32
Контрольная работа на тему
"Бюджетная политика Российской Федерации"
Содержание
Введение
1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ
1.1 Понятие бюджета, его основные функции
1.2 Бюджетная устройство и бюджетная система РФ
1.3 Принципы построения бюджетной системы РФ
1.4 Доходы и расходы бюджетов
2. Бюджетная политика РФ
2.1 Сущность и типы бюджетной политики
2.2 Зависимость бюджетной политики от внешней конъюнктуры. Стабилизационный Фонд
2.3 Основные направления бюджетной политики 2006-2008 гг., ее итоги
2.4 Бюджетная стратегия на 2008-2010 гг.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В настоящее время Россия вступила на новый этап своего развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходит относительная стабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функции государства и органов местного самоуправления.
Сильное Российское государство - это эффективно функционирующая система, элементами которой являются федеративные отношения, развивающаяся экономика, эффективное государственное управление и власть. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система, главное звено которой - бюджетная система. Бюджет это не только финансовая основа для осуществления функций органов государственной власти, но и основа его суверенитета.
Бюджетные отношения, которые формируют бюджетную политику государства, строятся прежде всего на заинтересованности граждан в получении от государства тех или иных услуг, которые они по существу уже оплатили посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей. Но при этом и государство, и его граждане в равной мере заинтересованы и в макроэкономической стабилизации, и в росте экономического потенциала всего общества. Т.е. проблема формирования эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом и на субфедеральном уровне приобретает особую значимость, поскольку финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована только при финансовом благополучии ее многочисленных территорий.
1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ
1.1 Понятие бюджета, его основные функции
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики.
Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет. В экономической литературе термин «бюджет» содержит различные по своей природе понятия:
· Форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти;
· Основной централизованный фонд денежных средств;
· Основной финансовый план государства;
· Совокупность денежных отношений как финансовый регулятор.
С помощью государственного бюджета власти государства получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. бюджет, понимаемый как совокупность всех элементов бюджетной системы страны, - это по существу основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономикой.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Как экономическая категория бюджет представляет собой систему финансовых отношений, включающих не только формальные отношения по поводу формирования, распределения и расходования денежных ресурсов, предназначенных для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления по предоставлению ими государственных услуг населению страны, но и отношения, связанные с реализацией взаимосвязей между элементами бюджетной системы, организацией бюджетного устройства и бюджетного процесса. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. - с.12.
Экономическая сущность бюджета реализуется через такие категории управления бюджетным процессом, как бюджетное право, система бюджетов, бюджетная система, бюджетный механизм, а все они вместе взятые находят свое выражение в бюджетной политике.
Выделяют три главные функции государственного бюджета:
1. Распределительная функция (или функция экономического регулирования) характеризуется распределением и перераспределением финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход. Эта функция реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства. Имеющиеся в бюджетной системе финансовые ресурсы перераспределяются как в сферы материального производства, имеющие приоритетное значение для экономики страны, так и в сферу нематериального производства, находящуюся на содержании бюджета.
2. Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно отображает экономические процессы. Благодаря этой функции можно узнать о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от хозяйствующих субъектов, соответствует ли размер ресурсов потребностям государства, достаточно ли эффективно они работают в экономике. Эта функция помогает выявить слабые места в экономике страны и Правительство РФ получает возможность скорректировать направление движения финансовых ресурсов на эти болевые точки.
3. Фискальная функция предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых задач, возложенных на него обществом. А с другой стороны, чтобы повышалась эффективность государственных услуг, нужно создание условий для эффективного использования имеющихся ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому фискальная функция тесно связана с распределительной.
Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие между государством, гражданами и организациями в процессе формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета представляют собой экономические отношения, которые возникают между государством, гражданами и организациями в процессе распределения и использования для различных потребностей средств бюджетного фонда.
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система РФ
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов и т.д. Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 2008 год). - ст.6. Структура бюджетной системы включает в себя:
· федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
· бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
· местные бюджеты, в том числе:
бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
бюджеты городских и сельских поселений.
При этом бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные.
Под федеральным бюджетом понимается основной финансовый план страны в целом, ежегодно принимаемый высшим законодательным органом государственной власти - Федеральным Собранием. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории РФ по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах всего народа, населяющего страну. Основная часть доходного потенциала федерального бюджета формируется за счет налоговых поступлений, неналоговые доходы составляют незначительную долю - около 1%.
Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъектов РФ.
Как экономическая категория бюджет субъекта РФ - это система экономических отношений, посредством которой осуществляется распределение и перераспределение национального дохода для выполнения органами власти субъекта Федерации своих функций, связанных с экономическим и социальным развитием региона. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. - с.169.
Совершенно обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Консолидированный бюджет РФ включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В свою очередь, консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает бюджет субъекта РФ и местные бюджеты.
Консолидированные бюджеты не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти. Это статистический свод бюджетных показателей, используемый при бюджетных или финансовых планированиях или при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание.
1.3 Принципы построения бюджетной системы РФ
Бюджетная система страны основана на ряде принципов:
· единство бюджетной системы;
· разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
· самостоятельность бюджетов;
· равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
· полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
· сбалансированность бюджета;
· результативность и эффективность использования бюджетных средств;
· общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
· прозрачность (открытость);
· достоверность бюджета;
· адресность и целевой характер бюджетных средств;
· подведомственность расходов бюджета;
· единство кассы. Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 2008 год). - ст.28.
Единство бюджетной системы основано на единой денежной системе страны и на взаимодействии бюджетов всех уровней. Практическое применение этого принципа заключается в использовании единой бюджетной классификации РФ, единстве форм бюджетной документации, предоставление необходимой информации с одного уровня бюджетной системы на другой для обеспечения единых принципов организации и согласованных процедур бюджетного процесса по всем уровням бюджетной системы.
Принцип разграничения доходов и расходов означает закрепление доходов и расходов за субъектами бюджетной системы, а также определение полномочий органов государственной власти по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств - перечень нормативно-правовых актов, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджетов.
На основе международного опыта можно выделить два основных принципа закрепления доходных полномочий:
1) органы местного самоуправления должны иметь возможность финансирования услуг, предоставляемых местному населению, за счет использования собственных доходов;
2) собственные доходы должны формироваться только за счет собственного населения в соответствии с той пользой, которую они получают в виде местных услуг.
Принцип самостоятельности бюджетов означает для органов государственной власти и местного самоуправления:
1) самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
2) устанавливать региональные или местные налоги;
3) самостоятельно определять направления расходования денежных средств.
Принцип равенства бюджетных прав означает, что для всех субъектов РФ государство устанавливает одинаковые и обязательные нормы и правила, определяющие компетенцию органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных отношений, осуществления бюджетного процесса. Равенство бюджетных прав означает также применение единых формализованных методов распределения федеральной финансовой помощи нижестоящим бюджетам.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает:
1) все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме;
2) все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных бюджетной системе РФ;
3) налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов.
Различают бюджеты брутто и нетто. В бюджет брутто включаются все валовые доходы и расходы государства, а в бюджет нетто - только чистые доходы и расходы. Расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.
Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и использовании бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из того, чтобы достичь заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что бюджетные доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета, кроме доходов целевых бюджетных фондов.
Принцип достоверности бюджета предполагает, что все суммы доходов и расходов должны быть обоснованны. Реальность бюджета основывается на достоверности показателей прогноза социально-экономического развития.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и направляются на финансирование конкретных целей.
Принцип гласности означает:
· обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их использовании;
· обязательную открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов;
· секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.
1.4 Доходы и расходы бюджетов
Доходы бюджета подлежат централизации в бюджетах разных уровней и выражают экономические отношения, возникающие между государством и предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей населения в государственный бюджет. Расчеты доходов бюджетной системы РФ формируются на основании законов законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления о бюджетах на соответствующий финансовый год.
Доходы бюджетов могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. К неналоговым - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; от платных услуг, оказываемых соответствующими органами местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в т. ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ и иные неналоговые доходы.
Доходы от федеральных налогов распределяются между бюджетами разных уровней в соответствии с федеральным законодательством, а поступления от некоторых федеральных налогов перераспределяются между региональными и местными бюджетами органами власти субъектов РФ. В настоящее время часть некоторых федеральных налогов (в частности, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, акцизов на спирт питьевой, водку и ликеро-водочные изделия, налога на покупку иностранных денежных знаков) поступает в бюджеты субъектов РФ. Доходы от налога на прибыль предприятий зачисляются в местные бюджеты. Улюкаев А.В. Проблемы государственной бюджетной политики: Науч-практич. пособие. - М.: Дело, 2004. - с.96.
