местнос-ти, т. е. в районах, четко определяемых географическими границами, в каче-стве основного показателя социальной эффективности следует рассчитывать повышение занятости населения (снижение безработицы) в тех местностях, где расположены (или могут быть расположены) сельскохозяйственные пред-приятия. В качестве дополнительных показателей можно определять сниже-ние безработицы по категориям трудовых ресурсов (рабочие, управленческий персонал и т. п.) и специальностям. Данные для расчета показателей берутся в органах местного самоуправления (или органах службы занятости -- там, где она организована).
Кроме того, традиционно считаются показателями социальной эффективности:
· снижение заболеваемости работников -- определяется по данным бухгал-терского учета в сельскохозяйственных предприятиях или в органах социаль-ного страхования;
· снижение производственного травматизма и профессиональных заболева-ний -- источники информации те же;
· повышение уровня автоматизации и комплексной механизации отдельных видов работ;
· сокращение ручного труда на рабочих местах, занятых женщинами, и т. д. [3, c. 18].
Таким образом, изучение агропромышленного комплекса позволило сделать следующие выводы:
· аграрно-промышленный комплекс - совокупность отраслей народного хозяйства, связанных между собой экономическими отношениями по поводу производства, распределения, обмена, переработки потребления сельскохозяйственной продукции;
· организационно-экономическая структура АПК включает в себя три сферы:
ѕ отрасли, производящие средства производства для всех звеньев АПК;
ѕ сельское хозяйство;
ѕ отрасли, обеспечивающие доведение сельскохозяйствен-ной продукции до потребителя;
· воспроизводственно-функциональная структура АПК со-стоит из пяти стадий агропромышленного воспроизводства:
ѕ производства средств производства;
ѕ сельскохозяйственного производства;
ѕ производства продовольствия, предметов потребления из
сельскохозяйственного сырья;
ѕ производственно-технического обслуживания всех ста-дий воспроизводственного процесса;
ѕ реализации конечного продукта АПК потребителю;
· продуктово-сырьевая структура АПК включает продо-вольственный комплекс и комплекс непродовольственных то-варов;
· эффективность производственной деятельности -- это ре-зультативность хозяйствования;
· социальная эффективность -- соответствие результатов хо-зяйственной деятельности социальным целям общества.
С понятием агропромышленного комплекса тесно связано понятие агропромышленной интеграции.
2. АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
2.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ
ИНТЕГРАЦИИ
Агропромышленная интеграция -- это организационно-экономическое понятие, характеризующее объединение и углубление производственно-тех-нологических связей организаций различных, но взаимосвязанных отраслей либо одной отрасли, но различных видов производств в совместном исполь-зовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг другу бла-гоприятных условий для осуществления экономической деятельности, сня-тия взаимных барьеров [3, c. 114].
В эко-номическом плане интеграция выступает как ин-струмент соединения отдельных хозяйственных субъектов, ведущего к такому их состоянию, при котором на основе межхозяйственных, органи-зационно-экономических, финансовых и других связей образуется новая совокупная система производств, своей деятельностью обеспечи-вающая выполнение поставленной цели. Про-цессы интеграции могут иметь место в рамках уже сложившейся системы (повышение ее це-лостности и организованности), а также вести к созданию новых структур из не связанных ра-нее элементов. В ходе интеграции увеличива-ется объем и интенсивность взаимосвязей меж-ду элементами системы, надстраиваются новые уровни управления.
Под агропромышленной интеграцией подра-зумеваются объединительные процессы с учас-тием предприятий различных сфер АПК. На практике понятие агропромышленной интегра-ции может иметь более широкий смысл. В этом случае интеграционные взаимоотношения осуществляются не только между предприятиями АПК, но и между субъектами хозяйствования других комплексов народного хозяйства. Таким образом, агропромышленная интеграция - это организационно-экономический процесс созна-тельно, планомерно регулируемого объединения хозяйственных структур в единое агропро-мышленное производство с целью повышения экономической эффективности его работы и ре-шения социальных задач.
На практике кооперативных и интеграцион-ных связей в чистом виде не существует - они тесно переплетаются между собой. Интеграцион-ные формирования могут иметь в своем соста-ве кооперативные структуры и наоборот. Поэто-му объединительным процессам, происходящим на современном этапе, больше соответствует термин «кооперативно-интеграционные».
