Главная   Добавить в избранное Региональная экономика | контрольная работа


Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады - скачать бесплатно Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады и т.п - скачать бесплатно.
 Поиск: 


Категории работ:
Рефераты
Дипломные работы
Курсовые работы
Контрольные работы
Доклады
Практические работы
Шпаргалки
Аттестационные работы
Отчеты по практике
Научные работы
Авторефераты
Учебные пособия
Статьи
Книги
Тесты
Лекции
Творческие работы
Презентации
Биографии
Монографии
Методички
Курсы лекций
Лабораторные работы
Задачи
Бизнес Планы
Диссертации
Разработки уроков
Конспекты уроков
Магистерские работы
Конспекты произведений
Анализы учебных пособий
Краткие изложения
Материалы конференций
Сочинения
Эссе
Анализы книг
Топики
Тезисы
Истории болезней


 





Региональная экономика - контрольная работа


Категория: Контрольные работы
Рубрика: Экономика и экономическая теория
Размер файла: 91 Kb
Количество загрузок:
118
Количество просмотров:
4732
Описание работы: контрольная работа на тему Региональная экономика
Подробнее о работе: Читать или Скачать
Смотреть
Скачать


в пределах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Значительная часть Ямало-Ненецкого АО находится за Полярным кругом. Сравнительно благоприятные почвенные и климатические условия, характерные для лесостепной и степной территорий Урала и Тюменской области, создают необходимые предпосылки развития аграрно-промышленного потенциала в регионе. Значительны водные и лесные ресурсы региона.

Недра региона богаты разнообразными полезными ископаемыми, среди которых нефть, газ, уголь, железные руды, хромиты, медь, бокситы, алмазы, золото, платина, драгоценные и поделочные камни, асбест, графит, тальк, кварциты, сырье для производства разнообразных строительных материалов.

Округ имеет сравнительно развитую транспортную сеть, особенно в пределах Среднего и Южного Урала, а также юга Тюменской области.

Эксплуатационная длина железных дорог общего пользования - 8,6 тыс. км при плотности железнодорожных путей 52,5 км на 10 тыс. кв. км территории; протяженность автомобильных дорог - 34,3 тыс. км, при плотности - 55,9 км на 1000 кв. км Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.86.

Протяженность внутренних судоходных путей (реки Обь, Иртыш и др.) наиболее значительна в Тюменской области (9,8 тыс.км), из них в Ханты-Мансийском округе - 4,8 тыс. и в Ямало-Ненецком - 3,7 тыс. кв. км. В Курганской области внутрирайонные перевозки осуществляются по реке Тобол, в Удмуртской Республике - по реке Каме, на северо-востоке Свердловской области - по реке Тавда. Через водные пути Тюменской области осуществляется связь регионов, тяготеющих к Транссибирской магистрали, с северными территориями округа и морями Северного Ледовитого океана. Удобное географическое положение округа на стыке европейской и восточной частей страны обусловило эффективность его экономических связей со всеми регионами РФ, которые еще более усилятся после развития системы железных дорог транспортного коридора по направлению Урал - Северо-Запад - Север, а также скоростных автомагистралей Запад - Восток.

Географическое положение северных территорий Тюменской области, и в частности Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, позволяет осуществлять их транспортное обслуживание морским флотом по Северному морскому пути.

Общая характеристика хозяйства

Роль УФО в национальной экономике страны характеризуется следующими данными (в % от общероссийских показателей): территория - 10,5, численность населения - 8,7, среднегодовая численность занятых в экономике - 9,0, ВРП - 14,0, объем промышленной продукции - 19,4, сельского хозяйства - 6,3, растениеводства - 5,7, животноводства - 7,0, стоимость основных фондов в экономике - 13,5, инвестиции в основной капитал - 22,5, розничный товарооборот - 7,2, поступление налоговых платежей и сборов в бюджетную систему России - 17,8, в федеральный бюджет - 15,8, иностранные инвестиции - 8,6, экспорт - 21,2, импорт - 6,3.

Регион располагает значительным человеческим потенциалом, очень неравномерно распределенным по территории округа. Численность населения в 2001 г. составила 12 564,6 тыс. человек, хотя в 1992 г. она была на уровне 12 658,0 тыс. человек. Негативная динамика была обусловлена отрицательными показателями естественного прироста. В 1999 г. в целом по округу естественная убыль составила 5;5. в 2000 г - 4,4 человек на 1000 населения. Стабилизация численности населения обусловлена высоким миграционным приростом но всем субъектам РФ региона, особенно в период 1994-1999 IT Согласно неполным данным, ко состоянию на начало 2000 г только число зарегистрированных вынужденных переселенцев и беженцев превысило 145 тыс человек. Миграционный прирост населения обусловлен наличием в регионе развитого хозяйственного потенциала Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.89.

В УФО размешается мощный промышленный потенциал В 1999 г здесь произведено 14,4% электроэнергии, 68,3 - нефти, включая газовый конденсат, 2,1 - первичной переработки нефти, 91,5 - естественного газа (природного и нефтяного), 2,8 - угля, 35,2 - готовою проката черных металлов, 6,5 - синтетических смол и пластических масс, 21,3 - металлорежущих станков, 10 - грузовых и легковых автомобилей, 2,4 - холодильников, 8,6 - вывозки древесины, 12 - пиломатериалов, 6,9 - кирпича строительного, 5,9 - цемента, 0,5 - тканей всех видов, 1,8 - обуви, 7,6 -мяса (промышленная переработка) 10,5% цельномолочной продукции (в пересчете на молоко).

