ь не напряжением голосовых связок, а следующими средствами:
1. Усилением потока воздуха при дыхании.
2. Усилением резонанса («несущей способности»).
3. Повышением четкости артикуляции.
4. Замедлением темпа» (18, 224).
§2.4.5. Мимика и жестикуляция оратора
Овладеть «языком движений -- это во многом овладеть вниманием слушателей: движение -- один из главных факторов внимания. Психологи утверждают, что человек способен ощущать те эмоции, которые испытывает окружающие. У слушателей (или зрителей) напрягаются те же мышцы, что и у человека, на которого они смотрят. Нужно владеть движениями своего лица и тела, чтобы использовать их в качестве эффективных средств воздействия.
«Хороший оратор не является ни непоседой, ни соляным столбом. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает ощущение настоящего головокружения. Оратор также не должен копировать часовых, неподвижно стоящих перед Букенгемским дворцом». (18, 226). Существует несколько правил, с которыми должно соизмеряться движение на трибуне. (О них пишет Михальская в «Основах риторики» на с. 304).
Чем живее чувство, тем сильнее движение.
Движение должно быть естественно и разнообразно.
Поза, жесты, выражения лица должны иметь собственный смысл, значение, помогать восприятию речи, а значит -- варьировать, меняться.
Поза оратора.
Говорящий стоит свободно, прямо; одна нога несколько выдвинута (не сильно), центр тяжести перевести на другую ногу. Руки свободно опущены. В процессе речи можно сделать шаг -- другой в сторону, подойти ближе к аудитории. Но не нужно метаться из стороны в сторону или ходить, «заложив руки за спину, как преступник на ежедневной прогулке по тюремному двору». (18, 228).
«Если вы говорите сидя, сядьте прямо, не облокачиваясь на спинку стула и не нависая над столом. Руки свободно лежат на столе или на коленях -- они готовы к жестам. Одна нога немного впереди, другая отодвинута несколько назад -- это позволяет легко и красиво встать, если понадобится. … не нужно вцепляться в кафедру, стол или спинку стула, это нарушит всю область пантомимического общения» (21, 305).
Жесты.
Жесты должны быть ваши, собственные, а не заученные. Избавляться надо от «манеризмов» -- непроизвольных движений, которые мешают слушать (когда человек трогает себя за нос, поправляет волосы, вертит ручку, нервно смеется, хмурится и т.д.)
Помните, что по направлению движений рук можно определить характер эмоций: «взлетающие» движения говорят о подъеме чувств, «падающие» -- сверху вниз -- о печали, подавленности. Одновременное падение обеих рук выражают безнадежность, тупик.
Если жестикуляция правой руки начинает сопровождаться синхронными движениями левой, интенсивность воздействия на слушателей возрастает.
Итак, запоминание и произнесение речи не менее ответственны, чем разработка ее содержания. Не секрет, что самая блестящая по содержанию лекция может провалиться, если оратор не владеет навыками ее исполнения.
Вопросы для самоконтроля.
1. Нужно ли готовиться к речи? Каковы основные принципы подготовки? Что из них больше подходит лично вам?
2. О чем нужно помнить, если вы в подготовленную речь вводите элементы импровизации?
3. Как влияет на восприятие речи слушателями ее темп, громкость, паузы?
4. Что значит «овладеть языком движений»? Почему это важно для оратора?
Подводя итоги раздела «Риторический канон и современное публичное выступление», подчеркиваем, что многие наработки древней риторики важны сегодня. Публичное выступление может состояться тогда, когда содержание речи, ее композиция и выразительность продуманы оратором. Но не менее важным является период подготовки к непосредственному выходу на публику и само выступление.
Раздел 3. Деловая риторика
Глава 3.1. Деловое общение
§3.1.1. Понятие деловой риторики
В этом разделе речь пойдет о частной риторике. Вернее об одном из её видов -- деловой риторике. Мы уже говорили о том, что частная риторика связана со сферами “повышенной речевой ответственности -- дипломатией, медициной, педагогикой, организационной деятельностью и т. д. Эти риторики тщательно разрабатываются за рубежом.
В нашей стране также появились учебники такого типа.
Нужно сказать, что “характерной особенностью русской риторики, отличавшей её от всех других риторик, было деление её на общую и частную. Эта традиция русской риторики шла от М. В. Ломоносова и продолжена выдающимися русскими филологами Я. В. Толмачёвым, Н. Ф. Кошанским, М. М. Сперанским и другими. Так, например, содержанием “Частной реторики” Н. Ф. Кошанского были следующие разделы: словесность, письмо, разговоры, повествование, ораторство, учёность. Русская риторика и частная и общая переживала свой расцвет в первой половине XIX в.
После долгого забвения в нашей стране вновь возродился научный и общественный интерес к риторике. (Это произошло в 70х гг. XX века).
Он был вызван распространением информационных систем и необходимостью пропагандистского воздействия слова. Как следствие социального заказа появилась деловая риторика.
Деловая риторика -- наука об убедительной и эффективной речи в различных ситуациях делового общения. Обладание навыками деловой риторики позволит активным предприимчивым людям чувствовать себя уверенно в процессе социального, делового и профессионального общения.
§3.1.2. Деловое общение. Его цели и типы< ...........
|