Кооперация и интеграция тесно связаны и взаимообусловлены. Оба эти процесса предпо-лагают концентрацию капитала. Как кооперация, так и интеграция способствуют научно-техниче-скому прогрессу. Посредством кооперации и ин-теграции формируются новые хозяйственные структуры, способные выстоять в условиях же-сткой рыночной конкуренции. Наряду с общими свойствами между кооперацией (в узком ее по-ниманий) и интеграцией имеются отличия. При кооперации в качестве объединяемых объектов выступают предприятия одной отрасли, при ин-теграции - организации разных отраслей: сель-ского хозяйства, перерабатывающей промыш-ленности, торговли и др. В большинстве случаев в кооперативных формированиях производится сырье или полуфабрикаты, в интегрированных - готовая продукция. Если кооперативные про-цессы осуществляются на добровольной осно-ве (по воле объединяемых структур), то интег-рационные - по инициативе интеграторов.
Кооперативно-интеграционные отношения формируются на следующих принципах:
· добровольности и гласности процедуры образования;
· участия членов кооперативно-интеграцион-ных структур в формировании общего капитала;
· распределения результатов совместной дея-тельности объединений между их участниками;
· открытости объединений для новых участ-ников;
· демократичности системы управления объ-единениями, предусматривающей участие в ней учредителей;
· возврата части имущества в случае лик-видации предприятия или его выхода из соста-ва объединения.
Под воздействием кооперативно-интегра-ционных процессов изменяется содержание со-ставляющих АПК. Если вне их субъекты хозяй-ствования сельского хозяйства, перерабатываю-щей промышленности и обслуживания функ-ционируют обособленно, то в результате коопе-рации и интеграции формируются структуры, сориентированные на получение общих резуль-татов [7, c. 21].
2.2. ВИДЫ И ФОРМЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Следует различать интеграцию вертикальную и горизонтальную. Интеграция вертикальная -- межотраслевое кооперирование и комбиниро-вание организаций и производств различных отраслей, обеспечивающее оп-тимальное прохождение товарной массы в едином технологическом процессе из одной фазы производства с другую, снижение издержек, повышение эффективности производства и качества продукции.
По целевой функции можно выделить подсистему вертикальной интегра-ции, специализирующуюся на производстве продуктов питания. Она вклю-чает «предприятия сельского хозяйства, продукция которых направляется для потребления в свежем виде (овощи, фрукты, картофель и т. д.) или поступает на промышленную переработку для получения продуктов питания предпри-ятия промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья и произ-водству продуктов питания, предприятия заготовительных и транспортных организаций; предприятия по хранению и сбыту пищевых продуктов. В под-системе могут быть выделены относительно самостоятельные интегрирован-ные блоки: мясной (предприятия по откорму крупного рогатого скота, сви-ней, птицы, мясокомбинаты, холодильники), молочно-маслосыродельный (молочные комплексы, маслосырзаводы) и др. По организационно-экономи-ческим признакам вертикальные интегрированные системы можно классифицировать на две большие группы.
Системы, имеющие функционально-технологическую целостность, но не получившие организационного оформления (отсутствует единство организа-ционно-распорядительных функций). В этом случае отношения внутри ин-теграционной системы строятся на основе договоров простого товарищества, контрактации, договоров поставки, отношений купли-продажи и других эко-номических отношений.
Системы, имеющие функционально-технологическую целостность и цен-трализованные организационно-распорядительные органы (типа агропромышленных объединений). Такие формирования могут функционировать на основе полной юридической самостоятельности, или с частичной передачей функций головному предприятию, или с лишением структурных звеньев юридической самостоятельности.
Интеграция горизонтальная -- внутриотраслевое кооперирование предпри-ятий и производств одной или нескольких подотраслей, обеспечивающее уг-лубление специализации отдельных звеньев единого технологического процесса, снижение издержек производства, рост его эффективности и повыше-ние качества продукции.
В сельском хозяйстве устойчивые производственно-экономические связи имеют горизонтальные интегрированные системы типа кормопроизводство -животноводство, в зерновом производстве -- на основе интеграции семеноводческих, репродукторных хозяйств и предприятий по производству товар-ного зерна и т. д.
Одна из форм развития горизонтальной интеграции сельскохозяйственных предприятий -- интеграция межхозяйственная. Представляют форму сотруд-ничества юридически самостоятельных предприятий, основанную на координации их действий, обмене продуктами своей деятельности или на совмест-ной организации производства, создании общих служб в целях достижения более высокой производительности труда на базе оптимальной концентрации и специализации производства и реализации достижений научно-техничес-кого прогресса.