В отраслевой структуре промышленности региона преобладают отрасли топливно-энергетического, металлургического и машиностроительного комплексов, а также пищевой промышленности.

Главное богатство региона - нефтяные и газовые запасы Тюменской области. В силу этого регион является достаточно привлекательным для иностранных предпринимателей. Иностранные инвестиции преимущественно направлялись в нефтяную и газовую промышленность, черную и цветную металлургию и в меньшей мере - в химическую и нефтехимическую промышленность и машиностроение.

Специфика промышленного потенциала УФО обусловлена преобладанием в структуре промышленного производства крупных предприятий машиностроения и металлообработки (как гражданских отраслей, так и ВПК, что определило особую сложность его адаптации к условиям переходного периода и отказа от планового управления из центра Эти обстоятельства, а также быстрый рост материальных, энергетических и транспортных затрат привели к резкому падению объемов производства и снижению его рентабельности.

Значительное развитие получили сферы науки и высшей школы. На начало 2000 г. здесь размещались 281 организация, выполняющие исследования и разработки (6,9% их числа в РФ), в которых было занято 51,3 тыс. человек (5,9%), 88 вузов (9,8%) с числом студентов 358,4 тыс. человек (8,8%). Число аспирантов возросло до 4,6 тыс. человек (4,3% их числа в РФ) Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.90.

Кризисные явления в экономике региона вызвали резкое ухудшение использования достаточно мощного трудового потенциала региона. В 2000 г. из 7103 тыс. человек экономически активного населения число занятых в экономике составило лишь 6217 тыс. человек,

К началу 2000 г. общая численность безработных в регионе достигла 895 тыс. человек. При этом безработные отличались достаточно высоким образовательным уровнем. К 2000 г. численность не занятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, составила 118,2 тыс. человек.

1.4.7. Сибирский федеральный округ

В состав СФО (с центром в Новосибирске) включены субъекты РФ, расположенные в Восточно-Сибирском экономическом районе, а также Западно-Сибирском экономическом районе (за исключением Тюменской области, которая вошла в состав Уральского федерального округа).

СФО охватывает 5114,9 тыс. кв. км (29,9% территории страны); численность его населения на начало 2000 г. - 20 792 тыс. человек (14,2%).

По размерам территории регион занимает 2-е место после Дальневосточного федерального округа, по численности населения - лишь 5-е место. Сеть городских поселений региона включает 132 города и 292 поселка городского типа.

Регион отличается недостаточной степенью транспортной обеспеченности. Эксплуатационная длина железных дорог составляет 15,0 тыс. км, а плотность железнодорожных путей общего пользования на 10 тыс. кв. км - 2,9 км. Протяженность автомобильных дорог - 89,4 тыс. км при плотности автодорог с твердым покрытием на 1000 кв. км территории - 17,5 км. Плотность автодорог с твердым покрытием колеблется в широких пределах от 5,5 км на 1000 кв. км территории в Красноярском крае до 59 км в Кемеровской области.

Наряду с этим практически регион Сибири обладает развитой сетью внутренних судоходных путей. Наиболее крупные судоходные реки - Обь, Иртыш, Ангара, Енисей, Лена, Витим, Селенга с многочисленными притоками. Наличие обширной сети водных путей позволяет осуществлять внутренние грузовые и пассажирские перевозки в пределах территории региона и через Карское море входить в сферу действия Северного морскою пуки как одной из важнейших транспортных коммуникаций страны, имеющей огромное стратегическое и экономическое значение для развития северных территорий Сибири и Дальнего Востока.

На севере Красноярского края, в пределах Таймырского (Долгано-Ненецкою) автономного округа, омываемого Карским морем и морем Лаптевых, расположены порты Дудинка, Диксон, Хатанга. Северная часть региона зависит от регулярного обслуживания морским флотом по Северному морскому пути, который обеспечивает значительную часть северного завоза и вывоза продукции цветной металлургии из Норильска и лесною комплекса. В настоящее время все большее значение приобретает необходимость круглогодичного использования Северного морского пути для перевозок из Атлантического в Тихий океан.

Транспортная обеспеченность территории региона существенно улучшится в результате завершения строительства Байкало-Амурской магистрали, имеющей уникальное значение для дальнейшего освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока, обладающих богатейшими минерально-сырьевыми и лесными ресурсами. Ввод этой магистрали существенно усилит транзитное значение региона по направлению Запад - Восток с выходом в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. К началу 2001 г. По этому пути прошло из Азии в Европу 41274 контейнера. При этом была обеспечена полная сохранность грузов.

Роль транспортной системы региона еще более возрастет в результате развития международного транспортного коридора «Транссио» (Азия - Россия - Европа) с тремя ответвлениями на Казахстан и Китай. Корейский полуостров, Монголию.

Природные условия и ресурсы. Территория региона отличается разнообразными природными условиями, характерными для тайги, лесостепной и частично степной зон, а также горных районов. Большая часть Республики Алтай, вплоть до границы с Казахстаном и Монголией, находится в пределах Алтайских гор Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.94.

Главными составными элементами национального богатства региона являются топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы. Регион занимает 1-е место в стране по разведанным запасам энергетического и коксующегося каменного угля высокого качества, значительны запасы нефти и природного газа, железных, свинцово-цинковых, марганцевых и хромовых руд, титана, магния, золота, редких металлов, поделочных цветных камней, поваренной и глауберовой соли, фосфоритовых и нефелиновых руд, цементного сырья.

