16
Министерство образования и науки
Астраханской области
ОГОУ НПО «Профессиональный лицей №8»
ПИСЬМЕННАЯ
ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА
Профессия: «Оператор ЭВМ»
Тема: «Создание визитных карточек в CorelDraw Х3»
г. Астрахань, 2009
Содержание
- Введение 4
-
- 1. Теоретические основы работы с CorelDraw Х3 6
- 1.1 Характеристика программы и её интерфейса 6
- 1.2 Технологические возможности программы 9
- 2. Разработка визитной карточки фирмы при помощи векторного редактора CorelDraw X3 15
- 2.1 Импортирование растровых объектов в программу 15
- 2.2 Создание визитной карточки 16
- Заключение 19
- Список использованной литературы 22
Введение
Актуальность выбранной темы: работа с компьютерной графикой - одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера. Без нее не обходится ни одна современная мультимедийная программа. Необходимость широкого использования графических программных средств стала особенно ощутимой в связи с развитием Интернета. Потребность в разработке привлекательных Web-страниц во много раз превышает возможности художников и дизайнеров, которым можно было бы поручить эту работу. В связи с этим современные графические средства разрабатываются с таким расчетом, чтобы не только дать удобные инструменты профессиональным художникам и дизайнерам, но и предоставить возможность для продуктивной работы и тем, кто не имеет необходимых профессиональных навыков и врожденных способностей к художественному творчеству.
На рынке профессиональных графических программ до настоящего времени традиционно лидировали три компании -- Adobe, Corel и MetaCreations. Последняя ушла со сцены в 2000 году, в то время как два других мощных конкурента лишь упрочили свои позиции, выпустив новые версии своих популярных программ.
Corel Corporation, канадская корпорация, ведущий мировой разработчик программных средств, офисных и графических приложений для персонального компьютера. Основана в 1985 году Майклом Кауплендом. CorelDraw - профессиональный пакет для создания векторных иллюстраций с возможностями редактирования текста, макетирования и подготовки Интернет-публикаций (с многоязыковой поддержкой).
Программы векторной или, по-другому, контурной графики работают с объектами, которые могут быть созданы на основе кривых и геометрических фигур и сохранены в памяти компьютера в виде описаний контуров. Это различные схемы, логотипы, пиктограммы, рисунки, текстовые объекты. Ими пользуются как художники и дизайнеры, так и люди других профессий при подготовке файлов технической документации, описании схем, планов, чертежей, оформлении курсовых и дипломных работ, рефератов и т.д.
Цель работы: изучение технологических возможностей графического редактора векторной графики CorelDraw.
Задачи:
· Выявить основные технологические операции графического редактора CorelDraw;
· Оценить технологические возможности программы в процессе практической деятельности;
· Разработать визитную карточку при помощи CorelDraw.
Объект исследования: графический редактор векторной графики CorelDraw.
Предмет исследования: технологические возможности программы.
Методы исследования:
· Анализ научной и методической литературы и документации;
· Анализ графического редактора CorelDraw.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические основы работы с CorelDraw Х3
1.1 Характеристика программы и её интерфейса
CorelDraw предназначен для работы с векторной графикой и является несомненным лидером среди подобных программ. Популярность CorelDraw объясняется большим набором средств создания и редактирования графических образов, удобным интерфейсом и высоким качеством получаемых изображений. С его помощью можно создавать как простые контурные рисунки, так и эффективные иллюстрации с поражающим воображение переливом красок и ошеломляющими эффектами. CorelDraw уникален, т.к. он обладает и интуитивностью, понятностью, универсальностью, и ни с чем не сравнимой привлекательностью, делающей его доступным и востребованным для пользователей-непрофессионалов всех возрастов и профессий. С другой стороны, этот редактор очень мощный, в него включен весь набор профессиональных функций, реализованных на высоком программном уровне, что делает его основной программой, использующейся профессионалами в большинстве издательств, типографий и фирм, занимающихся допечатной подготовкой. Эта программа доступна для всех пользователей, по ней существует много русскоязычной и переводной литературы.
