евальные элементы и гимнастические упражнения с предметами, а также сочли интересным использование на уроках по физической культуре элементов художественной гимнастики с целью повышения уровня развития ловкости и гибкости.
Полученные результаты опроса дают возможность утверждать, что 89% учащихся заинтересованы в использовании на уроках упражнений художественной гимнастики.
Результаты опроса дали импульс для проведения педагогического эксперимента. В задачи нашего эксперимента входило определение характера воздействия средств художественной гимнастики на развитие основных двигательных качеств и координационных способностей у детей младшего школьного возраста. Эффект предложенной методики оценивался путем анализа изучаемых показателей в процессе эксперимента, а также их сравнением с показателями, полученными в результате предварительного обследования учащихся младших классов школы № 2 г. Сосенского и путем сравнительного анализа с результатами тестирования учащихся из других школ.
Математическая обработка данных полученных в результате тестирования проводилась с вычислением средней арифметической величины, вычислением процентных показателей, сравнением средних арифметических величин.
3.2 Организация исследования
Исследование проводилось в младшей школе № 2 г. Сосенского Калужской области. Учащиеся были поделены на две группы- экспериментальную «А» и контрольную «Б».
Первым этапом являлся подбор, изучение и анализ литературных источников. На основании просмотра литературных источников, можно сделать следующие выводы.
Несмотря на то, что в младшем школьном возрасте у ребенка происходят изменения всех систем организма, младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией учащихся учителю необходимо иметь знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка.
Основным методом диагностики КС учащихся на сегодняшний день являются специально подобранные двигательные (моторные) тесты.
Для развития КС детей школьного возраста используют методы строго регламентированного упражнения, методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения, а также игровой и соревновательный методы.
На втором этапе проводились беседы с младшими школьниками и их родителями и анкетирование.
На третьем этапе проводилось тестирование учащихся, которое включало три кувырка вперед, четыре поворота на гимнастической скамейке, стойка на одной ноге, челночный бег, бег на 30 м, подтягивания и т.п.
На четвертом этапе проводился педагогический эксперимент, который предусматривал проверку эффективности предложенной нами программы.
Эксперимент проводился в течение учебного 2009 года на базе младшей школы № 2 г. Сосенского Калужской области, в котором приняли участие учащиеся 2-4 классов.
Нами было предложено использование на уроках, кроме элементов существующей типовой программы, средств оздоровительной гимнастики, в том числе упражнений художественной гимнастики. В современных литературных источниках не полностью отражены такие вопросы, как воспитательное значение средств художественной гимнастики, влияние профилактических и корригирующих упражнений художественной гимнастики на физическое развитие и совершенствование двигательных качеств у детей младшего школьного возраста в средней школе, их этическое воспитание в ходе учебного процесса.
Предложенные нами методические нововведения заключались в следующем:
- учащимся второго класса предлагалась для обучения разновидность шагов (переменный шаг, перекатный шаг, танцевальные шаги) и бега, различные виды равновесия, отдельные виды прыжков;
- учащиеся третьего класса выполняли, кроме вышеописанных упражнений, соединение танцевальных шагов, «волны», повороты, прыжки;
- для учащихся четвертого класса были предложены упражнения с предметами - мячом, обручем, скакалкой и лентами.
Упражнения на расслабление для мышц рук, ног, туловища, упражнения на развитие гибкости, акробатические упражнения и музыкальные игры применялись во всех классах, независимо от возраста.
В таблице 1 предоставлена схема учебного плана для 2-4 классов. В начале эксперимента в обеих группах (группа А - экспериментальная, группа Б - контрольная) испытуемых было проведено педагогическое тестирование для определения уровня их физической подготовленности.
Однако при проведении тестирования на первом этапе педагогического эксперимента, результаты учащихся контрольной группы по некоторым видам упражнений, в частности: челночном беге 4х9, беге на 30м и подтягивании, были несколько лучше, чем у учащихся экспериментальной группы (см. Приложение, таблица 1).
Результаты повторного тестирования учащихся обеих групп на промежуточном этапе педагогического эксперимента позволяют утверждать, что показатели учащихся экспериментальной группы по тестовым упражнениям, за выполнение которых они на предварительном этапе (первое тестирование) имели более низкие оценки, максимально приблизились к результатам учащихся контрольной группы, а по остальным упражнениям (наклон туловища вперед из положения сидя, прыжок в длину с места, бег на выносливость) имели более высокие показатели по сравнению с учащимися контрольной группы.