Ресурсы минерального сырья в Республике Алтай представлены цветными и редкими металлами, ртутью, золотом, поделочными цветными камнями. В Алтайском крае помимо месторождений цветных и редких металлов и поделочных цветных камней выявлены значительные запасы поваренной и глауберовой соли и соды, в Кемеровской области - каменного угля, железных, фосфоритовых и нефелиновых руд, горючих сланцев, золота, в Новосибирской области - каменного угля, торфа, нефти и природного газа, в Омской области - нефти, природного газа, бурого угля, торфа, в Томской области - нефти, природного газа, руд черных и цветных металлов, химического сырья. Во всех областях региона значительны ресурсы нерудного сырья для производства разнообразных строительных материалов.

Значителен аграрный потенциал региона. Общая площадь сельскохозяйственных угодий, используемых землепользователями, занимающимися сельскохозяйственным производством в регионе, составляет 29 473 тыс. га (14,9% уровня РФ), в том числе пашня - 16 877 тыс. га (14%). По этим показателям регион занимает 3-е место после Поволжья и Урала. Наибольшими площадями плодородных сельскохозяйственных земель располагают Омская и Новосибирская области и Алтайский край, в меньшей мере - Кемеровская область.

Район отличается значительными водными ресурсами, обеспечивающими практически любые возможности промышленного и хозяйственно-бытового водоснабжения. Между тем в перспективе можно ожидать ухудшения этих условий, а также отрицательных экологических последствий прежде всего на территориях Омской и Новосибирской областей, тяготеющих к бассейну Иртыша, в связи с форсированным строительством в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая канала Иртыш - Каранай Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.95.

Общая характеристика хозяйства

Роль СФО в экономике страны характеризуется следующими данными (за 2000 г. в % к общероссийским показателям): территория - 30, численность населения - 14,3, среднегодовая численность занятых в экономике - 13,6, ВРП - 12,2, стоимость основных фондов в экономике (на конец года) - 13,5, объем промышленной продукции - 13,2, объем продукции сельского хозяйства - 16,1, растениеводства - 16,0, животноводства - 16,2, розничный товарооборот - 11,1, поступление налоговых платежей и сборов в бюджетную систему России - 8,8, в федеральный бюджет - 7,0, инвестиции в основной капитал - 8,0, иностранные инвестиции - 10,3, объем экспорта - 11,7, объем импорта - 7,7.

Юг Западной Сибири - крупнейший в стране производитель каменного угля, важный регион страны по развитию черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

Развитие хозяйства региона, отличающегося преобладанием энергоемких отраслей, лимитируется недостатком мощностей электроэнергетики, которые не в состоянии полностью обеспечить быстрорастущее электропотребление. В 1999 г. в регионе было произведено лишь 55,6 млрд кВт * ч электроэнергии (6,6% уровня РФ).

Решение проблемы энергообеспечения региона целесообразно за счет передачи электроэнергии из Восточной Сибири и наращивания мощностей местных источников энергоснабжения. Существенное значение для развития электроэнергетики региона будут иметь ввод в действие линии электропередач 1150 кВт Барнаул - Итат, новых мощностей на Томской ТЭЦ (140 мВт), газотурбинной станции в Барнауле мощностью 250 мВт электрической и 200 гкл тепловой энергии. Предлагается возведение нескольких мини-ГЭС на горных реках края и использование ветряных и солнечных электростанций, а также строительство ряда новых городских теплоэлектроцентралей и крупных котельных.

Инновационная политика в электроэнергетике региона должна быть направлена на реконструкцию станций, применение нового оборудования с улучшенными энергетическими и экологическими характеристиками, повышение эффективности использования электро- и тепловой энергии Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.96.

Добыча нефти в настоящее время осуществляется в Томской области, где в 2000 г. было добыто 6,9 млн т. Имеются проблемы загрязнения окружающей среды, поскольку многие действующие производства не оснащены современными очистными установками для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов и сточных вод предприятий и объектов коммунального хозяйства, все это способствовало возникновению во многих городских поселениях региона крайне неблагоприятной экологической ситуации. Результатом этого стал высокий уровень заболеваемости населения, который в 1999 г. составил в Республике Алтай - 717,4, Алтайском крае - 597,6, Новосибирской области - 638,3, Омской области - 720,2 и Томской области - 756,4 заболеваний у зарегистрированных больных с впервые установленным диагнозом на 1000 населения.

Средства, затрачиваемые в регионе на охрану водных ресурсов и атмосферного воздуха, явно недостаточны для достижения сколько-нибудь позитивного эффекта. При этом далеко не все городские поселения, отличающиеся высоким уровнем загрязнения воздуха и местных водных источников, стали объектом пристального внимания экологических властей региона и РФ.

Необходимо принять меры по радикальной защите воздушного бассейна прежде всего в городах Кемеровской области, которая лидирует в регионе по величине выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (951 тыс. т в 1999 г.), а также в Алтайском крае (258 тыс.), Новосибирской (208 тыс.) и Омской областях (269 тыс. т). В Томской области, где этот показатель был ниже (140 тыс. т), в отдельных городских поселениях вредные выбросы в атмосферу все еще значительны. Об этом свидетельствует лидерство этой области по величине заболеваемости населения.