Основным понятием в редакторе является понятие объекта. Векторным объектом называется элемент изображения: прямая, кривая, круг, прямоугольник и т.д. При помощи комбинации нескольких объектов можно создавать группы объектов или новый сложный единый объект, выполнив операцию группировки. Независимо от внешнего вида любой векторный объект имеет ряд общих характеристик. Область внутри замкнутого объекта можно залить одним цветом, смесью цветов или узором. У замкнутого объекта не может быть различных заливок или соединительных линий различной толщины и разных цветов.
Редактор CorelDraw позволяет вставлять растровые рисунки в документ. При этом каждый растровый рисунок является отдельным объектом и его можно редактировать независимо от других объектов. Хотя CorelDraw предназначен для обработки векторной графики, он располагает мощными средствами для работы с растровыми рисунками, причем они не хуже, чем у многих редакторов растровой графики.
Данная программа также имеет средства для работы с текстом. Благодаря множеству видов форматирования фигурного и простого текста как объекта, прямо в редакторе можно создавать рисунки с текстовым сопровождением. При этом фигурный текст позволяет выполнять над ним операции, присущие векторным объектам.
CorelDraw имеет стандартный интерфейс Под интерфейсом (от англ. Inter - между, face - лицо) в компьютерной практике обычно понимаются методы и средства общения пользователя с программой, характерный для всех программ, работающих под управлением MS Windows. В то же время на экране присутствует ряд элементов, характерных только для графических программ.
На экране при запуске программы отображаются два окна: окно самой программы и окно документа. При работе с программой можно одновременно работать с несколькими окнами документов. В верхней части окна программы находится основное меню программы. Работают с ним так же, как и в других программах. Для альтернативного выполнения команды можно использовать комбинацию клавиш. В CorelDraw существует удобная возможность наряду со стандартными назначать собственные комбинации клавиш различным командам. Работать можно также с контекстным меню, вызываемым правой кнопкой мыши.
Под строкой меню находятся две основные панели:
Стандартная панель. Одна из 12 командных панелей. Такие панели характерны для многих программ, работающих под управлением MS Windows. Размещенные на ней значки обеспечивают быстрый доступ к стандартным командам.
Панель свойств. Является контекстно-зависимой панелью. Это значит, что ее значки и списки динамически изменяются в зависимости от режима работы, активного инструмента и типа выделенного объекта. Таким образом обеспечивается доступ к наиболее важным командам, связанным с выбранным объектом или инструментом.
Далее, в окаймлении линеек, которые нужны для ориентации в пространстве, и полос прокрутки, необходимых для прокрутки документа, идет рабочее пространство программы. Оно состоит из печатной страницы и монтажного стола. Монтажный стол служит для создания и размещения элементов.
В левой части нижней полосы прокрутки находятся элементы управления страницами: кнопки добавления страниц, прокрутки страниц, счетчик страниц и ярлычки страниц. Все это называется Навигатор документа.
В самом низу окна программы находится строка состояния, или статус-строка. В полях строки состояния выводится различная справочная информация: положение указателя мыши, список клавиатурных сокращений, сведения о текущем объекте. В правой части строки состояния отображается информация о текущей заливке и текущем контуре.
В левой части экрана находится элемент, который можно назвать основным элементом интерфейса, без которого работа в программе вряд ли возможна - это панель инструментов. Она содержит 60 инструментов для создания, форматирования, редактирования объектов и управления рабочей средой.
В правой части экрана находится цветовая панель, которая применяется для заливки объектов цветом и изменения цветовых составляющих обводки.
В любой программе существуют вспомогательные элементы интерфейса. Для программ векторной графики характерно наличие трех видов вспомогательных элементов:
Линейки. По ним происходит ориентация в пространстве.
Направляющие. Это вспомогательные линии, которые можно размещать на экране для удобства выравнивания и размещения основных элементов изображения.
Сетка. Представляет собой пересекающиеся горизонтальные и вертикальные вспомогательные линии, размещенные с фиксированным шагом. Сетку удобно использовать тогда, когда объектом работы является какая-либо схема, таблица, карта или чертеж.
Также на экране могут располагаться и некоторые другие элементы.
1.2 Технологические возможности программы
Создание объектов.
