й начала XX века, гуманистическое учение Л. В. Толстого, идеология православной мысли (Юркевич, Новицкий и др.).
Наибольшее внимание сегодня привлекает общественно-политическое содержание идей В. С. Соловьева (1853-1900). На протяжении многих лет Соловьев вступал в конфликты с самодержавием, православной церковью, осуждал стремление господствующих классов к обогащению, видя в этом причины многих социальных зол. Соловьев критиковал пороки буржуазных стран Западной Европы, где существует «эксплуатация труда капиталом, производящая пролетариат со всеми его бедствиями…».
Однако политический либерализм Соловьева ограничивался, его социальными теориями, основное место среди которых принадлежит идее «богочеловечества». Люди, считал ученый, враждебны друг другу по своей природе. В основе этой вражды лежит борьба за существование, за поддержание уровня материальной жизни и она не исчезнет, пока человечество не выйдет из естественного состояния и связанных с ним внешних вещественных интересов. В основе нормального общества по его мнению лежит духовный союз, наиболее полно воплощенный в церкви. Все остальные виды общественных отношений служат материальной средой для осуществления божественного начала, представляемого церковью.
Таким образом, видно, что политические идеи в России в конце XIX в., продолжая ранее сложившиеся традиции, развивались многопланово, в разных тео ретических направлениях, создав теоретическую почву для эволю ции общественно-политических взглядов начала XX в.
4.) Политическая мысль XX в.
Политическая мысль начала XX в. в значительной мере испы тала влияние идеи примирения и гармонизации враждующих сил, единения русской интеллигенции и народа на благо России. Многие видные представители русской интеллигенции справедливо предостерегали об опасности нигилистического отношения к христианским духовно-нравственным идеалам. Эти проблемы получили глубокое отражение в философском и общественно-политическом творчестве видных мыслителей Н. Бердяева, С. Булга кова, В. Розанова, С. Франка, П. Флоренского и др.
Идеи ненасилия, всеобщего братства (родства) на основе слияния интеллигенции с народом были развиты в трудах видного русского философа и общественного деятеля Н. Ф. Федорова (1828-1903), который определял социальное устройство как «общее дело», как некое идеальное человеческое объединение, большую семью, тесно связанную узами общих предков и единой судьбой. Идея свободы как основного тезиса либерального движения является основополагающей в творчестве Н. А. Бердяева (1874-1948). Согласно Бердяеву, смысл жизни человека -- творить новое в мире, а творчество есть порыв к свободе, разрушение социальной необходимости.
Видным представителем русской либеральной мысли начала XX века был известный историк и общественный деятель П. Н. Ми люков (1859-1943) -- один из лидеров кадетской партии и родона чальник российского белого движения (им была написана Деклара ция Добровольческой армии).
Разнообразными политическими течениями была представ лена социально-политическая мысль на левом фланге российской демократии: здесь возникали неонароднические партии и течения (эсеры), продолжались и эволюционизировали традиции российско го анархизма в различных идейно-политических проявлениях, про бивала свой политический путь социалистическая идея в формах большевизма и меньшевизма.
Октябрьский переворот 1917 г. и последовавшие за ним траги ческие события русской истории привели к тому, что русская поли тическая мысль начинает развиваться в двух основных сферах -- в российской действительности после за хвата политической власти большевиками (В.И. Ленин, Л.Я. Троцкий, И.В. Сталин), и в условиях зарубежья, где была воз можность сохранения в обстановке освобождения истоков русской науки, ее духовно-нравственных основ. Общественные деятели рус ского зарубежья ставили в своих трудах темы большого социального и духовного звучания -- о роли православия в развитии русской ду ховной культуры, национального самосознания русского народа, о национальной специфике русского на разных этапах революции русского народа. Общественно-поли тическая мысль представителей русского зарубежья после октябрь ского периода начинает вливаться в единый поток духовного становления русского народа, его адаптации в новых условиях тоталитарного режима.
Общественно-политическая мысль Беларуси
В конце IX в. Киевская Русь распалась на удельные земли, среди которых большой вес имели Полоцкое и Туровское княжество. Уже в XII в. появились первые социально-политические мыслители Беларуси.
Евфросиния Полоцкая, выдающаяся просветительница белорусского народа, призывает в церковно-певческом каноне XII в. к миру и согласию, пламенный протест против братоубийственных войн, необходимость объединения восточных земель перед внешней угрозой.
Кирилла Туровский - крупнейший оратор и мыслитель Киевской Руси. Его «Слова» посвящены в основном философско-бытовой проблематике. Ради человека Бог сотворил небо и землю, и солнце и луну, реки и пустыни со всеми обитателями. Защищал слабых и обездоленных. Дает отрицательную оценку тем служителям культа, которые забывают свою духовную миссию и тяготеют только к материальным благам. Участвовал в полемике с монахом Федором («О слепом и храмом»), оказывающего поддержку Андрею Боголюбскому, ставившего своей целью утвердить Владимир новым политическим и культурным центром.
XIII-XIV вв. начинается процесс собирания земель, два центра Литва Миндовга и Московское княжество. Чтобы подтвердить исторические права на белорусские земли русской стороной подготавливается литературно-публицистическое произведение «Сказание о князях владимирских» (подтасовка исторических фактов). Правоту Литовского государства должна была доказать «Хроника» М. Стрийковского.
