БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра экономики
РЕФЕРАТ
На тему:
«АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ (на примере Локомотивного депо г. Минска)»
МИНСК, 2008
Важнейшая роль в организации работы железнодорожного транспорта принадлежит научно обоснованному планированию, учету, анализу и управ-лению эксплуатационными расходами. В связи с этим возникает необходи-мость группировки затрат по элементам.
Эксплуатационные расходы локомотивного депо состоят из следующих эле-ментов: затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; матери-альные затраты (в том числе по группам: материалы, топливо, электроэнер-гия, прочие материальные затраты); амортизация основных фондов; прочие затраты. Группировка расходов по указанным элементам осуществляется как при составлении плана, так и при учете фактических затрат.
Таблица 1.
Анализ себестоимости по локомотивному депо Минск за 2006-2007год
|
Наименование показателей
|
Расходы за 12 месяцев 2006 г.
|
Расходы за 12 месяцев 2007 года
|
% роста к 2006 году
|
|
|
Перевозки млн. руб.
|
ПВД
млн. руб.
|
Всего
млн. руб.
|
Перевозки, млн.руб.
|
ПВД млн.руб.
|
Всего
млн.руб.
|
|
|
|
|
|
|
План
|
Факт
|
|
|
|
|
ФОТ
|
5014
|
211
|
5225
|
6941
|
6738
|
206
|
6944
|
132,9
|
|
Отчисления
|
2030
|
74
|
2104
|
2674
|
2716
|
61
|
2777
|
132
|
|
Материалы
|
1871
|
57
|
1928
|
2303
|
2210
|
29
|
2239
|
116,1
|
|
Топливо
|
7829
|
1
|
7830
|
9940
|
10142
|
|
10142
|
129,5
|
|
Эл. энергия
|
8532
|
2
|
8534
|
10790
|
10935
|
8
|
10943
|
128,2
|
|
Амортизация
|
1723
|
14
|
1737
|
1997
|
1953
|
5
|
1958
|
112,7
|
|
Прочие
|
1990
|
44
|
2034
|
1796
|
1674
|
56
|
1730
|
85,1
|
|
ИТОГО:
|
28989
|
403
|
29392
|
36441
|
36368
|
365
|
36733
|
125
|
|
Внереализацион
|
|
ПО
|
|
|
|
|
1563
|
|
|
Прочая реал.
|
|
801
|
|
|
|
|
366
|
|
|
Операционные
|
|
-
|
|
|
|
|
190
|
|
|
ВСЕГО
|
28989
|
1314
|
30303
|
|
36368
|
365
|
38852
|
128,2
|
|
Объем работы,
млн. т. км. бр. 8563,7 8636 8006,6 93,5
Ремонт локомотивов 2475,95 2320,57 2398,08
привел. ед.
|
|
|
Фактические расходы предприятия за 12 месяцев 2007 года превышают прошлогодние на 28,2%. Основными причинами роста расходов локомотивного депо Минск в 2007 году, при уменьшении объема работы, являются:
1. рост стоимости ТМЦ (согласно статистических данных индекс потребительских цен декабря 2007 г. по сравнению с декабрем 2006 г. составил 114,4, индекс цен производителей промышленной продукции - 120,3),
2. рост средней стоимости дизельного топлива на 135,1%, масла на 123,6%, электроэнергии на 130,7%. газа на 137,1%, бензин на 130,3%, водоснабжения на 63%.
3. повышения ставки первого разряда на 10,3%;
4. перевод работников на контрактную форму найма, повлекший повышение окладов на 30%. 40%.
Расходы по перевозкам выросли по сравнению с прошлым годом на 25,5%, а к плану составляют 99,8%.
Эксплуатационные расходы занимают 93,6% от общих расходов локомотивного депо Минск. Большую часть в расходах по перевозкам занимают затраты на электроэнергию - 30,1%, топливо -27,9%, ФОТ и отчисления - 26%.
Уменьшились расходы по прочей реализации - топлива, в связи с окончанием 26.04.2007 г. лицензии на оптовую торговлю нефтепродуктами.