Развитие интеграции по вертикали и горизонтали в процессе реформирования производственно-экономических отношений проявляется в различных организационно-правовых формах (простые товарищества, ассоциации (союзы), холдинги, финансово-промышленные группы и т. д.). На переходном этапе становления рыночных отношений такие формирования могут стать специфической формой выживания в условиях трансформационной экономики, содействовать стабилизации конъюнктуры предложения и спроса. Существует и стремление предприятий не столько к адаптации к рыночным условиям, сколько к максимальной изоляции от рынка путем замыкания хозяйственных связей в рамках групп, предотвращения потери контроля над предприятиями со стороны управленческого корпуса, поддержания тесных контактов с властными структурами, лоббирования с целью получения льгот, привилегий и закрытия рынка от внешней конкуренции [3, c. 114 - 115].
Таким образом, изучение агропромышленной интеграции позволило сделать следующие выводы:
· под агропромышленной интеграцией подра-зумеваются объединительные процессы с учас-тием предприятий различных сфер АПК;
· при кооперации в качестве объединяемых объектов выступают предприятия одной отрасли, при ин-теграции - организации разных отраслей;
· интеграция вертикальная -- межотраслевое кооперирование и комбиниро-вание организаций и производств различных отраслей, обеспечивающее оп-тимальное прохождение товарной массы в едином технологическом процессе из одной фазы производства с другую, снижение издержек, повышение эффективности производства и качества продукции;
· интеграция горизонтальная -- внутриотраслевое кооперирование предпри-ятий и производств одной или нескольких подотраслей, обеспечивающее уг-лубление специализации отдельных звеньев единого технологического процесса, снижение издержек производства, рост его эффективности и повыше-ние качества продукции;
· агропромышленная интеграция повышает эффективность АПК.
Также с целью повышения эффективности АПК осуществляется государственное регулирование сельского хозяйства.
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
3.1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Современная структура управления АПК в Республике Беларусь включает:
· Управление экономики АПК Министерства экономики;
· Министерство сельского хозяйства и продовольствия;
· областные комитеты (в областях) и районные управления (в районах) по сельскому хозяйству и продовольствию.
В Управлении экономики АПК определяются потребности в продукции комплекса, производятся балансовые расчеты с целью увязки потребностей с ресур-сами, определения производства сельскохозяйственной продук-ции, увязки с мощностями перерабатывающей промышленности. Оно формирует заказ на поставку сельскохозяйственной продукции для государственных нужд и заключает межправительственные соглашения.
Основные функции Министерства сельского хозяйства и продовольствия:
· разработка методических рекомендаций аграрникам;
· участие в формировании заказов на поставку продукции для государственных нужд, косвенных регуляторов;
· разработка и ре-ализация комплексных программ;
· внедрение достижений науки и техники.
Региональные органы управления АПК решают проблемы в рамках своей территории.
В условиях перехода к рынку существенно меняется концепция аграрной политики. Для эффективного развития АПК и решения продовольственной проблемы проводится ряд крупномасштабных мероприятий. К первоочередным из них следует отнести:
· проведение земельной реформы и определение права собственности на землю, создание условий функционирования на добровольных началах различных форм хозяйствования;
· разгосударствление и приватизация собственности сельского хозяйства, перерабатыва-ющих и обслуживающих АПК предприятий и организаций, раз-витие рыночной инфраструктуры и принципиально нового сервис-ного обслуживания предприятий и хозяйств.
Среди мер государственного воздействия на развитие АПК к наиболее важным относятся изменение ценообразования, налого-вой, кредитной и инвестиционной политики, формирование госу-дарственного заказа. Предусматривается осуществлять поддержку создаваемых хозяйств (крестьянских, фермерских и др.).
Для достижения стабилизации экономики в Республике Бела-русь, сбалансирования спроса и предложения в условиях перехода к рынку разработана система комплексных программ, определя-ющих экономическую поддержку развития отраслей, продуктовых подкомплексов и производства конкретных видов продукции. Она включает программы "Зерно", "Сахар", "Растительное масло", "Производство продуктов питания для детей раннего возраста" и др.
Следует отметить, что в Беларуси в 1992 г. был разработан механизм паритета цен на промышленную и сельскохозяй-ственную продукцию. При росте цен на промышленную продукцию осуществлялась соответствующая Компенсация сельскому хозяйству. С 1993 г. используется иной подход. Выделяется определенная величина средств из госбюджета, а рост затрат сопровождается ростом закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Программой неотложных мер по выходу экономики республики из кризиса предусмотрено осуществить поэтапный переход к применению закупочных цен, сформированных по затратам в средних условиях производства и обеспечивающих совокупную рентабельность сельскохозяйственной продукции 40%.
