1. Соц. р-та как феномен современного мира
Как профессия с.р-та появ-ся на рубеже 19-20 в.в., что обусловлено рядом факторов…. С. р-та сегодня механизм достижения соц. безопасности; она стала рассм-ть соц. пр-мы, причины их возникновения, решение этих проблем; снижение их последствий. За 100 лет некот. пр-мы исчезли, возникли новые. Сегодня различные соц. пр-мы хар-ся многоаспектностью, с. р-та д. б. направлена на их проф-ку. Спец-сты различных областей говорят, что есть “вечные” пр-мы, кот. невозможно решить: голод (Африка), бедность и неравенство (в цивилизов-х гос-вах эта пр-ма снижена за счет предоставления гос-вом соц. гарантий); технологические новшества (СМИ, моб. тел, ГМО) с одн. стор. облегчающие жизнь людей, а с др. вредят; технологич-кие загрязнения; инвалидизация. Пр-мы старые, а в с. р-те предлаг-ся новые решения этих пр-м (деинституционализация, н-р, обслуживание и условия проживания инв-дов приближают к домашним усл-ям вместо интернатных; новое законод-во в отношении пожилых (в Великобритании) продление ж. старых людей и даже с деменцией и др.). Совр. мир многолик в плане культур, концессий. Универсальной теории и практики не сущ-ет, она подстраивается в соответствии с конкретн. культурой, менталитетом в данном общ-ве. В странах Вст. Евр. - идеология индивидуализма. С. р-та д. подготовить к самост. жизни, принятию решений, соц. ответственности. В России - ориентация на коллективизм, поэт. у нас в общ-ве часто проявл-ся установки на соц. инфантилизм (т-ко необходимость в матер. выплатах, а не в психосоц. п-щи, низкая мотивация участия в тренингах), этому способствует то, что дети остаются без попеч. родит. при живых родителях, беспризр-е, безнадзор-е дети. Одна из проблем совр. с. р-ты в установлении мнимости или реальности пр-мы ч-ка (развита установка на соц. иждивенчество), огромные ресурсы кот. требуются для решения соц. пр-м даже в самых благополучных странах, поэт. эти ресурсы д. б. направлены на решение реал-х пр-м. Совр. с. р-та д. предвидеть появление потенц-х соц. проблем, их разрешение, т. е. предвосхищение.
2. Особ. реализации технологии соц. диагностики
Термин “соц. диаг.” получил распространение в 20-30-х гг. XX века. Значение диагностики в обл. соц-х отношений и процессов аналогично "выявлению" хар-ра заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены признаки и причины возникновения заболевания, то можно надеяться на благополучный ход лечения и положительные результаты. “Соц. д-ка” - комплексный процесс исследования соц. явления с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. Суть - точное определение причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни клиентов соц. обсл. Предполагает сбор инф-ции о клиентах и условиях их жизнед-ти, ее ан-з д/разработки пр-ммы соц. помощи. Соц. диаг.а - достаточно сложная обл. проф. д-ти, требующая спец. подготовки. Сов-ть всех З, У, Нав. к-ми должен владеть профессионал в этой обл., настолько обширна, что соц. д-ку необходимо рассматривать как особую технологию в д-ти спец-тов по с/р-те, с которой они сталкиваются на различных уровнях (на ур-не общ-ва - соц. пр-мы в общ-ве; на ур-не региона - соц. политика в конкретном регионе). Пр-пы соц. диаг.: 1. конфиденциальность (неразглашение рез-тов соц. диагноза объекта исследования) 2. пр-п научной обоснованности (рез-ты д. б. достоверными) 3. пр-п не нанесения ущерба объекту исследования 4. пр-п объективности (выводы иссл-я должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование) 5. пр-п эффективности применения ч-ком тех или иных рекомендаций, выведенных по итогам анализа. С. Д. как технология явл-ся составной частью всей сист-мы с/р-ты. Безусловно, С. Д. это технология позволяющая выявить саму соц. пр-му и ее причинно-следственные связи. Но, на мой взгляд, как бы мы не совершенствовали данную техн-ю, всегда нужно помнить о том, что сущ-ет пр-ма мнимости и реальности пробл-ой сит-ции ч-ка (кл-та) (Пр-р с субсидиями, когда ч-к н-р, реально нужд-ся в ней, а формально он не м. доказать это, т. к. необх. собрать справки и док-ты, кот. доказывают обратное), т. е. речь идет о соответствии док-тов, когда спец-ст не им. права идти против должностных инструкций назначения денежных выплат, субсидий, и т.д. Т. о., С. Д. - это технология, кот. м. обучиться в стенах уч. заведения, но безусловно спец-ту, работающему и примен-щему любую (в т.ч. соц. д-ку) технологию необх. практический опыт, отслеживание законод-ва, нормативно-прав-х актов. В нашем общ-ве, с его менталитетом необх. формир-ие соц. ответственности (в т. ч. и со стороны спец-та, кот. д. проводить и диагностику направленную на обнаружение и пробуждение личностных рес-сов самого кл-та).
