11
Содержание:
1. Назвать основные приспособления к паразитическому образу жизни у плоских и круглых червей. Отметить ароморфозы. Меры профилактики паразитарных болезней.
2. Указать черты сходства и различия членистоногих и кольчатых червей. На чем основано разделение этих типов на классы? Показать значение паукообразных и насекомых в медицине и сельском хозяйстве, назвать методы борьбы с насекомыми-вредителями.
3. Сравнить строение пищеварительной, выделительной и нервной систем у круглых, кольчатых червей и членистоногих. Выделить ароморфозы кольчатых червей и членистоногих.
4. Дать классификацию хордовых. Критерии разделения позвоночных на анамнии и амниоты? Ароморфозы хордовых.
5. Назвать основные направления эволюции животного мира в палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры.
6. Зарисовать цикл развития малярийного плазмодия с обозначениями.
7. Заполнить таблицу №2 «Эволюция кровеносной, дыхательной, нервной и выделительной систем у позвоночных животных».
Список литературы.
1. Назвать основные приспособления к паразитическому образу жизни у плоских и круглых червей. Отметить ароморфозы. Меры профилактики паразитарных болезней
Приспособления к паразитическому образу жизни плоских и круглых червей:
Органы фиксации - присоски.
Размеры - способствуют жизни в организме человека, развитие из яйца внутри организма.
Способ попадания в организм - через яйца на продуктах.
Ароморфозы плоских червей:
Билатеральная симметрия тела; появление мезодермы; развитие систем органов.
Ароморфозы круглых червей:
Профилактика паразитарных болезней.
· Санитарный контроль за питьевой водой (пить кипяченную воду, очищать на очистных сооружениях);
· Проверка мяса на бойнях;
· Механическая чистка овощей и фруктов;
· Качественная кулинарная обработка продуктов питания;
· Выявление и лечение зараженных червями людей и домашних животных.
2. Указать черты сходства и различия членистоногих и кольчатых червей. На чем основано разделение этих типов на классы? Показать значение паукообразных и насекомых в медицине и сельском хозяйстве, назвать методы борьбы с насекомыми-вредителями
Сходство членистоногих и кольчатых червей заключается в таких признаках, как членистость тела, брюшная нервная цепочка, наличие кровеносной системы. Также родство и происхождение от древних кольчатых червей.
Различия их заключается в том, что членистоногие значительно выше по организации, чем кольчатые черви. У них в процессе развития появились отделы тела, членистые конечности, хитиновый покров, органы дыхания, более сложная дыхательная система и органы чувств.
Типы разделяются на классы из-за специфики строения определенного класса. Например: класс ракообразные - развиты 2 пары усиков; паукообразные - слитая головогрудь; насекомые - голова, грудь и брюшко разделены; кольчатые черви - многощетинковые (живут в морях, по бокам тела щетинки) и малощетинковые (обитают в почве).
Значение паукообразных:
Пауки питаются насекомыми, уничтожают большое число вредителей. Сами они служат пищей мелким млекопитающим, птицам, ящерицам. Клещи - паразиты растений, снижают урожайность хлопчатника, зерновых. Амбарный клещ вызывает гибель семян зерновых, делает муку непригодной для использования в пищу.
Чесоточный клещ поселяется на коже человека и вызывает чесотку. Предупредить это заболевание можно содержанием в чистоте предметов домашнего обихода, соблюдением гигиенических правил. Тяжелое заболевание передают кровососущие клещи (таежные и поселковые) - энцефалит, клещевые тифы. Средство защиты - одежда, а профилактика заболевания - прививка.
Насекомые:
Активно участвуют в опылении растений, служат пищей для птиц, летучих мышей и других животных.
Чешуекрылые (бабочки): гусеницы поедают почки и листья плодовых растений; гусеницы древоточцев проделывают глубокие ходы в стволах лесных и плодовых деревьев. Тутовый и дубовый шелкопряд - обрабатывают личинки для получения шелковой ткани.
Двукрылые насекомые: растительноядные насекомые являются вредителями сельскохозяйственных растений, мелкие кровососы наносят ущерб здоровью человека и животноводству (туляремия, сибирская язва, малярия, сонная болезнь и другие, а также яйца паразитических червей).
Перепончатокрылые: опылители растений. Для биологической борьбы с вредителями используются наездники. Среди перепончатокрылых есть и вредители: орехотворки вызывают разрастание ткани и образования на растениях галлов, пилильщики повреждают листву на деревьях. Производят для человека следующие продукты деятельности пчел: пчелиный яд, мед, воск, маточное молочко, прополис и другое.
