7
Содержание
- Введение
-
- Девиантное поведение подростков как результат наркомании
- Изучение влияния агрессии и акцентуации характера на подростковую зависимость к наркотикам
- Заключение
- Список литературы
Введение
Девиантное поведение определяется как действие, несоответствующее ожиданиям общества. Существенным параметром такого поведения выступает отклонение в ту или иную стороны с различной интенсивностью и в силу разнообразных причин от поведения, которое признается нормальным и не отклоняющимся.
Данная форма поведения наиболее характерна для подростков, как способ выделения себя из мира детей, как способ рассказать о себе миру, через негативизм и отрицание мира взрослых, когда ребенок приходит к взрослой жизни и становится полноправным членом этого общества. На становление отклонений в поведении оказывают существенное влияние особенности развития в ранних возрастных периодах, воспитание и взаимоотношения в семье, особенности личности, физическое и психическое здоровье ребенка.
Девиантное поведение подростков как результат наркомании
Несмотря на то, что не существует единого подхода к изучению и объяснению девиантного поведения, тем не менее, можно выделить основные факторы, влияющие на формирование девиантного поведения. Условно их можно разделить на четыре группы:
факторы физического и психического здоровья;
психологические особенности детей и подростков: наличие ярко выраженных акцентуаций характера у подростков, самооценка и уровень самоуважения подростка;
социально-психологические факторы, к которым мы относим семью: типы воспитания и состав семьи, и референтную группу, к которой принадлежит подросток, а также взаимоотношения с другими взрослыми и незнакомыми;
социальные факторы, в число которых входит обстановка в обществе и уровень его развития, материальный достаток населения, социальный статус материальное положение семьи и ближайшего окружения.
Одними из доминантных факторов формирования девиантного поведения, определивших выбранную нами тему исследования, мы считаем социально-психологические факторы. Среди причин девиантного поведения можно назвать также недостатки воспитания: неполная семья, наличие отчима или мачехи, гипопротекция, лишение семейной опеки.
Проведя исследования в детском оздоровительном лагере мы заметили, что все ребята, "попавшие" под категорию девиантного поведения, страдают пониженным вниманием со стороны родителей. В процессе работы с такими детьми мы поняли, что это и является главной причиной нестандартности их поведения.
Традиции семейного воспитания складывались веками. От времен Платона до наших дней ученые и педагоги утверждали, что на развитие, формирование человека, на его становление, физические и духовные способности, его здоровье и моральные принципы влияют только родители.
Если родители заботятся о здоровье, вкладывают душу и сердце, то дети будут защищены от вредного влияния среды. В каком бы богатстве и комфорте ни воспитывался ребенок, если не будут развиты духовные, гуманные черты личности, ничего хорошего он в мир не принесет. Нравственное поведение, психологическое развитие, манеры и нормы общения, жизненные установки - все это формируется в семье. Какие бы проблемы ни решали родители, что ни говорили, с кем бы ни общались все это откладывается на воспитание ребенка. И это многовековая воспитательная аксиома работает по предупреждению или развитию детской девиантности. Психологические исследования в области развития ребенка показывают, что факторы, влияющие на становление детской психики, противоречивы: в одном случае они способствуют, в другом - препятствуют оптимальному развитию личности. Так, взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей, могут сформировать эффективную потребностно-мотивационную систему человека, позитивный взгляд на мир и самого себя; те же самые факторы, но наполненные негативным психологическим содержанием, могут привести к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим, дефициту общения со сверстниками и т.п.
Изучение влияния агрессии и акцентуации характера на подростковую зависимость к наркотикам
Проблемы становления личности, конфликтов, трудностей - одна из самых сложных и острых в развитии и воспитании подростков. В этот сенситивный период очень важно проследить, чтобы развитие подростка шло в правильном направлении.
В настоящее время усложнилась ситуация с подростковой преступностью и наркотизацией. Особенно актуальна для нашего города проблема наркотической зависимости. Большую часть наркозависимых по данным СПИД-Центра города Набережные Челны составляют молодые люди в возрасте 12-22 лет. Причины такого поведения следует тщательно изучить. Истоки этих проблем мы видим в изучении множества факторов, среди которых мы выделили акцентуацию характера и агрессивное поведение.
Целью нашего исследования стало изучить влияние агрессии и акцентуации характера на подростковую наркотическую зависимость.
Нами были выбраны следующие методы:
1) Анализ научно-популярной и методической литературы.
2) Психодиагностический метод.
3) Статистический метод обработки данных (вычисление корреляции Пирсона).