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. В зависимости от экономического содержания расходы делятся на текущие и капитальные. Федеральный закон от 15 августа 1996г. №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».
К капитальным расходам относятся:
· инвестиции в действующие или вновь создаваемые юридические лица;
· расходы на проведение капитального ремонта;
· иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;
· расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное имущество.
К текущим расходам бюджетов относятся:
· текущее функционирование органов государственной власти;
· текущее финансирование бюджетных учреждений;
· оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование;
Кроме того, бюджетные расходы различаются по направлениям:
а) расходы федерального бюджета;
б) расходы бюджетов субъектов РФ;
в) расходы местных бюджетов.
Каждый уровень власти в процессе расходования бюджетных средств осуществляет следующие функции:
а) осуществляет нормативно-правовое регулирование бюджетных расходов;
б) обеспечивает собственные расходные полномочия финансовыми средствами;
в) осуществляет финансирование общественных услуг.
Расходы бюджетных средств могут осуществляться в следующих формах:
· бюджетные ассигнования;
· трансферты;
· бюджетные кредиты юридическим лицам;
· субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
· ассигнования на осуществление государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
· инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
· кредиты иностранным государствам;
· средства на обслуживание долговых обязательств.
Бюджетные ассигнования - это бюджетные средства, выделяемые в соответствии с бюджетной росписью получателю бюджетных средств. Они могут предоставляться на содержание бюджетных учреждений, оплату товаров и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам, а также реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению.
Трансферты - это безвозмездные перечисления денежных средств из бюджетов различных уровней получателям: гражданам, предприятиям, бюджетам других уровней.
Бюджетный кредит предоставляет денежные средства юридическим лицам на возмездной и возвратной основе. Возврат кредитов, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.
Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной основе на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В случае нецелевого использования или неиспользования в установленные сроки субсидии и субвенции подлежат возврату в соответствующий бюджет.
Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются федеральным бюджетом при включении их в федеральную целевую программу. В такую программу утверждаются федеральные инвестиционные объекты, предусматривающие расходы более 200 000 МРОТ. В табл. 1 приведен перечень отдельных федеральных целевых программ.
Табл. 1. Перечень федеральных целевых программ в 2005-2007 гг., млн. руб. Дементьев Д.В., Щербаков В.А. Бюджетная система РФ: Учебное пособие. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008. - с.66.
|
Наименование целевой программы
|
Период, гг.
|
2006 г.
|
2007 г.
|
2008 г.
|
|
Модернизация транспортной системы России
|
2002-2010
|
161 609
|
181 621
|
249 420
|
|
Культура России
|
2006-2010
|
12 270
|
12 394
|
14 694
|
|
Жилище
|
2002-2010
|
28 558
|
46 617
|
49 670
|
|
Дети России
|
2007-2010
|
2 036
|
3 000
|
3 205
|
|
Программа развития образования
|
2006-2010
|
8 039
|
11 077
|
11 533
|
|
Космическая программа России
|
2006-2015
|
23 000
|
24 400
|
28 614
|
|
Развитие гражданской авиационной техники
|
2002-2010
|
7 453
|
11 411
|
12 537
|
|
Электронная Россия
|
2002-2010
|
1 806
|
2 800
|
3 985
|
|
|
Следует отметить, что финансирование федеральных программ в целом увеличилось за последние два года и наиболее значительное финансирование направлено на модернизацию транспортной системы.
Структура бюджетных расходов неодинакова в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Это могут быть экономические, социальные, военные, политические и другие факторы. В табл. 2 представлена структура расходов федерального бюджета.
Табл. 2. Структура расходов федерального бюджета за 2006-2008 гг. Дементьев Д.В., Щербаков В.А. Бюджетная система10 РФ: Учебное пособие. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008. - с.75.
|
Вид расходов
|
2006 г.
|
2007 г.
|
2008 г.
|
|
|
млрд. руб.
|
млрд. руб.
|
млрд. руб.