3. Истор. пр-мы становления и развит-я с. р. в России
На более ранних этапах развития любого конкретного общ-ва (в т.ч. и рос-го) соц. р-та не была проф-ой, т. е. носила хар-р благотворительности и милосердия. В истории с. р. в Р. историки выдел. неск-ко этапов в ее становлении и развитии. 1-й этап связан с развитием традиции благотворительности русских князей. в частности, находило свое проявление (во времена князя Владимира, Ярополка) в обязанности духовенства заниматься общественным призрением; определение десятины на содержание монастырей, церквей, богаделен, больниц; строительстве церквей, школ и училищ; в устройстве пиршеств на княжеском дворе, в том числе для бедных людей. Наблюдалось как бы переплетение гос. и частной (со стороны князей, знати) благотворительности. 2 этап связан с развитием системы общественного призрения (от слова призреть -- дать кому-то приют и пропитание) как на личностном, так и на групп-м ур-не. В этот пер-д при Петре I штрафом наказывали просящих и дающих и кнутом тех кто просит милостыню, вместо того чт. трудиться и зарабатывать себе на хлеб. Но при этом также шло строительство больниц, богаделен, сиротских домов, домов прядильных для людей, ведущих праздный образ ж. Екатерина II - «Приказы Общественного призрения» привлечение денежных ср-в для устройства и содержания народных школ, сиротских домов, больниц, аптек, богаделен, домов для неизлечимо больных, домов для психических больных. Сложившаяся система общ-го призрения охватывала практически все слои населения, нуждающиеся в СЗ. 3- послереволюционный и советский пер-ды в 1921 г. Р. возвращ-ся к соц. страх-ю (это стало возможно из-за товарно-денежных отношений, повления предпринимателей и наем. рабочих). С 1922 года рамки соц. обеспечения расширились. Оно приобрело гос. хар-р и было нацелено на материальное обеспечение и обслуживание всех граждан СССР в старости, в случае болезни, полной или частичной утрате трудосп., а также многодетных семей. Особое внимание уделялось пенс. обеспечению и пособиям. Были организованы первые санатории, профилактории и дома отдыха для трудящихся. Эти реальности были закреплены в Первой Конституции СССР (1924 г.). В СССР сущ-ло соц. планирование, кл-т не рассматрив-ся индив-но, ко всем применялись одни и те же мерки - в этом - советск. периода соц. р. 4 эт. Оформление системы соц. р-ты в начале 90-х гг. XX в. В 90 г. в постсоветск. Р. в рез-те многочисл-х реформ проблемными оказались все составл-щие образа жизни: как в сфере тр. (при многомесячных невыплатах зар/пл.), в семейн. ж., в воспт-нии детей, орг-ции быта и т.д., что стало соц-экономическим обоснованием возникновения и институирования проф-ной с. р-ты в Р. На сег. день за18 лет сущ-ния проф-ой с. р. наличие достаточного количества гос. пр-мм, позволяющих решать пр-мы различных категорий нуждающихся, ранее не учитывающихся: инвалидов локальных военных конфликтов, психиатрических больных, детей-инвалидов, девиантных семей и т. д. Рост учреждений системы СЗ и объемов финансирования, п-щь малообеспеченным (службы соц. п-щи готовы предоставить помощь всем лицам, уровень дохода которых ниже установленной черты бедности). Минусы: большой критике подвержена бюрократизация, не высвечивает реальных доходов; преобладание в с. р. теории над практикой решения соц. пр-м - необх-сть в инновац-х технол-ях.
4. Особенности реализации технологии соц. профилактики
Технология соц. профилактики одна из самых перспективных, но и в тоже вр. ресурсоемких. Термин «проф-ка» пришел из медицины и означает предотвращение. Проф-ка в с. р., также как и в медицине, бывает первичной, вторичной и третичной. Первичная проф-ка лучше всех и базируется на прогнозировании. Вторичная же проф-ка направлена на снижение негатива появившейся проблемы. Иногда речь идет и о третичной проф-ке. Третичная проф-ка имеет дело со снижением негативных последствий «хронического» соц. явления (наркомания). Соц. проф-ка достаточно широко используется в соц. р-те. Можно говорить, н-р, о проф-ке дев. поведения, дисфункции семьи. Однако реализация данной технологии предполагает наличие достаточных ресурсов. Проблема здесь состоит в том, что соц. проф-ка направлена на проблему, которая еще не сущ-ет, хотя сущ-ют многие другие, на решение которых можно было бы направить эти ресурсы. Но повторюсь, данная технология явл. перспективной. Технология соц. проф-ка осущ-ся спец-тами разл-х служб,к которым предъявляются определенные требования: квалификация, опыт, знания. То есть данная технология может реализовываться только на адекватной реакции об-ва на проф-ку (в этом состоит проблема, поскольку она основывается на информировании об-ва о каких-то негативных соц. явлениях, способах их избегания). Поэтому необходимо задействовать СМИ, соц. рекламу (проф-ка безопасности на дороге, реклама вскармливания, проф-ка гепатита, проект в г. Апатиты «Проблемы города решаем вместе»). В соц. р-те широко используется проф-ка дев. пов-ия, проводится работа по занятости населения, профориентация и др. Данная технология требует усилия многих спец-стов, и в команде (медики, педагоги, психологи, правоохранительные органы). То есть соц. проф-ка направлена на информирование населения о какой-то проблеме, причинах ее наступления и последствиях. В соц. р-те технология соц. проф-ка реализуется опосредованно, н-р, обучение семьи технологиям воспитания может явиться проф-кой безнадз-ти, бесприз-ти, дев. пов-ия. За рубежом соц. р-та финансир-ся достаточно хорошо, поэтому основной акцент в решении соц. проблем делается на технологию соц. проф-ки.
Таким образом, технология соц. проф-ка явл. технологией будущего. В нашей стране необходимо ориентироваться на соц. проф-ку, а также необходимо подготавливать спец-стов в этой области. Н-р, у нас был курс «Технологии проф-ки дев. поведения».
