18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Донбасский государственный технический Университет
Кафедра прикладной механики
Динамический анализ механизмов долбежного станка
Алчевск, 2006
Схема механизма и исходные данные
Механизмы долбежного станка
Долбежный станок предназначен для долбления пазов и внутренних канавок в отверстиях. Для движения ползуна с резцом используется шестизвенный кривошипно-кулисный механизм OALBCDEP с качающейся кулисой. Кривошип 2 получает вращательное движение от электродвигателя через клинно-ременную передачу и горизонтальный одноступенчатый редуктор с цилиндрическими колесами. Вращательное движение кривошипа преобразуется в возвратно-поступательное движение ползуна 6 через качающуюся вокруг опоры С кулису 4 с камнем 3 и шатун 5. Ход ползуна Н выбирается в зависимости от длины обрабатываемой поверхности детали с учетом перебегов 0.05Н в начале и конце рабочего хода (см. диаграмму сил полезного сопротивления). Рабочий ход ползуна 6 совершается за больший промежуток времени, чем холостой ход, и соответствует большему углу поворота кривошипа.
Кинематический анализ и выбор электродвигателя
Планы положения мех - ма и силы полезного сопротивления
Выбрав масштаб построили 8-9 планов положений механизма при общем изображении стойки. Пусть ОА=35 мм, тогда
Сначала определили крайнее положение механизма перед рабочим ходом и начиная от него построили 6-8 планов положений механизма соответствующих положениям ведущего звена механизма. Определили 2-ое крайнее положение звеньев механизма и построили для него план механизма. Построили диаграмму усилий, действующее на исполнительное звено, и если необходимо, построили 2 плана положений соответствующие началу и концу действия сил полезного сопротивления.
Структурный анализ механизма
1. Выписываем кинематические пары определяя класс и вид
1-2 - вращ., 5 кл
2-3 - вращ., 5 кл
3-4 - поступ., 5 кл
4-1 - вращ., 5 кл
4-5 - вращ., 5 кл
5-6 - вращ., 5 кл
6-1 - поступ., 5 кл
2. Определяем степень подвижности
W=3n-2p5 - p4 =3*5-2*7=1
3. Строим структурную схему механизма
4. Определяем группы Ассура, определяем класс, порядок и вид
5-6 гр. Ассура, II класса, II порядка, с внешней поступательной парой
3-4 гр. Ассура, II класса, II порядка, с внутренней поступательной парой
1-2 механизм I класса
5. Определяем точки наслоения
I (1,2) - II (3,4) - III (5,6)
Весь механизм II класса.
Планы скоростей. Линейные скорости точек и угловые скорости звеньев
Построение плана скоростей
Скорость точки A постоянна и равна:
Выбираем масштаб плана скоростей. Пусть отрезок - изобр. скорость т.А на плане скоростей. Тогда масштаб плана скоростей будет:
Вектор pvа направлен перпендикулярно ОА по направлению ?2.
Рассмотрим группу Ассура 3-4 (внутренняя точка А4) и запишем систему уравнений:
VA4 = VA+ VA4А
VA4 = VС+ VA4С
Систему решим графически. Рассмотрим первое уравнение системы: через точку a плана скоростей проводим прямую, параллельную звену BL (на этой прямой будет находиться VA4А и точка A4).
Решаем второе уравнение.VС=0, т. к. точка С неподвижна, а значит вектор pvс, изображающий скорость VС =0 и точка С совпадает с pv. Через полюс плана скоростей (точки с) проводим прямую перпендикулярную А4C. При пересечении двух прямых получаем положение точки а4.
Положение точек b, на плане скоростей определяем по теоремам подобия. Точка b будет находиться так:
Проведём окружность радиусом а4b с центром в точке а4 и радиусом cb с центром в точке c, пересечение их является точка b. Из полюса pv проводим вектор в точку b.
Точка , будет находиться на отрезке bа4, причём:
Точка d будет находиться на отрезке bc, причём:
Рассмотрим группу Ассура 5-6 (внутренняя точка Е) и запишем систему уравнений:
VЕ = VD+ VED
VE = VP+ VEP
Систему решим графически. Рассмотрим первое уравнение системы: через точку d плана скоростей проводим прямую (на этой прямой будет находиться VED и точка E).
Решаем второе уравнение.VP=0, т. к. точка P неподвижна, а значит вектор pv p, изображающий скорость VP =0 и точка P совпадает с pv. Через полюс плана скоростей (точки p) проводим прямую . При пересечении двух прямых получаем положение точки e(s6).
