Главная   Добавить в избранное Актуальные проблемы раннего психолого-педагогического сопровождения | реферат


Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады - скачать бесплатно Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады и т.п - скачать бесплатно.
 Поиск: 


Категории работ:
Рефераты
Дипломные работы
Курсовые работы
Контрольные работы
Доклады
Практические работы
Шпаргалки
Аттестационные работы
Отчеты по практике
Научные работы
Авторефераты
Учебные пособия
Статьи
Книги
Тесты
Лекции
Творческие работы
Презентации
Биографии
Монографии
Методички
Курсы лекций
Лабораторные работы
Задачи
Бизнес Планы
Диссертации
Разработки уроков
Конспекты уроков
Магистерские работы
Конспекты произведений
Анализы учебных пособий
Краткие изложения
Материалы конференций
Сочинения
Эссе
Анализы книг
Топики
Тезисы
Истории болезней

 



Актуальные проблемы раннего психолого-педагогического сопровождения - реферат


Категория: Рефераты
Рубрика: Психология
Размер файла: 43 Kb
Количество загрузок:
50
Количество просмотров:
4708
Описание работы: реферат на тему Актуальные проблемы раннего психолого-педагогического сопровождения
Подробнее о работе: Читать или Скачать
Смотреть
Скачать


и общества заключаются в гарантировании прав граждан и предоставлении им возможностей социальной адаптации и развития, активного участия в жизни общества и наиболее полной реализации своей индивидуальности. Такие возможности должны быть предоставлены с самого раннего детства каждому ребенку, в том числе и детям с отклонениями в развитии.

В стране существуют серьезные предпосылки для комплексного решения указанных проблем - преодоления угрожающей демографической ситуации, с одной стороны, и обеспечения прав граждан на развитие, социальную адаптацию и самореализацию, с другой стороны. К числу этих предпосылок относится прежде всего достаточно высокий уровень научной разработанности проблемы диагностики и коррекции отклонений в развитии у детей раннего и дошкольного возраста, эффективность получаемых специалистами результатов. Кроме того, необходимость создания системы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии отчетливо ощущается специалистами смежных отраслей науки и практики, готовых осуществлять в этой сфере активное междисциплинарное взаимодействие.

Таким образом, появилась необходимость решения проблемы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии у детей и возможность создания для этого единой системы, работающей на федеральном уровне и предполагающей:

максимально раннее выявление и диагностику особых нужд и особых образовательных

потребностей ребенка;

устранение разрыва между моментом определения первичного отклонения в развитии

ребенка и началом целенаправленного обучения;

расширение временных границ специального образования: нижняя граница - первые

месяцы жизни; верхняя граница - вся жизнь;

непрерывность процесса обучения и его выход за рамки школьного возраста с включением

специальных мероприятий в дошкольном и даже раннем возрасте;

выделение комплекса специальных коррекционно-развивающих задач (которые не

включаются в содержание образования нормально развивающегося ребенка того же возраста);

построение системы необходимых «обходных путей» обучения, использование

специфических методов, приемов, средств обучения;

более дифференцированное, пошаговое обучение, которое в большинстве случаев не

требуется в образовании нормально развивающегося ребенка;

значительно более глубокую, чем в массовом образовании, дифференциацию и

индивидуализацию обучения, особую организацию образовательной среды - обязательное

включение родителей в коррекционный и образовательный процесс и их особую

целенаправленную подготовку силами специалистов.

Многие из перечисленных выше аспектов уже получили определенное развитие в системе образования, здравоохранения и социальной защиты, важнейшей задачей совершенствования специального образования, преодоления его экстенсивного характера является достраивание отсутствующего звена (нового структурного элемента, нового базиса) - системы раннего выявления и ранней комплексной медико психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии ребенка, которая должна быть неотъемлемой частью специального образования.

Наличие ранней. комплексной помощи ребенку позволяет эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии малыша группы риска и, следовательно, позволит сократить долю детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализированных учреждений. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность « сгладить » имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.


