ости суставов.
Осмотр сзади (фронтальная плоскость).
Положение головы - определяем степень наклона во фронтальной плоскости и поворот в горизонтальной плоскости по расположению мочек ушей.
Положение плечевого пояса - оцениваем уровень надплечий, углов лопаток, крыловидность лопаток, симметричность их расположения по отношению к центральной позвоночной оси.
Треугольники талии - отмечаем симметричность и глубину треугольников талии.
Позвоночник - оцениваем по линии остистых отростков, состоянию паравертебральных мышц. Отмечаем уровень, длину и вершину дуги искривления. При осмотре области позвоночника могут быть отмечены изменения в виде пигментных или сосудистых пятен, усиленного рисунка подкожных вен, кровоизлияний, повышенной сухости (синдром Олбрайта при фиброзной остеодисплазии или синдром Маффуччи при дисхонроплазии), локального усиления роста волос (признак незаращения дужек позвонков).
Осмотр в горизонтальной плоскости (в наклоне вперед) Наиболее распространенным является тест Адамса.
При наклоне больного вперед визуально оцениваются фронтальные искривления позвоночника и торсио-ротационные смещения туловища (рис2.).
Рис. 2. Осмотр в горизонтальной плоскости
Также определялась подвижность позвоночника и силовая выносливость мышц-разгибателей спины и брюшного пресса.
Существуют следующие критерии оценки физических качеств опорно-двигательного аппарата:
1. Оценка подвижности позвоночника вперёд;
2. Оценка подвижности позвоночника назад;
3. Боковая подвижность;
4. Силовая выносливость мышц-разгибателей спины;
5. Сила мышц спины правой и левой стороны туловища;
6. Силовая выносливость мышц брюшного пресса.
С целью изучения и оценки показателей физического развития учащихся, также применялись методы наружного осмотра и антропометрических исследований: определение роста в положении стоя и сидя, массы тела, окружностей грудной клетки, живота, талии, бедра, голени, плеча и предплечья, шеи, жизненной емкости легких, толщины жировой прослойки, а также формы ног, состояния свода стопы и типа телосложения.
Уровни, на которых расположены плечи, точнее, надплечъя (плечом в точном, анатомическом смысле слова называют часть руки между плечевым и локтевым суставом). Надплечья должны быть симметричными и находиться на одном уровне. Если же одно надплечье ниже другого, это указывает на дисгармоничность фигуры.
Величина, симметричность (конгруэнтность) треугольников талии, образованных боковой поверхностью грудной клетки, живота и внутренней поверхностью свободно опущенных рук. Разница в величине или форме этих треугольников указывает либо на искривление позвоночника, либо на асимметрию грудной клетки, не связанную со сколиозом (это бывает значительно реже), либо на асимметрию в привычном положении рук. Каждая из этих причин свидетельствует о нарушении гармоничности телосложения.
Уровень стояния углов лопатки. Этот уровень должен быть строго горизонтален. Искривление позвоночника во фронтальной плоскости сопровождается смещением одного из углов лопатки, что видно при осмотре и прощупывании.
Нарушения нормальной формы позвоночника могут происходить и в передне-заднем направлении. Эти нарушения проявляются в виде плоской или круглой спины, а также выступающего вперед живота (рис. 3).
Следует иметь в виду, что глубина нормальных искривлений позвоночника составляет 3--4 см. Эти искривления играют важную физиологическую роль, обеспечивая рессорную функцию позвоночного столба: благодаря им головной мозг при ходьбе, беге и особенно при прыжках не испытывает значительных сотрясений.
Каждый толчок, направленный снизу вверх, смягчается за счет увеличения кривизны позвоночника и доходит до черепной коробки в уменьшенном в 25--30 раз виде.
Рис. 3. Различные формы спины:
а -- нормальная, б -- круглая, в -- плоская, г -- седловидная
В поясничном отделе нарушением нормальной формы позвоночника является, как правило, чрезмерно выраженный лордоз, который проявляется в значительном искривлении позвоночника и, вследствие этого, в увеличенном животе. Важно иметь в виду, что увеличение живота, которое резко портит телосложение молодого человека, уродуя даже хорошую фигуру, является результатом не только смещения внутренних органов вперед. Сдвинутые кпереди из-за чрезмерного поясничного лордоза внутренние органы не находят естественной опоры в костях таза (они несколько «провисают» и растягивают мышцы и покровные ткани живота. Вследствие этого постоянного растяжения живот увеличивается, мускулатура брюшной стенки становится дряблой и фигура еще больше деформируется. В этом заключается особая опасность поясничного лордоза.
Для точного измерения искривления позвоночного столба служит несложный аппарат, который называется кифосколиозометром. Однако и без этого аппарата, при помощи простого наблюдения, легко выявить изъяны телосложения, связанные с нарушениями нормальных искривлений позвоночника в передне-заднем направлении.
