Главная   Добавить в избранное Результирующее содержание организационно-администоративной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций | лекция


Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады - скачать бесплатно Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады и т.п - скачать бесплатно.
 Поиск: 


Категории работ:
Рефераты
Дипломные работы
Курсовые работы
Контрольные работы
Доклады
Практические работы
Шпаргалки
Аттестационные работы
Отчеты по практике
Научные работы
Авторефераты
Учебные пособия
Статьи
Книги
Тесты
Лекции
Творческие работы
Презентации
Биографии
Монографии
Методички
Курсы лекций
Лабораторные работы
Задачи
Бизнес Планы
Диссертации
Разработки уроков
Конспекты уроков
Магистерские работы
Конспекты произведений
Анализы учебных пособий
Краткие изложения
Материалы конференций
Сочинения
Эссе
Анализы книг
Топики
Тезисы
Истории болезней


 





Результирующее содержание организационно-администоративной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций - лекция


Категория: Лекции
Рубрика: Социология и обществознание
Размер файла: 1410 Kb
Количество загрузок:
44
Количество просмотров:
1287
Описание работы: лекция на тему Результирующее содержание организационно-администоративной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций
Подробнее о работе: Читать или Скачать
Смотреть
Скачать



1

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА

Кафедра «Социальные технологии»

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций»

на тему

«Результирующее содержание

организационно-административной работы»

Подготовили: студенты 4 курса

гр. См-401 Захарова О.

Дорожкина Д.

Попцова Н.

Проверила: Головина Е.В.

Тольятти-2007

Тема 6. Результирующее содержание

организационно-административной работы.

1. Понятие результативности деятельности организации

2. Факторы результативности организации.

3. Критерии организационной результативности и виды результатов.

4. Оценка результативности деятельности организации

1. Понятие результативности деятельности организации

Можно выделить несколько основных подходов к определению результативности деятельности ор-ганизаций:

1. Понимание результативности как степени до-стижения цели организации. В этом случае важ-но признание динамичности целей и различия между официаль-ными и оперативными целями организации. Такой подход ока-зывается эффективным, если организационные цели конкретны, измеримы и охватывают широкий спектр деятельности организа-ции.

2. Понимание результативности как способности организаций использовать среду для приобретения редких ресурсов. Одним из основных аспектов данной концепции является взаимозависи-мость между организацией и внешней средой предприятия как форма обмена определенными продуктами. В отличие от требо-вания «максимизации», выдвигаемого в других подходах, данная методология предполагает «оптимизировать» использование среды.

3. Понимание результативности как способности организаций достигать максимальные результаты при фиксированных затратах или способности минимизировать затраты при достижении тре-буемых результатов.

4. Понимание результативности как способности к достижению целей на основе хороших («здоровых») внутренних характеристик. По мнению сторонников этого подхода, эффективная организа-ционная структура усиливает удовлетворенность, чувство гарантированности и контроль персонала над деятельностью организации. Основной недостаток данной концепции -- чрезмерное вни-мание к средствам достижения целей в ущерб оценке результатов.

5. Понимание результативности как степени удовлетворенности клиентов и заказчиков. Данный подход применим в ситуации, когда мощные группы лиц вне организации способны оказывать существенное влияние на ее функционирование.

По мнению авторов, системный подход -- наиболее плодо-творный. Результативность деятельности организации рассматри-вается в этом случае через систему общественных ценностей, от-вечающих потребностям общественного развития, и трактуется как способность системы к выполнению функций целеполагания (формулировка целей в соответствии с потребностями), целеобеспечения (использование социально одобренных целей), достиже-ния цели, экономичности (достижение определенного соотношения между результатами и затратами), факторной обусловленности (учет внешних и внутренних факторов условий функционирования пред-приятия). Данное определение достаточно широко и охватывает как внутренние, так и внешние аспекты эффективности.

Известный экономист Д. Синк под эффективностью органи-зационной системы понимает результативность ее функциониро-вания, которая складывается из следующих семи составляющих:

* действенность -- степень достижения поставленных целей;

* экономичность -- степень использования ресурсов;

* качество -- степень соответствия спецификациям и назначе-нию;

* прибыльность, или соотношение между валовым доходом и суммарными издержками;

* производительность -- соотношение количества произведен-ных продуктов к потребленным ресурсам;

* качество трудовой жизни -- степень удовлетворения личных потребностей и запросов участников производства в процессе тру-довой деятельности;

* внедрение новшеств как характеристика преобразования на-учно-технического потенциала предприятия.

