3
3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
государственное образовательное учреждение
Московский государственный индустриальный университет
На правах рукописи
ТАГАНОВА Нина Валентиновна
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА
Специальность: 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством
Специализация: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата экономических наук
научный руководитель: д.э.н., доцент
Семенова Алла Анатольевна
Москва - 2007 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………….………….....4
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА…………………………………………………………………...10
1.1. Теория инноваций и инновационного потенциала научной деятельности………………………………...…………………………..……….10
1.2. Инновационный потенциал научной деятельности в системе категорий рыночной экономики: исторический и международный аспекты..…………36
1.3. Роль инновационного потенциала научной деятельности в университетском комплексе на современном этапе…………........................46
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1………..………………………………………………....52
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА …………………...53
2.1. Формирование инвестиционных условий и тенденции развития инновационного потенциала в научной деятельности университетского комплекса……………………………...…………….…………….……............53
2.2. Оценка влияния масштаба университетского комплекса на его инновационный потенциал научной деятельности …………………...........72
2.3. Воздействие организационных факторов на инновационный научной деятельности университетского комплекса…………………….................…84
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2……………………………...……………....................92
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА……………….…………..................93
3.1. Выявление современных методов оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса и их классификации…………………………………………...………………….…93
3.2. Совершенствование методики количественной оценки резервов повышения эффективности инновационного потенциала в научной деятельности…………………………………………………….………...……120
3.3. Реализация современных методов оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса………………………..143
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3……………………………..….................................163
Заключение……………………………………………….…………….………164
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Перспективы прикладной науки и образования в России непрерывно связаны с их коммерциализацией, т.е. с инновационной деятельностью. Инновационная научная деятельность является внешним проявлением структурных комплексных преобразований внутри научных организаций и в учебных заведениях. Данное в первую очередь относится к инновационному потенциалу научной деятельности университетских комплексов, где прикладная наука выступает производительной силой при условии интеграции с производством, определяет направление поиска организационных форм и современных моделей управления процессом внедрения результатов научных разработок, адекватных рыночно-ориентированной экономике. Поэтому в настоящее время повышается роль вузов в формировании инновационного пути развития отечественной экономики, где отдельно следует выделить форму интеграции науки и производства в университетских комплексах.
Значение инновационного потенциала научной школы в образовательном процессе университетского комплекса в современных рыночных условиях постоянно возрастает. Следует отметить, что составляющие инновационной экономики - новые научные знания, высокие технологии и высококвалифицированные специалисты стали объектами особого внимания государственных структур, определяющих экономическое развитие страны.
Упор на конкурентоспособность, инноватику и эффективность _ важнейшая составная часть современной политики государства, на что неоднократно указывалось в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ. Еще в Послании на 2001 год В.В. Путиным была поставлена стратегическая задача перехода к инновационному развитию: «Мы проигрываем в конкуренции на мировом рынке, все более и более ориентирующимся на инновационные сектора, на новую экономику - экономику знаний и технологий».
Правительство в последние годы активизирует инновационную политику: в федеральном бюджете в 2006 году формируется инвестиционный фонд, создаются условия для объединения усилий государства и предпринимательства, поощрения инвестиционной и инновационной деятельности налоговым законодательством.
Цель государственной политики в области развития науки и экономики отечественной промышленности определяется задачами развития инновационной сферы в научной деятельности университетских комплексов, формируя потребность целенаправленной работы по повышению эффективности научных разработок и проектировании методов оценки инновационного потенциала научной деятельности всего университетского комплекса.
В современных университетских комплексах сложился отечественный опыт по формированию сетевых структур, которые обеспечивают высочайшую степень взаимодействия между всеми участниками научной конфедерации, устанавливая теснейшие взаимосвязи между всеми элементами и институтами, КБ, заводами, вузами, обеспечивающими создание инновационного потенциала научного монокомплекса. Поэтому главнейшее условие реализации полного инновационного цикла в научно-технической сфере становиться приоритетным направлением деятельности в высшей школе, особенно инженерного профиля.
Сегодня интеграция по созданию образцов новой техники и технологии определена как сетевая инновационная структура отраслевого характера, а современные университеские комплексы - это образовательные корпорации, способные формировать национальный инновационный потенциал образовательного сообщества, инновационное мышление, инновационную культуру в науке и профессиональном образовании.
Особо выявляется потребность научного исследования условий и факторов развития инновационного потенциала научной деятельности в высших учебных заведениях, прежде всего в университетских комплексах, где «успешно формируются крупные кооперации по созданию образцов новой техники и технологии, на их базе осуществляется целевая подготовка специалистов для сопровождения эксплуатации новой техники в промышленности этой новой техники» (В.Е. Шукшунов).