Так же наблюдается увеличение внереализационных расходов - бывшие счета 81.5 «Использование прибыли», 88.3 «Фонд потребления», 88.7 «Фонд накопления» в связи с новым планом счетов и введением бухгалтерского учета учитываются с января 2007 г. как внереализационные операции.
Таблица 2.
Анализ себестоимости по локомотивному депо Минск за 2007-2008год
|
Наименование показателей
|
Расходы 2007 г.
|
Расходы 2008 года
|
% роста к прош.
году
|
|
|
Перевозки млн. руб.
|
ПВД млн.руб.
|
Всего
млн.руб.
|
Перевозки, млн.руб.
|
ПВД млн.руб.
|
Всего
млн.руб.
|
|
|
|
|
|
|
План
|
Факт
|
|
|
|
|
ФОТ
|
6738
|
206
|
6944
|
9013
|
9196
|
186
|
9382
|
135,1
|
|
Отчисления
|
2716
|
61
|
2777
|
3657
|
3732
|
50
|
3782
|
136,2
|
|
Материалы
|
2210
|
29
|
2239
|
2460
|
2482
|
86
|
2568
|
114,7
|
|
Топливо
|
10142
|
|
10142
|
11585
|
10696
|
|
10696
|
105,5
|
|
Эл. энергия
|
10935
|
8
|
10943
|
12439
|
12758
|
12
|
12770
|
116,7
|
|
Амортизация
|
1953
|
5
|
1958
|
2499
|
2498
|
23
|
2521
|
128,8
|
|
Прочие
|
1674
|
56
|
1730
|
1875
|
2144
|
93
|
2237
|
129,3
|
|
ИТОГО:
|
36368
|
365
|
36733
|
43528
|
43506
|
450
|
43956
|
119,7
|
|
Внереализационные нереализационные
|
|
|
1563
|
|
|
|
1779
|
113,8
|
|
Прочая реализация
|
|
366
|
366
|
|
|
|
-
|
|
|
Операционные
|
|
|
190
|
|
|
|
157
|
82,6
|
|
ВСЕГО
|
36368
|
731
|
38852
|
43528
|
43506
|
450
|
45892
|
118,1
|
|
Объем работы,
Млн.т.км.бр. 8006,6 8151 8444,1 105,5
|
|
|
Фактические расходы предприятия за 12 месяцев 2008 года превышают прошлогодние на 18,1%, в т.ч. расходы по эксплуатации и ПВД- на 19,7%, по эксплуатации - 19,6%.
В 2008 году отсутствуют расходы по прочей реализации - топлива, в связи с окончанием 26.04.2007 г. лицензии на оптовую торговлю нефтепродуктами
Рост эксплуатационных расходов за год вызван:
1. Повышением заработной платы:
выполнение плана по среднемесячной плате, согласно приказа от 15.02.05 № 16/П;
увеличение ставки первого разряда на 20% с 01.12.2008 г.;
увеличение списочного состава
2. Увеличением расхода электроэнергии:
увеличение объема работы по электротяге в грузовом движении;
увеличение расхода по независящим от депо причинам
увеличение среднего веса поезда;
3. Ростом амортизационных отчислений:
- прием на баланс депо очистных сооружений, оборудования по объекту «САИПС» (вычислительно-измерительная техника);
4. Увеличением прочих расходов:
рост стоимости газа, водоснабжения;
увеличение суммы экологического налога, уплачиваемого за выбросы вредных веществ в атмосферу, в связи с ростом ставки налогообложения;
увеличение затрат на содержание производственных зданий и сооружений в результате ввода в действие очистных сооружений и обслуживание теплосетей, также ремонт помещений дома отдыха локомотивных бригад;
повышение отчислений от ФОТ в результате роста заработной платы.
5. Ростом стоимости топливно-энергетических ресурсов: дизельного топлива на 4,5%, дизельного масла на 7,8%, электроэнергии на 11,8%, газа на 106%, водоснабжения на 124,8%
Эксплуатационные расходы составляют 94,8% от общих расходов локомотивного депо Минск. Большую часть в расходах по перевозкам занимают затраты на электроэнергию - 29,3%, топливо - 24,6%, ФОТ и отчисления - 29,7%.