Исходя из этого результативность системы оценивается через систему показателей, отражающих каждый из названных призна-ков. Данный подход к пониманию сущности и оценки эффектив-ности системы получил широкое распространение в зарубежных системах оценки эффективности деятельности организации и подробно изучается в учебном курсе «Управление производительно-стью».

Сопоставление предложенных подходов с пониманием сущно-сти результативности свидетельствует о многозначности этого по-нятия. Общим для всех определений является представление об результативности как о способности системы к достижению целей, в качестве которых выступают удовлетворение интересов заказчи-ков, оптимальное использование внешней среды, повышение эко-номичности, результативности системы и др.

В силу относительной самостоятельности организаций форму-лируемые ею цели имеют двойственную природу.

Поскольку любая организация является элементом более круп-ной организационной системы и действует в предписанных ей рамках, часть организационных целей формируется сверху. Их можно рассматривать как внешние цели - ограничения или фак-торы - условия (например, изготовление изделий в соответствии с графиком поставок или организация выпуска продукции в коли-честве, указанном в заявке потребителя и др.). Внешние цели ха-рактеризуют те свойства предприятия и среды, которые суще-ственно влияют на ее деятельность и должны быть учтены при оценке эффективности.

Помимо внешних целей организация имеет и собственные вну-тренние, или автономные, цели. Внутренние цели, в отличие от внешних, связаны с выполнением основных функций организа-ций. В зависимости от роли в процессе принятия организацион-ных решений внутренние цели могут быть классифицированы на цели-направления, которые должны быть достигнуты в качестве результата, и условия, определяемые как внутренние цели-огра-ничения. В качестве целей-направлений могут быть названы раци-ональная организационная структура предприятия, совершенная система оперативного планирования и управления, синхронное выполнение процессов и работ и др. К числу целей-ограничений относятся ограничения по ресурсам, затратам на реорганизацию процессов производства и др.

Реализация целей составляет основное содержание результативности организаций. Если цели данного периода не достигнуты, то деятельность организации не может быть признана эффективной. Вместе с тем сам факт получения результата не дает возможности определить эффективно или неэффективно достижение цели, если не установлено соотношение затрат и результатов данной дея-тельности. Требование экономичности деятельности организации пред-полагает установление определенного соответствия между полу-ченными результатами и затратами на их достижение. Если использовать изложенные положения в качестве исходных при определении сущности результативности, то можно сделать вывод, что деятельность организации может быть признана эф-фективной при выполнении следующих условий:

* цели в каждый данный момент времени рассматриваются в ка-честве временных, подвижных, производных от требований, предъ-являемых со стороны как общества, так и самой организации;

* содержание целей отвечает сущностным характеристикам ор-ганизации и отражает внешние и внутренние условия функцио-нирования предприятия;

* поставленные цели успешно достигнуты: достижение целей оправдано затрачиваемыми на это средствами, требуемое соотно-шение затрат и результатов деятельности выполнено;

* для достижения целей использованы принятые, одобренные обществом средства; необходимость этого условия определяется социально-экономической природой системы организации; его выполнение позволяет избежать дополнительных затрат, связан-ных с социальной реабилитацией проводимых работ.

Исходя из этих положений можно сформулировать следующее определение. Результативность деятельности организации -- это ее свойство, связанное со способностью организации формулировать свои цели с учетом внешних и внутренних условий функциони-рования и достигать поставленных результатов путем использова-ния социально одобренных средств при установленном соотноше-нии затрат и результатов.

Данное определение отражает и «внутреннюю», и «внешнюю» стороны эффективности организаций, а именно рациональное ис-пользование организационных ресурсов и достижение результата с учетом внешних факторов -- условий функционирования орга-низаций.

Как видно из модели эффективности деятельности организа-ции производства, представленной на рис. 1, повышение орга-низационной эффективности возможно при условии, что деятель-ность организации осуществляется в направлении достижения цели, зафиксированной в правом верхнем углу схемы, т.е. если обеспечивается снижение издержек и соблюдаются условия, от-вечающие потребностям общественного развития производства.

