высших целей" и рассматривалась как то "...что нужно активизи-ровать", направить на выполнение планов и программ.
Этим можно объяснить господство в период нескольких десяти-летий в отечественном образовании в целом и в методике обучения ИЯ, в частности, идеи "активизации" учения, в соответствии с ко-торой в центре учебного процесса находилась не личность, а про-дукт, планируемый в результате выполнения ее деятельности по овладению знаниями, навыками и умениями. Исторически сложился образовательный механизм, ориентированный на передачу и закрепление определенного объема общей и специальной информации, обладание которой и обеспечивало тот или иной социально-профес-сиональный статус личности. [4,с74-75]
Таким образом, произошел процесс дегуманизации образования, суть которой проявляется в следующем :
-в недооценке субъективности учащегося, при уменьшении значения его собственной активности;
-в превращении обучения в стандартизированный «индустриальный» процесс, в котором каждый подвергается одинаковый обработке одинаковыми методами по строго предписанной программе
-в явном преобладании административно - командных методов над
- демократическими;
- в распространении среди учащихся недоброжелательного соперничества, морального подавления « слабых » учеников “сильными” и физического подавления «сильных» учеников “слабыми”;
-в лишении подрастающего поколения его главной привилегии возможность разделять со взрослыми права хозяев страны и ответственность за её судьбу и др.
Следовательно, речь идет о том, что старая образовательная идеология абсолютизировала и гиперболи-зировала роль знаний и социальных требований к поведению уча-щегося, отводя последнему пассивную (по отношению к учителю) роль слушателя, наблюдателя, накопителя знаний.
Пафос гуманистического направления состоит в том, что оно устремлено в будущее человека, которое связывается с его собственными усилиями, собственной активностью, с разумом, а не сферой иррационального.
В настоящее время исходным во взаимоотношениях между госу-дарством и личностью является понимание последней как субъекта истории, активного деятеля. Общество конституционно провозгла-шает приоритетность своих граждан как субъектов социальной жизнедеятельности. Новая парадигма отношений между государ-ством и личностью обусловливает внедрение новой философии об-разования, требующей, в свою очередь, проведения новой образова-тельной политики (4 с.83).
В соответствии с этой идеологией качество современного образо-вания определяется не только неким объемом знаний, но и особы-ми личностными характеристиками, делающими человека способ-ным к постоянному возобновлению информативного диалога с ок-ружающей его социальной средой, мобильным и свободным в своих поступках, ответственным за принимаемые решения. Иными сло-вами, на смену педагогике 60--70-х годов как науке о целенап-равленном воздействии обучающего на обучаемого с целью обу-чения и воспитания последнего пришла новая, личностно-ориентированная концепция образования. В соответствии с данной концепцией образование из способа просвещения индивида должно быть трансформировано в механизм развития культуры, формиро-вания образа мира и человека в нем (4[83]).
Наряду с гуманитаризацией образования, как одной из составляющей из всего комплекса мер гуманизации, в качестве других основных путей ее действительного осуществление можно рассматривать следующие направления:
1) Внедрение саму ткань образовательного процесса личностно-деятельного подхода, предполагающего изменение схемы учебного взаимодействия, роли преподавателя по отношению Обучаемого субъекта, индивидуализацию программ обучения.
2)Осуществление целостной программы формирования чувств общественного достоинства обучаемых, посредством систематической работы над такими его компонентами, как чувство личной защищенности; чувство принадлежности к учебному сообществу.
3. Обеспечение нормативно-прававой грамотности обучаемого,как субъекта и будущей профессиональной деятельности, знающего свои гражданские права, умеющего их защищать и отстаивать.
4.Создание в образовательных учреждениях условий, обеспечивающих социально-психологическую помощь школьникам, учителям, преподавателям, студентам и родителям.(16
Конкретные пути реализации гуманизации образования в разных типах учебных заведений ученые видят в следующем:
1 Гуманизация целей образования- формирование свободного, развитого высоконравственного, творчески активного, социально зрелого человека
2. Гуманизация содержание образования- реализация принципа историзма, показ эволюции человеческих знаний о природе, обществе и мышлении включение в содержание образования* этапов становления и развития общечеловеческих ценностей, гуманистических взглядов мыслителей и ученых в создании духовной культуры всего человечества.
3. Гуманизация методов обучения - гуманистический подход к организации учебно-позновательной деятельности учащихся, как субъекта учебного процесса. Разработка личностно-ориентированной технологии обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, в средних и высших учебных заведениях. Видение учителем ученика, как полноправного члена общества со своими определенными целями, способностями и интересами.
4. Гуманистически - ориентированный подход к определени< ...........
Страницы: 1 | [2] | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
|