По элементу "Затраты на оплату труда" отражаются расходы на оплату труда основного производственного персонала предприятия, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в эксплуатационной деятельности.
По элементу "Отчисления на социальные нужды" отражаются отчисле-ния в фонд социального страхования и фонд занятости населения.
По элементу "Материалы" отражается стоимость покупных материалов, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), на содер-жание и ремонт подвижного состава, постоянных устройств, оборудования, зданий и сооружений, а также запасных частей для ремонта подвижного со-става и других машин и оборудования, элементов верхнего строения пути, износа инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования и других средств труда, не относящихся к основным фондам, износа спецодежды и малоценных предметов и др.
По элементу "Топливо" отражается стоимость приобретаемого топлива всех видов, расходуемого на тягу поездов, отопление зданий и другие технологические цели.
По элементу "Электроэнергия" отражается стоимость покупной электроэнергии, расходуемой на передвижение поездов с электрической тягой и электросекций, на технологические, энергетические, осветительные и другие производственные и хозяйственные нужды предприятия.
По элементу "Амортизация основных фондов" планируют и учитывают амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов исходя из их балансовой стоимости и установленных норм, включая и ускоренную амортизацию, производимую в соответствии с законодательством.
К элементу "Прочие расходы" относят: налоги, сборы, платежи (включая по обязательным видам страхования), отчисления в страховые фонды (резервы) и другие обязательные отчисления; платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ; затраты по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей; вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения; затраты на оплату процентов по полученным кредитам; затраты на командировки, подъемные; плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану; за подготовку и переподготовку кадров; оплата услуг связи, ВЦ и банков; отчисления в резерв на капитальный ремонт хозяйства пути и другие.
Исходя из вышеизложенных данных можно сделать вывод о том, что структура себестоимости в течение трех лет существенно не изменялась, основной удельный вес занимают затраты на электроэнергию, топливо, ФОТ и отчисления.
Так как наибольший удельный вес в себестоимости занимают эксплуатационные расходы, которые составляют 94,8% от общих расходов локомотивного депо Минск, рассмотрим их подробнее на примере 2008 года.
2. Анализ себестоимости эксплуатационной деятельности по элементам затрат
Рис. 1 Удельный вес элементов затрат в расходах по перевозкам
1.ФОТ
|
Наименование элемента
|
2007 год
|
2008 год
|
% роста к плану
|
% роста к 2007 г.
|
|
|
|
План
|
Факт
|
|
|
|
12 месяцев
|
6738
|
9013
|
9196
|
102%
|
136,5%
|
|
Себестоимость на т.км.бр.
|
0,84 руб.
|
1,1руб.
|
1,09руб.
|
|
|
|
|
Причины роста:
1. Повышение ставки первого разряда на 32,4%
2. Перевод работников на контрактную форму найма с 01.04.2007 года, предусматривающую повышение должностного оклада; с 01.03.2008 г. на 40%-50% (ИТР), 40% - 50% (рабочим).
3. Рост списочной численности работников в течение года:
· Ввод новых должностей в штатное расписание - 5 единиц;
· Прием работников уволенных из ВС в количестве 7 человек;
· Прием в ноябре-декабре 2008 г. выпускников МПТК по специальности помощник машиниста в количестве 21 человека
4. Рост расходов на выплату единовременных премий и вознаграждений стимулирующего, компенсирующего характера и другие для выполнение плана по среднемесячной зар.плате, согласно приказа от 15.02.08 № 16/П
2. Отчисления
|
Наименование элемента
|
2007 год
|
2008 год
|
% роста к плану
|
% роста к 2007 г.
|
|
|
|
План
|
Факт
|
|
|
|
12 месяцев
|
2716
|
3657
|
3732
|
102,1%
|
137,4%
|
|
Себестоимость на т.км.бр.
|
0,34 руб.
|
0,45 руб.
|
0,44 руб.
|
|
|
|
|
3. Материалы
|
Наименование элемента
|
2007 год
|
2008 год
|
% роста к плану
|
% роста к 2007 г.
