ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И МЕНЕДЖМЕНТА
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Революция отступает. Российский парламент
Студент практикант V курса группы 582
Саитов Ильдар Гербертович
Учитель истории школы: Полуянова С.В.
Групповой руководитель: Магсумов. Т.А
Набережные Челны, 2009 г.
Литература, использованная по теме:
1. Левандовский А. А. Россия в XX веке: Учеб. для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 368 с., 16 л. ил., карт.
Урок № 4: Группа 3.4 (11 "Г")
Раздел II. Революция на изломе
Тема: Революция отступает. Российский парламент
Тип урока: комбинированный
Вид урока: Урок - Лекция
Цель урока:
1. Познавательная, образовательная цель - сформировать у учащихся представления об истоках российского парламентаризма с образованием и выборов в I Государственную Думу, рассмотреть действия властей по наведению порядка в стране и попытка решения аграрного вопроса.
2. Развивающая цель - содействовать учащимся в понимании причин раскола революционного лагеря и ее постепенного угасания, активизации власти по наведению порядка и усиление реакционного движения.
3. Воспитывающая цель - формирование у учащихся чувства гражданственности и любви к России, и ответственности за судьбу страны через знания исторических фактов и ошибок прошлого.
Оборудование: Учебник, рабочие тетради, наглядность: таблица, портреты исторических личностей, классная доска, мел, указка, влажная тряпка.
Вид доски на уроке
3 ноября 2009 Тема 13, 14 Дом. Задание
План
Предисловие - революция пошла на спад, теряет мощь
1. Революционное движение в конце 1905 - первой половине 1906. Конец 1905 - начало 1906 - стачечные комитеты контролируют Трансиб (январь подавлено). Рабочие переход к партизанским действиям (показатель хитрости и спада движения), выступления крестьян в Прибалтике (национальная вражда). Июнь 1906 всплеск крестьянских волнений.
2. Карательные действия властей. Усиливается правительство, охранка, сражения с войсками, черносотенцы помогают, еврейские погромы, расстрелы на усмотрение командиров в Прибалтике крестьян.
3. Реформы конца 1905 - начала 1906. Манифест 17 октября переломил революция расколов лагерь революции. И дальше разрабатывали законы для успокоения народа: Декабрь 1905 - запрет забастовок, февраль 1906 - ограничение свободы слова и печати. Разрабатывало аграрный вопрос чтобы крестьяне успокоились. Проект Н. Н. Кутлера. Ослабило налоги у упразднило выкупные платежи.
4. Парламент 2 ух палатный - Государственная Дума указ 11 декабря 1905 (избирали по куриям - землевладельческая, городская, крестьянская, и рабочая 1-3-15-45), Государственный совет указ 20 февраля 1906 (право отклонять думские законы) половина назначалась царем, половина избиралась из помещиков, буржуазии, профессоров, духовенства. 23 апреля 1906 "Основные законы Российской Империи" - император осуществляет законодательную власть в единении с Госсоветом и Думой (схему нарисовать)
5. I Государственная Дума 26 апреля 1906. 13 - октябристы, 153 - кадеты, 200 беспартийных (эсеры и эсдеки участие в выборах не принимали). Правительство И.Л. Горемыкина враждовала с Думой. Аграрный вопрос самый острый!!! Проект кадетов - Фонд земли из казенных, монастыри и частично помещичьи для безземельных крестьян. Проект трудовиков - уничтожение помещичьего землевладения. 9 июля 1906 - роспуск первой думы. Выборгское воззвание.
График (продолжение): революция отступает.
Основные понятия:
Погромы, карательные экспедиции, Государственная Дума, Государственный Совет.
Основные даты:
23 апреля 1906 "Основные законы Российской Империи" - император осуществляет законодательную власть в единении с Госсоветом и Думой.
Конец 1905 - начало 1906 - стачечные комитеты контролируют Транссибирскую ж/д.
26 апреля 1906 - начало работы I Государственной Думы.
Основные персоналии: Н. Н. Кутлер, С. А. Муромцев, И. Л. Горемыкин.
План урока:
1. Революционное движение в конце 1905 - первой половине 1906.
2. Карательные действия царской власти.
3. Реформы конца 1905 - начала 1906.
4. "Конституционный строй"
5. I Государственная Дума.
6. Роспуск I Думы. Выборгское воззвание.
Домашнее задание: §13 - 14, подготовить к пересказу, можно опираться на тетрадь при ответе у доски, доклады на темы: : Н. Н. Кутлер, С. А. Муромцев, И. Л. Горемыкин.
Ход урока:
|
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
|
I. Организационный момент
|
Учитель приветствует учеников.
|
Ученики приветствуют учителя.
|
|
II. Проверка домашнего задания.
|
Фронтальный опрос учащихся и индивидуальный у доски по следующим вопросам плана:
1. Начало революции.
2. Подполье и общественность.
3. Революционное лето.
4. Всероссийская политическая забастовка.
5. Манифест 17 октября и его последствия.
6. Московское восстание.
|
Учащихся называю по журналу и оцениваю их подготовку к уроку в случае неполного ответа даю возможность путем дополнений повысить качество оценки в течении всего урока. Вывод по теме: Революция началась стихийно в результате расстрела мирной демонстрации рабочих, причины были всем известны но никто не был к ней готов.
|
|
III. Изучение новой темы
|
Записываем в тетради новую тему, число. Мы продолжаем наш график о ходе революции, и так как потихоньку начинает спадать накал борьбы, умеренные силы откалываются от революционного лагеря и сосредотачивают легальную работу в здании Таврического дворца на заседаниях Государственной Думы.
|
Запись начинается с усиления карательных сил властей и мер правительства по наведению порядка в Прибалтике. Рисуют схему государственного устройства страны после принятия "Основных законов". Завершаем рассмотрение вопроса Выборгским воззванием призывавшее к пассивным формам протеста.
|
|
IV. Закрепление изученного материала
|
По мере снижения накала революции правительство окончательно оправляется от шока и усиливает карательные экспедиции, все меньше желает идти на уступки и отказывается от прежних обещаний свободы слова и печати, Государственная Дума рассматривается как лишь временное событие в политической жизни не принимая ее деятельность всерьез.
|
Записывают основные опорные тезисы в тетрадь и активно участвуют в процессе дискуссии путем чтения текста учебника и наводящих вопросов учителя, делают вывод и записывают вместе с учителем.
|
|
V. Подведение итогов урока.
|
Дать домашнее задание под диктовку и акцентировать внимание на важности выполнения. Довести сведение до отсутствующих.
|
Ученики записывают домашнее задание в дневник.
|
|
|
Студент практикант_______________________________
Учитель истории школы___________________________
Групповой руководитель___________________________
|