Мускулатуру (мышечная система) исследуют путем осмотра и ощупывания в состоянии покоя и в напряжении. Развитие мускулатуры оценивают как слабое, среднее и хорошее. При слабом развитии мускулатуры уменьшается ее объем, тонус, рельефность и возможно образование спаек, рубцов и атрофия.
Грудную клетку в норме различают в двух формах: конусообразную и цилиндрическую. В результате заболевания могут образоваться патологические формы грудной
клетки, плоская, узкая, «куриная», воронкообразная, рахитическая (асимметричная).
Минимальный, или сокращенный, объем антропометрических исследований предусматривает регистрацию следующих показателей: рост в положении стоя, масса тела, окружности грудной клетки в положении вдоха, выдоха и дыхательной паузы (по ним вычисляют амплитуду движения грудной клетки), жизненная емкость легких, определение формы ног, состояния свода стопы, типа телосложения, силы мышц кистей рук и становой силы.
Полный объем исследований, необходимых для решения практических вопросов физического воспитания, включает, кроме того, измерение роста в положении сидя, окружностей шеи, живота, талии, плеча, предплечья, бедра и голени, толщины жировой прослойки, подвижности в основных суставах (плечо, тазобедренный, коленный, голеностопный, позвоночный столб), а также вычисление пропорций тела (по соотношению между длиной туловища и ног).
Рост тела определяют с помощью ростомера. При измерении роста стоя учащийся становится спиной к вертикальной планке ростомера, прикасаясь к ней пятками сомкнутых ног, ягодицами и межлопаточным пространством. Затылок обычно не прикасается к планке, ориентиром для положения головы служит линия, проходящая через нижний край глазницы и козелок уха, которая должна быть горизонтальной. При измерении роста сидя учащийся должен касаться планки нижней частью спины и межлопаточным пространством.
Массу тела измеряют на медицинских десятичных весах с точностью до 50 г.
Окружность грудной клетки измеряют сантиметровой лентой, которая проходит сзади по углам лопаток и располагается горизонтально. У девушек спереди лента проходит ниже грудных желез. Существует несколько измерений окружности грудной клетки. Сначала определяют окружность в положении дыхательной паузы (для этого проводят измерение во время ответа учащегося на какой-либо задаваемый ему вопрос). Затем определяют окружность при максимальном вдохе и глубоком выдохе.
Разница в сантиметрах и их десятых между показателями окружности грудной клетки на вдохе и выдохе определяет амплитуду, или размах движений грудной клетки.
Жизненную емкость легких регистрируют при помощи водяного или портативного сухо-воздушного спирометра. После подготовительного вдоха и выдоха учащийся делает максимальный вдох и полностью, сколько возможно, выдыхает воздух в трубку спирометра.
Силу мышц кистей рук определяют кистевым динамометром, а становую силу-- становым динамометром. Первое определение считают пробным, о чем информируют испытуемого. Засчитывают второе или третье усилие.
Для определения плоскостопия мы использовали следующие методы:
1. Плантография (с определением индекса Штритера) (рис.4)
2. Плантография по Годунову. (рис.5)
3. Подометрия (с определением индекса Фридланда).
4. Вальгирование (прогибание внутрь) стоп под нагрузкой.
На плантограмме проводят касательную к наиболее выступающим точкам внутреннего контура стопы. Из ее середины восстанавливают перпендикуляр ав до пересечения его с наружным контуром отпечатка. Измеряют в % соотношение закрашенной части перпендикуляра бв ко всей его длине (рис. 4).
Результаты оценивают следующим образом: 0 -40% -полая стопа; 40 -50% - норма; 50 - 100% - плоскостопие.
Рис. 4. Рис 5.
Плантография по Годунову. В норме граница грузового свода совпадает с линией а или близка к ней. При плоскостопии 1 степени распространяется на 1/3 подстводного пространства, при 2 степени распространяется на 2/3 подстводного пространства, при 3 степени занимает все подстводное пространство (рис. 5).
Подометрия (греч. podos стопа + metreо мерить, измерять) - измерение различных отделов стоп и вычисление соотношений полученных данных. Термин «подометрия», метод и прибор для подометрии. предложены ·М. О. Фридлаuдом в 1926 г.
Длину стопы (L)измеряют уложив штатив на пол и перемещая подвижную планку, повернутую вокруг штатива на 180°. Высоту (h) измеряют от пола до верхней поверхности ладьевидной кости, оба показателя с точностью до 1 мм (рис. 6). Отношение первой величины ко второй, выраженное в процентах, называется подометрическим индексом (рис. 5).
Подометрический индекс Фридланда = h 100 / L
За показатель нормы был взят подометрический индекс Фридланда 29-31, его увеличение или уменьшение считается признаком соответственно повышения или снижения свода стопы.
