несколько понятий, т.е. описывается, а не называется. Пример: Бесплатные сосиски для всех, афишки, рекламки и значки -- по желанию, короткая речь про «наши беды»; рукопожатия, объятия, поцелуи с выхваченными из толпы желающими... Глядишь, и мандат в кармане! Т.е. не называется прямо, что описывается избирательная кампания, а лишь косвенно обозначается -- глядишь, и мандат в кармане!
Эпитет -- образное определение.
Пример: воздушный почерк, изящная теория, безголовый директор и др.
Гипербола -- образное преувеличение. Пример: ждать целую вечность, или а денег у него -- пять раз Россию купит и ещё на мороженое останется.
Оксюморон -- подчёркнутое соединение противоположностей, несоединимых слов. Греческое слово «oxymoron» состоит из двух значений:
«oxys» -- острый (остроумный) и «moros» -- глупый, нелепый. Пример: живой труп, передовые отстающие, всем известные новости.
Антифразис -- слово берётся в значении, контрастном по отношению к обычно присущему ему. Обычное же значение «утаивается».
Пример: О безобразном человеке говорят: «Красив как Аполлон», о лгуне -- «кристально честный человек» и т.д.
Антифразис -- простейший вид иронии.
Ирония нередко осуществляется посредством парадокса.
Парадокс -- утверждение, изречение, противоречащее на первый взгляд здравому смыслу, но таящее в себе более глубокое значение, чем то общепринятое, банальное высказывание, которое служит в парадоксе предметом иронии.
Пример: «Лучшее правительство то, которое меньше всего правит» (Джефферсон). Тише едешь -- дальше будешь (Пословица).
Аллюзия -- (лат. «allusio» -- намёк) -- средство непрямого информирования. Адресату самому предлагается догадаться, какой из известных ему фактов имеет в виду говорящий. Пример: Нестабильные политические обстоятельства, как известно, иногда вынуждают вспомнить о фригийском колпаке.
Намёк поймёт тот, кто знает, что фригийский колпак, который носили древние фригийцы, в своё время стал образцом для головных уборов деятелей Французской революции. Потому «вспомнить о фригийском колпаке» означает взятие за оружие, готовить новую революцию.
Не менее важным средством украшения речи являются риторические фигуры.
§2.3.4. Риторические фигуры
Фигуры речи -- это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность (экспрессивность) речи, увеличивается сила её воздействия на адресата.
Как уже было сказано, риторических фигур несколько десятков. Мы остановимся на тех, которые эффективны и просты в употреблении и часто встречаются как в публичных выступлениях, так и в обыденной речи.
Антитеза -- оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.
Пример: Жизнь коротка -- искусство вечно; претензии велики, да возможностей мало.
Градация -- такое расположение слов, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по интенсивности.
Пример: Время летит: минута, век, эра.
Анафора -- повторение слова (нескольких слов) в начале нескольких фраз, следующих одна за другой.
Пример: Суров закон. Суров, но справедлив. Из двух спорящих один всегда не прав. Из двух спорящих не прав тот, кто умнее.
Эпифора -- повтор заключительных элементов последовательных фраз.
Пример: Кто должен взяться за это, если не мэр? И кто в любом случае потом получит по шапке, если не мэр?
Анадиплозис -- последующая фраза начинает с повтора элемента, завершающего фразу предыдущую.
Пример: Он не прав. Не прав любой, кто сердится.
Параллелизм -- однотипность синтаксических конструкции в смежных или отстоящих недалеко друг от друга частях сообщения.
Пример: Но что же сказать о любви чистой и ясной, о любви идейной, о любви к Родине? Она бескорыстна, но это потому, что и всякая любовь бескорыстна (или она не есть любовь). Она готова на жертвы, но это потому, что нет любви без жертвы и подвига, нет любви без самоотверженности и самоотречения… (А. Лосев)
Период -- это такое построение фразы, при котором и говорящий и слушающий уже в начале этой фразы предчувствуют, ожидают, каково будет её развитие и завершение.
Сегодня периодически структура -- единственная синтаксическая конструкция, которая позволяет строить длинные предложения, хорошо воспринимаемые слуш ...........
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | [25] | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |
|