Результаты отечественных и зарубежных научных исследований и практика со всей очевидностью показывают: раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии с первых дней жизни позволяют предупредить появление отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скоррегировать уже имеющиеся трудности и в результате - значительно снизить степень социальной недостаточности детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество.

Базовой предпосылкой разработки данной системы является созданный в предшествующие десятилетия на основе проведенных пролонгированных научных исследований задел в виде программ выявления и ранней комплексной коррекции определенных отклонений в развитии детей (например, модель системы раннего выявления и ранней комплексной помощи детям с нарушением слуха).

Анализ имеющегося отечественного опыта показал результативность построения и внедрения программ раннего выявления и ранней комплексной коррекции отдельных отклонений в развитии. Вместе с тем сопоставление зарубежного и отечественного опыта убедительно доказывает, что для максимально оперативного и эффективного решения поставленной задачи - создания нового структурного звена системы образования детей с отклонениями в развитии, - очевидна не перспективность стратегии, направленной на разработку частных моделей раннего выявления и ранней коррекции отдельных отклонений в развитии.

Прорыв в решении поставленной проблемы может быть достигнут только при переходе от стратегии накопления частных моделей и их механического соединения - к стратегии разработки на основе созданных предпосылок общей базовой модели единой государственной системы раннего выявления детей с отклонениями в развитии и обеспечения ее структурой комплексной помощи, адекватной специальному образованию нового типа. Таким образом, ведущим принципом построения системы является путь «от общей модели к частным». При этом не предполагается отказ от ранее созданных частных моделей: такие модели должны быть реконструированы и обогащены на основе базовой модели, их функционирование должно быть поддержано и унифицировано, включено в единую структуру.

Разработка стратегий и тактики создания единой системы раннего выявления отклонений в развитии и обеспечения вариативной помощи выявленным детям и их семьям является целью данной программы.

Основные задачи программы:

Анализ состояния проблемы раннего выявления и ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии и создание надежной информационной базы для разработки стратегии.

Определение методологии и разработка принципов построения базовой модели единой системы раннего выявления и комплексной помощи детям с различными отклонениями в развитии. Определение принципов построения вариативных моделей на основе базовой модели.

Проектирование базовой модели единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с различными отклонениями в развитии.

Научно-методическая разработка недостающих технологических звеньев существующих моделей на основе базовой.

Проектирование на основе базовой модели новых вариантов частных моделей для разных категорий детей с отклонениями в развитии и для разных региональных условий.

Экспериментальная апробация разработанных моделей единой системы раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии с целью отработки механизмов взаимодействия различных структурных компонентов системы.

Совершенствование моделей единой системы на основе результатов экспериментальной апробации.

Определение всей совокупности условий для внедрения разработанной единой системы раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии (нормативно-правовое обеспечение, подготовка кадров, информационное обеспечение, методическое и технологическое обеспечение, программа формирования адекватного отношения микро - и макросоциумов к проблеме раннего выявления и ранней помощи детям с отклонениями в развитии).

Разработка поэтапной пролонгированной государственной Программы мер по обеспечению внедрения единой системы раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии на всей территории Российской Федерации. Разработка новой специализации для систем подготовки и переподготовки специалистов разного профиля (медиков, психологов, педагогов, педагогов-дефектологов, социальных педагогов) для работы в системе раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии.

Планируемые результаты:

Создание базовой модели единой системы раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии.

Модельная реализация единой системы раннего выявления и помощи детям с различными отклонениями в развитии на экспериментальных площадках.

Разработка проекта программы единой системы раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии (с подпрограммами: «Нормативно-правовое обеспечение системы», «Финансово-экономическое обеспечение», «Система подготовки и переподготовки кадров», «Информационное обеспечение», «Научно-методическое обеспечение», «Стратегия формирования адекватного отношения микро- и макросоциумов к проблеме раннего выявления и ранней помощи детям с отклонениями в развитии»).

