результат, который говорящий сознательно или неосознанно хочет получить от своей речи. Приведем пример. Возьмем одну фразу У меня важные переговоры. Посмотрим, каковы могут быть ваши речевые намерения (цель) в разных речевых ситуациях:
1) вы отказываете другу, который приглашает вас в театр; цель -- отказ:
«У меня важные переговоры» (поэтому я не пойду в театр);
2) вы приходите на день рождения к дорогому человеку с опозданием; цель -- извинение: «У меня важные переговоры» (которые я никак не мог отложить);
3) вы сообщаете своим коллегам о переговорах, которые могут сдвинуть дело с мертвой точки; цель -- вселить уверенность: «У меня важные переговоры» (они будут началом новых отношений с партнерами).
Итак, мы убедились, что речевые намерения (цели) -- важный элемент структуры речевой ситуации.
И, наконец, последнее, о чем надо сказать, рассматривая элементы речевой ситуации, -- это условия и обстоятельства. Они определяют ее, но не имеют прямого отношения к «действующим лицам». Это то, что драматурги описывают в соответствующих ремарках: «Ночь. Овраг, покрытый кустами; наверху забор сада Кабановых и калитка…(«Гроза» Островского). Влияние обстановки и условий на характер речи показывает следующий пример. Вы идете на деловые переговоры. Где они будут проходить: в офисе вашего партнера? в вашем офисе? а может быть, в комнате переговоров фешенебельного ресторана? В какое время они запланированы: днем? вечером?
Безусловно, все это в какой-то степени повлияет на процесс общения.
§1.3.5. Речевое действие (речевой акт) и типы речи
На предыдущих страницах мы рассмотрели понятие цели и выяснили, что, участвуя в речевом событии, человек сознательно или бессознательно стремится к ее осуществлению. Таким образом, говоря, он совершает поступок, действует. Еще древние утверждали, что «слово -- вид дела». Это подтверждают и современные лингвисты (Дж. Остин, Дж. Сирл, Х. Грайс). Остину принадлежат следующее высказывание: «Слово есть дело». Итак, говоря, мы совершаем определенное действие, направленное на адресата. «Это действие, определяемое целью (намерением) говорящего, называется в неориторике и прагматике «речевой акт», «речевой поступок», «речевое действие». (21, 56). Очевидно, что речевые акты разнообразны и их существует большое количество. Ученые- лингвисты составили их классификацию, в основу которой и положили речевое намерение. В соответствии с речевыми целями (намерениями) говорящего были выделены типы речевых актов и типы речи. (См. таблицу 1).
Таблица 1
ТИПЫ РЕЧЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ И ТИПЫ ДИСКУРСА
|
ЦЕЛЬ ГОВОРЯЩЕГО
|
ТИП РЕЧЕВОГО ДЕЙСТВИЯ
|
ТИП РЕЧИ
|
|
1.Сообщить, информировать
|
Сообщение, информация
|
Информирующий
|
|
2. Высказать и доказать и свое мнение
|
Убеждение
|
Аргументирующий
|
|
3. Побудить к действию
|
Побудить к действию
|
Агитирующий
|
|
4.Обсудить проблему, найти истину вместе с собеседником
|
Поиски смысла
|
Эвристический (гр. euriko -- нахожу)
|
|
5.Выразить свое видение добра и зла, прекрасного и постыдного
|
Оценка (похвала и порицание)
|
Эпидейктический (гр. -- (deiknumi -- показываю, приветствую)
|
|
6.Доставить удовольствие себе и собеседнику самим процессом речевого общения
|
Игровые речевые акты
|
Гедонистический (гр. hedomai -- радуюсь), или диатребический (гр. diatribe -- провожу время)
|
|
7. Выразить и возбудить эмоции, предложить свою «эмоциональную» картину мира
|
Эмотив
|
Поэтический, художественный
|
|
|
Кратко поясним таблицу. В любой реальной речи осуществляется сразу несколько целей говорящего и, соответственно, выступает несколько речевых актов. Возьмем для примера фрагмент из речи Д. С. Лихачева на первом съезде народных депутатов СССР. «…Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране, и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Я внимательно изучил предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова «культура»… Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют и социальные законы, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромн ...........
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | [8] | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |
|