ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
С.И.ПУПЛИКОВ
Предисловие
С учетом пожеланий работников банков, финансовых и бухгалтерских служб предприятий в 2003 году автор попытался оптимально отразить основные направления банковской деятельности в справочном пособии.
В справочнике "Банковский портфель 2003 года" читатели нашли ответы по таким темам, как:
- сущность и структура банковской системы, виды банков;
- стратегический менеджмент в банке;
- задачи, функции, структура и органы управления Национального банка Республики Беларусь;
- расчетно-кассовое обслуживание клиентов в национальной валюте;
- активные операции коммерческого банка (факторинг, форфейтинг, лизинг, краткосрочное кредитование в оборотные активы).
Содержание справочника рецензировали доктор экономических наук, профессор Панков Д.А. и доктор экономических наук Лученок А.И.
В 2004 году увидел свет справочник "Банковский портфель 2004 года". В книге нашли отражение такие темы, как:
- операции Национального банка Республики Беларусь;
- операции коммерческих банков по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов в белорусских рублях и иностранной валюте;
- банковская гарантия (ее содержание, порядок выдачи и погашения);
- бухгалтерский учет основных видов валютно-обменных операций;
- операции с электронными деньгами.
Справочник "Банковский портфель 2004 года" прошел рецензирование в Департаменте платежной системы информатизации Национального банка Республики Беларусь (кандидат экономических наук Пищик И.А.). Ректор Высшего банковского колледжа Национального банка Республики Беларусь, доктор экономических наук, профессор Голубев С.Г. также высказал свои предложения. Конструктивные предложения отмечены в рецензии кафедры "Финансы и кредит" Минского института управления (зав. кафедрой, доктор экономических наук, профессор Желиба Б.Н.).
В 2005 году издано учебно-методическое пособие "Рынок ценных бумаг и валютный рынок. Банковский портфель 2005 года". В пособии автором раскрыты вопросы организации операционной техники проведения операций на рынке ценных бумаг и валютном рынке.
Учебно-методическое пособие "Рынок ценных бумаг и валютный рынок. Банковский портфель 2005 года" рецензировалось в Департаменте ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь (кандидат экономических наук Маманович П.А.) и в Комитете по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь (кандидат экономических наук Шухно В.М.). Ректор Высшего банковского колледжа Национального банка Республики Беларусь, доктор экономических наук, профессор Голубев С.Г. высказал свои предложения. Конструктивные предложения отмечены в рецензии кафедры "Финансы и кредит" Минского института управления (зав. кафедрой, доктор экономических наук, профессор Желиба Б.Н.).
В 2006 году издано учебно-методическое пособие "Кредитно-депозитный рынок. Банковский портфель 2006 года".
С учетом пожеланий работников банков, финансовых и бухгалтерских служб предприятий в пособии наряду с операциями коммерческих банков рассмотрены вопросы организации основных видов кредитных (активных) операций банков. В отдельном разделе рассмотрены вопросы организации экспортного кредитования с учетом требований Соглашения об экспортных кредитах с государственной поддержкой (ОЭСР, Париж, 2004 год).
Непосредственное участие в подготовке учебно-методического пособия "Кредитно-депозитный рынок. Банковский портфель 2006 года" принял ректор Высшего банковского колледжа Национального банка Республики Беларусь, доктор экономических наук, профессор Голубев С.Г.
Данное пособие рецензировалось кафедрой "Финансы и кредит" Гродненского государственного университета им, Я.Купалы. Высказали свои замечания и конструктивные предложения зав. кафедрой "Финансы и кредит" МИУ, доктор экономических наук, профессор Желиба Б.Н. и доктор экономических наук, профессор Гомельского государственного университета Бонцевич Н.В.
В 2007 году издано справочное пособие "Риски в банковском деле. Банковский портфель 2007 года". Рецензенты: доктор экономических наук, профессор Гомельского государственного университета Бонцевич Н.В.; доктор экономических наук, профессор Желиба Б.Н.
В настоящем пособии наряду с расчетными операциями коммерческих банков рассмотрены вопросы организации страхования основных групп рисков на фондовом и валютном рынках.
В настоящей книге поясняются основные термины и понятия при организации работы коммерческого банка. Раскрывается содержание нормативов безопасного ведения банковского дела. Автором охарактеризованы основные виды банковских операций и их операционная техника. В связи с этим данное издание может использоваться и как настольная книга банкира, и как пособие для самообразования кадров, пришедших на работу в банк из других учреждений и предприятий небанковского сектора экономики. Книгу можно с успехом использовать в процессе переподготовки экономических кадров, повышения их квалификации.