5. Исторические проблемы становления и развития с. р. за рубежом
История социальной работы за рубежом имеет глубокие корни в развитии человеческой цивилизации. Ее начальный период относится к глубокой древности, к XXV-XXII вв. до н. э., когда в Древнем Египте в храмах осуществлялась ритуальная помощь: бесплатная раздача хлеба голодающим. В 1750 г. до н. э. законы вавилонского царя Хаммурапи говорили об организации социальной взаимоп-щи среди населения. В античном мире получает свое развитие идея филантропии. В Др. Риме филантропия нашла свое выражение в распределении среди обедневших граждан хлеба, одежды, денег. В первые десять веков нашей эры с рождением и распространением христианской веры принимаются гражданские и религиозные нормативно-правовые акты по социальным вопросам (принятие кодекса императора Феодосия, запретивший нищенство в Византии). В то же вр. доминирующее место занимает открытая система призрения, находившая свое выражение в раздаче милостыни, кормлении неимущих и т. п. В Х-ХШ вв. в странах Западной Европы католическая церковь активно содействует образованию каноникатов (духовных учреждений) и соц-ой профессионализации деятельности монашеских орденов. В XVI-XVII вв. на Западе оформляется государственная система соц. п-щи, отмеченная возрастанием роли государства и одновременным снижением активности христианской церкви. Так, в 1529 г. в Германии принимается Гамбургский устав о помощи бедным, а в 1682 г.-- Указ о мерах государственного призрения. В Англии в 1531 г. принимается закон о помощи бедным, в 1572 г. вводится общенациональный налог для оказания п-щи неимущим, а в 1601 г. появляется Закон о благотворительности. Так в западноевропейских странах отмечается повсеместный переход к системе государственной благотворительности. В конце 18 в. с великой французской рев-цией постепенно уходит в прошлое система изоляции неимущих от об-ва, а каждое из европейских государств вносит свой вклад в дело защиты граждан. Так, в 1884 г. в Германии была введена система гос-го социального страхования; во Франции в 1871 г. открываются особые благотворительные бюро, ставшие центрами общественной помощи; в Великобритании в 1878 г. была основана Армия спасения. В России в 1864 г. организуется система земских учреждений, занимавшихся вопросами социального призрения.
В Х1Х-начале XX вв. жизнь станов-ся более интенсивной, в связи с проблемой индустриализации (развитие производит-х сил и общественное разделение труда) ч-ку все труднее соц-но адаптир-ся, появл-ся огромное кол-во ресурсов кот. было необходимо рац-но распределить. Появл-ся идея об общ-ве всеобщего благоденствия - общее благо д/всх людей, следует давать дотации бедным (все большее влияние на эти пр-ссы оказ-ет гос-во). На Западе рубеж XIX/XX вв. являлся переходом к периоду социальной работы. Формируются две основные модели п-щи: «Американская» модель характеризуется преобладающим влиянием государства, формирующим и осуществляющим программы соц. п-щи и поддержки; «европейская» же модель акцентирует роль п-щи в рамках коммуны, то есть городского или сельского самоуправления. В этот период начинается профессиональная подготовка кадров соц. р-ков (1910г. первое учебн. заведение по с.р. в Нидерландах). Сегодня с. р. хорошо представлена в скандинавских странах (Норвегия, Швеция, Финляндия). Во всем мире спец-тов по с. р. готовят не на теор. а на практич. ур-не, в нашей же стране больше внимания удел-ся теории, поэтому необходимо перенимать зарубежный опыт практич-кой с. р., кот складывалась веками.
6. Соц. опека
Опека, попечительство и патронаж -- это социальные технологии, применяемые для защиты личных, имущественных, правовых интересов граждан и оказания помощи разным категориям населения. В РФ действует ФЗ “Об опеке и попечительстве” №48ФЗ от 24 апреля 2008. Опека -форма устр-ва малолетних гр-н (до 14л) и признанных судом недееспособных гр-н, при которой назначенные орг-м опеки и поп-ва гр-не явл-ся законными представителями подопечных. Попечительство - форма устр-ва несоверш-них гр-н (от 14 до 18) и гр-н, огранич-х судом в дееспос-сти, при которой назнач-ые орг-ом опеки и поп-ва гр-не несут ответственность за опекаемыми. Это наиболее распространенная форма семейного устр-ва детей - сирот в целях их содержания, воспитания и образования. Опекуны подбираются орг-ми опеки и попечительства, либо органами управления образованием. Предпочтение отдается близким родственникам. Опекуном можно назначить только совершеннолетнее дееспособное лицо; учитываются нравственные и другие качества опекуна, способность его к выполнению обязанностей опекуна, отношения м/у опекуном и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна, если возможно, то желание самого ребенка. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые гр-не, находящиеся под поп-вом, не вправе совершать самостоятельно. Документы, необходимые для назначения опеки: 1.Заявление кандидата в опекуны на имя главы муниципального образования о назначении опекуном над несовершеннолетним (ФИО, г.р.); 2.Документальные свидетельства о том, что н/л относится к категории детей, лишившихся попечения родителей; 3.Акт первичного обследования условий жизни н/л с заключением и предложением о виде его устройства на дальнейшее воспитание; 4.Заключение о здоровье н/л; 5.Свидетельство о рождении н/л; 6.Заключение о состоянии здоровья кандидата в опек-ны; 7.Справка с места жительства кандидата в опекуны, справка о составе его семьи, справка о жилплощади; 8.Согласие супруга кандидата в опек.; 9.Характеристика с места работы; 10.Сведения о близких родственниках опекуна; 11.Автобиография кандидата в опекуны;12.Письменное заключение о назначении гр-на опекуном над н/л и назначении опекунского пособия на ребенка, который не имеет родителей, способность его воспитывать и содержать. Обязанности по опеке выполняются безвозмездно, на содержание ребёнка выплачиваются ежемесячные денежные ср-ва, порядок и размер которых устанавливается пр-вом РФ. Опека устанавливается постановлением администрации муниципального образования по месту жительства н/л или канд. в опекуны. Наблюдение за деятельностью опекунов, условиями ж., восп-ем, обр-ем опекаемых осуществляется органами управления образованием с помощью соц. педагога. Незаконные действия опекуна м. б. обжалованы в органы опеки и попечительства любым лицом, в т.ч. подопечным.
