1>
2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ современных АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ в россии
В исследуемой нами правовой теме с учетом историко-правового экскурса и обоснования диссертационной работы в центре внимания, конечно же, оказывается собственно анализ современного правового положения акционерных обществ в Российской Федерации.
Нынешняя российская действительность, в которой акционерные общества стали ее неотъемлемой составной частью и характерной приметой формирования рыночной экономики, потребовала значительного обновления отечественного права, возрождения на современном, более высоком уровне его утраченных отраслей и подотраслей, его фактической реструктуризации. Во введении мы уже назвали это явление и привели современный вариант общей структуры права, согласующейся со взглядами ведущих теоретиков права, в частности С. С. Алексеева [29].
Суждения и подходы к структуре права, изложенные в его труде "Теория права", очевидно, не бесспорны. Тем не менее, мы сочли возможным при оценке предмета исследования воспользоваться понятийным аппаратом и классификационными приемами именно этого труда, отвечающего, на наш взгляд, современным представлениям о гуманизации и демократизации российской правовой системы.
В монографии С. С. Алексеева право в самом широком смысле трактуется как социально оправданная свобода поведения. Но социальное оправдание можно ведь вывести и из обычаев, и из общепринятых морально-этических норм, словом, из всего того, что называются неписаными законами. Однако неопределенность делаемых на такой базе оценок правомерности поведения заставляет принять важный теоретический вывод о приоритетности писаного права как единственного критерия правомерного и неправомерного.
"Только на основе норм, выраженных в законе, в других признаваемых государством источниках, в полном согласии с требованиями законности можно определить правомерность поведения тех или иных лиц и вынести законный юридический акт" [29, c. 158].
Основополагающий для нас закон "Об акционерных обществах" по определению относится к писаному (позитивному) праву и обладает всеми его основными свойствами и достоинствами: общеобязательной нормативностью, определенностью и конкретностью содержания, действием через дозволения, государственной гарантированностью.
На следующем срезе правовой структуры (деление права на публичное и частное) рассматриваемый нами закон нужно отнести ко второй сфере. В отличие от актов публичного права, действующих при юридическом приоритете органов государственной власти, этот закон все же направлен на регулирование собственно частных и групповых интересов. Регулирование здесь носит в основном децентрализованный характер, оно основано на принципах юридического равенства, несоподчиненности, автономности.
Уместно подчеркнуть, что всякая классификация несет в себе достаточно весомый элемент условности. Есть она и в данном рассматриваемом нами случае. Например, регулируя отношения "безвластных" субъектов, закон в то же время предусматривает активное участие власти (государства). Иначе говоря, наблюдается своего рода "экспансия" публичного права в зону права частного.
Отсутствие здесь рафинированной чистоты, однако, нельзя считать следствием каких-то натяжек, небрежности классификаторов, которые, например, не в силах были справиться с обилием юридических феноменов. В данном случае условность вытекает из самой природы частного права.
Образуя правовую зону, где, казалось бы, отделенные от государственной власти частные лица признаются единственными вершителями имущественных и хозяйственных действий, это право обязательно предусматривает и вторжение власти в "зону свободы" - в первую очередь, как гаранта свобод. Да и сами нормы и акты, которыми руководствуются частные лица, изначально рождаются как собственные веления государства, признаются им и защищаются всей его мощью.
И это единственный путь правового развития общества, если оно на самом деле хочет настоящей демократии, подлинно рыночных отношений в стабильной экономической жизни. Потому-то в нашей недавней истории быстро сошли на нет поползновения не в меру радикальных демократов, пытавшихся, в том числе и юридически, закрепить отлучение государства от экономики.
То, что частное право в определенной мере перекрывается публичным, что в исследуемом нами законе присутствуют признаки, к примеру, административного права, не есть, на наш взгляд, какое-то парадоксальное исключение. Это, скорее, закономерность, свидетельствующая не о недостатках, а о достоинствах закона. Ни одна из национальных правовых систем не обходится без определенного смешения публично-правовых и частноправовых отношений - признака органично и гармонично развивающихся правовых комплексов. Ибо дело не в самом смешении (оно неизбежно), а в его разумных пропорциях.
На следующем классификационном срезе - отраслевом - закон "Об акционерных обществах" надо отнести к такой профилирующей отрасли, как гражданское право. С той, однако, естественной оговоркой, что рафинированного гражданского права, никак не учитывающего наличие, скажем, уголовного иди административного права, в природе тоже не существует.
Эта оговорка, по нашему мнению, ничуть не уменьшает очевидной органической связи и преемственности между интересующим нас законом и Гражданским кодексом Российской Федерации. Можно сказать даже строже и определеннее. Сам закон "расшифровывает" статьи 96-104 Гражданского кодекса.