В целях сохранения легкоранимой северной природы необходимо создавать в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера зоны традиционного природопользования, а также полностью реализовать намеченные меры по содержанию государственных природных заповедников, по улучшению финансового и организационно-технического обеспечения полярных гидрометеорологических станций Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. В существенном улучшении нуждаются система авиационной охраны оленьих пастбищ от пожаров, а также развитие научно-исследовательских работ по изучению и использованию популяции дикого северного оленя Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.97.

В последние годы в регионе имеет место снижение объема иностранных инвестиций с 1,3 млрд до 1,1 млрд долл., что составляет около 10% общероссийского показателя. В перспективе регион может сохранить свою роль во внешнеэкономической деятельности страны за счет развития экспортно-ориентированных отраслей топливно-энергетического комплекса, цветной металлургии, лесопромышленного комплекса и предприятий ВПК. Неотложной задачей является развитие пищевой и легкой промышленности, сферы услуг, растениеводства и животноводства.

Актуальной задачей является разработка новой научно обоснованной государственной стратегии развития Сибири, охватывающей территории Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов.

1.4.8. Дальневосточный федеральный округ

В состав ДВФО включены Республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская область (включая Корякский автономный округ), Магаданская и Сахалинская области.

По размерам своей территории (6215,9 тыс. кв. км) округ лидирует среди всех регионов РФ, охватывая 36,4% всей площади страны. Однако по численности населения, которое составило на начало 2000 г. 7160 тыс. человек, или 4,9% к общероссийскому показателю, регион существенно уступает всем другим регионам России. Это обусловило весьма низкую степень заселенности территории региона (плотность его составляет 1,2 человека на 1 кв. км) и недостаточно развитую сеть городских поселений (70 городов, 255 поселков городского типа). Удельный вес городского населения на 1 января 2000 г. - 75,9% и сельского - 24,1%.

Особенностью территории региона является крайне низкая обеспеченность железнодорожными путями общего пользования (протяженность 8337 тыс. км при плотности 13 км на 10 000 кв. км) и автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием (36 971 тыс. км при плотности 11 км на 1000 кв. км). Регион пересекает Транссибирская железнодорожная магистраль, являющаяся составной частью международного транспортного коридора «Транссиб» (Азия - РФ - Европа), имеющего ответвления на Казахстан и Китай, Корейский полуостров, Монголию. По территории Амурской области проходит часть Байкало-Амурской магистрали и ее меридиональный участок Бамовское - Тында - Беркакит. Продолжается строительство Амуро-Якутской железнодорожной магистрали от станции Нерюнгри (БАМ) до Якутска, которая в настоящее время достигла Алдана, что составляет примерно половину ее протяженности Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.98.

ДВФО - один из наиболее важных в стратегическом отношении регионов страны, военно-морской форпост России в Тихоокеанском регионе.

Регион омывается с севера и северо-востока Морем Лаптевых, Восточно-Сибирским и Чукотским морями, с востока - Беринговым, Охотским и Японским морями. В состав региона входят такие крупные острова, как Новосибирские, Медвежьи, Врангеля, Сахалин, Курильские, Командорские. Приморское положение региона обусловило особое значение для его обслуживания морского транспорта, осуществляющего как внутренние, так и внешние грузовые и пассажирские перевозки. Значительное развитие получили морские порты, среди которых вьщеляются Владивосток, Находка, Восточный порт, Посьет (Приморский край), Ванино и Охотск (Хабаровский край), Южно-Сахалинск и Холмск (Сахалинская область), Петропавловск-Камчатский, Усть-Камчатск, Корф (Камчатская область), Магадан (Магаданская область), Тикси, Певек, Анадырь, Провидения, Беринговский (Якутия и Чукотский АО). Огромную роль в обеспечении внутрирайонных связей играет водный транспорт. Протяженность внутренних судоходных путей в регионе превышает 15 тыс. км. Река Амур вместе с притоками образует речную сеть длиной 7,5 тыс. км, охватывающую территории Еврейской автономной области, Хабаровского края и Амурской области, достигая Сахалинского залива в южной части Охотского моря. Важную роль в обслуживании отдаленных районов Якутии играют реки Лена и Индигирка, река Колыма в Магаданской области. В ДВФО получил значительное развитие воздушный транспорт, обеспечивая круглогодичные грузовые и пассажирские перевозки в труднодоступные северные районы и островные территории.

Место ДВФО в экономике страны обусловлено, прежде всего, наличием уникальных, имеющих мировое значение минерально-сырьевых, топливно-энергетических, лесных и морских биологических ресурсов. В регионе выявлено свыше 70 видов полезных ископаемых, среди которых особо выделяются алмазы, золото, серебро, молибден, титан, вольфрам, сурьма, ртуть, олово, железные, медные, свинцово-цинковые и алюминиевые руды, редкие и рассеянные элементы в комплексных рудах, горно-химическое и камнесамоцветное сырье, угли энергетические и коксующиеся, нефть, природный газ. Значительны водные и гидроэнергетические ресурсы, запасы термальных вод, а также минеральных источников. Огромную ценность представляют измеряемые миллионами тонн ресурсы биологического сырья дальневосточных морей Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.101.