9. Пр-ма НОТ в с/р-те
Научное управление или чаще употребл-ся НОТ - управление производственным процессом на основе систмного ан-за. Считается, что понятие НОТ возникло в противовес стихийной, бессистемной орг-ции труда. Принципы НОТ (Тейлор 1910-1915 г.) - тейлоризм в СССР в 70 годах. Задачи, кот. д. решать НОТ: 1)совершенствование форм разделения труда (внутри самой орг-ции - распределении обязанностей); 2) улучшение орг-ции рабочих мест (плохая освещенность, неудобства рабочих мест, рабоч. температура - все это влияет на эффективность р-ты). Эргономика - наука о правильной орг-ции рабочего пространства и орудий труда. 3) рационализация методов тр. (н-р, технологии соц. р-ты - определенный алгоритм р-ты в какой-либо орг-ции, интернет и т. д.) 4) оптимизация нормирования труда (нормы затрат времени на какой-либо вид д-сти; время на обеденный перерыв +технические перерывы; отпуск) 5) подг-ка рабочих кадров - специалистов. НОТ была популярна в 20 г. 20 века до сер. 30 г.г. В 70х годах т-ко упоминали о НОТ, а действовать она начала т-ко в 90х г. Сейчас НОТ действует в 3х направлениях: 1. экономическое (то, что нужно д/эффект-ти труда: матер. поощрение; проф. курсы, тренинги, соц. пакет; курсы повышения квалиф-ции и др) 2. психофизиологич-кое (удобство и красота рабоч. места - комфорт д/души и тела) 3. социальное - забота предприятия о сотруднике - комфорт в коллективе, путевки, корпорат. вечеринки). Т. о. доказано на практике, что применение НОТ повыш-ет эффект-сть труда, в том числе и в соц. р-те.
7. Экономич. основы соц. р-ты
Соц. работа междисциплинарна. Она осущ-ся в особом экономич-м пространстве. Экономическое пространство соц. р-ты - это постоянно развивающаяся упорядоченная соц. система, в которой взаимодействуют институты СЗ с целью нормализации ж. членов об-ва, оптимизации их потребностей и реализации творч-го потенциала личности.
В цивилизационном об-ве экономич-ие отношения в соц. пространстве должны строится на принципах соц. справедливости (в отношениях распределения матер-х благ), общественной целесообразности (в отношении тех, кто полностью или частично утратил способность к труду и самообеспечению), гуманизме, а также гос. гарантиях обеспечения жизнед-ти граждан.
Экономика соц. р-ты представляет собой д-ть всей стр-ры СЗН по производству нематер-х благ. Сфера нематер-х услуг вкл-т в себя сферу образования, здравоохр., сф. к-ры, сф. жил.-ком. хоз-ва, пассажирский транспорт, сф. соц. обслуживания (ЦСОН), сф. соц. страхования (пенсии, пособия). Общим для них явл. нематер-ый хар-р труда раб-ков, занятых в этих видах д-ти. Объединяет эти сферы их непосредственная функциональность на ч. и на соц. условия его существования.
Финансы в соц.работе -важная составная часть всей финансовой системы гос-ва. Финансы в соц.работе выполняют след. функции: 1) распределительная 2) стимулирующая 3) контролирующая. Пр-пы финансирования соц. работы: 1) пр-п использования всех финансово-экономических факторов для повышения уровня СЗ 2)пр-п соц. реагирования - предполагает пересмотр соц.нормативов в выделении денежных средств в связи с инфляцией, ростом стоимости жизни 3) пр-п дифференцированного подхода при определении размеров ассигнований и соц.помощи в зависимости от специфики региона и местных условий 4) учет гос. минимальных стандартов, в пределах к-ых должны выделяться средства (МРОТ, мин.размеры гос.пенсий) 5) преимущество соц.сферы при распределении доп. бюджетных доходов.
Финансирование мероприятий по СЗН осущ-ся из след. источников: 1)гос.бюджет (фед. бюджет); 2) гос. внебюджетные фонды - осн. источник дохода - ЕСН + страховые взносы. (Пенс. фонд - формируется за счет страховых взносов работодателей, находится в ведении Прав-ва РФ; Фонд соц.страх.- находится в ведении Прав-ва РФ, обеспечивает гарантированные гос-вом пособия работающим гражданам; Фед.и территор-ый ФОМСы - созданы для реализации гос.соц. политики в обл. ОМС, как составной части гос.соц.страх); 3) негос.источники финансир-ия, к-ые в последнее вр. занимают все более значимое место в эк-ке соц. р-ты (благотворительные фонды, общественные и милосердные орг-ции. Приоритетными становятся программы помощи незащищенным слоям населения, здравоохранению, образованию, культуре и искусству.
Итак, эк-ка соц. р-ты изучает экономич. отношения м/у членами об-ва как с гос-вом, так и м/у собой. Экономич. пространство соц. р-ты вкл-т в себя эк-ку всей системы СЗН, эк-ку сф. образования, здравоохр., к-ры, сф. труд-х отношений, быта и др. Однако, эк-ка соц. р-ты нуждается в изучении, совершенствовании эк-х отношений между членами об-ва как с гос-вом, так и между собой.
8. Понятие соц. экспертизы
Экспертиза - исслед-ие какого-либо вопроса, требующего спец. знаний, с представлением мотивированного заключения. Специфич. черта экспертизы состоит в том, что она представляет собой исслед-ие задачи, плохо поддающейся количественному анализу и трудно формализуемой, к-ое осущ-ся путем формирования мнения (составления заключения) специалиста, способного восполнить недостаток инф-ции по исследуемому вопросу, опираясь на свои знания, опыт решения сходных задач, и систематизировать эту инф-цию.Соц.экспертиза вкл. диагностику состояния соц. объекта, установление достоверности инф-ции о нём и окр. среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на др. соц. объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и соц. проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудно формализуема. В кач-ве соц. объектов могут выступать люди, соц. общности, соц. институты и процессы, орг-ции, соц. ценности, идеи, концепции, нормативные акты и т.п., прямо или косвенно предусматривающие соц. изменения.
Принятие решения о проведении экспертизы - это типичный управленческий акт. Заказчик д. определить соц. проблему, её масштаб, носителей, цели экспертного исслед-ия. Критерии отбора экспертов: эксперт д.б. спец-стом в обл. новейшего знания в определенной обл.; он д.б. как теоретиком, так и практиком; должен соединять широкий кругозор и узкую специализацию одновременно. М-ды отбора экспертов: объективный, субъективный. О-ый м-д универсален: отбор может производится на основе изучения док-тов, участия спец-стов в конференции, конгрессах и т.п. При этом имеют значения возраст, стаж, должность, опыт р-ты и т.д. Субъективный м-д: м-д аттестации, м-д самооценки. М-д аттестации (м-д изуч. репутации) - спец-стам предлагается отобрать наиболее достойных спец-стов и чел., получивший больше голосов становится экспертом. М-д самооценки - эксперт сам оценивает себя по отношению к др.