Кроме самих базовых правовых отраслей (административного, уголовного, гражданского, процессуального), есть, как говорят систематизаторы науки, более узкие юридические подотрасли: морское, банковское, страховое, природоохранительное право и т. п. К таким подотраслям причисляется и хозяйственное право, к которому было бы логично, на наш взгляд, отнести предмет нашего исследования. Ведь эта область права вовсе не исчезла в современной России [81].
Однако, сфера хозяйственного права тоже слишком обширна для определения юридических координат закона "Об акционерных обществах". Эти координаты, как нам представляется, можно определить еще точнее: "специализация" закона позволяет утверждать, что место его "прописки" - в области корпоративного права [70]. И, пожалуй, еще вернее, еще точнее его место в самостоятельной, новой, важной, перспективной области - акционерном праве [71] См. также: Долинская В. В. Акционерное право. - М.: Изд-во "Юрид. лит.". 1997. - 360 с..
Данный разговор о структуре права в нашем исследовании имеет сугубо прикладное значение (напомним: мы пытаемся определить более или менее точные координаты закона "Об акционерных обществах" в системе права).
Итак, исследование данного закона в рамках современной теории права показывает, что мы имеем дело с законодательным актом, который четко "вписывается" в параметры, очерченные современной юридической мыслью.
И уже одно это, пусть в определенной мере и формальное обстоятельство, дает основания считать закон, как и соответствующий блок статей (96-104) ГК РФ, весьма достойным и обязательным предметом исследования в области юридических наук, и вместе с тем, полезного для экономистов, историков, социологов и даже психологов.
О качестве норм закона и в целом законодательства об акционерных обществах нам еще предстоит говорить, тем более, что говорить есть о чем. Однако, в данный момент хотелось бы подчеркнуть следующую важную мысль. В отличие от законодательных актов, формируемых при тоталитарных подходах к праву (а к ним, несомненно, относится и классовая доктрина), рассматриваемый закон в целом выглядит вполне цивилизованно.
Большинство его норм, как мы считаем, разрабатывались не с целью предписать жесткие модели поведения хозяйствующих субъектов, а установить необходимые рамки, в пределах которых предпринимаемые субъектами действия или принимаемые ими решения остаются правомерными - в юридическом значении этого слова.
Именно "рамочный" характер этих норм и обеспечивает свободу и независимость, возможность самостоятельного выбора - до тех пределов, пока свобода волеизъявления не входит в конфликт с интересами общества в целом. Для нашего исследования важно, что выраженный а законе компромисс между государством и частными (физическими и юридическими) лицами продвигает нас вперед, обеспечивает значительно больше демократизма в экономической сфере, чем было в прошлом, до принятия ГК РФ и рассматриваемого закона.
Теперь заострим внимание на принципиальной характеристике акционерных обществ и их правового положения в нынешних условиях, когда соответствующие нормы уже определены ГК РФ и собственно законом "Об акционерных обществах" [28, 75, 80, 107].
В соответствии с п. 2 ст. 1 указанного федерального закона его действие распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации, если иное не установлено самим законом или другими федеральными законами.
Однако особенности создания и правового положения в сфере банковской, инвестиционной и страховой деятельности тех акционерных обществ, которые созданы на базе реорганизованных по Указу Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, предприятий, обслуживающих сельхозпроизводителей (а именно: предприятия материально-технического снабжения, ремонтные, сельхозхимии, строительные, семеноводческие, перерабатывающие), определяются другими федеральными законами и, таким образом, выведены из сферы правового регулирования Федерального закона "Об акционерных обществах".
Особенности создания и правового положения акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий в соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона "Об акционерных обществах" определяются правовыми актами Российской Федерации о приватизации предприятий, и тем самым получили свое логическое подтверждение соответствующие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 3 ст. 96 и п. 5 ст. 98, ст. 217) [20].
Еще раз подчеркнем, что в соответствии с упомянутым законом (ст. 2) акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверявших обязательные права акционеров по отношению к обществу.
Для нашего исследования очень важно подчеркнуть, что акционерное общество является юридическим лицом (с момента государственной регистрации). В юридической практике это означает, что оно:
имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе;
осуществляет имущественные и личные неимущественные права;
может быть истцом и ответчиком в суде;
несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом;
может заниматься лицензируемыми видами деятельности при наличии соответствующей лицензии;
вправе открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами;
вправе иметь штампы, бланки, эмблему, зарегистрированный товарный знак.
На наш взгляд, необходимо конкретизировать некоторые правовые нормы, регулирующие деятельность акционерных обществ в современной России.
Одним из исходных является фирменное наименование АО. Оно должно содержать указания на организационно-правовую форму и тип (открытое или закрытое), и если фирменное наименование общества зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством, то общество имеет исключительное право на его использование. Местонахождение АО определяется местом его государственной регистрации, а при изменении почтового адреса, указание которого является обязательным, общество должно уведомить об этом органы государственной регистрации.
