е у обучаемых черт вторичной языковой личности, представляет собой сознательный (когнитив-ный) и творческий процесс, а не "запрограммированное поведение".
Когнитивностъ, по справедливому замечанию А.А.Леонтьева, связана с тем, что ученик не просто овладевает еще одним сред-ством общения. Поскольку язык сам по себе не выражает ника-ких смыслов, существующих независимо от концептуальных сис-тем, то усвоение языка есть не только и не столько обретение сред-ства кодирования концептов, сколько формирования картины мира учащегося, состоящей, как мы уже отмечали, как из вербальных, так и предметных значений ([4], с.79). Поэтому ИЯ не должен препо-даваться как "формальная система".
Обучать языку -- значит обучать культуре, имея в виду взаимо-связанные коммуникативное и социокультурное развитие учаще-гося. Усвоение языка есть усвоение соответствующих различий в мире -- концептуальных систем. Что касается языковых средств, то овладение ими должно служить тому, чтобы ученик осознанно мог управлять процессом выбора соответствующих средств в ходе общения и процессом индивидуального усвоения языка.
В связи со сказанным выше особую значимость приобретает про-блема аутентичности репрезентируемой с помощью языка "карти-ны мира". Процесс обучения ИЯ должен опираться на аутентич-ный инофонный текст как единицу коммуникации (продукт тек-стовой деятельности), в котором представлены признаки другой (иноязычной) языковой общности. При этом речь должна идти о социально значимой, культурологически специфической информа-ции, овладевая которой обучаемый будет приобщаться на опреде-ленном уровне к лингвокогнитивным характеристикам представи-теля иной этнокультурной общности и, интерпретируя его тексто-вую деятельность, лучше осознавать свою родную культуру.
Поскольку речевая деятельность является в сущности речевым мышлением и язык для учащихся есть средство выражения соб-ственных намерений, то такое использование языка является твор-ческим, а не имитационным и обучение языку должно быть связа-но с развитием творческого мышления и фантазии обучаемых.Научить творчески пользоваться языком можно только в ходе активного общения (взаимодействия) учащихся на этом языке. По-этому способы обучения, направленные в первую очередь на ус-воение системы языка, должны быть заменены новыми, интерак-тивными формами обучения, объединяющими учащихся -- субъек-тов учебного процесса и придающими процессу обучения поистине деятельностный характер.
Деятельностная основа обучения предмету -- еще один прин-цип преподавания и изучения ИЯ -- выражается во внешней и внутренней (умственной) активности учащегося. Это значит, что тра-диционная фронтальная работа, при которой речевую активность проявляет учитель, а ученики активны только в том случае, если их спрашивают, сокращается в пользу самостоятельных, групповых и коллективных форм обучения. Практика показывает, что, к сожа-лению, нередко учащийся выступает "как сторонний наблюдатель, холодно фиксирующий происходящее или находящееся вокруг него (когда он делает это не холодно, а с улыбкой, это уже считается методическим достижением)" ([4], с.80). Это не способствует успешности усвоения языка. Последняя в полной мере зависит от того, вызывает ли деятельность по овладению языком у ученика положительное к ней отношение и моделируются ли в учебном процессе ситуации, в которых обучающийся действует самостоятель-но.
Поскольку ученик понимается как интеллектуальный (мысля-щий) и автономно (самостоятельно) действующий индивидум, его речевая деятельность (впрочем, как и усвоение языка) находится под влиянием его общего, постоянно изменяющегося речевого опы-та (в том числе и в родном языке), а также индивидуального опыта в усвоении языка и общении на этом языке. Если это так, то учеб-ный процесс должен активизировать имеющиеся у каждого уче-ника интеллектуальные способности, знания и речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры.
Поэтому важно строить учебный процесс таким образом, чтобы обучаемый, решая те или иные коммуникативные задачи, испыты-вал потребность и имел возможность реализовать собственные на-мерения, то есть действовал от своего собственного лица. При этом процесс обучения ИЯ должен быть направлен не на формиро-вание корректной речи (чаще всего на основе заданного образца) и развитие у учащихся умений "речевого реагирования и речевого приспособления к коммуникативной ситуации (на уровне речевого поведения). [4,с.81] В центре внимания должно находиться обу-чение способности порождать и понимать высказывания в рамках аутентичной ситуации на уровне текстовой деятельности.
Как было отмечено выше, процесс усвоения ИЯ в большей мере зависит от индивидуальных предпосылок обучения и от условий обучения, нежели от разницы между системами родного и иност-ранного языков. Следовательно, методические ссылки на контрастивность двух систем языка следует редуцировать в пользу содер-жания и технологии обучения, способствующих развитию у обучае-мого свободы и раскрепощенности. Учащиеся должны овладеть разными стратегиями и техниками овладения зыком и общения на этом языке: от умения учиться до умения выйти из трудного положения с использованием минимальных языковых средств. Данный тезис есть логическое следствие все более последовательно-го обращения исследователей к проблемам актуального использо-вания языка в социальном контексте.
Таким образом, процесс овладения учащимися иностранного языка в учебных условиях будет успешным при условии, если он:
--направлен на личность ученика, его реальные потребности и мотивы, социокультурные, индивидуальные программы раз-вития;
осознан обучаемыми как индивидуальный процесс, зависящий
в первую очередь от них самих;
--обеспечен умениями учителя/преподавателя выявлять моти-вацию к обучению у каждого обучающегося и направлять ее на успешное овладение языком;
имеет деятельностный, когнитивный, творческий характер;
-- ориентирован не на логику и системность предмета усвоения,а на логику развития личности ученика, его субъективного внутреннего состояния;
-- стимулирует проявление собственной активности учащихся, радости и удовольствия от общения друг с другом, от всего того, чем необходимо заниматься на уроках;
-- учитывает прежде всего индивидуальные предпосы ...........
Страницы: 1 | 2 | 3 | [4] | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
|