117
Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет
И.С.Масленникова, Е.А.Власов, А.Ю.Постнов
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебное пособие
Специальность 060800 «Экономика и управление
на предприятии туризма и гостиничного хозяйства»
Санкт-Петербург
2002
Утверждено
редакционно-издательским советом СПбГИЭУ
в качестве учебного пособия
Рецензенты
д-р экон. наук, проф. В.С.Боголюбов (СПбГИЭУ)
д-р техн. наук, проф. В.Е.Сороко (СПбГТИ (ТУ))
д-р техн. наук, проф. Г.К.Ивахнюк (СПбГТИ (ТУ))
Учебное пособие по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и представляет собой междисциплинарный комплекс знаний, основывающийся на научной концепции в системе «человек - среда обитания - машины - чрезвычайные ситуации» Рассматриваются актуальные вопросы безопасности жизнедеятельности в сфере туризма и туристско-экскурсионной деятельности: обеспечение безопасности туристов; психология безопасного туризма; питание и безопасность; проблемы безопасности в экстремальном (приключенческом) туризме и в технически сложных видах путешествий.
В настоящем учебном пособии впервые рассматривается прикладная направленность дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в сфере туризма.
Авторы учебного пособия: заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук, профессор Масленникова И.С.; доктор химических наук, профессор Власов Е.А.; кандидат технических наук, доцент Постнов А.Ю.
СПбГИЭУ, 2002
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение безопасности всегда являлось важнейшей проблемой человечества во всех сферах деятельности. Человек с момента своего зарождения подвергается изменяющимся опасностям природного, техногенного, антропогенного, биологического, социального, экологического характера.
Современное общество развивается в условиях нарастающего кризиса взаимоотношений человека и окружающей среды. В последние годы это демонстрируется ощутимым ростом количества техногенных и социально обусловленных катастроф, чрезвычайных ситуаций.
Воздействие человека на окружающую среду за последние годы по своим масштабам, интенсивности и сложности сравнивают со стихийными бедствиями. В этих условиях всё более необходимым становится формирования знаний по безопасности жизнедеятельности, как условия обеспечения устойчивой безопасной жизни.
Безопасность жизнедеятельности представляет собой междисциплинарный комплекс знаний, основывающийся на научной концепции в системе человек - среда обитания - машины - чрезвычайные ситуации.
Дисциплина включает в себя вопросы общей и прикладной направленности. Первые посвящены изучению негативных факторов в техносфере, природе и их воздействию на человека, а также путям и средствам обеспечения безопасности. В прикладной части рассматриваются методы адаптации человека для обеспечения безопасной устойчивой жизни применительно к конкретным сферам жизнедеятельности людей.
Прикладная направленность дисциплины Безопасность жизнедеятельности, например в сфере туризма, в настоящее время практически не отражена в учебном материале.
Туризм является одной из крупнейших и динамично развивающихся отраслей экономики. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16 рабочее место, 11% мировых потребительских расходов, 7,9% экспорта товаров и услуг. По данным Word Tourism Organization Россия до конца 2020 года войдет в число двадцати крупнейших стран вьезда туристов. В 2001 году Россию посетили почти 22 млн. туристов, из них около 3,5 млн. - г.Санкт-Петербург. Среди наиболее значимых для туристской индустрии негативных факторов, влияющих на отношение путешественников к турам в Россию, является озабоченность личной безопасностью.
Настоящее учебное пособие по безопасности жизнедеятельности в туризме и туристско-экскурсионной деятельности впервые ставит вопросы изучения проблем безопасности людей в этой сфере. Учитывая возрастающее количество туристов в нашей стране, изучение дисциплины Безопасность жизнедеятельности для специальности Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства должно являться одним из приоритетных направлений при подготовке специалистов в этой области.
Широкое развитие в последнее время въездного и выездного туризма, а также рост путешествий в пределах Российской Федерации требует четкой организации и взаимосвязи среди объектов туристской индустрии, включающих гостиницы, транспорт, места общественного питания и развлечения (оздоровительного, спортивного, познавательного и другого назначения), с организациями, осуществляющими туроператорскую и турагентскую деятельность, и с организациями, предоставляющими различные услуги (экскурсионные, туристские, гидов-переводчиков и другие виды услуг, оказываемые в зависимости от целей путешествия). При реализации услуг должна обеспечиваться безопасность жизни, здоровья туристов и экскурсантов, сохранность их имущества и должны быть разработаны методы контроля за выполнением требований безопасности. При совершении путешествий и при ознакомлении с природными, историческими, социально-культурными или иными объектами, способными удовлетворить духовные потребности туристов, а также содействовать восстановлению и развитию их физических сил и включенными в сферу туристского показа, одним из требований безопасности является сохранение экологического равновесия в окружающей среде.
