Содержание
Введение
1. Понятие сущности и классификация партий
2. Регламентация правового статуса и порядка деятельности партий
3. Партийные системы зарубежных стран
Заключение
Литература
Введение
Первоначально политические партии в их современном понимании появились в Европе в период буржуазных революций. Потребность в новом политическом институте была обусловлена самим характером политических перемен. На смену королевскому суверенитету пришел суверенитет народа, произвол абсолютистской власти стал заменяться демократическим народным представительством, т. е. системой власти народа, реализуемой через выборных представителей. Вот тут-то и понадобились политические партии. Логика борьбы за представительские мандаты подтолкнула сторонников различных взглядов объединяться в партии. При этом можно говорить о формировании двух лагерей: тех, кто пытался отстаивать прежние порядки, привилегии монарха и феодалов, с одной стороны, и тех, кто выступал за политические свободы, права человека и равноправие -- с другой. На данном этапе политические партии, естественно, были еще малочисленными и маловлиятельными. Не имея необходимого опыта, они ограничивались вспомогательной ролью, не претендуя на лидерство в политическом процессе.
1. Понятие сущности и классификация партий
Анализ конституционно-правовой структуры власти зарубежных стран невозможен без всестороннего знания роли, места и значения политических партий. Политические партии являются особым институтом. Пронизывая все звенья конституционно-правовой структуры власти, они оказывают решающее воздействие, как на их формирование, так и на их функционирование. Более того, в ряде случаев они способны существенно менять официальный характер взаимоотношений между отдельными ветвями власти, переворачивая последние едва ли ни с ног на голову, позволяя формально подконтрольному органу (например, правительству при парламентской форме правления) контролировать и направлять деятельность контролирующего органа (парламента), модифицируя существующую форму правления.
Без политических партий невозможна ни выработка и формирование национальной политики, ни мобилизация ресурсов на ее осуществление, ни процессы принятия решений по ее реализации, ни обеспечение такой реализации. Более того, без политических партий невозможно обеспечение демократии как таковой, ибо свобода деятельности политических партий -- залог демократии. Активная деятельность политических партий, их открытая конкуренция в борьбе за голоса избирателей, за политические и социальные приоритеты, плюрализм представляемых ими политических курсов и программ, их встречная взаимокритика, уважительное отношение к оппозиции и т.д. и есть основа основ того, что принято называть демократией или народовластием.
Первоначально политические партии в их современном понимании появились в Европе в период буржуазных революций. Потребность в новом политическом институте была обусловлена самим характером политических перемен. На смену королевскому суверенитету пришел суверенитет народа, произвол абсолютистской власти стал заменяться демократическим народным представительством, т. е. системой власти народа, реализуемой через выборных представителей. Вот тут-то и понадобились политические партии. Логика борьбы за представительские мандаты подтолкнула сторонников различных взглядов объединяться в партии. При этом можно говорить о формировании двух лагерей: тех, кто пытался отстаивать прежние порядки, привилегии монарха и феодалов, с одной стороны, и тех, кто выступал за политические свободы, права человека и равноправие -- с другой. На данном этапе политические партии, естественно, были еще малочисленными и маловлиятельными. Не имея необходимого опыта, они ограничивались вспомогательной ролью, не претендуя на лидерство в политическом процессе.
Центр политического спектра традиционно занимают либеральные партии. Суть их позиции -- экономика, основанная на рыночных отношениях при минимальном участии государства. Последнее ни при каких обстоятельствах не должно вмешиваться в сферу экономики, а уж тем более -- диктовать. Рыночные механизмы, по мнению либералов, достаточно эффективны для того, чтобы обеспечить само регуляцию. То же самое касается и гражданского общества в целом -- либералы и здесь не допускают вмешательства, а уж тем более насилия, со стороны государства, полагаясь на институты самого гражданского общества. За государством признается преимущественно одна главная функция -- поддерживать порядок, обеспечивать безопасные условия жизни для граждан, следить за тем, чтобы соблюдался существующий закон.