Отличительной особенностью налоговой политики в АПК является стимулирование колхозов, совхозов, крестьянских (фер-мерских) хозяйств, сельскохозяйственных предприятий и органи-заций, кооперативов с помощью земельного налога рационального использования земельных ресурсов и льготное налогообложение. Они освобождаются от уплаты налога на прибыль по реализация произведенной продукции растениеводства (кроме цветов, декора-тивных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства, а также на прибыль от выпуска в подсобных цехах сельских хозяйств продовольственных товаров. Имеется ряд других льгот.
Основным рычагом обеспечения эффективной увязки всех ста-дий агропромышленного производства являются инвестиции. Ин-вестиционная политика республики направлена на обеспече-ние приоритетного развития АПК и перерабатывающей промыш-ленности АПК, которая должна увеличить выход готовой продук-ции с единицы перерабатываемого сырья. Подсчитано, что инвес-тиции в хранение и переработку в 3--4 раза эффективнее, чем в производство с целью наращивания сельскохозяйственной продук-ции. Если вовремя убрать, перевезти, сохранить и переработать урожай, своевременно доставить продукцию потребителю, то уже при нынешнем уровне продуктивности полей и ферм можно на 20--30% увеличить потребление продуктов питания.
В Республике Беларусь принят Закон "О приоритетном социально-культурном и экономическом развитии села и агропромышленного комплекса", согласно которому до 20% от расходной части бюджета должно направляться на развитие села и АПК. Образован централизованный инвестиционный фонд АПК. Он формируется за счет республиканского бюджета, амортизации (15%) и отчислений себестоимости (1%). Первоочередное направление средств - на реализацию республиканских программ.
Определенная доля средств используется на стимулирование поставок для государственных нужд. Стимулирование осуществляется в прямой зависимости от поставок: с увеличением поставок увеличиваются выделяемые средства.
Создан фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции. Изменяется в корне политика кредитования. Кредиты предусмотрено выдавать не на покрытие убытков, а на развитие производственной и социальной сферы АПК. Программой кредитного обеспечения приоритетных направлений развития экономики Беларуси предусмотрено льготное кредитование крестьянских (фермерских) хозяйств. Намечено осуществить кредитную поддержку приоритетных направлений развития АПК [1, c. 262 - 264].
3.2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВОЗРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СЕЛА БЕЛАРУСИ НА 2005 - 2010 ГОДЫ
Указом Президента Республики Беларусь от 25.03.2005 г. № 150 утверждена Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы. Программа носит комплекс-ный характер. Основными ее целями и задачами являются: воз-рождение и развитие социальной и производственной сфер белорусского села, обеспечивающие условия для устойчивого ведения сельскохозяйственного производства; повышение до-ходов сельского населения, создание основ для престижности проживания в сельской местности и улучшения демографиче-ской ситуации; обеспечение эффективного производства сель-скохозяйственной продукции и продовольствия в объемах, до-статочных для внутреннего рынка и формирования экспортных ресурсов.
Все мероприятия, указанные в программе, охватывают как производственную, так и социальную сферы. В производст-венной сфере предусмотрены совершенствование специализа-ции сельскохозяйственного производства, повышение эффек-тивности использования земель, развитие крупнотоварного сель-скохозяйственного производства, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств граждан, перерабатывающей про-мышленности, государственная поддержка агропромышленного производства, совершенствование организационно-экономичес-ких структур, техническое переоснащение и кадровое обеспече-ние АПК.
В социальной сфере предусмотрены:
· повышение привлека-тельности труда и жизненного уровня сельского населения;
· со-вершенствование инфраструктуры сельских населенных пунк-тов;
· развитие жилищного строительства, коммунального обслу-живания, электрификации, газификации, водоснабжения, телекоммуникационной связи;
· модернизация дорог и транспорт-ного обеспечения;
· развитие образования, здравоохранения, куль-туры, физкультуры, спорта и туризма, торгово-бытового обслу-живания.
Реализация мер, определенных программой, позволит до-стичь социальных стандартов, гарантирующих повышение уров-ня и качества жизни сельского населения, и устойчиво разви-вать сельское хозяйство, обеспечить продовольственную безо-пасность страны.