Значительны лесные ресурсы. Общая площадь лесного фонда ДВФО достигает 415,7 млн га (42,5% общероссийской, 1-е место в стране), из нее покрытая лесом - 248,2 млн га (37,8%, 1-е место), лесистость - 45,3%, (2-е место после Восточной Сибири), общий запас древесины на корню - 20 450 млн куб. м (28%, 2-е место). Наиболее крупные ресурсы древесины сосредоточены на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев и Амурской области. В зоне тайги преобладают даурская лиственница, сосна, ель, пихта. Ценные лиственные породы распространены в основном на юге Приморского края. 85% запасов древесины представлены хвойными породами, из них 62% приходится на лиственницу. Современная ситуация характеризуется слабой постановкой дела по уходу и воспроизводству лесных ресурсов, охране от пожаров и браконьеров, недобросовестных пользователей.

Сельскохозяйственные угодья региона оцениваются в 5724 тыс. га, из них на пашню приходится 2657 тыс. га. Сельское хозяйство получило недостаточное развитие в регионе, что обусловлено суровыми климатическими условиями и небольшими площадями земель сельскохозяйственного назначения, особенно в Республике Саха (Якутия), Магаданской, Сахалинской и Камчатской областях, Чукотском автономном округе. Более благоприятные условия для сельскохозяйственного производства характерны для ряда южных регионов ДФО: Еврейской автономной области, Амурской области, Хабаровского и Приморского краев.

Общая характеристика хозяйства

Роль ДВФО в экономике страны в 2000 г. может быть охарактеризована следующими показателями (удельный вес в % к показателям РФ): территория - 36,4, численность населения - 4,9, среднегодовая численность занятых в экономике - 5,0, ВРП - 6,2, основные фонды в экономике - 6,4, объем промышленной продукции - 5,8, продукция сельского хозяйства - 3,4, растениеводства - 3,3, животноводства - 3,5, розничный товарооборот - 4,0, инвестиции в основной капитал - 4,3, поступление налогов и сборов в бюджетную систему России - 3,6, в федеральный бюджет - 2,7, инвестиции в основной капитал - 4,3, иностранные инвестиции - 5,3, объем экспорта - 3,7, объем импорта - 2,2 Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.102.

В настоящее время на территории региона размещаются 6,4% всех основных фондов страны, 5,4 - основных фондов отраслей, производящих товары, 6 - промышленности, 3,5 - сельского хозяйства, 7,7 - строительства 7,1 - основных фондов отраслей, оказывающих рыночные и нерыночные услуги, из них транспорт - 9,5%.

В 2000 г. в регионе функционировали 48 вузов (4,4% их количества в стране) с числом студентов - 173,0 тыс. человек (4,2%). На 10 000 населения приходился 241 студент (5-е место среди регионов РФ) при среднем показателе по стране 229 человек. В регионе насчитывалось 154 организации, выполняющие исследования и разработки (3,8%), с численностью персонала 13,9 тыс. человек (1,5%).

В ДВФО создан развитый промышленный потенциал. К 2000 г. здесь производилось всей промышленной продукции страны - 5,9%, продукции цветной металлургии - 15 (3-е место после Уральского и Восточно-Сибирского регионов), электроэнергетики - свыше 8 (5-е место), пищевой промышленность - около 10 (3-е место), микробиологической - 7 (3-е место), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной - 5,5 (6-е место), топливной промышленности - 4, промышленности строительных материалов - 3,7, стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности - 2,4, медицинской - 2,6, машиностроения и металлообработки - около 2, черной металлургии - 0,1, прочих отраслей промышленности - 11%.

В структуре промышленности особо выделяются цветная металлургия (34,5%), электроэнергетика (13,8), пищевая промышленность (25,6), в основном за счет рыбной промышленности, топливная промышленность (10), машиностроение и металлообработка (6,6%). На долю лесной, деревообрабатывающей и целлюлозной промышленности, несмотря на то, что они опираются на уникальную сырьевую базу, приходится 4,1% производства промышленной продукции. Слабо развиты черная металлургия, химическая и нефтехимическая (0,7%) и особенно легкая (0,4%) промышленность. Недостаточное развитие получила промышленность строительных материалов (1,5%). В машиностроительном комплексе ведущее место занимают судостроительная и судоремонтная, электротехническая, авиационная промышленность, приборостроение, подъемно-транспортное машиностроение, производство бурового оборудования Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.103.

ДВФО - один из трех ведущих (наряду с Уральским и Сибирским) регионов страны по производству цветных металлов, лидер в развитии рыбной промышленности, крупный лесопромышленный регион.

Особое значение для региона имеет развитие отраслей хозяйства океанического направления - морской транспорт и строительство, добыча рыбы и морепродуктов, рыбная промышленность, судостроение и судоремонт. Первенствует в этих сферах Приморский край, в котором на долю таких отраслей приходится более /3 совокупного валового продукта, за ним следуют Хабаровский край, Камчатская, Магаданская и Сахалинская области.

Несмотря на уникальные потенциальные возможности развития экономики ДВФО, обусловленные наличием богатейших природных ресурсов, преимуществами географического положения и весьма важной ролью в народном хозяйстве страны, его современное социально-экономическое состояние нельзя признать благоприятным. Достигнутые в результате колоссальных усилий и затрат определенные успехи в хозяйственном освоении территорий этого важного для судеб страны региона и развитии его экономического потенциала и социальной сферы стали размываться в условиях перехода к рыночным отношениям.

Следует ускорить принятие крайне необходимого Закона «Об арктической зоне России». В рамках Федеральной программы, предусматривающей меры по возрождению торгового флота страны, необходимо активизировать работы по реконструкции и наращиванию мощностей морских портов и улучшению транспортных подходов к ним в регионе. Важной проблемой является пополнение морского флота региона судами усиленного ледового класса.

