ft">Таблица
Отношение учащихся к занятиям физической культурой и спортом
|
№
пп
|
Вопрос, утверждение
|
Ответили положительно
|
Ответили отрицательно
|
Нейтральное отношение (иногда)
|
|
|
|
2007 , %
|
2009, %
|
2007, %
|
2009, %
|
2007, %
|
2009, %
|
|
1
|
Современному человеку необходимо заниматься спортом
|
78
|
92
|
-
|
|
22
|
8,0
|
|
2
|
Нравятся уроки ФК
|
51
|
67
|
6,3
|
8,0
|
42,7
|
25
|
|
3
|
Участвуете ли, Вы, в спортивной жизни школы
|
3,8
|
7
|
70
|
66
|
26,2
|
27
|
|
4
|
Занимаетесь ли, Вы, в спортивном клубе, спортшколе, танцевальном кружке
|
19
|
32
|
67
|
55
|
14
|
13
|
|
5
|
Какими видами спорта хотели бы заниматься:
|
|
|
5.1.
|
Легкая атлетика
|
26
|
29
|
|
|
|
|
|
5.2.
|
Спортивные игры
|
28
|
31
|
|
|
|
|
|
5.3.
|
ОФП
|
2,0
|
3,0
|
|
|
|
|
|
5.4
|
Бокс
|
5
|
5,5
|
|
|
|
|
|
5.5.
|
Восточные единоборства
|
3,7
|
3,6
|
|
|
|
|
|
5.6.
|
Борьба
|
-
|
|
|
|
|
|
|
5.7.
|
Коньки
|
12
|
11
|
|
|
|
|
|
5.8.
|
Другое (Лыжи, плавание)
|
23,2
|
16,9
|
|
|
|
|
|
6
|
Смотрите ли, Вы, передачи на спортивные темы
|
27
|
37
|
48
|
34
|
25
|
29
|
|
|
Мониторинг спортивных результатов показал хороший уровень достижений в течение всего периода обучения с 5 по 9-й классы ( таблица ) .
|
Результат соревнований по годам
|
|
Класс
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
Район
|
1 место
|
1 место
|
1 место
|
1 место
|
1 место
|
|
Город
|
2 место
|
1 место
|
2 место
|
1 место
|
1 место
|
|
Область
|
5 место
|
3 место
|
1 место
|
1 место
|
2 место
|
|
|
При проведении повторной диагностики эмоционально-волевой сферы подростков было выявлено. Показатели: высокая эмоциональная нестабильность снизилась на 9%; повышенная импульсивность на 6%; неспособность управлять своими поступками - 12%; слабость волевого напряжения - на 7,5%; улучшилась работоспособность учащихся на 9,2%. Количество школьников с легкой и средней степень запущенности уменьшилось на 8,6%.
Таким образом, содержательное обеспечение формирования готовности к учебно-воспитательной работе с трудными подростками по экспериментальной модели, способствовало повышению эффективности профессиональной деятельности студентов в период прохождения практики.
|
Компоненты
|
Группы
|
До
|
После
|
|
|
|
|
X
|
у
|
X
|
у
|
r
|
|
ИК - воспроизведения
|
Э (n=17)
|
1,565
|
1,528
|
4,818
|
1,652
|
0,00
|
|
|
К (n=17)
|
1,729
|
1,783
|
1,765
|
1,430
|
0,93
|
|
ИК - ст. оперирования
|
Э (n=17)
|
1,734
|
2,916
|
5,099
|
2,561
|
0,00
|
|
|
К (n=17)
|
1,398
|
1,692
|
2,511
|
2,154
|
0,04
|
|
ИК - Аналитико-синтетический
|
Э (n=17)
|
3,187
|
3,280
|
7,182
|
4,402
|
0,00
|
|
|
К (n=17)
|
3,028
|
1,911
|
3,980
|
2,920
|
0,25
|
|
ИК - Творческий
|
Э (n=17)
|
0,471
|
0,514
|
4,235
|
4,294
|
0,00
|
|
|
К (n=17)
|
2,353
|
2,370
|
2,471
|
2,267
|
0,85
|
|
Интегральный показатель знаний
|
Э (n=17)
|
1,734
|
1,698
|
5,414
|
2,330
|
0,00
|
|
|
К (n=17)
|
2,123
|
1,445
|
2,663
|
1,734
|
0,22
|
|
ОК - средний
|
Э (n=17)
|
5,482
|
0,642
|
5,698
|
0,634
|
0,00
|
|
|
К (n=17)
|
4,878
|
0,903
|
5,039
|
0,859
|
0,000
|
|
ОК - в процессе обучения
|
Э (n=17)
|
5,588
|
0,625
|
5,881
|
0,626
|
0,00
|
|
|
К (n=17)
|
5,137
|
0,860
|
5,381
|
0,794
|
0,003
|
|
ОК - в процессе воспитания
|
Э (n=17)
|
5,382
|
0,669
|
5,517
|
0,672
|
0,00
|
|
|
К (п=17)
|
4,623
|
1,032
|
4,956
|
0,918
|
0,008
|
|
МК
|
Э (п=17)
|
2,647
|
0,715
|
3.571
|
0,529
|
0,000
|
|
|
К (n=17)
|
2,604
|
0,944
|
2,833
|
1,039
|
0,004
|
|
ПИК
|
Э (п=17)
|
0,25
|
|
0,68
|
|
|
|
|
К (n=17)
|
0,17
|
|
0,25
|
|
|
|
|
Участники экспериментальной группы изучали индивидуальные, психологические особенности группы подростков. Проводилось тестирование двигательной подготовленности учащихся, изучение их отношения к занятиям по физической культуре и спорту. Изучались уровень тревожности подростков, психологический климат в классном коллективе, мотивы участия учащихся в деятельности, характер отношений в семьях.