Проблема безопасности особенно важна в экстремальном (приключенческом) туризме и в технически сложных видах путешествий, таких как восхождение на Эльбрус; поездки в Сибирь и на Камчатку; туры по Байкалу и Амазонке; конный, водный, горный; лыжный, автомобильный и велосипедный туризм, где риск получения ущерба здоровью и фатального исхода довольно велик.
Согласно Федерального закона №132-Ф3 от 24.11.96 г. "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" под безопасностью туризма понимается личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненасенение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий. В учебном пособии проанализированы данные проблемы безопасности на различных объектах туристской индустрии.
1. ОПАСНОСТЬ И ОБЩИЕ ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Защита человека от опасностей сопровождает человечество от момента его возникновения до настоящего времени. Если ранее опасности носили природный (землетрясение; пожары; грозы; горные обвалы; наводнение; ураганы и т.д.) и биологический (укусы зверей и змей; отравление растительной и животной пищей; микроорганизмы и т.д.) характер, то сегодня номенклатура опасностей резко возрасла, в основном, за счет антропогенного фактора (взрывчатые вещества; вращающиеся детали машин; гербициды и пестициды; медикаменты; лазерное, рентгеновское и инфракрасное излучение; электричество и т.д.).
Количество путешествующих с деловыми, лечебными или познавательными целями возрастает с каждым годом (табл.1). Средние темпы роста туризма составили в 1950-1999 г. 7% в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. Так общее число туров в 2001 году только в европейских странах достигло 408 млн. при средней длительности путешествий - 9,4 ночи (10,4 дня). На 10,6% вырос уровень расходов при путешествиях по Европе. Выезд европейцев в зарубежные страны составил 285 млн. поездок при средней цене 960 евро за тур. По мнению западных аналитиков в ближайшие годы число деловых поездок также должно возрасти с 564 млн. (2001 г) до 1,6 млрд., а доходы от делового туризма - с 400 млрд. до 2 трлн. американских долларов.
Таблица 1
Прирост количества туров в Европе за 2001 г.
|
Цель путешествия
|
Увеличение кол-ва туров, млн.
|
Цель путешествия
|
Увеличение кол-ва туров, млн.
|
|
Пляжные туры
|
2,3
|
Водные туры (круизы, рыбалка, озерный туризм и т.д.)
|
1,0
|
|
Лечебные туры
|
0,3
|
Событийный туризм (фестивали, карнавалы, конгрессы и т.д.)
|
0,1
|
|
|
В путешествиях количество опасностей еще более увеличивается: падение с лошади; вело- или автоавария; пропажа багажа или документов в аэропорту или на вокзале; переохлаждение или перегрев организма; неоптимальные микроклиматические параметры; дождливая погода; недостоверная информация; проблемы со средствами связи; потеря личных вещей или части снаряжения на перекатах горных рек или при спуске на лыжах с горы; получение травм, переломов; обман, воровство, рэкет и т.д. В то же время следует помнить, что человек сам является носителем потенциальных опасностей, например, он может быть причиной различного рода нежелательных событий вследствие ошибочных действий или заболевания (опоздание на посадку в самолет или автобус; ухудшение настроения вследствие отсутствия горячей воды в отеле и т.д.). Для туристов с неуравновешенной психикой пребывание за пределами родного города как правило, дискомфортно и приводит к нервным расстройствам, вследствие повышенного, как им кажется, внимания окружающих к их речи, манере поведения, внешнему виду. Для таких путешественников проблема безопасности имеет, в основном, психологический характер.
Некоторую часть опасностей несет уровень криминальной обстановки в районе путешествия (хищение денег, драгоценностей, документов, видио- и фотоаппаратуры и других личных вещей; карманные кражи; мошенничество во время купли-продажи; инциденты в ресторанах и развлекательных заведениях). По данным отдела информации ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти в 2001 году было совершено 550 преступлений против туристов, что составляет около 6,1% от аналогичного показателя по России. Необходимо отметить, что совершенные правонарушения, как правило, носят экономический характер.