В результате реализации программы в производственной сфере будет усовершенствована специализация; обеспечено раз-витие отраслей сельскохозяйственного производства; созданы устойчивые сырьевые зоны для перерабатывающей промыш-ленности; обеспечена интеграция субъектов АПК во многоот-раслевые и специализированные объединения юридических лиц, осуществляющих производство продуктов питания. Будут достигнуты техническое и технологическое переоснащение АПК; увеличен совокупный объем валовой продукции на 45 % при годовом производстве 8,4 млн т зерна, 3,8 млн т сахарной свек-лы, 9,0 млн т картофеля, 6,5 млн т молока и 1,44 млн т мяса скота и птицы; обеспечено повышение рентабельности сельско-хозяйственного производства до 18-20 %; созданы условия для достижения работниками сельскохозяйственного производства среднемесячной заработной платы, эквивалентной 320-360 дол. США.
В социальной сфере реализация программы позволит сфор-мировать в республике 1481 агрогородок; улучшить жилищ-ные условия сельского населения за счет строительства не ме-нее 50 тыс. жилых домов (квартир); обеспечить полную газифи-кацию домов (квартир), в том числе перевод не менее 20 % их на потребление природного газа; улучшить снабжение сель-ских потребителей электроэнергии за счет строительства и ре-конструкции не менее 15 тыс. км электрических сетей; пол-ностью удовлетворить потребности сельского населения в ка-чественной питьевой воде за счет реконструкции и развития систем центрального и локального водоснабжения; обеспечить все сельские населенные пункты стационарной или мобильной связью, довести количество телефонов на 100 жителей до 26; провести реконструкцию и ремонт 4,3 тыс. км местных авто-мобильных дорог, обеспечив транспортную связь районных центров с агрогородками и другими населенными пунктами; охватить не менее 85 % детей дошкольным образованием; соз-дать амбулатории общей врачебной практики с обслуживани-ем населения в радиусе 10-15 км и укомплектовать медицин-ские учреждения на селе специалистами общей врачебной практики.
Предусматривается создать 186 качественно новых сель-ских учреждений культуры -- домов социально-культурных услуг, центров ремесел, фольклора, усадебно-этнографических туристических комплексов; возобновить деятельность пере-движных библиотек; открыть при сельских общеобразователь-ных школах филиалы детско-юношеских спортивных школ, развивать агро- и экотуризм; увеличить к 2010 г. оказание бы-товых услуг в сельской местности по сравнению с 2004 г. не ме-нее чем в 1,5 раза.
Следует возобновить работу магазинов в 800 населенных пунктах, дополнительно открыть 140 торговых объектов типа мини-магазинов, осуществить реконструкцию и ремонт 210 ма-газинов с переводом их на новые формы обслуживания, сфор-мировать надежную систему обеспечения сельских жителей то-варами расширенного ассортимента; дополнительно создать на селе более 16,2 тыс. рабочих мест. Намечено сократить потери от пожаров и других чрезвычайных ситуаций, минимизировать число людей, погибших от пожаров в сельской местности.
Сумма расходов на реализацию программы составит 69,8 трлн р. (в ценах 2005 г.). Предстоит создать устойчивую аграрную эко-номику, гарантирующую продовольственную безопасность Бе-ларуси; обеспечить более высокий уровень жизни сельского на-селения, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы; улучшить благосостояние жителей села и повысить их культуру [4, c. 18 - 20].