Для того чтобы целенаправленно воздействовать на повыше-ние эффективности деятельности организации, необходимо иметь четкое представление о факторах, определяющих ее уровень.

Рис. 1 Модель эффективности деятельности организации.

2. Факторы результативности организации.

Можно выделить три группы взаимообуслов-ленных факторов результативности:

* общесистемные факторы, определяющие пред-посылки эффективного функционирования ор-ганизации, к числу которых относятся степень реализации прин-ципов деятельности организации, организационная культура, обо-снованность системы отбора и оценки организационных решений, наличие организационного механизма, осуществляющего коорди-нацию и обеспечивающего взаимосвязь частичных процессов;

* внешние факторы-ограничения деятельности организации производства, обусловленные закономерностью коммуникативно-сти систем, основными из которых являются требования внешней среды, ограничения инвестиционных ресурсов;

* факторы управления развитием организации -- наличие про-граммы развития организации производства, обеспеченность орга-низационными ресурсами.

По значимости и силе влияния отдельных факторов в их чис-ле можно выделить такие, которые оказывают наиболее сущест-венное воздействие на эффективность системы организации. Эти факторы можно назвать критическими. Эффективность деятель-ности организации в основном определяется именно критически-ми факторами, тогда как промежуточные факторы лишь немного изменяют ее параметры.

Приведем характеристику основных критических факторов.

Принципы деятельности организации являются основой по-строения практической работы предприятия. Их реализация по-зволяет повысить результативность за счет согласования и упоря-дочения связей основных элементов и процессов производства, а также связей организации с внешней средой.

Организационная культура является фактором, позволяющим организации опосредованно воздействовать на эффективность при-нимаемых решений. Существует тесная взаимозависимость меж-ду культурой организации и успехом предпринимательской дея-тельности. Все преуспевающие предприятия наряду с четким пред-ставлением о стратегии своего развития, гибкой организационной структурой и высококвалифицированными сотрудниками владе-ют сильной культурой и особым стилем, которые вместе способ-ствуют достижению высокой эффективности организации. При возникновении проблем на предприятиях с развитой культурой организации ее сотрудники способны оперативно принимать нуж-ные организационные решения, поскольку основополагающие цен-ности организации определены, понятны и воспринимаются все-ми работниками.

Наличие организационного механизма, осуществляющего коор-динацию и обеспечивающего взаимосвязь частичных процессов. Организационный механизм характеризует субъекты производства и отношения, которые устанавливаются и поддерживаются меж-ду ними в процессе производства, а также формы проявления этих отношений, систему организационных норм и процедур. Наличие организационного механизма позволяет осуществлять целенаправ-ленную работу по упорядочению связей и повышению степени согласованности процессов и работ. Если с изменением требований окружающей среды число и характер взаимосвязей элементов ме-няются при условии сохранения или повышения организованнос-ти, то можно говорить о высокой результативности функционирова-ния организации. Привести же организационные отношения в определенный порядок и обеспечить согласованную работу отдель-ных звеньев в меняющихся условиях можно, лишь располагая хо-рошо отлаженным механизмом координации.

Требования внешней среды характеризуют общественные потреб-ности, конкретизированные в свойствах и объемах производства продукции, сроках ее поставки, а также ограничения, связанные с воздействием на окружающую среду и возможностями матери-ального производства. Данные требования необходимо учитывать при формировании организационных целей и выборе путей их достижения. Если этого не происходит, организация теряет «об-щественную» направленность и выступает как закрытая система, реализующая свои собственные цели.

Ограничения инвестиционных ресурсов как фактор эффективно-сти деятельности организации определяют возможность достиже-ния конечного результата, адекватного поставленным целям, с использованием имеющихся финансовых возможностей. В том случае, если организационные проекты, концепции не имеют не-обходимой финансовой поддержки, вероятность их практической реализации и получения эффекта (а это определяющее условие эффективности) незначительны.