В настоящее время ощущается недостаток теоретических и методических научных разработок по вопросам совершенствования методов оценки инновационного потенциала научной деятельности университетских комплексов и выявления резервов его повышения.
Поэтому теоретическое обобщение деятельности научных комплексов в инновационной сфере российской экономики и научная разработка методов оценки их инновационного потенциала является актуальным и своевременным научным исследованием, способствующим прогрессивному продвижению финансовых активов в интегрированную систему научно-образовательного сообщества университетского комплекса (ИСНОС УК).
Степень разработанности проблемы. Проблемам инноваций посвящено значительное число научных публикаций. Это связано с превращением инновационного потенциала научной деятельности высшей школы в один из решающих факторов экономического развития.
Исследования, направленные на рассмотрение сущности инноваций и инновационной деятельности, разработку стратегии инновационной политики, нашли свое отражение в работах зарубежных и отечественных ученых: Абалкина Л.И., Анчишкина А.И., Берлинера Ю.И., Глазьева С.Ю., Дагаева А.А., Долгова В.Г., Друкера П., Клайнкнехта А., Кругликова А.Г., Кулагина А.С., Ланина А.Б., Логинова В.П., Маевского В.И., Опенлендера К., Пригожина А.И., Рудзицкого В.М., Санто Б., Сенчагова В.К., Уотермена Р., Фатхутдинова Р.А., Шумпетера Й., Яковца Ю.В.
Вопросы организации управления, финансирования, оценки экономической эффективности инновационных нововведений исследованы в работах Водачка Л., Клейнера Г.Б., Кузыка Б.Н., Кушлина В.И., Львова Д.С., Мацкуляка И.Д., Мильнера Б.З., Новицкого Н.А., Селезнева А.З., Смирницкого Е.К., Сорокина Д.Е., Спицына А.Т., Твисса Б., Уайта П.
Вместе с тем, следует отметить необходимость разработки направлений научных исследований, связанных с выявлением и использованием резервов и ресурсов инновационного потенциала научной деятельности высшей школы, обеспечивающих повышение эффективности научных разработок и их практическое внедрение. Существующие подходы к решению выше обозначенной проблемы нуждаются в дальнейшем развитии, углублении, систематизации и практической направленности рекомендаций по решению комплекса вопросов, связанных с эффективностью повышения научного потенциала, с учетом условий интеграции научных баз объектов комплекса и их отраслевой направленности.
Цель и задачи исследования. Целью данной работы является раскрытие теоретического содержания инноваций, научное обоснование и разработка теоретико-методологических и методических вопросов управления процессами повышения эффективности инновационного потенциала научной деятельности высшей школы, использования имеющихся у университетского комплекса соответствующих резервов и методов инновационного потенциала университетского комплекса.
В рамках реализации указанной цели в диссертационной работе были поставлены следующие задачи:
- теоретически конкретизировать экономическое содержание инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса;
- уточнить и систематизировать понятийный аппарат и проблем повышения эффективности инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса;
- исследовать положение инновационной сферы университетского комплекса в условиях рыночной системы хозяйствования;
- раскрыть роль и значение резервов повышения эффективности инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса, предложить основные подходы к его классификации;
- предложить направления совершенствования методов оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса;
- определить основные направления и пути реализации имеющихся резервов инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса основе конкретного анализа деятельности всех объектов интеграции;
- разработать методику оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса, а также определить научно-методические подходы, направленные на решение задачи активизации данного процесса.
Объектом исследования является научная интеграция объектов университетского комплекса.
Предметом исследования принципы и методы оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса, а также совокупность экономических, организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе интеграции научных модулей университетского комплекса и повышение эффективности на основе мобилизации резервов в условиях рыночного развития.
Методологическая и информационная база исследования. Методологической базой диссертационного исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, системный подход, диалектический метод. При работе над диссертацией использовались современная научная литература отечественных и зарубежных авторов по проблемам инноваций, общих вопросов научно-технического прогресса, материалы периодической печати, нормативно-правовые документы, данные Госкомстата РФ (Росстата), отчеты по НИР Московского государственного индустриального университета за последние пять лет, данные управления статистики ЮАО, материалы научных и межрегиональных научно-практических конференций, а также материалы, самостоятельно собранные автором непосредственно на базовых предприятиях и научно-исследовательских институтах университетского комплекса. Обработаны статистические и отчетные данные университетских комплексов методами математической статистики, корреляционного анализа.