Таким образом, изучение государственного регулирования сельского хозяйства позволило сделать следующие выводы:
· среди мер государственного воздействия на развитие АПК к наиболее важным относятся изменение ценообразования, налого-вой, кредитной и инвестиционной политики, формирование госу-дарственного заказа;
· отличительной особенностью налоговой политики в АПК является стимулирование колхозов, совхозов, крестьянских (фер-мерских) хозяйств, сельскохозяйственных предприятий и органи-заций, кооперативов с помощью земельного налога рационального использования земельных ресурсов и льготное налогообложение;
· ин-вестиционная политика республики направлена на обеспече-ние приоритетного развития АПК и перерабатывающей промыш-ленности АПК;
· основными целями и задачами Государственной программы возрождения и развития села Беларуси на 2005-2010 годы являются:
ѕ воз-рождение и развитие социальной и производственной сфер белорусского села, обеспечивающие условия для устойчивого ведения сельскохозяйственного производства;
ѕ повышение до-ходов сельского населения, создание основ для престижности проживания в сельской местности и улучшения демографиче-ской ситуации;
ѕ обеспечение эффективного производства сель-скохозяйственной продукции и продовольствия в объемах, до-статочных для внутреннего рынка и формирования экспортных ресурсов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате изучения данной темы курсовой работы можно сделать следующие выводы:
· аграрно-промышленный комплекс (АПК) -- совокупность отраслей национальной экономики, осуществляющих произ-водство и переработку сельскохозяйственного сырья, насыще-ние внутреннего рынка продовольствием и обеспечивающих эк-спорт продовольствия и сырья;
· АПК Беларуси является крупной межотраслевой подсистемой, объединяющей 9 отраслей народного хозяйства - сельское хозяйство, пищевая промышленность, молочная, мясная, комбикормовая, легкая (в части переработки сельскохозяйственного сырья), тракторное машиностроение, строительство, материально-техническое обеспечение и агросервис;
· аграрно-промышленный комплекс призван обеспечивать основные потребности страны в сельскохозяйственной продук-ции и продовольствии в за счет собственного про-изводства;
· для достижения и поддержания продовольственной безопасности необходим такой уровень развития АПК, который бы обеспечивал до 85 % спроса на сельскохозяйственную про-дукцию и занимал не менее 80 % внутреннего рынка продо-вольствия;
· импорт продо-вольствия не должен превышать 15--20 % его реализации, в противном случае создается угроза экономической безопасности и независимости страны;
· экономическая эффективность агропромышленного комплекса оценива-ется по соотношениям: стоимость конечного продукта -- сумма затрат в части производства ко-нечного продукта либо стоимость конечного продукта -- стоимость основ-ных производственных фондов;
· социальная эффективность -- соответствие результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества;
· экономическая и социальная эффективность взаимосвяза-ны: рост экономической эффективности служит основой до-стижения высоких социальных результатов, в свою очередь без социальных достижений невозможно решение экономи-ческих задач;
· агропромышленная интеграция - это организационно-экономичес-кий процесс созна-тельно, планомерно регулируемого объединения хозяйственных структур в единое агропро-мышленное производство с целью повышения экономической эффективности его работы и ре-шения социальных задач;
· интеграция вертикальная -- межотраслевое кооперирование и комбиниро-вание организаций и производств различных отраслей, обеспечивающее оп-тимальное прохождение товарной массы в едином технологическом процессе из одной фазы производства с другую, снижение издержек, повышение эффективности производства и качества продукции;
· интеграция горизонтальная -- внутриотраслевое кооперирование предпри-ятий и производств одной или нескольких подотраслей, обеспечивающее уг-лубление специализации отдельных звеньев единого технологического процесса, снижение издержек производства, рост его эффективности и повыше-ние качества продукции;
· к наиболее важным мерам государственного воздействия на развитие АПК относятся изменение ценообразования, налого-вой, кредитной и инвестиционной политики, формирование госу-дарственного заказа;
· отличительной особенностью налоговой политики в АПК является стимулирование колхозов, совхозов, крестьянских (фер-мерских) хозяйств, сельскохозяйственных предприятий и органи-заций, кооперативов с помощью земельного налога рационального использования земельных ресурсов и льготное налогообложение;
· ин-вестиционная политика республики направлена на обеспече-ние приоритетного развития АПК и перерабатывающей промыш-ленности АПК;
· Беларусь является аграрно-промышленной страной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственное регулирование экономики: курс лекций / под общ. ред. Н.Б. Антоновой - Мн.:1996 - 360 с.
2. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учеб. пособие / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович; под общ. ред. В.Н. Шимова. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 844 с.
3. Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса: В 2 кн. Кн1 / В.Г. Гусаков; под общ. ред. В.Г. Гусакова. - Мн.: Белорус. наука, 2007. - 891 с.
4. Экономика предприятий и отраслей АПК: учебник / П.В. Лещиловский, В.Г. Гусаков, Е.И. Кивейша; под ред. П.В. Лещиловского, В.С. Тонковича, А.В. Мозоля. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: БГЭУ, 2007. - 574 с.
5. Гусаков В. Организация фермерского бизнеса в США // Агроэкономика - 2000. - №3. - С. 3-5.
6. Крупич, А. Роль кооперации и интеграции в формировании рыночных хозяйственных структур / А. Крупич // Аграрная экономика. - 2006 - №6. - С. 20 - 27.
7. Попков, А. Сельское хозяйство Германии / А. Попков // Аграрная экономика. - 2006 - №6. - С. 49 - 52.
8. Филипцов, А.М. Структурное и отраслевое развитие сельского хозяйства / А.М. Филипцов // Белорусский экономический журнал - 2006 - №6. - С. 105 - 106. ...........
Страницы: 1 | [2] |
|