Необходимость развития межрегиональных и внешнеэкономических связей предопределяет приоритетность форсирования работ по строительству трансконтинентальной автомобильной трассы Центр - Дальний Восток, которая вместе с транспортными коридорами Москва - Варшава - Минск - Берлин и Северо-Запад - Урал послужит эффективной альтернативой разрабатываемому в настоящее время европейским сообществом и США проекту строительства автомагистралей в обход России по транспортной дуге от Балтийского к Черному и Каспийскому морям и далее - к Индийскому океану и Китаю. Это позволит избежать опасности вытеснения России из процесса развития международных транспортных коридоров, лишения ее важных в стратегическом и экономическом отношениях транспортно-географических преимуществ. Следует ускорить строительство автодороги Чита - Хабаровск Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.104.

В существенном развитии и усилении внутренних и внешних связей ДВФО нуждается воздушный транспорт, который в межнавигационный период становится единственным средством сообщения с материковой частью России и между частями региона. Особо важное значение эта проблема имеет для территорий Республика Саха (Якутия), Магаданской, Сахалинской и Камчатской областей, Чукотского автономного округа, северной части Хабаровского края, где в существенном улучшении нуждаются наземная инфраструктура воздушного транспорта, а также материальная часть обслуживающих их авиакомпаний.

Для развития экономики и расширения внешнеэкономической деятельности ДВФО большое значение может иметь развитие особых экономических зон прежде всего в Сахалинской и Камчатской областях и Приморском крае. Установление режима особой экономической зоны в Магаданской области способствовало развитию ее производительных сил, повышению эффективности производства. Определенный интерес вызывает проект создания в г. Находке (Приморский край) в районе глубоководного порта Восточный российско-корейского технопарка стоимостью около 800 млн долл. для размещения производственных помещений и офисов, в которых заинтересованы ведущие азиатские компании.

Вопрос 2. Система инструментов активного воздействия государства на ход социально-экономического развития региона

Система инструментов активного воздействия государства на экономическое развитие региона включает: программирование регионального развития, разработку и реализацию бюджета региона, включая налоговую систему региона и бюджет развития Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.274.

2.1. Программирование регионального развития

Программирование развития экономики региона означает разработку и реализацию специальных документов, описывающих цели, процедуру и мероприятия и средства решения наиболее актуальных проблем регионального развития.

Программирование знаменует активное участие властных структур не только в опосредованном (косвенном) воздействии на экономические процессы, но и в непосредственном управлении ходом общественного воспроизводства. Этот процесс имеет место во всех развитых странах мира.

В основу программно-целевого подхода как инструмента проведения региональной администрацией целенаправленной политики по решению проблем региона должна быть положена система программ, которые реализуются либо государственными органами разного уровня, либо частными компаниями при государственной поддержке.

Целевые программы представляют собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Существуют федеральные, региональные и отраслевые программы. Региональным программам в случае их важности может присваиваться статус федеральных. Федеральные целевые программы являются важнейшим средством реализации структурной политики государства, активного воздействия властных структур на ход экономических процессов для достижения конечных социально-экономических целей Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594..

Структурными элементами программно-целевого подхода в регулировании регионального развития являются установление целей социально-экономического развития; разработка мероприятий, которые направлены на достижение этих целей; обеспечение согласования целей и мероприятий; ресурсное обеспечение намечаемых мер Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.275.

В качестве целевых установок регионального развития могут выступать задачи как общерегионального уровня (например, повышение эффективности функционирования экономики региона путем развития производственной инфраструктуры или создание условий для широкого развития предпринимательства), так и более узкого и частного характера (например, решение продовольственной проблемы, прорыв на мировой рынок с товарами определенного вида).

Наиболее сложной проблемой является разработка программы комплексного развития экономики и социальной сферы региона как целостного образования, поскольку в этом случае необходимо учесть все многообразие ограничений на экономическое развитие региона, а именно: состояние природного фактора, современную социально-демографическую ситуацию, прогноз социальной напряженности в регионе и пр. Принципиальное значение имеет положение о том, что для стабильного развития региона нельзя ограничиваться только решением задач, имеющих преимущественно оперативный характер и связанных с функционированием жизнеобеспечивающих систем и объектов. Необходимо решать задачи стратегического порядка, призванные обеспечить совершенствование (модернизацию) экономики базы, развитие социальной среды.

В качестве обязательных выдвигаются следующие структурные элементы региональной комплексной программы:

* промышленная политика (подпрограмма модернизации экономики и реструктуризации предприятий);

* строительная политика (подпрограмма развития региональной инфраструктуры, реконструкция коммуникаций);

* социальная политика (подпрограмма развития образования, здравоохранения, культуры).

Процедура разработки комплексных региональных программ опирается на апробированную и. общепринятую в мировой практике схему и предусматривает следующую последовательность действий:

* анализ социально-экономической ситуации в регионе, выявление проблем, определение их актуальности и социальной значимости;

* формулировка проблем, подлежащих программному решению, анализ ограничений проблемы, прогноз ее состояния в будущем;

* выделение основных целей, их ранжировка, построение «дерева целей»;

* поиск возможных путей решения проблемы (разработка максимального количества альтернатив), оценка и отбор альтернатив (выбор оптимального решения);

* детализация и уточнение отобранных альтернатив;

* разработка взаимосвязанной совокупности мероприятий программы;

* разработка рекомендаций по реализации программы, оценка последствий реализации программы Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.276.