Рисование прямоугольников и эллипсов.
|
Способ рисования
|
Прямоугольник
|
Эллипс
|
|
Обычный
|
Выбрать инструмент Прямоугольник на панели инструментов и поместить курсор в область рабочего пространства. Нажать кнопку мыши и перемещать мышь до тех пор, пока прямоугольник не достигнет нужных размеров.
|
Активизировать инструмент Эллипс. Выбрать один из вариантов (эллипс, сектор или дуга) на панели свойств. При рисовании сектора или дуги выбрать вариант По часовой стрелке / Против часовой стрелки на панели свойств.
|
|
По трем точкам
|
Выбрать инструмент Прямоугольник по трем точкам. Щелкнуть левой кнопкой мыши в любой точке рабочего пространства и с нажатой кнопкой перетащить указатель в любом направлении для создания стороны прямоугольника. Отпустить кнопку мыши и растянуть указатель до появления требуемого прямоугольника. Чтобы завершить рисование и закрепить размеры прямоугольника нужно щелкнуть левой кнопкой мыши.
|
Выбрать инструмент Эллипс по трем точкам. Дальнейшее рисование происходит аналогичным образом. Только на первом этапе рисуется диагональ (центральная линия) эллипса.
|
|
Преобразование
|
Скругление углов. Выбрать инструмент Форма, щелчком мыши выделить прямоугольник и потянуть за один из появившихся маркеров вдоль стороны.
|
Создание дуги или сегмента. инструментом Форма выделить эллипс. В верхней части эллипса будет находится узел. Для создания дуги переместите узел при нажатой левой кнопке мыши из эллипса наружу, а для преобразования в сегмент - вовнутрь.
|
|
|
Точно так же, как прямоугольники и эллипсы, создаются и другие простые фигуры (кнопки От руки, Многоугольник и Автофигуры на панели инструментов). Поскольку фигуры могут быть разными, следует перед рисованием их настроить (в окне Options, вызванном двойным щелчком мыши по соответствующему значку). При помощи данных инструментов мы можем построить различного вида спирали, многоугольники, звезды, блок-схемы, выноски, стрелки, прямые, кривые, размерные линии, кривые Безье и др.
Изменение формы прямых и кривых линий.
Объекты CorelDRAW состоят из узлов и сегментов, которые соединяют эти узлы, изменение формы объектов связано, в основном, с изменением взаимного расположения и количества узлов, а также кривизны сегментов. В зависимости от способа редактирования объекты можно разделить на две группы:
· Все объекты, которые состоят из кривых линий. Объекты этой группы можно произвольно редактировать.
· Стандартные объекты: прямоугольники, эллипсы и многоугольники, а также автофигуры. Форму этих объектов можно изменять только в соответствии с предопределенным алгоритмом.
Чтобы изменить форму замкнутых объектов или линий, выбрать инструмент Форма, а затем щелкнуть на контуре объекта. На контуре будут представлены узлы в форме небольших белых квадратиков, а в главном окне активизируется панель для работы с узлами объекта.
Для выделения узлов на контуре нужно выделить объект и дважды щелкнуть на кнопке Форма. Для выделения нескольких узлов следует нажать клавишу Shift и указателем мыши указать нужные узлы, щелкая при этом левой кнопкой.
Для изменения формы прямой линии необходимо выделить несколько узлов, а затем щелкнуть на кнопке Преобразовать Линию в Кривую. После этого указателем мыши можно задать нужную кривизну линии.
Для изменения формы кривой линии следует выделить несколько узлов, а затем щелкнуть на одной из кнопок: Сделать Острый Угол, Сделать Симметричный Угол, Сделать Гладкий Узел, Перевернуть Направление Кривой. После этого указателем мыши задать нужную кривизну линии.
Специальные эффекты.
Создав и отредактировав векторные объекты, можно применить к ним различные оригинальные эффекты для получения более выразительных и красивых графических документов. Инструменты интерактивных эффектов сгруппированы на вспомогательной панели инструмента Интерактивный переход или в меню Эффекты.
Работа с текстом.
Хотя CorelDRAW является программой, предназначенной главным образом для создания графических объектов, она вполне может справиться с задачами, которые обычно решаются при помощи текстовых редакторов. Существует возможность работы с двумя разновидностями текстовых объектов: с фигурным и простым текстом.