|
|
Общегосударственные расходы
|
639
|
808
|
890
|
|
Национальная оборона
|
666
|
822
|
945
|
|
Национальная безопасность
|
542
|
663
|
749
|
|
Национальная экономика
|
339
|
497
|
541
|
|
ЖКХ
|
39
|
53
|
56,9
|
|
Охрана окружающей среды
|
6
|
8
|
9
|
|
Образование
|
202
|
278
|
309
|
|
Культура и кинематография
|
51
|
68
|
83
|
|
Здравоохранение и спорт
|
149
|
206
|
218
|
|
Социальная политика
|
205
|
216
|
273
|
|
Межбюджетные трансферты
|
1 432
|
1 844
|
2 272
|
|
Финансовая помощь бюджетам
|
372
|
512
|
558
|
|
Фонды компенсаций
|
74
|
153
|
298
|
|
Другие межбюджетные трансферты
|
84
|
118
|
124
|
|
Трансферты внебюджетным фондам
|
902
|
1 060
|
1353
|
|
Всего расходов
|
4 270
|
5 463
|
6 570
|
|
|
Как видно из таблицы большой удельный вес занимают расходы на национальную оборону и безопасность, расходы на образование выросли на 73% по сравнению с 2005 г., а на здравоохранение и спорт - на 120%.
2. Бюджетная политика Российской Федерации
2.1 Сущность и типы бюджетной политики
Одним из важнейших направлений экономической политики государства является его финансовая политика, так как достичь успеха в построении сильного общества можно лишь при успехах в финансовой политике. Главной составной частью финансовой политики является бюджетная. Именно бюджетная политика, в которой отражаются интересы государства, его функции, требующие для решения поставленных задач бюджетных средств, во многом определяет экономический курс развития государства.
Бюджетная политика тесно связана с такими понятиями, как межбюджетные отношения, бюджетный потенциал, налоговое бремя. Как организационно-финансовая категория бюджетная политика представляет собой систему мер и действий органов власти в области управления бюджетным процессом на основе концепции развития бюджетных отношений в составе общей экономической политики, направленную на реализацию всех функций бюджета в целях достижения определенного на данном этапе экономического и социального эффекта. Ковалева Т.М. Бюджет и бюджетная политика Российской Федерации: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2006. - с.91
Бюджетная политика имеет свои субъекты и объект. Субъектами выступают государственные законодательные и исполнительные органы власти, разрабатывающие, утверждающие, контролирующие и исполняющие принятую бюджетную политику, а также непосредственные исполнители бюджетов всех уровней власти. Чаще всего под объектом бюджетной политики понимают в различных комбинациях бюджетно-налоговое законодательство, бюджетная система и бюджетный механизм. Однако некоторые авторы считают более правильным признать в качестве объекта бюджетной политики весь бюджетный процесс, включающий в себя бюджетно-налоговое право, бюджетную систему, систему бюджетов и бюджетный механизм. Каждый из этих элементов должен выполнять свои функции и задачи в рамках принятой бюджетной политики.
Бюджетная политика должна строиться на следующих принципах: Ковалева Т.М. Бюджет и бюджетная политика Российской Федерации: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2006. - с.93
· принцип объективности - отражение в бюджетной политике объективных процессов, происходящих в экономике;
· принцип преемственности - формирование бюджетной политики на предстоящий финансовый год с учетом задач и достижений предшествующего периода;
· принцип обязательности - бюджетная политика должна быть обязательной для исполнения;
· принцип гласности - открытость, прозрачность и подконтрольность бюджетных отношений на всех стадиях бюджетного процесса.
Бюджетную политику можно разделить на виды и формы реализации:
1. По масштабности и долговременности целей и задач различают стратегическую долговременную (от 3 и более лет) и тактическую бюджетную политику;
2. В зависимости от приоритетов бюджетной политики выделяют следующие типы:
- доходный тип характеризуется тем, что планирование, исполнение и организация бюджетов ведутся от доходов, под их объем подстраиваются бюджетные расходы и основные задачи.
- расходный тип основан на подчинении доходов бюджета его расходам.
- контрольно-регулирующий тип. Характерными чертами такого типа политики является чрезмерное регулирование экономики, государственных заказов, налоговыми льготами, расширение государственной собственности на сферы деятельности, традиционно занимаемые частным сектором.
- комбинированный тип направлен на обеспечение равновесного соотношения всех функций бюджета, интересов государства, налогоплательщиков, пользователей государственными услугами и общества в целом.
Между этими типами бюджетной политики сложно провести четкие границы. На практике проводимая государством бюджетная политика носит комбинированный, но не всегда равновесный характер.