Показатель используют при изучении детской стопы в динамике.
Рис. 6. Схема измерений стопы для определения подометрического индекса.
Вальгирование (прогибание внутрь) стоп под нагрузкой.Обследуемый становится на стул в положении ноги врозь.Если под внутренней стороной свода стопы помещаются два пальца - стопа нормальная, один палец - стопа уплощенная. При плоской стопе подошвенная часть ноги плотно прилегает к опоре и сама стопа имеет уплощенный вид.
С помошью вальгирования определялось слабость мышц свода стопы (определяется по пробам); ухудшение эластических свойств связок (определяется по результатам пассивного исследования объема движений в суставах стопы); быстрая утомляемость стоп и голени, особенно при статических нагрузках; ощущение тяжести в ногах; пастозность (отечность) голеней; болевые ощущения.
Результаты осмотра заносились в тестовые карты (см. приложение 2) по которым давалась оценка выявленных нарушений осанки и плоскостопия:
нормальная оценка - отрицательные ответы на все вопросы
некоторые отклонения требующие наблюдения школьного педиатра - положительные ответы на один или несколько вопросов от 3-х до 7 номера включительно.
Значительное нарушение осанки - положительные ответы на 1, 2, 8, 9, 10 вопросы (один или несколько). Дети, отнесенные к данной группе подлежат обязательному направлению к ортопеду.
2.3 Принципы построения занятий
Комплексы АФК включали в себя необходимый минимум упражнений: упражнения против нарушения осанки, плоскостопия и на развитие координации движений, работу с большими гимнастическими мячами, мячами - прыгунами, массажными мячами. Занимались дети босиком, чтобы чувствовать свою стопу и пальцы ног.
Наряду с основными корригирующими упражнениями в комплексы лечебной гимнастики включались упражнения прикладного характера: ползание, ходьба, бег, прыжки, метание. Эти упражнения использовались как общеукрепляющие, а также для ликвидации отставания психомоторного развития путем повышения ДА и эмоционального тонуса на занятиях лечебной физкультурой.
Весьма перспективной представлялась структура занятий лечебной гимнастикой, построенная на принципах «круговой тренировки» Э.В. Плаксуновой [28]. Дети последовательно выполняли упражнения на "базах", оборудованных гимнастическими снарядами и инвентарем.
В настоящее время разработаны и внедрены в практику разнообразные авторские профилактические и лечебные комплексы занятий и физических упражнений на суше.
Для профилактики деформации позвоночника и консервативного лечения плоскостопия нами были проведены авторские комплексы занятий с целью коррекции нарушения осанки и коррекции плоскостопия у детей младшего школьного возраста посредством физических упражнений и массажа.
Занятия строились следующим образом:
1. Вводная часть (разминка). Основу составляют динамические упражнения;
2. Основная часть. Основу составляют статические упражнения;
3. Заключительная часть. Основу составляют динамические упражнения.
Основными принципами занятий являлись:
1. Принцип систематичности - заключается в непрерывности и планомерности использования любых средств адаптивной физической культуры в течение курса занятий. Этот принцип обеспечивается регулярностью проведения занятий, стимулируются компенсаторные реакции.
2. Принцип от простого к сложному - заключается в постоянном усложнении требований, предъявляемых к детскому организму, в процессе проведения занятий АФК.
3. Принцип постоянного повышения требований необходим для обеспечения адаптации организма ребёнка к физическим нагрузкам. С этой целью в содержание занятий включаются постепенно более сложные виды упражнений и увеличивается объём и интенсивность физической нагрузки.
4. Принцип индивидуального подхода. Необходимо учитывать степень развития больного ребёнка, степень отставания или опережения функциональных возрастных показателей (учитываются особенности течения заболевания) наличие и отсутствие осложнений.
5. Принцип доступности. Все средства адаптивной физической культуры должны быть доступны. Как по своей структуре, так и по уровню физической нагрузки. Это определяется соответствием физических упражнений, уровнем психомоторного развития, состоянием здоровья, предшествующему двигательному опыту, физической подготовленности и соответствию двигательного аппарата ребёнка.
6. Принцип учёта возрастного развития движения. Необходимо строить коррекционное воздействие так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения.
7. Сочетание общего и специального воздействия в процессе Занятий АФК следует понимать следующим образом:
- общая тренировка преследует цель общего оздоровления организма, улучшения функций органов и систем, развитие и закрепление моторных навыков и волевых качеств;
- специальная тренировка призвана развить необходимые функции организма, нарушенные заболеванием.
8. Принцип чередования мышечных нагрузок. Необходим для предупреждения утомления у детей. Этот принцип представляет такое сочетание средств адаптивной физической культуры, чтобы работа мышц чередовалась с отдыхом.