Научная новизна результатов, полученных лично автором, состоит в уточнении понятийного аппарата и обоснование концептуального метода оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса, а также выявления резервов эффективности внедрения научных разработок в рыночных условиях хозяйствования, что нашло свое отражение в следующем:
- конкретизировано содержание понятий «инновация», «инновационный потенциал», «интеграция научных модулей университетского комплекса» с учетом того, что инновационный потенциал научной деятельности является источником получения экономического эффекта («предпринимательской прибыли») и должна удовлетворять определенную рынком и государством общественную потребность как неотъемлемую составляющую успешного нововведения;
- раскрыты факторы инновационной среды и современных тенденций формирования инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса, высоких рисках и затратах при разработке и внедрении нововведений;
- определена экономическая сущность и конкретизирован состав резервов повышения эффективности инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса на основе системного анализа, что дает возможность развивать рыночный потенциал инновационной деятельности вузовской науки и создает условие для эффективного развития научной базы образовательной среды;
- разработаны основы метода оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса на основе анализа результативности стадий инновационного процесса, которые позволяют регулировать научную деятельность университетского комплекса по системе показателей с использованием общего интегрального критерия;
- предложен механизм повышения эффективности интегрированной научной деятельности университетского комплекса с учетом характера общественной потребности научных проектов, что позволяет еще на ранних стадиях создания нововведения ориентироваться на удовлетворение той или иной общественной потребности в целях достижения определенного коммерческого успеха нововведения;
- разработаны методические рекомендации повышения эффективности интегрированной научной деятельности университетского комплекса, применению ранжирования методов экспертных оценок, с использованием оперограмм по стадиям инновационного цикла, что позволит существенно активизировать инновационный цикл, снизить расход ресурсов и обеспечить экономию на инвестиционных вложениях.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические выводы и обобщения, содержащиеся в диссертации, направлены на дальнейшее развитие экономической теории инноваций, а также на создание теоретической базы для решения вопросов, возникающих в ходе проведения инновационной деятельности в высшей школе. Практическая значимость работы заключается в разработке конкретных рекомендаций и методических положений, направленных на поиск и разработку методов оценки инновационного потенциала университетского комплекса, что будет способствовать созданию в рамках университетского комплекса инновационного механизма, реализующего научно-технические достижения в рыночных условиях.
Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на:
- VII Международной научно-технической конференции «Информационные технологии: наука, техника, технология, образование, здоровье» (Москва, ДАР, 2003);
- IV научно-практической конференции «Современные исследования в области оптимизации экономических процессов» (Москва, МГИУ, 2004);
- Всероссийской научно-практической конференции «Современная Россия: экономика и государство», ГАСИС, (Москва, 14-15 ноября 2003);
- 5-м Всероссийском симпозиуме «Стратегическое планирование и развитие предприятий», секция № 1, ЦЭМИ РАН, (Москва, 2004), на заседаниях Межвузовской научной конференциях ЮНЕСКО «Механизмы внедрения новых направлений науки и технологии в системы образования», г. Москве, май 2005г.;
- У Международной научно-практической конференции, г. Москвы «Молодые ученые - промышленности, науке, технологиям и профессиональному образованию: проблемы и новые решения», июнь 2005г.,
- У1 Международной научно-практической конференции «Участие молодых ученых, инженеров и педагогов в разработке и реализации инновационных технологий», ноябрь 2006 г.;
- Международной научно-практическая конференции «Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения (ЕDО-2006)», декабрь 2006 г.
Публикации. Основное содержание работы отражено в 8 публикациях автора общим объемом более 3.0 п.л.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Полный объем диссертации составляет 180 страниц. Работа содержит … иллюстраций по тексту, … таблиц по тексту, список использованных литературных источников из … наименований. Объем основного текста диссертации составляет … страниц.
ГЛАВА I
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА
1.1. Теория инноваций и инновационного потенциала научной деятельности
Исследование данной проблемы представляется целесообразным начать с характеристики содержания понятия «инновационность экономики», поскольку в современной литературе оно раскрывается неоднозначно, что во многом объясняется различием подходов исследователей этого сложного и многогранного вопроса.
В основе государственной инновационной политики РФ до 2010 г. установленной целью является «перевод научно-промышленного потенциала России на инновационный путь развития, построение экономики, основанной на научных знаниях, которая освободит экономическое развитие страны от экспортно-сырьевой зависимости и обеспечит высокую динамику экономического роста в перерабатывающих отраслях». Иными словами, стратегическая цель государства заключается в уменьшении относительной доли продукции сырьевых отраслей в ВВП (диверсификация производства) и обеспечении технологической безопасности экономики России.