Раздел 1
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
1.1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ, ВИДЫ БАНКОВ
Что представляет собой банковская система?
Банковская система - совокупность банков, находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом и внешней средой. Банковская система включает в себя центральный банк и коммерческие банки. Будучи частью экономической системы, банковская система отражает экономические отношения и связи в обществе. Банковская система - составная часть кредитной системы. В кредитную систему, помимо банков, входят специализированные финансово-кредитные учреждения (финансовые компании, лизинговые фирмы, инвестиционные компании, биржи, пенсионные фонды, страховые компании, ломбарды, дилинговые компании и др.).
Принято различать два типа банковских систем: распределительную и рыночную.
Распределительная банковская система свойственна командно-административной экономике. Банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банковскую деятельность.
Что представляет собой банковская система Республики Беларусь?
В Республике Беларусь сформирована двухуровневая банковская система. Первый уровень - центральный банк страны (Национальный банк Республики Беларусь); второй уровень представлен коммерческими банками и небанковскими финансово-кредитными учреждениями, осуществляющими отдельные банковские операции.
Какими нормативными правовыми актами регламентируется деятельность банков?
Деятельность центрального банка и коммерческих банков регламентируется, как правило, законами.
В Республике Беларусь деятельность Национального банка Республики Беларусь и коммерческих банков, небанковских кредитно-финансовых организаций регламентируется банковским законодательством, в т.ч. Банковским кодексом Республики Беларусь (в редакции Закона Республики Беларусь от 17.07.2006 N 145-З).
Деятельность банков с участием иностранного капитала регулируется, помимо указанного документа, законодательными актами Республики Беларусь об иностранных инвестициях.
Что такое банковское право?
Банковское право (англ. banking law) - совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере банковского дела. Форма выражения правовых норм или источник банковского права - правовые акты, среди которых выделяются законы как акты высшей юридической силы. Например, в Российской Федерации к актам высшей юридической силы относятся: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы, в т.ч. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и др. Другую группу правовых актов, как правило, составляют подзаконные акты.
В Российской Федерации к подзаконным актам принято относить: указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, правовые акты Центрального банка Российской Федерации (Банка России), министерств и ведомств. К числу источников права относятся также действующие в банковской сфере международные банковские обычаи, некоторые из них унифицированы, собраны в сборники Парижской Международной торговой палаты (например, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов в редакции 1993 года, Унифицированные правила по инкассо 1985 года в редакции 1995 года и др.).
Что является правовой основой денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь?
Денежно-кредитная и валютная политика Республики Беларусь - составная часть единой государственной экономической политики.
Правовой основой денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь.
Что относится к банковскому законодательству Республики Беларусь?
Банковское законодательство Республики Беларусь - система нормативных правовых актов, регулирующих возникающие при осуществлении банковской деятельности отношения и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов и участников банковских правоотношений.
К актам банковского законодательства относятся:
- законодательные акты (Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 N 226-З "О валютном регулировании и контроле", декреты и указы Президента Республики Беларусь);
- распоряжения Президента Республики Беларусь, которые носят нормативный характер;
- постановления Правительства Республики Беларусь;
- нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь;
- нормативные правовые акты, принимаемые (издаваемые) Национальным банком Республики Беларусь совместно с Правительством Республики Беларусь или по его поручению - совместно с республиканскими органами государственного управления на основании и во исполнение Банковского кодекса Республики Беларусь.
Что такое банк?
Слово "банк" происходит от итальянского "banka" - скамья, лавка менялы (их современными прототипами выступают "валютчики" - физические лица, операторы неофициального наличного валютного рынка).
Банк - юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
- привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
- размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях целевого характера, возвратности, обеспеченности, платности, срочности;
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Более детальная классификация банковских операций приведена ниже.
Кто такой банкир?
1. Банкир - это владелец или крупный акционер банка.
2. Банкир - должностное лицо в банке, относящееся к сфере функционального менеджмента (как правило, руководители крупных структурных подразделений банка).
Что такое банковское дело?
1. Банковское дело (англ. banking) - отрасль финансово-кредитной деятельности, ступень развития кредитного дела, на которой кредитные, денежные и расчетные операции в их совокупности концентрируются в едином центре - банке.
2. Банковское дело - особая отрасль предпринимательской деятельности.
Банки сосредоточивают огромные массы ссудного капитала, управляют им, размещают его и получают плату. Банки должны создавать услуги, отличные от других услуг предпринимательской деятельности.
Какие принципы лежат в основе организации банковского дела?