Модели соц. экспертизы: рецензия, мониторинг, проект. «Рецензия». Рецензирование вкл. заказ на рецензию лицу (орг-ции), выступающему в кач-ве эксперта; предоставление эксперту материалов, подлежащих рецензированию; принятие итогового док-та - рецензии и соответствующие действия: одобрение и последующее завершение отношений с рецензентом, отправка рецензии эксперту на переработку или доработку, перезаказ рецензии др. эксперту. Рецензия - простое и наименее затратное экспертирование док-та, но оно не содержит всех преимуществ экспертной р-ты и может ввести орган, принимающий решения, в заблуждение относительно истинного положения дел или перспектив доработки док-та. «Мониторинг». Эта модель применяется, если производство соц. экспертизы приобретает регулярный хар-р и осуществляется на долговременной основе. «Проект». Исп-ся при решении гр. смежных задач, в к-ой экспертная оценка приобретает инструментальное значение как основа проектирования желаемых общественных состояний и тенденций. Что касается эф-ти соц. экспертизы, то её действительными показателями явл.: 1) учёт её итогов для ограничения выбора стратегии. Ограничение выбора закрепляется принимаемым решением. Использование аргументации, содержащейся в материалах, подготовленных экспертами, трактовки понятий, характеристики проблем и др. 2) применение её итогов для корректировки избранной стратегии. Здесь практические рекомендации экспертов начинают новую жизнь, прежде всего потому, что демонстрируют свою оригинальность и конструктивность. Итак, часто практики в обл. с.р. сталкиваются с сит-ями, когда недостаточно спец-х знаний о каком-то соц. объекте, процессе, тогда они обращаются к соц. экспертизе. Она позволяет по средством мнений, знаний экспертов восполнить необходимую инф-цию об интересующем соц. объекте. Таким образом, соц. экспертиза поставляет соц. р-те ценные теоретические знания, что способствует развитию соц. сферы.
10 Основные формы технологий с.р. в системе здравоохранения
В системе здравоохр. возрастает роль нового вида проф. д-ти - соц. р-ы. Становление такого вида д-ти обусловлено ухудшением здоровья населения, потребовавшим решения, проблем мед. и соц. хар-ра на качественно новом уровне - на уровне медико-соц.работы. Медико-соц. р-та - вид мультидисциплинарной проф. д-ти мед., психо-педагог. и соц-правового хар-ра, направленной на восстановление, сохранение и укрепление зд-я. Ее главная цель - достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физ. и психической патологией, а также соц-ым неблагополучием. Важным является то, что медико-соц. работа принципиально меняет комплекс мер помощи в сф. охраны зд-я, т.к. предполагает системные медико-соц.воздействия на более ранних стадиях заболевания и развития болезненных процессов. Мед-соц. р-та основыв-ся на 2 осн-х положениях: сущ-ет 5 групп клиентов и при р-те с этими клиентами спец-ст выполняет 2 блока мед-соц. р-ты - патогенетической и профилактической направленности. Группы клиентов: 1) гр. повышенного риска (курящие, люди с избыточным весом, студенты и др.) 2) семья и ближ. окружение 3) ЧДБ (дети со слабым иммунитетом, пенсионеры) 4) больные с ярко выраж-ми соц. проблемами (больной онкологич. заболев., туберкулезом) 5) инвалиды. Патогенетическая медико-соц. работа вкл. в себя мероприятия по орг-ции медико-соц. помощи, проведение медико-соц. экспертизы, соц. работы в отдельных обл. медицины и здравоохранения. Профилактич. медико-соц. работа подразумевает проведение мероприятий по предупреждению соц. зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного зд-я, формир-ю ЗОЖ, обеспечению СЗ прав граждан в вопросах охраны зд-я и др. Профилактическая медико-соц.работа подразделяется на 2 вида: первичная и вторичная профилактика. Задача первичной профил. - предупреждение развития у ч. патологических состояний, т.е. проведение соц-экономич. анализа, формирование у населения представлений о ЗОЖ, активной жизненной позиции по отношению к своему зд-ю. Вторичная-предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни и предусматривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, а также решение целого ряда соц.задач. При этом проводится медико-соц. экспертиза трудоспособности, определяется труд. прогноз, изучается влияние соц. факторов (хар-р труд. д-ти, экономич.состояние семьи, обеспеченность пациентов жильем, экономич.и климатогеографическая обстановка местности проживания и т.п.) на зд-е ч. Важное направление профилактич. медико-соц. р-ты - повышение уровня мед. образования населения, формирование у него представления о ЗОЖ и его значении в предупреждении заболеваний. Вторым значимым направлением явл. выявление наиб. важных соц. факторов, оказывающих отрицательное влияние на зд-е ч., и непосредственное их устранение или уменьшение их влияния на организм: оказание матер. помощи малообеспеченным или многодетным семьям, психологическая коррекция состояния, патронаж «семей соц. риска», оказание помощи клиентам в решении правовых проблем, обеспечении их питанием, лекарствами, соблюдение соц. гарантий. Приоритетным становится реаб-ция инв-дов. Также созд-ся сеть мед-соц. экспертизы д/инв-дов. Кроме этого мед-соц р-та осущ-ся и в хосписах, куда люди отправляются не на выздоровление, а к-ые обречены. Поэтому осн. цель обслуживающего персонала - облегчить страдания пациента. В хосписе соц. р-к выступает в кач-ве помощника, и он может проводить р-ту с ближ. окруж. пациента и с самими сотрудниками, чтобы избежать проф. выгорания. Важными направлениями медико-соц. работы становятся: планирование семьи, охрана материнства и детства; психотерапия, наркология; онкология и др. В течение 10 лет существенно выросла заболеваемость нас. в России алкоголизм, наркомания, токсикомания, что обусловлено преимущественным влиянием соц. факторов на организм ч.