Опасности, подстерегающие туристов, по своей природе случайны, т.е. подчиняются законам теории вероятности (вспышки опасных инфекционных заболеваний; ураганы, кражи и т.д.); потенциальны, т.е. носят скрытый характер, они неопределенны во времени и в пространстве (извержение вулканов; наводнения, землетрясения и т.д.); перманентны, т.е. существуют постоянно, действуют непрерывно (высокая влажность; загазованность атмосферы города и т.д.); тотальны, т.е. они всеобщи, от них не скрыться, они проявляются везде и всегда. Поэтому каждому туристу (самодеятельному или путешествующему внутри или за пределами страны) угрожает опасность. Если опасность реализуется, то она причиняет вред здоровью, который проявляется в травмах, болезнях, нервных потрясениях, инвалидных и летальных исходах. Однако часть людей не придает приоритетного значения, не верит или недооценивает, в силу своего характера и психического состояния, информацию, которая носит вероятностный или предупреждающий характер. У этих людей не выработана идеология безопасности, не сформировано безопасное мышление и поведение и с такими людьми наиболее часто происходят, особенно в туризме, незавидные ситуации ( травмирование, потеря или пропажа личных вещей, оштрафовывание за несоблюдение установленных правил и мер; отставание от группы во время экскурсии; заболевание венерическими болезнями и т. д.).
Необходимо подчеркнуть, что абсолютной безопасности в туризме не бывает; всегда существует некоторый остаточный риск. Следовательно, безопасность - это такой уровень опасности, с которым на данном этапе экономического и туристского развития можно смириться. Безопасность путешествия-это допустимый риск. В экстремальных видах туризма дозированный риск-это та "изюминка", которая привлекает путешественников из-за остроты ощущения.
Принципиальный подход к вопросам обеспечения личной безопасности туристов основан на соблюдении следующих непреложных истин:
Личная безопасность-это прежде всего объективная оценка реальности угрозы (при посещении ночного клуба, казино или просто на прогулке можно заказать охрану, гида или переводчика).
Необходимо оценивать свою деятельность и поступки с точки зрения возможного негативного воздействия (на прогулки брать с собой небольшую сумму денег; иметь при себе удостоверение личности или паспорт).
Лучше избегать опасных ситуаций, чем стать их жертвой (не гулять по темным улицам, аллеям; пустынным дворам и подземным переходам).
Неправильное или неадекватное поведение может усугубить возможное отрицательное воздействие и поставить под угрозу жизнь и здоровье (при нападении с угрозами и требованием денег, расстаться с ними без сожаления, так как жизнь и здоровье важнее).
В ситуациях повышенного риска следует прогнозировать развитие событий хотя бы на ближайшие несколько минут, соблюдать спокойствие и реально оценивать обстановку (при обнаружении жертв преступления, не кричать и не вмешиваться, а как можно быстрее сообщить в милицию).
В опасных ситуациях всегда важны первые шаги: часто ее можно обойти или оборвать в самом начале (при нападении в подъезде следует кричать "Пожар", так как это способно вызвать более быструю реакцию жильцов).
Самые простые средства и предварительные меры защиты являются наиболее надежными.
Известно, что в основе травматизма и возникновении чрезвычайных ситуаций в туризме часто лежат организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки; недостаточное воспитание; невнимательность и забывчивость; слабая установка инструктора на соблюдение безопасности; допуск к экстремальным видам туризма лиц с повышенным риском травматизма; пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояниях (истерическом, паническом, страха, испуга и т д.). Следовательно, человек живет, творит и путешествует в условиях постоянно изменяющихся и количественно увеличивающихся опасностей. Так как деятельность человека потенциально опасна, то безопасность будет заключаться в определении опасностей, угрожающих каждому туристу, и разработке соответсвующих способов защиты от них в любых условиях путешествия.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТУРИСТСКО-
ЭКСКУРСИОННОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
2.1. Общие требования безопасности
При оказании туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов, как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях, пожарах и т. п.), возникающих в стране путешествий.
Риск для жизни и здоровья человека в туристско-экскурсионном обслуживании возникает в условиях:
cуществования источников риска;
проявления данного источника на опасном для человека уровне;
подверженности человека воздействию источников опасности.