Ресурсное обеспечение программ осуществляется на основе рассмотрения бюджетных заявок, которые содержат обоснование затрат на реализацию федеральных целевых программ и иных федеральных нужд в данном году. Вопрос о выделении финансовых и иных ограниченных ресурсов на реализацию федеральных программ решается по рекомендации Министерства экономического развития и торговли, а также Министерства финансов на основе проектов бюджетных заявок, исходя из прогноза социально-экономического развития и проекта государственного бюджета.

Программа должна иметь четко фиксируемые начало и конец; при этом сроки программы позволяют осуществлять контроль за ее реализацией и оценить ее выполнение.

Программа, как правило, реализуется в несколько этапов. Дело в том, что с помощью данного метода управления задачи обычно решаются один раз и впервые в данной постановке, что предполагает несколько равновероятностных исходов. В свою очередь, последнее обстоятельство заставляет разрабатывать запасные варианты решения проблемы в случае неудачи на отдельных этапах реализации программы. В связи с этим широко применяется сетевое планирование.

Методический инструментарий программно-целевого подхода включает широко использовавшиеся в прежние годы методы «дерево целей», балансовых и технико-экономических расчетов, определения приоритетов, разработки вариантов и др., причем как в традиционном экономико-статистическом, так и в экономикоматематическом исполнении.

Региональные программы должны базироваться на единой системе методов и показателей общенационального и территориального регулирования, что обеспечивает сопоставимость этих уровней и возможность включения в программный и непрограммный разрезы региональных разработок Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.277.

На стадиях научной разработки программы исключительно важен вариантный подход. Многовариантность позволяет надежно выявить и обосновать наиболее эффективные пути достижения программных целей. При этом надо различать ценность вариантов с количественными различиями показателей (вилка) и с принципиальными качественными отличиями решений (альтернатива).

Для выявления оптимального варианта программы подходят такие критерии, как минимум времени реализации при заданных ограничениях на ресурсы и конечных показателях; минимум затрат на реализацию при фиксированных конечных показателях и времени реализации; минимум отклонения конечных показателей от установленных нормативов при заданных затратах и времени реализации.

Ограниченность финансовых, материальных и других ресурсов делает невозможной и нецелесообразной одновременную разработку большого количества программ. Речь идет, таким образом, о непременном ранжировании и отборе наиболее актуальных и перспективных проблем из числа потенциальных.

Важной предпосылкой отбора проблем является их тщательное изучение и научное обоснование с единых методологических позиций. Для этих целей применим метод, который основан на ранжировании проблем согласно количеству баллов, «собираемых» каждой проблемой по группам критериальных признаков, и их суммирование.

2.2. Опыт развитых стран в области программирования регионального развития

Программно-целевой метод приобрел активных сторонников во многих развитых странах мира. В ряде развитых стран разрабатывались и реализовывались программы социально-экономического развития, в том числе программы регионального развития, главным назначением которых было выравнивание условий развития отдельных регионов и обеспечение достойного уровня жизни их населению.

Особенно интересным представляется опыт Соединенных Штатов Америки, которые при общей рыночной ориентации экономики осуществили ряд социально-экономических программ, обеспечивающих влияние государства на экономические процессы и поддержку конкурентоспособности страны на мировой арене Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.278.

Соединенные Штаты стали использовать заимствованный у нашей страны опыт государственного регулирования народно-хозяйственных процессов с 1933 г. Непосредственной причиной этого стала необходимость вывода американской экономики из состояния Великой депрессии. Вмешательство государства в экономику выражалось главным образом во введении элементов центрального планирования, и в первую очередь была начата разработка ряда целевых программ. Особое значение придавалось программам развития сельскохозяйственных отраслей. Цель данных программ заключалась в снижении социальной напряженности в обществе путем увеличения производства продуктов питания и снижения за счет этого цен на продовольствие. Был принят также ряд программ по развитию строительной индустрии и других отраслей, обеспечивающих высокую занятость населения.

В тот же период была развернута масштабная региональная программа - программа развития долины реки Тенесси, которая продолжает свое функционирование до настоящего времени. Эта программа является характерным примером комплексной целевой программы, т.е. такой программы, которая используется для достижения комбинации различных целей. (Другими примерами комплексных программ могут служить, например, долгосрочная программа «Решение общенациональной жилищной проблемы», рассчитанная на период с 1985 по 2000 г., а также программа разработки и строительства космических кораблей на 1985-1995 гг. и др.) Программа предусматривает развитие территорий в долине реки Тенесси и предполагает совместное решение ряда частных задач, в числе которых можно выделить освоение потенциальных гидроэнергетических ресурсов, расширение водоемов, а также создание новых искусственных водоемов с целью смягчения засушливого климата и создания источников воды для искусственного орошения сельскохозяйственных угодий, комплексную мелиорацию земель, рост производства сельскохозяйственной продукции, улучшение условий судоходства на реке Тенесси и развитие сети транспортных коммуникаций региона, совершенствование условий жизни населения, создание новых рабочих мест в регионе, создание зон отдыха, улучшение экологической обстановки в регионе.

С нашей точки зрения представляется весьма важным, что для управления программой был создан специальный орган - Администрация по выполнению данной программы. Первоочередными мероприятиями, которые администрация начала проводить в жизнь, было строительство каскада гидроэлектростанций. После окончания строительства администрация начала отпускать электроэнергию по низким ценам несмотря на возражения частных энергетических компаний и дала обязательство сохранять такой уровень цен в течение длительного срока. Низкие цены на электроэнергию привлекли в регион значительное количество частных предпринимателей и привели к значительному росту производства в регионе, а также к росту количества рабочих мест, созданию промышленной и социальной инфраструктуры. Предполагалось создать еще семь структур, подобных администрации долины Тенесси, но эти планы были свернуты после смерти президента США Ф.Рузвельта Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.279.