Обеспеченность организационными ресурсами. Ресурсы органи-зации дают представление о средствах организационной деятель-ности. В состав этих средств входят работники, а также исполь-зуемые в практической деятельности информация, технические средства, инвестиции. Та часть организационных ресурсов, кото-рая задействуется в процессе организации, образует совокупные затраты или расходы на организационную деятельность. Высокая результативность функционирования организации возможна при наличии необходимых ресурсов и снижении затрат на получение требуемых результатов.

Программа развития организации выполняет функции плани-рования, контроля и регулирования ее деятельности. От того, на-сколько совершенны методы планирования и управления процес-сом развития организации, обоснованы направления организаци-онной деятельности и четко сформулированы цели развития, во многом зависит решение проблемы повышения организационной эффективности.

3. Критерии организационной результативности и виды результатов.

Критерием выступает наиболее существенный признак, служащий мерилом для оценки степе-ни совершенства системы. Экстремальное зна-чение выбранного критерия выражает опти-мальность рассматриваемой системы по выбранной характеристике.

Можно выделить несколь-ко типов критериев оптимальности:

1) глобальный -- локальный;

2) внешний -- внутренний;

3) максимизирующий результат -- ми-нимизирующий затраты.

Глобальный критерий оптимальности оценивает результативность деятельности организации с позиций согласованных друг с дру-гом ее эмерджентных интересов и интересов отдельных элементов, составляющих систему. Локальный критерий оптимальности характеризует результативность функционирования отдельных под-систем организации.

Внешний критерий позволяет оценить результативность органи-зации с точки зрения соответствия поставленных целей и средств их достижения нормативной системе общественных ценностей и выполнения ограничений на ресурсы исходя из целей производ-ственной системы, частью которой она является. Внутренний кри-терий характеризует интересы, свойственные данной организации, и может быть выражен через затраты ресурсов системы при огра-ничениях, накладываемых общественными потребностями.

Организационная система достигает максимального результа-та только при выполнении всех предъявляемых к ней требований. Степень их удовлетворения может быть различной в зависимости от конкретных условий и совершенства разрабатываемых предло-жений по решению отдельных вопросов. Поэтому возникает за-дача разработки вариантов альтернативных мероприятий и выбо-ра оптимального из них. Задача выбора при многокритериальном анализе может быть решена только с помощью группы критери-ев, характеризующих различные стороны результативности.

Результат организации проявляется в трех формах: экономичес-кой, социальной, организационной.

Экономическая форма результата наиболее изучена, для нее раз-работаны соответствующие количественные методы оценки, общие для определения экономической эффективности любых затрат (на реорганизацию производства, создание новых организационных структур, внедрение новой техники и др.). Единство показателей, используемых для характеристики отдачи затрат различного це-левого назначения, и некоторая общность в подходах по их опре-делению обусловливаются узкопрактическими целями тех объек-тов, на которых планируется осуществление данных затрат.

Социальная форма результата от деятельности организации име-ет свою специфическую оценку, хотя и не может быть выражена таким единым синтетическим показателем, как экономическая результативность. При совершенствовании организации существен-но меняются условия труда и производства. Например, развитие деятельности групп качества и сочетание двух организационных форм обеспечения качества производства -- административной и общественной -- способствуют, по оценкам зарубежных специа-листов, повышению профессиональной подготовки работников, приобретению навыков принятия решений в сложных ситуациях. К социальным результатам относятся повышение престижности труда, технологической дисциплины, усиление ответственности за результаты своей деятельности и др.

Организационный результат организации выражается в усилении взаимосвязи и взаимодействия элементов производст-венной системы и появлении у системы качественно новых свойств, отсутствующих у ее элементов и нехарактерных для них. Проявле-нием организационного результата на уровне подразделений предпри-ятия является повышение согласованности и упорядоченности от-дельных процессов и работ, качества функционирования производ-ственной системы. На макроуровне с организационным результатом связаны такие явления, как возможность реализации крупномас-штабных мероприятий по реорганизации производства, диверси-фикация, интеграция производственных стадий и процессов и др., приводящие к повышению целостности системы и развитию ее эмерджентных свойств.

С учетом отмеченных требований, предпосылок и факторов результативности деятельности организации устанавливаются две группы критериев:

Рассмотрим, как применяются некоторые из наиболее важных критериев результативности организации.