Анализ результатов тестирования физической подготовленности учащихся обеих испытуемых групп на заключительном этапе педагогического эксперимента позволил установить достоверные различия (Р< 0,05) результатов выполнения всех предложенных тестовых упражнений (см. Приложение, таблица 2).
Педагогические наблюдения показали, что техническая подготовленность детей 7-10 лет находилась примерно на одном уровне, однако дети третьего класса (9-10 лет) несколько отличались от них по степени восприятия и совершенствования техники исполнения предлагаемых упражнений.
На заключительном этапе педагогического эксперимента кроме государственных тестов детям были предложены двигательные задания, которые позволяют изучить комплексное проявление координационных способностей: способность к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений, способность к ориентированию в пространстве, способность к сохранению устойчивости позы (равновесие), чувство ритма, способность к произвольному расслаблению мышц, координации движений. В таблице 3 представлены результаты тестирования.
Таблица 3.
Результаты оценки координационных способностей у испытуемых экспериментальной и контрольной групп в конце эксперимента, уровень, баллы
|
Группа
|
Двигательные задания
|
|
|
«Гимнастическая стенка»
|
Ритмическое постукивание руками
|
Ловля подвешенного теннисного мячика
|
Ходьба к цели
|
Статистическое равновесие
|
|
Экспериментальная группа
|
5
|
5
|
5
|
3
|
5
|
|
Контрольная группа
|
4
|
3
|
5
|
2
|
3
|
|
|
Мы разработали экспериментальный комплекс упражнений для развития координационных способностей, предназначенный для проведения на уроках физической культуры с гимнастической направленностью для учащихся младших классов. Предложенная программа состоит из следующих разделов:
2 класс, 1 семестр
Целенаправленное выполнение общеразвивающих упражнений для повышения уровня гибкости: шпагатов, полушпагатов, наклонов туловища вперед из положения сидя и стоя, акробатические упражнения (элементарные кувырки и перевороты), стойки и упражнения на гимнастическом мосту, специальные упражнения для развития гибкости и укрепления мышц спины и таза. Строевые приемы и упражнения. Общеразвивающие упражнения на внимание и совершенствование координационных способностей: комплексы вольных упражнений и подвижные игры с элементами художественной гимнастики («Бросай выше», «Вправо-влево», «Попрыгунчик», «Не останься без места»).
2 класс, 2 семестр
Выполнение комплексов общеразвивающих упражнений для развития ловкости и гибкости в сочетании с выполнением силовых упражнений (сгибания-разгибания рук в положении упор лежа на полу или гимнастической скамьи, упражнения на перекладине: висы, подтягивание, поднятия ног к перекладине, повороты туловища и др.). Акробатические упражнения (выход в стойку из положения гимнастического моста, сложные кувырки и перевороты (колесо, подъем разгибом). Комплексы общеразвивающих упражнений на развитие внимания и координационных способностей. Подвижные игры с использованием гимнастических предметов («Реагируй быстрее», «Зеркало», «Бабочка и дети», «Волчок»).
3 класс, 1 семестр
Выполнение элементов произвольной программы художественной гимнастики без предметов под музыку в сочетании с комплексами общеразвивающих упражнений различной направленности и акробатическими упражнениями. Усложненные подвижные игры с использованием гимнастических предметов («Кому бросать», «Эстафета со скакалкой», «Кати прямо»).
3 класс, 2 семестр
Выполнение элементов произвольной программы художественной гимнастики с предметами под музыку. Совершенствование выполнения элементов произвольной программы художественной гимнастики без предметов под музыку на фоне общефизической нагрузки в сочетании с комплексами общеразвивающих упражнений различной направленности и акробатическими упражнениями. Усложненные подвижные игры с использованием гимнастических предметов («Отбери мяч», «Эстафета с мячом», «Кати прямо»).
4 класс, 1 семестр
Выполнение начальных элементов групповых упражнений без предметов и с предметами. Составление каждым учащимся совместно с педагогом программы индивидуального выступления.
4 класс, 2 семестр
Выполнение групповых упражнений без предметов и с предметами, совершенствование выполнения индивидуальной программы. Выступление перед учащимися школы с индивидуально - групповой художественно - театрализованной гимнастической композицией. Участие в классных и школьных соревнованиях.
Упражнения выполнялись в конце каждого урока физической культуры в течение 15 минут, а также дополнительно на больших переменах между уроками не меньше одного раза в течение учебного дня.