Программа «Освоение и развитие ресурсов долины реки Тенесси» является выдающейся зарубежной программой регионального развития. Опыт ее разработки и осуществления выступает предметом изучения в американских университетах и бизнес-центрах.

В последующие годы в Соединенных Штатах Америки был принят широкий спектр программ, многие из которых были направлены на развитие передовых наукоемких проектов, среди которых в первую очередь стоит упомянуть программы космических исследований, стратегическую оборонную инициативу и др.

Следует отметить, что термин «программа» в американском понимании имеет широкий спектр значений и может быть распространен, по существу, на любой вид управленческой деятельности - от тщательно проработанной системы проектов до простого выделения из бюджета некоторой суммы средств на финансирование мероприятий, имеющих порой довольно расплывчатый характер. Программы подразделяются на две основные категории: программы основной деятельности и программы обеспечивающей деятельности. К первой категории относят программы, непосредственно направленные на предоставление населению каких-либо услуг, например, по медицинскому обслуживанию, жилищному строительству, транспорту, связи, образованию и т.п. Ко второй категории относятся программы, предназначенные для развития обеспечивающей деятельности, такой, как административное обслуживание, подготовка кадров, эксплуатация оборудования, НИОКР, информационное обеспечение, и ряд других. Программы второй категории, как правило, предназначены для создания условии, которые требуются для успешного выполнения программ основной деятельности Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.280.

В зависимости от роли федерального правительства в реализации программы можно выделить две основные категории: управление «мягкого типа» и «жесткого типа». К первой категории относятся, например, программы «федеральной помощи», основное содержание которых состоит в выделении федеральных бюджетных средств на осуществление проектов местных органов власти, учебных заведений, частного секторами т.д. Такого рода программы обычно практикуются с целью развития сети автодорог, создания новых рабочих мест в депрессивных районах. Реализация программ этой категории контролируется федеральным правительством лишь в самой общей форме. Программы «жесткого типа» обычно фактически управляются государственными ведомствами, несмотря даже на то, что в их реализации зачастую принимают участие частные фирмы. К этой категории относятся программы строительства наиболее важных объектов, по разработке систем вооружения и т.п. Помимо этих двух категорий, под контроль государства попадают также многие масштабные проекты, реализуемые частными компаниями в силу их влияния на экономику и природную среду.

Основная причина, по которой правительства развитых стран прибегают к целевым программам, - расхождение интересов между общественными и государственными интересами, с одной стороны, и интересами частного капитала - с другой. Такая ситуация часто возникает в инвестиционной сфере. Обычно она бывает связана с масштабными, но медленно окупающимися проектами, формирующими инфраструктуру одного или нескольких регионов. Такие проекты (например, строительство сети автодорог) весьма целесообразны с точки зрения государственной, но непривлекательны для частных предпринимателей из-за большого срока окупаемости и большого объема вложений. Здесь уместно упомянуть, что администрация крупнейшей американской региональной программы по развитию долины реки Тенесси, которая была начата в 1933 г. и включала в себя такие дорогостоящие мероприятия, как совершенствование организации судоходства по реке Тенесси, строительство каскада гидроэлектростанций и др., объявила о получении первой прибыли лишь в 1959 г. - через 25 лет после начала реализации программы.

Применение целевых программ представляется особенно значительным в периоды экономического спада, когда остро ощущается необходимость сохранения уровня занятости, поддержки нормального функционирования фирм и корпораций, имеющих стратегическое значение для экономики страны. В развитых странах целевые программы являются также важным инструментом, с помощью которого осуществляется структурная политика государства. Без целевых программ немыслимо решение задач в таких сферах, как развитие производственной и социальной инфраструктуры, научных исследований, создание систем вооружений и т.д Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.281.

Эта роль целевых программ особенно хорошо видна на примере Японии, где они используются как средство стимулирования новых, наукоемких отраслей, таких как электроника, робототехника, информационные системы. Экономические программы в Японии имеют индикативный характер, в связи с чем частным предпринимателям не определяются конкретные показатели производства того или иного товара, что невозможно в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры, а государственные органы, осуществляющие управление программой, занимаются только общей координацией, не вмешиваясь в конкретные производственные процессы.

Все экономические программы и планы в Японии исходят из того, что японская экономика является преимущественно рыночной экономикой. Поэтому, указывая главные направления экономической и социальной политики государства, программы и планы рассматриваются как базовые ориентиры для частного предпринимательства и национального развития в целом.

Анализ показывает, что экономическое программирование оказывает позитивное влияние на хозяйственную жизнь страны. Воздействие индикативных планов на экономическую динамику трудно выразить количественно, однако ...........



Страницы: 1 | 2 | [3] | 4 |








 
 
Показывать только:


Портфель:
Выбранных работ  


Рубрики по алфавиту:
АБВГДЕЖЗ
ИЙКЛМНОП
РСТУФХЦЧ
ШЩЪЫЬЭЮЯ

 

 

Ключевые слова страницы: Региональная экономика | контрольная работа

СтудентБанк.ру © 2014 - Банк рефератов, база студенческих работ, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по различным дисциплинам, а также отчеты по практике и многое другое - бесплатно.