В основе организации банковского дела заложены следующие принципы:
- обязательное лицензирование банковской деятельности;
- невозможность вмешательства со стороны государственных органов в работу коммерческого банка, за исключением случаев, определенных в законодательном порядке, а также независимость банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
- разграничение ответственности между коммерческими банками и государством;
- регулирование деятельности коммерческих банков центральным банком;
- обеспечение свободы выбора физическими и юридическими лицами обслуживающего банка;
- гарантии обеспечения возврата денежных средств вкладчикам;
- банковская тайна.
Взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами должны строиться, как и обычные рыночные отношения, исходя из критериев прибыльности, риска и ликвидности.
Что такое небанковская кредитно-финансовая организация?
Небанковская кредитно-финансовая организация - юридическое лицо, имеющее право осуществлять отдельные банковские операции и виды деятельности, за исключением осуществления в совокупности следующих банковских операций:
- привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
- размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях целевого характера, возвратности, обеспеченности, платности, срочности;
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Какие виды коммерческих банков существуют?
Коммерческие банки различают по:
- территории деятельности (международные, национальные, региональные, межрегиональные);
- признаку собственности (государственные, банки с участием государственного капитала, частные, акционерные, банки с участием иностранного капитала, иностранные, муниципальные);
- отраслевому признаку (например, агропромышленный, промышленно-строительный и др.);
- набору банковских услуг, операций (эмиссионный, универсальный, специализированный);
- функциональным сферам деятельности (эмиссионные, ипотечные, инвестиционные, депозитные, биржевые, трастовые, ссудосберегательные, внешнеторговые, учетные, клиринговые, специальные);
- срокам выдаваемых ссуд (инвестиционного или краткосрочного кредитования);
- организационно-правовой структуре (единый банк, банковская группа, банковские объединения, подразделение транснациональной корпорации).
Что такое эмиссионный банк?
Эмиссионный банк (англ. issuing house):
1) в широком смысле - банк, выпускающий в оборот денежные знаки в безналичной или наличной (банкнотах) форме, а также другие средства платежа (переводные банковские векселя или сертификаты). В современных банковских системах практически все банки, осуществляющие кредитование юридических и физических лиц, являются эмиссионными, поскольку посредством банковского мультипликатора увеличивают массу денег, находящихся в обороте;
2) в узком смысле - банк, которому государство предоставило право выпускать в обращение наличные денежные знаки и изымать их из обращения. В современных банковских системах большинства стран мира монопольное право выпуска в обращение наличных денег закреплено за центральными (национальными) банками.
Эмиссионный банк осуществляет эмиссионные операции, используя свои резервные фонды банковских билетов, металлической монеты и оборотные кассы. При выпуске денег в обращение наличные деньги передаются из резервного фонда в оборотную кассу, при изъятии денег - из оборотной кассы в резервный фонд.
Что такое универсальный банк?
Универсальный банк (англ. universal bank) - кредитная организация, осуществляющая комплекс банковских услуг по кредитованию, привлечению вкладов, расчетам в наличной и безналичной формах, консультированию, проектному финансированию, по выдаче пластиковых карт, все виды обслуживания участников внешнеэкономической деятельности, обслуживанию на дому и др. Потребители услуг универсального банка - юридические и физические лица.
Для того чтобы банк стал универсальным, необходимы определенные экономические и организационные предпосылки:
1) банк должен обладать значительным капиталом;
2) у него должна быть разветвленная структура аппарата управления и высококвалифицированный персонал;
3) банк должен систематически изучать потребности клиентов в новых финансовых продуктах и предлагать их новые модификации.
Что такое специализированный банк?
Специализированный банк (англ. specialized bank) - кредитная организация, занимающаяся банковским бизнесом в определенных сферах и отраслях экономики. По характеру деятельности специализированный банк отличается от универсальных тем, что доминирует в относительно узких сегментах финансовых рынков или имеет специфическую клиентуру. Специализированные банки различают:
по характеру выполняемых операций (сберегательные, инвестиционные, ипотечные, инновационные, страховые, биржевые, клиринговые и др.);
по отраслевой специализации (промышленные, строительные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и др.);
по сфере обслуживания (региональные, межрегиональные, национальные, международные).
Что такое уполномоченный банк?
Уполномоченный банк (англ. autorised bank):
1) банк специального назначения, выполняющий основные операции по указанию органов исполнительной власти, осуществляющий финансирование государственных программ, а также другие операции в соответствии со статусом;
2) коммерческий банк, имеющий лицензию на осуществление банковских операций в иностранной валюте. Уполномоченный банк выполняет функцию агента валютного контроля государства за правильностью проведения валютных операций субъектами хозяйствования небанковского сектора экономики.