Наряду с этим, новым с правовой точки зрения является то, что теперь в России акционерное общество несет ответственность (см. также "ответственность юридического лица" [61]) по своим обязательствам акционеров. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций, за исключением случаев, когда банкротство общества вызвано действиями (бездействием) лиц (в том числе акционеров), имеющих право давать обязательные для общества указания. Такая формулировка позволяет нам утверждать, что спустя многие десятилетия нормы российского права совпадают с международными нормами.
Также, в соответствии с международными деловыми правилами, Закон определил два типа акционерных обществ (открытое и закрытое), что должно отражаться в Уставе и фирменном наименовании АО. Если же учредителем акционерного общества выступает Российская Федерация, либо субъект Российской Федерации или муниципальное образование (кроме акционерных обществ, созданных а процессе приватизации), то такое акционерное общество может быть только открытым (п. 4 ст.7) [71].
В настоящее время в законе достаточно четко определены критерии, по которым различаются оба типа акционерных обществ, чего не было при правовой неразберихе, существовавшей до принятия анализируемого федерального закона, когда противоречащие друг другу нормы содержались в подзаконных актах исполнительной власти (о которых упоминалось выше) и Законе РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
Число акционеров [80] открытых акционерных обществ не ограничено. Открытые акционерные общества не только имеют право проводить открытую подписку на акции и их свободную продажу, но также вправе проводить закрытую подписку, если это право предусмотрено уставом общества и решением общего собрания акционеров о размещении дополнительных акций. В нашем исследовании важно отметить, что такая возможность, непредусмотренная в действовавшем ранее законодательстве, имеет значение прежде всего для привлечения крупных инвестиций, в том числе иностранных. В определенных случаях акционерному обществу целесообразнее договориться с конкретным инвестором и именно в расчете на него произвести эмиссию акций (в том числе дополнительную), не размещая при этом акции в открытой продаже.
Федеральным законом предусмотрено, что правовыми актами Российской Федерации могут быть установлены случаи обязательного размещения открытыми акционерными обществами акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции по открытой подписке.
Также в законе установлено, что число акционеров закрытых акционерных обществ не может быть более 50, за исключением закрытых акционерных обществ, созданных до 1 января 1996 г., то есть до введения в действие Федерального закона "Об акционерных обществах".
Теперь, на наш взгляд, необходимо проанализировать процесс организационно-правового регулирования деятельности АО. В закрытых акционерных обществах действуют следующие правила:
акционеры имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другим акционером, в порядке, установленном уставом общества;
акции распространяются только среди учредителей или иного установленного круга лиц;
открытая подписка на акции не допускается.
Если число акционеров закрытого акционерного общества превысит 50 человек, общество в таком случае должно преобразоваться в открытое акционерное общество.
Акционерное общество может создавать филиалы и представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами (ст. 5). Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, действуют на основании положения, утвержденного создавшим их обществом, наделяются имуществом (учитываемым как на их отдельных балансах, так и на балансе общества), осуществляют деятельность от имени создавшего их акционерного общества, причем последнее несет ответственность за деятельность своих филиалов и представительств. Сведения о филиалах и представительствах должны содержаться в уставе общества.
Такая трактовка позволяет нам говорить о глубокой продуманности, рациональной структуре и юридической прозрачности деятельности обществ. В отношении учредительных документов общества федеральным законом установлено, что единственным учредительным документом акционерного общества является его устав. Действовавшие ранее акты, в первую очередь Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1990 г. №601, определяли в качестве учредительных документов акционерного общества заявку на регистрацию, протокол учредительного собрания и устав. Правовыми актами о приватизации, а именно Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. №1392, было установлено, что к учредительным документам общества, созданного в процессе приватизации, наряду с уставом относится и план приватизации акционерного общества.
В настоящее время Федеральный закон "Об акционерных обществах" установил обязательные сведения (реквизиты), которые должен содержать устав акционерного общества (ст. 11), а именно:
полное и сокращенное (фирменное) наименование общества;
местонахождение общества;
тип, количество, номинал, категории акций и типы привилегированных акций;
права владельцев акций каждой категории (типа);
размер уставного капитала, срок выплаты дивидендов;
структуру и компетенцию органов управления акционерного общества и порядок принятия ими решений;
порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, перечень вопросов, для решения которых необходимо квалифицированное большинство голосов или единогласие;
сведения о филиалах и представительствах.
Уставом может быть ограничено число акций или голосов, предоставляемых одному акционеру.