Экономичность характеризует степень использования организа-ционных ресурсов и дает возможность оценить результативность системы в отношении затрат. Ее можно выразить как отношение фактических расходов, связанных с деятельностью, к их норма-тивной или плановой величине. Величина фактических расходов определяется на основе данных бухгалтерского учета и отчетнос-ти. Для определения плановой величины расходов можно исполь-зовать прогнозные и экспертные оценки, нормативы и т.п. Если фактические расходы не превышают нормативной величины, мож-но говорить об экономичности деятельности организации.

Действенность характеризует степень достижения организацией поставленных целей. Например, главной целью и назначением про-изводственной системы является обеспечение высокой экономичес-кой и социальной результативности функционирования предприя-тия на основе оптимизации взаимодействия элементов производ-ства и упорядоченности производственной деятельности или, иначе говоря, на основе повышения организованности системы. Измерить действенность можно путем оценки степени достижения ее основ-ных целей.

Упорядоченность организационной деятельности понимается как степень регламентации и регулируемости процессов, протекающих в организации. В общем случае упорядоченность является прояв-лением организованности системы. Однако само по себе приме-нение правил не гарантирует высокой результативности. Иногда наиболее целесообразно предоставление большей свободы дей-ствий и самостоятельности. Кроме того, возможны правила, при-водящие к снижению эффективности и отрицательно влияющие на производительность. Поэтому упорядоченность организацион-ной деятельности должна сочетать определенную свободу в приня-тии решений с четкой регламентацией времени выполнения отдель-ных работ и стандартизацией типовых ситуаций по обеспечению функционирования и совершенствованию организации производственной системы. Для оценки упорядоченности организацион-ной деятельности можно использовать следующие показатели: удельный вес организационных норм и нормативов в общем ко-личестве нормативной документации; доля типовых проектных решений в числе разрешаемых ситуаций; качество процессов ком-муникаций, источников информации и документооборота между участниками процесса организации; степень сбалансированности функций организации производства.

Оперативность характеризует способность подразделений орга-низации быстро обнаруживать возникающие отклонения в ходе производства и вовремя ликвидировать их. Оценка оперативнос-ти имеет целью выявление эффекта организации, получаемого в результате своевременного принятия необходимых организацион-ных мер и воздействия на ход производства. Основными измери-телями оперативности организационной деятельности могут стать: доля своевременно обработанной документации в общем ее объе-ме; удельный вес числа нарушений, ликвидированных в сжатый срок, в их общем числе; степень выполнения организационных функций; относительное снижение объема выпуска продукции вследствие неудовлетворительного использования рабочего време-ни и неритмичной работы производственных подразделений. По-вышение оперативности позволяет избежать потерь, связанных с нарушением непрерывности производственного процесса, сниже-нием качества продукции и т.д. При оценке эффективности сис-темы организации производства важно оценить все стороны и аспекты эффективности. Это возможно при условии использова-ния отмеченных критериев и соответствующих показателей.

4. Оценка результативности деятельности организации

Существует концепция, согласно кото-рой эффективность есть соотношение между заложенной ценностью и полученной цен-ностью, между минимальными вложениями и полученной наибольшей отдачей. В работах анг-лийских исследователей показатели оценки эффективности социальной работы, направ-ленной на преодоление бедности, подразде-ляются на финансовые и нефинансовые. Результативность позволяет оценить соот-ношение вклада и целевых результатов, вы-ражающихся в снижении глубины бедности, соотношение фактического и планируемого объема затрат на предоставление выплат, предоставление социальных услуг, а также льгот. По мнению отечественных исследова-телей, эффективность социальной работы прежде всего связана с оценкой соотноше-ния достигнутых результатов и затрат, на-правленных на достижение этих результатов. В русле такого подхода целесообразно изме-рение результатов и затрат.

Эффективность социальной работы -- это система обобщенных, интегративных показателей качества этого специфического вида социальной деятельности.

Национальная (отечественная) система оценки эффективности социальной работы, проводимой в Российской Федерации, обес-печивающая обратную связь в управлении качеством социальной работы, должна быть составной частью социальной безопасности и социальной политики и соответствовать (или хотя бы корреспондироваться) совре-менной Федеральной концепции социаль-но-экономического развития Российской Федерации. Она неизбежно связана с оцен-кой эффективности таких развивающихся подсистем, как социальная защита, соци-альное образование, здравоохранение, пе-нитенциарная подсистема, сфера культуры и досуга (качество функционирования и ка-чество развития).