Кто кроме уполномоченных банков выполняет функции агента валютного контроля?
Агентами валютного контроля являются таможни, банки, министерства, другие республиканские органы государственного управления, а также объединения, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомы, Мингорисполком.
Кто выполняет функции органов валютного регулирования и валютного контроля?
К органам валютного регулирования и контроля относятся Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь.
К органам валютного контроля относятся Комитет государственного контроля Республики Беларусь и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.
Что такое сберегательный банк?
Сберегательный банк (англ. savings bank) - кредитная организация, привлекающая главным образом сбережения населения на текущие и инвестиционные счета. За счет привлекаемых средств предоставляются потребительские и ипотечные кредиты, приобретаются ценные бумаги.
Что такое банк-корреспондент?
Банк-корреспондент (англ. correspondent bank) - банк, выполняющий поручения другого банка на основе корреспондентского соглашения (договора) в части осуществления расчетов по внешнеэкономическим операциям.
Что такое корреспондентские отношения?
Корреспондентские отношения - договорные отношения между кредитными организациями по поводу выполнения взаимных расчетных и платежных поручений.
В договоре об установлении корреспондентских отношений определяются условия проведения операций: их характер, порядок осуществления контроля, образцы подписей, тарифы. Корреспондентские отношения могут осуществляться как на основе счетов, открытых в банках-корреспондентах, так и с использованием счетов, открытых в третьих банках.
По остаткам средств, находящихся на корреспондентских счетах в банках-корреспондентах, обычно выплачиваются проценты, за проведение операций удерживаются комиссии.
Корреспондентские счета банков принято подразделять на два вида: Ностро и Лоро. Ностро-счета открываются банком в других банках-корреспондентах, а Лоро-счета - в данном банке на имя других банков-корреспондентов как на взаимной основе, так и в одностороннем порядке.
Что такое банкомат?
Банкомат (англ. Automated Teller Machine - АТМ) - это комплекс технических и программных средств, предназначенных для выполнения держателями платежных карт операций с наличными денежными средствами в режиме самообслуживания.
Последовательность действий банкомата при выдаче наличных денежных средств включает: предложение ввести карту, запрос введения языка взаимодействия с клиентом, ввод ПИН-кода, выбор или ввод требуемой суммы, выдачу денежных средств и карты, печать чека (квитанции).
Что такое банковская инфраструктура?
Под банковской инфраструктурой необходимо понимать совокупность предприятий, агентств, средств связи и коммуникаций, образовательных и научных учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность банков, их информационное, научное, методическое, кадровое обеспечение.
В условиях рынка банки, прежде всего, нуждаются в широкой и оперативной информации о состоянии национальной экономики, ее отраслей, групп предприятий и отдельных предприятий, а также частных лиц, обращающихся в банк за кредитом, консультацией и другими услугами.
Что такое рейтинг?
Рейтинг (англ. rating) - распределение объектов по выделенным признакам.
Например: рейтинг крупнейших банков, ранжированных по размерам активов и степени устойчивости; рейтинг заемщиков по кредитоспособности и т.д.
Что такое рейтинг банков?
Рейтинг банков (англ. bank rating) - система оценки деятельности банков, основанная на сравнении финансовых показателей работы и данных баланса разных банков. Критерием сравнения могут быть: объемные показатели, характеризующие масштаб развития банка; качественные показатели, характеризующие степень надежности банка.
Мировое сообщество выработало стандарты отношения к банковским рейтингам, выставляемым ведущими международными рейтинговыми агентствами. Для банков из стран с трансформационной экономикой, как правило, используются:
- внутригосударственный рейтинг эмитента (Intra-Country Issuer Rating);
- краткосрочный долговой рейтинг по обязательствам в национальной / иностранной валюте (Local / Foreign Currency Short - Term Debt Rating);
- долгосрочный долговой рейтинг по обязательствам в национальной / иностранной валюте (Local / Foreign Currency Long - Term Debt Rating).
Внутригосударственный рейтинг эмитента.
Внутригосударственный рейтинг эмитента (от IC-A до IC-E) не отражает кредитный рейтинг суверенного государства и при рассмотрении риска валютных операций несопоставим с аналогичными рейтингами, выставленными в других государствах. Однако банк с рейтингом IC-B в одном государстве и банк с рейтингом IC-B в другом рассматриваются как банки, обладающие близкими качествами. Внутригосударственные рейтинги эмитента включают системные риски банковских систем. Оба вида рейтингов эмитента используют следующую классификацию.