Следует отметить, что наряду с обязательными сведениями, вносимыми в устав, последний может содержать и другие положения, если они не противоречат Федеральному закону "Об акционерных обществах" и иным федеральным законам, а все изменения и дополнения в устав акционерного общества (утверждение устава в новой редакции) вносятся по решению общего собрания акционеров, за исключением предусмотренных законом случаев увеличения уставного капитала [114].
В рамках современной российской юридической практики одним из ключевых вопросов и этапов при создании акционерных обществ является их государственная регистрация. По общему правилу, установленному законом (ст. 13), акционерное общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию юридических лиц, в соответствии с законом о государственной регистрации юридических лиц, АО считается созданным с момента государственной регистрации (ст. 8).
В ст. 25 Федерального закона "Об акционерных обществах", определяющей понятие "уставный капитал акционерного общества", получила развитие концепция уставного капитала, представленная в корпоративном праве многих европейских государств. Согласно этой общей концепции уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами, и определяет минимальный размер имущества акционерного общества, гарантирующий соблюдение интересов его кредиторов.
При учреждении акционерного общества все акции разметаются среди его учредителей, количество и номинал размешенных акций каждой категории определяются уставом акционерного общества, все акции общества являются именными. Определен минимальный размер уставного капитала, составляющий для открытых акционерных обществ не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда на дату регистрации общества, для закрытых акционерных обществ - не менее 100 минимальных размеров оплаты труда на дату регистрации общества.
Новациями закона являются нормы об объявленных акциях, которые акционерное общество вправе размещать дополнительно (ст. 27), и кумулятивных акциях (акциях, дивиденды по которым или определенная часть дивидендов в случае их невыплаты накапливаются и выплачивается впоследствии).
В соответствии с федеральным законом уставом акционерного общества может быть определено количество, номинал объявленных акций, права по ним, порядок и условия их размещения. Изменения устава, затрагивающие положения об объявленных акциях, принимаются общим собранием акционеров (п. 5 ст.48).
Федеральным законом предусмотрены акции двух категорий (обыкновенные и привилегированные). Привилегированные акции могут быть нескольких типов (А, Б и т.д.). Для принципиально новой российской правовой практики конечно же важно учитывать и отражать многообразие условий и явлений экономической жизни при переходе к рынку. Поэтому сейчас различают следующие виды акций [71]:
именные, когда решение о продаже акций тому или иному лицу принимается органом управления акционерного общества (правлением или общим собранием акционеров): данные о владельце акции, который не может ее свободно продать или передать другому лицу, а только лишь вернуть правлению акционерного общества, заносятся в специальную книгу регистрации;
на предъявителя, когда владельцы акций не регистрируются и могут их свободно продавать или передавать без всякого на то согласия акционерного общества;
обыкновенные (или простые), владельцы которых обладают всеми правами акционера в полном объеме (включая право голоса на общем собрании акционеров и право управления акционерным обществом) и получают дивиденд в зависимости от прибыльности акционерного общества;
привилегированные, держатели которых получают строго фиксированный (заранее оговоренный, обычно указываемый на самой акции) дивиденд вне зависимости от прибыльности акционерного общества. Держатели таких акций обычно ограничены в правах (не имеют права голоса на общих собраниях акционеров, не входят в состав руководящих органов общества и т. д.);
кумулятивные привилегированные, по которым выплата дивидендов может быть отложенной (в этом году прибыли нет, но в следующем году будет выплачен дивиденд сразу за два года);
привилегированные, подлежащие выкупу или обмену. Акционерное общество, выпускающее такие акции, принимает на себя соответствующие обязательства и т. д. [48].
Уже сам этот важный факт свидетельствует об очень большой правовой работе среди населения, которую надлежит и впредь вести в России. Наряду с этим следует отметить, что правовые акты о приватизации предприятий в Российской Федерации, а именно Типовой устав акционерного общества, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. №721, впервые детально определил понятие "привилегированные акции" по каждому типу (А и Б), а также права по ним, порядок выплаты дивидендов и т. д.
Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. №1395 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" также впервые установил понятие "Золотая акция" и ее правовой статус и предоставил обладателям акций этого типа специальные полномочия (право "вето"), позволяющие, например, государству в процессе приватизации сохранить контроль над отдельными акционерными обществами в определенных отраслях промышленности. Перечень отраслей, в процессе приватизации предприятий которых предусматривается выпуск и объявление "Золотой акции", определен указами Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2284 и от 22 июля 1994 г. №1535.
Для всех обыкновенных акций общества установлены одинаковые номинал и права. Эти акции являются голосующими, размер дивиденда и ликвидационная стоимость по ним заранее не определены.
Привилегированные акции, как уже отмечалось выше, могут быть нескольких типов. Для каждого типа определены номинал, набор прав, дивиденд (в сумме, в процентах, иным способом). Если дивиденд и (или) ликвидационная стоимость не определены, они выплачиваются на тех же условиях, что и по обыкновенным акциям.