|
|
|
|
План
|
Факт
|
|
|
|
12 месяцев
|
2210
|
2460
|
2482
|
100,9%
|
112,3
|
|
Себестоимость, руб/т.км.бр.
|
0,27 руб.
|
0,30 руб.
|
0,29 руб.
|
|
|
|
|
Причины роста:
Рост стоимости ТМЦ
Расход новых дорогостоящих запчастей и материалов на ремонт ТПС
4. Топливо
|
Наименование элемента
|
2007 год
|
2008 год
|
% роста к плану
|
% роста к 2007 г.
|
|
|
|
План
|
Факт
|
|
|
|
12 месяцев
|
10142
|
11585
|
10696
|
92,3%
|
105,5%
|
|
Себестоимость,руб/т.км.бр.
|
1,27руб.
|
1,42руб.
|
1,27руб.
|
|
|
|
|
Причина роста к прошлому году:
В 2008 г. увеличился объем работы в хозяйственном движении по тепловозной тяге в
связи с работой тепловоза 2М62 №138 в ПМС-71 с хозяйственными поездами с конца
мая 2008 г.
Рост стоимости дизельного топлива на 4,5%, дизельного масла на 7,8%.
5. Электроэнергия
|
Наименование элемента
|
2007 год
|
2008 год
|
% роста к плану
|
% роста к 2007 г.
|
|
|
|
План
|
Факт
|
|
|
|
12 месяцев
|
10935
|
12439
|
12758
|
102,6%
|
116,7%
|
|
Себестоимость, руб/т.км .бр.
|
1,37руб.
|
1,53руб.
|
1,51 руб.
|
|
|
|
|
Причина роста:
1.Увеличение объема работы в грузовом движении по электротяге на 13% по сравнению с прошлым годом, на 10,5% по сравнению с планом.
2. Расход электроэнергии также вызван увеличением:
количества неграфиковых стоянок на станциях на 12%
количества задержек поездов на 5%
количества срывов стоп-кранов на 6%
время нагона пассажирских поездов на 8%
28% экстренных торможений вызваны предотвращением наездов. Основной причиной срыва стоп-кранов является то, что продажа билетов на пассажирские поезда производится на станциях проследования в один вагон и при малом времени стоянки не все пассажиры успевают зайти-выйти из вагона.
З. Рост стоимости 1 кВт/ч на 11%.
4.Увеличение среднего веса поезда на 3,9% по сравнению с прошлым годом.
6. Амортизация
|
Наименование элемента
|
2007 год
|
2008 год
|
% роста к плану
|
% роста к 2007 г.
|
|
|
|
План
|
Факт
|
|
|
|
12 месяцев
|
1953
|
2499
|
2498
|
100%
|
127,9%
|
|
Себестоимость,руб/т.км.бр.
|
0,24 руб.
|
0,31 руб.
|
0,3
|
|
|
|
|
Причина роста к прошлому году:
1.Переоценка основных средств на 01.01.2008 г.
2.Передача основных средств (теплосети) отделом капитального строительства НОД-1 на баланс локомотивного депо Минск в ноябре месяце 2007 года на 781,7 млн.руб.
3.Прием на баланс депо очистных сооружений в начале 2008 г.
4.Прием на баланс оборудования по объекту «САИПС» (вычислительно-измерительная техника)
7. Прочие
|
Наименование элемента
|
2007 год
|
2008 год
|
% роста к плану
|
% роста к 2007 г.
|
|
|
|
План
|
Факт
|
|
|
|
12 месяцев
|
1674
|
1875
|
2144
|
114,3%
|
128,1%
|
|
Себестоимость,
руб/т.км.бр.
|
0,21 руб.
|
0,23 руб.
|
0,25 руб.
|
|
|
|
|
Причина роста к прошлому году:
1.Рост стоимости газа на 106%, водоснабжения на 124,8%.
2.Увеличение суммы экологического налога, уплачиваемого за выбросы вредных веществ в атмосферу, в связи с ростом ставки налогообложения.
3.Увеличение затрат на содержание производственных зданий и сооружений в результате ввода в действие очистных сооружений и обслуживание теплосетей, также ремонт помещений дома отдыха локомотивных бригад.