3. В зависимости от стратегической направленности бюджетного регулирования различают стимулирующую и сдерживающую бюджетную политику.
4. По территориальному признаку можно выделить федеральную, региональную и местную бюджетную политику. Однако это деление является весьма условным, поскольку региональные и местные органы власти в России не наделены такими бюджетно-налоговыми полномочиями, позволяющие в полной мере проводить самостоятельную бюджетную политику.
5. По признаку предметной специализации можно выделить налоговую, социальную, инвестиционную и другие виды бюджетной политики.
Бюджетная политика РФ базируется на Бюджетном послании Президента России Федеральному собранию РФ, которое задает долго- и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства.
2.2. Зависимость бюджетной политики от внешней конъюнктуры. Стабилизационный Фонд
Уже несколько лет в центре внимания находится вопрос о зависимости российской экономики от колебаний внешней среды и возникающих в связи с этим проблемах, т. к. проблема макроэкономической безопасности накладывает определенные ограничения на бюджетную политику.
Основным фактором нестабильности внешней среды являются резкие колебания мировых цен на экспортируемые нашей страной товары, и прежде всего цен на нефть. Отклонение от средних цен составляло в отдельные годы: для нефти - от -42 до +50%, для газа - от - 32% до +23%, для черных металлов - от -33 до +63%. В 2005 г. цены на нефть превысили средний уровень более чем вдвое, на газ - на 66%. Е.Гуревич. Бюджетная и монетарная политика в условиях нестабильной внешней конъюнктуры// Вопросы экономики. - 2006. - №3. - с.5.
Зависимость российской экономики от внешней среды определяется ее сырьевой ориентацией. В 2004-2005 гг. углеводороды и металлы обеспечивали более ? стоимости российского товарного экспорта, а доля налогов нефтегазового комплекса составила около 30% всех доходов бюджетной системы. Там же.
Колебания экспортных цен на сырьевые товары приводят к нестабильности доходов бюджета, что требует частого пересмотра либо величины государственных расходов, либо налоговых ставок, либо размеров заимствований.
Кроме того, следует учитывать непредсказуемость изменения сырьевых цен. Из приведенной ниже таблицы будет видно, что фактические цены на нефть в последние годы не совпадали с прогнозами, использовавшимися при составлении бюджетов. Поэтому и основные макроэкономические показатели серьезно отклонялись от ожидаемых значений.
Существует налогово-бюджетная политика, сглаживающая внешние колебания. Она исходит из того, что внешняя среда воздействует на бюджетную политику путем влияния на бюджетные доходы. Ухудшение конъюнктуры приводит к замедлению роста экономики и снижению поступлений в бюджет. С другой стороны, доходы, связанные с благоприятной конъюнктурой, обычно подлежат повышенному налогообложению. Превышение фактических доходов над их стандартной величиной вследствие благоприятной конъюнктуры есть конъюнктурные доходы Далее КД.. Соответственно, недобор доходов из-за неблагоприятной конъюнктуры - это конъюнктурные потери. При правильно выбранном базовом уровне за длительный период они должны в целом взаимно погашать друг друга.
Табл. 3. Прогнозные показатели, предусматриваемые законами о федеральном бюджете, и их фактические значения
|
Показатели
|
1999 г.
|
2000 г.
|
2001 г.
|
2002 г.
|
2003 г.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
|
Цены на нефть, долл./барр.
|
прогноз
|
н/д
|
19,0
|
21,0
|
23,5
|
21,5
|
22,0
|
26,0
|
|
|
факт
|
17,1
|
26,7
|
23,0
|
23,7
|
27,2
|
34,4
|
50,6
|
|
Инфляция, %
|
прогноз
|
30,0
|
18,0
|
12,0
|
14,0
|
12,0
|
10,0
|
8,5
|
|
|
факт
|
36,5
|
20,2
|
18,6
|
15,1
|
12,0
|
11,7
|
10,9
|
|
Среднегодовой обменный курс, руб./долл.
|
прогноз
|
21,5
|
32,0
|
30,0
|
31,5
|
34,0
|
31,3
|
30,2
|
|
|
факт
|
24,7
|
28,1
|
29,2
|
31,3
|
30,7
|
28,8
|
28,3
|
|
Доходы федерального бюджета
|
Отклонение от прогноза, %
|
29
|
42
|
34
|
20
|
26
|
49
|
54
|
|
|
Степень изъятия КД в бюджет во многом определяется их природой. Так, система налогообложения нефтяной отрасли была ориентирована на все большее изъятие КД, возникающих в нефтяной отрасли. В то же время в других отраслях КД изымаются главным образом посредством налога на прибыль, т.е. в бюджет попадает значительно меньшая их доля. Нефтяная же отрасль обеспечивает 84% суммарных КД экономики и 91% КД бюджета.