Реализация Программы (2000-2010 гг.) будет осуществляться через систему конкретных межведомственных мер правового, кадрового, научного и программно-методического обеспечения. Комплекс научных исследований, программно-методических разработок и проектов по подготовке, переподготовке, повышению квалификации кадров и развитию информационных структур, обеспечивающих Программу, предполагается осуществлять через создание временных научно-исследовательских коллективов. В условиях ограниченного финансирования образования представляется необходимым максимально обобщить, систематизировать и востребовать уже наработанный научно-исследовательскими коллективами научный и практический материал, придав ему статус нормативных документов.

Важнейшим механизмом обеспечения функционирования Программы является придание ей межведомственного, а затем государственного статуса. Главным принципом реализации программы должен стать принцип сотрудничества различных заинтересованных ведомств, учреждений, академических институтов, вузов, региональных органов управления при их долевом финансировании. Координацию и контроль выполнения Программы, при условии ее межведомственного статуса, необходимо осуществлять через организацию Межведомственного координационного совета, делегировав ему организационные, координационные и контрольные функции.

Этапы программы:

1 этап - Анализ состояния проблемы раннего выявления и ранней специальной помощи детям с отклонениями в развитии

Цель: анализ состояния и перспектив развития системы раннего выявления и ранней специальной помощи для выявления имеющихся и определения недостающих научно-практических разработок при создании базовой модели (и ее вариантов) системы раннего выявления и ранней специальной помощи детям с отклонениями в развитии.

Комплексный анализ состояния нормативно-правовой базы региональных учреждений, осуществляющих раннее выявление и специальную помощь детям с отклонениями в развитии (2000-2002 гг.).

Сравнительный анализ социо-культурных детерминант процесса становления и развития государственных систем раннего выявления и специальной помощи детям с разными отклонениями в развитии (2001-2003 гг.).

Анализ состояния научных исследований в области разработки систем раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии (2001-2002 гг.).

Анализ разработанных моделей и систем раннего выявления и специальной помощи детям:

анализ и систематизация имеющихся и признанных западных моделей систем раннего

выявления и специальной помощи;

анализ отечественного опыта переноса западных моделей раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии;

сбор и первичный анализ отечественного регионального опыта создания систем

раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии;

сбор и первичный анализ отечественного регионального опыта создания отдельных

компонентов системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии (2000-2003 гг.).

Анализ состояния научных исследований в области медицины, психологии и педагогики, связанных с проблемой раннего выявления и ранней специальной помощи детям с отклонениями в развитии (2001-2004 гг.). Анализ имеющегося инструментария, методик, технологий раннего выявления и специальной помощи семье, воспитывающей проблемного ребенка раннего возраста:

анализ нейрофизиологических и клинических методов ранней диагностики отклонений в развитии детей;

анализ современного психологического инструментария в аспекте раннего выявления;

отклонений в развитии и оказания эффективной специализированной помощи;

анализ психолого-педагогических технологий ранней помощи семье и проблемному ребенку;

- анализ состояния отраслевых разработок в области содержания подготовки, переподготовки и повышения квалификации (на разных уровнях) специалистов для системы; раннего выявления и специальной помощи детям с различными отклонениями в развитии (2000-2004 гг.).

2 этап - Разработка научно-методологических основ построения обшей модели единой системы раннего выявления и специальной помощи детям с различными отклонениями в развитии

Цель: определение теоретико-методологических основ построения общей модели единой система раннего выявления и специальной помощи детям с различными отклонениями в развитии и стратегии ее развития в современном обществе.

Описание и разработка методологических основ и принципов построения общей базовой модели системы выявления и ранней помощи детям, стратегии ее развития (2003-2005 гг.). Описание и разработка методологических основ и принципов построения вариантов общей базовой модели, включая системную модель, основанную на принципиально новом типе взаимодействия специалистов, его семьи и ближайшего окружения (2003-2005 гг.).