11. Системно-экологическая модель с.р
Социолого-ориентированные модели наиб. тесно связаны с социологич. концепциями. Социология лежит в основе тех теорий соц. р-ты, к-ые ориентированы на структурную соц. р-ту, связанную с оптимизацией д-ти учреждений соц. сферы, обеспечивающих СЗ различным соц. группам нуждающихся и повышение эффективности соц. политики в об-ве. Для этих моделей наиболее актуальны идеи теории систем Л. Берталанфи, в контексте к-х соц. система - определенный набор абстракций из конкретных форм взаимосвязи и поведения. На основе теории систем соц. р-к выявляет факторы окружения клиента, фиксирует наличие воздействия на клиента др. людей, а также влияние различных соц. факторов. Наиб. эффективно теория систем исп-ся в орг-ции соц.обслуживания, а также с целью разработки концепций СЗН. Среди современных социолого-ориентированных моделей выделяют “модели жизни” экологической теории, социально-радикальную модель, марксистскую модель. В структурной соц. р-те системно-экологический подход наиб. масштабно проявляется, как и теория систем в целом, в орг-ции работы системы соцобеспечения и поддержки населения. Он предусматривает и спланированную официально-централизованную поддержку отдельных групп населения, и массовую, а также индивидуальную неформальную помощь (в том числе со стороны друзей, соседей, членов семьи). В теории экосистемы большое внимание уделяется и проблеме взаимоотношений соц. р-ка и клиента, к-ые рассматриваются как специфические системы. В этом взаимодействии используются отдельные положения теории соц.ролей, последовательно учитываются особенности естественных основ индивидуальной и соц. жизни людей. И, наконец, наиболее жизнеспособной и в отношении практического применения, и в отношении динамичности развития сказалась системно-экологическая модель, более частным примером которой является чрезвычайно популярная ныне концепция «жизненной модели». “Модели жизни” экологической теории представляют собой одну из концепций взаимодействия психологической и соц. систем и явл. сравнительно новой теорией осмысления соц. практики. Проблематика данных теорий связана с пограничными аспектами теории соц. систем и проблем соц. психологии (соц. ад-ция, стрессы и т.п.). Данная модель рассматривает людей, как постоянно адаптирующихся к окруж. среде через взаимоизменения, т.е. индивиды как изменяют окруж. среду, так и изменяются под ее воздействием. Понятие «взаимная адаптация» является центральным при анализе отношений «личность -- среда». Существующие в об-ве соц. проблемы (бедность, дискриминация) «загрязняют» соц. среду, снижая тем самым способность к взаимной ад-ции. Нарушение адаптивного баланса выражается в несоответствии между нашими потребностями и возможностями окруж. среды. Осн. причинами стрессов служат, во-первых, разного рода жизненные трансформации (н-р, изменение статуса, роли, изменение жизненного пространства, изменения, связанные с возрастными переходами и т. д.), во-вторых, давление окр. среды (н-р, соц. неравенство, следствием к-ого явл. неравные возможности для различных соц.групп) и, наконец, межличностные процессы (н-р, эксплуатация). В своей жизни ч. зачастую одновременно сталкивается с трудностями различного хар-ра. Д-ть соц. р-ка при данном подходе связана не только с взаимодействием с клиентом, но и с окруж. его средой. Этот подход называется системно-экологическим. Проявляется в орг-ции работы системы соц.обслуживания и поддержки населения, особое место в нем уделяется проблеме взаимоотношений соц. р-ка и клиента, к-ые рассматриваются в контексте теории соц. ролей. Однако в наст.вр. «модели жизни» экологической теории, так же как и теория систем в целом, обладают недостаточной технологичностью и конкретностью в определении средств и методик оказания помощи людям. Впрочем, все более широко развертывающаяся работа по оказанию помощи людям в зонах экологич. неблагополучия создает хорошие предпосылки для реализации на технологическом уровне и системно-экологической теории соц. р-ты.
12. Осн. формы технологий соц. р-ты в образов-ой системе
Способность об-ва обеспечить полноценное образование для всех детей - показатель соц. зд-я самого об-ва и необходимое условие его устойчивого развития. В меняющихся условиях современного российского об-ва только основательное образование позволяет ч. обеспечивать свое существование и осуществлять социально-бытовые, профес.-трудовые и общественные ф-ции. Соц. р-та в системе образования еще только начинает свое становление как особое направление соц. сферы РФ. В связи с этим следует указать на соц-педагогические аспекты соц. р-ты в целом и обозначить соответствующие рабочие поля, в которых ей предстоит действовать: дошкольное воспитание (уход, воспитание и обучение в яслях, детских садах, группах дневного пребывания, школьных подготовительных классах и т.д.); работу с м-жью (воспитание, сопровождение, орг-ция досуга, консультации при подготовке домашних заданий, помощь подрастающему поколению в проф. ориентации и т.д.); воспитание в детских домах и приютах (воспитание, сопровождение, создание условий, близких к семейному воспитанию, развитие самостоятельности и т.д.); формы, содержание и методы обучения взрослых (проф. обучение и образование, соц. р-та на предприятиях, орг-ция самопомощи, семейные консультации и т.д.); соц-педагогич. помощь семье (консультации, помощь в решении повседневных проблем, мероприятия по поддержке семьи); соц. р-та в школе.
