>г) портится настроение;
д) теряется доверие начальства, сотрудников, подчиненных.
Смысловая модель «Обстоятельства».
Где? когда? как? каким образом? -- вот вопросы, ответы на которые и дают возможность развить содержание речи в соответствии со смысловой моделью «обстоятельства». Особенно важны эти топы в повествованиях и описаниях.
Пример действия этой смысловой модели вы найдете в любой газетной статье.
Смысловая модель «Пример».
Риторические принципы конкретности и близости требуют того, чтобы каждое положение речи иллюстрировалось примерами. Примеры черпаются говорящим из собственного жизненного опыта, из истории, из художественной литературы и т.д.
Смысловая модель «Свидетельства».
Свидетельства», или «обращение к авторитетам» -- смысловая модель во многом сходная с топом «примеры». Это цитаты, изречения, которые употребляются с разными целями. Они могут придать речи весомость признанного авторитета, убедительность древней мудрости, очарование поэзии. Пользоваться этой моделью нужно умело.
«Чтобы соблюдать общериторический принцип «гармонии речевого события», подбирая изречения и ссылаясь на «авторитеты», нужно помнить: источники, к которым вы обращаетесь за этим материалом, должны быть авторитетными не только для вас, и не только «вообще», но прежде всего для вашей аудитории или собеседников» (21, 155).
«Свидетельствами можно открывать речь, завершать ее, можно их использовать «на границе» структурных частей произведения.
Смысловая модель «Имя»
Эта смысловая модель предполагает обращение к происхождению и смыслу слова, обозначающего явление или понятие, которое входит в название вашей темы или является одной из ее идей.
Пример: Владивосток -- владей востоком.
Итак, изобретая содержание речи, есть смысл обратиться к топам. Перебирая их в уме и зная механизм их действия, можно «поймать», «схватить» идеи для своей будущей речи. Этот процесс называется ориентацией в содержании будущей речи. В этом процессе рождается и первый, предварительный, план речи, который может выглядеть как перечень вопросов, в принципе подлежащих обсуждению. Этот план будет уточняться и в ходе инвенции, и в ходе диспозиции.
На начальной стадии подготовки речи, в фазе ориентации, очень важным звеном является постановка цели и формулирование темы.
§2.1.6. Тема и цель речи
Итак, работая над содержанием речи, ее составитель должен ответить для себя на два вопроса: зачем делается сообщение (цель), и о чем делается сообщение (цель).
Тему обычно формулируют словом или фразой, которые указывают на характер вопросов, намеченных оратором для обсуждения.
Осознание оратором цели своего выступления и точное оформление ее в слове -- важное условие успеха. Психологи считают, что четко сформулированная цель «запускает» возможности человека для выполнения любого дела. Для создания хорошей речи нужно научиться определять общую и конкретную цель.
«Чтобы найти общую цель, нужно ответить на вопрос: каково в этой речи главное намерение говорящего? Что хотел сделать автор: информировать адресата: убедить его? сагитировать? заставить задуматься о нравственных проблемах? развлечь? При этом надо учитывать, что в одной речи могут совмещаться несколько задач, но все же нужно определить ведущую, определяющую цель.
Чтобы определить конкретную цель, следует выделить: а) основной тезис речи (что в ней утверждается, если речь убеждающая; к чему конкретно призывает говорящий, если речь агитирующая); б) тему речи, если речь информирующая (о чем в ней сообщается); в) предмет речи, если речь эпидейктическая (хвала или хула, торжественная речь) -- то, чему она посвящается: любовь, дружба, зависть и т.д.
Конкретная цель речи -- это общая цель речи плюс ее тезис, тема или предмет». (21 ,246)
Приведем пример.
Конкретная цель: убедить (общая цель) в том, что овладеть ораторским искусством должен каждый менеджер (тезис).
Конкретная цель: информировать (общая цель) о реформировании системы образования в России (тема).
Итак, поиск идей будущей речи (с помощью смысловых моделей или без них), определение темы и постановка цели происходит в фазе ориентации. Пойманные идеи, подобранные факты нужно соотнести с целью и темой. Вот здесь мы вступаем в фазу выбора.
§2.1.7 Фаза выбора и фаза погружения
В фазе выбора начинается этап самоограничений, на котором нужно определить:
· главное -- второстепенное
· существенное -- несущественное
· старое -- новое
· известное -- неизвестное
· общепринятое -- оригинальное
· понятное -- непонятное.
Далее, по мнению классической риторики, можно приступить к работе с энциклопедическим материалом, словарями, справочниками, монографиями, научными и деловыми документами, которые дают устоявшиеся представления о действительности. Таким образом, уже отобранный и упорядоченный корпус фактов получает перспективу -- историческую, культурную, научную.
|