ателями, аудиторий.
Существует несколько типов периодов, которые во многом аналогичны классификации сложноподчинённых и сложносочинённых предложений.
1. Временной период.
Модель: в одной из частей периода имеем: когда…, когда…, когда...
в другой части -- тогда.
Пример: Когда нам говорят о великом преступлении…; когда нам кажется, что оно было направлено против целой семьи; когда жертва его -- слабая девушка…; каждый из нас, возмущённый, становится на сторону обиженных (П. Сергеич).
2. Условный период.
Модель: если…, если…, если…, то…
3. Определительный период.
Модель: кто…, кто…, кто…, тот… и другие.
Перечисленные фигуры создают ритм речи, который в свою очередь вызывает эмоции у слушателей. (Вспомните стихи: они гораздо больше влияют на человека, потому что в них есть ритм, т.е. музыка).
Особенно важны те риторические фигуры, которые помогают установить контакт между говорящим и слушателем, диалогизируют речь.
Рассмотрим их.
Риторический вопрос -- утверждение или отрицание, облеченное в форму вопроса: оно содержит ответ в самом себе и преследует цель активизировать внимание и интерес слушателей. Пример: Есть ли где народ, есть ли город такой, как наш? Умело поставленный риторический вопрос формирует мнение и чувство аудитории, выделяет важные мысли в речи.
Риторическое восклицание -- особо эмоциональное утверждение или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее разделить мнение оратора. Пример: О времена! О нравы!
Сермоцинацио -- это «прямая речь» в ткани устной монологической речи (выступления), но не любая, а выдуманная, додуманная или в обработанной форме восстановленная оратором.
Пример из «Обращения к юношеству» Льва Толстого: Что же любить?... Любить не для того, кого любишь, не для себя, а для любви». Стоит понять это, и сразу уничтожится все зло человеческой жизни и становиться ясным и радостным смысл ее. «Да, это хорошо бы было. Чего же лучше, -- скажут люди. -- Хорошо бы было любить и жить для любви, если бы все так жили. А то я буду жить для любви, отдавать все другому, а другие будут жить для себя; для своего тела, что же будет со мной?».
Вот что писал П. Сергеич о сермоцинацио: «Этот прием незаменим как выражение нравственной оценки поступков… человека».
Итак, риторические тропы и фигуры и по сей день являются важным средством выражения мысли автора, тем рычагом, с помощью которого можно овладеть вниманием аудитории и установить с нею контакт.
Вопросы для самопроверки.
1.Как называется раздел риторики, изучающий украшение речи?
2. Что такое прямое сообщение? Приведите примеры.
3. Что такое метасообщение? Назовите основные риторические формы метасообщения. Приведите примеры.
4. Что такое риторический троп? Каково различие между риторическими и языковыми тропами?
5. Вспомните законы риторики. Почему можно сказать, что риторические тропы способствуют выполнению этих законов? Какие особенности переносных значений обеспечивают это?
6. Дайте определение метафоры. Какова ее структура? Виды метафоры?
7. Вспомните названия других тропов. Дайте их определения. Приведите свои примеры (или примеры из газет, журналов).
8. Что такое риторические фигуры? Назовите их, дайте определения и приведите свои примеры.
9. Найдите в учебниках риторические тропы и фигуры, о которых не шла речь в данном пособии. Какие из них кажутся вам интересными и наиболее употребляемыми в современной речи?
Глава 2.4. Запоминание и произнесение речи
§2.4.1. Запоминание речи
При подготовке к любому публичному выступлению нужно учесть те рекомендации, которые разработала риторика на протяжении веков. Прежде всего, нужно помнить об ораторской этике, которая основана на уважении к слушателям. А потому нужно не только продумать ее содержание, но и тщательно подготовиться к ее проговариванию.
Следующий этап в работе над речью -- это ее запоминание.
В античности речь заучивали наизусть. Многочасовые речи Цицерон запоминал с помощью разработанного им метода. Как же поступать сегодня? Ведь современная речь должна быть естественной, вызывать ощущение импровизации.
Конечно, метод запоминания и подготовки к выступлению у каждого индивидуален. И все же прислушаемся к советам, которые дает А. К. Михальская сегодняшним ораторам:
1. Начинать готовиться к выступлению, особенно если оно важное, лучше не накануне, а за несколько дней. Это позволит «вжиться» в тему, так что вам не придется специально запоминать, что, собственно, вы можете сказать по поводу данного предмета.
2. Речь нужно репетировать. Даже лучшие лекторы (И. П. Павлов, К. А. Тимирязев) репетировали лекции по несколько раз. Поскольку темп жизни современного человека иной, придется ограничиться хотя бы двумя-тремя репетициями.
|