Вредные факторы (факторы риска) в туризме могут быть классифицированы следующим образом:
травмоопасность;
воздействие окружающей среды;
пожароопасность;
биологические воздействия;
психофизиологические нагрузки;
опасность излучений;
химические воздействия;
повышенная запыленность и загазованность;
прочие факторы;
специфические факторы риска.
Травмоопасность может возникнуть в результате перемещения механизмов, предметов и тел; вследствие сложного рельефа местности; передвижения горных пород (камнепадов, селей, лавин); неблагоприятных эргономических характеристик используемого ту-ристского снаряжения и инвентаря, влекущих травмы (тесная спортивная обувь, неудачная конструкция крепления горных лыж, узкие лямки рюкзаков и. т. п.); опасных атмосферных явлений (статическое электричество, молнии, град и т. п.).
Снижение травмоопасностн обеспечивается:
защитными устройствами и ограждениями при использовании подвижных механизмов, предметов, опасных участков территории (подъемников, канатных дорог, участков осыпей в горах, у водоемов, горнолыжных трасс и т.д.);
использованием средств индивидуальной защиты (страховочных веревок, обвязок при пересечении сложных участков туристского маршрута, головных шлемов, ледорубов, крючьев и прочего страховочного снаряжения);
соблюдением эргономических требований к туристскому снаряжению и инвентарю;
соблюдением требований строительных норм и правил к жилым и общественным зданиям и требований соответствующих нормативных документов к техническому состоянию транспортных средств, используемых для перевозок туристов (экскурсионных автобусов, плавсредств, пассажирских поездов и т.д.);
соблюдением правил эксплуатации используемого инвентаря и оборудования (лифтов, подъемников, тележек и прочего), обеспечивая его безопасную работу;
упреждающим информированием туристов о факторах риска; мерах по предупреждению травм и о принятии экстренных мер в случае получения травмы.
Воздействие окружающей среды обусловлено повышенными или пониженными температурами окружающей среды, влажностью и подвижностью воздуха в зоне обслуживания туристов, резкими перепадами барометрического давления.
Показатели микроклимата в помещениях обслуживания туристов (в спальных комнатах и клубных залах, в помещениях питания-кафе, барах и ресторанах и других), а также в транспортных средствах должны соответствовать установленным санитарно-гигиеническим требованиям (ГОСТ 12.1.005-88. "Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны").
Предупреждение вредных воздействий данного фактора риска обеспечивается:
выбором благоприятного времени года, суток для проведения туристского мероприятия;
рациональным проектированием трассы туристского маршрута;
учетом погодных особенностей района;
сооружением на трассах туристских маршрутов укрытий от непогоды;
оснащением помещений и транспортных средств устройствами кондиционирования и вентиляции, дезодорации воздуха, отопления, автоматического контроля и сигнализации;
обеспечением соответствующей экипировки туристов, включая средства индивидуальной защиты;
своевременным информированием туристов о реальных и прогнозируемых условиях на маршруте (в том числе, климатических условиях).
Пожаробезопасность
Номенклатура требований и показателей по обеспечению безопасности туристов от воздействия данного фактора риска и методы их проверки осуществляются в соответствии с ГОСТ 12.1.004-91 "Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования".
Эксплуатацию объектов обслуживания необходимо осуществлять в строгом соответствии с требованиями правил пожарной безопасности и других утвержденных нормативных документов.
Биологические факторы (патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности; микроорганизмы, а также ядо-витые растения, пресмыкающиеся, насекомые и животные, явля-ющиеся переносчиками инфекционных заболеваний, вызывающие ожоги, аллергические и другие токсические реакции).
Воздействие данных факторов риска на туристов предупреждается:
соблюдением установленных санитарных норм и правил обслуживания;
применением оборудования и препаратов для дезинфекции, стерилизации, дератизации;
использованием знаков безопасности и необходимой марки-ровки на предметах оснащения и сооружениях, используемых при обслуживании туристов (посуды, кухонного инвентаря, в т. ч. для приготовления пищи в походе, мест водозабора, колодцев и пр.);
проведением предварительных и периодических медицинских осмотров обслуживающего персонала; необходимых профилактических прививок и дезинфицирующей обработке снаряжения в соответствии с требованиями международных медицинских норм;
упреждающим информированием туристов об опасных животных, рыбах, пресмыкающихся, растениях, ареалы распространения которых совпадают с туристским маршрутом, о том, как избежать нежелательных контактов и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы (контакта).
