Главная   Добавить в избранное Духовное развитие | научная работа


Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады - скачать бесплатно Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады и т.п - скачать бесплатно.
 Поиск: 


Категории работ:
Рефераты
Дипломные работы
Курсовые работы
Контрольные работы
Доклады
Практические работы
Шпаргалки
Аттестационные работы
Отчеты по практике
Научные работы
Авторефераты
Учебные пособия
Статьи
Книги
Тесты
Лекции
Творческие работы
Презентации
Биографии
Монографии
Методички
Курсы лекций
Лабораторные работы
Задачи
Бизнес Планы
Диссертации
Разработки уроков
Конспекты уроков
Магистерские работы
Конспекты произведений
Анализы учебных пособий
Краткие изложения
Материалы конференций
Сочинения
Эссе
Анализы книг
Топики
Тезисы
Истории болезней


 





Духовное развитие - научная работа


Категория: Научные работы
Рубрика: Психология
Размер файла: 13 Kb
Количество загрузок:
149
Количество просмотров:
1375
Описание работы: научная работа на тему Духовное развитие
Подробнее о работе: Читать или Скачать
Смотреть
Скачать



5

Российский Государственный Социальный Университет

Академический Институт Социального Служения

Факультет ювенологии и семьеведения

Научный проект

Духовное развитие
Выполнил:

Москва 2006

Введение

Вот я и дети, которых дал мне Бог.

Евр. 2, 13

Вот наследие от Господа: дети; награда от Него -- плод чрева.

Пс. 126,3.

Нелегко христианину жить сегодня в миру, пол-ном соблазнов, нехристианских обычаев, когда нет рядом носителей Духа Божия.

Трудности связаны еще с тем, что семейный христианин должен духовно бороться не только за себя, но и за свою семью -- супругу и детей.

Иные думают, что вдвоем легче идти по пути к спасению. Да, но только в том случае, если они единодушны. Тогда лишь оправдывается изречение премудрого Соломона: «Двоим лучше, нежели од-ному» (Еккл, 4, 9). Но так бывает далеко не все-гда, и в жизни довольно часто мы сталкиваемся с тем, когда, по словам Господа, врагами человека становятся домашние его (Мф. 10, 36).

Есть ещё одно обстоятельство.

Если о жизни в монастыре повествует богатая святоотеческая литература, которая с исчерпываю-щей полнотой описывает путь иноков, то духов-ный опыт мирян, и в частности, опыт воспитания детей, отражен в ней значительно беднее.

Какова должна быть основная цель воспитания ребенка?

Некоторые матери главное внимание обращают на то, чтобы дети хорошо питались и выросли здоровыми. Другие родители стараются более все-го дать хорошее образование. Третьи -- прилагают усилия, чтобы развить в чадах природные дарова-ния, и мечтают увидеть в них талантливых музы-кантов, художников или ученых.

Иное должно быть на первом месте у родите-лей-христиан. Они прежде всего обязаны забо-титься о том, чтобы дети выросли в непоколеби-мой вере, живыми членами Церкви, чтобы в душе их изобразился. Христос (Гал. 4, 19), чтобы более всего в мире они возлюбили Бога, а «ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22, 37--40), и целью своей жизни ставили стяжание Духа Свято-го Божия» (из слов преподобного Серафима).

Если достигнут родители того, то все осталь-ное: и образование, и развитие дарований, и здо-ровье, -- все приложится само собой, так как Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Преподобный Серафим говорил одной матери: «Матушка, матушка. Не торопись учить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится им потом».

Как достигнуть этого, как «приготовить душу» детей?

При решении всякой задачи следует, как гово-рят мудрецы, искать идеального решения. «По-ставьте себе идеал как можно выше и стремитесь его достичь», -- советует один из философов. И хотя бы такой идеал казался очень трудным для достижения в современных условиях жизни, все же к нему надо стремиться по мере сил и возможностей.