Федеральное правительство участвует на основе, выдачи целевых субсидий, дотаций, исследовательских стипендий в установлении долгосрочных связей между фундаментальной наукой и промышленностью, создает центры инженерных исследований, в которых университетские ученые занимаются проблематикой, представляющей интерес для промышленных компаний.
Научная политика правительства направлена на:
· создание резерва фундаментальных научных идей и способствование подготовке соответствующих специалистов для разработки новых технологий,
· снижение финансового риска научно-технических проектов,
· осуществление посредничества при организации взаимодействия академической и прикладной науки,
· в выправление диспропорций в научной сфере, ликвидацию отставания материально-технической базы науки, развитие информационной базы научных исследований [Кокурин Д.И, 1998]
Инновационность экономики означает переход на интенсивный тип расширенного воспроизводства, в основе которого лежит научно-технический прогресс и инновационная деятельность (ИД) как факторы, обеспечивающие конкурентные преимущества социально-экономических систем. Необходимость развития инновационной составляющей экономики России неоднократно подтверждалась как в трудах российских экономистов, так и официальных документах Правительства РФ, министерств в ведомств. Однако, по оценкам экспертов, Россия тратит на исследования и активизацию инновационной деятельности 1,2 % ВВП, причем более 50 % этой суммы приходится на бюджетные инвестиции, тогда как в США этот показатель составляет 2,6-2,7 % ВВП в год, в странах Европейского Союза, Японии доля расходов на НИОКР составляет от 2,7 % до 3,1 % от ВВП [1].
В нашем исследовании считаем целесообразным обозначить, что многоплановыми были задачи и приоритеты 2006 года направленные на научно-исследовательские работы:
проблема тематического планирования и единого заказ-наряда;
поддержка ведущих научно-педагогических коллективов вузов;
реорганизация системы головных научных советов;
развитие приборной базы в интересах фундаментальных исследований;[ Совещание научно-педагогической общественности системы образования Рссии: «Развитие и планирование научных исследований: основные итоги и новые рубежи» Стриханов М.Н. начальник Управления развития и планирования научных исследований Минобразования России]
развитие системы грантовой поддержки ученых, в том числе на основе долевого участия регионов;
поддержка молодежной политики в науке и развитие НИРС;
развитие исследований в интересах модернизации образования;
формирование федеральной сети высокопрофессиональных научно-образовательных центров и МИОНов;
развитие сотрудничества с администрациями регионов в сфере образования и науки на региональном уровне;
развитие сотрудничества с академическими научными учреждениями в рамках программы «Интеграция» и на другой основе;
совершенствование системы аспирантуры, докторантуры и подготов-ки кадров высшей квалификации;
проблема финансирования исследований с учетом того нового, что мы планировали реализовать в истекшем году. Научный потенциал системы образования представлен в таблице 1.
Таблица 1 Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России
|
Количество высших учебных заведений
|
334
|
|
Количество научных организаций
|
159
|
|
Общая численность работников
|
435153
|
|
Профессорско-преподавательский состав
|
186132
|
|
Научные работники, специалисты, работники сферы научного обслуживания
|
32203
|
|
Доктора наук
|
23128
|
|
Кандидаты наук
|
98184
|
|
|
Далее обратимся к комплексу мер по стимулированию науч-ной, научно-технической и инновационной деятельности, в том числе:
* меры финансовой поддержки научной, научно-технической и ин-новационной деятельности. Итоги финансирования за десятилетний период в относительных единицах доли ВВП и расходной части бюджета приведены на рис.1 и в абсолютных единицах в сопоста-вимых ценах -- на рис. 2. Более крутой наклон на втором рисунке говорит о том, что экономика растет быстрее, чем бюджетные затраты на науку. И это хорошо, потому что только на бюджетные затраты ориентироваться просто невозможно. Перспектива определена Президентом РФ в «Основах...» (в частности, бюджетный рост науки -- 06 раздел бюджетной классификации -- с 39,9 до 46,0 млрд. руб. с 2003 до 2004 г).
Научно-технический потенциал России: финансирование
Рис. 1
Научно-технический потенциал России: финансирование (в постоянных ценах 1991.,млн.руб.)
Рис.2
На рис. 3 представлена структура затрат на науку по годам: с 1991-го по нынешний год. Видно, что от чисто бюджетного финансирования мы отходим, появляется ряд внебюджетных источников: собственные средства, средства фондов, финансирование из реального сектора экономики.