Левый фланг представлен социал-демократическими партиями. Их позиции диаметрально противоположны позициям консерваторов. Социал-демократы выступают не только за активное вмешательство государства в экономику, но и за его непосредственное участие в экономической деятельности. Исключительно рыночных механизмов для обеспечения сильной и здоровой экономики, по их мнению, недостаточно, не говоря уже о слишком высоких социальных издержках. Экономика должна иметь два взаимодействующих и взаимодополняющих сектора: частный и государственный. Причем национализации, по их мнению, подлежат не только отдельные предприятия, но и целые отрасли промышленности (если они малопривлекательны для частного бизнеса). Именно так, в частности, поступают лейбористы Великобритании, когда оказываются у власти (консерваторы, правда, сменяя их в правительстве, позже все это денационализируют). Благодаря усилиям французских социалистов сегодня до 20% производственных мощностей Франции находится в собственности государства.
Социальные проблемы для социал-демократов являются приоритетными. В данном отношении они также выступают за масштабное участие государства, предлагая финансировать многочисленные социальные программы за счет бюджетных средств. Социальные проблемы при этом безусловно решаются. Сокращается безработица, растет заработная плата, улучшаются условия труда, социальное обеспечение, медицинское обслуживание и т. д. Однако оборотной стороной медали становится неизбежное повышение налогов. Конечно, социал-демократы пытаются и здесь искать более или менее справедливые решения, перенося основную тяжесть налогового бремени на богатых, вводя драконовские поборы на сверхприбыли. Однако предотвратить неизбежные негативные для экономической конъюнктуры последствия высокого налогообложения, в том числе экспорт капиталов из страны, удается далеко не всегда Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Белые львы, 2008. С. 112..
На левом фланге находятся также коммунистические партии. Отличительная черта последних -- принципиально негативное отношение к частной собственности. Это одна из центральных посылок марксистско-ленинской идеологии. Коммунисты выступают за огосударствление экономики, развитие ее на плановых началах. При этом, естественно, решение всех социальных проблем также ложится на плечи государства, т. е. на бюджет. Идеал коммунистов -- гармонично развитое общество, в котором полностью обеспечена социальная справедливость, нет бедных и угнетенных. Общество, в котором каждый работает по способностям и получает по потребностям.
Углубляя анализ, можно использовать дополнительные критерии классификации, в том числе нижеследующие:
Учет методов действия политических партий. На этой основе различаются партии демократические, действующие строго в рамках конституции, соблюдающие "правила игры", с уважением относящиеся к оппозиции (большинство из вышеназванных партий) и партии радикальные, готовые во имя собственных интересов жертвовать демократией, склонные к авантюрам (коммунистические партии). Особую группу составляют экстремистские партии, делающие ставку на силу, используя откровенно противозаконные методы борьбы (террор, путчи, саботаж, захват заложников и т. п.). Радикальные партии, как правило, четко организованы, имеют сильную, хорошо отлаженную структуру, отличаются жесткой дисциплиной, строгим отбором членов, высокими партийными взносами, нередко в их составе (особенно у экстремистов) имеются специальные боевые подразделения для организации силовых акций и т. д. Радикалы и экстремисты имеются как на левом, так и на правом флангах. В числе праворадикальных нередко фигурируют партии неофашистского, националистического, расистского характера. Отношение политических партий к религии. Те из них, которые стремятся активно использовать в своей идеологии постулаты христианства, совмещая их с традиционными ценностями демократии, объединяя граждан на основе общности веры называются конфессиональными (вероисповедными) партиями. Примерами таковых могут быть Христианско-демократический союз Германии, христианско-социальные партии Бельгии и Люксембурга, христианско-демократические партии Италии, ряда латиноамериканских стран и т. д. В Западной Европе бурный рост влияния и авторитета таких партий пришелся на послевоенные годы, когда они выступили инициаторами восстановления ликвидированных фашистами институтов демократии. Сегодня они нередко занимают лидирующие позиции, чему в немалой степени способствует тот факт, что политически они находятся на правом, консервативном, фланге. Правда, среди конфессиональных партий есть и свои "радикалы" -- клерикальные партии, претендующие на контроль (причем не только идеологически, но и реально) как общества, так и государства, институтов власти. В Европе подобные партии в настоящее время практически уже не встречаются (их время прошло), но вот в ряде исламских стран в виде фундаментализма они действуют весьма активно.