Психофизиологические факторы риска.
Исключение или снижение воздействия психофизиологических факторов риска (физических и нерв-но-психические перегрузок) достигается:
рациональным построением программы обслуживания туристов, графиков перемещения по маршрутам, предусматривающим достаточные условия для нормальной жизнедеятельности человека (сна, приема пищи, удовлетворения санитарных и бытовых потребностей);
учетом психофизиологических особенностей туристов при формировании туристской группы;
соблюдением эргономических требований к используемому туристскому снаряжению и инвентарю, транспортным средствам, мебели.
Опасными излучениями являются: повышенный уровень ультрафиолетового и радиологического излучения.
Предупреждение опасности ультрафиолетовой радиации на туристских маршрутах обеспечивается:
информированием туристов о воздействии ультрафиолетового излучения на здоровье человека;
использованием средств индивидуальной защиты (защитных масок; кремов; одежды, закрывающей тело, руки, ноги туристов; солнцезащитных очков).
Необходимо учитывать действие данного фактора риска при планировании графика движения по маршруту (по открытым, незатененным участкам маршрута в горных, водных, лыжных и других походах).
Туристские маршруты допускается прокладывать и эксплуатировать только в местностях с благоприятными характеристиками радиологического состояния.
Химические факторы риска (токсические, раздражающие).
Для предотвращения действия данных факторов риска в обслуживании туристов необходимо:
проводить регулярный контроль содержания вред-ных химических веществ в воздухе, воде, почве, продуктах пита-ния и других биологических средах;
осуществлять строительство и размещение объектов для обслуживания туристов в благоприятной, с точки действия химических факторов риска, среде;
применять препараты для дезинфекции в строгом соответствии с инструкцией по использованию, исключая возможность контактов туристов с этими средствами.
Повышенная запыленность и загазованность
Допустимый уровнь вредных веществ в воздухе зон обслуживания туристов, помещений, транспортных средств должны быть не выше, чем установлено общими санитарно-гигиеническими требованиями к воздуху рабочей зоны, а также другими санитарными нормами и правилами. Безопасность обеспечивается соблюдением требований к оснащению помещений, транспортных средств вентиляцией с очисткой воздуха.
Прочие факторы риска
К прочим факторам риска относятся опасности, связанные с отсутствием необходимой информации об услуге и ее номинальных (запроектированных) характеристиках.
Необходимо предусматривать:
предоставление туристам достаточной информации о реализуемых туристских услугах в соответствии с требованиями, установленными действующей нормативной документацией (требованиями к содержанию Информационного листка к туристской путевке, Технологической карты путешествия, Технологической карты экскурсии; а также сведениями об основных характеристиках этих услуг; условиях обслуживания);
проведение для туристов необходимых инструктажей по безопасности, учитывающих специфику вида туристского маршрута.
Специфические факторы риска в туризме обусловлены:
возможностью возникновения природных и техногенных катастроф в зоне размещения туристского предприятия или маршрута, а также других чрезвычайных ситуаций (в том числе связанных с состоянием общественного порядка в районе обслуживания туристов);
техническим состоянием используемых объектов (туристских гостиниц, баз, кемпингов, канатных дорог и подъемников, туристских трасс, в том числе, горно-пешеходных, лыжных, горнолыжных, водных, верховых и вьючных животных, разнообразных транспортных средств, в том числе велосипедов, маломерных и гребных судов);
сложным рельефом местности (речными порогами, горными склонами, моренными, скальными, ледовыми участками туристских трасс и т. п.);
уровнем профессиональной подготовленности обслуживающего персонала (инструкторов, экскурсоводов, гидов и др.);
*подготовкой туристов к передвижению по маршруту определенного вида и категории сложности (инструктаж, экипировка и т. п );
информационным обеспечением (гидрометеорологические прогнозы; маркировка трасс туристских маршрутов; очаги возникающих стихийных бедствий; изменение энтомологической, орнитологической и иных ситуаций).
Туристское предприятие должно иметь комплект действующих нормативных документов по обеспечению безопасности туристов и руководствоваться ими в своей деятельности. Турфирмы г.Санкт-Петербурга, заботящиеся о безопасности своих клиентов, могут рассчитывать на услуги профессиональных телохранителей.