Исследования проводились в СОШ №13 города Набережные Челны среди учащихся 12-13 лет. В эксперименте приняло участие 40 человек. Вся работа проводилась в 6 этапов.
На первом этапе нами был проведен анализ литературы и на основе этого сделан выбор о применении данных методик: "Выявление акцентуации" (Шмишека), опросник Басса-Дарки, "Склонность к поиску острых ощущений" (М. Цукермана).
На втором этапе мы провели методику Шмишека на выявление акцентуации характера. В результате этого мы выяснили, что 70% испытуемых принадлежат к экзальтированному типу акцентуации характера, 63% - к гипертимному, 42,5% - к циклотимному и 40% - к эмотивному типу.
На третьем этапе мы изучали формы агрессии по методике Басса-Дарки. В результате мы выявили, что в группе испытуемых преобладает мотивационная агрессия и физическая агрессия со средними баллами 17 и 15, 7 баллов.
На четвертом этапе нами была изучена предрасположенность к наркотикам по методике Цукермана. В результате этого мы выяснили, что группу риска составляет 50% испытуемых.
На пятом этапе мы проводили статистическую обработку данных. Выяснили, что:
при высокой выраженности экзальтированности наблюдается низкая предрасположенность к чрезвычайным происшествиям (P<0,05), но возрастает стремление к трудностям и к непереносимости однообразия (Р>0,05);
шкала поиска новых ощущений положительно корреллирует с циклотимным типом акцентуации, что говорит об их взаимосвязи (Р>0,05);
при низких значениях шкалы поиска новых ощущений возрастают значения по тревожному типу;
при выраженности дистимического типа мало выражена непереносимость однообразия (P< 0,05);
Шкала непереносимости однообразия взаимосвязана с демонстративным и педантичным типом (Р>0,05).
На шестом этапе мы изучали взаимосвязь агрессии и предрасположенности к наркотикам и выяснили, что ни одна из форм агрессии не имеет взаимосвязи со шкалами склонности к поиску острых ощущений, как положительной, так и отрицательной.
Проблема изучения чувства собственного достоинства и его развития в юношеском возрасте
В современном мире всё чаще и чаще встает вопрос о моральной стороне общества и каждого его члена в отдельности. Часто можно слышать высказывания о низкой культуре молодёжи, о ее безнравственном поведении, о свободе отношений. Всё это говорит о необходимости исследований морально-этических и нравственных аспектов формирования и развития личности.
Одной из важных нравственных и моральных характеристик на наш взгляд является чувство собственного достоинства. Известный философ и социолог Дж. Ролз определяет самоуважение и чувство собственного достоинства как "первичное благо", которое лежит в основе всех человеческих стремлений и действий и которое необходимо учитывать при построении справедливого общества. Само чувство собственного достоинства (по Дж. Ролзу) включает два основных аспекта. Во-первых, оно включает "ощущение человеком своей собственной значимости, его твердое убеждение в том, что его концепция собственного блага, жизненного плана заслуживает реализации". Во-вторых, включает уверенность в собственных способностях, поскольку во власти человека выполнить собственные намерения". Таким образом, достойным может считать себя только тот человек, который "уверен в собственных способностях" и готов реализовать свою концепцию блага, т.е. готов выступить субъектом построения своего счастья.
Мы считаем, что чувство собственного достоинства является одним из условий предупреждения противоправных действий, предполагая, что его формирование в раннем возрасте может уменьшить вероятность совершения в дальнейшем этой личностью преступления, так как ей это чувство просто не позволит этого сделать.
Кроме того, развитие чувства собственного достоинства можно рассматривать как одно из направлений профилактики суицидального поведения подростков. Имея чувство собственного достоинства ребенок будет осознавать (чувствовать) свою ценность (достоинство), что по нашему мнению может остановить от мыслей и попыток суицидального характера.
Чувство собственного достоинства - это осознанное отношение к себе, понимание в себе совокупности высоких моральных качеств, чувство уважение к самому себе. Чувство уважения к самому себе можно рассматривать через самооценку, удовлетворенность собой, уровень притязания, уверенность в себе. Мы полагаем, что чувство собственного достоинства связано со всеми вышеперечисленными понятиями, но не является тождественным им.
Важнейший психологический процесс юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа "я". По нашему мнению в этом возрасте развивается и чувство собственного достоинства.
Изучать чувство собственного достоинства сложно. Это возможно индивидуально, путем наблюдения за личностью. Можно изучать доступными методами опосредованно через изучение качеств личности, наделенной чувством собственного достоинства.
