18
Содержание
1. Сущность и значение страхования
2. Валютные системы
3. Околобанковская система РФ
Список использованной литературы
1. Сущность и значение страхования
Страхование -- экономическая категория, являющаяся основной частью финансов. Экономическая сущность страхования связана с созданием целевых денежных фондов, которые формируются за счет денежных взносов юридических и физических лиц, с последующим их использованием на возмещение ущерба, причиненного стихийными бедствиями и иными обстоятельствами. Формирование целевых фондов страхования, компенсация материальных потерь юридических и физических лиц осуществляется с помощью экономических отношений посредством оборота денежных средств. Практически это перераспределительные отношения, возникающие в процессе формирования и использования фондов денежных средств, которые выражаются через страхование как финансовую категорию.
В Законе РФ о страховом деле страхование определяется как отношения по защите интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплачиваемых страховых взносов (страховых премий), а также за счет иных средств страховщиков. В более широком понимании страхование представляет собой систему экономических отношений, включающую создание за счет средств организаций, населения, государства и муниципальных образований специального резервного фонда денежных средств и его использование для возмещения ущерба, потерь, вызванных непредвиденными событиями, несчастными случаями, стихийными бедствиями и другими неблагоприятными явлениями, а также для выплаты гражданам страхового обеспечения при наступлении различных событий в их жизни (достижение определенного возраста, утрата трудоспособности, смерть и т. д.). Объектами страхования могут выступать: жизнь, здоровье людей; имущество граждан и предприятий; транспортные средства, грузы; риски; ответственность.
В страховании обязательно наличие двух сторон -- страховщика и страхователя. В качестве страховщика выступает государственная, акционерная либо другая страховая организация, ведающая созданием и использованием фонда страхования. В качестве страхователей выступают юридические лица любой формы собственности (государственной, муниципальной, кооперативной, акционерной, частной и физические лица).
Страхование имеет характерные черты:
целевое назначение аккумулированных средств в фондах. На практике существуют три основные формы страховых фондов: фонд самострахования (или его модификация -- фонды риска); централизованные общегосударственные резервные фонды; фонды страхования (страховщиков). Они расходуются лишь на покрытие потерь (предоставление помощи) при наступлении заранее оговоренных случаев;
вероятностный характер отношений, поскольку заранее не известно, когда наступит соответствующее событие, какова будет его сила и кого из страхователей она затронет;
возвратность средств, так как они предназначены для выплат всей совокупности страхователей (но не каждому страхователю в отдельности).
Главный побудительный мотив страхования -- это рисковый характер общественного производства и жизни чело века. В процессе общественно-экономического развития существует вероятность риска разрушительного воздействия стихийных сил природы и деятельности самого человека в процессе воспроизводства.
Страхование является основным методом снижения степени риска неблагоприятного исхода при наступлении определенных событий, на случай которых оно и проводится.
Страховые риски бывают имущественные, финансовые, экономические, политические, природные. Имущественный риск -- возможность случайной гибели или повреждения имущества от пожара, наводнения, землетрясения и других бедствий. Финансовый риск -- риск в кредитной сделке, риск, связанный с непредвиденным ростом издержек обращения, затрат производства вследствие инфляционного процесса и др. Экономический риск -- возможность понесения потерь вследствие случайного характера принимаемых решений или совершаемых сделок. Например, в инвестиционной сфере риск экономический -- это вероятность понести убытки в результате вложения капитала в неперспективный объект, а также в ценные бумаги (акции, облигации). Риск политический -- опасность, угрожающая субъекту со стороны государственных органов или организованных групп по политическим мотивам. Политический риск включает, в частности, военные действия, народные волнения, запрет на торговые и валютные операции и др. К природным рискам относятся такие явления, как засуха, наводнение, градобитие и др.
Вышеуказанные риски могут нанести определенный ущерб человечеству. Ущерб может быть не только имущественным, связанным с убытками в материальной сфере, но и физическим -- в виде несчастного случая. Поэтому человечество всегда стремится к страхованию рисков как наиболее экономичному способу защиты своих интересов.
Роль страхования проявляется в следующих основных направлениях:
* снижении степени риска неблагоприятного исхода операций;
экономической стабильности за счет возмещения ущерба и потерь;
участии временно свободных средств страховых фондов в инвестиционной деятельности;
пополнении доходов государственного бюджета за счет части прибыли страховых организаций.
Таким образом, страхование является неотъемлемым компонентом экономической и социальной сферы, важным элементом рыночной инфраструктуры, оно непосредственно затрагивает интересы общества и хозяйствующих субъектов, обеспечивая защиту их интересов.