3 этап - Проектирование общей базовой модели единой государственной системы

Цель: разработка проекта общей базовой модели единой государственной системы развития на основе базовой модели (2004-2006 гг.). Разработка концептуальных основ преобразования государственной системы дошкольного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии с учетом построения нового базиса - системы раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии (2004-2006 гг.).

4 этап - Научно-методическое и технологическое обеспечение спроектированных моделей единой системы.

Цель: достраивание структурных звеньев и отдельных компонентов до минимально достаточного уровня, обеспечивающего возможность начала экспериментальной реализации моделей единых систем, раннего выявления и помощи.

Методическое обеспечение недостающих диагностических и коррекционных технологий для соответствующих компонентов спроектированных моделей системы:

разработка номенклатуры факторов риска и единой скриннинг-технологии с целью

выявления детей с подозрением на отклонения в развитии;

совершенствование методов и методик диагностики индивидуального развития;

совершенствование методов и методик комплексной медико-психолого-педагогической

коррекции отклонений в развитии ребенка в контексте индивидуального развития;

инновационные технологии взаимодействия разных специалистов, участвующих в процессе выявления, диагностики и оказания помощи ребенку с отклонением в развитии, во взаимодействии с семьей, воспитывающей ребенка;

совершенствование системы взаимодействия специалистов с семьей, воспитывающей ребенка с отклонением в развитии (2000-2010 гг.).

Подготовка нормативно-правового обеспечения модельной реализации разработанных систем раннего выявления и оказания помощи детям с отклонениями в развитии (2004-2010 гг.). Проектирование компонента обучения, отсутствующего в ныне действующей системе курса профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров специалистов разного профиля (медиков, психологов, педагогов, педагогов - дефектологов, социальных педагогов), связанного с ранним выявлением и оказанием помощи детям с отклонениями в развитии и обязательного для всех специальностей и специализаций в рамках профиля:

проведение структурных и содержательных изменений в системе повышения квалификации

специалистов разного профиля (медиков, психологов, педагогов, педагогов-дефектологов, социальных педагогов) для работы в системе раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии с учетом вариативных моделей ее функционирования;

- проведение структурных содержательных изменений в системе переподготовки специалистов разного профиля (медиков, психологов, педагогов, педагогов-дефектологов, социальных педагогов) для работы в системе раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии с учетом вариативных моделей ее функционирования (2003-2010 гг.).

5 этап - Экспериментальная апробация разработанных моделей единой системы раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии

Цель: отработка механизмов взаимодействия различных структурных компонентов системы. Апробация разработанных моделей единой системы раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии (2003-2008 гг.). Внедрение уточненной модели единой системы раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии на дополнительных экспериментальных площадках (2005-2008 гг.).

6 этап - Совершенствование моделей единой системы на основе результатов экспериментальной апробации

Цель: разработка организационно-методического обеспечения моделей системы раннего выявления и специальной помощи детям.

Совершенствование организационной структуры экспериментальных моделей (2008-2010 гг.).

Совершенствование методического обеспечения экспериментальных моделей (2008-2010 гг.).

Подготовка окончательного варианта и схем создания базовой модели ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии для различных региональных условий (2009-2010 гг.).

Предлагаемый проект подготовлен рабочей группой, созданной при отделе практической психологии и охраны здоровья Министерства образования РФ.

...........

Страницы: 1 | [2] |








 
 
Показывать только:


Портфель:
Выбранных работ  

Рубрики по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З
И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

 

 

Ключевые слова страницы: Актуальные проблемы раннего психолого-педагогического сопровождения | реферат

СтудентБанк.ру © 2013 - Банк рефератов, база студенческих работ, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по различным дисциплинам, а также отчеты по практике и многое другое - бесплатно.
Лучшие лицензионные казино с выводом денег