ллургической, топливно-энергетической, легкой промышленности); поддержка малого предпринимательства как для создания рабочих мест, в том числе на селе, так и для развития инфраструктуры военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий градообразующих организаций; разработка механизмов взаимодействия субъектов социального партнерства; развитие социально планирования в организациях; создание консультационных пунктов на предприятиях, где предусмотрено высвобождение работников и др.
Концепция предполагает комплекс мер по развитию региональных рынков труда.
Здесь предусмотрены территориальные программы содействия занятости. Так, выделена необходимость осуществления ряда мер по повышению занятости на Северном Кавказе; поставлена задача дополнительного инвестирования местных учебных заведений силами отдельных хозяйственных организаций; говорится о необходимости разработки специальных программ занятости для территорий с градообразующими предприятиями, о развитии местных инициатив по поддержанию занятости.
Проблема регулирования трудовой миграции также выделена в отдельное направление деятельности правительства РФ. Среди мероприятий этого направления следовало бы подчеркнуть довольно четко обозначенную приоритетность предоставления рабочих мест, прежде всего, российским гражданам и актуальность легализации мигрантов.
В направлении содействия гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на первое место выдвинута задача точного учета безработных по отдельным группам и категориям для реализации принципа адресности в работе служб занятости; предусматривается также разработка специальных программ трудоустройства наименее защищенных групп граждан.
В области оптимизации служб занятости поставлена задача развития системы информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечения доступной информации для клиентов этих служб.
В целом данная Концепция представляет собой шаг вперед по сравнению с аналогичными предыдущими документами Правительства Российской Федерации.
Заключение
В данной работе был проведен подробный теоретический анализ социально-экономической сущности безработицы, рассмотрены отличительные особенности безработицы на российском рынке труда, сформулированы возможные способы снижения безработицы.
Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы.
Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени.
Безработица имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д., ведь люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую.
Особое внимание в работе уделялось исследованию конкретных методов снижения безработицы в стране, таких, как стимулирование малого бизнеса и самозанятости, обеспечение профессионального обучения и переподготовки работников, поддержка социально уязвимых групп населения на рынке труда.
Проведенная работа дает возможность сделать ряд выводов.
Разработка основных направлений, путей и методов сокращения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление тех ее форм и видов, которые наносят наибольший экономический и социальный ущерб личности, обществу, препятствуют стабилизации экономики страны.
Подобный анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения безработицы на сегодняшний день являются активизация государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением экономического климата в стране.
Новая активная политика на рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.
Крайне важно корректировать общую направленность государственной политики занятости Российской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив региональных рынков труда.
В этом процессе необходимо учитывать уже существующий в России, хотя и не очень успешный, опыт профилактики и защиты от безработицы.
Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан. Таким образом, комплексный подход к системе занятости, мерам ее регулирования и социальной защите населения, на мой взгляд, позволит смягчить социальную напряженность в сфере трудовых отношений.
Список использованной литературы
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Юрайт, 2006. - 391 с.
2. Власова В.М. Стабилизация занятости в условиях рынка. - С-Пб.: Питер. - 2004. - 186 с.
3. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. - С-Пб.: Питер, 2004. - 480 с.
4. Ефимова Е.Г. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах. - М.: Флинта, 2003. - 156 с.
5. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реконструктуризации. - М.: ГУ ВШЭ, 2001. - 309
6. Львова Ю.А. Современные тенденции на рынке труда // Справочник кадровика. - 2004. - №10. - С.21-27.
7. Малева Т.М. Государственная и корпоративная политика занятости. - М.: Инфа-М, 2000. - 179 с.
8. Октябрьский П.Я. Статистика: Учебник. - М.: Проспект, 2006. - 328с.
9. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. - М.: РАГС, 2004. - 384 с.
10. Российская газета. 14.05.2003. №89(3203)
11. Российский статистический ежегодник, 2006. Стат. Сборник/Госкомстат России. - М., 2006. - 806 с.
12. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес - школ. - М.: ЭКСМО, 2005. - 448 с.