Научно-технический потенциал России:
затраты на ИР по источникам финансирования
Рис.3
Доли затрат на науку по источникам финансирования показывают, что мы стремимся к мировой структуре соотношения бюджетной и внебюджетной части, но достигнем ее еще не скоро. Это станет возможным тогда, когда совершится переход от сырьевого типа нашей экономики к экономике, основанной на знаниях (рис. 4)
Рис. 4
меры по повышению престижа научно-технической деятельности в вузах, безусловно, эти меры могут быть реализованы в широких масштабах;
меры по совершенствованию государственного сектора науки -- оптимизация структуры, повышение эффективности использования бюджетных средств и пр.;
В перечень организаций, выполняющих исследования и разработки, со-гласно действующей статистике, включаются государственные и негосудар-ственные структуры, всего их более четырех тысяч (таблица 1). Очевидно, что структура научно-технического комплекса также нуждается в совершен-ствовании и оптимизации.
Таблица 1. Организации, выполняющие исследования и разработки
|
Год
|
1997
|
1999
|
2001
|
|
Всего
|
4137
|
4089
|
4037
|
|
Государственный сектор
в том числе:
|
1223
|
1221
|
1248
|
|
Академические -- всего
|
804
|
782
|
819
|
|
из них
|
|
|
|
|
РАН
|
443
|
454
|
453
|
|
РАСХН
|
291
|
266
|
300
|
|
РАМН
|
70
|
62
|
66
|
|
Предпринимательский сектор
|
2336
|
2305
|
2213
|
|
|
меры по укреплению материально-технической базы научно-технического комплекса и повышению эффективности использования государственного имущества -- Закон о государственных унитарных предприятиях, ряд других мер;
меры по эффективному использованию результатов научной и научно-технической деятельности -- особенно важное значение имеют вопросы определения правового статуса результатов НИОКР, использования результатов интеллектуальной деятельности;
меры государственного регулирования развития науки и технологий (создание федеральных центров науки и высоких технологий, развитие федеральных целевых программ, важнейшие инновационные проекты государственного значения и пр.).
С позиций научных исследований важно, что продолжается дискуссия в толковании таких понятий, как: «инвестиции», «инвестиционная деятельность», «инвестиционный процесс», «инвестиции производственного назначения» и т.д. На наш взгляд, многими авторами справедливо подчеркивается, что многообразие толкований этих понятий имеет место в силу различных форм их проявления в соответствии с изменяющимися условиями рынка.
Во-первых, инвестиции - это, безусловно, вложение капитала в любую деятельность с целью получения прибыли или другого положительного эффекта. Эта обобщенная формулировка в принципе раскрывает понятие «инвестиции», однако не дает комплексного представления о сложном, многофункциональном, многоцелевом движении материальных и нематериальных активов, трансформирующихся при определенных обстоятельствах в объекты инвестиций. Во-вторых, было бы не точным и не полным определять инвестиции лишь как определенную совокупность затрат в долгосрочной перспективе, ибо затраты эти могут и не носить инвестиционный характер. В-третьих, их нельзя отождествлять с капитальными вложениями и только, хотя оба эти понятия близки по смыслу.
Таким образом, совершенно очевидно, что при всех дефинициях данного понятия, сложно дать точное, емкое и одновременно полное определение инвестиций. Вместе с тем, с позиций теории финансов, инвестиции можно определить как совокупность экономических отношений по поводу привлечения и размещения капитала в инвестиционные проекты, способствующих более динамическому развитию экономики страны и ее социальной сферы. Данная формулировка дана с позиций макроэкономических интересов, поскольку ни одна предложенная ранее не раскрывает полноты инвестиционных процессов, связанных, прежде всего, с финансовыми основами формирования инвестиций, с инновациями, новейшими технологиями, ноу-хау, задающих в конечном итоге более высокие темпы экономического и социального развития страны.
Проведенное исследование показало, что понимание сущности инвестиций не ограничивается их способностью зарабатывать деньги. Например, как в этом случае, относится к венчурным инвестициям, риск которых в условиях нашей страны предопределен. Естественным образом возникает вопрос: для чего государство ищет всевозможные способы привлечения средств предприятий и частных лиц, как самого дешевого источника финансирования любых инвестиционных проектов. В то же время понимание сущности инвестиций важно, но может ограничиться несколькими выводами:
Инвестиции экономические отношения, характеризующиеся особыми способами привлечения и размещения финансового капитала, с целью достижения макроэкономического эффекта.