Для подтверждения результатов исследований было предложено проведение пробных уроков с использованием пунктов вышеуказанной программы учителям физического воспитания младших классов ряда средних школ г. Сосенского Козельского района.
Участвовавшие в этом эксперименте учителя подтвердили, что использование средств и методов художественной гимнастики на уроках вызвали существенный интерес у учеников. Повысилась посещаемость занятий благодаря именно этим нововведениям в некоторых классах. Дети стали с удовольствием выполнять некоторые акробатические упражнения и комплексы вольных, общеразвивающих упражнений, которые ранее они выполняли с неохотой.
Несмотря на все положительные моменты, связанные с предложенными нововведениями в учебный процесс, ход эксперимента вызвал и ряд трудностей, в основном субъективного характера, связанных, как правило, с материальным обеспечением учебного процесса.
Так, во многих школах практически отсутствует элементарный спортивный инвентарь и ковровое покрытие, некоторые сложности представляет обеспечение музыкального оформления занятий. Однако перечисленные проблемы в целом не снижают положительной роли предложенной нами методики и возможностей ее эффективного использования на практике.
3.3 Результаты исследования
Как показали наши исследования, на уроках, где использовались упражнения художественной гимнастики и другие средства оздоровительных видов гимнастики, дети (как мальчики, так и девочки) испытывали огромную
радость, особенно от упражнений с предметами. Музыкальное сопровождение уроков с использованием веселой и любимой музыки, создавало хорошее настроение у детей, что способствовало более плодотворной работе. Все это является эффективным средством эстетического воспитания, при помощи которого можно с успехом развивать и совершенствовать основные двигательные качества, а также формировать и корригировать функциональные нарушения осанки. У детей возросла творческая активность, дети стали участвовать в показательных концертах и внутришкольных соревнованиях.
Исследования показали, что применение упражнений художественной гимнастики, специальных подвижные игр с музыкальным сопровождением для профилактики нарушений осанки и плоскостопия дало положительный результат. В результате исследований было выявлено, что использование на уроках средств художественной гимнастики способствовало исправлению нарушений осанки у детей. Результаты обследования детей в начале учебного года показали, что 14 детей (что составляет 46,6%) имели функциональные дефекты осанки. Обследования в конце учебного года показали, что занятия корригирующей гимнастикой способствовали исправлению у 6 детей функциональных дефектов осанки, а у всех остальных детей появился навык самоконтроля и выработалось умение держать правильную позу во время сидения и ходьбы.
Нами было замечено, что занятия с использованием средств художественной гимнастики способствовали формированию устойчивого интереса у детей к урокам физической культуры и спорту. Только интересные яркие по содержанию упражнения из арсенала средств художественной гимнастики привлекают детей к сознательным и систематическим занятиям в школе и дома. По итогам опроса родителей, можно сделать вывод, что 73% детей стали систематически выполнять домашние задания по физической культуре. Увеличилось количество девочек, желающих заниматься в секции художественной гимнастики на 62,5 %, четыре девочки изъявили желание продолжить занятия художественной гимнастикой в спортивных школах.
Выводы.
1. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности.
2. Наиболее эффективными средствами воспитания координационных способностей являются игры и физические упражнения.
3. Координация движений тренируема и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса.
4. Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока.
5. Между уровнем физического развития детей и уровнем развития их координационных способностей не существует взаимосвязи, и поэтому надо заниматься упражнениями, направленными на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения.
6. Применение упражнений художественной гимнастики, специальных подвижных игр с музыкальным сопровождением способствовали исправлению нарушений осанки и плоскостопия у детей. Кроме того, у детей появился навык самоконтроля и выработалось умение держать правильную позу во время сидения и ходьбы.
7. Занятия с использованием средств художественной гимнастики способствовали формированию устойчивого интереса у детей к урокам физической культуры и спорту.
Заключение
Изучив научно-методическую литературу и опробовав комплекс упражнений для развития координационных способностей детей 7-9 лет, выяснилось, что наша рабочая гипотеза, а именно - применение различных средств как физические упражнения и гимнастические упражнения с динамическим характером на уроках физической культуры позволит качественно повысить уровень координационных способностей детей 7-9 лет - подтвердилась.
Младший школьный возраст ребенка - это возраст глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией учащихся учителю необходимо иметь глубокие знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка.