Приложения
Таблица 1 - Динамика безработицы Октябрьский П.Я. Статистика: Учебник. - М.: Проспект, 2006. - 328с.
|
|
Всего за год
|
Январь
|
Февраль
|
Март
|
Апрель
|
Май
|
Июнь
|
Июль
|
Август
|
Сентябрь
|
Октябрь
|
Ноябрь
|
Декабрь
|
|
Общая численность безработных, млн. чел.
|
|
1999
|
9,3
|
10,0
|
10,4
|
10,0
|
9,6
|
9,1
|
8,8
|
8,7
|
8,7
|
8,7
|
8,9
|
9,1
|
8,9
|
|
2000
|
7,5
|
8,7
|
8,6
|
8,2
|
7,8
|
7,4
|
7,3
|
7,2
|
7,1
|
7,1
|
7,0
|
7,0
|
7,0
|
|
2001
|
6,4
|
7,1
|
7,1
|
6,8
|
6,4
|
6,1
|
6,1
|
6,1
|
6,1
|
6,2
|
6,3
|
6,3
|
6,2
|
|
2002
|
5,8
|
6,1
|
6,0
|
5,9
|
5,8
|
5,6
|
5,5
|
5,4
|
5,3
|
5,7
|
6,0
|
6,3
|
6,5
|
|
2003
|
6,2
|
6,6
|
6,8
|
6,5
|
6,3
|
6,1
|
6,0
|
6,0
|
6,0
|
6,0
|
6,0
|
6,0
|
6,3
|
|
2004
|
5,9
|
6,6
|
6,9
|
6,5
|
6,0
|
5,6
|
5,5
|
5,5
|
5,4
|
5,5
|
5,6
|
6,0
|
6,2
|
|
|
Таблица 2 - Экономически активное и экономически неактивное население в возрасте 15-72 лет, тыс. чел.1
|
Год
|
Из их числа
|
|
|
мужчин
|
женщин
|
городское
|
сельское
|
|
2000
|
3780,5
|
3218,6
|
5142,7
|
1856,4
|
|
2001
|
3410,8
|
2892,6
|
4460
|
1843,4
|
|
2002
|
3322,2
|
2831,3
|
4214,9
|
1938,6
|
|
2003
|
3007,4
|
2675,9
|
3812,4
|
1870,9
|
|
2004
|
2902
|
2873,2
|
3898,6
|
1876,6
|
|
2005
|
2725
|
2538
|
3389
|
1874
|
|
|
Таблица 3 - Уровень безработицы по уровню образования в % Российский статистический ежегодник, 2006. Стат. Сборник/Госкомстат России. М., 2006. - 806 с.
|
Год
|
Высшее профессиональное
|
Неполное высшее профессиональное
|
Среднее профессиональное
|
Начальное профессиональное
|
Среднее (полное) общее
|
Основное общее
|
Начальное общее; не имеют начального общего
|
|
2000
|
11,0
|
4,2
|
22,7
|
13,5
|
32,8
|
13,7
|
2,1
|
|
2002
|
10,4
|
2,8
|
24,4
|
12,4
|
34,9
|
13,9
|
1,2
|
|
2003
|
11,2
|
2,7
|
20,7
|
16,2
|
33,7
|
14,1
|
1,4
|
|
2004
|
10,9
|
2,7
|
20,5
|
18,3
|
33,1
|
13,5
|
1,1
|
|
2005
|
10,1
|
2,9
|
18,8
|
18,3
|
32,4
|
16,4
|
1,1
|
|
2006
|
10,7
|
2,1
|
17,3
|
17,6
|
37,0
|
13,5
|
1,8
|
|
|
Таблица 4 - Динамика потерь производства ВВП России от безработицы1
|
Годы
|
ВВП
в ценах
1990 г.
|
Численность
занятых
|
Среднегодовая
выработка
на 1 занятого
|
Численность безработных
(за исключением естественной
безработицы)
|
Потери ВВП от безработицы
|
|
|
|
|
|
|
По формуле А.Оукена
(коэффициент - 2,5)
|
С учетом выработки
на 1 работника
|
|
|
млрд. руб.
|
млн. чел.
|
тыс. руб.
|
млн. чел.
|
млрд. руб.
|
в %
|
млрд. руб.
|
в %
|
|
1995
|
389,8
|
60,0
|
6,5
|
3,3
|
46,6
|
12,0
|
21,2
|
5,4
|
|
1997
|
370,7
|
58,4
|
6,3
|
3,6
|
49,5
|
13,4
|
22,8
|
6,2
|
|
1999
|
390,8
|
63,1
|
6,2
|
4,2
|
57,0
|
14,6
|
26,1
|
6,4
|
|
2001
|
423,2
|
64,5
|
6,6
|
3,3
|
48,6
|
11,5
|
21,5
|
5,1
|
|
2004
|
444,3
|
64,4
|
6,9
|
3,2
|
48,8
|
11,0
|
22,4
|
5,0
|
|
|
Таблица 5 - Основные показатели деятельности органов службы занятости по Российской Федерации за январь-август 2005 года Российский статистический ежегодник, 2006. Стат. Сборник/Госкомстат России. М., 2006. - 806 с.