В определенных случаях владельцам привилегированных акций предоставлено право голоса:
по вопросам реорганизации и ликвидации общества право голоса имеют все владельцы акций;
по вопросам ограничения прав владельцев акций определенного типа право голоса имеют владельцы акций этого типа;
по всем вопросам имеют право голоса владельцы акций (за исключением кумулятивных, по которым определен размер дивиденда) в случае невыплаты или недоплаты дивиденда до момента полной оплаты;
по всем вопросам имеют право голоса владельцы кумулятивных акций, если годовое собрание акционеров, которое должно было принять решение о выплате накопленных дивидендов, решило их не выплачивать или выплачивать не полностью (после этого собрания и до полной выплаты).
Необходимо подчеркнуть, что определение в законе случаев, при которых владельцам привилегированных акций предоставляется право голоса, существенно расширяет возможности зашиты владельцами акций этой категории прав, предоставленных им законом.
Уставом акционерного общества может быть также определен порядок конвертации привилегированных акций определенного типа в акции другого типа или в обыкновенные акции. В этом случае уставом предусматривается право голоса по таким привилегированным акциям.
В настоящее время в связи с введением в действие Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ отношения, возникающие при эмиссии ценных бумаг, особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе и порядок ведения реестра акционеров акционерного общества, регулируются вышеупомянутым федеральным законом, а федеральный орган исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг именуется теперь Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.
Особое внимание в современной правовой и экономической теории и практики привлекает глава 7 Федерального закона "Об акционерных обществах", которая характеризует общее собрание акционеров как высший орган управления акционерного общества.
При анализе этой главы закона возникает необходимость отметить основные присутствующие в ней новации. Именно они, как показывает опыт, очень существенно изменили, преобразовали, обогатили нашу жизнь, тем более, когда с сферу интересов акционерных обществ попадают многие миллионы российских граждан. Это обусловлено тем, что в России из 2,6 млн. юридических лиц более половины имеют форму акционерного общества [114].
В ст. 50 федерального закона установлено, что решение общего собрания акционеров может быть принято с помощью заочного голосования (опросным путем), то есть без совместного присутствия акционеров на общем собрании с использованием бюллетеней для голосования.
Если акционер получил бюллетень заблаговременно, он вправе отправить его по почте либо голосовать лично, присутствуя на собрании акционеров. На практике упомянутая форма проведения собрания получила название смешанной.
Наше исследование позволяет утверждать, что нормальное, регулярное функционирование акционерных обществ стало возможно так как закон устанавливает, что дату и порядок проведения собрания, порядок оповещения акционеров, перечень информации для подготовки участников общего собрания определяет совет директоров акционерного общества. На годовых собраниях акционеров, которые надлежит проводить через 2-6 месяцев после окончания финансового года, решаются вопросы по выборам совета директоров и ревизионной комиссии, утверждению аудитора и рассмотрению годовых отчетов.
Остальные собрания акционеров именуются внеочередными и проводятся по решению совета директоров, которое, в свою очередь, принимается либо по инициативе самого совета, либо по требованию ревизионной комиссии или аудитора, либо, наконец, по требованию акционеров, владеющих не менее чем 10% голосующих акций. Инициатор собрания вправе определить повестку дня, которую совет директоров не может изменить. Тем не менее, совет директоров может отказать в созыве собрания, если, к примеру, какие-то вопросы, вынесенные на обсуждение собрания, не соответствуют требованиям закона.
Компетенция общего собрания акционеров определена таким образом, что решения общего собрания по некоторым вопросам принимаются либо квалифицированным большинством голосов (три четверти), либо простым большинством голосов. Решение некоторых вопросов может быть передано в компетенцию совета директоров, а определенные решения принимаются только по предложению совета директоров.
Как указывается в законодательстве, квалифицированным большинством голосов, то есть большинством в три четверти владельцев голосующих акций, участвующих в собрании, принимаются следующие вопросы:
внесение изменений и дополнений в устав или утверждение нового устава (вопрос об изменении устава, связанном с увеличением уставного капитала, может быть передан на решение совета директоров);
реорганизация общества;
ликвидация акционерного общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;
определение предельного количества объявленных акций;
совершение крупных сделок.
Далее, по нашему мнению, следует выделить те вопросы, решения по которым принимаются только по предложению совета директоров:
реорганизация общества;
принятие решения о неприменении преимущественного права акционеров;
определение формы передачи информации акционерам;
дробление и консолидация акций;
заключение сделок, в которых имеется заинтересованность;
совершение крупных сделок;
приобретение и выкуп обществом размещенных акций;
участие в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, иных объединениях коммерческих организаций.