A или IC-A. Балансовый отчет банка и отчет о прибылях и убытках обладают исключительной надежностью, банк имеет превосходную репутацию, полный доступ на все сегменты национального финансового рынка. При возникновении недостатков в деятельности банк способен полностью устранить их.
A/B или IC-A/B. Финансовое положение банка очень устойчивое, он имеет хорошую репутацию, очевидные недостатки отсутствуют. Общий риск банка низкий, однако он несколько выше, чем у банков с высшей категорией.
B или IC-B. Финансовое положение банка устойчивое, в работе банка могут существовать мелкие недостатки, но любые отклонения от исторически сложившегося качества работы кратковременны и ограничиваются банком. Вероятность возникновения значительных проблем мала, однако несколько выше, чем у банков более высоких категорий.
B/C или IC-B/C. Банк имеет хорошую репутацию. Очевидны определенные недостатки, которые в то же время не являются серьезными и / или их устранение возможно в короткий период времени.
C или IC-C. Банк имеет надежную репутацию, какие-либо серьезные проблемы отсутствуют. Однако у банка выявлена по крайней мере одна проблема, которая препятствует включению банка в более высокую категорию. Возможно, недавно у банка были проблемы, разрешимые в краткосрочном периоде. Способность банка противостоять негативным событиям ниже, чем у банков с более высоким рейтингом.
C/D или TC-C/D. Банк обладает приемлемой репутацией, но имеет некоторые значительные недостатки. Способность банка противостоять трудностям в дальнейшем меньше, чем у банков с более высоким рейтингом.
D или IC-D. Финансовые отчеты банка показывают очевидные недостатки, вероятнее всего, из-за качества активов и / или плохой структуры баланса банка. Способность банка противостоять неожиданным проблемам находится под вопросом.
D/E или IC-D/E. Основные недостатки банка могут заключаться в проблемах с финансированием и / или ликвидностью. Существует высокая степень неопределенности относительно способности банка противостоять нарастающим проблемам.
E или IC-E. У банка очень серьезные проблемы, сомнительна жизнеспособность банка без внешней поддержки, помощи надзорного органа.
Краткосрочный долговой рейтинг
LC-1. Наивысшая категория; отражает очень высокую вероятность своевременной выплаты основного долга и начисленных процентов.
LC-2. Вторая высшая категория; отражает высокую вероятность своевременной выплаты основного долга и начисленных процентов, но несколько меньшую, чем в случае наивысшей категории.
LC-3. Низкая инвестиционная категория; отражает большую восприимчивость обязательств к внешним и внутренним негативным явлениям по сравнению с более высокими категориями, способность своевременно обслуживать сумму основного долга и процентов расценивается как достаточная.
LC-4. Самая низкая категория; этот рейтинг не инвестиционного, а спекулятивного типа.
NR. Данный символ показывает, что требование на выставление рейтинга не было получено, что информации, необходимой для выставления рейтинга, недостаточно.
Долгосрочный долговой рейтинг
AAA или LC-AAA. Показывает очень высокую способность своевременной выплаты основного долга и начисленных процентов.
AA или LC-AA. Показывает высокую способность своевременной выплаты основного долга и процентов, но с ограниченно возрастающим риском по сравнению с самой высокой категорией.
A или LC-A. Показывает высокую способность своевременной выплаты основного долга и процентов. Долги, относящиеся к этой категории, более чувствительны к негативным явлениям по сравнению с более высокими категориями.
BBB или LC-BBB. Низшая инвестиционная категория, показывает приемлемую способность выплаты основного долга и процентов по нему. Долги, относящиеся к этой категории, более чувствительны к негативным явлениям (внутренним и внешним) по сравнению с более высокими категориями.
Категории неинвестиционного типа (как правило, спекулятивного характера)
BB или LC-BBB. Не являясь инвестиционной категорией, эта категория предполагает, что вероятность дефолта значительно меньше по сравнению с более низкими категориями. Однако существует значительная неопределенность относительно способности адекватного обслуживания долгов.
B или LC-B. Высокая степень неопределенности относительно выплаты основной суммы долга и процентов и еще большая степень дефолта по сравнению с более высокими категориями. Негативные явления могут оказать плохое влияние на способность своевременной выплаты основной суммы долга и процентов.
CCC или LC-CCC. Высокая степень вероятности дефолта, небольшая способность противостоять дальнейшим негативным изменениям финансовых обстоятельств.
CC или LC-CC. Применяется к субординированным долгам по отношению к долгам с рейтингом CCC. В случае банкротства или реорганизации оказывается меньшая поддержка.
D или LC-D. Дефолт.