В самом важном для родителей деле -- деле ду-ховного воспитания детей следует также бояться той «теплохладности», которая ненавистна Госпо-ду (Откр. 3, 15). И даже если указания отцов Церкви и опыт благочестивых мирян будут рас-ходиться с современными взглядами -- не станем отвергать эти указания и этот опыт.

Не будем повторять тех, которые некогда гово-рили, слушая Христа: «Какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин. 6, 60). Вспомним совет великого Апостола: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым» (1 Кор. 3, 18).

Образование и трудовые навыки

А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг - конца не будет, и много читать -- утомительно для тела.

Еккл. 12, 12

В условиях современной жизни родителям не-легко влиять на светское образование детей: для младшего и среднего возраста программа стандарт-на и дается государством.

Было бы бесполезно обсуждать -- что из этой программы образования является действительно необходимым и что ненужным балластом. Будем считаться с государственной программой обучения как с фактом, реагируя на него так, как делали это христиане первых веков -- времен господства язычества.Вопрос для родителей состоит только в том -- нужно ли дополнять чем-либо обычное школьное образование (сверх духовного воспитания).

Этот вопрос следует решать строго индивиду-ально -- в зависимости от склонности ребенка.

В общем случае -- этого делать не надо, и все свободное время, которое остается у школьников и их родителей, употреблять на дополнение свет-ского образования духовным (изучение Священно-го Писания, истории Церкви, жизни святых отцов и богослужения).

Нужно помнить, что всякое светское дополне-ние школьного образования будет отнимать время и силы и отразится ослаблением духовного разви-тия, о значении которого для души ребенка гово-рить излишне. И не будут ли подобные -- допол-нительные к школе занятия (светскими науками) теми «заботами житейскими», которыми не следу-ет отягчать свои сердца по заповеди Самого Гос-пода (Лк. 21, 34).

Вспомним также слова Премудрого Соломона, который говорит, что «много читать -- утомительно для тела» (Еккл. 12, 12). Из этих слов видно мне-ние Соломона, что приобретение истинной мудро-сти не зависит от количества прочитанных книг. О том же пишет епископ Феофан Затворник: «Пусть считается главным -- изучение веры, пусть лучше время назначается на дела благочестия и в случае столкновения преимуществуют последние над уче-ностью».

Но для некоторых детей могут быть сделаны исключения. Это будет тогда, когда у ребенка с детства проявляются определенные склонности, например, к музыке, живописи, поэзии, изучению природы и т. д. В этом случае родителям надо способствовать развитию в ребенке соответствую-щих, данных ему от Бога, талантов и искать со-ответствующих учителей. Занятия с последними подготовят ребенка для будущей специальности.

Другое дело с развитием в ребенке специальных трудовых навыков. Этой стороной образования в интеллигентных семьях обычно пренебрегают.

Выше (см. главу «Спасение душ родителей бо-лее всего зависит от детей») уже говорилось о не-обходимости приучения детей с самого раннего возраста к труду и привычке по возможности са-мим обслуживать себя. Воспитывая детей, родите-ли могут постепенно развивать у них специальные трудовые навыки и знания, которые в дальнейшей жизни им пригодятся, будут облегчать жизнь, сде-лают их более полезными членами общества, а может быть, и дадут кусок хлеба в трудные мину-ты жизни или в тяжелые годины.

Как правило, каждая мать должна научить своих дочерей уменью шить простые платья и белье, вя-зать и производить перешивку, ремонт одежды и стирку белья. Каждая девочка должна, вместе с тем, быть обучена уменью готовить пищу и хорошо раз-бираться в сортах и качестве продуктов питания.

Для мальчиков очень важно овладеть начатками ремесла столяра, слесаря, плотника, электромонте-ра, переплетчика и т. п.

Девочек можно научить художественному ши-тью и вышиванию. И мальчикам, и девочкам очень полезно приобрести начатки знаний и на-выков в области медицины, как-то: уменья пере-вязывать и бинтовать раны, оказывать первую по-мощь в несчастных случаях и т. п.

Если в распоряжении семьи имеется клочок земли, то всех детей следует приучать к практике огородного дела и садоводства.