Для определения уровня физической подготовленности подростков использовались двигательные тесты из школьной программы по физическому воспитанию (В.И.Лях). Для изучения самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека) использовался разработанный Ч.Д. Спилбергом и адаптированный Ю.Л. Ханиным тест шкалы оценки уровня реактивной и личностной тревожности. С целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, отслеживания действенности мероприятий и их влияния на психологический климат использовалась "Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе", авторы О.С. Михалюк, А.Ю, Шалыто (разработана на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского Университета). Для выявления, что и в какой степени привлекает учащихся в совместной деятельности, была использована методика шкалирования по изучению мотивов участия школьников в деятельности Л.В. Байбородовой. Для изучения стиля семейного воспитания, характера отношений между подростками и их родителями проводилось анкетирование детей классным руководителем. Для выявления отношения школьников к занятиям по физической культуре и спорту было проведено анкетирование учащихся (использовалась часть вопросника "СИНДИ" программы интегрированной профилактики инфекционных заболеваний ВОЗ).
Заключение по третьей главе
Экспериментальная работа организовывалась и проводилась в 2 этапа. Первый этап был связан с формированием готовности студентов к воспитательной работе с трудными подростками в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере физической культуры. На данном этапе реализовывался разработанный нами спецкурс (содержание и объем представлены в главе 2, параграфе 2.2.). В эксперименте приняли участие 44 студента факультета адаптивной физической культуры. Участниками контрольной группы (содержание и организация процесса обучения остались без изменения) были студенты учебной группы (17 чел: 13 юношей, 4 девушки) 3-его курса очной формы обучения. Экспериментальную группу составили студенты 4-го курса очной формы обучения (17 чел: 12 юношей, 5 девушек), для которых был разработан специальный курс на основе интегративного и междисциплинарного подхода.
Первый этап длился в течение одного года и осуществлялся в рамках образовательного процесса.
Второй этап экспериментальной работы проходил в условиях педагогической практики (производственной и преддипломной), длительность составила 2 года. В процессе прохождения практики приняли участие как студенты экспериментальной, так и студенты контрольной групп. На данном этапе выявлялась эффективность реализации знаний, полученных в экспериментальной группе, в связи с формированием готовности студентов к воспитательной работе с трудными подростками посредством специализированного курса.
До и после эксперимента в связи с формированием готовности измерялись показатели ее компонентов (информационный, операциональный, мотивационный) как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Начальные измерения показателей достоверно не отличались друг от друга ( таблица ). Это дает нам основание утверждать, что возможные результаты после окончания эксперимента не зависят от исходного уровня показателей.
По окончании эксперимента среднегрупповое значение интегрального показателя знаний (ИПЗ) в экспериментальной группе достоверно изменилось на 3,68 баллов (p<0,00) и достигло переходного уровня (5,41 б). Показатели знаний на уровне воспроизведения изменились достоверно на 3,25баллов (p < 0,00); на уровне стандартного оперирования - на 3,36 баллов (p < 0,00); аналитико-синтетическом - на 4,0 балла (p < 0,00), творческом - на 3,76 баллов (p < 0,00).
В контрольной группе показатели информационного компонента готовности также изменились, но остались в пределах первого (критического) уровня. Изменение является недостоверным за исключением уровня стандартного оперирования знаний. Среднегрупповое значение интегрального показателя знаний (ИПЗ) равно 2,66б, изменение на 0,54б (p>0,05) является недостоверным и составляет 25%.