Страхование играет определенную роль в общественном воспроизводстве. Как известно, стихийные бедствия, несчастные случаи могут нарушить процесс воспроизводства на любой стадии, в любой сфере. Особенно часто подвержено воздействию стихийных сил природы сельскохозяйственное производство.
В борьбе с ущербом от стихийных бедствий и несчастных случаев в общественном производстве используются три группы методов: превентивные, репрессивные и компенсационные.
Под превентивными методами борьбы с ущербом понимаются мероприятия, направленные на предупреждение нежелательных событий (например, противопожарные мероприятия, мероприятия по борьбе с инфекционными болезнями). Эти мероприятия проводятся с целью снижения риска, поскольку не допустить ущерб всегда выгоднее, чем возмещать его. Общество заинтересовано в проведении предупредительных мероприятий, в уменьшении риска. Но для этого возникает потребность в создании резервных фондов.
Репрессивные мероприятия направлены на подавление нежелательного события (например, на борьбу с пожаром, наводнением, ураганом и т. д.). Для финансирования репрессивных мероприятий требуется создание резервных фондов.
К мероприятиям компенсационного порядка относится страхование, которое компенсирует часть ущерба или весь ущерб в денежной форме из страхового фонда. Таким образом, страхование позволяет уменьшить зависимость общественного производства от стихийных бедствий, несчастных случаев. Страховая защита охватывает все элементы производительных сил: средства труда (основные фонды, оборудование), предметы труда (сырье, материалы, товары) и рабочую силу. Страхование в Российской Федерации получило развитие в различных формах и видах.
2. Валютные системы
Валютный рынок представляет собой официальный финансовый центр, где сосредоточена купля-продажа валют и Ценных бумаг в иностранной валюте на основе спроса и предложения и определяется курс иностранной валюты относительно денежной единицы данной страны. Безусловно, валютный рынок является частью финансового рынка страны, существующего наряду с другими видами рынка, такими, как рынок ценных бумаг, учетный рынок, рынок краткосрочных кредитов и т. д. Однако в отличие от других видов рынка валютный рынок имеет свои особенности:
не имеет четких географических границ;
не имеет определенного места расположения;
функционирует круглосуточно;
на нем может действовать неограниченное число участников;
* обладает высокой степенью ликвидности.
Основными участниками валютного рынка являются банки и другие финансовые учреждения, брокеры и брокерские фирмы, а также другие участники.
Участники первой группы (банки и другие финансовые учреждения) осуществляют валютные операции как в собственных целях, так и в интересах своих клиентов.
Вторую группу участников составляют специализированные брокерские и дилерские организации, которые кроме проведения собственно валютных операций осуществляют информационную и посредническую функции.
Третья группа участников включает финансовые небанковские учреждения, юридических и физических лиц, лично не осуществляющих валютные операции, а пользующихся услугами банков, т. е. услугами первой группы.
Валютный рынок состоит из множества национальных валютных рынков, которые в той или иной степени объединены.
В зависимости от объема, характера валютных операций и количества используемых валют различают мировые, региональные и национальные валютные рынки.
Ни мировых валютных рынках осуществляются сделки с валютами, широко используемыми в мировом платежном обороте.
На региональных валютных рынках осуществляются операции с определенными конвертируемыми валютами.
Национальный валютный рынок -- это рынок, где совершается ограниченный объем сделок с определенными валютами и который обслуживает валютные потребности одной страны.
Валютный рынок представляет собой преимущественно межбанковский рынок. С точки зрения институциональной структуры, межбанковский рынок иностранной валюты подразделяется на два основных сектора:
биржевой;
внебиржевой.
На биржевом секторе валютного рынка операции с валютой совершаются через валютную биржу. Валютная биржа -- это некоммерческое предприятие, действующее на основании устава биржи. Основная функция валютной биржи заключается в мобилизации временно свободных денежных и валютных средств через куплю-продажу иностранной валюты и в установлении валютного курса.
На внебиржевом валютном рынке сделки по купле-продаже иностранной валюты заключаются непосредственно между банками, а также между банками и клиентами, минуя валютную биржу. К главному достоинству внебиржевого валютного рынка относится более высокая скорость расчетов, чем при торговле на валютной бирже.
