ы считаться верховной властью в демократическом государстве.
Многие другие государственные органы, входящие в российскую "систему сдержек и противовесов", не входят ни в одну из трёх традиционных "ветвей власти". Прокуратура, осуществляющая от имени государства надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, парламентские органы финансового контроля вместе с принципиально новым для России институтом власти - Уполномоченным по правам человека (омбудсманом), несмотря на отсутствие организационного единства, выполняют сходные контрольно-надзорные функции и образуют "дополнительную ветвь власти". Однако контрольные и надзорные функции и полномочия осуществляются различными государственными органами, принадлежащим различным "ветвям власти" и, на мой взгляд, недостаточно между ними разграничены, поэтому "контрольно-надзорная власть" в Российском государстве находится в состоянии формирования. Формируются и действуют и другие государственные органы с особым статусом и их системы, обоснованные в качестве "особых ответвлений власти". Конституционная практика так быстро развивается, что любая классификация может оказаться неполной.
Однако утверждение "единства государственной власти", распространение государственных органов с особым статусом, оформление "особых ответвлений" и даже "дополнительных ветвей власти" и другие тенденции развития государственности сами по себе не означают, что надо отказаться от теории разделения властей, поскольку она искажает реальную картину. Она является одним из выдающихся достижений политической и правовой мысли, ею следует руководствоваться при определении системы органов демократического государства. Отрицают принцип разделения властей, как правило, в авторитарных и тоталитарных государствах. Однако необходимо отойти от представлений "жёсткого" разделения властей, учесть конституционную практику современного государства. В угоду догматическому пониманию концепции разделения властей не следует закрывать глаза на реальную ситуацию.
Мне представляется, что принцип разделения властей должен носить прежде всего направляющий, ориентирующий характер. Именно в таком контексте, на мой взгляд, следует понимать статью 10 Конституции РФ и другие конституционные нормы.
Список нормативных актов.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета, 1993, 25 декабря.
2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" // СЗ РФ, 1994, №13, ст.1447.
3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ "О Правительстве РФ" (по состоянию на 31 декабря 1997 года) " // СЗ РФ, 1997, №51, ст.5712, 1998, №1, ст.1.
4. Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ "О референдуме РФ" // СЗ РФ, 1995, № 42, Ст.3921.
5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе РФ" // 1997, №1, ст.1.
6. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ"// СЗ РФ, 1997, № 9, ст.1011.
7. Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ" // СЗ РФ, 2000, № 32, ст.3348.
8. Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-I "О прокуратуре РФ" (по состоянию на 2 января 2000 года, название в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 168-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, №8, ст.366, СЗРФ, 1995, №47, ст.4472, 1999, №7, ст.878, №47, ст.5620, 2000, №2, ст.140, №32, ст.3341
9. Федеральный закон от 11 января 1995 года № 4-ФЗ "О Счётной палате РФ" // СЗ РФ, 1995, №3, ст.167.
10. Федеральный закон от 8 января 1998 года № 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ" // СЗ РФ, 1998, №2, ст.223.
11. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"(по состоянию на 29 июля 2000 года) // СЗ РФ, 1999, №42, ст.5005, 2000, №31, ст.3205.
12. Федеральный закон от 28 августа 1998 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (по состоянию на 4 августа 2000 года) // СЗ РФ, 1995, №35, ст.3506, 1996, №49, ст.5500, 1997, N 12, ст. 1378, 2000, №32, ст.3330.
13. Федеральный закон 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (по состоянию на 30 марта 1999 года) // СЗ РФ, 1997, №38, ст.4339, 1999, №14, ст.1653
14. Закон РФ от 26 июня 1992 года №3132-1 "О статусе судей в РФ" (по состоянию на 17 июля 1999 года) // Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, N 30, ст. 1792; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст. 2399,.
15. Закон РСФСР от 8 июля 1981 года №976 "О судоустройстве РСФСР" (по состоянию на 2 января 2000 года) // Ведомости ВС РСФСР, 1981, №28, ст. 976, 1992, №27, ст. 1560; №30, ст. 1794; 1993, №33, ст. 1313; СЗ РФ, 1994, №32, ст. 3300.
16. Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 года № 1602 "О Государственном совете РФ" // Российская газета, 2000, 5 сентября.
17. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 года №849 "О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе" (по состоянию на 21 июня 2000 года) // СЗ РФ, 2000, №20, ст.2112, №26 ст.2748, №38, ст.3781.
18. Указ Президента РФ от 17 мая 2000 года №867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ, 2000, №21 ст.2168, №39 ст.3856, № 49 ст.4799.
19. Постановление Совета Федерации от 6 февраля 1996 года №42-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания РФ" (вместе с Регламентом, утверждённым Постановлением, по состоянию на 17 мая 2000 года) // СЗ РФ, 1996, №7, ст.655, №16, ст.1774, №27, ст.3204, 1997, №1, ст.45, №5, ст.629, 1998, №1, ст.8, №12, ст.1389, №29, ст.3475, 1999, №6, ст.762, №13,ст.3088, №24, ст.2921, №47, ст.5630.
20. Постановление Государственной Думы от 22 января 1998 года №2134-11-ГД "О Регламенте Государственнной Думы Федерального Собрания РФ" (вместе с Регламентом, принятым Постановлением, по состоянию на 7 июля 2000 года) // СЗ РФ, 1998, №7, ст.801, №16, ст.1828, №26, ст.3048, №30, ст.3699, №44, ст.5441, №52, ст.6348, 1999, №17, ст.2111, №39, ст.4588, №43, ст.5176, №49, ст.5965, №50,ст.6099.
21. Закон города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы". Принят Московской городской Думой 28 июня 1995 года.
Список литературы.
1. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М.Козлова, Л.Л.Попова. - М.: Юрист, 1999. - 728 с.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2001.
3. Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. - М.: Издательство БЕК, 2006. - 408 с.
4. Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". - М., ИНФРА-М-НОРМА, 2007. - 128 с.
5. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов. Отв. ред - д.ю.н. А.В.Иванченко. - М.: Издательство НОРМА, 1999. - 856 с.
6. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - М.: Юристъ, 2003. - 608 с.
7. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е издание, изменённое и дополненное. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М, 2000. - 800 с.
8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд. - М.: Юристъ, 2000. - 520 с.
9. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в юридические вузы./Под редакцией академика О.Е.Кутафина. - 7-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Юристъ, 2000. - 416 с.
10. Погосян Н.Д. Счётная палата Российской Федерации. - М.: Юристъ, 1998. - 304 с.
11. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник / Под ред. А.А.Чувилёва. - М.: Юристъ, 2000. - 400 с.
12. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. Под редакцией Ю.К.Орлова, В.И.Швецова. - М.: "Проспект", 2000. - 320 с.
13. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. - М.: Юристъ, 1999. - 400 с.
14. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт.- М.: Издательство "Зерцало", 1998. - 448 с.
15. Шаблинский И.Г. Пределы власти. Борьба за российскую конституцион-ную реформу (1989-1995 гг.).- М., 1997.
16. Шутов А.Ю. Политический процесс. - М., 2004............
Страницы: 1 | 2 | [3] |
|