Утверждаю
Начальник 76 ПЧ Управления по ЮВАО Главного управления МЧС России по г. Москве
майор внутренней службы
И.И. Жогов
________________ 2007 г.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
проведения занятий по Общественно-государственной подготовке
Наименование учебного предмета: Общественно-государственная подготовка.
Тема: Актуальные вопросы обеспечения национальной безопасности России. Задачи МЧС России на 2007 учебный год.
Вид занятия: Классно-групповое
Цель: Изучение с л/с материала по данной теме.
Время: 2 часа.
Место проведения: Учебный класс.
Нормативные акты, учебные пособия и литература:
Концепция национальной безопасности Российской Федерации.
Материально-техническое и информационное обеспечение:
Развернутый план занятия.
|
№
пп
|
Уч. вопросы (вкл. контр. знаний)
|
Время (мин.)
|
Содержание учебного вопроса
|
|
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
|
1.
|
Проверка наличия личного состава
|
5
|
Вступительная часть.
По списку в учебном журнале производится проверка наличия личного состава. Проверяется его внешний вид, наличие тетрадей для ведения конспектов.
|
|
2.
|
|
70
|
Основная часть.
|
|
|
Современный мир полон острых противоречий политического, эконо-мического, социального и историчес-кого характера. В этой ситуации особенно сложно приходится России, так как она имеет уникальные геог-рафическое положение, природные ресурсы, многонациональное населе-ние, разнообразные культурные и на-учные достижения. Поэтому для нашей страны очень важно обеспе-чение национальной безопасности, без которой невозможно ее разви-тие.
1
Основополагающим документом в области безопасности государ-ства является «Концепция нацио-нальной безопасности Российской Федерации».
В соответствии с существующей в России законодательной и нор-мативно-правовой базой нацио-нальная безопасность - это гаранти-рованная защищенность жизненно важных интересов личности, об-щества и государства, а также на-циональных ценностей и образа жизни от внешних и внутренних угроз (политических, экономичес-ких, военных, информационных, экологических и др.).
Следует различать систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безо-пасности. Первая - это функцио-нальная система, отражающая про-цессы взаимодействия интересов и угроз, а вторая - это система орга-нов, сил, средств, различных орга-низаций, призванных решать зада-чи по обеспечению национальной безопасности.
Для осуществления политичес-кой стратегии государства в облас-ти национальной безопасности на-циональные ценности должны быть выражены в предметной фор-ме. Ее они обретают в националь-ных интересах.
Под национальными интересами понимаются объективные потреб-ности гражданина, общества и го-сударства, вытекающие из особен-ностей социально-экономического и политического устройства госу-дарства, уровня его экономическо-го развития, исторически сложив-шегося места в международном разделении труда, специфики геог-рафического положения, нацио-нальных и культурных традиций. Национальные интересы реали-зуются во внешнеэкономичес-ких, внешнеполитических и во-енных доктринах, различного ро-да концепциях, программах и т. д.. Для каждого государства сущест-вует определенный набор крити-ческих параметров, нарушив кото-рые оно утрачивает свою самостоя-тельность и даже может перестать существовать. Эти критические па-раметры охватывают области, в на-ибольшей степени связанные с проблемой выживания, к кото-рым относятся прежде всего меж-дународные, внутригосударствен-ные политические и социальные отношения, экономика, экология, здравоохранение, культура и др.
На основе национальных инте-ресов соответствующие институты и органы государственного управ-ления вырабатывают и формулиру-ют цели государственной полити-ки, отражающие интересы граж-дан, общества и государства. Для их осуществления руководство страны вырабатывает и осущес-твляет специальные меры.
Интересы, трансформировавши-еся в цели государственной поли-тики, выносятся государственны-ми институтами на мировую арену, где и формируется международная политика и проявляется конфликт-ность межгосударственных отно-шений. Если состояние государ-ства характеризуется нестабиль-ностью его политического, эконо-мического, социального и национального базиса, противоречи-востью интересов различных соци-альных групп и слоев, осложняют-ся отношения на внутригосудар-ственном уровне. В результате обострения противоречий в обоих случаях возникают реальные угрозы тем или иным интересам, внешние и/или внутренние. Причем в силу объективности и неизбежности многообразия интересов личности, общества, государства рождаются противоречия, которые могут стать источником потенциальных угроз их безопасности.
Угроза безопасности - совокуп-ность условий и факторов, создаю-щих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Угроза может быть внешней или внутренней в зависимости от того, где расположен источник опаснос-ти. Если опасность исходит от дру-гого государства или его граждан, то угроза признается внешней, ес-ли же нанесение вреда исходит со стороны сограждан государства, то это внутренняя угроза.
Деление угроз безопасности на эти два вида имеет практическую значимость, хотя в настоящее вре-мя воздействие многих угроз носит трансграничный характер. К ним относятся политические, военно-политические или силовые угрозы интересам и безопасности Рос-сийской Федерации, которые сов-мещают в себе черты внутренних и внешних угроз и, будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам возникнове-ния и стимуляции, возможным участникам и т.д.) являются внеш-ними. Трансграничные угрозы для безопасности РФ и для российско-го военного планирования будут иметь тенденцию к возрастанию.