Инвестиции - долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли и достижения другого положительного эффекта.
Инвестиции - самый доступный и дешевый способ инновационного развития.
В диссертации раскрыта сущность инвестиций через определение инвестиционного рынка и модели инвестиционного процесса, соответствующих закономерностям и особенностям движения современного финансового капитала и социально-экономического развития страны. Инвестиционный рынок, как совокупность инвестиционного спроса и предложения, сбалансированность которых определяется уровнем цен на инвестиции, точен в условиях совершенного рынка, где роль государства как регулятора этих отношений минимальна. Однако данная модель не совсем адаптивна к условиям российской экономики и ее регионам. Исследовав специфику современного развития российской экономики и ее регионов, нами сделан вывод о том, что инвестиционный рынок следует определять еще и по функциональному признаку. В таком ракурсе инвестиционный рынок представляет собой совокупность различных способов (бюджетных, кредитных, фондовых) привлечения инвестиционных ресурсов с целью достижения положительного эффекта на макро и микро-уровнях.
Инвестиционный рынок в России может быть представлен в настоящее время только с позиций данного определения, поскольку находится еще на стадии формирования. В этой связи в работе усилены акценты на роли, формах и границах государственного финансового вмешательства в инвестиционный процесс. Модели инвестиционного процесса, схожие по сущности (совокупность движения инвестиций различных форм и уровней), могут отличаться по формам, структуре в зависимости от приоритетов и целей проводимой экономической политики. В диссертации аргументируется, что различную систему хозяйствования, соответствующую определенному этапу развития, эти модели могут отражать (планово-распределительную, рыночную, смешанную).
В настоящее время инвестиционный процесс в России предполагает использование смешанных форм привлечения инвестиций. В этой связи его модель должна отражать, прежде всего, государственные интересы в области развития отраслей, как перспективных источников и потребителей инвестиций, а также способствовать решению социальных задач в рамках целостного государства. В этой связи государству необходимо четко опре-делить приоритеты, методы, формы и границы своего финансового и иного вмешательства в инвестиционный процесс, установить жесткий контроль за исполнением инвестиционных проектов, финансируемых полностью или частично из бюджетных средств, обеспечить гарантии (страховые, кре-дитные, налоговые, административные) для частных инвесторов. Вместе с тем необходимо развивать и рыночный сектор привлеченных инвестиций посредством расширения функций и статуса финансовых инвестиционных институтов, закрепленных законодательно. Эффективной может считать-ся та модель инвестиционного процесса, которая отражает совокупность интересов всех субъектов инвестиционной деятельности на определенном этапе развития общества.
Перейдём к анализу понятия «инновация», которое появилось в научных исследованиях в XIX веке и первоначально означало проникновение некоторых элементов одной культуры в другую (обычаев, способов организации жизнедеятельности, в том числе производства).
В современной литературе весьма распространенным является двоякое толкование сущности инновации. Так, например, по мнению Д.М. Гвишиани и В.И. Громека, нововведение, с одной стороны, «есть процесс доведения технического изобретения до стадии практического использования, когда оно начинает давать экономический эффект», а с другой стороны - «конечный результат этого процесса, т.е. изобретение, доведенное до стадии коммерческого использования продукта или товара, появившегося в результате процесса нововведения в первом значении этого понятия»[19, С. 5].
Инновации есть результат деятельности по обновлению, то есть преобразованию предыдущей деятельности, приводящему к замене одних элементов на другие либо дополнению уже имеющихся новыми. Подобная деятельность имеет общие закономерности: определяются цели изменения, разрабатывается новшество, испытывается, осваивается производством, распространяется и, наконец, «отмирает», исчерпываясь физически или морально. При преодолении инерции сложившегося порядка почти всегда возникает проблема последствий - ожидаемых, желаемых и вредных.
Так, Е. Дихтль и Х. Хершген утверждают, что под «инновацией понимается ввод новых продуктов, причем следует различать подлинно инновационные продукты и новые лишь в производственной программе данного предпринимателя. Подлинные инновации предполагают новое решение потребительской проблемы или удовлетворяют потребность, для которой раньше не было товара....» [36 ,С. 58-59].
Весьма распространенным является определение инновации как «процесса внедрения новых продуктов, услуг и производственных процессов» [101, С. 21]. В этом отношении характерным является суждение В. Кингстона о том, что инновация - «это процесс преобразования новой идеи или изобретения в социально значимую продукцию, обладающую принципиально новыми технико-экономическими показателями или преобразование идей в конкретные предметы» [43, С. 18].