Теоретико-методологический подход к определению эффективности социальной работы в России предполагает:

- во-первых, выделение уровней, основных направлений, видов, форм и методов социальной работы;

- во-вторых, изучение взаимосвязи всех ком-понентов ценностных предпочтений, тео-рии, технологии и практики социальной ра-боты;

- в-третьих, изучение актуальных прак-тических проблем социальной работы как относительно целого и специфического вида социальной деятельности во всем мно-гообразии и различных проявлениях;

- в-чет-вертых, конкретный учет уровня жизни людей, уяснение социально-психологических особенностей и состояний различных кате-горий населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или находящихся на грани такого состояния;

- в-пятых, определе-ние модели рациональной деятельности всех компонентов системы социальной ра-боты (социальная защита, образование, здравоохранение и т.д.);

- в-шестых, система-тический научный учет отечественного и за-рубежного опыта теоретической и практи-ческой деятельности в области социальной работы;

- в-седьмых, предполагается даль-нейшее развитие стандартизации и лицензи-рования социальной работы, создающей благоприятные предпосылки для объектив-ной оценки качества социальной работы, разработки системы динамически развиваю-щихся критериев и показателей эффектив-ности этого вида социальной деятельности; в-восьмых, организацию мониторинга ре-зультативности социальной работы в раз-личных регионах страны.

Выделяя первый уровень измерения ре-зультативности социальной работы -- уровень организации -- необходимо иметь в виду, что эффективность социальной работы не может измеряться только количеством изданных нормативных актов и распорядительных документов, количеством проведенных ме-роприятий и числом обслуженных клиен-тов по основным видам социальной работы, количеством созданных социальных служб и числом профессиональных социальных ра-ботников. Особый ин-терес для специалистов представляют по-ложения нового определения социальной работы, сформулированные в Монреале на Всемирном конгрессе социальных работни-ков (25--27 июля 2000 г.). В них излагается точка зрения, согласно которой, во-первых, социальная работа ведется на разных уров-нях, начиная с вовлеченности в психолого-социальные процессы человеческой лично-сти и заканчивая социальной политикой, планированием и развитием. И, во-вторых, в эти процессы включены управленческие структуры, организации по месту житель-ства, влияющие на формирование социаль-ной политики и экономическое развитие. Совершенно очевидно, что в рамках данно-го подхода практика социальной работы рассматривается как действенное средство воздействия не только на личность и соци-альные группы, человеческое бытие и пове-дение людей, но и как важный инструментвоздействия на функционирование соци-альных систем в целом. Выводы и коммен-тарии Международной федерации соци-альных работников значительно расширя-ют наше представление о месте и роли социальной работы в жизни общества, а, следовательно, продвигают наши представ-ления об эффективности социальной рабо-ты и критериях ее оценки. Объяснения та-кого подхода, видимо, надо искать в глоба-лизации социальных перемен, в изменении характера жизни человеческого общества, в усложнении внутренней структуры обще-ственного устройства, в необходимости по-вышения роли социальной работы в гуманизации социальной природы общества.

Показатели эффективности могут быть количественными и качественными. Сами по себе они не должны быть изолированы от реально проводимой социальной политики и практической социальной защиты населе-ния, они непосредственно связаны с макро- и микросредой, в которой находятся клиен-ты работников социальных служб и органов управления социальной защиты. Главное, чтобы показатели способствовали измере-нию изменений в сознании, психологии и поведении клиентов -- повышению уверен-ности в себе, получению возможности вос-становить утраченные или сформировать новые навыки и умения, снижению риска снова оказаться в трудной жизненной ситуа-ции, повышению возможности вступления в новые социальные и профессиональные контакты, улучшению предпосылок эконо-мической защищенности. Если индивиду-альная или групповая социальная работа с клиентом (личность, семья) приводит к уве-личению уровня уверенности клиента в себе, если семья относится с уважением к своим членам и возможностям семьи, если члены семьи начинают понимать возможные пути повышения социального статуса и измене-ния отношений с окружающими людьми, можно говорить об эффективности прове-денной работы. Естественно, к этой группе показателей эффективности проведенной социальной работы примыкает группа пока-зателей, позволяющая измерить степень со-циальной активности семьи, эмоциональ-ный комфорт, уровень развития стимулов, уровень доходов, занятость членов семьи, социально-бытовые условия (жилье), увели-чение семьи, наконец, благополучие или уменьшение неблагополучия, снижение уровня зависимости от органов соцзащиты и социальных служб. Видимо, целесообразно эти группы показателей оптимизировать, включая в каждую группу не более пяти по-казателей, что, как нам представляется се-годня, имеет как практическое, так и теоре-тическое значение.