1. Изучив научно-методическую литературу, мы выяснили, что координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Выделяют специальные, специфические и общие КС.
Под общими КС понимаются потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.
Специальные КС - это возможности школьника, определяющие его готовность к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.
Специфические КС - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию - на равновесие, ритм, ориентирование в пространстве, реагирование, перестроение двигательной деятельности, согласование, дифференцирование параметров движений, сохранение статокинетической устойчивости и др.
Основными методами оценки КС служат метод наблюдения, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов. Основным методом диагностики КС учащихся на сегодняшний день являются специально подобранные двигательные (моторные) тесты.
2. Проанализировав методы развития координационных способностей, мы пришли к выводу, что для развития КС детей школьного возраста используют разнообразные методы. А методы строго регламентированного упражнения, методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения являются главными методами развития КС, а также игровой и соревновательный методы.
3. Наиболее эффективными средствами воспитания координационных способностей являются игры и физические упражнения.
Координация движений тренируема и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса, специально направленного на ее развитие. Высокая степень развития координационных способностей оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными навыками. Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока. Установлено, что взаимосвязи между уровнем физического развития детей и уровнем развития их координационных способностей не существует, и поэтому есть основание заниматься упражнениями, направленными на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения.
4. Мы разработали экспериментальный комплекс упражнений для развития координационных способностей детей младшего школьного возраста. Этот комплекс упражнений предназначен для проведения на уроках физической культуры с гимнастической направленностью. В него вошли общеразвивающие упражнения, акробатические упражнения, упражнения на совершенствование координационных способностей и игры на развитие внимания, ловкости, равновесия, точности движений с использованием гимнастических предметов.
5. В результате исследования стало ясно, что использование средств и методов художественной гимнастики на уроках вызвало существенный интерес у учеников. Повысилась посещаемость занятий благодаря именно этим нововведениям в некоторых классах. Дети стали с удовольствием выполнять некоторые акробатические упражнения и комплексы вольных, общеразвивающих упражнений, которые ранее они выполняли с неохотой.
Исследования также показали, что применение упражнений художественной гимнастики, специальных подвижные игр с музыкальным сопровождением способствовали исправлению нарушений осанки и плоскостопия у детей. Кроме того, у детей появился навык самоконтроля и выработалось умение держать правильную позу во время сидения и ходьбы.
Занятия с использованием средств художественной гимнастики способствовали формированию устойчивого интереса у детей к урокам физической культуры и спорту.
Список литературы
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: ФиС, 2000.
2. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. - М.: «ФиС», 2001. - 186 с.
3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 2006. - 146 с.
4. Блинов Н.Г., Игишева Л.Н. Практикум по психофизиологической диагностике. - М.: Физкультура и спорт, 2000. -140 с.
5. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физическая культура и спорт, 2005. - 234 с.
6. Вавилова Е.Н. Особенности проявления двигательных качеств у детей 6-7 лет. // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: Сб. науч. тр./ Под ред. Ю.Ф. Змановского и Н.Т. Тереховой. - М., 2000. - с. 34.
7. Васильева О.Н., Леонова Л.А. Особенности выработки точностного движения у детей 7 лет // Новые исследования по возрастной физиологии. - 1990. - № 114.- С. 101-105.
8. Волков Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом - М.: Астрель, 2002. - 80 с.
9. Волкова Л.М. Влияние упражнений разной направленности на развитие физических качеств младших школьников. - М.: АСТ, 2003. - 220 с.
10. Вопросы биомеханики физических упражнений. Сб. научн. трудов. - Омск, 2002. -56 с.
11. Давыдов С.Ю. Морфофункциональные показатели и развитие моторики у детей 3-6-летнеко возраста различных типов конституций. // Теория и практика физической культуры. 1995.- №11.- с.39-43.
12. Гогунов Е.H., Мартъенов Б.Н. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000. -
13. Григорян Э.А. Двигательная координация школьников в зависимости от возраста, пола и занятий спортом. - Киев, 2006. - 134 с.
14. Двигательные качества и моторика их развития у младших школьников. / Сост. Н.А. Ноткина. - СПб: Образование, 2003. - 164 с.
15. Евстафьев Б.В. Понятийный словарь по физической культуре и спорту. - Л., 1990. - 126 с.
16. 3имницкая Р.Э. Нормирование нагрузок, направленных на развитие координационных способностей младших школьников на уроках физической культуры. - Минск, 2003. - 114 с.