|
№ п/п
|
Показатели
|
Январь-август
|
2005г. В % 2004г.
|
|
|
|
2005г.
|
2004г.
|
|
|
1
|
Численность обратившихся в поисках работы (тыс. человек)
|
4470
|
4528
|
98,7
|
|
2
|
Численность признанных безработными (тыс. человек)
|
2187
|
1959
|
111,6
|
|
3
|
Численность нашедших работу при содействии органов службы занятости (тыс. человек)
|
2928
|
3099
|
94,5
|
|
4
|
Численность граждан, принимающих участие в общественных работах (тыс. человек)
|
389
|
498
|
78,2
|
|
5
|
Численность граждан, проходивших обучение по направлению службы занятости (тыс. человек)
|
237
|
280
|
84,7
|
|
6
|
Численность безработных граждан, оформленных на досрочную пенсию (тыс. человек)
|
23,3
|
21,6
|
108,0
|
|
7
|
Численность безработных, состоящих на учете в службе занятости на конец отчетного периода (тыс. человек)
|
1766
|
1607
|
109,9
|
|
8
|
Доля безработных, получающих пособие по безработице на конец отчетного периода (тыс. человек)
|
83,3
|
81,4
|
-
|
|
9
|
Потребность в работниках, заявленная в органы службы занятости на конец отчетного периода (тыс. человек)
|
1048
|
1021
|
102,7
|
|
10
|
Уровень регистрируемой безработицы на конец отчетного периода (%)
|
2,4
|
2,2
|
-
|
|
11
|
Средняя продолжительность безработицы на конец июня (месяц)
|
5,8
|
6,6
|
-
|
|
12
|
Доля безработных, состоящих на учете более года (на конец июня) (%)
|
12,2
|
20,4
|
-
|
|
|
Таблица 6 - Распределение численности безработных по возрастным группам (в процентах к итогу) Октябрьский П.Я. Статистика: Учебник. - М.: Проспект, 2006. - 328с.
|
Год
|
Количество безработных (%)
|
Средний возраст безработных (лет)
|
|
|
до 20
|
20-24
|
25-29
|
30-34
|
35-39
|
40-44
|
45-49
|
50-54
|
55-59
|
62-72
|
|
|
1992
|
16,8
|
19
|
12,7
|
12,5
|
10,9
|
8,4
|
4,6
|
5,8
|
4,6
|
4,6
|
32,7
|
|
1995
|
11,1
|
18,3
|
14,1
|
13
|
14,2
|
11,3
|
9
|
3,5
|
3,9
|
1,6
|
33,2
|
|
1996
|
10,3
|
18
|
12,9
|
13,7
|
14,1
|
12,1
|
9,4
|
3,7
|
4,2
|
1,6
|
33,7
|
|
1997
|
9,2
|
17,4
|
12,7
|
13,5
|
15,6
|
12,4
|
9,4
|
4
|
4,4
|
1,5
|
34
|
|
1998
|
7,9
|
18,3
|
13,3
|
12
|
14,7
|
13,2
|
10,5
|
5,4
|
3,1
|
1,8
|
34,4
|
|
1998
|
7
|
16,3
|
13,3
|
12,2
|
14,7
|
12,6
|
10,9
|
6
|
3,8
|
3,2
|
35,4
|
|
2000
|
7
|
17,3
|
13,4
|
11,5
|
14,4
|
13,8
|
10,3
|
6,1
|
3,4
|
2,7
|
35,1
|
|
2001
|
8,6
|
17,7
|
12,4
|
12
|
13
|
13,8
|
10,7
|
6,7
|
2,6
|
2,6
|
34,8
|
|
2002
|
8,9
|
17
|
13,2
|
11,9
|
11,6
|
13,1
|
10,7
|
8,3
|
2,5
|
2,9
|
35
|
|
2003
|
10,1
|
18,8
|
12,8
|
11,1
|
11,3
|
12,1
|
11
|
7,8
|
2,8
|
2,3
|
34,4
|
|
2004
|
10,4
|
17,7
|
12,3
|
10,8
|
10,9
|
12,1
|
11,6
|
8,7
|
3,2
|
2,5
|
34,9
|
|
|
...........
Страницы: 1 | [2] |
|