Чем глубже знания удается дать детям по ка-ким-либо из вышеперечисленных профессий, тем лучше: родители могут быть спокойны за дальней-шую участь своих чад в практическом отношении. Они всюду будут полезны и никогда не будут нуждаться в хлебе насущном.

А в заключении я хотел бы привести слова одной матушки:

«Учитывая современную обстановку, важно про-являть осторожность в требованиях к детям, кото-рые могут в ряде случаев давать не положитель-ные, а отрицательные результаты,

Ребенок встает утром в школу с трудом, как это наблюдается у большинства детей. Никакой физ-зарядки он не делает, но родители следят, чтобы он встал на молитву. Так пусть же молитва крош-ки будет проста, но горяча, идущая от сердца: «Господи! Я иду в школу! Помоги мне быть вни-мательным, прилежным, сообразительным. Сохра-ни меня от злых людей, от бед, от ошибок. По-шли мне, Господи, ангела святого, чтобы он мне помог и хранил меня. Я иду по Твоей воле, так благослови же меня, Господи!» И перекрестясь благоговейно, пусть бежит малыш с сознанием, что идет исполнять дело, порученное ему Богом.

Но что мы нередко наблюдаем на деле? Малыш наспех твердит заученные, непонятные ему молит-вы, небрежно крестится, кладет поклоны и косит-ся на часы. «Ах, как длинна эта молитва!» -- ду-мает он. Но сократить нельзя, его слушает бабуш-ка. Вдруг телефонный звонок. Бабушка уходит, какое счастье! Можно уйти поскорее, чтобы по-резвиться с ребятами лишние минуты на школь-ном дворе. Малыш упустил длинный ряд поми-нальных молитв и имен, но зачем ему они? Он не знал этих людей, имена которых ему велено про-износить, так не все ли равно для крошки, что ждет за гробом их души? «Да притом же они и так в раю, ведь бабушка говорит, что они были хорошие люди», -- рассуждает он. В школе ребята с аппетитом завтракают сосис-ками, колбаской и т. д. А наш малыш смотрит на | них с завистью и с осуждением: «Греховодники! А ведь сегодня пост!» Постепенно недоброжелатель-ство к товарищам, рожденное завистью и осужде-нием, растет у малыша. Он охотно дерется с то-варищами и слывет за «нервного» и «недотрогу». Но проходит некоторое время, и вот малыш уже дома не всегда и не сразу слушается родителей. Его наказывают, и он боится уже этих наказаний. Приходится ему скрывать свои поступки: опозда-ния, лень, шалости; приходится обманывать мать, отца и др. Так за чем же дело стало? Он вскоре купит себе в буфете сосисок, ведь «они» не узнают, а Бог? «Да я покаюсь на исповеди, скажу в общем: "не слушался", ну и все. Батюшка отпус-тит, и Бог простит».

Так понемногу внутренне дитя «отделывается» от строгости и подвигов веры и начинает чувство-вать себя бодрее и веселее. А кто как не родите-ли виновны в том, что иго стало ребенку непо-сильным, и он стремится его сбросить? Что молитве-то настоящей его не научили? Молитва есть беседа души с Богом, как с любящим Другом, а нашему сыну религия и Бог были преподносимы как бесконечные ограничения, томления и страда-ния. Вера, которая должна бы его окрылять и де-лать счастливейшим из людей, она стала с детства его бичом, отнимающим радости жизни.

Подросток становится мрачен, озлоблен и скры-тен; отказывается вскоре от всех внешних прояв-лений веры: от постов, от молитв, от церкви и т. д. Ужас родителей нельзя передать, но этого сле-довало ожидать, с того дня, как они увидели скуку и тоску в глазах ребенка в ответ на их призыв к молитве, церкви и т. д.

Книга толкует о благодатных утешениях, кото-рые должны заменять верующей душе земные бла-га. Но ведь до благодатных-то утешений надо до-расти! Дух-то Божий надо стяжать! Надо побороть в себе дурные наклонности, а борец-то должен быть прежде всего С УМОМ! А ума-то как раз у дитяти нет. Поэтому «иго» религии его тяготит и сломит, если оно возложено на него с детства не осторожной и мудрой, а только лишь строгой и требовательной рукой.