Биржевой и внебиржевой валютные рынки взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Валютный рынок представляет собой официальный финансовый центр, где сосредоточена купля-продажа валют и Ценных бумаг в иностранной валюте на основе спроса и предложения и определяется курс иностранной валюты относительно денежной единицы данной страны. Безусловно, валютный рынок является частью финансового рынка страны, существующего наряду с другими видами рынка, такими, как рынок ценных бумаг, учетный рынок, рынок краткосрочных кредитов и т. д. Однако в отличие от других видов рынка валютный рынок имеет свои особенности:
не имеет четких географических границ;
не имеет определенного места расположения;
функционирует круглосуточно;
на нем может действовать неограниченное число участников;
* обладает высокой степенью ликвидности. Основными участниками валютного рынка являются банки и другие финансовые учреждения, брокеры и брокерские фирмы, а также другие участники.
Участники первой группы (банки и другие финансовые учреждения) осуществляют валютные операции как в собственных целях, так и в интересах своих клиентов.
Вторую группу участников составляют специализированные брокерские и дилерские организации, которые кроме проведения собственно валютных операций осуществляют информационную и посредническую функции.
Третья группа участников включает финансовые небанковские учреждения, юридических и физических лиц, лично не осуществляющих валютные операции, а пользующихся услугами банков, т. е. услугами первой группы.
Валютный рынок состоит из множества национальных валютных рынков, которые в той или иной степени объединены.
В зависимости от объема, характера валютных операций и количества используемых валют различают мировые, региональные и национальные валютные рынки.
Ни мировых валютных рынках осуществляются сделки с валютами, широко используемыми в мировом платежном обороте.
На региональных валютных рынках осуществляются операции с определенными конвертируемыми валютами.
Национальный валютный рынок -- это рынок, где совершается ограниченный объем сделок с определенными валютами и который обслуживает валютные потребности одной страны.
Валютный рынок представляет собой преимущественно межбанковский рынок. С точки зрения институциональной структуры, межбанковский рынок иностранной валюты подразделяется на два основных сектора:
биржевой;
внебиржевой.
На биржевом секторе валютного рынка операции с валютой совершаются через валютную биржу. Валютная биржа -- это некоммерческое предприятие, действующее на основании устава биржи. Основная функция валютной биржи заключается в мобилизации временно свободных денежных и валютных средств через куплю-продажу иностранной валюты и в установлении валютного курса.
На внебиржевом валютном рынке сделки по купле-продаже иностранной валюты заключаются непосредственно между банками, а также между банками и клиентами, минуя валютную биржу. К главному достоинству внебиржевого валютного рынка относится более высокая скорость расчетов, чем при торговле на валютной бирже.
Биржевой и внебиржевой валютные рынки взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Помимо традиционных операций на валютном рынке появились относительно новые виды сделок: валютные фьючерсы и опционы.
Валютные фьючерсы предоставляют владельцу право и налагают на него обязательства по поставке некоторого количества валюты к определенному сроку в будущем по согласованному валютному курсу, т. е. внешне фьючерсы очень похожи на форвардные сделки, однако особенностями фьючерсных сделок являются большой уровень стандартизации и абсолютная обезличенность контракта.
Опционными контрактами торгуют как на биржах, так и на внебиржевом рынке.
Валютные опционы дают владельцу право, но не налагают никаких обязательств по покупке (опцион покупателя), по продаже (опцион продавца) или по покупке либо продаже (двойной опцион).
Биржевые опционы -- это стандартные контракты с указанием вида опциона, цены исполнения, установленной даты исполнения, объемов контракта, величины премии. Биржевые сделки с опционами носят обезличенный характер.
Опционные валютные сделки на внебиржевом рынке заключаются в основном только крупными банками и финансовыми корпорациями и не имеют стандартных условий исполнения.
В начале 90-х гг. в России начала формироваться структура валютного рынка, представленная валютными биржами и двухуровневой банковской системой во главе с ЦБ РФ как органа валютного регулирования и валютного контроля в стране.
Исключительно в ведении Банка России, как отмечалось ранее, находятся вопросы определения порядка обязательного перевода, ввоза и вывоза, пересылки иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, проведение мер по валютному регулированию путем изменения ставки рефинансирования, лимита открытой валютной позиции уполномоченных банков, проведение валютных интервенций на главных валютных биржах России (в Москве и Санкт-Петербурге), а самое главное -- валютное лицензирование деятельности коммерческих банков России.
Банки, получившие внутреннюю валютную лицензию, могут устанавливать прямые корреспондентские отношения только с уполномоченными банками государств -- участников СНГ, а также с бывшими загранбанками СССР.
Банки, обладающие расширенной валютной лицензией, вправе осуществлять такие же операции, как и банки, получившие внутреннюю валютную лицензию, но, кроме того, они могут устанавливать корреспондентские отношения с иностранными банками в пределах количества, указанного в лицензии.