Долгосрочные рейтинги могут включать обозначения (+) или (-) для того, чтобы показать место расположения банка, страны, города внутри категории.
Что такое рейтинговые агентства, рейтинговые группы?
Рейтинговые агентства (англ. rating agencies) - международные и национальные аналитические службы, составляющие интегральные индексы риска экономических субъектов по степени надежности в качестве заемщиков.
Рейтинговые агентства и рейтинговые группы оценивают надежность разного рода долговых обязательств и составляют кредитные рейтинги (рейтинги платежеспособности) эмитентов - государство, район (регион), кредитное учреждение (банк), ценная бумага конкретного эмитента.
1.2 ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ
В каких организационно-правовых формах может создаваться банк?
Банк может создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия в установленном порядке. В Республике Беларусь могут создаваться в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь либо нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь универсальные банки, имеющие лицензию на осуществление всех видов банковских операций, а также специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных видов банковских операций.
Что такое устав банка?
Уставом банка регламентируется его деятельность. В уставе банка должны содержаться:
- наименование банка;
- указание на его организационно-правовую форму;
- сведения о местонахождении (юридический адрес) банка;
- перечень банковских операций и видов деятельности, разрешенных лицензией;
- сведения о размере уставного фонда;
- сведения об органах управления, в т.ч. исполнительных органах и органах внутреннего контроля, о порядке образования этих органов и их полномочиях.
Могут ли юридические лица небанковского сектора использовать в своем наименовании слово "банк"?
Юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в установленном порядке, не могут использовать в своем наименовании слово "банк", за исключением лиц, получивших от Национального банка Республики Беларусь лицензию на осуществление банковских операций.
Какие требования предъявляются к уставному фонду банка на стадии его формирования?
Уставный фонд банка состоит из стоимости вкладов его учредителей (участников) и представляет собой минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов банка.
Минимальный размер уставного фонда банка определяется Национальным банком Республики Беларусь.
При создании банка определенный Национальным банком Республики Беларусь размер его уставного фонда должен быть сформирован исключительно из денежных средств.
Для формирования уставного фонда банка могут быть использованы только собственные средства учредителей (участников) банка.
Под собственными средствами учредителя (участника) банка следует понимать приобретенные законным способом денежные средства или иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности либо в силу иного вещного права.
Для формирования и увеличения уставного фонда не могут быть использованы привлеченные денежные средства.
Вклад в уставный фонд не может быть внесен в виде имущества, право распоряжения которым ограничено в соответствии с законодательством.
Денежные вклады в уставный фонд банка вносятся как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте в установленном порядке. При этом весь уставный фонд должен быть объявлен в национальной валюте. Перерасчет иностранной валюты в национальную осуществляется по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату внесения вклада в уставный фонд.
Каков порядок формирования уставного фонда банка?
Уставный фонд банка должен быть сформирован в полном объеме до государственной регистрации банка.
Денежные вклады, вносимые в уставный фонд, подлежат перечислению на временный счет, открываемый учредителями банка в Национальном банке Республики Беларусь. Средства могут также аккумулироваться на временных счетах в другом банке только при условии перевода данных средств на эти счета через соответствующие корреспондентские счета указанного банка, открытые в Национальном банке Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь вправе начислять проценты по средствам, размещенным у него на временных счетах.
Какие документы необходимы для государственной регистрации банка?
Для государственной регистрации банка в Национальный банк Республики Беларусь, как правило, представляются:
- заявление о государственной регистрации;
- устав банка;
- выписка из протокола общего собрания учредителей (решение собственника имущества) об утверждении устава банка и кандидатур на должности исполнительных органов и главного бухгалтера банка;
- документы, подтверждающие формирование уставного фонда в полном объеме;
- копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также выданное налоговым органом подтверждение об исполнении учредителями - юридическими лицами обязательств перед бюджетом;
- информация об учредителях - физических лицах: копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, копия пенсионного удостоверения, заверенная органом социального обеспечения по месту жительства, а для неработающих - справка органа службы занятости;
- справка налогового органа на суммы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством;
- документ, подтверждающий право на размещение банка по его месту нахождения (юридическому адресу), указанному в учредительных документах;
- анкеты кандидатур на должности первых лиц (руководителей банка) и главного бухгалтера банка;
- документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд банка;
- бизнес-план;
- документы, подтверждающие наличие технических возможностей проведения банковских операций;
- платежный документ, подтверждающий факт оплаты за государственную регистрацию банка.
Для государственной регистрации банка в форме акционерного общества в Национальный банк Республики Беларусь дополнительно представляются следующие документы:
- нотариально удостоверенный учредительный договор банка;
- список учредителей (участников) с указанием размера их вклада и размера их долей в уставном фонде банка.