9. Принцип сознательности и активности. Для усиления средств адаптивной физической культуры необходимо сознательное и активное участие ребёнка в занятиях.
Составной частью занятий и средствами адаптивной физической культуры являются физические упражнения.
Задача этих упражнений:
1. Повышение общего тонуса организма, укрепление ослабленных мышц ног, увеличение их силовой выносливости создание крепкого мышечного корсета.
2. Формирование правильной осанки и нормального положения частей тела, обеспечение параллельности линий плечевого и тазового поясов, уменьшение косого стояния таза, устранение асимметрии углов лопаток, дифференцированное воздействие на мышцы в области выпуклости и вогнутости искривления в грудном и поясничном отделах.
3. Формирование правильных продольного и поперечного сводов стопы с нормальным положением частей стопы.
4. Воздействие на позвоночник с целью разгрузки, вытяжения и мобилизации, коррекции позвоночника и обратное вращение (деторсия) позвонков при наличии признаков торсии.
5. Тренировка координации движений и равновесия (балансирование), развитие мышечно-суставного чувства, и контроля за "пространственной схемой тела", обучение активной коррекции отклонений туловища и верхних конечностей, обучение активной коррекции походки.
6. Улучшение кровообращения и трофики в мышцах, позвоночнике, грудной клетке, органах грудной и брюшной полостей.
7. Улучшение кровообращения и трофики в мышцах, костях, суставах и связках стоп и голеней.
8. Укрепление опорно-двигательного аппарата, профилактика его нарушений.
В своей работе мы использовали и чередовали 2 авторских комплекса упражнений:
1. Комплекс упражнений, М.И.Фонарева, в основе которого лежат физические упражнения и упражнения с различными предметами:
? легкий эластичный индивидуальный коврик и палочку
? мяч диаметром 45-60 см.
? коврик под ноги массажный.
? массажный мяч
? воздушный шар.
Комплекс упражнений представлен в таблице 2.
2. Комплекс упражнений, Д. Познер-Мейер, в основе которого лежит оздоровительная гимнастика с использованием гимнастических мячей.
Комплекс упражнений представлен в таблице 3.
На занятиях с детьми с нарушением осанки и плоскостопием мы использовали комплекс упражнений М.И. Фонарева, занятия строились следующим образом:
Вводная часть (разминка). Варианты ходьбы с сохранением правильной осанки в сочетании с разнообразным движением рук. Упражнения с палочкой (руки вверх, в стороны, назад), рывки согнутыми и прямыми руками, вращение рук в плечевых суставах "мельница", поочередная супинация вытянутыми в стороны прямыми руками, сведение лопаток, дыхательные упражнения с воздушными шарами, ходьба на массажной дорожке или коврике. Степ, беговая дорожка, варианты ходьбы и бега.
Основная часть.
? Упражнения в исходном положении, лежа на спине, на животе, в колено локтевом и колено кистевом положении.
? Упражнения на мяче большого диаметра 45-50 см.
? Упражнения для мышц ног.
Заключительная часть.
Растягивание, дыхательные упражнения, расслабление.
Программа занятий дополнена массажем (см приложение 3) и дыхательной гимнастикой (см. приложение 4). С родителями детей экспериментальной группы проводилось родительское собрание, на котором им было рекомендовано каждое утро проводить комплекс утренней гимнастики (см. приложение 5), закаливание и физиолечение.
Таблица 2
Комплекс упражнений АФК с детьми экспериментальной группы разработанный М.И. Фонарёвым.
Вводная часть (разминка) -- подготовка организма к специальным коррелирующим мероприятиям.
|
I Вводная часть
|
Упражнения
|
И.П.
|
Время,
дозировка
|
Коррекционное направление
|
|
|
1. Обучение правильной осанке.
|
Стоя у стенки без плинтуса
|
1-2мин.
|
Формирование правильной осанки и нормального положения частей тела
|
|
|
2. Контроль перед зеркалом.
|
Стоя перед зеркалом
|
1-2 мин
|
|
|
|
3. Дыхательные упражнения.
|
Стоя перед зеркалом
|
1-2мин
|
|
|
|
4. Ходьба, ее варианты с сохранением правильной осанки.
|
|
5-6 мин
|
Повышение общего тонуса организма
|
|
|
Основная часть -- упражнения направлены на укрепление пострадавших мышечных групп.
|
II Основная часть
|
1. «Кроль».