В практике АО в различных регионах России по ряду вопросов решения могут быть переданы совету директоров (наблюдательному совету), если это будет оговорено в уставе. В частности, как показывает опыт Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Башкортостана, такими вопросами являются:
внесение изменений и дополнений в устав или утверждение нового устава;
увеличение уставного капитала;
приобретение и выкуп обществом размещенных акций;
участие в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, иных объединениях коммерческих организаций;
вопросы, предусмотренные Федеральным законом "Об акционерных обществах".
С развитием современного российского права претерпел изменения и порядок формирования повестки дня общего собрания акционеров. Теперь владелец не менее 2% голосующих акций вправе внести в совет директоров одно или два мотивированных предложения (в ранее действовавших актах такого права у данной категории акционеров не было), а совет директоров в течение 15 дней должен либо включить вопросы в повестку дня, либо дать обоснованный отказ. Веским аргументом для такого отказа может быть несоответствие предлагаемых пунктов повестки дня общего собрания акционеров требованиям федерального закона.
Иначе, чем прежде, решается вопрос о правомочности или, как определяет закон, кворуме общего собрания акционеров.
Федеральным законом "Об акционерных обществах", как и ранее действовавшими актами, кворум определен в половину голосов размещенных голосующих акций акционерного общества. Но в случае отсутствия кворума повторное собрание можно будет считать состоявшимся при наличии хотя бы 30% размещенных голосующих акций. Ранее повторное общее собрание было правомочно в любом случае.
Единственным исключением стало введение кворума для акционерных обществ с числом акционеров более 500 тыс. чел., для которых кворум при проведении повторного общего собрания может быть уменьшен, однако это должно быть оговорено в уставе общества.
Таким образом, на основании вышесказанного можно с достаточной уверенностью утверждать, что идет развитие деловой практики и правовых норм даже в нынешних трудных российских условиях.
Фактически повсеместно в регионах России все более утверждается правовая практика функционирования исполнительных органов АО. В частности, известно, что глава 8 Федерального закона "Об акционерных обществах" определяет компетенцию и полномочия совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества и порядок образования и полномочия исполнительного органа общества.
Как и в мировой практике, в российских акционерных обществах совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью акционерного общества и принимает практически все решения, за исключением вопросов, решение по которым может принимать только общее собрание акционеров.
При числе владельцев голосующих акций менее 50 функции совета директоров может осуществлять общее собрание, при этом решение вопросов о проведении общего собрания и его повестке возлагается на определенное лицо или орган.
По решению общего собрания членам совета директоров может выплачиваться вознаграждение или компенсация расходов, связанных с их членством. Число членов совета директоров для небольших обществ не регламентировано, а если акционеров более тысячи, в совете директоров должно быть не менее семи членов. Рациональный характер такой нормы позволяет содействовать эффективному функционированию АО.
Члены совета директоров избираются общим собранием акционеров со сроком полномочий в течение одного года (количество переизбраний неограничено), причем общее собрание акционеров вправе прервать полномочия любого из членов совета директоров либо всего совета директоров в полном составе. Необходимо отметить, что это - правовая новация, так как в соответствии с ранее действовавшим Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. №601 член совета директоров избирался на два года и не мог быть переизбран досрочно ни при каких обстоятельствах.
При выборах совета директоров перечень представленных кандидатур утверждается советом директоров, а до введения в действие настоящего закона кандидатуры в совет директоров могли выдвигаться путем самовыдвижения и ставились на голосование при соблюдении кандидатом сроков выдвижения и иных требований, установленных Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. №601.
В настоящее время гарантию пропорционального представительства при избрании в совет директоров предоставляет кумулятивное голосование, когда на каждую голосующую акцию приходится число голосов, равное общему числу членов совета. Эти голоса могут быть отданы одному кандидату или распределены между несколькими. При избрании совета директоров кумулятивным голосованием его полномочия могут быть прекращены только по отношению ко всему составу совета директоров. Правовая реализация данных механизмов позволит, на наш взгляд, приобщить граждан России к новому восприятию права именно как инструмента защиты экономических интересов личности.
Члены исполнительного органа не могут составлять большинство в совете директоров. Председатель совета директоров избирается большинством голосов членов совета и может быть переизбран в любое время. Заседания совета директоров созываются председателем совета по его инициативе или по требованию одного из членов совета директоров, ревизионной комиссии или аудитора, исполнительного органа. Кворум определяется уставом и должен составлять не менее половины от числа избранных членов совета. Решения принимаются большинством голосов, передача голосов другому члену совета не допускается.
Характерно, что в настоящее время законодательно запрещено совмещение постов генерального директора, являвшегося единоличным исполнительным органом, и председателя совета директоров. Следует отметить, что возможность подобного совмещения постов руководителя, то есть единоличного исполнительного органа, и председателя наблюдательного совета было установлено правовыми актами о приватизации, в том числе Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. №721. Произошедшая правовая эволюция служит, на наш взгляд, наглядной иллюстрацией того, как по крупицам, маленькими частями формировалась новая правовая практика акционирования.