К числу таких угроз можно от-нести: создание, оснащение, обес-печение и подготовку на террито-рии других государств вооружен-ных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российс-кой Федерации или территориях ее союзников; деятельность прямо или косвенно поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепарати-стских, национальных или религи-озных экстремистских группиро-вок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, соз-дание угрозы территориальной це-лостности РФ и безопасности ее граждан; трансграничная преступ-ность, включающая контрабанд-ную и иную противозаконную дея-тельность в масштабах, угрожаю-щих военно-политической безо-пасности Российской Федерации или стабильности на территории союзников РФ; ведение враждеб-ных по отношению к России и ее союзникам информационных (ин-формационно-технических, ин-формационно-психологических и т.д.) действий; деятельность между-народных террористических орга-низаций; деятельность наркобиз-неса, создающая угрозу транспор-тировки наркотиков на террито-рию РФ или использование терри-тории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.
В соответствии с принципом все-объемлющей безопасности и в за-висимости от рода угроз, масшта-бов и средств их воздействия на объекты безопасности различают политическую, экономическую, военную, технологическую, ин-формационную, экологическую, генетическую и другие виды безо-пасности страны.
2
Под обеспечением националь-ной безопасности Российской Фе-дерации понимается целенаправ-ленная деятельность государствен-ных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз безопас-ности личности, общества и госу-дарства и противодействию им в качестве обязательного и непре-менного условия защиты нацио-нальных интересов России. Она проявляется в определении поли-тическим руководством страны це-лей и постановке принципиальных задач по защите национальных ин-тересов страны и выработке форм, методов и способов достижения этих целей.
Политика национальной безо-пасности осуществляется на прин-ципах строгой законности; соблю-дения баланса интересов личности, общества и государства; взаимной ответственности личности, обще-ства и государства за национальную безопасность и интегрированности с международными система-ми коллективной безопасности.
Главной целью обеспечения на-циональной безопасности России является создание и поддержание необходимого уровня защищен-ности жизненно важных интересов всех объектов безопасности, созда-ющего благоприятные условия для развития личности, общества и го-сударства и исключающего опас-ность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъ-екта международного права, под-рыва способности государства реализовывать национальные интере-сы Российской Федерации.
Данная цель достигается путем решения целого ряда задач. Основ-ными из них являются:
- своевременное прогнозирование и выявление внешних и внут-ренних угроз национальной безо-пасности Российской Федерации;
- реализация оперативных и дол-госрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
- обеспечение суверенитета и территориальной целостности Рос-сийской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
- обеспечение на территории России личной безопасности чело-века и гражданина, его конститу-ционных прав и свобод;
- укрепление правопорядка и сохранение социально-политичес-кой стабильности общества;
- обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Рос-сийской Федерации всеми гражда-нами, должностными лицами, госу-дарственными органами, полити-ческими партиями, общественными и религиозными организациями;
- подъем и поддержание на дос-таточно высоком уровне военного потенциала государства;
- укрепление режима нераспро-странения оружия массового унич-тожения и средств его доставки;
- принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иност-ранных государств, направленной против Российской Федерации;
- выявление, устранение и пре-дупреждение причин и условий, порождающих преступность;
- усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механиз-ма ее применения;
- укрепление системы правоох-ранительных органов, прежде всего структур, противодействующих ор-ганизованной преступности и тер-роризму, создание условий для их эффективной деятельности;
- привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупрежде-нию противоправных деяний;
- расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами - участниками СНГ;
- содействие урегулированию конфликтов, включая миротвор-ческую деятельность под эгидой ООН и других международных ор-ганизаций;
- достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооруже-ниями, поддержание стратегичес-кой стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере;
- выполнение взаимных обяза-тельств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреп-лению доверия и стабильности, обеспечение международного конт-роля за экспортом товаров и техно-логий, а также за оказанием услуг военного и двойного назначения;
- адаптация существующих сог-лашений по контролю над воору-жениями и по разоружению к но-вым условиям международных от-ношений, а также разработка при необходимости новых соглашений, в первую очередь по мерам укреп-ления доверия и безопасности;
- содействие созданию зон, сво-бодных от оружия массового унич-тожения;
- развитие международного сот-рудничества в области борьбы с транснациональной преступ-ностью и терроризмом;
- противодействие экономичес-кой, демографической и культур-но-религиозной экспансии на тер-риторию России со стороны других государств;
- пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, а также незаконной миграции;
- осуществление коллективных мер по обеспечению безопасности пограничного пространства госу-дарств - участников СНГ;
- предотвращение загрязнения природной среды за счет повыше-ния степени безопасности техноло-гий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промыш-ленных и бытовых отходов;
- предотвращение радиоактивно-го загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произо-шедших ранее радиационных ава-рий и катастроф;
- экологически безопасное хра-нение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерны-ми энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ра-кетного топлива, топлива атомных электростанций;
- безопасное для окружающей природной среды и здоровья насе-ления хранение и уничтожение за-пасов химического оружия;
- создание и внедрение безопас-ных производств, поиск способов практического использования эко-логически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологи-чески опасных регионах Российс-кой Федерации;
- совершенствование организа-ции и ведения гражданской оборо-ны на территории Российской Фе-дерации, качественное совершен-ствование единой государственной системы предупреждения и ликви-дации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интегра-ция ее с аналогичными системами иностранных государств;
- совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция Рос-сии в мировое информационное пространство;
- противодействие угрозе развя-зывания противоборства в инфор-мационной сфере.