Фигурный текст представляет собой графический объект, с которым можно работать кК с любым другим объектом, созданным с CorelDRAW. Фигурный текст, как правило, используется для ввода небольшого количества символов.
Простой текст представляет собой массив текста в рамке, с которым можно работать, как в любом текстовом редакторе. Можно менять границы рамки простого текста или придавать ей замысловатую форму, но внутри рамки текст будет располагаться точно так же, как и ранее. Предназначен для ввода больших объемов текстовой информации и часто применяется при создании рекламных листовок. Редактор в режиме простого текста предоставляет возможность производить поиск и замену любых символов или проверять правописание. При поиске подходящих синонимов можно обращаться к словарю синонимов CorelDRAW.
Создание фигурного текста.
Для ввода и фигурного и простого текста используется один и тот же инструмент - Текст, который находится в средней части палитры инструментов. Переход к этому инструменту может быть произведен по нажатию клавиши F8. Каким будет текст - фигурным или блочным, - зависит от того, какие начальные действия выполняются перед вводом.
Для ввода фигурного текста необходимо активизировать инструмент Текст. Курсор будет иметь вид перекрестия с буквой «А». Его нужно закрепить (щелкнуть им) в любом месте пространства. После того как в месте закрепления появится мигающая вертикальная линия, можно вводит текст. Для ввода следующего массива текста нужно закрепить курсор в другом месте и ввести следующий текстовый фрагмент. Длина строки в фигурном тексте может быть практически бесконечной, поэтому для перехода к следующей строке необходимо нажать клавишу Enter.
Как только текст введен вокруг него появятся маркеры выделения, чтобы стало возможным работать с текстом, как с любым другим графическим объектом.
Создание простого текста.
Ввод простого текста имеет ряд особенностей. Для его ввода необходимо активизировать инструмент Текст и курсором нарисовать рамку в любом месте рабочего пространства. после рисования рамки текстовый курсор будет находиться в ее верхнем левом углу, и можно будет вводить текст. По достижению правого края рамки курсор автоматически переходит на следующую строку.
При вводе простого текста он будет распределяться в пределах рамки и автоматически переходить со строки на строку. Все это время будет происходить ввод одного абзаца нажатием клавиши Enter осуществляется переход к вводу следующего абзаца. При нажатии комбинации клавиш Shift + Enter можно перейти к следующей строке в пределах того же абзаца (принудительный перенос строки). Если вводимый текст не помещается в размеры рамки, необходимо щелкнуть на размерном манипуляторе, расположенном под рамкой простого текста. Можно создать дополнительные рамки простого текста, связанные с первой рамкой. В этом случае текст, который не поместился в первой рамке, автоматически будет вставлен во вторую рамку.
И во время ввода простого текста, и после ввода пунктирная рамка вокруг фрагмента не исчезает. Это является одним из отличительных признаков простого текста. Фрагмент простого текста называют блоком текста.
Работа с растровыми изображениями.
В редакторе CorelDRAW включены мощные средства для работы с растровыми изображениями. Можно вставить растровый рисунок в графический документ, преобразовать любой векторный рисунок в растровый, а также трассировать растровое изображение, чтобы получить на его основе векторный рисунок.
Доступ к средствам редактирования растровых изображений осуществляется на панели свойств после импорта растрового рисунка. Для редактирования растровых рисунков в CorelDRAW доступны некоторые инструменты. Однако следует знать, что полноценная работа с растровой графикой возможна только в специализированных графических редакторах растровой графики. Для изменения размера растрового рисунка щелкнуть на кнопке Изменить Размер Растрового Изображения. Откроется окно Изменение Размера, в котором можно выставить точные значения ширины и высоты растрового рисунка, а также его разрешение. Флажок Сохранить Пропорции позволяет сохранить пропорции при изменении размеров.
Преобразование в растровую графику.
Любой векторный объект или группу объектов можно преобразовать в объект растровой графики. После преобразования его нельзя будет редактировать как векторный объект, однако к нему можно будет применить эффекты растровой графики. В большинстве случаев это преобразование выполняется именно для использования художественных эффектов, которые работают только с растровой графикой.