Спец-сты выдел. 2 типа школьных проблем в процессе обучения в школе: 1) проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения соц. служб -- детей-инвалидов с сохраненным интеллектом, детей-сирот, детей из многодетных и соц.неблагополучных семей. Приоритеты соц. поддержки этих групп очерчены достаточно четко: прежде всего, соц-бытовая, материальная помощь, обеспечение витальных потребностей и решение сегодняшних проблем; 2) проблема неуспевающего ученика, к-ая выходит за рамки чисто педагогич. проблемы и становится одной из наиболее острых и практически нерешаемых соц. проблем. Соц. р-к в школе может помочь в проведении группового консультирования, в развитии потенциалов, направленных непосредственно на работу с учащимися. Соц. р-та в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на к-ые указывают сами учителя, ученики и их родители. Соц. ра-к в обл. образования, как показывает мировой опыт, помогает ребенку справиться с соц. и психологич. проблемами в процессе соц-ции. В связи с этим функции соц. раб-ка конкретизируются применительно к этой задаче: 1) д-ть соц. р-ка направлена на оказание помощи и поддержки ребенку в ситуациях дезадаптации; 2) соц.раб-к обеспечивает и контролирует выполнение норм и стандартов соц.обеспечения для лиц, пользующихся льготами, соц. пособиями, пенсиями; 3) защищает ребенка от жизненных рисков, семейных бедствий, связанных с нетрудоспособностью, несостоятельностью родителей исполнять родительские обязанности; 4) выступает посредником между ребенком и соц.окружением -- школой, семьей, соц. институтами; 5) организует и проводит консультации для детей, педагогического коллектива, родителей, общественных и гос. служб по проблемам охраны и защиты детства, образования. Соц. р-та в системе образования приобретает все большее значение в социализации и формировании личности.
13. Соц. политика, соц. безопасность и соц. р-та
Рассмотрение соц. политики принято начинать с понятия "соц. безопасность", наиболее часто употребляемого в смысле обеспечения основ безопасности, как отдельного индивида, так и всего об-ва в целом. Стр-ру соц. безопасности следует рассматривать во взаимосвязи: соц. безопасность; соц. гос-во; соц. политика, соц. р-та.
Соц. безоп. - состояние защищенности личности, гр., общности от угроз нарушения их жизненноважных интересов, свобод и ее прав. Она достигается тогда, когда уровень жизни населения, отражающий степень удовлетворения матер-х и духовных потребностей ч., складывается из нескольких компонентов: размера реальных трудовых доходов; объема потребляемых благ и используемых услуг; установившихся цен на товары и услуги; обеспеченности жильем; доступности образования, экологической безопасности и т. д.
Приоритетные объекты соц. безоп-ти: ущемленные и нуждающиеся в СЗ гр. населения (пенсионеры, женщины, военнослужащие, дети, люди с огранич. возможностями). Источники угрозы соц. безоп-ти м. разделить на неск-ко групп: угрозы, связ-ые с насилием, преступностью; наркомания пьянство, рост смертности; угрозы, связ-ые с ухудшением мед. обслужив. и здравоохр.; ф-ры, связ-ые с низкой соц. защищенностью населения.
Инструментами решения этих проблем явл. след. сист.: образования, науки и к-ры, здравоохр., физ. к-ры, соц. страхов., СЗН и др.
Соц. гос-во - это гос-во, политика к-го направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Цели гос. соц. п-ки (по М.о.): 1) формир-ие соц-но ориентированной рыночной эк-ки 2) обеспечение основных соц. гарантий в сф. зан-ти, мед. обслужив., СЗ, образования, к-ры 3) создание эк-х и правовых условий, обеспечив-х самореализацию личности и эк-ую активность населения 4) ликвидация бедности, обеспечение потребления матер-х благ не ниже прожит. минимума. Результативность соц. п-ки можно определить такими показателями как уровень, кач-во и образ жизни. Уровень ж. - обеспеченность населения необходимыми благами и степень удовлетворения индивида необходимыми потребностями. Образ ж. - устанавливаемая стр-ра ценностных ориентаций и жизненных интересов. Кач-во ж. - мера индивид-ой доступности того, чем располагает об-во. Объектами соц. п-ки явл. соц-но незащищенные слои населения, а суъектами - гос-во, муницип-ые органы власти, общественно-политич. орг-ции, трудовые коллективы. Структурным элементом соц. политики также явл. соц. р-та, сущность которой во многом определяется, проявлением гражданских инициатив, развитием собственных ресурсов, изначально присущих индивиду или группе людей. Основной целью соц. р-ты явл. увеличение степени самостоятельности клиента, формирование у него навыков и умений самостоятельно строить свою жизнь и решать возникающие проблемы. Соц. р-та представляет собой интегрированный, универсальный вид д-ти, целью которого явл. удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных (прежде всего наиболее уязвимых) слоев населения.
Таким образом, к задачам соц. п-ки м. отнести достижение улучшения матер. положения и условий ж., обеспечение эф-ой зан-ти, нормализация и улучшение демографич. ситуации, улучшение соц. инфрастр-ры.