Эффективность социальной работы в социальных службах -- это достаточно мно-гоплановое явление, зависящее от множе-ства факторов и предпосылок. Естественно, объективно оценить эффективность дея-тельности можно только при использовании системы критериев и показателей, служащих как для количественных, так и качественных измерений. У ряда исследователей не вызы-вает сомнения тезис о том, что система оцен-ки эффективности социальной работы дол-жна носить комплексный характер. Процесс оценивания, как правило, должен опираться на систему критериев и показателей, то есть совокупность упорядоченных и взаимосвя-занных характеристик (описание признаков результативности социальной работы) и тех-нологических разработок (методик), позво-ляющих адекватно оценить состояние соци-альной работы, ее достижения, результаты, проблемы, противоречия и выявить резервы ее развития. Эпизодически выборочно про-водимые инспекторские проверки и анкет-ные опросы не в состоянии объективно оце-нить состояние социальной работы, осуще-ствляемой социальной службой или отдельным специалистом социальной рабо-ты. Для повышения эффективности дея-тельности учреждений социального обслу-живания необходимы показатели (описание результата социальной работы), в соответ-ствии с которыми можно оценивать и срав-нивать результаты их деятельности, в том числе прямых социальных услуг, предостав-ляемых клиентам. Основанием для выделения таких показателей могли бы послужить федеральные и региональные стандарты социальных услуг. Однако на сегодняшний день приняты только два государственных стандарта: это Национальный стандарт Российской Федерации -- Социальное обслуживание населения. «Основные виды социальных услуг» и Национальный стандарт Российской Федерации -- Социальное об-служивание населения. «Качество соци-альных услуг» (Общие положения).

Национальные стандарты введены с 1 июля 2004 года, что, естественно, не позво-ляет судить о действенности этой меры. С другой стороны, начавшаяся администра-тивная реформа вносит коррективы в про-цесс стандартизации социальных услуг. Предполагается, что полномочия в этой области будут переданы регионам. В этом слу-чае, по мнению специалистов, регионы по-падают в затруднительное положение, так как не имеют федеральных ориентиров в этой области -- минимальных стандартов, гарантирующих населению определенный уровень качества предоставляемых соци-альных услуг, качества социальной работы, и обладающих такими качествами, как реали-стичность, стабильность, обоснованность, четкость, и поддающихся количественному измерению. Без использования минималь-ных гарантированных стандартов не только трудно разработать показатели эффективно-сти социального обслуживания и в целом -- социальной работы, но и сформировать бюджет как на федеральном, так и на регио-нальном уровнях, сориентированный на предоставление соответствующих услуг.

Формирование системы критериев и по-казателей эффективности социальной работы только началось, а потому в условиях совре-менной России нельзя быть категоричным в суждениях на эту тему. Поиск продолжает-ся, а потому необходимо внимательно отно-ситься к различным точкам зрения и раз-личным классификациям критериев эф-фективности социальной работы.

Составной частью совокупности крите-риев эффективности социальной работы являются критерии, отражающие динами-ку безработицы, дезадаптированности и преступности, стабильности семейно-брачных отношений, уровень алкоголиза-ции населения и наркомании, а также уро-вень здоровья, прироста населения и его смертности, инвалидности и психологичес-кого состояния.

Не следует упрощать теоретические подходы к пониманию сущности критериев эффективности социальной работы в усло-виях Российской Федерации. Различные группы критериев имеют неодинаковые удельный вес, социальное значение и акту-альность.