Исследуя «большие циклы» (на западе их называют «длинные волны»), Н.Д. Кондратьев пришел к выводу, что такие циклы образуются от каждого базового нововведения и представляют собой множество вторичных совершенствующих нововведений. Его теория позволила увидеть возможность ускоренного преодоления очередного циклического кризиса в экономике посредством внедрения радикальных технико-экономических инноваций.
Основной недостаток подобного подхода к трактовке инноваций состоит в том, что их ассоциируют с процессом освоения новой продукции или технологии, не учитывая происходящие изменения в социально-экономической сфере. Между тем, их значение постоянно возрастает в силу того, что сами улучшения в технической базе производства в значительной мере определяются качеством организации и управления деятельностью промышленного предприятия.
Аналогичное суждение высказывает Л.С. Бляхман, который рассматривает нововведение (техническое, технологическое, организационное, социально- экономическое) как «целенаправленное изменение сознательно вносимое в процесс воспроизводства для лучшего удовлетворения имеющейся или формирования новой общественной потребности. Под нововведением имеется в виду процесс его создания, освоения, распространения, а результат - новые изделия, технологии, формы и методы организации производства, труда и управления, приносящие социально-экономический эффект» [14, С. 3].
По определению Н.И. Лапина, нововведение или инновация - это «комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой (или для лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности; одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той социальной и вещественной сфере, в которой совершается его жизненный цикл» [71, С. 150].
Двойственность трактовки термина «инновация» приводит к смещению понятий, что затрудняет процесс целеполагания. Это, в свою очередь, влечет за собой разные подходы к пониманию эффективности инновационной деятельности. Поэтому, на наш взгляд, необходимо четкое разграничение понятий.
В то же время многие исследователи полагают, что инновации следует рассматривать как изменение состояния того или иного объекта (системы). Впервые такой подход к определению инновации предложил И. Шумпетер, который ввел в научный оборот понятие «осуществление 11 новых комбинаций». Согласно И. Шумпетеру, новые комбинации представляют собой изменение производства и рынка и осуществляются в следующих случаях:
- производство нового, т.е. еще не известного потребителям блага, или создание нового качества того или иного блага;
- использование нового, т.е. в данной отрасли промышленности практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться даже в новом способе коммерческого использования существующего товара;
- освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;
- приобретение нового источника сырья или полуфабрикатов независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще просто только предстояло создать;
- выполнение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения или подрыв монопольного положения другого предприятия» [154, С. 169].
Схожее суждение о сущности инновации, как процесса изменения, высказывается рядом специалистов в области инноваций. В частности, Л. Водачек и О. Водачкова инновацией считают «целевое изменение в функционировании предприятия как системы» [17, С. 23]. Аналогичной точки зрения придерживаются и другие авторы. Так, например, Ю.В. Яковец утверждает, что инновация есть «качественные изменения в производстве» [161, С. 95].
А.И. Пригожин определяет инновации как «...такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организацию, население, общество и т.д.) новые относительно стабильные элементы... Нововведение - процесс, т.е. переход некоторой системы из одного состояния в другое» [114, С. 29].
Ряд экономистов под инновацией понимают «прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера» [81, С. 160].
Отражая главный признак нововведения - перевод научно-технических знаний в русло практического использования - сторонники формулировки определения инновации подобным образом, на наш взгляд, не учитывают должным образом другую составляющую нововведения - удовлетворение определенной общественной потребности. Так, исходя из этой формулировки, инновацией можно считать любые действия, приносящие прибыль.
Таким образом, определяя содержание инновации, следует исходить из того, что, с одной стороны, ее целью является удовлетворение общественной потребности, а с другой стороны, она является средством, использование которого дает возможность получить определенный экономический эффект.
В этой связи можно утверждать, что инновация - это новшество (продукт, услуги, технология), внедренное в деятельность промышленного предприятия с целью получения определенного экономического эффекта на основе удовлетворения определенной общественной потребности.
Именно успешное сочетание лучшего решения потребительской проблемы с возможностью получения определенного эффекта инициатором использования идеи, изобретения, решения позволяет говорить о появлении нововведения.