Туристское снаряжение и инвентарь, применяемые при обслуживании туристов, должны соответствовать требованиям, установленным действующей нормативной документацией на эти виды снаряжения.
В каждом туристском предприятии должны быть разработаны и утверждены планы действий персонала в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях, пожарах и других), включающие взаимодействие с местными органами управления, участвующими в спасательных работах.
Руководитель туристского предприятия несет ответственность за подготовленность персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях (стихийные бедствия, захват заложников и т.д.). Гиды групп должны быть обучены и физически подготовлены к роли охранника (обезвреживание карманников, разрешение конфликтов в баре или ресторане, защита тургруппы от вымогателей и попрошаек и т.д.).
Требования к безопасности обслуживания для конкретных видов туристских услуг устанавливаются нормативной документацией на соответствующие виды услуг: государственными стандартами, Правилами, Уставами, Кодексами и другими.
Туристские предприятия обязаны ознакомить туристов с элементами риска каждой конкретной туристской услуги и мерами по его предотвращению.
Информация, необходимая для туристов в целях охраны их жизни и здоровья, предоставляется заблаговременно, до начала отдыха и в процессе обслуживания.
Информация, обеспечивающая безопасность жизни и здоровья туристов в процессе обслуживания, предоставляется в порядке, установленном действующей нормативной документацией.
2.2. Контроль за выполнением требований безопасности
Контроль за выполнением требований безопасности туристов обеспечивают органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью в соответствии с их компетенцией (Федерация служб безопасности и охранных предприятий, Министерство внутренних дел).
Контроль осуществляется в начале сезона при проверке готовности туристского предприятия и трассы к эксплуатации, а также в ходе текущих проверок.
Текущие проверки обеспечения безопасности туристов проводятся в соответствии с планами и графиками технических осмотров (испытаний) зданий, сооружений, транспортных средств, пляжей и мест для купаний, туристского снаряжения и инвентаря. выдаваемого туристам пунктами проката, проверок приготовления пищи, сроков и условий хранения и транспортирования продуктов питания, проверок готовности туристов к выходу в походы.
Контроль безопасности обслуживания туристов осуществляется на основе использования следующих методов:
визуального, (путем осмотра соответствующих объектов: территории, по которой проходит трасса туристского похода, туриского снаряжения и инвентаря и т. д.);
с использованием средств измерения (контроля качества воды, воздуха и т. д., технического состояния трассы, подъемных механизмов, транспортных средств. и т. д.);
социологических исследований (путем опроса самих туристов и обслуживающего персонала);
аналитического (анализа содержания документации: паспорта трассы; медицинского журнала осмотра туристов, выходящих на маршрут и других документов).
2.3. Обеспечение безопасности туризма
Основную функцию обеспечения безопасности туристов выполняет Главное управление внутренних дел по г.Санкт-Петербургу и Ленобласти. Однако в 1992 году принят закон "О частной охранной и детективной деятельности", по которому частные охранные предприятия получили право заниматься обеспечением безопасности, использовать огнестрельное
оружие и специальную технику.
В 1995 году в г.Санкт-Петербурге создана "Федерация служб безопасности и охранных предприятий", целью которой стало усиление роли негосударственных организаций в обеспечении безопасности личности, собственности и предпринимательства. Федерация сотрудничает с другими организациями, работающими в сфере безопасности: по производству и монтажу технических средств охраны, по обеспечению информационной безопасности, по поставке оборудования и оружия и т.д. Федерацией разработан и осуществляется ряд программ, например: "Система подготовки кадров для охраны иностранных граждан на территории России", "Программа обеспечения безопасности туризма", "Система безопасности пассажиров и грузов на транспорте в пределах Северо-Западного региона".
Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма обязан своевременно информировать туроператоров, турагентов и отправляющихся в путешествия туристов об угрозе безопасности в месте или стране временного пребывания.
Средства массовой информации незамедлительно и безвозмездно предоставляют вышеназванному федеральному органу возможность публиковать информацию об угрозе безопасности туристов и свершенных правонарушений (табл.2).
Таблица 2
Число преступлений против иностранных туристов
в 2001-2002 гг. (отдел информации ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Лен. области)
|
Место преступления
|
2001 год
|
2002 год за первое полугодие
|
|
г. Санкт-Петербург
|
416
|
253
|
|
Лен. область
|
134
|
50
|
|
|
Туроператоры и турагенты обязаны сообщать органам исполнительной власти, представителям МЧС и заинтересованным лицам о чрезвычайных происшествиях с туристами и о невозвратившихся из путешествий.