Для изучения и проведения полномасштабного исследования мы провели анкетирование среди студентов (юноши и девушки от 18 до 21) Астраханского Государственного Университета.
Целью данного анкетирования было выяснение осознанности проблемы чувства собственного достоинства, сформированности понятия чувства собственного достоинства в сознании молодых людей, сопоставимость этого понятия с личными характеристиками, то есть признание/непризнание наличия чувства собственного достоинства у себя, представление качеств личности с чувством собственного достоинства и определение возможностей развития.
Анкета состояла из следующих вопросов:
1) Что такое чувство собственного достоинства?
2) Обладаете ли Вы чувство собственного достоинства?
3) Какими качествами обладает человек с чувством собственного достоинства? Обладаете ли Вы этими качествами?
4) Можно ли развить чувство собственного достоинства? Если да, то каким образом?
Проблема чувства собственного достоинства занимает юношей и девушек. Такое понятие знакомо молодым людям, присутствует в их жизни. Однако много однотипных ответов. Определяя понятие большинство опрашиваемых определяло понятие через такие, как самооценка, самоуважение, принятие себя, практически отождествляя понятие самоуважения и чувства собственного достоинства.
Две девушки из 30 опрашиваемых определили чувство собственного достоинства как некий ценз, который определяет возможность, приемленность тех или иных поступков для личности, "чувство, которое не позволяет человеку действовать против общепринятых норм". Абсолютно все молодые люди в нашем анкетировании считают, что у них есть чувство собственного достоинства.
По мнению испытуемых личность с чувством собственного достоинства обладает такими качествами, как гордость, самоуважение, самообладание, выдержка самостоятельность, решительность. Кроме того, были названы также такие качества, как настойчивость, уверенность, целеустремленност.
Наконец, самые непопулярные ответы: умение трезво ощущать окружающую обстановку, инициативность, самоконтроль индивидуальность, независимость, порядочность, адекватная самооценка, нравственность, рассудительность.
Отмечая наличие чувства собственного достоинства у себя, как сказано выше, некоторые испытуемые однако отвечают, что обладают не всеми необходимыми качествами.
Что касается развития чувства собственного достоинства, все отмечают возможность, однако мнения в каком возрасте разделились.78, 5% считают, что развить чувство собственного достоинства можно и в любом возрасте, 21% - можно, но в детстве, 0,5 - затруднились ответить (ответ "я не знаю"). Что касается способов развития, большинство определяло их через повышение самооценки, развитие воли (владение эмоциями, действиями), либо затруднялось ответить.
Подводя итоги, мы можем сказать об осознанности проблемы чувства собственного достоинства среди юношей и девушек. Но напрашивается вывод, что чувство собственного достоинства ассоциируется с уверенностью в себе. И хотя некоторые авторы проводят подобные параллели (Роллз), чувство собственного достоинства - отдельный, самостоятельный психологический феномен.
Кроме того, происходит некое отождествление понятий "самоуважение", "гордость" и "чувство собственного достоинства". Кроме того, испытуемые не представляют иных возможностей развития чувства собственного достоинства, кроме повышения самооценки, при этом не указывая точных его способов.
На основе данных нашего анкетирование в данный момент нами проводится активная работа по подбору методик, с помощью которых мы сможем опосредованно изучать развитие и формирование чувства собственного достоинства.
Заключение
Таким образом, мы выяснили, что группу риска по наркотизации составляет 50% испытуемых. Экзальтированный и циклотимный типы акцентуации характера оказывают влияние на предрасположенность к наркотикам, а различные виды агрессии не оказывают влияния на склонность к зависимому поведению.
Методы работы с "трудными" ребятами в условиях детского лагеря по сути одни и те же. Достаточно проявить к ним внимание, относится к ним ласково, но в то же время требовательно. Таких детей нужно просто понять, принять такими, какие они есть, не осуждая их, и попытаться помочь им стать лучше. Нужно показать детям, что в них нуждаются, что они полезны и необходимы.
Список литературы
1. Менделевич В.Д. (2008) Психология девиантного поведения: Учебн. пособ. / М.: МЕДпресс, 2008.
2. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение 2009.
3. Ролз Дж. Теория справедливости (Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2005.
4. Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. Автореф. дис... канд. психол. наук. - Нижний Новгород, 2007.
5. Рябухин В.В. "Воспитание эмпатии на уроках гуманитарных предметов" Автореф. дис…канд. пед. наук. - М. 2007.
6. Ремшмидт Х. Психология взросления // Подросток и семья: Учебное пособие. - Самара: Изд. Дом БАХРАХ - М., 2008.
7. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста. // Вопросы психологии. 1974, №2
|