4.Отчисления от ФОТ в результате повышения заработной платы работников.
Расшифровка прочих расходов по локомотивному депо Минск за 11 месяцев 2008 года
|
№ п/п
|
Наименование статьи затрат
|
Един.изм.
|
2008
|
2007
|
|
1.
|
Ремонт подвижного состава:
|
млн. руб.
|
9
|
7
|
|
|
- капитальный ремонт колесных пар
|
|
|
|
|
|
- капитальный ремонт локомотивов
|
|
|
|
|
|
- деповской ремонт локомотивов
|
|
|
|
|
|
- прочие затраты по ремонту подвиж.состава
|
|
9
|
7
|
|
2.
|
Ремонт основных средств:
|
млн. руб.
|
102
|
55
|
|
|
- зданий и сооружений
|
|
|
40
|
|
|
-ремонт машин (ж.д.кранов, восст.машин и т.д.)
|
|
1
|
|
|
|
- прочих (машин, обор.,выч.-, оргтехники и т.д.)
|
|
101
|
15
|
|
3.
|
Налоги:
|
млн. руб.
|
1118
|
953
|
|
|
- отчисления от ФОТ (чрез. налог и фонд занятости)
|
|
428
|
380
|
|
|
- платежи за землю
|
|
|
|
|
|
- экологический налог
|
|
588
|
500
|
|
|
- НДС от пригорода, относимый на себестоимость
|
|
|
|
|
|
- отчисления по обязательному страхованию
|
|
88
|
71
|
|
|
- прочие налоги, относимые на себестоимость
|
|
14
|
2
|
|
4.
|
Обслуживание производственных помещений:
|
млн. руб.
|
383
|
323
|
|
|
- теплоэнергия
|
|
133
|
206
|
|
|
- водоснабжение и канализация
|
|
75
|
55
|
|
|
- текущее содержание произвол. зданий и сооруж.
|
|
175
|
62
|
|
5.
|
Услуги:
|
млн. руб.
|
158
|
97
|
|
|
- сбербанков
|
|
94
|
78
|
|
|
- охрана объектов
|
|
3
|
0
|
|
|
- услуги связи
|
|
4
|
1
|
|
|
- сервисное обслуживание выч.- и оргтехники
|
|
11
|
1
|
|
|
- оплата % по кредитам
|
|
|
|
|
|
- прочие услуги
|
|
46
|
17
|
|
6.
|
Транспортные расходы
|
млн. руб.
|
193
|
114
|
|
7.
|
Охрана труда
|
млн. руб.
|
52
|
52
|
|
8.
|
Суточные, командировочные
|
млн. руб.
|
49
|
28
|
|
9.
|
Погрузочно-разгрузочные работы
|
млн. руб.
|
|
|
|
10.
|
Расходы заготовительных цехов
|
млн. руб.
|
|
|
|
11.
|
Дезпромпункт (пропарка и очистка)
|
млн. руб.
|
|
|
|
12.
|
Расходы по водо-снего-пескоборьбе
|
млн. руб.
|
|
|
|
13.
|
Непроизводительные расходы
|
млн. руб.
|
|
-7
|
|
14.
|
Расходы по подготовке кадров
|
млн. руб.
|
25
|
31
|
|
15.
|
Отпуск топлива в гос. материальный резерв
|
млн. руб.
|
|
|
|
16.
|
Помощь по постановлениям гос.органов
предприятиям сельского хозяйства
|
млн. руб.
млн. руб.
|
|
|
|
17.
|
Отчисления в инновационный фонд
|
млн. руб.
|
|
|
|
18.
|
Прочие расходы
|
млн. руб.
|
55
|
21
|
|
|
ВСЕГО прочих расходов:
|
млн. руб.
|
2144
|
1674
|
|
|
Фактическая себестоимость за 11 месяцев 2008 года не превышает плановую и составляет 100% к доведенному показателю. Себестоимость производства на т.км.бр. 5,2 руб., плановая 5,3 руб. При росте объема перевозок к плану на 3,6%, фактическая себестоимость перевозок в 2008 году была снижена на 0,1 руб. с т.км.бр.