Анализ норм закона, устанавливающих исчерпывающий перечень вопросов, которые совету директоров запрещено отдавать в компетенцию исполнительных органов акционерного общества, приводит к выводу, что в настоящее время правовой статус совета директоров заметно вырос и при определенной конструкции устава общества совет директоров становится полновластным хозяином акционерного общества.
Также нам представляется, что расширение полномочий наблюдательного совета позволит многим акционерным обществам, в том числе созданным в процессе приватизации, более оперативно и на высоком профессиональном уровне решать стратегические вопросы, определяющие экономическую политику общества.
Решения по всем вопросам руководства текущей деятельностью, кроме вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания и совета директоров, принимаются единоличным исполнительным органом акционерного общества (директором, генеральным директором) либо наряду с единоличным исполнительным органом и правлением (дирекцией) коллегиальным исполнительным органом. В случае необходимости общее собрание вправе передать полномочия исполнительного органа общества по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Компетенция каждого органа определяется уставом.
Как уже отмечалось выше, единоличным исполнительным органом АО является его (директор), который, в частности, действует от имени общества без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает сделки, утверждает штатное расписание, издает приказы. Правление (дирекция) действует на основании устава и положения (регламента), утвержденного советом директоров и устанавливающего сроки и порядок созыва правления и принятия решений. Заседания правления проводит директор (генеральный директор), подписывающий документы от имени общества и действующий без доверенности в соответствии с решениями правления.
В настоящее время закон устанавливает ответственность лиц, входящих в органы управления общества, то есть члены совета директоров, директор, члены коллегиального исполнительного органа, управляющая организация или управлявший должны действовать в интересах акционерного общества, добросовестно и разумно. Указанные лица несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные их действиями (либо бездействием), причем ответственность нескольких лиц является солидарной. Члены коллегиального органа, голосовавшие против таких решений или не голосовавшие вовсе, ответственности не несут.
Также важной новацией следует считать норму, закрепляющую право акционерного общества или акционера (акционеров), владеющих не менее чем 1% размещенных обыкновенных акций, обратиться в суд с иском к лицам, входящим в органы управления акционерного общества.
В ст. 77 Федерального закона "Об акционерных обществах" впервые законодательно закреплено понятие "рыночная стоимость". Первое упоминание об этом понятии появилось в Гражданском кодексе Российской Федерации, однако правовое определение рыночной стоимости введено только лишь в указанном федеральном законе; в соответствии с законом "рыночной стоимостью имущества... является цена, по которой продавец, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его продавать, согласен был бы продать его, а покупатель, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его приобретать, согласен был бы его приобрести" [107, c. 179-180]. Однако, по нашему мнению, закон лишь продекларировал основные принципы, расшифровывающие это понятие.
По-видимому, более детально определить методику оценки, возможные подходы к ее проведению, способы этой оценки и ее общую концепцию поможет новый федеральный закон, регулирующий оценочную деятельность. Тем не менее, следует отметить, что подобная примерная методика уже разработана и урегулирована законодательством и нормативно-правовыми актами о приватизации в Российской Федерации.
Анализируя правовое определение рыночной цены, нам кажется уместным отметить, что закон предоставил это право совету директоров, за исключением случаев определения ее судом или иным уполномоченным органом. Члены совета директоров, заинтересованные в сделке, не участвуют в определении рыночной цены, в этом случае к оценке может быть привлечен независимый оценщик (аудитор). Независимый оценщик, как это установлено в настоящее время, обязательно привлекается при выкупе акций у акционеров общества, а если котировки этих акций публикуются в печати, то эти данные должны учитываться в ходе оценки. При проведении оценки обыкновенных акций принимаются во внимание размер чистых активов акционерного общества, цена, предложенная покупателем, и другие факторы по желанию оценщика.
Если владелец акций - государство или муниципальное образование, то обязательным условием оценки является привлечение для ее проведения государственного финансового контрольного органа.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. №1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера" установлено, что советы директоров акционерных обществ, не менее 25% голосующих акций которых находится в государственной собственности, обязаны привлекать независимых оценщиков для определения рыночной стоимости имущества акционерного общества по требованию лиц, представляющих государство в Совете директоров, либо уполномоченного государственного органа.
Государственным финансовым контрольным органом, привлекаемым в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 77 Федерального закона "Об акционерных обществах" [107, c. 180], в настоящее время является Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) и финансовому оздоровлению при Министерстве Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Новым словом для отечественной юриспруденции стал тот факт, что отдельная глава Закона (глава 10) посвящена крупным сделкам [107, c. 186-188], к которым относятся совершаемые обществом сделки или несколько взаимосвязанных сделок по приобретению или отчуждению имущества, стоимость которого превышает 25% балансовой стоимости активов общества, сделка или несколько сделок по размещению обыкновенных акций в количестве, превышающем 25% ранее размещенных обыкновенных акций, а также приобретение каким-либо лицом 30 и более процентов обыкновенных акций.