Точка будет находиться на отрезке de(ds6), причём:
Определим истинные значения линейных скоростей точек и угловых скоростей звеньев механизма:
План скоростей рассмотрен для выделенного положения.
Аналогично строится планы скоростей для остальных положений механизма.
Результаты заносятся в таблицу скоростей точек и звеньев механизма.
Таблица 1 - Линейные скорости характерных точек и угловые скорости звеньев
|
Параметр
|
Значение в положении
|
|
|
1
|
2
|
Основное
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
VА4, м/с
|
0
|
1.32
|
2.2
|
2.7
|
0.6
|
1.5
|
0
|
1.3
|
2.5
|
|
VB, м/с
|
0
|
0.5
|
0.7
|
0.8
|
0.6
|
0.4
|
0
|
0.6
|
1.1
|
|
VD, м/с
|
0
|
1.1
|
1.6
|
1.9
|
1.3
|
1.
|
0
|
1.1
|
2.7
|
|
VE, м/с
|
0
|
0.8
|
1.4
|
2
|
1.4
|
1.1
|
0
|
1.2
|
2.6
|
|
VS4, м/с
|
0
|
0.7
|
1.2
|
1.2
|
0.9
|
0.7
|
0
|
0.7
|
1.8
|
|
VS5, м/с
|
0
|
1
|
1.5
|
0.2
|
1.4
|
1.1
|
0
|
1.1
|
2.6
|
|
VL,м/с
|
0
|
1.7
|
2.6
|
2.9
|
2.1
|
1.7
|
0
|
1.8
|
4.1
|
|
VA4A,м/с
|
0
|
2.8
|
2.3
|
0.4
|
1.4
|
1.8
|
0
|
2.8
|
1.2
|
|
VA4C,м/с
|
0
|
1.3
|
2.2
|
2.7
|
0.6
|
1.5
|
0
|
1.3
|
2.5
|
|
VED,м/с
|
0
|
0.4
|
0.5
|
0.4
|
0.3
|
0.3
|
0
|
0.3
|
0.2
|
|
VEP,м/с
|
0
|
0.8
|
1.4
|
2
|
1.4
|
1.1
|
0
|
1.2
|
2.6
|
|
?4, с-1
|
0
|
0.2
|
0.3
|
0.4
|
0.1
|
0.2
|
0
|
0.2
|
0.5
|
|
?5,с-1
|
0
|
1
|
1.1
|
0.8
|
0.7
|
0.6
|
0
|
0.6
|
0.4
|
|
|
5. Построение диаграммы приведенного момента сил сопротивления
Определение точки приложения и направление уравновешивающей силы (приведенной силы)
Для определения полюса зацепления в зубчатой передаче, принять радиус делительной окружности ведомого колеса 2 .
Выделить более четкими линиями один из планов механизма на рабочем ходу (где действует сила полезного сопротивления), но не крайние положения. Для этого положения пронумеровать звенья и обозначить кинематические пары и центры масс звеньев. Нумерацию планов положений начать с крайнего положения перед рабочим ходом.
Определяем радиус делительной окружности ведомого колеса
Принимаем r2=0,09 м, используя масштаб , определим масштаб на плане механизма:
На плане механизма находится точка полюса зацепления (т. р0), а также направ-ление уравновешивающей силы (приведенной силы и ее точки приложения т. В2)
Используя теорему подобия находим положения и скорость т. В2 на планах скоростей в каждом положении:
|
Пара-
метры
|
Положения
|
|
|
1
|
2
|
Основное
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
pvb2мм
|
50
|
50
|
50
|
50
|
50
|
50
|
50
|
50
|
50
|
|
ab2мм
|
105
|
110
|
106
|
82
|
46
|
38
|
17
|
22
|
55
|
|
VB2 м/с
|
2.2
|
2.2
|
2.2
|
2.2
|
2.2
|
2.2
|
2.2
|
2.2
|
2.2
|
|
|
Определение силы полезного сопротивления по диаграмме сил и силы тяжести звеньев в каждом положении и прикладывание его к механизму
Определяем силы тяжести:
Значение сил полезного сопротивления и сил тяжести звеньев во всех положениях механизма одинаковы, кроме 1-ого и 7-ого, где F=0
Силы проставляются только в выделенном положении.
Согласно теоремы Жуковского «О жестком рычаге», перенести все силы из плана механизма на план скоростей повернув их на 900 в том числе .