Депо Минск за 11 месяцев текущего года сэкономило 611 млн.руб. при плане 32 млн.руб., за счет снижения объема работы в тепловозной тяге, в результате чего расход дизельного топлива и ГСМ снизился; рационального топливно-энергетических ресурсов, использования денежных средств на прочие расходы.
Таким образом, рассмотрев и проанализировав технико-экономические показатели локомотивного депо Минск, можно предложить следующие пути снижения себестоимости:
1. Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применения материальных ресурсов (изготовление узлов и деталей в условиях депо); прочие факторы, повышающие технический уровень производства.
Снижение себестоимости может произойти при создании автоматизированных систем управления, использовании ЭВМ, совершенствовании и модернизации существующей техники и технологии.
2. Совершенствование организации производства и труда. Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; повышение производительности труда; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.
Значительное уменьшение затрат живого труда может произойти при увеличении норм и зон обслуживания, сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа рабочих, не выполняющих нормы выработки. Дополнительная экономия возникает при совершенствовании структуры управления предприятия в целом. Она выражается в сокращении расходов на управление и в экономии заработной платы и начислений на нее в связи с высвобождением управленческого персонала.
При улучшении использования основных фондов снижение себестоимости происходит в результате повышения надежности и долговечности оборудования; совершенствования системы планово-предупредительного ремонта; централизации и внедрения индустриальных методов ремонта, содержания и эксплуатации основных фондов. Совершенствование материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов находит отражение в уменьшении норм расхода сырья и материалов, снижении их себестоимости.
Определенные резервы снижения себестоимости заложены в устранении или сокращении затрат, которые не являются необходимыми при нормальной организации производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, топлива, энергии, доплаты рабочим за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, платежи по регрессивным искам и т.п.).
3. Увеличение объема перевозок, при котором создаются благоприятные условия для улучшения качества работы, использования новой техники, методов эксплуатации, форм и методов организации труда.
4. Рациональное использование топливно-энергетических ресурсов.
4.1. На тягу поездов:
· Содержать количество поездных локомотивов в соответствии с объемом перевозок. Содержать рабочий парк локомотивов в соответствии с объемом работы.
· Обеспечить строгий учет расхода топлива при простое локомотивов в депо в ожидании работы и совершенствовать учет расхода по сменам ТЧД.
· При производстве реостатных испытаний не допускать случаев настройки дизель-генераторной установки с превышением удельных расходов при нормальных атмосферных условиях и номинальной мощности дизеля.
· Регулярно проводить хронометраж загрузки локомотивов непоездного парка.
· Экономия топливно-энергетических ресурсов локомотивными бригадами.
· Ремонт и проверка топливной аппаратуры, механизма газораспределения дизеля.
4.2. На хозяйственные нужды:
· Перевод в период положительных температур наружного воздуха обогрева административных и промышленных зданий в режим дежурного отопления в нерабочее время, выходные и праздничные дни в течение отопительного периода.
· Снижение температуры в нерабочее время, выходные и праздничные дни до+10С в помещениях административных и производственных зданий.
· Снижение удельного расхода электроэнергии на выработку 1 Гкал (преобразователь частоты на дымососы).
· Установка преобразователей частоты в котельную на питательные насосы.
· Замена светильников ЛН-100 на энергосберегающие светильники ЛЭС2х36-203.
· Замена светильников ЛПО2х80 на энергосберегающие светильники ЛСП10-2х58 .
· Замена выпрямителей сварочных ВД-306УЗ на ВД-306М1.
· Замена электродвигателей насосов на более экономичные.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баланс счетов Лок. Депо г . Минска 2006-2008гг
2. Статистическая отчетность Лок. Депо г . Минска 2006-2008гг
3. Адаменкова С.И. Технико-экономический анализ деятельности предприятия (фирмы). - Минск:2008.-173с.
4. Экономика машиностроительного производства: Учебн. Для. Машиностр. спец. ВУЗов./ И.М. Бабук, Э.И. Горнаков, Б.И. Гусаков, А.М. Панин; под общ. ред. И.М. Бабука. Мн. Выш. Шк. 2008. - 352 с.
|