В нашем исследовании, характеризующем практику функционирования современных акционерных обществ России, важно отметить, что если стоимость имущества, упомянутого выше, составляет от 25% до 50% балансовой стоимости активов акционерного общества на дату совершения сделки, то решение о такой сделке должно быть принято советом директоров единогласно либо вынесено на решение общего собрания акционеров. Сделка, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет свыше 50% балансовой стоимости активов общества, совершается лишь по решению квалифицированного большинства общего собрания [107, c. 190].
В порядке правового регулирования ст. 80 Закона предусмотрен порядок цивилизованного метода скупки контрольного пакета акций общества путем приобретения каким-либо лицом 30 и более процентов обыкновенных акций акционерного общества.
В соответствии с указанной статьей лицо, намеренное самостоятельно или совместно с аффилированными лицами приобрести 30 или более процентов размещенных обыкновенных акций акционерного общества, обязано не менее чем за месяц письменно известить общество о таком намерении. Не позднее чем через месяц после осуществления скупки 30% акций лицо, осуществившее их покупку, обязано предложить остальным акционерам продать ему принадлежащие им акции по цене, которая не должна быть ниже цены в период осуществления предыдущей покупки акций.
При несоблюдении какого-либо из этих требований владелец консолидированного пакета, вне зависимости от величины этого пакета, будет представлен на собрании не более чем 30% голосов.
Однако, на наш взгляд, в настоящее время существенным недостатком нормы об аффилированных лицах является то обстоятельство, что в законодательстве Российской Федерации, в том числе и в ее антимонопольном законодательстве, нет четкого законодательного определения аффилированного лица. Не поясняют этой нормы и понятия в должной мере и публикации отечественных юристов [107, cс. 187, 194, 199-200].
По окончании столь подробного рассмотрения основных характеристик правового положения АО (в соответствии с федеральным законодательством) и после рассмотрения новых моментов, внесенных Гражданским кодексом и федеральным законом, на наш взгляд, целесообразно и важно задержать внимание на собственно оценке современного состояния акционирования в основных отраслях экономики России, а затем и правового регулирования деятельности АО, на результатах достигнутых в ходе приватизации. Для этого прежде всего рассмотрим понятие приватизации.
Интересное и содержательное исходное определение приватизации приводят германские ученые.
"Под приватизацией в широком смысле этого слова понимается передача государством прав собственности своим гражданам, перемещение сферы социальных услуг в частный сектор, а также ограничение активности государства, чтобы предоставить больший простор частной инициативе. Приватизационные программы разрабатывались во многих государствах Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), особенно в государствах-участниках Европейского сообщества, в Африке, Азии и Латинской Америке, а в последнее время также в Центральной и Восточной Европе. Во всех этих странах процессы приватизации протекают под существенным влиянием политических и экономических факторов как результатов соответствующих финансовых и социальных условий, в которых эти страны находятся. Политической целью приватизации является изменение и улучшение отношений между государством и экономикой, равно как и укрепление позиций правительств и рынков, улучшение конкуренции в рамках национальной экономики и эффективности предприятий, усиление национальных рынков капитала и широкое распределение собственности среди предпринимателей" [88, c. 120].
Для нашей отечественной практики, ее более глубокого осмысления важен зарубежный правовой опыт различных стран, который внимательно оценивается в рабочих обзорах Всемирного Банка (носящих, правда, неофициальный характер).
В частности, рабочие обзоры №89, выпускались в 1994 г. с целью стимулирования дискуссии и представления замечаний, а также представления результатов разработок, осуществляемых Всемирным Банком, сообществу развивающихся стран; при цитировании и использовании материалов настоящих обзоров рекомендовалось принимать во внимание их предварительный характер. Изложенные в обзоре обобщенные данные, трактовки и выводы полностью принадлежали авторам обзора и не должны были в какой бы то ни было форме рассматриваться как представляющие точку зрения Всемирного Банка, входящих в его систему организаций, членов Совета исполнительных директоров или представляемых ими стран. Любые карты, включенные в текст, были подготовлены только для удобства читателей, обозначение и способ представления содержащихся в них материалов не подразумевал выражение какого-либо мнения со стороны Всемирного Банка, входящих в его систему организаций, его Совета стран-участниц относительно правового статуса какой-либо страны, территории, города или района, либо их властей, или относительно делимитации их г ...........
Страницы: 1 | 2 | [3] | 4 | 5 | 6 |
|