Отношение партий к национальной принадлежности граждан. Партии, объединяющие националистически настроенных граждан, составляют особую группу. Националистические партии создаются там, где исторически сложились конфликтные межнациональные ситуации, остающиеся по сегодняшний день фактором политической борьбы. Обычно при этом речь идет об интересах национального меньшинства, настаивающего на удовлетворении своих определяемых национальной спецификой запросов. Примерами подобных партий могут быть Шведская народная партия в Финляндии, Демократических фронт франко фонов Брюсселя в Бельгии, шотландская и уэльская националистические партии в Великобритании и др. В ряде случаев действия националистических партий способны дать практические результаты -- усилия шотландской националистической партии, в частности, привели к созданию в Шотландии в конце 90-х годов своего собственного парламента.
Наконец, нельзя не сказать еще об одной сравнительно новой политической силе в зарубежных странах -- партиях "зеленых". Их специфика -- акцент на требованиях защиты окружающей среды в сочетании с превознесением общедемократических и социальных ценностей. Очевидная актуальность этой идеи обеспечила "зеленым" поддержку среди различных социальных и политических сил -- порой они выступают даже как "антипартийная партия". Сегодня "зеленые" активно действуют во многих зарубежных странах (Германия, Франция, Испания, Нидерланды, США и др.), имея в ряде случаев собственное представительство в парламенте.
2. Регламентация правового статуса и порядка деятельности партий
Правовые формы институциализации политических партий разнообразны. Она осуществляется на различных уровнях, взаимодополняющих и развивающих друг друга. Сегодня статус и порядок деятельности политических партий регламентируется: конституционно; в рамках органических законов; нормами текущего законодательства; в форме судебных решений, затрагивающих конкретные аспекты деятельности партий, создавая тем самым прецеденты, которые являются немаловажным источником конституционного права.
Начало конституционному законодательству о политических партиях было положено в первые послевоенные годы. Именно тогда произошло радикальное изменение статуса партий: они стали конституционно-правовым институтом. Сегодня уже ни одна из вновь принимаемых конституций не обходит партии своим вниманием. При этом на уровне конституции, разумеется, фиксируются лишь главные, принципиальные особенности правового статуса политических партий.
Во-первых, конституция закрепляет место и роль партий в общественно-политической жизни. Важнейшей их функцией признается участие в подготовке и проведении выборов, содействие формированию воли избирателей. "Партии содействуют формированию воли народа" -- сказано, например, в п. 1 ст. 21 Основного закона Германии. Партии способствуют "формированию народной воли и организации политической власти" -- гласит п. 1 ст. 47 португальской Конституции. Впрочем, некоторые конституции ставят вопрос шире, трактуя партии как "основной элемент политической деятельности" (ст. 6 Конституции Испании), фиксируя, что партии "должны служить свободному функционированию демократического режима" (ст. 29 Конституции Греции). Последнее юридически легализует не только предвыборную активность партий, но и их повседневную работу, в том числе в государственных органах.
Во-вторых, конституция закрепляет принцип свободного образования и деятельности партий, как важнейшего критерия демократии (ст. 21 Основного закона Германии, ст. 4 Конституции Франции, ст. 47 Конституции Португалии, ст. 6 Конституции Испании и т. д.). Более того, органы конституционного надзора ряда стран (Верховный суд США в 1968 г., Конституционный совет Франции в 1971 г.) в своих решениях специально подчеркивали, что свобода партийной деятельности является одной из "наиболее ценных свобод" западного общества.