Взять сумму моментов всех сил относительно pv и найти величину, направление .
Уравновешивающий момент:
Поскольку приведенная сила сопротивления и приведенный момент сопротивления то имеем значения приведенных моментов сил сопротивления. Каждый момент заносим в таблицу
Таблица 3 - Приведенные значения моментов сил полезного сопротивления
|
Положения
|
1
|
2
|
Основное
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
, кНм
|
0
|
19,5
|
31,4
|
46
|
33
|
25,9
|
0
|
15,9
|
10
|
|
|
По значениям в таблице строим график на миллиметровке.
Определение мощности электродвигателя и разбивка передаточного отношения по ступеням. Определив для каждого положения строим график изменения приведенного момента сил сопротивления от функции угла поворота звена приведения по оси абсцисс, масштаб равен:
Имея зависимость определяем требуемую мощность электродвигателя, для этого находим работу сил сопротивления:
,
где S - площадь, мм2
Тогда работа движущих сил:
,
где Ag - полезная работа механизма,
Средняя мощность движущих сил:
Требуемая мощность электродвигателя: ,
где
КПД зубчатой передачи, - цилиндрическая передача
- КПД ременной передачи,
- КПД одной пары подшипников качения,
количество пар подшипников качения
По ГОСТ 19523-81 выбираем , причем , согласно выбираем синхронную частоту вращения , процент скольжения S. Соответственно выбрали:
=0,55 кВт, =1500 об/мин, S=7,3%
Определяем номинальное число оборотов электродвигателя:
Определяем передаточное число, общее:
где - передаточное число редуктора, выбираем по ГОСТ 2185-66
Up - передаточное число ременной передачи
радиус делительной окружности шестерни
Построение диаграммы изменения кинетической энергии
Имея диаграмму сил сопротивления графически проинтегрируем ее методом хорд и получим график работы сил сопротивления . Масштаб графика получим вычисляя по формуле:
,
где масштаб
масштаб оси
Н - полюсное расстояние при графическом интегрировании, мм
Приведенный момент движения сил для промышленных установок принимаем постоянным в течение всего цикла установившегося режима. Учитывая то обстоятельство, что за полный цикл установившегося движения работа движущих сил равна работе сил сопротивления. Соединяем 1-ую и последнюю точки в диаграмме прямой линией. Указанная прямая в положительной области представляет собой диаграмму работ движущих сил . Вычитая из ординат диаграммы соответствующие ординаты диаграммы и откладывая разность на соответствующей ординате получаем диаграмму изменения (приращения) кинетической энергии механизма
Определение истинной скорости движения звена приведения
Построение диаграммы приведенного момента инерции по уровню:
Определяем значения приведенного момента инерции в каждом положении:
Результат заносим в таблицу.
Таблица 4 - Значения приведенных моментов инерции
|
Положение
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
|
0,15
|
0,25
|
0,43
|
0,52
|
0,39
|
0,3
|
0,15
|
0,32
|
0,86
|
|
|
По полученным значениям строим график изменения приведенного момента инерции от функции угла поворота звена приведения .
Масштаб
Построение диаграммы «Энергия - масса» (кривой Виттенбауэра) и зависимости
Исключив из графиков и аргумент ? получим функциональную зависимость изменения приращения к кинетической энергии от приведенного момента инерции - диаграмму Виттенбауэра.
Кинетическая энергия механизма в любой момент времени можно представить в виде суммы кинетической энергии механизма в начальный момент времени и разности работ сил движущих Ag и сил сопротивления Aс за время соответствующее повороту звена приведения на угол ?, т.е.
Переносим начало координат графика на расстояние соответствующее значению кинетической энергии .
В этом случае диаграмма Виттенбауэра отнесенная к новой системе координат, представляет кривую изменения кинетической энергии всего механизма функции приведенного момента инерции
Истинная скорость звена приведения в данном его положении:
(1)
Взяв на кривой произвольно выбрав точку с координатами (х, у) и определив значение:
После подстановки в формулу (1) получим:
(2)
Полученные данные заносим в таблицу.
Таблица 5-Значения истинной скорости движения звена приведения
|
Положение
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По значениям таблицы строим диаграмму изменения истинной скорости движения звена приведения .
Из нового начала координат т. О1 касательно к диаграмме проводим
Лучи и находим лучи , тогда по формуле (2) находим ,. Угловые
Скорости звена приведения:
|