Наиболее широкие возможности предоставляет банкам генеральная валютная лицензия. Банки, имеющие генеральную валютную лицензию, вправе осуществлять все виды валютных операций, указанных в лицензии, кроме того, она дает право открывать филиалы банка за рубежом и приобретать доли уставного капитала кредитных организаций-нерезидентов.
Важную роль в организации российского валютного рынка выполняют валютные биржи. Роль валютных бирж в организации валютного рынка особенно проявилась в условиях ухудшения делового цикла и конъюнктурных колебаний.
В результате августовского кризиса 1998 г. была реорганизована работа ММВБ, на которой с 6 октября 1998 г. был осуществлен переход на режим двух торговых сессий. Новый режим торгов, не позволяющий проводить арбитражные операции, выполнил регулирующую роль и существенно стабилизировал российский валютный рынок.
Движение денежных потоков на валютном рынке России осуществляется через:
валютные операции;
валютно-кредитное и расчетное обслуживание покуп
ки и продажи товаров и услуг;
операции с ценными бумагами;
зарубежные инвестиции.
Важной характеристикой валютного рынка является режим обменного курса национальной денежной единицы.
В условиях перехода России к рынку был введен единый плавающий валютный курс рубля. Однако серьезная зависимость экономики страны от импорта привела к снижению курса рубля и обострению проблемы насыщения российского рынка импортными товарами, в результате чего стал сокращаться экспорт, усилилась инфляция.
В целях стабилизации ситуации на валютном рынке государство усилило свою регулирующую роль.
В 1995 г. Банк России и Правительство РФ ввели режим валютного коридора, т. е. пределов изменений текущего обменного курса рубля на биржевом и межбанковском валютном рынках. Фиксированные пороговые значения колебаний валютного курса рубля к доллару поддерживались Банком России с помощью интервенций на валютном рынке.
Эта мера способствовала тому, что валютный курс продолжительное время не отклонялся от заданного на значительную величину, а в отдельные временные периоды наблюдалось даже снижение курса доллара по отношению к рублю.
Основным событием, оказавшим сильное влияние на российский внутренний валютный рынок, стал финансовый кризис, начавшийся в октябре 1997 г. в странах Юго-Восточной Азии. Результатом кризиса стало значительное перемещение капитала из стран с развивающимися рынками в государственные бумаги развитых стран. Начался отток иностранных капиталов, размещенных в краткосрочных государственных обязательствах российского правительства.
Вследствие существенного вывода средств и повышенного спроса на иностранную валюту на валютном рынке сформировались ожидания обесценивания рубля. Банком России были предприняты определенные меры, которых оказалось недостаточно, и 17 августа 1998 г. ЦБ РФ отказался от политики валютного коридора, установив валютный курс в границах от 6 до 9,5 руб. за доллар.
Следствием этой меры при одновременной реструктуризации рынка государственных обязательств и объявления 30-дневного моратория на возврат средств нерезидентов стали дестабилизация российского валютного рынка и существенное падение валютного курса рубля.
С целью частичной стабилизации российского валютного рынка Банк России в 1999 г. перешел к режиму плавающего валютного курса рубля. До 2003 г. в стране действовал порядок обязательной продажи экспортной валютной выручки в размере 75%. В настоящее время проводится политика либерализации валютного режима.
В соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в размере 30% от суммы валютной выручки, если иной размер не установлен ЦБ РФ, который вправе установить иной размер, но не свыше 30% ее суммы.
3. Околобанковская система РФ
Банковская система является составной частью кредитной системы страны; кредитная система, в свою очередь, является составной частью экономической системы страны. Это означает, что деятельность и развитие банков находится в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ. В своей практической деятельности банки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системами, системой ценообразования, с условиями внешнеэкономической деятельности.
Банковская система как элемент рыночной экономики, как правило, двухуровневая. Первый, верхний, уровень -- центральный банк. Второй, нижний, уровень -- коммерческие банки и кредитные учреждения. Необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена противоречивым характером рыночных отношений, которые, с одной стороны, требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, что обеспечивается элементами нижнего уровня -- коммерческими банками, а с другой стороны, необходимостью определенного государственного регулирования, что требует особого института в виде центрального банка.
Центральный банк страны является главным звеном банковской системы любого государства. Он -- посредник между государством и экономикой. Чаще всего центральный банк является собственностью государства. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональныйинтерес, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства, а в интересах государства в целом. Традиционно центральный банк выполняет четыре основных функции:
осуществляет монопольную эмиссию банкнот;
является банком банков;
является банкиром правительства;
осуществляет денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.