В-третьих, конституция недвусмысленно формулирует условия, при которых политические партии могут пользоваться правом на свободную деятельность, т. е. фиксирует пределы пользования свободой. В качестве таковых указывается на необходимость соблюдать закон, "уважать принцип национального суверенитета и демократии" (ст. 4 Конституции Франции) или "основы свободного демократического порядка" (ст. 21 Основного закона Германии), и, конечно же, партии должны быть сами демократично внутренне организованы Партии и выборы в капиталистическом государстве. -- М., 1980. С. 102..
Причем, что особенно важно, конституция, ставя во главу угла интересы демократии, не допускает произвольные действия властей в отношении ни к одной политической партии. Прекращение или приостановка деятельности какой-либо партии, -- как гласит закон, -- возможна "только в соответствии с мотивированным судебным решением" (ст. 22 Конституции Испании, ст. 12 Конституции Греции, ст. 46 Конституции Португалии). Конституция Германии еще более конкретна, прямо указывая единственный орган, правомочный принимать соответствующие решения -- Федеральный конституционный суд. Мотивируя изложенную позицию законодателя, германский юрист К. Хессе отмечает: "Свободная игра политических сил в условиях демократии должна иметь свои границы, когда противники демократии пытаются средствами демократии ликвидировать саму демократию" Мишин А.А. Указ. соч. С. 98..
Исходные конституционные нормы, предопределяющие общую направленность институциализации политических партий, развиваются и конкретизируются в рамках органического и текущего законодательства.
Органические законы (законы о выборах, регламенты палат парламента и др.), как правило, касаются лишь одного из аспектов деятельности политических партий, имеющего непосредственное отношение к тому институту, которому посвящен данный правовой акт. В качестве примера можно сослаться на шведский Акт о Риксдаге, детально регулирующий все, что связано, в частности, с работой партий в парламенте. Документ подробно устанавливает порядок распределения депутатских мандатов между партиями; процедуру создания партийных групп, их задачи и компетенцию; роль партийных групп в формировании руководящих органов палаты; порядок и формы участия партийных групп в законодательном процессе; обязанность председателя палаты консультироваться с партийными группами по вопросам парламентской процедуры; формы участия партий в выборах различных создаваемых парламентом органов (шведских делегаций Северного Совета, Совета Европы и др.).
Специальные законы (текущее законодательство), напротив, подходят к вопросу широко, стремясь охватить все аспекты жизнедеятельности политических партий. При этом регулируются следующие элементы их правового статуса:
дается трактовка политической партии, определяются ее функции, задачи и общая роль в политической и государственной жизни. Партии есть "объединения граждан, -- записано, в частности, в п. 12 Закона о партиях Германии, -- которые постоянно или в течение длительного времени оказывают влияние на формирование политической воли народа в масштабе Федерации или отдельных земель и имеют намерение содействовать представительству народа в немецком Бундестаге или Ландтаге", благодаря "размеру и прочности их организации, количеству членов и их деятельности на внутриполитической арене". Организации, претендующие на статус политической партии, таким образом, должны помимо прочего обладать известным политическим весом и авторитетом. При этом в задачи политических партий входит: "воспитание граждан, способных взять на себя ответственность перед обществом", содействие их "светскому и политическому образованию"; изучение вопросов национальной и международной политики; критическая оценка действий правительства; участие в работе органов власти, забота о "постоянной живой связи между народом и органами государства"; содействие "осуществлению гражданами политических прав" и развитию политических институтов. Подобная постановка вопроса очевидно ломает традиционный для многих зарубежных специалистов взгляд на политическую партию как на "избирательную машину", делая ее центральным звеном политической и государственной жизни;