В течение какого срока принимается решение о государственной регистрации (отказе в регистрации) банка?
Решение о государственной регистрации банка или об отказе в его регистрации принимается Национальным банком Республики Беларусь в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления документов, необходимых для государственной регистрации банка.
Возможен ли отказ в государственной регистрации банка и каковы его основания?
Государственная регистрация банка не проводится в случае несформированного уставного фонда.
В государственной регистрации банка может быть отказано, как правило, если один из его учредителей на дату подачи заявления о государственной регистрации банка:
- является учредителем (участником) трех и более юридических лиц, за исключением акционерных обществ открытого типа и коммерческих организаций, осуществляющих преимущественно производственную деятельность;
- имеет задолженность по заработной плате и (или) платежам в бюджет или государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также является учредителем юридических лиц, имеющих задолженность по заработной плате и (или) платежам в бюджет или государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
- является общественным объединением, преследующим политические цели;
- является индивидуальным предпринимателем или учредителем (участником) юридического лица, в отношении которого принято решение о прекращении деятельности (ликвидации).
Государственная регистрация банка не производится также в случае несоответствия руководителей исполнительных органов или главного бухгалтера банка квалификационным требованиям.
В государственной регистрации может быть отказано при выявлении в представленных документах недостоверной информации.
Возможен ли отказ в государственной регистрации банка по мотивам нецелесообразности?
Отказ в государственной регистрации банка по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.
Может ли быть обжаловано решение Национального банка Республики Беларусь об отказе в государственной регистрации банка в судебном порядке?
Отказ в государственной регистрации банка либо непринятие Национальным банком Республики Беларусь в установленный срок решения о его государственной регистрации могут быть обжалованы в хозяйственном суде.
В какой форме происходит уведомление об отказе в государственной регистрации банка?
Национальный банк Республики Беларусь при принятии решения об отказе в государственной регистрации банка уведомляет его учредителей об этом в письменной форме в течение пяти календарных дней.
Причины отказа указываются в обязательном порядке.
Может ли банк открывать свои обособленные подразделения? Что понимается под обособленным подразделением банка?
Банк имеет право открывать свои обособленные подразделения.
Под обособленным подразделением принято понимать:
- филиал и отделение банка;
- структурные подразделения банка, его филиала (отделения): расчетно-кассовые центры, обменные пункты и др;
- представительство банка.
Что такое филиал (отделение) банка?
Филиалом (отделением) банка является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка и осуществляющее от его имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией на осуществление банковской деятельности.
Филиал (отделение) банка не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании положения, утверждаемого создавшим его банком, и генеральной доверенности на имя директора филиала (отделения).
Перечень филиалов (отделений) банка в обязательном порядке прилагается к уставу банка.
Какие документы необходимо представить в Национальный банк Республики Беларусь при создании филиала (отделения) банка?
Для создания филиала (отделения) банка на территории Республики Беларусь в Национальный банк Республики Беларусь представляются:
- заявление;
- выписка из протокола общего собрания учредителей (участников) банка о принятии решения о создании филиала (отделения) банка, если иное не предусмотрено уставом банка;
- положение о филиале (отделении) банка, утвержденное уполномоченным органом банка;
- сведения о профессиональной пригодности директора и главного бухгалтера филиала.
В течение какого срока Национальным банком Республики Беларусь рассматривается вопрос о создании филиала?
Вопрос о создании филиала (отделения) банка должен быть рассмотрен Национальным банком Республики Беларусь в тридцатидневный срок со дня подачи документов.
В каких случаях Национальный банк Республики Беларусь может отказать в создании филиала (отделения)?
Национальный банк Республики Беларусь вправе отказать в создании филиала (отделения) банка в следующих случаях:
- убыточности банка в течение последних трех месяцев до дня подачи документов, необходимых для создания филиала (отделения) банка;
- невыполнения банком экономических нормативов в течение последних трех месяцев до дня подачи документов, необходимых для создания филиала (отделения) банка;
- несоответствия положения о филиале (отделении) банка требованиям законодательства Республики Беларусь и уставу банка;
- нарушения установленного порядка его создания;
- недостаточности квалификации руководителя и главного бухгалтера филиала (отделения) банка, установленной специальной квалификационной комиссией Национального банка Республики Беларусь.
Возможен ли отказ в государственной регистрации филиала (отделения) банка по мотивам нецелесообразности?
Отказ в государственной регистрации филиала (отделения) банка по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.