Для преобразования объектов векторной графики необходимо выделить объекты, а затем выполнить команду Растровые Изображения - Преобразовать в Растровое Изображение. откроется окно Преобразование в Растровое Изображение, в котором можно выполнить следующие настройки:
а В поле Цвет установите количество цветов, которое необходимо получить в растровом изображении;
а При установке флажка в поле Смешанный некоторые оттенки можно получить смешением нескольких цветов;
а В поле Разрешение задается разрешение рисунка в точках на дюйм;
а Установка флажка Сглаживание позволяет получить более гладкие изображения путем удаления изломов из исходного рисунка;
а Установка флажка Прозрачный Фон позволяет создать более прозрачный фон рисунка.
2. Разработка визитной карточки фирмы при помощи векторного редактора CorelDraw X3
2.1 Импортирование растровых объектов в программу
Одна из частых причин появления растровых рисунков в окне иллюстрации CorelDRAW -- импорт внешних растровых файлов. Сделать это весьма просто.
Нужно в меню File (Файл) выбрать Import (Импорт) или нажать кнопку Import (Импорт) на стандартной панели инструментов и далее в окне импорта указать нужный файл. Непосредственно перед операцией импорта открывается окно диалога в котором можно изменить атрибуты импортируемого образа -- масштаб разрешение и так далее.
Еще более простой способ переноса растровых образов в среду CorelDRAW -- копирование и вставка. Любые объекты, которые можно видеть на экране компьютера можно скопировать и вставить в CorelDRAW как растровые объекты.
Чтобы скопировать растровый образ в CorelDRAW, нужно:
1. Открыть программу, в которой можно увидеть объект для копирования в CorelDRAW. Это может быть другая графическая программа или обозреватель Web.
2. Открыть файл, содержащий требуемый образ.
3. В большинстве программ для Windows должно быть меню с командами копирования, вырезки и вставки. В обозревателях Web обычно можно также щелкнуть правой кнопкой мыши на образе, который требуется копировать, и выбрать Сору Image (Копировать) из контекстного меню (в обозревателях, возможно, придется вначале сохранить образ в виде файла). Если ни одна из этих опций не доступна, можно щелкнуть на образе или выделить его и ввести <Ctrl+С> с клавиатуры. Образ копируется в буфер обмена. (В крайнем случае можно просто нажать <PrintScreen> или <Alt+PrintScreen>, чтобы "ограбить" весь экран или активное окно).
4. С образом, скопированным в буфер обмена, перейти в CorelDRAW.
5. Щелкнуть правой кнопкой мыши в окне иллюстрации и выбрать Paste (Вставить) из контекстного меню. Растровый образ будет скопирован в рисунок.
2.2 Создание визитной карточки
Для того чтобы выбрать фон для будущей визитной карточки фирмы, нужно проделать процедуру, описанную выше.
Теперь нужно сделать текстовые надписи на визитной карточке (написать ФИО, адрес, телефон и прочую информацию).
Заключение
В результате изучения литературы и практической деятельности стало возможным сделать следующие выводы:
· Векторные редакторы применяются в том случае, когда основным требованием к изображению является высокая точность формы (чертежи, схемы, логотипы компаний и т.д.). Однако, если задачей является точная передача цвета, лучше воспользоваться редакторами растровой графики (рисунки, фотографии), несмотря на то, что в большинстве векторных редакторов предусмотрены средства для работы с растровой графикой.
· Все графические редакторы векторной графики работают с одними и теми же объектами, основаны на одних и тех же принципах, имеют схожие инструменты.
· Основным объектом векторной графики является контур. Из элементарных объектов создают более сложные. Каждый объект векторной графики обладает свойствами. Основными их свойствами являются обводка и заливка. Параметры, описывающие эти свойства, определяют толщину, цвет и форму линий, образующих контур, а также цвет и текстуру внутренней области контура.
Контуры состоят из сегментов и опорных точек. Свойства опорных точек определяют форму сегментов. Для работы с изображением каждый векторный редактор имеет панель инструментов и другие элементы управления.
Векторные редакторы располагают средствами для работы с текстами. При этом имеется два режима работы с текстами - режим создания фигурного текста и режим работы с блочными текстами. Векторные редакторы позволяют представлять символы компьютерных шрифтов в векторной форме и создавать новые конструкции символов с помощью инструментов для работы с контурами.
В векторных редакторах возможны такие операции, как трассировка растрового изображения и растрирование векторного.