Вращение рук назад, имитирующее движения руками в кроле на спине, постепенно увеличивая темп движений. Контролировать положение плечевого пояса
|
Стоя перед зеркалом
|
1 мин
|
Увеличение подвижности плечевых суставов. Укрепление мышц спины и плечевого пояса, координация движений.
|
|
|
2. «Насос». Наклоны туловища вправо и влево, скользя руками вдоль туловища. Контролировать положение плечевого пояса.
|
Стоя перед зеркалом в позе правильной осанки
|
1мин,
25-30 раз
|
Укрепление боковых мышц туловища, устойчивость вестибулярного аппарата, регулирование позы.
|
|
|
3. «Штанга». Наклон туловища вперед до горизонтального положения, неотрывно глядя в глаза своего зеркального отображения.
|
Стоя перед зеркалом с гимнастической палкой за плечами
|
1мин,
10-15 раз
|
Укрепление мышц туловища, гибкость грудного отдела позвоночника, зрительный контроль за регулированием позы.
|
|
II Основная часть
|
4. «Кошечка».
Опускание и поднимание головы с прогибанием в поясничном отделе с последующим разгибанием в грудном и поясничном отделах
|
Стоя на четвереньках
|
1мин,
10-15 раз
|
Гибкость позвоночника, укрепление мышечного корсета, координация движений головы и туловища, вестибулярная устойчивость
|
|
|
5. «Колечко». Прогибаясь, наклон назад до касания пола головой. Выполняется со страховкой
|
Стоя на коленях, руки на пояс
|
1мин,
5-6 раз
|
Гибкость позвоночника, растягивание мышц живота, укрепление мышц спины, вестибулярная устойчивость.
|
|
|
6. «Ванька-встанька». Перекат назад и возвращение в исходное положение без помощи рук.
|
Сидя с максимально согнутыми коленями прижатыми к груди и обхваченными руками
|
1мин,
10-15 раз
|
Укрепление мышц туловища, координация движений, дифференцировка мышечных ощущений, ориентировка в пространстве.
|
|
|
7. «Птица». Наклон вперед до касания руками пальцев ног, сохраняя положение головы, туловища и рук.
|
Сидя на полу, ноги врозь пошире, руки в стороны (зафиксировать правиль-
ную осанку)
|
1мин,
10-12 раз
|
Гибкость поясничного отдела позвоночника, растягивание мышц спины, симметричность движений контроль за положением частей тела в пространстве.
|
|
II Основная часть
|
8. «Змея». Медленно разгибая руки поднимая голову, максимально прогнуться в грудном и поясничном отделах, запрокинув назад голову
|
Лежа на животе, ноги вместе, руки на уровне плеч, ладонями вперед
|
1мин,
8-10 раз
|
Гибкость позвоночника, растягивание мышц груди и живота, управление силовыми и временными характеристи-ками движения.
|
|
|
9. «Свеча». Сначала согнуть ноги в коленях, а затем разогнуть их до вертикального положения по отношению к полу, зафиксировать позу и медленно опустить в исходное положению.
|
Лежа на спине, руки за голову
|
1мин,
10-12 раз
|
Сила мышц брюшного пресса, координация движений, пространственная ориентация, регулирование амплитуды движения.
|
|
|
Упражнения с мячом и физиоролом
10. Волнообразные движения туловищем, растяжка
|
Лежа на животе на двух физиоролах
|
1мин.
|
Гибкость позвоночника, растягивание мышц живота, укрепление мышц спины.
|
|
|
11. Растяжка, прогибание на мяче в исходном положении, перекатывание спиной мяча, в переход из положения лежа в положение сидя на мяче
|
На спине
|
1мин.
|
Укрепление мышц туловища, координация движений, дифференциров-ка мышечных ощущений.
|
|
II Основная часть
|
12. Ходьба с мяча на руках
|
Лежа на животе
|
1мин.
|
Гибкость поясничного отдела позвоночника, растягивание мышц спины
|
|
|
13. По очереди поднимаем руки вверх, ноги в упоре на полу, прогибаемся- вдох, возвращаемся в исходное положение - выдох
|
Лежа животом на мяче
|
1мин,
10-15 раз
|
Гибкость позвоночника, статическая сила мышц спины и живота
|
|
|
14. Стараемся удержаться на мяче по очереди поднимаем руки вверх за голову
|
На боку на мяче
|
1мин., 8-10 раз
|
Укрепление мышц рук, плечевого пояса и туловища, ориентировка в пространстве
|
|
|
15. Стопы ног кладем пятками на мяч. Удерживаем мяч пятками, ногами закатываем мяч под себя, пригибаемся, выкатываем мяч, расслабляемся на мяче. Захват мяча ногами, раскачивание, вращение, подъем мяча ногами в исходном положении лежа спиной на полу
|
Лежа на полу на спине
|
2мин.