Стандартным инструментом сглаживания расходов при колебаниях поступлений в бюджет служит контрциклическая долговая политика: увеличение заимствований в фазе спада и их уменьшение в фазе подъема. Проведение данной политики в России обеспечило сравнительно стабильный уровень государственных расходов, кроме того, к положительным результатам можно также отнести уменьшение государственного долга, что само по себе ускоряет экономический рост благодаря уменьшению рисков. Так, в России в 2000-2005 гг. отношение внешнего долга к экспорту уменьшилось с 209 до 33%, чему соответствует повышение темпов роста на 1,5-2,5%.
Для обеспечения устойчивости конъюнктурных расходов в 2004 г. был создан Стабилизационный Фонд Далее СФ.. СФ определяется как «часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой». О.Дмитриева. Формирование Стабилизационных фондов: предпосылки и следствия// Вопросы экономики. - 2006. - №8. - с.22. Формирование СФ происходило из двух источников: доходов, образуемых за счет превышения фактических цен на нефть над базовой и остатков средств федерального бюджета на начало соответствующего года. Однако СФ не выполнял одну из своих задач - стабилизация уровня жизни в стране. В России отмечается большой разрыв между уровнем производства на душу населения и качеством жизни, т.е. уровень жизни существенно ниже потенциально возможного.
В настоящее время в Бюджетном послании Президента России Федеральному собранию для обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктурных сырьевых цен предусматривается преобразование СФ в Резервный Фонд и Фонд будущих поколений. Бюджетной Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ о бюджетной политике в 2008-2010 годах.
Резервный Фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 2008 год). - ст. 96.9. Резервный Фонд формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления Резервным Фондом.
Фонд будущих поколений должен аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный Фонд и средствами, используемыми для финансирования расходов федерального бюджета.
2.3 Основные направления бюджетной политики 2006-2008 гг., ее итоги
2006 год стал переломным для бюджетного процесса России. В это время принимаются новые подходы в управлении финансами, происходит переход к среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результаты. Многое в нашей стране делается впервые.
Впервые федеральный бюджет становится составной частью финансового плана, сформированного на три года.
Впервые вводятся разделения действующих и принимаемых обязательств государства. Это обеспечивает выполнение всех обязательств, в том числе - вытекающих из планируемых решений по повышению зарплаты работникам бюджетной сферы, пенсий, денежного содержания военнослужащих, поддержки экономического роста и укреплению национальной обороны и безопасности.
Впервые основой формирования бюджета становятся четко заданные цели и приоритеты государственной политики, а расходы бюджета увязаны с конкретными измеримыми результатами деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Бюджетная политика РФ строится на основании Бюджетного послания Президента РФ Федеральному собранию. Выделим стратегические цели этого послания на 2006-2008 гг. и проследим насколько успешно они были выполнены.
Главной целью Послания является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению уровня доходов и занятости населения, росту сбережений. В сфере его прямой ответственности - повышение доступности и качества бюджетных услуг. Для достижения этой цели необходимо, прежде всего, обеспечить достойный и конкурентоспособный уровень оплаты труда работников образования, здравоохранения, культуры, других отраслей социальной сферы (табл. 4).
Табл. 4. Показатели роста заработной платы в бюджетной сфере
|
|
2004 (отчет)
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
|
Среднемесячная заработная плата в бюджетной сфере, руб.
|
5 078
|
6 360
|
7 599
|
8 601
|
9 875
|
|
Превышение темпов роста заработной платы темпов инфляции
|
|
1,14
|
1,12
|
1,07
|
1,10
|
|
Прожиточный минимум трудоспособного населения, руб./мес.
|
2 602
|
3 052
|
3 375
|
3 669
|
3 950
|
|
Соотношение зарплаты и прожиточного минимума
|
1,95
|
2,08
|
2,25
|
2,34
|
2,50
|
|
|
Основой для решения ...........
Страницы: [1] | 2 |
|