Необходимо отметить, что все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк создает тем самым кредитные орудия обращения. Осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, он воздействует на уровень ссудного процента. Перечисленные функции центрального банка означают реальные предпосылки для выполнения им функций регулирования всей денежно-кредитной системы страны, а тем самым и регулирования экономики. Функция денежно-кредитного регулирования и банковского надзора является на современном этапе важнейшей функцией центрального банка.
Коммерческие банки представляют второй уровень банковской системы. Они концентрируют деловую часть кредитных ресурсов и непосредственно обслуживают юридических и физических лиц. Коммерческие банки являются основным звеном банковской системы страны. По уровню специализации коммерческие банки делятся на универсальные, т. е. осуществляющие практически все виды банковских операций, и специализированные, т. е. осуществляющие в силу тех или иных причин специализацию на определенных видах банковских операций.
Основными функциями коммерческих банков являются:
мобилизация временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и превращение их в капитал;
кредитование юридических и физических лиц, а также государства;
расчетно-кассовое обслуживание клиентов. За годы реформирования можно утверждать, что в России начала формироваться банковская система, которая строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой. 1998 год стал наиболее драматичным для российской банковской системы. Финансовый кризис нанес наиболее серьезный удар по коммерческим банкам и выявил слабые места российской банковской системы, которая, безусловно, нуждается в существенном реформировании.
После 17 августа 1998 г. Банк России принял ряд неотложных мер по созданию благоприятных условий для реструктуризации и рекапитализации банковской системы, запретив, в частности, оплату уставного капитала в валюте и ограничив долю оплаты материальными активами. Одновременно Банк России приступил к решению перспективных задач. Главная из них -- реструктуризация всей банковской системы России.
Основные цели реструктуризации -- выделение жизнеспособного ядра банковской системы, увеличение ее капитала, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для качественного обслуживания клиентов.
В основу программы положена группировка банков в зависимости от их реального финансового положения и той роли, которую они играют в экономике регионов. Все банки были разделены на четыре группы. Первая группа -- стабильно работающие банки, имеющие долгосрочную капитальную базу, не испытывающие значительных затруднений в управлении текущей ликвидностью и способные работать без дополнительной государственной поддержки.
Вторая группа -- стабильно работающие региональные банки, которые станут опорой будущей региональной банковской системы России.
Третья группа -- отдельные крупные банки, потерявшие капитал и не имеющие возможности самостоятельно продолжать банковские операции, но которые нецелесообразно закрывать из-за высоких экономических и социальных издержек и последствий.
К четвертой группе относятся разорившиеся бесперспективные банки, безусловно подлежащие закрытию. К их числу было отнесено более 300 банков.
Принципиально важным является вопрос структуры банковской системы- России. Безусловно, в стране важно иметь полный "набор" банков, отвечающих реальным потребностям рыночной экономики, С этой целью необходимо создание:
специализированных банков, таких, как банк развития, экспортно-импортный банк, сельскохозяйственный, ипотечный, банк кредитной кооперации;
условий, не допускающих привилегий для отдельных банков, в том числе созданных при участии государства;
условий для поддержки и развития производительных силы регионов.
Важным направлением развития банковской системы в дальнейшем является восстановление доверия к банковской системе, создание условий для кредитования реального сектора экономики, повышение ответственности менеджеров и акционеров банков за результаты своей деятельности по управлению банком.
В начале 2002 г. Правительством РФ была принята "Стратегия развития банковского сектора" и план действий по реализации этого документа с приложением концепций разрабатываемых законодательств.
Основная цель стратегии -- повысить устойчивость банковской системы и доверие к ней со стороны предприятий и населения. Для ее достижения предусматриваются меры, направленные на увеличение капитализации банков, поэтапное достижение обязательного минимального размера собственных средств банков к 2007 г. не менее 5 млн евро; рост концентрации банковского капитала и расширение, как следствие, спектра банковских услуг и повышение эффективности кредитования; установление критериев эффективности участия государства в капитале банков; установление одинаковых правил покупки долей в капитале банков (до 10% -- в уведомительном порядке, более 10% -- после разрешения Банка России) для отечественных и иностранных банков; дальнейшее укрепление двухуровневой системы банков и независимости Банка России.
Список использованной литературы
1. Финансы и кредит: Учебник/ под ред. проф. М.В.Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. - М.; Юрайт - Издат, 2004 - 575 с.
2. Финансы: Учебник для вузов/ под ре6д. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 501 с.
|