14. Основные формы технологий с. р. в правоохр. Органах
Специфика проф. д-ти раб-ков прав-х орг. содержит факторы, негативно влияющие на выполнение ими служебных обязанностей и на всю жизнед-ть в целом. Проф. деформацию личности раб-ка нередко вызывают высок. ур. псих-ой и физ-ой напряженности труда; изменчивые условия деят-ти; нестабильный график р-ты; жесткие временные ограничения для достижения проф. рез-та. Все это обусловливает присутствие повыш. нервно-эмоц. напряжения сотрудников. Серьезная психосоц.реаб-ция и реадаптация к мирной жизни требуется служащим прав-х орг., побывавшим в «горячих точках», страдающим ПТСР. Эф-ть д-ти правоохр. органов нах-ся в прямой зав-ти от уровня СЗ их сотрудников и членов семей сотрудников. СЗ сотрудников правоохр. органов характер-ся: 1) она вкл.отношения между сотрудниками этих органов (а в ряде случаев - и (или) членами их семей), с одной стороны, и гос. органами, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями - с другой; 2) СЗ призвана обеспечить нормальные условия служебной д-ти сотрудников правоохранительных органов, а также компенсацию повышенных психологических и физических нагрузок, служебных ограничений и неблагоприятных последствий наступления соц. случаев, влекущих необходимость СЗ; 3) СЗ осущ-ся за счет спец. финансовых источников; 4) осуществление СЗ производится на основе существующих нормативных правовых актов; 5) мерами СЗ выступают денежные выплаты, натур. обеспечение, услуги Закон РФ "О милиции", от 18.04.1991 N 1026-1 Оказание всех видов мед. помощи сотрудникам милиции и членам их семей (женам, мужьям, детям в возрасте до 18 лет и лицам, находящимся на иждивении сотрудников милиции) в мед. учреждениях системы Мин-тва внутренних дел РФ осущ-ся бесплатно. Круг членов семьи сотрудника милиции - жена (муж), дети до 18 лет и иждивенцы. Все сотрудники милиции подлежат обяз. гос. личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих в спец. фонды на основании договоров от орг-ций. Сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законод-вом нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и орг-циями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность. Обеспечение сотрудников милиции телефоном и предоставление детям сотрудников милиции мест в детских дошкольных учреждениях Сотрудник милиции, направленный в служебную командировку, следующий к новому месту службы, а также к месту проведения отпуска и обратно, пользуется правом бронирования, получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения вне очереди проездных документов на все виды транспорта по предъявлении служебного удостоверения и документов, подтверждающих факт следования к новому месту службы, нахождения в командировке либо отпуске. Сотрудники милиции на всей территории РФ бесплатно пользуются всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а также попутным транспортом - в сельской местности. 2. Работа с "клиентами" этих служб. Профилактика делинквентного (противоправного, подразумевающего угол. ответственность) поведения, просветительская работа и подростками. Важное значение имеет координация д-ти различных служб. Осн.технологии - информирование, связи с общественностью, профилактика, ад-ция несовершеннолетних.
С.р второстепенна в правоохран-х органах, тем не менее, она необходима. Любой с.р, который должен в силу своих служебных обяз-й иметь дело с осужденными или работать в местах заключения или исправит-х учрежд-х так или иначе связанны с соц. контролем. В большинстве развитых стран соц. работники явл-ся штатными сотрудниками пенитенциарных учрежд-й, занимаясь консультированием заключенных, их ад-цией. Пенитенциарная система - это места предварительного заключение (следств. изоляторы и т.д.)
Вывод: на сег. день работа ведущаяся в правоох-х орг-х испытывает недостаток финансир-ия и внимания со стор. гос-ва (статистика показывает, что необходимо большее кол-во соц-х р-ков, кот. бы вели р-ту психол-го плана с сотруд-ми и с осужденными гражданами по проф-ке рецидивов преступлений).
15. Посредничество в соц. р-те
Соц. посредничество - процесс содействия достижению согласия м/у соц. субъектом и объектом для решения соц. проблем последнего и оказания ему помощи. Быть социальным посредником - значит объяснять интересы и взгляды одной стороны другой. Посредничесво в с.р. можно рассматривать с 2х позиций: 1. непосредственно посредническая функция с.р. - т.е. в некоторых ситуациях с.р. не сам оказывает услуги, а информирует клиента о том, куда можно обратиться за помощью(н-р, чел пришел за пособиями, но ему еще требуется психосоц. помощь и спец. отправляет его в кризисный центр); 2. конфликтологическое (медиаторское) посредничество -здесь речь идет прежде всего о психосоц. помощи , когда с.р. , выступая в роли медиатора, способствует разрешению конфликтных ситуаций клиента. Но для этого необходимо специальное образование! Медиаторство - это очень сложный процесс, кот. требует специальной подготовки ( спец-та учат быть нейтральным в разл. ситуациях и т.д.).
В посреднической д-ти соц. р-ка м. выделить три этапа: 1. определение пр-мы клиента, оценка возможностей ее решения 2. оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему; 3. помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением. Формы посредничества: п-во в решении правовых, бытовых, медико-реабилитационных пр-м клиентов; социально-пед-кое; п-во в поиске соц-х служб и учр-ий, способных оказать клиенту необходимую п-щь и поддержку; п-во в решении трудовых, семейных конфликтов и др. Посредн. предполагает наличие некоторых требований к специалисту. Н-р, посредническая ф-ция возможна лишь при условии информированности самого спец-та о тех услугах и видах помощи, кот. предоставляются, н-р, в данном регионе.
О каком бы аспекте посредничества в с.р. не шла речь, все же сущ-ет несколько главных принципов и требований к роли посредника:компетентность, нейтральность(т.е. объективность, безоценочность), проф.ответственность(кот. заключается в отслеживании результатов посреднической п-щи, н-р, спец. дал ч-ку рекомендацию обратиться за п-щью в какое-либо агентство, и в идеале, он должен проследить обратился ли туда клиент).
17. Социальное прогнозирование
Любая деятельность человека планируется с учетом какого-либо результата, т.е. чел. делает прогнозирование. Прогнозир.- это «предвосхищение» результатов. С. П. - это метод научноого исследования, цель которого - предусмотреть возможные варианты развития тех или иных процессов и явлений, обозначенных в качестве предмета анализа. Оно необходимо для подготовки заблаговременных, научно-обоснованных предположений, проектов, программ, оценок, рекомендаций относительно того, как может развиваться данный объект. Проблемами прогностических исследований могут быть самые различные аспекты социальной сферы, оказывающие влияние на жизнедеятельность человека (проблемы демографии, охраны зд., образов-ия, жилья, сохранения семьи, молодежные проблемы). Цель П. - не просто предвидеть те или иные явления будущего, а способствовать более эффективному воздействию на них в нужном направлении. Прогнозирование может решать 2 типа задач: определение целей развития; определение способов средств достижения этих целей. Ф-ции соц. прогнозирования: - ориентирующая - выбор предпочтительных направлений деятельности; - нормативная: определение важнейших тенденций динамики социальных потребностей и возможностей их удовлетворения в будущем (н-р, не спрогнозировали, что не будет хватать детских садов); предупредительная - анализ возможных негативных последствий. В качестве основных видов прогнозирования выступают: 1) поисковое прогнозирование - т.е. определение возможных состояний объекта в будуще ...........
Страницы: [1] | 2 | 3 | 4 |
|