/i>
Деловое общение играет важную роль в различных видах профессиональной деятельности, определяет их успех. Особую значимость оно приобретает для людей, занятых в управлении. Так, руководители -- менеджеры на общение расходуют 80% рабочего времени. И это неслучайно: ведь цель делового общения -- организация плодотворного сотрудничества.
В научной и методической литературе дается множество определений понятия “деловое общение”. Приведем одно из них, в котором подчеркивается цель. Деловое общение -- это межличностное общение с целью организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой, управленческой и т.д.
Деловое общение -- сложное явление. На его характер оказывают влияние как вертикальные, так и горизонтальные связи в процессе взаимодействия. Деловым людям постоянно приходится общаться с лицами, стоящими на разных ступенях иерархической лестницы (по вертикали), а также с коллегами, сотрудниками одного уровня (по горизонтали). В первом случае это субординационные отношения, во втором -- партнерские.
Субординационные отношения обусловлены социальным статусом собеседников и административно-правовыми нормами (например, руководитель -- подчиненный).
Эти отношения характеризуются строгим подчинением младших по чину или положению старшим, соблюдением правил служебной дисциплины. Руководитель принимает решения, обязательные для подчиненного. Как часто руководитель, предпочитающий субординационный тип отношений, придерживается авторитарного стиля в общении, он выбирает закрытую стратегию монолога. Для него собеседник -- объект, которым можно манипулировать. Главное для него -- не слушать собеседника, а говорить самому. Он резко, категорично выражает свое мнение. Для него характерны фразы типа: меня интересует то-то и то-то; я считаю, что; хоть Вам это и неизвестно; нет, вы не правы.
Подобные отношения не могут способствовать успеху дела. Они сковывают инициативу, подавляют обратную связь, убивают интерес к делу.
Партнёрские отношения носят иной характер. Они руководствуются стратегией сотрудничества и взаимопонимания, учитывают общие интерес и потребности участников. Такие отношения соответствуют русскому риторическому идеалу сократического типа, платоновским диалогам.
“Неслучайно в деловой жизни наблюдается отход от строгих субординационных отношений к партнёрским, к утверждению по вертикали субординационно -- партнёрских отношений. Это повышает деловую и творческую активность людей, является важным фактором технологического процесса производства» (5, 40).
Что же характерно для делового общения? Этот вопрос разберем в следующем параграфе.
§3.1.3. Основные характеристики делового общения
Что же отличает деловое общение от других видов, например, от светского?
1. Регламентированность, т.е. подчинение установленным правилам и ограничениям.
Эти правила определяются видом делового общения, степенью его официальности, национальными и культурными традициями.
Регламентированность предполагает соблюдение делового этикета, который включает в себя правила приветствия и представления, поведение во время презентаций, на приёме, за столом, предписывает, как дарить и принимать сувениры. Так, в практике международных отношений часто используются слова «согласно протоколу». Дипломатический протокол -- это совокупность правил, условностей, традиций, которые регулируют порядок совершения дипломатических актов.
Регламентированность включает в себя также соблюдение речевого этикета.
2. Вторая особенность делового общения -- это строгое соблюдение речевого амплуа.
В главе “Речевое событие” мы уже говорили о том, что каждый человек в течение дня играет множество социальных ролей. То же происходит и в деловом общении. Деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнёром, и участником какого-либо мероприятия. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с требованиями конкретной обстановки и принятой ролью.
3. Еще одна особенность -- повышенная ответственность участников делового общения за его результат.
Успешное деловое взаимодействие определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т. е. умением правильно сформулировать цели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование собственной позиции и т. д. Эти умения не должны быть формальными, а должны стать нормами нравственно-этического поведения человека.
4. И, наконец, еще одно требование, которое должно быть учтено участниками делового общения -- это строгое отношение к использованию речевых средств. Не допускаются бранные слова и нецензурные выражения, просторечия, жаргонизмы, диалектизмы, архаизмы.
От участников делового общения требуется хорошее знание языка своей профессии. Владение профессиональным языком предполагает освоение основных понятий данной сферы, правильное употребление терминов, специальных слов и выражений. При этом следует учитывать, что общаться между собой могут люди одной и разных специальностей, а также специалисты с неспециалистами.
Мы дали общую характеристику делового общения. Далее рассмотрим самые распространенные виды делового общения -- беседу и переговоры.
Вопросы для самопроверки.
1.Что изучает деловая риторика?
2. Как в психологии определяется деловое общение?
3. Каковы цели делового общения?
4. Назовите типы деловых отношений.
5. Что отличает деловое общение от других типов общения?
...........
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | [29] | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |
|