Национальная безопасность обеспечивается всеми имеющими-ся в распоряжении страны сред-ствами - политическими, экономи-ческими, правовыми, военными, организационными и ресурсными - на основе последовательной реа-лизации политики национальной безопасности.
Важнейшим средством обеспече-ния военной безопасности Рос-сийской Федерации являются Во-оруженные Силы.
Вооруженные Силы Российской Федерации - это государственная военная организация, составляю-щая основу обороны Российской Федерации, главный элемент воен-ной организации государства.
Изменившаяся внешнеполити-ческая ситуация последних лет, но-вые приоритеты обеспечения на-циональной безопасности постави-ли перед Вооруженными Силами РФ совершенно иные задачи. Они могут быть структурированы по че-тырем основным направлениям:
1. Сдерживание военных и военно-политических угроз безопас-ности или интересам Российской Федерации.
2. Обеспечение экономических и политических интересов Российс-кой Федерации.
3. Осуществление силовых опе-раций мирного времени.
4. Применение военной силы.
Особенности развития военно-политической обстановки в мире обуславливают возможность пере-растания выполнения одной зада-чи в другую, поскольку наиболее проблемные, с точки зрения безо-пасности РФ, военно-политичес-кие ситуации носят комплексный и многоплановый характер.
Характер задач, стоящих перед Вооруженными Силами России с учетом особенностей вооружен-ных конфликтов и войн, в которые они могут быть вовлечены, требует формулирования новых подходов к их строительству и развитию.
Основные приоритеты строи-тельства Вооруженных Сил РФ оп-ределяются характером задач в сфере национальной безопаснос-ти и геополитическими приорите-тами развития страны. Можно го-ворить о существовании несколь-ких принципиальных требований к Вооруженным Силам Российс-кой Федерации, которые будут оп-ределять основные параметры во-енного строительства:
- способность осуществить стра-тегическое сдерживание;
- высокая боевая и мобилизаци-онная готовность;
- стратегическая мобильность;
- высокая степень укомплектован-ности хорошо обученным и подго-товленным личным составом;
- высокая техническая оснащен-ность и ресурсообеспеченность.
Реализация этих требований поз-воляет выбрать приоритеты рефор-мирования и укрепления Воору-женных Сил РФ в настоящее время и в перспективе. К основным из них можно отнести:
1. Сохранение потенциала стра-тегических сил сдерживания.
2. Наращивание количества сое-динений и частей постоянной го-товности и формирование на их ос-нове группировок войск.
3. Совершенствование оператив-ной (боевой) подготовки войск (сил).
4. Совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил.
5. Выполнение программы мо-дернизации вооружения, военной и специальной техники и поддер-жание их в состоянии боеготовнос-ти.
6. Совершенствование военной науки и военного образования.
7. Совершенствование систем социального обеспечения военнос-лужащих, воспитания и морально-психологической подготовки.
Конечной целью данных мероп-риятий является устранение парал-лелизма, ликвидация дублирую-щих звеньев или перенацеливание их на решение других оборонных задач и обеспечение в случае необ-ходимости комплексного примене-ния Вооруженных Сил и воинских формирований силовых минис-терств и ведомств РФ. Все вышеиз-ложенное необходимо учитывать при решении вопросов, связанных с обеспечением национальной бе-зопасности России, так как:
- несмотря на позитивные пере-мены в международной обстанов-ке, резкое сокращение военного противостояния, военно-полити-ческая обстановка в мире остается сложной и противоречивой;
- Россия в силу геополитическо-го положения остро ощущает на се-бе воздействие негативных факто-ров и особенностей современной военно-политической обстановки;
- существуют реальные источни-ки угрозы национальной безопас-ности России.
А это требует принятия адекват-ных мер по укреплению оборонос-пособности Российского государ-ства, повышению боевой готовнос-ти его Вооруженных Сил.
|
3.
|
Подведение итогов
занятия
|
15
|
Заключительная часть.
Путем краткого опроса производится закрепление знаний личным составом изученного материала.
|
|
|
Методический план составил:
Заместитель начальника 76 ПЧ Управления
по ЮВАО ГУ МЧС России по г. Москве
майор внутренней службы В.Ю. Кацапов
|