17. Ильин Е.П. Двигательная память, точность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы // Психомоторика. Сб. научн. трудов. - Л., 2006. - 166 с.
18. Ильин Е.П. Ловкость - миф или реальность? // Теория и практика физической культуры. -1992. - № 3. - С. 51-53.
19. Кабанов Ю.М. Методика развития равновесия у детей школьного возраста. - Минск, 2002. - 68 с.
20. Карпеев А.Г. Методологические аспекты изучения координационных способностей // Вопросы биомеханики физических упражнений. Сб. научн. трудов. - Омск, 1992.- С. 24-32.
21. Кечетжиева А., Банкова М., Чиприянова М. Обучение детей художественной гимнастике. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 328 с.
22. Контрольные упражнения для оценки координационных возможностей юных спортсменов: Метод. рекомендации. - Минск, 2001. - 42 с.
23. Коссов А.И. Психомоторное развитие младших школьников. - М.: АкадемПресс, 2003. - 264 с.
24. Кофман П.К. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 280 с.
25. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 114 с.
26. Лях В.И. Понятие «координационные способности» и «ловкость» // Теория и практика физической культуры. -1993. - №8. - С. 44-46.
27. Лях В.И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» // Теория и практика физической культуры. -1994. - №1.- С. 48-50.
28. Лях В.И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте // Физкультура в школе. -1997. - № 5. - С. 25-28.
29. Лях В.И. О классификации координационных способностей // Теория и практика физической культуры. -1997. - №7.- С. 28-30.
30. Лях В.И. Координационные способности школьников. - Минск: Полымя, 2001. - 152 с.
31. Лях В.И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте // Теория и практика физической культуры. -1990. - №3. -С. 15-18.
32. Лях В.И. Критерии определения координационных способностей //Теория и практика физической культуры. -1991. - №11. - С. 17-20.
33. Лях В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования // Теория и практика физической культуры. -1995. - №11.
34. Майорова Л.Т., Лопина Н.Г. Закономерности развития координационных способностей у детей 7-10 лет. - Красноярск, 2006. - 134 с.
35. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 412 с.
36. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2004 - 328 с..
37. Менхин Ю.В. Физическая подготовка к высшим достижениям в видах спорта со сложной координацией действий. - М.: ФиС, 2000.-148 с.
38. Минаева Н.А. Приёмы определения координационных способностей юных гимнастов // Ежегодник: Гимнастика. - М.: ФиС, 2003. - Вып.1.- 124 с.
39. Минаева Н.А. Педагогическая характеристика проявления координационных способностей гимнастов // Ежегодник: Гимнастика. - М.: Физическая культура и спорт, 2004. - Вып.1. - 136 с.
40. Михайлович Г.Н. Двигательное развитие детей 6-7 лет в связи с ориентацией к сложнокоординационной спортивной деятельности. - М.: Медицина, 2002. - 88 с.
41. Мир движений мальчиков и девочек. Методическое пособие для руководителей физического воспитания школьных учреждений. - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001. - 156 с.
42. Назаров В.П. Координация движений у детей школьного возраста. -М.: Физкультура и спорт. 2004. - 144 с.
43. Наука в олимпийском спорте. - 2000. - №1.- С. 53-59.
44. Панов В.А. Методика развития координационных способностей детей 7 лет на основе применения стандартной тренировочной программы: - М.: ФиС, 2006. - 98 с.
45. Пидоря A.M., Годик М.А., Воронов А.И. Основы координационной подготовки спортсменов. - Омск, 1992. - 166 с.
46. Платонов В.Н., Булатова М.М. Координация спортсмена и методика её совершенствования: Учебно-метод. пособие. - Киев, 1992. - 118 с.
47. Приймаков А.А., Козетов И.И. Закономерности развития и совершенствования координации движений у детей 7-9 лет. // Наука в олимпийском спорте. - 2000. - №1.- С.53-59.
48. Психомоторика: Сб. научн. трудов / Б.А. Ашмарин, Е.П. Ильин. - СПб, 2006. - 186 с.
49. Развитие равновесия у детей школьного возраста: Метод, рекомендации. - Минск, 1991. - 56 с.
50. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка. - М.: «Мозайка-синтез», 2000. - 212 с.
51. Сальников В.А. Способности в сфере спортивной деятельности // Научные труды: Ежегодник. - Омск, СибГАФК, 2006. - 144 с.
52. Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья школьников. / Под ред. В.И. Усакова. - Красноярск, 2006. - 126 с.
53. Стамбулова Н.В. Исследование развития психических процессов и двигательных качеств у школьников 8-12 лет. - СПб: Питер, 2001.-48 с.
54. Сулейманов И.И. Основы воспитания координационных способностей: Лекция. - Омск: ОГИФК, 2001. - 46 с.
55. Суянгулова Л.А. Совершенствование координационных способностей рук детей школьного возраста. - Омск: ОГИФК, 2006. -38 с.
56. Сулейманов И.И. Общее физкультурное образование: Учеб. Т. 1. Школьное физкультурное образование. Ч. 3. - Омск: СибГАФК, 2000. 430 с.
57. Суслов Ф.П. Теория и методика спорта. - М.: ФиС, 2007. - 314 с.
58. «Теория и практика физической культуры». 1994. - № 1. С. 48-50.
59. «Теория и практика физической культуры». 1990. - №3. С. 15-18.
60. Управление движением. / Под ред. А.А. Митькина. - М.: Наука, 2000. - 68 с.
61. «Физическая культура в школе». - 2000. - №1. - С. 5 -11.
62. Филиппович В.И. Двигательная ловкость // Легкая атлетика. 2000. - №7. - С. 12-16.
63. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 424 с.
64. Художественная гимнастика. // Спорт в школе. - 2006. - №27.- С.6-11.
65. Художественная гимнастика. Учебник для институтов физ. культуры. / Под ред. Лисицкой Т.С. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 342 с.
Приложение
Таблица 1.
Сетка распределения часов на учебный год
|
Разделы программы
|
Количество часов
|
|
|
2 класс
|
3 класс
|
4 класс
|
|
|
1 семестр
|
2 семестр
|
1 семестр
|
2 семестр
|
1 семестр
|
2 семестр
|
|
Разновидности шагов и бега
|
6
|
6
|
4
|
4
|
2
|
2
|
|
Различные виды равновесия
|
4
|
4
|
4
|
6
|
4
|
4
|
|
Танцевальные упражнения
|
6
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
|
Прыжки и повороты
|
4
|
6
|
6
|
8
|
6
|
6
|
|
Акробатические упражнения
|
4
|
2
|
4
|
2
|
2
|
2
|
|
Игры под музыку
|
8
|
6
|
6
|
4
|
2
|
2
|
|
Упражнения с предметами
|
-
|
-
|
-
|
-
|
8
|
8
|
|
Расслабляющие и восстанавливающие упражнения
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
|
|
Таблица 2.
Значения t - теста при сравнении показателей тестирования по отдельным видам контрольных упражнений учащихся экспериментальной и контрольной групп при критерии Стьюдента tкр=2,02 на заключительном этапе педагогического эксперимента
|
Тест
|
|
Прыжок в длину с места
|
Челночный бег 4х9 м
|
Бег 30 м
|
Подтягивание на перекладине
|
Бег на выносливость
|
Наклон туловища вперед из положения сидя
|
|
1,13**
|
2,96**
|
1,28**
|
2,45**
|
1,26**
|
2,58**
|
|
|
** - различия достоверны (Р< 0,05)
Таблица 3.
Оценка комплекса проявления координационных способностей школьников (Три кувырка вперед).
|
Возраст, лет
|
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ
|
|
|
низкий
|
ниже среднего
|
средний
|
выше среднего
|
высокий
|
|
|
МАЛЬЧИКИ
|
|
7
|
9,9 и >
|
9,8 - 9,1
|
9,0 - 7,2
|
7,1 - 6,4
|
6,3 и <
|
|
8
|
7,8 и >
|
7,7 - 7,1
|
7,0 - 5,4
|
5,3 - 4,7
|
4,6 и <
|
|
9
|
7,4 и >
|
7,3 - 7,6
|
6,5 - 4,9
|
4,8 - 3,1
|
4,0 и <
|
|
|
ДЕВОЧКИ
|
|
7
|
9,4 и >
|
9,3 - 8,5
|
8,4 - 6,7
|
6,6 - 5,9
|
5,8 и <
|
|
8
|
8,8 и >
|
8,7 - 7,6
|
7,5 - 5,3
|
5,2 - 4,2
|
4,1 и <
|
|
9
|
7,7 и >
|
7,6 - 7,0
|
6,9 - 5,4
|
5,3 - 4,6
|
4,1 и <
|
|
|
Таблица 4.
ДИНАМИКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ (экспериментальная группа)
|
№ п/п
|
Фамилия
|
Три кувырка вперед
|
Четыре поворота на гимнастической, скамейке
|
Стойка на одной ноге
|
|
|
|
до
|
Промежуточный
|
до
|
после
|
до
|
после
|
|
|
|
эксперимента
|
эксперимента
|
эксперимента
|
|
1
|
Кравцов
|
7,0
|
6,7
|
4,2
|
4,0
|
26"
|
27
|
|
2
|
Касаткин
|
4,4
|
4,0
|
4,3
|
4,1
|
28"
|
29"
|
|
3
|
Сергеев
|
6,8
|
6,6
|
7,0
|
6,8
|
51"
|
51"
|
|
4
|
Глазунова
|
7,0
|
6,8
|
7,0
|
6,7
|
25"
|
29"
|
|
5
|
Лисицын
|
5,2
|
5,0
|
3,8
|
3,5
|
23"
|
20"
|
|
6
|
Баринов
|
6,0
|
5,8
|
7,0
|
6,9
|
20"
|
23"
|
|
7
|
Петров
|
5,0
|
4,8
|
5,0
|
4,4
|
8"
|
20"
|
|
8
|
Поздеев
|
4,2
|
4,0
|
7,0
|
6,8
|
44"
|
43"
|
|
9
|
Кочетков
|
4,0
|
3,8
|
3,7
|
3,5
|
1 12"
|
1 10"
|
|
10
|
Спицын
|
7,0
|
6,5
|
7,0
|
6,9
|
6"
|
10"
|
|
11
|
Лапшина
|
6,0
|
5,9
|
6,0
|
5,7
|
2 12"
|
2 15"
|
|
12
|
Островерхова
|
7,2
|
7,0
|
3,2
|
3,0
|
1
|
1 05"
|
|
13
|
Афанасьева
|
6,0
|
5,9
|
3,2
|
3,0
|
2 05"
|
2
|
|
14
|
Иванихин
|
4,8
|
4,5
|
3,4
|
3,0
|
59"
|
1 03"
|
|
15
|
Морозова
|
8,0
|
7,8
|
3,6
|
3,4
|
50"
|
58"
|
|
|
Таблица 5.
ДИНАМИКА КООРДИНАПИОНННХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ (контрольная группа)
|
№ п/п
|
Фамилия
|
Три кувырка вперед
|
Четыре поворота на гимнастической, скамейке
|
Стойка на одной ноге
|
|
|
|
до
|
после
|
до
|
после
|
до
|
после
|
|
|
|
эксперимента
|
эксперимента
|
эксперимента
|
|
1
|
Шипицын
|
4,8
|
4,7
|
4
|
4
|
28"
|
30
|
|
2
|
Коротков
|
4,3
|
4,3
|
7
|
6
|
15
|
18
|
|
3
|
Гребенкин
|
5,5
|
5,4
|
4,2
|
4,6
|
15
|
20
|
|
4
|
Носов
|
4,9
|
4,9
|
4,8
|
5
|
30
|
31
|
|
5
|
Вдовин
|
4,3
|
4,3
|
3,5
|
3,2
|
49
|
50
|
|
6
|
Платицын
|
5,2
|
5,0
|
6
|
5,8
|
40
|
38
|
|
7
|
Зиновьев
|
5,4
|
5,4
|
7
|
6,7
|
8"
|
10
|
|
8
|
Соркин
|
4,8
|
4,8
|
4,8
|
5
|
43"
|
45"
|
|
9
|
Михайлов
|
4,7
|
4,8
|
5,8
|
5,4
|
19"
|
18"
|
|
10
|
Платонов
|
5,7
|
5,0
|
4,2
|
4,6
|
59"
|
1 04
|
|
11
|
Завадская
|
5,3
|
5,3
|
3,1
|
3,0
|
1 03
|
1 05
|
|
12
|
Султанова
|
5,3
|
5,5
|
3,2
|
3,0
|
35"
|
36"
|
|
13
|
Андреева
|
4,8
|
5,0
|
6
|
5,8
|
20"
|
18"
|
|
14
|
Тимофеева
|
5,0
|
5,0
|
6
|
5,9
|
33"
|
33"
|
|
15
|
Щербакова
|
5,1
|
5,0
|
4
|
3,7
|
11"
|
10"
|
|
|
...........
Страницы: 1 | 2 | [3] |
|