По своему инновационному потенциалу нововведения могут быть трёх видов:
· радикальные (базовые), то есть принципиально новые технологии, виды продукции, методы управления;
· комбинаторные, предполагающие использование различных сочетаний факторов производства;
· модифицирующие, связанные с улучшением, дополнением базовых конструкций продукта, принципов и форм хозяйственной деятельности
Центральной задачей управления процессом нововведений становится поиск рационального сочетания их технологического и экономического потенциалов, обусловливающего предельное сокращение удельных издержек производства, обращения и потребления
Мы согласны с утверждением появления радикальных нововведений в меньшей степени, чем эволюционных, связано с потребностями рынка, поскольку спрос на них не определен в силу отсутствия в момент появления рыночных ожиданий [Кокурин Д.И, 1998]
Уровень инновационности экономической среды зависит от многих факторов, основными из которых являются накопленный интеллектуальный потенциал, соответствующая нормативно-законодательная база и институциональная основа, наличие инвестиционных ресурсов рискового характера (венчурного типа) [2]. Однако механизм системного использования научных разработок для управления научно-образовательного комплекса (НОК) в России еще не сложился.
Отечественные НОК, по-видимому, не может быть в ближайшие годы источником инновационного рывка из-за отсутствия финансовых ресурсов, структуры управления и сопровождения инновационной деятельности, ориентации на экстенсивную стратегию развития и ценовую конкуренцию. Таким образом, в ближайшее время центрами системной интеграции инновационной активности в России могут быть интеграция систем вузовской, академической науки и промышленных модулей в единый корпоративный научно-образовательный комплекс, которые в настоящее время получили широкое распространение в научно-университетском комплексе.
Исходя из того, что современное промышленное производство вышло на тот уровень развития, когда дальнейшее повышение его эффективности невозможно без использования соответствующих научных знаний, видится правомерным включение в первоначальные стадии инновационного процесса совокупности работ, связанных с проведением научных исследований. Соответственно, конечная стадия инновационного процесса обусловлена получением результата - инновации, т.е. заканчивается с внесением изменения в деятельность корпоративного научно-образовательного комплекса. В целом структуру инновационного процесса можно представить в следующем виде: фундаментальные исследования, прикладные исследования, опытно-конструкторские работы, внедрение новшества (освоение в производстве), выход на рынок.
Рассмотрим общетеоретический подход данного объединения в российских регионах на наш взгляд роль вузов в построении региональной инновационной системы связана с развитием следующих направлений деятельности:
· воспроизводство научно-технического (интеллектуального) потенциала, необходимого для разработки и коммерциализации инноваций;
· производство инновационной продукции и услуг собственными силами;
· инкубирование и генерация предприятий малого наукоемкого бизнеса, связанных с вузом;
· формирование инновационной инфраструктуры, обслуживающей потребности региональной инновационной системы;
· подготовка кадров для корпоративных НОК;
· формирование инновационной культуры в бизнес-среде НОК.
Следует отметить, что активность вузов в развитии всех вышеуказанных видов деятельности позволит сформировать центры инновационной активности региона и институциональную основу региональной инновационной системы.
Одной из форм организации и ведения инновационной деятельности является в настоящее время модель создания корпоративных научно-инновационных комплексов (КНИК). Однако определение приоритетов научно-инновационной деятельности (НИД) вуза как части социально-экономической среды территории невозможно без решения двух первоочередных задач управления:
· Построение алгоритмов управления КНИК (инновации в научно-технической и образовательной сфере);
· Разработка системы индикаторов, оценочных показателей и способов их определения как основы получения информации для принятия обоснованных решений в области государственной инновационной политики и разработки инновационных стратегий вуза.
На сегодня эта задача не решена, что затрудняет разработку научно обоснованных предложений и решений по активизации инновационной деятельности высшей школы России. Накопленный вузами инновационный потенциал требует структурирования, вузовского содержания и поиска новых форм организации научной деятельности. Таким видом новой формы может быть КНИК.
Инновацию мы рассматриваем как результат инновационного процесса, под которым, на наш взгляд, следует понимать совокупность трудовых процессов по разработке, внедрению и практическому использованию изобретений (замыслов, идей) в деятельности корпоративного научно-образовательного комплекса (КНОК).
Одновременно, на наш взгляд, целесообразно рассматривать инновационную деятельность как организацию работ на стадиях инновационного процесса в ходе реализации различных инноваций в рамках определенного КНОК.
По степени новизны инновации можно подразделить на радикальные (базисные) и ординарные (улучшающие). Радикальные (базисные) инновации коренным образом преобразуют возможности удовлетворения общественных потребностей, поскольку их основу составляют принципиально новые научные знания. В отличие от радикальных, ординарные инновации не затрагивают научной первоосновы традиционных способов, приемов и методов удовлетворения общественных потребностей, а совершенствуют их посредством определенных количеств ...........
Страницы: [1] | 2 | 3 | 4 |
|