;/i>ю организационных форм учебных занятий, к проверке, учету и оценке знаний, умений обучаемых.
5. Гуманистический подход к формулированию критериев оценки результатов образования.
Оценке труда учителей, преподавателей, воспитателей и образовательных учреждений в целом.[16с.37]
Личностно-ориентированная образовательная концепция позво-ляет поставить в центр образовательной системы ученика, ин-тересы его развития, личностные структуры сознания.
На основании сказанного можно сделать вывод о том, что систе-ма образования, базируясь на личностно-ориентированной концеп-ции, нацелена не на формирование личности обучаемого в "задан-ном русле" (как это считалось ранее), а на создание условий, в которых обучаемый развивает собственную универсальную сущ-ность,
свои природные силы.
Чтобы практически проиллюстрировать это положение, приве-дем в качестве примера результаты проведенного J.Lompscher ана-лиза двух возможных образовательных парадигм: обучение как "передача знаний, навыков и умений" и обучение, нацеленное на "свободное раскрытие личности"
Следует целиком и полностью согласиться с А.А.Леонтьевым в том, что личностно-ориентированная направленность образования коренным образом меняет его (образования) содержание, которое
должно:
-способствовать усвоению учащимся социального опыта, то есть
знаний, навыков и умений, которые необходимы ему для нормаль-ной жизнедеятельности в обществе, конкретном социуме;
стимулировать способность школьника к свободному и креа-тивному мышлению;
-формировать у школьника мировоззрение, создавать целост-ную картину мира;
-развивать умение осознанно планировать свое развитие, пони-мать динамику последнего и самостоятельно учиться;
-- развивать в обучаемом систему личностных свойств и ка-честв, способствующих его саморазвитию: мотивацию, рефлексию,
-системные знания как средство контроля сформированности кар-тины мира и др.
Поскольку система обучения ИЯ есть один из элементов общей системы образования, то все выше сказанное имеет отношение и к ней. Следовательно, основным принципом обучения ИЯ является его (обучения) личностно-ориентированная направленность, на-правленность на языковую личность обучаемого. В связи с этим еще раз подчеркиваем, что выдвижение концепта языковой лично-сти/вторичной языковой личности в качестве системообразующего фактора современной методической теории и практики представля-ется весьма актуальным и созвучным общеобразовательной идео-логии. Языковая личность редуцируется и предстает как генети-чески обусловленная предрасположенность к созданию и манипу-лированию знаковыми системами, как "человеческий" коррелят языка с большой буквы. В таком понимании языковая личность есть многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готов-ности к осуществлению речевых поступков разной степени сложно-сти, поступков, включающих выявление и характеристику мотивов и целей, движущих развитием личности, ее поведением, управляю-щих ее текстопроизводством и в конечном итоге определяющих иерархию смыслов и ценностей в языке модели мира.
Принцип ориентации обучения иностранного языка на формирование в обучае-мом черт вторичной языковой личности самым естественным об-разом делает актуальной задачу не просто научить ученика вести себя (с помощью ИЯ) как носитель изучаемого языка, но и развить у ученика способность и готовность осуществлять текстовую деятельность на изучаемом языке, способность к адекватному вза-имодействию с представителями иных культур и социумов (на раз-ных у ровнях).Совершенно очевидно, что реализовать это положение возможно лишь в том случае, если система обучения предмету будет макси-мально ориентирована на личность обучаемого, его реальные по-требности и мотивы, социокультурные и индивидуальные програм-мы развития. Поэтому в качестве производного из названного выше принципа может быть следующее: построение учебного процесса должно осуществляться не с позиции логики и системности пред-мета усвоения, а с точки зрения логики развития личности ребен-ка, его субъективного внутреннего состояния, его индивидуальной программы усвоения изучаемого языка. При этом для успешного усвоения ИЯ важны не дисциплина и прилежание, а проявление учеником собственной активности, радость и удовольствие от обще-ния субъектов учебного процесса друг с другом, от всего того, чем необходимо заниматься на уроках.
Таким образом, личностно-ориентированный характер обучения ИЯ диктует необходимость переосмысливать как обучающую дея-тельность учителя, так и деятельность и позицию учащегося по ус-воению языка. Ученик становится главным субъектом учебного процесса. Учитель выступает не просто в роли модератора, созда-ющего стимулы, побуждающие ученика к усвоению содержания обучения, -- он является помощником и организатором общения на изучаемом языке и с его (языка) помощью. Учебный процесс строится не с точки зрения приоритетов учебного материала: ис-ходным является ученик как субъект учебно-воспитательного про-цесса. Чтобы реализовать это положение, необходимо внедрять в практику и дидактико-методические технологии, "целью которых (на всех этапах обучения) является не накопление знаний, умений, а постоянное обогащение опытом творчества, формирование меха-низма самоорганизации и самореализации личности каждого уче-ника"[4, с. 78]. Иными словами, речь идет о поиске выхода за узкие рамки языковых аспектов обучения ИЯ в область личност-ных отношений и интересов субъектов педагогического процесса.
Поскольку и лингвистика, и психолингвистика рассматривают язык не как определенную систему языковых средств, а как один из аспектов человеческой деятельности -- социальный (речевая де-ятельность есть умственная и творческая деятельность), то обуче-ние иностранному языку, нацеленное на формировани ...........
Страницы: 1 | 2 | [3] | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
|