Может ли быть обжаловано решение Национального банка Республики Беларусь об отказе в государственной регистрации филиала (отделения) банка в судебном порядке?
Отказ в государственной регистрации филиала (отделения) банка либо непринятие Национальным банком Республики Беларусь в установленный срок решения о его государственной регистрации могут быть обжалованы в хозяйственном суде.
В какой форме происходит уведомление об отказе в государственной регистрации филиала (отделения) банка?
Национальный банк Республики Беларусь при принятии решения об отказе в государственной регистрации филиала (отделения) банка уведомляет банк об этом в письменной форме в течение трех календарных дней. Причины отказа указываются в обязательном порядке.
Что такое структурное подразделение банка, его филиала (отделения)?
Банк, его филиалы (отделения) могут создавать структурные подразделения (расчетно-кассовые центры, осуществляющие расчетное и (или) кассовое обслуживание клиентов, пункты обмена валют и др.), расположенные вне места нахождения банка, его филиалов (отделений) и не имеющие самостоятельного баланса.
Что такое представительство банка-резидента?
Представительством банка-резидента является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка, представляющее его интересы и осуществляющее их защиту.
Представительства банка-резидента могут создаваться как в Республике Беларусь, так и за ее пределами.
Для открытия представительства на территории Республики Беларусь банк разрабатывает положение о представительстве и предварительно уведомляет Национальный банк Республики Беларусь об открытии представительства.
Порядок открытия представительства банка-резидента за пределами Республики Беларусь будет рассмотрен ниже.
Имеют ли иностранные банки право на открытие своего представительства в Республике Беларусь?
Иностранный банк вправе открывать представительства на территории Республики Беларусь. Представительство иностранного банка осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного создавшим его банком. Представительство иностранного банка не вправе осуществлять банковские операции.
Каковы особенности открытия дочерних банков, филиалов и представительств банков-резидентов за пределами Республики Беларусь?
Открытие дочерних банков, филиалов банков-резидентов за пределами Республики Беларусь, а также участие банков-резидентов в иностранных банках осуществляются с разрешения Национального банка Республики Беларусь.
Открытие представительств белорусских банков за рубежом осуществляется после предварительного уведомления Национального банка Республики Беларусь.
Открытие дочернего банка, филиала банка-резидента за пределами Республики Беларусь происходит на основании разрешения Национального банка Республики Беларусь.
Решение о выдаче разрешения или об отказе на открытие дочернего банка, филиала банка-резидента, а также на участие банка-резидента в иностранном банке должно быть принято Национальным банком Республики Беларусь в тридцатидневный срок со дня подачи документов.
Какие документы представляются в Национальный банк Республики Беларусь для получения разрешения на открытие дочерних банков, филиалов банков-резидентов за пределами Республики Беларусь?
В Национальный банк Республики Беларусь для получения разрешения на открытие дочерних банков, филиалов банков-резидентов за пределами Республики Беларусь представляются:
- заявление;
- решение соответствующего органа банка об открытии дочернего банка, филиала банка либо об участии банка Республики Беларусь в иностранном банке;
- экономическое обоснование по объекту ходатайства;
- документы, определяющие правовой статус дочернего банка, филиала банка, либо об участии банка Республики Беларусь в иностранном банке;
- разрешение республиканского органа государственного управления фондовым рынком на приобретение ценных бумаг иностранных эмитентов в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
- платежный документ, подтверждающий внесение платы за выдачу разрешения.
Что является основанием для отказа в выдаче разрешения на открытие дочерних банков, филиалов банков-резидентов за пределами Республики Беларусь?
Основаниями для отказа в выдаче разрешения на открытие дочерних банков, филиалов банков-резидентов за пределами Республики Беларусь либо на участие банка Республики Беларусь в иностранном банке, как правило, являются:
- убыточность банка в течение последних трех месяцев до дня подачи документов, необходимых для выдачи разрешения;
- невыполнение банком экономических нормативов в течение последних трех месяцев до дня подачи документов, необходимых для получения разрешения.
Основаниями для отказа в выдаче разрешения на участие банка Республики Беларусь в иностранном банке также являются:
- несоблюдение норматива участия банка в инвестиционной деятельности;
- отсутствие разрешения республиканского органа управления фондовым рынком на приобретение ценных бумаг иностранных эмитентов в случаях, предусмотренных законодательством.
Может ли быть обжалован отказ в выдаче разрешения на открытие дочерних банков, филиалов банков-резидентов за пределами Республики Беларусь?
Отказ в выдаче разрешения на открытие дочерних банков, филиалов банков-р ...........
Страницы: [1] | 2 |
|