|
Растягивание мышц передней поверхности бедер, равновесие, дифференцировка амплитуды движения
|
|
|
16. Разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола
|
Сидя на стуле
|
1 мин
|
Укрепление ослабленных мышц ног
|
|
|
17. Захватывание и приподнимание пальцами ног различных предметов
|
Сидя на стуле
|
1 мин
|
Укрепление ослабленных мышц ног
|
|
|
18. Скольжение стопой вперед и назад с помощью пальцев
|
Сидя на стуле
|
1 мин
|
Укрепление ослабленных мышц ног
|
|
|
19. Перекат с пятки на носок и обратно
|
Стоя
|
До 1 мин
|
Укрепление ослабленных мышц ног. Улучшение кровообращения и трофики в мышцах, костях, суставах и связках стоп
|
|
|
20. Ходьба на месте по массажному коврику
|
Стоя
|
1-2 мин.
|
Формирование правильных продольного и поперечного сводов стопы с нормальным положением частей стопы
Улучшение кровообращения и трофики в мышцах, костях, суставах и связках стоп и голеней
|
|
|
Заключительная часть -- упражнения направлены на постепенное снижение нагрузки на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную и дыхательную системы.
|
III Заключитель ная часть
|
1. Растягивание,
2. Дыхательные упражнения,
3. Расслабление
|
Стоя
|
3-5 мин
|
Повышение общего тонуса организма
|
|
|
На занятиях с детьми с нарушением осанки и плоскостопием мы также использовали комплекс упражнений Д. Познер-Мейер.
Занятие состоит из 3-х частей: вводной, основной и заключительной.
Для выполнения заданий используем разнообразное физкультурное оборудование:
- гимнастическая стенка,
- гимнастические мячи,
- массажные мячи и др.
В основной части занятия выполняются упражнения у гимнастической стенки и на гимнастических мячах с соблюдением определенной последовательности.
1. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
2. Упражнения на верхний пресс.
3. Упражнения на нижний пресс.
4. Комплексные упражнения.
5. Упражнения для мышц ног.
В заключительной части занятия выполняем упражнения с массажными мячами. Выполняем массаж ладоней и рук, ступней и ног.
Таблица 4
Комплекс упражнений АФК с детьми экспериментальной группы разработанный Д. Познер-Мейер.
Вводная часть - подготовка организма к выполнению физических упражнений.
|
I Вводная часть
|
Упражнения
|
И.П.
|
Время,
дозировка
|
Коррекционное направление
|
|
|
Выполняются различные упражнения
|
В ходьбе, беге, прыжках
|
6-8 мин
|
формирования правильной осанки
|
|
|
Основная часть - выполнение упражнений у гимнастической стенки и на гимнастических мячах. Упражнения направлены на укрепление мышц рук и плечевого пояса мышц спины и брюшного пресса, а также для мышц ног.
|
II Основная часть
II Основная часть
|
1. «Обезьянка». Хватом двумя руками на уровне пояса - глубоко присесть, разгибая руки.
|
Из положения стоя на 4-й рейке снизу лицом к гимнастической стенке
|
1 мин., 8-10 раз
|
Укрепление мышц рук, плечевого пояса и туловища, ориентировка в пространстве
|
|
|
2. «Лук». Хватом за рейку на уровне плеч - прогнуться в грудном отделе, выпрямив руки и вернуться в исходное положение.
|
Стоя вплотную к гимнастической стенке,
|
1-2мин.,
10-12раз
|
Укрепление мышц рук, плечевого пояса, гибкость грудного отдела позвоночника, координация движений, растягивание мышц брюшного пресса
|
|
|
3. «Замок». Левая рука заводится за спину ладонью наружу, правая, согнута в локте, переносится через плечо ладонью вовнутрь, сцепить пальцы в замок. То же с другой руки.
|
Из положения сидя на полу, скрестив ноги
|
1-2мин., 10-15 раз
|
Координация движений рук и кисти, растягивание мышц плечевого пояса, ориентировка в пространстве, точность движений.
|
|
|
4. «Книжка». Касание лбом коленей.
|
Из положения, сидя на полу - ноги врозь
|
1мин., 8-10 раз
|
Растягивание мышц спины
|
|
|
5. «Ласточка». Слегка вытянуть шею, прогнуться в грудном отделе, отвести руки в стороны, сблизить лопатки и приподнять ноги: вернуться в исходное положение, расслабить руки.
|
Из положения лежа на животе на гимнастическом мяче, руки в стороны
|
1-2 мин., 8-10 раз
|
Гибкость грудного отдела позвоночника, статическая сила рук и плечевого пояса, симметричность усилий.
|
|
|
6. «Рыбка». Медленно поднять голову, прогнуться во всех отделах позвоночника и вернуться в и.п.
|
Из положения лежа на животе, на гимнастическом мяче
|
2-3мин.,
10-12 раз
|
Гибкость позвоночника, растягивание мышц груди и живота, укрепление мышц туловища
|
|
|
7. «Маятник». - Медленно поднять ноги на 45° и, не разводя их, опустить справа от себя, снова поднять вверх и опустить слева от себя.