Указанные возможности векторных редакторов позволяют использовать их при разработке рекламных материалов, фирменных стилей, а также для оформления полиграфических изданий и электронных документов, например Web-страниц Интернета.
· К основным программным средствам для работы с векторной графикой относятся такие редакторы, как: CorelDRAW, Adobe Illustrator.
Сравнивая интерфейс программ, можно отметить, что в DRAW упор делается на удобство и скорость редактирования примененных эффектов. Это достигается благодаря использованию специальных интерактивных инструментов. В то же время в Illustrator редактирование любых эффектов довольно затруднительно, поскольку они статичны. Интерактивность позволяет редактировать эффекты прямо на объекте, без использования диалоговых окон: оценить результат можно сразу же и, если нужно, тут же подправить его. В отличие от обычного метода организации интерфейса, когда для доступа к разным эффектам необходимо держать под рукой множество специальных панелей, в DRAW применен новый, очень эффективный способ - доступ через панель свойств. Эта панель расширяет возможности интерактивных инструментов, предоставляя органы управления объектами и эффектами.
Если часто выполняются какие-то операции, для которых нет сочетаний клавиш, то в CorelDRAW можно самим их назначить. Те же, что не подходят, можно переопределить. В Illustrator таких возможностей нет, зато в нем и в Photoshop сочетания клавиш для таких операций совпадают, что очень удобно, ведь с Photoshop работают многие. Единственный недостаток в интерфейсе DRAW - это перегруженность окон диалога кнопками и опциями. С одной стороны, это хорошо, так как обеспечивает максимальную настраиваемость, но, с другой, это иногда мешает логически отделить главные параметры настройки от второстепенных.
Чтобы сделать интересный макет, мало иметь только средства создания и редактирования объектов. Современные программы соревнуются в художественности - именно она в значительной степени определяет популярность каждой программы. С помощью DRAW изображение можно сделать гораздо более естественным. Illustrator в этом сильно проигрывает.
Отличие между Illustrator и DRAW в скорости выполнения операций незначительно, причем одни операции DRAW делает поскорее, а в других отстает, так что сказать, что одна программа быстрее другой, нельзя.
В работе с текстом возможности обеих программ равны: в каждой имеется набор основных операций по форматированию абзацев и отдельных символов, обтеканию иллюстраций. Однако в DRAW межстрочное расстояние или кернинг текста регулируются быстрее в силу интерактивности этих операций, что позволяет достичь нужного результата намного быстрее. Достаточно удобно в DRAW и манипулировать отдельными буквами в тексте. Кроме того, можно вставить в текст любой другой объект, при этом он будет вести себя как обычная буква.
· Что касается сравнительной характеристики редакторов векторной и растровой графики. Они имеют во многом схожий интерфейс и подобные инструменты создания объектов, но принципы работы с данными инструментами различны. Основное отличие здесь в том, что созданный объект в векторной графике можно впоследствии обрабатывать отдельно, в то время как объект, созданный в растровом редакторе, после снятия выделения перестает существовать обособлено. Документы, созданные в растровом редакторе, очень объемны по размеру и малопригодны для использования их в среде Интернет. Поэтому для создания Web-документов используют чаще всего векторные графические редакторы.
Список использованной литературы
1. Андрианов В. И. Самое главное о… CorelDRAW. - СПб.: Питера, 2004. - 127 с.
2. Анцыпа В.А. Растровые и векторные графические изображения // Информатика и образование. - 2005. - № 7. - С. 56-62.
3. Анцыпа В.А. Растровые и векторные графические изображения // Информатика и образование. - 2005. - № 8. - С. 56-63.
4. Балухта К.В. Учимся рисовать на компьютере. - М.: Эксмо, 2005. - 384 с.
5. Куприянов Н.И. Рисуем на компьютере: Word, Photoshop, CorelDRAW, Flash. - СПб.: Питер, 2005. - 128 с.
6. Семакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ, 2005. - 104 с.
7. Симонович С.В. Специальная информатика: Учебное пособие / Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. - 480 с.
8. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 - 11 классов. - М.: БИНОМ, 2003. - 512 с.
9. Федоров А.В. CorelDRAW. Экспресс-курс. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005. - 400 с.
|