равил, в том числе неграмматических, а язык рассматривается как бесконечное число регулярных цепочек слов, порождаемых этой грамматикой. При этом подходе экспликация лингвистических объектов должна опираться на теорию множеств, математическую логику, теорию алгоритмов.
На основе применения «неколичественного» математического аппарата в теоретическом языкознании сформировалось направление, условно называемое комбинаторной лингвистикой - в ней используются методы
математической статистики
теории вероятностей,
теории информации,
математического анализа
Современные инструментальные методы экспериментальной фонетики связаны с применением различных приборов, главным образом электроакустических (спектрографы, интонографы и тому подобное), а также регистрирующие движения органов речи (артикуляцию). Поэтому фонетика тесно связана с физикой, физиологией и математикой. Методы математической логики применяются для формального описания категорий естественных языков. Языкознание оказалось той гуманитарной наукой, которая, не порывая связей с другими науками о человеке и его культуре, первой решительно стала использовать не только инструментальные методы наблюдения (в фонетике) и экспериментальные приёмы (в психолингвистике), но и систематически применять математические способы (в том числе и ЭВМ) для получения и записи своих выводов.
Цель моего реферата - выявить и изучить статистические закономерности стиля двух равных текстов (по 105 слов в каждом) поэтессы Зинаиды Гиппиус (1869 - 1945) «Свободный стих» и английского поэта Вильяма Блейка «Колыбельная» (William Blake, 1757-1827, «A Cradle Song») согласно звуковым характеристикам языка - ударению, сложности восприятия, темпу речи и другим. При анализе я использую следующие термины:
вероятность события,
вариационные ряды,
математическое ожидание,
закон распределения вероятности,
дисперсия,
энтропия.
Также я приведу примеры использования методов математической статистики и теории вероятностей при анализе устной и звучащей речи.
2. Анализ стихотворений
2.1 Построение дискретного вариационного ряда
«Свободный стих»
Приманной легкостью играя,
Зовет, влечет свободный стих.
И соблазнил он, соблазняя,
Ленивых малых и простых.
Сулит он быстрые ответы
И достиженья без борьбы.
За мной! За мной! И вот, поэты -
Стиха свободного рабы.
Они следят его извивы,
Сухую ломкость, скрип углов,
Узор пятнисто-похотливый
Икающих и пьяных слов...
Немало слов с подолом грязным
Войти боялись... А теперь
Каким ручьем однообразным
Втекают в сломанную дверь!
Втекли, вшумели и впылились...
Гогочет уличная рать.
Что ж! Вы недаром покорились:
Рабы не смеют выбирать.
Без утра пробил час вечерний,
И гаснет серая заря...
Вы отданы на посмех черни
Коварной волею царя!
А мне лукавый стих угоден.
Мы с ним веселые друзья.
Вариационные ряды длин словоупотребления в фонемах:
7 9 6
5 6 9 4
1 9 2 10
7 5 1 7
5 2 7 6
1 10 3 5
2 4 2 4 1 3 5
5 10 4
3 6 3 6
6 7 5 5
4 18
8 1 6 4
6 4 1 7
5 7 1 5
5 6 12
8 1 9 4
6 7 1 8
7 8 3
3 1 2 7 9
4 2 6 7
3 4 6 3 8
1 6 6 4
2 5 2 6 5
8 6 4
1 3 7 4 6
2 1 3 7 6
(порядок следования чисел здесь повторяет порядок следования слов в стихотворении построчно)
Рассматривая приведенную здесь последовательность чисел нетрудно заметить, что величина длины словоформ варьирует от одной единицы совокупности к другой. Моя задача - определить и изучить вариацию признака в данной совокупности.
Возможные значения признака в статистике называют вариантами. Различия между вариантами могут быть как количественными (дискретными или непрерывными) и качественными.< ...........
Страницы: 1 | [2] | 3 | 4 | 5 | 6 |
|