Методы борьбы.
Механические: раздавливание яиц бабочки-капустницы, уничтожение свекловичного долгоносика в ловчих канавках, яблонного цветоеда после встряхивания на брезент, а непарного шелкопряда - чищением кладок яиц с коры деревьев.
Агротехнический: ранний посев или посадка растений с таким расчетом, чтобы они успели окрепнуть и стать более жесткими ко времени появления вредителей (луковой мухи, свекловичного долгоносика), своевременная и тщательная уборка пшеницы, уничтожение крестоцветных растений.
Химический: опыление и опрыскивание растений ядовитыми веществами.
Биологические: охрана и привлечение насекомоядных птиц, летучих мышей, разведению насекомых - естественных врагов насекомых-вредителей, использование биологических препаратов, вызывающих болезни насекомых.
3. Сравнить строение пищеварительной, выделительной и нервной систем у круглых, кольчатых червей и членистоногих. Выделить ароморфозы кольчатых червей и членистоногих
Сравнение строения систем организма у трех типов животных.
|
Система организма
|
Тип животных
|
|
|
Круглые черви
|
Кольчатые черви
|
Членистоногие
|
|
Пищеварительная
|
Отделы: передний, средний и задний.
Начинается ротовым и заканчивается анальным отверстием.
|
Отделы: передний (рот на брюшной стороне первого сегмента, мускулистая глотка, пищевод), средний (трубчатый желудок) и задний (кишка и анальное отверстие).
|
Отделы: передний, средний, задний. Хорошо развиты пищеварительные железы. Передний отдел характеризуется сложно устроенным ротовым аппаратом.
|
|
Выделительная
|
Представлена кожными железами - видоизмененными протонефридиями.
|
Метанефридии в виде трубочек с воронками (являются сегментарными, по два в каждом сегменте).
|
Метанефридии или мальпигиевы сосуды.
|
|
Нервная
|
Головные узлы (ганглии), окологлоточное кольцо и продольные стволы (развиты спинной и брюшной стволы).
|
Надглоточные и подглоточные нервные узлы и соединяющего их окологлоточного кольца. От него отходит брюшная нервная цепочка - 2 ствола, парные нервные узлы в каждом сегменте и соединяющая их перемычка.
|
Головной нервный узел («головной мозг»), окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки.
|
|
|
Ароморфозы кольчатых червей и членистоногих.
|
Ароморфозы:
|
|
№ п/п
|
Кольчатых червей
|
Членистоногих
|
|
1
|
Наличие органов движения
|
Наружный скелет
|
|
2
|
Появление органов дыхания и замкнутой кровеносной системы
|
Наличие членистых конечностей
|
|
3
|
Вторичная полость тела
|
Поперечнополосатая мускулатура, обособление и специализация мышц
|
|
|
4. Дать классификацию хордовых. Критерии разделения позвоночных на анамнии и амниоты? Ароморфозы хордовых
Тип хордовые.
Подтип бесчерепные Подтип черепные (позвоночные)
Класс Ланцетники Классы
рыбы
низшие земноводные
Хладнокровные
пресмыкающиеся
высшие птицы
млекопитающие Теплокровные
Анамнии, низшие первичноводные животные: круглоротые, рыбы, земноводные. В отличие от амниот, в процессе эмбриогенеза у анамний не возникают зародышевая оболочка -- амнион и особый зародышевый орган -- аллантоис. Связаны в своем существовании с водной средой.
Ароморфозы хордовых: двусторонняя симметрия, вторичный рот и вторичную полость тела.
5. Назвать основные направления эволюции животного мира в палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры
|
Эра
|
Период
|
Направление эволюции
|
|
Палеозойская
|
Кембрийский
|
Расцвет морских беспозвоночных: моллюсков, трилобитов
|
|
|
Ордовикский
|
|
|
|
Силурийский
|
Появление первых позвоночных: многоножек, скорпионов, бескрылых насекомых.
|
|
|
Девонский
|
Бурное развитие рыб и стегоцефалов - первых наземных позвоночных.
|
|
|
Каменноугольный
|
Расцвет земноводных, появление пресмыкающихся и крылатых насекомых.
|
|
|
Пермский
|
Вымирание трилобитов, развитие пресмыкающихся и насекомых, появление звероподобных пресмыкающихся.
|
|
Мезозойская
|
Триасовый
|
Начало расцвета пресмыкающихся, появление настоящих костистых рыб и первых млекопитающих.