Надо бояться «пересолить» больше, чем недосо-лить. Не всякой душе дано с детства ощущать ве-яние Духа Святого. Насильно благодать душе не привьешь. Если тот, кому даны четыре таланта, чувствует Бога и отраду пребывания с Ним с мла-денчества, то тот, кому даны лишь два, почувству-ет эту благодать лишь на краю могилы, свершив уже свой жизненный путь, полный подвига. Так не надо нагружать дитя всеми внешними форма-ми религии, чтобы отрок не отбросил свои «два таланта», не закопал их, решив, что пять ему все равно не приобрести, так стоит ли стараться при-обретать четыре? Но Господь дал второму ту же награду, что и первому, потому что у Него нужны всякие сосуды -- и глина, и металл, и фарфор, и хрусталь. Так и у всякого своя мерка на молитву, лишь бы она шла от сердца и горела любовью к Богу, чтобы религия была юной душе отрадой, опорой, руководством в жизни, а не тяжким бре-менем, мешающим идти. Помоги Бог воспитате-лям, поистине мудрость змеиная нужна им, о чем да просят они Бога усердно и горячо. Нельзя подходить всегда лишь схематично к вопросу воспи-тания детей. Надо учитывать наследственность и то, что сами родители -- грешные люди. А книга написана так, как будто родители уже святы и должны быть святы их плоды. Но на самом-то деле родители сами без конца падают (греховно), и дети с пеленок видят вокруг себя грех.

Не услышим ли мы голос Господа: «Сначала вынь бревно из своего глаза..?»

Поэтому основное внимание родителей должно быть направлено на свой духовный рост, на вос-питание себя самого. Кто себя не сумел воспи-тать, как сумеет воспитать другую душу? До семи лет, пока ребенок слов не понимает, его можно заставлять силой повиноваться, то есть применять наказание. Но в отроческом возрасте надо дей-ствовать лишь убеждением, иначе будет одно зло: кончится дружба между воспитателями и детьми, кончится и влияние старших. Надо твердо по-мнить: «Насильно мил не будешь». Если ребенок не любит отца и мать, то зря они стараются по-добрать ему книги, общество и т. п. Он ускольз-нет от их влияния. Поэтому прежде всего надо беречь любовь и уважение к себе детей. Потеряв это -- потеряешь и детей. Можно зачастую и сде-лать ослабление к своим требованиям, то есть быть снисходительным и прощать, как и Христос прощает нас.

Бог есть Любовь. Если нарушен этот прин-цип -- нарушено все в семье. Напрасны тогда иконы, лампады, посты, кресты, духовное чтение, молитвословия и т. п. Нет любви в семье -- зна-чит нет среди нас и Бога. А любовь не раздража-ется, не гордится, не ищет своего. А в какой семье нет подобного греха? Дети все чувствуют, чув-ствуют и уход благодати из семьи. Остается внеш-нее, без внутреннего содержания. Соль, потеряв-шая силу.

Слава Богу, что у нас есть Таинство покаяния, после которого можно начинать все сначала. Прежде всего надо воззвать к Богу, попросить Его от всей души помочь подняться из той пропасти, в которой мы находимся. А с ребенком -- идти нога в ногу: вникать в его желания, объяснять их ему, помогать разобраться в картине, в книге, в жизни, указать, к чему что ведет, ибо грех в жиз-ни часто украшен в красивую, обольстительную оболочку, а потому сильно влечет немудреную, простую душу ребенка.

Будем же стараться, чтобы из наших семей ни-когда не ушла Любовь.»








 
Показывать только:


Портфель:
Выбранных работ  


Рубрики по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З
И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

 

 

Ключевые слова страницы: Духовное развитие | научная работа

СтудентБанк.ру © 2015 - Банк рефератов, база студенческих работ, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по различным дисциплинам, а также отчеты по практике и многое другое - бесплатно.
Лучшие лицензионные казино с выводом денег