Полученные данные позволяют предположить, что специально разработанное содержательное обеспечение процесса формирования информационного компонента готовности к воспитательной деятельности с подростками, имеющими девиации в поведении, значительно эффективнее традиционного (разнопредметного) подхода. Причем, по всем уровням проявления специальных знаний: воспроизведения, стандартного оперирования, аналитико-синтетического, творческого. Особо следует отметить тот факт, что если в контрольной группе изменение уровня творческого проявления специальных знаний не наблюдается, то в экспериментальной группе изменение этого показателя информационного компонента готовности к работе с трудными подростками весьма существенны, т.к. характеризуются более чем двукратным повышением.
Среднегрупповой показатель мотивационного компонента готовности студентов к воспитательной деятельности с подростками, имеющими отклонения в поведении, в экспериментальной группе достоверно улучшился на 0,92балла (p<0,00), что составило 34,0% от исходного уровня. Полученное значение соответствует третьему (высокому) уровню готовности студентов к работе. Среднегрупповое значение мотивационного компонента готовности в контрольной группе изменилось на 0,3 балла, прирост является достоверным (p<0,004). Данное значение (2,83балла) в соответствии со шкалой измерения осталось на прежнем (среднем) уровне готовности.
Среднегрупповой показатель готовности по реализации предметных действий в экспериментальной группе достоверно изменился на 0,31балл, (p<0,00), что составило 5,75% от исходного уровня. Его значение в соответствии со шкалой измерения находится на втором (среднем) уровне готовности. Показатели готовности по реализации предметных действий в процессе обучающей деятельности изменились достоверно на 0,24балла, (p<0,00), что составило 4,3% от исходного уровня. Показатели проявления предметных действий в процессе воспитательной деятельности также изменились достоверно на 0,33балла (p<0,00), что составило 6,1% от исходного уровня.
Среднегрупповое значение оценки по реализации способов деятельности студентов контрольной группы изменилось на 0,16 баллов, (3,3%). Прирост является достоверным (p<0,00). Значение показателя характеризует критический уровень готовности студентов к работе с трудными подростками.
Показатели информационного компонента готовности подтверждают достоверные изменения в обеих группах с преимуществом положительных изменений в экспериментальной группе по отношению к контрольной группе. Выявленный уровень информационного компонента в экспериментальной группе соответствует среднему, в контрольной группе -критическому уровню готовности.
Показатели мотивационного компонента готовности в экспериментальной группе достигли третьего уровня. В контрольной группе, они остались на прежнем уровне. Разница между экспериментальной и контрольной группой составляет 0,73б (20,6%) и является достоверной.
Показатели операционального компонента, выявленные в экспериментальной группе превышают показатели контрольной группы на 0,73 балла, что составляет 11,5%. Выявленные уровни операционального компонента готовности в обеих группах соответствуют второму уровню проявления.
Исследуя полученные данные, необходимо отметить, что в контрольной и экспериментальной группах, присутствует динамика роста показателей компонентов готовности студентов, но уровень данных показателей в экспериментальной группе значительно выше, что подтверждает рассчитанный показатель интегративного качества (ПИК). У студентов экспериментальной группы этот показатель увеличился (0,25-0,68). У студентов контрольной группы значения ПИК хоть и меняются достоверно, но динамика практически не выражена (0,17-0,25).
Таким образом, анализ достижений студентов экспериментальной и контрольной групп, достаточно очевидно, свидетельствует о преимуществе экспериментального организационно-содержательного обеспечения на основе интегрального подхода в процессе формирования информационного, мотивационного и операционального компонентов готовности к воспитательной деятельности с трудными подростками в системе профессиональной подготовки студентов. Данный факт подтверждается получением достоверно более высоких результатов в экспериментальной группе по большинству показателей информационного, мотивационного и операционального компонентов готовности.
По результатам проведенного корреляционного анализа было получено. Самые высокие корреляционные связи в экспериментальной группе до и после исследования между уровнями информационного и операционального компонентов. Уровень воспроизведения знаний имеет тесную связь с уровнем проявления предметных действий в процессе обучающей и воспитательной деятельности. Это обстоятельство свидетельствует о том, что формирование знаний определяет способы действий будущих специалистов, данные компоненты находятся в рамках соответствия друг другу.
Содержательное обеспечение формирования готовности к учебно-воспитательной работе с трудными подростками по экспериментальной модели, способствовало повышению эффективности профессиональной деятельности студентов в период прохождения практики. ...........
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | [7] |
|