 3 | 4 |
|