|
Из исходного положения лежа на спине, на гимнастическом мяче руки в стороны
|
1-2- мин., 8-10 раз
|
Укрепление мышц живота и боковых мышц туловища, координация движений, ориентация в пространстве, волевое усилие
|
|
II Основная часть
|
8. «Велосипед». Медленно имитация движений велосипедиста.
|
Из положения лежа на спине, на гимнастическом мяче и подняв ноги на 45°
|
1-2 мин.
|
Сила мышц брюшного пресса, координация и ритмичность движений, дифференцировка темпа движений
|
|
|
9. «Тяжелые ноги». а)Согнуть ноги, приподняв до угла 45° и медленно вернуться в исходное положение.
б) то же зажав гимнастический мяч между лодыжками.
в) то же на удержание прямых ног с мячом на высоте 10 - 20 см. от пола, в течении 5 - 10 с.
|
Из положения лежа на спине с зажатым между коленями гимнастическим мячом
|
4-5 мин
|
Сила мышц брюшного пресса, дифференцировка усилий и пространства, координация и точность движений, волевое усилие.
|
|
|
10. «Свечка».
а) Поочередное поднимание прямых ног.
2) То же, но одновременное поднимание прямых ног.
3) То же, с отягощением (гимнастическим мячом) между лодыжками.
|
Из положения, лежа на спине
|
4-5 мин.
|
Сила мышц брюшного пресса, сила мышц передней поверхности бедер, дифференцировка усилий, координация движений, волевые усилия.
|
|
|
11. «Столбик». Наклон туловища назад, сохраняя прямую линию от коленей до головы.
|
Стоя на коленях, руки вдоль туловища, подбородок прижат
|
1 мин., 8-10 раз
|
Растягивание мышц передней поверхности бедер, равновесие, дифференцировка амплитуды движения.
|
|
II Основная часть
|
12. «Пистолетик».
а) Присесть на одной, другая - вперед, встать, опираясь на стенку.
б) то же на другой ноге.
|
Стоя боком у гимнастической стенки, держась за реку на уровне пояса
|
1-2 мин
|
Сила мышц передней поверхности бедер, координация движений, сохранение осанки при динамических движениях.
|
|
|
13. Захватывание стопами мяча и приподнимание его
|
Сидя на стуле
|
1 мин.
|
Укрепление ослабленных мышц ног
|
|
|
14. Сдавливание стопами резинового мяча
|
Сидя на стуле
|
1 мин.
|
Укрепление ослабленных мышц ног
|
|
|
15. Повороты корпуса при фиксированных ногах
|
Стоя
|
1 мин
|
Формирование правильных продольного и поперечного сводов стопы с нормальным положением частей стопы
|
|
|
16.Полуприседа-ния и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед
|
Стоя
|
До 1 мин.
|
Укрепление ослабленных мышц ног. Улучшение кровообращения и трофики в мышцах, костях, суставах и связках стоп
|
|
|
Заключительная часть - восстановление организма после физической нагрузки.
|
III Заключительная часть
|
Выполняются упражнения с массажными мячами.
Массаж ладоней и рук, ступней и ног
|
Стоя, сидя на стуле
|
5-6 мин.
|
Повышение общего тонуса организма
|
|
|
Объединяющим началом всех занятий служил эмоциональный настрой, яркая игровая психоэмоциональная окраска, атмосфера веселой, увлекательной игры, много музыки, танцев, смеха.
Также использовался массаж и дыхательная гимнастика (см приложение 4), способствующие укреплению сводчатости стопы и коррекции осанки.
На занятиях адаптивной физической культуры комплексы упражнений менялись каждые три занятия.
Таким образом, в данной главе были проведены различные методики определения нарушения осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста и предложены комплексы авторских методик АФК для профилактики и преодоления нарушения осанки и плоскостопия.
Для решения поставленных задач нами были использованы адекватные и достаточные средства коррекции осанки и плоскостопия, схема организации и методы оценки их эффкктивности.
Для обработки полученных данных в работе нами использовались методы математической статистики, с помощью определения достоверности различий по критерию Стьюдента в программе Excel.
2.4 Методы оценки эффективности физических качеств опорно-двигательного аппарата
После реализации программы занятий коррекции нарушения осанки и плоскостопия у детей младшего школьного мы провели оценку физических качеств опорно-двигательного аппарата
Сначала мы проводили визуальный осмотр для определения нарушения осанки и плоскостопия детей исследуемых групп, затем - оценку физических качеств опорно-двигательного аппарата. Она проводилась следующим образом.
Оценка подвижности позвоночника вперёд определяется из исходного положения: основная стойка, стопы параллельны, Ребенок должен наклонить туловище и коснуться пола пальцами, а лучше ладонями, не сгибая ног в коленях. Если пальцы на достигают пола, значит, подвижность недостаточна. Расстояние от пола до пальцев измеряется сантиметровой лентой (для сравнения с последующими измерениями).