Туроператоры и турагенты обязаны предоставить туристам исчерпывающие сведения об особенностях путешествий, а также об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествий, и осуществить предупредительные меры, направленные на обеспечение безопасности туристов (табл. 3).
Таблица 3
Категории иностранных граждан, против которых совершались правонарушения в г. Санкт-Петербурге
и Лен. области (отдел информации ГУВД
по г. Санкт-Петербургу и Лен. области)
|
Категория туристов
|
2001 год
|
2002 год*
|
|
Служащие
|
11
|
4
|
|
Учащиеся
|
8
|
1
|
|
Студенты
|
22
|
6
|
|
Частные предприниматели
|
17
|
5
|
|
Наемные рабочие
|
41
|
24
|
|
Иные категории граждан
|
451
|
263
|
|
|
Помощь туристам, терпящим бедствие на территории РФ осуществляется службами, определяемыми федеральным правительством. При попадании российских туристов в зону чрезвычайных ситуаций за рубежом государство должно принимать меры по защите их интересов и, при необходимости, организовывать их эвакуацию на высылаемых к местам их расположения транспортных средствах.
Туристы, предполагающие совершить путешествие в страну, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Опасности угрожают не только человеку, но и обществу и государству в целом, так как каждый отдельный человек является жителем данного города и области, а также гражданином данной страны. Поэтому профилактика опасностей и обеспечение безопасности в туризме - приоритетная задача государства. Так как туризм, связанный с временными выездами (путешествиями) с постоянного места жительства и реализацией своих познавательных, профессионально-деловых, оздоровительно-спортивных и других целей с помощью разнообразных технических средств (автомобиля-внедорожника, велосипеда, акваланга, байдарки, яхты и т.д.), относят к опасным путешествиям, то государство должно регулировать туристскую деятельность. Необходимо отметить также, что так называемый "приключенческий туризм" проходит в сложных географических или природных условиях, что требует четкой организации по спасению и эвакуации туристов.
Туристская политика государства проявляется в разработке и реализации организационных мер по развитию туристской индустрии и субъектов туристского рынка (туроператоров и турагентов), учитывающих сочетание безопасных условий оказания услуг и осуществления задач тура. Она сводится к совокупности форм, методов и направлений обеспечения качественного функционирования сферы туризма с целью сохранения и развития хозяйственного комплекса. Механизм реализации туристской политики включает:
выработку концепций развития туризма;
составление целевых программ отдельных территорий и стран;
разработку мер по достижению поставленных целей.
Государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики России. Регулирование упрощенного въезда и выезда на территорию посещаемых стран определено принятыми в 1996-1998 гг. Указами Президентов многих стран мира. Менеджмент туризма ориентируется на Постановления Правительства Российской Федерации (1995-1997 гг.) об обслуживании населения в туристско-гостиничном комплексе, а также на стандарты: ГОСТ 28681-90 "Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания"; ГОСТ Р 50645-94 "Классификация гостиниц"; ГОСТ Р 50644-94 "Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов"; ГОСТ Р 50681-94 "Проектирование туристских услуг"; ГОСТ Р 50690-94 "Туристские услуги. Общие требования".
Правительство Российской Федерации Распоряжением №954-р одобрило концепцию развития туризма на период до 2005 года. На 2002 год российский рынок туристских услуг составляет пока около 1% от мирового, что составляет 7,4 млн. туристов в год. Однако по мнению разработчиков концепции эта цифра может быть увеличена до 40 млн. В Европе по числу поездок Россия занимает пока девятое место (табл. 4). В 2000 году г.Санкт-Петербург посетило около 1,5 млн. иностранных граждан, в то время как Париж - 220 млн.; Лондон и Прагу - по 80 млн. туристов. Для увеличения туристского потока и выполнения задачи "формирования современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках" предполагается использовать традиционные государственные методы и ресурсы.