Наиболее рациональным способом оценки результативности организации является метод по-следовательного сравнения с помощью стандарт-ных оценок, когда измерение результативности производится путем расчета значений отдельных показателей по группам критериев и определения их относитель-ной значимости по интервальной шкале. В обобщенном виде схема оценки результативности с использованием данного метода показана на рис. 2. Рассмотрим подробнее отдельные этапы расчета:

Первый этап -- идентификация организационной системы -- со-стоит в выявлении особенностей функционирования организации. На данном этапе определяются функции, цели и организацион-ные ресурсы системы, устанавливаются предъявляемые требова-ния и возможности их удовлетворения в конкретных условиях.

Второй этап -- формирование критериев и измерителей результативности -- включает проведение работ по определению основных направлений оценки и критериев результативности. Критерии выступают в качестве необходимой предпосылки вынесения ре-шения об уровне результативности организации, каждый из них ха-рактеризуется с помощью ряда показателей. Отбор показателей осуществляется исходя из следующих требований: используемые измерители должны фиксировать фактический уровень результативности и одновременно подчиняться задаче анализа и управления экономическими процессами на основе выявления различных при-чинно-следственных связей.

Рис. 2 Схема оценки эффективности деятельности организации производства.

Завершающей процедурой формирования системы критериев является их ранжирование по степени влияния на результативность организации производства. Ранжирование осуществляется по ко-личественной шкале в диапазоне от 0 до 10. Максимальная оценка присваивается наиболее предпочтительной характеристике. Если обозначить оценку признака i у эксперта j через aij, то отно-сительный вес показателя рассчитывается по формуле

Показатель, имеющий наибольший вес, получает ранг 1. Для каждого наиболее важного критерия разрабатывается шкала по-лезности с интервалом 0--1,0. Основным назначением шкалы яв-ляется преобразование разнородных измерителей в эквивалентные им баллы. Пример построения такой шкалы показан на рис. 34. В нашем случае 0 означает самый низкий уровень результативно-сти для данного критерия; 0,1 -- очень плохой уровень; 0,2 -- пло-хой уровень; 0,3 -- удовлетворительный уровень; 0,5 -- хороший уровень; 0,7 -- очень хороший уровень и 1,0 -- самую высокую ре-зультативность.

Рис. 3 Шкала полезности.

На третьем этапе -- оценка результативности организационной системы -- производятся расчет фактических значений показате-лей и преобразование полученных числовых оценок в баллы с по-мощью шкалы полезности. Балльные оценки используются для по-строения профиля результативности, при составлении которого дол-жно быть высказано мнение по каждой характеристике на основе ее количественной оценки и проведено сравнение с представле-нием о том, что соответствует понятиям «хорошо», «удовлетвори-тельно» и т.д.

Четвертый этап -- анализ состояния результативности системы организации производства, -- как видно из схемы (см. рис. 3), включает расчет резерва изменения результативности, относитель-ную оценку значимости критериев для повышения результатив-ности системы, установление направлений ее реорганизации.

Резерв изменения результативности (Kpi) характеризует величи-ну неиспользованных возможностей и повышения по конкретно-му критерию и показывает необходимость совершенствования си-стемы в данном направлении:

где Бфi-- балл, эквивалентный фактическому значению пока-зателя по шкале полезности;

Боптi-- оптимальная балльная оценка показателя. Чем бли-же Бфi к Боптi, тем выше уровень результативности по заданной характеристике.

Поскольку критерии имеют различную весомость для результативности, то возникает необходимость в относительной оценке их значимости. Наиболее рациональным подходом к относительной оценке является, на наш взгляд, синтез показателей резерва результативности и веса критерия:

где Qкi -- относительная оценка значимости i-го критерия.

Критерий, имеющий максимальную оценку QK/, определяет «узкое место» результативности. Поэтому очередность проведения мероприятий по реорганизации системы устанавливается в соот-ветствии со значением Qкi.








 
Показывать только:


Портфель:
Выбранных работ  


Рубрики по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З
И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

 

 

Ключевые слова страницы: Результирующее содержание организационно-администоративной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций | лекция

СтудентБанк.ру © 2015 - Банк рефератов, база студенческих работ, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по различным дисциплинам, а также отчеты по практике и многое другое - бесплатно.
Лучшие лицензионные казино с выводом денег