Для оценки подвижности позвоночника назад измеряется расстояние от остистого отростка 7-го шейного позвонка до начала ягодичной складки. Затем это же расстояние измеряется при максимально возможном наклоне головы и туловища назад (ноги прямые). Полученная разница в сантиметрах и будет показателем подвижности. Разница расстояния менее 6 см у детей 7-11 лет и менее 4 см в возрасте 12-16 лет указывает на ограничение подвижности. Хороший показатель- 9-10 см; при разнице выше 12 см подвижность позвоночника следует считать чрезмерной.
Боковая подвижность определяется так: сначала отмеряют расстояние от кончика третьего пальца каждой руки до пола, затем то же при максимальном наклоне туловища и сторону.
Разница между первым и вторым измерением характеризует амплитуду и ассиметрию боковой подвижности. В каждом отдельном случае учитывается длина рук, ног и туловища.
Силовая выносливость мышц-разгибателей спины оценивается временем удержания на весу половины туловища и головы в позе "ласточка " или "рыбка " на животе. Для детей 7-11 лет нормальное время удержания туловища составляет 1,5-2 мин.
Сила мышц спины правой и левой стороны туловища
Силовая выносливость мышц брюшного пресса оценивается количеством переходов из положения, лежа на спине в положение сидя и обратно (ноги удерживает обследователь) Темп выполнения не выше 15-16 раз в мин. При нормальном развитии брюшного пресса дети 7-11 лет выполняют это упражнение 15-20 раз.
Данное тестовое обследование также включает осмотр ребенка с ответом на 10 вопросов тест-карты (таблица 1).
Таблица 1
Тестовая карта для выявления нарушений осанки
|
тест
|
ответ
|
|
1. Явное повреждение органов движения связанное с врожденными пороками, травмой, болезнью
|
ДА
|
НЕТ
|
|
2. Голова, шея отклонены от средней линии: плечи, лопатки, бедра установлены несимметрично
|
ДА
|
НЕТ
|
|
3. Грудная клетка сапожника", деформированная"
|
ДА
|
НЕТ
|
|
4. Чрезмерное уменьшение или увеличение физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза
|
ДА
|
НЕТ
|
|
5. Чрезмерное отставание лопаток
|
ДА
|
НЕТ
|
|
6. Чрезмерное выпячивание живота
|
ДА
|
НЕТ
|
|
7. Нарушение осей нижних конечностей (О-образное, Х-образное)
|
ДА
|
НЕТ
|
|
8. Неравенство треугольников талии
|
ДА
|
НЕТ
|
|
9. Вальгусное положение пятки или обеих пяток
|
ДА
|
НЕТ
|
|
10. Явное отклонение в походке
|
ДА
|
НЕТ
|
|
|
Обследование проводится в следующем порядке:
Осмотр в фас. Положение - руки вдоль туловища. Определяются форма ног, положение головы, шеи, симметрия плеч, равенство треугольников талии (треугольник талии - это просвет треугольной формы между внутренней поверхностью рук и туловищем, с вершиной треугольника на уровне талии, в норме треугольники должны быть одинаковыми по форме и равными по величине).
Осмотр сбоку. Положение - руки вдоль туловища. Определяются форма грудной клетки, живота, выступление лопаток, форма спины.
Осмотр со спины. Положение - руки вдоль туловища. Определяются симметрия углов лопаток, форма позвоночника, форма ног, ось пяток (вальгусная, варусная, нормальная).
В конце обследования ребенку предлагается сделать несколько шагов для выявления возможных нарушений в походке.
В процессе проводимого осмотра заполняется тестовая карта, по которой дается оценка выявленных нарушений осанки:
· нормальная оценка - отрицательные ответы на все вопросы
· некоторые отклонения требующие наблюдения школьно-дошкольного педиатра - положительные ответы на один или несколько вопросов от 3-х до 7 номера включительно
· значительное нарушение осанки - положительные ответы на 1, 2, 8, 9, 10 вопросы (один или несколько). Дети, отнесенные к данной группе подлежат обязательному направлению к ортопеду.
Таким образом, были рассмотрены различные методы диагностики и выявления у детей нарушения осанки и плоскостопия. Мы приходим к выводу, что диагностика нарушения осанки и плоскостопия необходима с младшего возраста, т.к. выявив первоначальные признаки, заболевания можно предупредить и провести коррекцию различными средствами АФК, которые рассмотрим далее.
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДСТВ АДАПИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ И ПЛОСКОСТОПИЕМ И ИХ ОБСУЖДЕНИИ
Страницы: 1 | [2] | 3 | 4 | 5 |
|