склицательными предложениями. Если же такого отношения говорящий не выражает, предложение является невосклицательным: Мой ангел, я любви не стою! Но притворитесь! Этот взгляд все может выразить так чудно! Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад! (П.).
Модальность -- это выражение отношения содержания высказывания к какому-то плану действительности посредством глагольных наклонений и особых модальных слов. Основными модальными значениями являются действительность, желательность, возможность или необходимость того, о чем говорится в данном предложении. Например: Где-нибудь я в сельсовете на гулянку попаду (действительность). //Девчонки на вечере позабыли б всех ребят (возможность). Я б желал на берег правый, бои пройдя, вступить живой (желательность). Офицеры и солдаты, выходи по одному! (необходимость) (Тв.).
Простое предложение имеет систему форм, которая включает формы синтаксических категорий объективной модальности (наклонения) и времени. Модальность бывает субъективной реальной и ирреальной (нереальной).
Значение достоверности, вероятности (субъективная модальность) выражается с помощью вводно-модальных компонентов (конечно, может быть, пожалуй, бесспорно, вероятно и др.): Очевидно, общение с детьми развивает в человеке многие добрые свойства (Пауст.).
Реальная модальность -- это передача содержания высказывания как реально существующей ситуации. Это достигается при использовании форм только изъявительного наклонения (синтаксического индикатива), указывающих на то, что данная ситуация характеризуется временной определенностью, т.е. имеет место в настоящем, прошлом или будущем.
Ирреальная модальность -- это передача содержания высказывания как ситуации желательной, возможной или необходимой. Естественно, какая-то временная определенность в этом случае исключена. Для оформления такого высказывания используются формы сослагательного и повелительного наклонения, характеризующиеся временной неопределенностью.
Исходной формой парадигмы предложения является форма синтаксического настоящего времени, выраженная глаголом или связкой (в том числе и нулевой).
С учетом приведенных выше признаков предложения как многоаспектной единицы и дается его самая общая характеристика.
Например: Зацвела на воле в поле бирюза (Б.) -- простое предложение; в нем одна предикативная основа, совпадающая с моделью высказывания; по цели высказывания повествовательное, произносится с интонацией законченности сообщения; коммуникативно членится на тему и рему; обладает системой форм; грамматическое значение выражается в категориях реальной модальности и синтаксического прошедшего времени; является утвердительным: эмоционально не окрашенным; характеризуется наличием субъекта и предиката, выраженных соответственно подлежащим и сказуемым; типовое значение неличный субъект и его действие.
Следующая глава нашей работы полностью посвящена аспектам изучения предложения. Так как предложение - сложный элемент синтаксиса, то при его рассмотрении учитываются логический, структурный, семантический и коммуникативный аспекты.
Глава II. Основные аспекты изучения предложения
Предложение -- многоаспектная единица. В логическом аспекте предложение сопоставляется со структурой суждения -- формой мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений. Эта логическая структура в целях коммуникации подвергается тому или иному истолкованию, в связи с чем основным аспектом предложения выступает коммуникативный аспект.
В коммуникативном аспекте предложение рассматривается прежде всего как носитель актуальной для говорящего информации, ради сообщения которой он и высказывается. Как же определить, что именно хотел сообщить говорящий, для чего он построил это высказывание, иначе говоря, каково его коммуникативное назначение? Как уже отмечалось, в коммуникативном плане предложение бинарно (двучленно): в нем выделяются два компонента -- тема (Т), то есть исходный пункт высказывания, содержащий уже известную слушателю информацию, и рема (R), то есть сообщение о теме, та новая информация, ради сообщения которой и предпринимается высказывание. Рема есть ответ на действительный или подразумеваемый вопрос о теме предложения. Именно на рему всегда распространяется отрицание. Ср.: Мы едем в Вологду. -- Мы не едем в Вологду; Он стоял в толпе -- Он стоял не в толпе, а на углу улицы. Коммуникативная организация предложения, основанная на выделении в нем темы и ремы, называется актуальным членением. Этот термин принадлежит чешскому ученому Вилему Матезиусу, который связал деление предложения на два компонента со средствами выражения темы и ремы, прежде всего с порядком слов. Поскольку информация представляет сообщение слушателю неизвестного об уже известном ему, рема обычно следует за темой. Это нейтральный порядок слов. Если же рема предшествует теме, возникает эмфатический (эмотивный) порядок слов: Чуден (R) Днепр (Т) при тихой погоде (Гоголь). Изменение нейтрального порядка слов называется инверсией.
В диалоге в ситуации непосредственного общения тема может вообще опускаться, в неполных предложениях выражается только рема; -- Что вы сейчас читаете? -- Роман Шмелева.
Важнейшими средствами актуального членения служат интонация, порядок слов, указательные и личные местоимения, частицы, повторы. Например, в русском языке частицы именно, только, лишь, как раз и др. выделяют рему. Кроме того, в языках существуют особые эмфатические конструкции для выделения, акцентирования темы:
русское: что касается..., то... ; что до..., то...;
английское: It is John has come.
В коммуникативном плане предложения делятся на расчлененные на тему и рему и нерасчлененные высказывания, представляющие тему и рему слитно; ср., например:
Т R: < ...........
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | [5] | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|