Таблица 4
Туристы разных стран, посетившие Европу в 2001 году
|
Страна
|
% от числа
евротуров
|
Страна
|
% от числа евротуров
|
|
Германия
|
23
|
Швейцария
|
4
|
|
Великобритания
|
16
|
Бельгия
|
4
|
|
Франция
|
7
|
Испания
|
3
|
|
Нидерланды
|
6
|
Россия
|
3
|
|
Италия
|
5
|
Швеция
|
3
|
|
|
Принципы регулирования туристской деятельности:
содействие и создание благоприятные условия для развития (к 2005 году предполагается закончить разработку и принять новый федеральный закон о туристской деятельности; приближение законодательства о лицензировании, страховании и предоставлении финансовых гарантий туристам к мировому уровню; а также другие законы и постановления правительства и т.д.);
определение и поддержка приоритетных направлений;
формирование представления о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма (создание рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму и проведение регулярных рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации);
осуществление поддержки и защиты российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
Основными целями регулирования являются:
обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и других прав при совершении путешествий;
охрана окружающей природной среды;
создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
развитие туристской индустрии (средств размещения, транспорта, объектов общественного питания, развлекательного, оздоровительного, спортивного и иного назначения), обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создании новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации;
развитие международных конкактов;
сохранение объектов туристского показа;
рациональное использование природного и культурного наследия.
Приоритетными направлениями регулирования являются: поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Основные пути регулирования:
создание нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии ;
содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках (выполнение торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом обязательств рекламно-информационных офисов, организация пресс-туров по регионам Российской Федерации для иностранных журналистов, съемка телевизионных и документальных фильмов и т.д.) ;
защита прав и интересов туристов (ликвидировать дискриминационные тарифы на услуги для иностанцев), обеспечение их безопасности;
лицензирование, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристского продукта (в рамках концепции будут приняты нормативные акты по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, в том числе регулирующих вопросы классификации гостиничных средств размещения);
установление правил въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма (улучшить визовую политику Российской Федерации для иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, и усилить контроль за выдачей виз туристам из стран-"поставщиков" нелегальной миграции);
прямые бюджетные ассигновения на разработку и реализацию Федеральных целевых программ развития туризма (на маркетинговые и рекламные мероприятия департамент туризма Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в 2001 году истратил 5 млн. рублей, в 2002 году на эти цели получил уже 50 млн. рублей);
создание благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию (ремонт и реставрация памятников истории, строительство гостиниц, разработка инвестиционных пректов и т.д.);
налоговое и таможенное регулирование;
предоставление льготных кредитов; установление налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации;
содействие кадровому обеспечению туристской деятельности;
развитие научных исследований в сфере туристской индустрии;
содействие участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;
обеспечение картографической продукцией (издание буклетов, каталогов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции).
Государственное правовое регулирование транспортных услуг:
авиаперевозки туристов регулируются Воздушным кодексом Российской Федерацией от 19.03.97 г., а на международном уровне - Варшавской конвенцией для унификации правил воздушных перевозок от 12.10.29 г. и Гаагским Протоколом о поправках к ней от 28.09.55 г.;
порядок наземных перевозок определен законом Российской Федерации от 25.08.95 г. "О федеральном железнодорожном транспорте", Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации от 08.01.98 г., "Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров" из постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.99 г., Бернскими конвенциями о железнодорожных перевозках грузов и пассажиров от 1980 г.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ТУРИСТОВ
Знание прав и обязанностей позволяет избежать вынужденного попадания в нериятную ситуацию, а если возникнет непредвиденный случай - управлять его протеканием.
При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:
необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну временного пребывания; об обычаях местного населения; о религиозных обрядах и святынях; памятниках природы, истории и культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной; состоянии окружающей природной среды;
свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране временного пребывания ограничительных мер;
обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора розничной купли-продажи туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;
беспрепятственный доступ к средствам связи.
Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан:
соблюдать законодательство страны временного пребывания; уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования:
сохранять окружающую природную страну, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране временного пребывания:
соблюдать правила въезда , выезда из страны временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда;
соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.
5. ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОГО ТУРИЗМА
Психология безопасного туризма составляет важное звено в структуре мероприятий по обеспечению безопасности путешествий. Проблемы чрезвычайных ситуаций и травматизма при современном развитии туризма невозможно решать только административными и инженерными-техническими методами.
Под психологией безопасности понимается применение психологических знаний для обеспечения безопасности путешествий и рассмотрение психических процессов, психических свойств и анализ различных форм психических состояний туристов, которые характерны для раз ...........
Страницы: [1] | 2 | 3 | 4 | 5 |
|