закон регулирует условия и порядок регистрации политических партий, причем регистрация является обязательным условием деятельности партии. Для регистрации требуется: определенный минимум членов партии (5 тыс. человек в Португалии, 1, 5 тыс. человек в Швеции и т. д.), большинство из которых должно быть гражданами данной страны; организационная оформленность партии; регулярная отчетность об источниках финансирования (субсидии из-за границы запрещаются); четкость самого названия партии (оно не должно быть похоже на уже имеющиеся, недопустимо использование национальной или религиозной символики) и т. д. Регистрация осуществляется министерством внутренних дел (Испания, Италия, Франция и др.), реже -- министерством юстиции (Бельгия, Нидерланды), иногда Верховным судом (Португалия) или даже налоговым управлением (Швеция); права и обязанности членов; возможные дисциплинарные меры к членам партии; общую структуру партийного аппарата; состав и полномочия руководящих органов; принцип гласности в работе партии; порядок принятия решений на партийных собраниях; сроки их созыва и т. д. Иначе говоря, закон жестко определяет не только общую схему, но и -само содержание важнейших партийных документов;
с особой тщательностью регулируются все вопросы, касающиеся предвыборной деятельности партий. Зачастую фиксируется важнейшая норма -- выдвигать кандидатов на выборах могут только политические партии. Излагается процедура регистрации кандидатов. Регламентируется порядок ведения предвыборной борьбы, в частности, перечисляются допустимые формы рекламно-пропагандистской работы; порядок использования средств массовой информации, опросов общественного мнения; формулируются "правила игры" (требование лояльного отношения к оппонентам, недопустимость оскорблений, махинаций, грязных трюков и др.). Аналогичным образом, т. е. развернуто и совершенно конкретно, регламентируется участие политических партий в функционировании представительных органов власти и в органах местного самоуправления Перегудов С. П., Холодковский К.. Г. Политическая партия: мировой опыт и тенденции развития // Высш.школа. 2003. № 2. С. 11. .
3. Партийные системы зарубежных стран
Партийная система -- важнейший компонент механизма власти. Однако в отличие от самих политических партий, партийная система в демократических странах, как правило, не является и не может являться предметом конституционно-правового регулирования (исключение составляют диктаторские режимы, юридически фиксирующие однопартийность, либо некоторые развивающиеся страны, где закон определяет конкретное число партий и где данное ограничение носит временный, переходный характер). Партийная система -- результат динамики политического процесса. Она создается самой жизнью. Ее специфика складывается под воздействием многих факторов: конкретного соотношения политических сил, исторических традиций и обстоятельств, особенностей национального состава населения, влияния религии и т. д.
Характер партийной системы определяется возможностью и степенью реального участия легально существующих политических партий в формировании государственных органов, прежде всего правительства, а также возможностью воздействия этих партий на выработку и осуществление внутри - и внешнеполитического курса государства. Причем важно не число политических партий вообще, а число и политическая ориентация тех партий, которые реально принимают участие в осуществлении названных функций. С этой точки зрения различают следующие основные разновидности партийных систем: многопартийные, двухпартийные и однопартийные.
Заключение
Возрастание роли политических партий не могло не вызвать изменения в отношении к ним самого государства. Прежде оно, как правило, не вмешивалось в их деятельность, протекавшую в соответствии с конституционными обычаями, сложившейся практикой и традициями. После второй мировой войны государство начало переходить к непосредственной регламентации деятельности партий как части своего механизма. Во многих зарубежных странах было положено начало процессу правового оформления деятельности политических партий или их институциализации.
Для возникновения партий необходим институт политического представительства, в котором в органическом синтезе переплелись две важнейшие идеи представительной демократии: с одной стороны, идея, согласно которой ни один человек не вправе править другим человеком без согласия последнего, и с другой - мысль о том, что, поскольку каждый индивид не в состоянии непосредственно участвовать в управлении государством, интересы различных категорий населения могут быть представлены в системе власти особыми уполномоченными, которым делегированы соответствующие прерогативы и права.
Литература
1. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный левиафан. - М., 1985.
2. Избирательные системы и партии в буржуазном государстве. -- М., 1979.
3. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Белые львы, 2008.
4. Партии и выборы в капиталистическом государстве. -- М., 1980.
5. Перегудов С.П., Холодковский К.Г. Политическая партия: мировой опыт и тенденции развития // Высш. школа, 2003. № 2.
6. Шмачкова Т.В. Мир политических партий // Политические исследования. 2004. № 1-2.
|