|
|
|
Юрский
|
Господство пресмыкающихся. Появление археоптерикса. Расцвет головоногих моллюсков.
|
|
|
Меловой
|
Появление высших млекопитающих и настоящих птиц.
|
|
Кайнозойская
|
Палеоген
|
Расцвет млекопитающих, птиц, насекомых. Появление парапитеков и дриопитеков.
|
|
|
Неоген
|
Господство млекопитающих, птиц, насекомых - появление их разнообразных отрядов.
|
|
|
Антропоген
|
Животный мир принял современный облик.
|
|
|
6. Зарисовать цикл развития малярийного плазмодия с обозначениями
Укус комара (занесение со слюной комара в кровь человека)
печень
шизогония (множественное бесполое размножение)
образовавшиеся формы разрушают эритроциты, выйдя снова в кровь опять разрушают эритроциты
для окончания развития снова должны попасть в организм комара.
7. Заполнить таблицу №2
Эволюция кровеносной, дыхательной, нервной и выделительной систем у позвоночных животных.
|
Класс
|
Строение кровеносной системы
|
Строение дыхательной системы
|
Строение нервной системы
|
Строение выделительной системы
|
Ароморфозы
|
|
Рыбы
|
Замкнутая; один круг кровообращения и двухкамерное сердце.
|
Жабры.
|
ЦНС представлена головным и спинным мозгом. Головной мозг имеет 5 отделов. Развиты органы чувств.
|
Пара туловищных почек.
|
Парные конечности; двухкамерное сердце; деление головного мозга на 5 отделов; наличие внутреннего уха.
|
|
Земноводные
|
Сердце трехкамерное. Два круга кровообращения. По сосудам большого круга течет смешанная кровь, а головной мозг снабжается артериальной кровью.
|
Взрослых животных - легкие; личинок - жабры. Дополнительно в дыхании участвует кожа.
|
Головной мозг состоит из 5 отделов. Передний мозг более крупный, чем у рыб, и разделен на два полушария. Мозжечок развит хуже. Развиты органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания
|
Парные туловищные почки, мочеточники и мочевой пузырь (открывается в клоаку).
|
Появление пятипалой конечности; развитие легких; наличие трехкамерного сердца и двух кругов кровообращения; формирование среднего уха.
|
|
Пресмыкающиеся
|
Сердце трехкамерное, но в желудочке имеется неполная перегородка.
|
Легкие. Представляют собой растяжимые мешки, внутренняя стенка которых имеет сеть перекладин, увеличивающих поверхность.
|
Появление зачатков коры больших полушарий. Хорошо развит мозжечок. Органы чувств приспособлены к наземному образу жизни. Орган слуха состоит из внутреннего уха.
|
Вторичные (тазовые) почки, мочеточники, мочевой пузырь (открывается в клоаку).
|
Формирование грудной клетки; дифференцировка дыхательных путей; появление межжелудочковой перегородки сердца; появление зачатков коры головного мозга; формирование зародышевой оболочки - амниона и скорлуповой оболочки яйца.
|
|
Птицы
|
Два круга кровообращения. Сердце четырехкамерное. Артериальная и венозная кровь разделены.
|
Легкие и воздушные мешки, расположенные между мышцами, органами и в трубчатых костях.
|
Головной мозг имеет 5 отделов. Наиболее развиты мозжечок и большие полушария переднего мозга, обеспечивающие четкую координацию движений и сложное поведение птиц.
|
Тазовые почки. Мочевой пузырь отсутствует. Моча по мочеточнику поступает в клоаку.
|
Полное разделение артериальной и венозной крови, четырехкамерное сердце; наличие терморегуляции.
|
|
Млекопитающие
|
Два круга кровообращения. Сердце четырехкамерное. Артериальная и венозная кровь разделены полностью.
|
Легкие. Имеют альвеолярную структуру. Дыхание обеспечивается движениями грудной клетки (при участии межреберных мышц и диафрагмы.
|
Объемный передний мозг (за счет коры больших полушарий) - высший отдел центральной нервной системы, координирующий работу других отделов мозга и всего организма.
|
Парные тазовые почки. Мочевые пузырь открывается наружу самостоятельным отверстием.
|
Дифференцировка коры головного мозга; наличие матки, живорождение и выкармливание детенышей молоком; совершенство терморегуляции.
|
|
|
Список литературы:
1. Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская, В.М. Стамбровская, «Пособие по Биологии для абитуриентов», 6-е издание. Минск, 1999 год.
2. Ю.И. Полянский «Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений «Общая биология». Москва, 1995 год.
|