Объединение белорусских земель в составе Великого княжества литовского означало новый этап развития общественно-политической мысли. «Песня о зубре» М. Гусовского пронизана гуманистическим мировоззрением, демократической направленностью, идеей национального патриотизма. Ф. Скорина в своих произведениях ставил проблему соотношения права и закона, разделял законы на писаные - созданные людьми и неписанные - естественные, прирожденные, вытекающие из природы.
Дальнейшее развитие общественно-политической мысли связано с именами таких политических деятелей сер. XVI-XVII стст. как Андрей Волан, Сымон Будный, Василий Тяпинский, Михаил Литвин, Якуб из Калиновки, связано с созданием политико-правовых документов и статутов ВКЛ.
Два политических направления:
умеренно-гуманистическое
(Ф. Скорина, М. Гусовский, Л. Сапега)
выражали интересы феодальных сословий и мещанства, сознавали необходимость
определенных общественных перемен.
радикально-гуманистическое
(Якуб из Калиновки, Петр из Гонендза)
выражали интересы народных низов, за радикальные социально-политические
перемены
Андрей Волан в трактате «О политической и гражданской свободе» указывает главную цель человека - стремление к свободе. Полемика С. Будного с Якубом из Калиновки: Якуб осуждает правительство поддерживающее разделение общества на богатых и бедных, требует раздачи имущими христианами своих денег бедным, Будный оправдывает существование различных социальных групп, защищает правительство и признает право каждого подданного защищать государственную должность.
Канцлер ВКЛ Лев Сапега определяет понятие «свобода» как неотъемлемое право человека на собственную личную безопасность, свободный религиозный и политический выбор.
Политическая мысль периода Речи Посполитой все больше обращает внимание на идею национального развития. Афанасий Филиппович в книге «История путешествия в Москву» изобразил картину бедственного и бесправного положения белорусского и украинского народов. Стефан Зизаний разработал религиозно-этическое учение, где рассматривал общество как противоборство сил добра и зла. Симеон Полоцкий утверждал необходимость объединения белоруссов, украинцев и русских в виду общей исторической платформы - считал, что национальная религиозная свобода в Беларуси возможна только при влиянии с Востока (Россия).
Политическая мысль Беларуси в период Российской империи приобрела революционно-демократическую направленность. Со второй половины XIX в. на первый план выходит крестьянский вопрос: передача земли в собственность крестьян.
К. Калиновский посвятил свою жизнь освобождению белорусского и литовского крестьянства. Его идеал - крестьянский социализм. Важнейшее положение - освобождение от российского самодержавия и создание демократического государства. Девиз: «Не народ для ўрада, а ўрад для народа».
Ф. Богушевич способствовал оформлению в общественном сознании идею самобытности Беларуси, её народа и её языка.
Революционно-демократические традиции начала ХХ в. предоставлены творчеством Элоизы Пашкевич (Тетки), М. Богдановича, Я. Купалы, Я. Коласа. В 1905-1915 гг. выходит газета «Наша ніва», пропагандирует идею равенства белорусов с другими народами, отстаивала законные их культурные и социальные права. В конце XIX - начале ХХ вв. революционно-демократической традиции противостоял западноруссизм (Иосиф Семашко, Ксенофонт Говорский, Михаил Каялович): не считал Беларусь отдельной страной, не видели возможности её независимого от Польши или России развития.
В период Февральской революции на территории Беларуси сложились три идейно-политических течения:
- революционно-демократическое;
- буржуазно-либеральное;
- монархическо-консервативное;
В декабре 1902 г. создается Белорусская социалистическая громада - БСГ (позднее Белорусская крестянско-рабочая громада - БСРГ), которая ставила перед собой цели ликвидации самодержавия, установления демократической республики, упразднения помещичьего землепользования, права нации на самоопределение, социалистического развития страны.
Падение самодержавия и распад Российской империи способствовал становлению белорусского национального государства. БСРГ занимает национально-демократические позиции (А. и И.Луцевичи, В.Ю. Ластовский, А.И.Цвикевич, А.В. Прушинский и др.). 18-24 октября 1917 г. - съезд воинов-белорусов Западного фронта в Минске, создание Центрального белорусского военного совета, последующая реорганизация Центрального совета белорусских организаций в Большой белорусский совет. 25 марта 1918 г. - создана Белорусская народная республика (БНР), первая попытка национального самоопределения. Победу одержали большевики, курс на федеративное построение общего государства. 1 января 1918 г. провозглашена БССР (возглавил Д.Ф. Жилунович - Тишка Гартный), которая позже вошла в состав СССР.
Семидесятилетнее развитие Беларуси в составе СССР оставило особую страницу в её истории. 27 июля 1990 г. сессия Верховного Совета БССР провозгласили государственный суверенитет страны.
По сей день существует два подхода в воззрениях на Беларусь: национально-белорусский и западнорусский. С одной стороны, белорусы - самобытный народ, с другой одна из трех славянорусских этнических ветвей. Приверженцы национальной самобытности настаивают на свертывании её отношений с Россией, др. часть - за союз с Россией.
С 90-х гг. новый этап развития государственности Беларуси: усиление роли и места нашего государства в мировом сообществе, становление демократического общественного устройства.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Мельник В.А. Политология. Мн. 2002 г.
2.Кошарный В.П. Из истории социально-политической мысли от античных идей к со циально-политическим теориям начала XX в. //Социально-политический журнал. 1992. №6-7.
3.Краснов Б. И. Введение в историю политической мысли //Социально-политический журнал. 1995. № 2. ...........
Страницы: 1 | [2] |
|